Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №07 (96) Июль 2024
УДК 159.99
Дата публикации 31.07.2024
Особенности коммуникативного поведения агрессивных подростков
Куликова Татьяна Ивановна
канд. психол. наук, доцент кафедры специальной психологии, дефектологии и социальной работы, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула, tativkul@gmail.com
Аннотация: В статье рассматривается проблема коммуникативного поведения подростков, проявляющих агрессию. В настоящее время в психологической науке все большее место занимают исследования особенностей нормативного коммуникативного поведения в подростковом возрасте. Однако именно в этом возрасте у подростка особенно ярко проявляются отдельные личностные качества и свойства – повышенная эмоциональность и импульсивность, нетерпимость и агрессивность. Автор анализирует результаты проведенного эмпирического исследования особенностей коммуникативного поведения агрессивных подростков на выборке, в которую вошли 63 подростка со средним и высоким уровнем агрессивности. Результаты исследования позволяют констатировать, что коммуникативное поведение агрессивных подростков определяется импульсивностью проявления эмоциональных реакций, сочетанием высоких значений цинизма и враждебности с крайне низкими значениями коммуникативной толерантности в процессе общения, низкой способностью к эмоциональному отклику.
Ключевые слова: коммуникативное поведение, подростки, склонность к агрессии.
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of special psychology, defectology and social work Lev Tolstoy TSPU, Tula
Abstract: The article deals with the problem of communicative behaviour of adolescents showing aggression. Nowadays in psychological science the research of peculiarities of normative communicative behaviour in adolescence occupies more and more place. However, it is precisely at this age that certain personal qualities and properties - increased emotionality and impulsiveness, intolerance and aggressiveness - are particularly pronounced in adolescents. The author analyses the results of an empirical study of the peculiarities of communicative behaviour of aggressive adolescents in a sample of 63 adolescents with medium and high levels of aggression. The results of the study allow us to state that the communicative behaviour of aggressive adolescents is determined by the impulsiveness of manifestation of emotional reactions, a combination of high values of cynicism and hostility with extremely low values of communicative tolerance in the process of communication, low ability to emotional response.
Keywords: communicative behaviour, adolescents, propensity to aggression.
Куликова Т.И. Особенности коммуникативного поведения агрессивных подростков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 07 (96). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-kommunikativnogo-povedeniya-agressivnykh-podrostkov.html (Дата обращения: 31.07.2024)
Коммуникативное поведение – неотъемлемая часть процесса коммуникации, которая определяет любую человеческую жизнь. Человек является социальным существом, нуждающийся в постоянном контакте с другими людьми, поэтому реализовать свой потенциал ему необходимо через коммуникативное поведение. Традиционно коммуникацию представляют в трех направлениях изучения: коммуникация как вид деятельности (М.Я. Басов, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); коммуникация как процесс общения (В.П. Конецкая, М.И. Лисина, А.В. Соколов); коммуникация как поведение (И.А. Стернин, Е.Б. Чернышова, А.В. Корнеева) [1; 2].
Термин «коммуникативное поведение» впервые введен И.А. Стерниным. В широком смысле он рассматривает его как поведение личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общества. Оно основано на сложившихся в обществе общепринятых социальных нормах. Стоит отметить, что автор делает акцент на двух составляющих коммуникативного поведения – вербальном и невербальном. Коммуникативное поведение транслируется не только с помощью слов, но и мимики, жестов, необходимых для осуществления процесса общения [3]. Стоит заметить, что И.А. Стернин определяет развитие коммуникативного поведения в рамках коммуникативной сферы личность. В данном подходе коммуникативное поведение рассматривается с точки нормативности и отвечает на вопрос: «Нарушает ли коммуникативное поведение нормы, принятые в обществе, или нет?». В соответствии с этим конкретное коммуникативное поведение, которое демонстрирует индивид, можно охарактеризовать как нормативное или ненормативное [4].
Коммуникативное поведение, регулируемое индивидуальными нормами, может вызывать как негативные ситуации, так и позитивные. По своей сути, оно характеризует столкновение точек зрения на определенные вещи двух или более людей, при котором каждый видит мир со своей стороны «правильности». Коммуникативное поведение может характеризоваться эгоцентричной позицией по отношению к партнеру, либо естественным желанием понять другого человека, расположить его для дальнейшего диалога и т.д. В этом случае мы говорим, что коммуникативное поведение включает эмпатию, которая выступает двигателем успешного положительного межличностного взаимодействия [5].
В исследованиях возрастного коммуникативного поведения (И.А. Стернин, Е.Б. Чернышова) присутствует мысль о том, что коммуникативное поведение есть отражение коммуникативного сознания личности. Путем изучения коммуникативного поведения можно выявить особенности коммуникативного сознания человека. И.А. Стернин включает в данную структуру коммуникативные категории, обозначающие знания человека об общении и нормах его осуществления. Примером коммуникативных категорий, определяющих коммуникативное поведение, автор предлагает выделять вежливость, толерантность, грамотность, хорошую/плохую речь, коммуникативный идеал [6].
Коммуникативное поведение всегда стоит рассматривать в рамках определенного возраста, потому как оно проявляется по-разному, в зависимости от возрастного этапа, а также в контексте межличностного взаимодействия. В подростковом возрасте общение выступает источником построения социальных контактов, нахождения людей со схожими интересами, важными для самого подростка мыслями. Коммуникативное поведение подростков формируется под влиянием общепринятых норм, стереотипов уверенного поведения, примера, который подает известная личность и которая является авторитетом [7].
В подростковом возрасте происходят заметные изменения во многих сферах личности подростка – эмоциональной, морально-нравственной, межличностной и др. Подросток становится либо замкнутым, либо слишком общительным, очень грубым или непривычно ласковым, чересчур агрессивным или удивительно спокойным. У него обостряется эмоциональность, для него становится свойственно проявление импульсивности, и он не всегда может себя контролировать [8]. Вышеперечисленные обстоятельства могут повлиять на поведение подростка – стремительно усиливаются агрессивные реакции.
Неумение правильно выстраивать свое коммуникативное поведение связано и с тем, что подростка не обучают социально-приемлемым формам реагирования на фрустрацию и способам борьбы со стрессом, подбору оптимального выхода и разрешения конфликтных ситуаций, умению адекватно реагировать на проявление агрессивного поведения со стороны собеседника и избегать агрессию в собственном. Стоит отметить, что агрессия выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности, с защитой и отстаиванием личных границ, самооценки, усилением контроля над важным для подростка окружением [9; 10].
А.А. Ушанова отмечает, что выше уровень проявления агрессии, тем ниже уровень адаптации к новому и малознакомому окружению. Это сопровождается неумением находить общий язык со сверстниками, трудностями в проявлении инициативы при общении с другими людьми. У подростков, склонных к проявлению агрессии, отмечается снижение уровня эмпатийности. Они не стремятся проявлять сочувствие и вникать во внутренний мир другого человека: в его чувства, мысли, ожидания, стремления, страхи, радости. Для них свойственна категоричность во мнении, когда не существует иной – противоположной точки зрения. В ситуации спора ярко проявляется обида, мстительность, отсутствие сопереживания и игнорирование чужих чувств и эмоций, отказ от следования общепринятых правил и норм [11].
Проведенный обзор научных работ позволяет констатировать, что поведение обязательно определяется рядом норм и характеризуется как нормативное или ненормативное, а его становление происходит именно в подростковом возрасте. Склонность к агрессии, проявляемой подростками в межличностном общении, неизбежно приводит к формированию деструктивного коммуникативного поведения.
Все выше сказанное и определило цель нашего исследования – изучение особенностей коммуникативного поведения агрессивных подростков. Задачи исследования: изучить особенности нормативного коммуникативного поведения; определить особенности коммуникативного поведения агрессивных подростков. Мы предположили, что коммуникативное поведение агрессивных подростков характеризуется импульсивностью проявления эмоциональных реакций, сочетанием высоких значений цинизма и враждебности с крайне низкими значениями коммуникативной толерантности в процессе общения, низкой способностью к эмоциональному отклику.
Эмпирическое исследование было проведено на базе двух общеобразовательных учреждений г. Тулы. На подготовительном этапе, предполагающем выявление подростков со склонностью к агрессии, приняли участие ученики девятого класса (15-16 лет) в количестве 87 человек: из них 49 девочек и 38 мальчиков. Испытуемым была предложена экспресс-анкета Признаки агрессивности. Анкетирование проводилось в режиме онлайн на сайте Психологические тесты онлайн https://psytests.org/. В результате в эмпирическую выборку вошли 63 подростка, у которых выявлен средний и высокий уровень агрессивности. В дальнейшем исследовании были использованы методики: шкала враждебности (У. Кук, Д. Медлей) для оценки уровня выраженности по шкалам цинизма, агрессивности и враждебности; методика диагностики потенциала коммуникативной импульсивности В.А. Лосенкова для выявления потенциала коммуникативной импульсивности личности; тест «Коммуникативные умения» (Л. Михельсон; перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха) на определение уровня коммуникативной компетентности; опросник «Диагностика коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко) для изучения толерантных и интолерантных установок личности, проявляющихся в процессе межличностного взаимодействия; методика для исследования уровня эмпатии (И.М. Юсупов, Е.М. Никиреев).
Применив методику «Шкала враждебности» У. Кука – Д. Медлей, были получены данные о количестве испытуемых по шкалам цинизма, агрессивности и враждебности. Результаты методики позволяют подтвердить соответствие состава эмпирической выборки цели нашего исследования по изучению особенностей коммуникативного поведения агрессивных подростков.
По шкале цинизма у 10,3 % подростков выявлен высокий уровень данного показателя. Такие подростки бывают нетерпимы к мнению собеседника, потому как у них своя точка зрения; их не волнуют общепринятые нормы. У 31 % подростков был выявлен средний показатель с тенденцией к высокому. Полученные данные позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых высокий и средний с тенденцией к высокому уровни цинизма, что выражается в стремлении пренебрежительно и презрительно относиться к общепринятым нормам морали. Такое поведение чревато тем, что из-за отрицания существующих норм подросток не может полноценно строить отношения с окружающими его людьми: отсутствие чувства сострадания, стыда и сочувствия чаще всего неприятно собеседнику, поэтому люди могут отдаляться от такого человека.
По шкале агрессивности у 6,9 % подростков выявлен высокий уровень, т.е. такие подростки нередко обостряют конфликтные ситуации, стремясь к применению физической силы. У 20,7% подростков был выявлен средний показатель с тенденцией к высокому. Полученные данные позволяют сделать вывод, что у четвёртой части испытуемых преобладают средний с тенденцией к высокому и высокий уровни агрессивности. Это отрицательно сказывается не только на самом подростке, но и на его окружении: отсутствие самоконтроля способно разрушить уже имеющиеся отношения, а также осложнить выстраивание новых полноценных отношений. Склонность к агрессии приводит к деструктивному общению, наполненное конфликтными ситуациями.
По шкале враждебности у 3,4% подростков выявлен высокий уровень по шкале враждебности. Подростки с высоким уровнем враждебности часто испытывают негативные эмоции по отношению к окружающим людям: злость, ненависть, раздражение, делают грубые замечания другим. У 17,2% подростков был выявлен средний показатель с тенденцией к высокому. Опираясь на результаты, можно заключить, что у меньшей части выражен средний с тенденцией к высокому и высокий уровни враждебности. Негативное восприятие окружающих людей может стать причиной возникновения проблем с выстраиванием коммуникации со сверстниками, педагогами и родителями. Это состояние обуславливается слабой силой воли, а также низким уровнем самоконтроля.
Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что в большей степени (58,6%) выборка по разным показателям отражает проявление агрессии у подростков: низкий уровень эмпатии, толерантности, высокие и средние с тенденцией к высокому показатели по цинизму, агрессивности и враждебности.
Для выявления потенциала коммуникативной импульсивности личности применялась методика В.А. Лосенкова. В психологии импульсивность рассматривается как особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Импульсивность проявляется в необдуманности слов, действий и поступков человека. У подростков импульсивность часто является следствием повышенной эмоциональной возбудимости, характерной для этого возраста. Анализ данных выраженности уровня импульсивности свидетельствует о том, что из числа респондентов эмпирической выборки преобладают подростки с высоким уровнем коммуникативной импульсивности (49,4%), средний уровень диагностирован у 24,3% подростков, низкий уровень выявлен у 26,3% испытуемых.
Высокий уровень импульсивности характеризует подростка с недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Импульсивность или склонность к слишком быстрым, необдуманным действиям проявляется как в повседневной жизни, так и в ситуации общения и деятельности. В любой ситуации у таких подростков импульсивность берет верх над рассудительностью и сдержанностью.
Тест коммуникативных умений Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. Полученные данные показывают, что для 20,7 % испытуемых характерен агрессивный стиль поведения в межличностном общении. Подростки не способны реагировать на критику объективно; реагируют на провоцирующее поведение со стороны; им сложно вступать в диалог с другими людьми. Для 44,8 % испытуемых характерен зависимый стиль поведения в межличностном общении – это выражается в пассивности, подчиняемости, внушаемости и конформизме.
Проблема толерантной коммуникации особенно остро возникает в подростковом сообществе, особенно среди подростков со склонностью к агрессии. Показателями коммуникативной толерантности являются: уровень эмпатии, эмоциональная устойчивость, общительность, справедливость и склонность к компромиссу. Критерии оценки уровня сформированности коммуникативной толерантности выражаются в количественных и качественных характеристиках на низком, среднем и высоком уровнях. В нашем исследовании высокий уровень толерантности в общении низкий уровень толерантности в общении выявлен у 34,5 % респондентов – это более трети респондентов. Подростки не скрывают неприятные чувства, возникающие при взаимодействии с другим человеком; плохо приспосабливаются к характерам, привычкам собеседника.
Еще одной важной характеристикой нормативного коммуникативного поведения является эмпатия, способствующая сбалансированности межличностных отношений и социальной адекватности поведения человека [12]. Результаты методики И.М. Юсупова и Е.М. Никиреева по определению уровня эмпатии позволяют констатировать, что 34,5 % испытуемых характеризуются проявлением низкого уровня эмпатийности, а 13,8 % испытуемых демонстрируют очень низкий уровень эмпатийности. Человек с минимальным уровнем эмпатии не способен на сопереживание или сочувствие. Эмоциональный фон при низком уровне эмаптии находится на критически низком уровне, поэтому человек может проявлять нетерпимость и даже агрессию по отношению к другому.
Одним из важнейших условий эффективного управления поведением является коммуникация, так как она выполняет ведущую роль в развитии и становлении личности. Проблема формирования коммуникативного поведения в онтогенезе является наиболее актуальной. Нормы коммуникативного поведения отражают, прежде всего, индивидуальную культуру, личностные качества и коммуникативный опыт индивида.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что коммуникативное поведение агрессивных подростков определяется во многом личностными качествами самих подростков – импульсивностью проявления эмоциональных реакций, сочетанием высоких значений цинизма и враждебности с крайне низкими значениями коммуникативной толерантности в процессе общения, низкой способностью к эмоциональному отклику.
Список литературы
1. Корнеева А.В. Коммуникативное поведение и коммуникативное сознание как механизмы межкультурного взаимодействия // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2017. – Т.15. – №4. – С. 78-86.
2. Самосват О.И., Ахметзянова А.И. Значимость социального одобрения для подростков в условиях социальных сетей // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2016. – №7. – С. 181-189.
3. Стернина М.А. Исследования коммуникативного поведения в трудах И.А. Стернина // Коммуникативные исследования. – 2022. – Т. 9. – № 3. – С. 517-528.
4. Стернин И.А., Камбаралиева У.Д. Теоретические проблемы описания коммуникативного поведения // Коммуникативные исследования. – 2018. – № 2(16). – С. 20–34.
5. Мякотина Т.А. Особенности коммуникативного поведения учащихся 7-х классов // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2013. – №2. – С. 40-46.
6. Стернин И.А., Камбаралиева У.Д. Указ. соч.
7. Русакова С.В. Сущностные характеристики коммуникативной толерантности: происхождение понятия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер.: 202 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2013. – Т. 19. – № 1. – С. 10-13.
8. Федяева М.В., Волчкова Н.И. Исследование коммуникативных свойств личности в подростковом возрасте // Психология, социология и педагогика. – 2012. – № 6 [Электронный ресурс]. URL:https://psychology.snauka.ru/2012/06/834 (дата обращения: 15.05.2024).
9. Меньшикова Т.И. Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2017. – №3. – С. 106-114.
10. Науменко М.В. Взаимосвязь форм агрессии с коммуникативными способностями подростков-спортсменов // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – Т.6. – №5. – С. 1-9.
11. Ушанова А.А. Структуры личности подростков с разными уровнями проявления агрессивных реакций // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – №4. – С. 144-149.
12. Елеференко И.О. Эмпатия как основание коммуникации // Культурная жизнь Юга России. – 2010. – №4(38). – С. 33-36.