Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №07 (96) Июль 2024
УДК 378.1
Дата публикации 31.07.2024
Коллаборативное обучение в образовательном пространстве университета
Леонова Марина Александровна
аспирант кафедры педагогики, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга, mlkaluga@mail.ru
Аннотация: Наибольшая продуктивность образовательного процесса достигается при реализации активных педагогических технологий, при которых все участники становятся вовлеченными в процесс познания. Одной из таких технологий является коллаборативное обучение. В статье рассматривается особенности данной образовательной технологии. Выделены принципы, на которые необходимо опираться при организации коллаборативного обучения. Описаны этапы проектирования коллаборации. Проанализированы разные виды коллаборативного обучения, такие как онлайн- и офлайн-коллаборации. Выделены преимущества и сложности, которые необходимо учитывать при планировании коллаборативного обучения. Приведены примеры коллабораций в учебной, научной, коммуникативной, профессиональной, информационно-цифровой, культурно-творческой, спортивной, материально-технической средах образовательного пространства университета. В концепции формирования педагогического дизайна университета коллаборативное обучение используется для улучшения качества и эффективности образовательного процесса в вузе, а также создания интересного, увлекательного, интерактивного образовательного пространства.
Ключевые слова: коллаборативное обучение, коллаборация, образовательное пространство университета, образовательная среда, педагогический дизайн.
Postgraduate student of the Department of Pedagogy, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky of the Russian Federation, Kaluga
Abstract: The greatest productivity of the educational process is achieved through the implementation of active pedagogical technologies, in which all participants become involved in the process of cognition. One of these technologies is collaborative learning. The article discusses the features of this educational technology. The principles on which it is necessary to rely in the organization of collaborative learning are highlighted. The stages of collaboration design are described. Different types of collaborative learning, such as online and offline collaborations, are analyzed. The advantages and difficulties that need to be taken into account when planning collaborative learning are highlighted. Examples of collaborations in educational, scientific, communicative, professional, information and digital, cultural and creative, sports, material and technical environments of the educational space of the university are given. In the concept of the formation of the pedagogical design of the university, collaborative learning is used to improve the quality and effectiveness of the educational process at the university, as well as to create an interesting, fascinating, interactive educational space.
Keywords: collaborative learning, collaboration, university educational space, educational environment, pedagogical design.
Леонова М.А. Коллаборативное обучение в образовательном пространстве университета // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 07 (96). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kollaborativnoe-obuchenie-v-obrazovatelnom-prostranstve-universiteta.html (Дата обращения: 31.07.2024)
Современное образовательное пространство университета достаточно динамично. Проектирование педагогического дизайна образовательного пространства требует комплексного подхода, учитывающего как академические, так и практические стороны обучения. Качество образовательного процесса, напрямую зависит от того, каким образом строится работа по развитию учебной мотивации, как организовано образовательное пространство университета и какова степень вовлеченности обучающихся непосредственно в образовательный процесс.
Педагогический дизайн должен быть очень гибким и адаптивным, способным учитывать изменения, возникающие на рынке труда, так как одной из главных задач вуза является выпуск конкурентоспособных специалистов.
В свою очередь, использование инструментов педагогического дизайна позволяет вузу эффективно спроектировать свои образовательные среды, с целью оказания влияния на результативность образовательного процесса и гармоничное развитие личности каждого обучающегося [1].
Одним из способов адаптации к изменяющимся политическим, социальным и экономическим условиям является активное внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных технологий с целью его совершенствования.
Под образовательной технологией понимается совокупность организационных форм, методов, материально-технических и социально-психологических ресурсов, способствующих ведению эффективного и комфортного образовательного процесса.
Наибольшая продуктивность образовательного процесса достигается при реализации активных педагогических технологий, при которых все участники становятся вовлеченными в процесс познания. Одной из таких технологий является коллаборативное обучение.
Целью статьи является рассмотрение особенностей данной технологии, выделение сильных и слабых сторон для успешного внедрения в образовательный процесс.
Понятие «коллаборативное обучение» относительно новое в научной литературе. Оно происходит от английского слова «collaborative learning», что в переводе означает «объединенное», «совместное обучение».
Павельева Н.П. определяет коллаборативное обучение как педагогический подход, который строится на тесном взаимодействии между участниками образовательного процесса [2].
Куликов А.В. трактует «коллаборативное обучение» как философию образования, в которой «вместе работаем, вместе изучаем, вместе изменяемся, вместе улучшаемся» [3].
Синицына Г.П. считает что «коллаборативное обучение» - это стратегия, которая дает возможность организовать совместную работу обучающихся с целью решения проблемы или создания определенного продукта [4].
Проанализировав мнение исследователей, можно определить коллаборативное обучение как специально спланированное сотрудничество между группой людей, направленное на достижение поставленной задачи.
В основе коллаборативного обучения лежат концептуальные положения: педагогики сотрудничества (Амонашвили Ш.А., Шаталов В.Ф., Лысенкова С.Н.); теории деятельности (Леонтьев А.Н., Рубинштейн, Л.С. Выготский Л.С.); теория межкультурной коммуникации (Агеев В.С., Кочетков В.В., Лебедева Н.М.)
Цель коллаборативного обучения заключается в активном включении обучающихся в групповые формы реализации образовательного процесса для эффективного решения поставленных задач [5].
Образовательный процесс при коллаборативном обучении – это не прямое воздействие преподавателя на обучающегося, а эффективное взаимодействие всех участников коллаборации. Знания конструируется и трансформируется непосредственно обучающимися. Преподаватель в коллаборативном обучении выполняет функцию наблюдателя, консультанта, координатора и помогает в создании педагогических условий, в которых процесс обучения протекал бы наиболее благоприятно [6].
Важно отметить, что в основе коллаборации лежит объединение возможностей и индивидуальных особенностей каждого участника при решении общей задачи, а не разделение ресурсов обучающихся в процессе ее решения [7].
Создание коллаборативной группы выполняет двойную задачу: во-первых, академическую, так как происходит достижения образовательных целей, во-вторых, социально-психологическую, так как осуществляется активное взаимодействие между участниками процесса. Данные факты имеют большую значимость как для преподавателя, так и для самих обучающихся.
Коллаборативное обучение может быть организовано в следующей группах: студент – студент, студент – преподаватель, студент – работодатель, студент – преподаватель – работодатель. Данное обучение может осуществляться в рамках одного университета, а может организовываться совместно с другими университетами и профильными организациями.
Основными принципами коллаборативного обучения являются:
- Сотрудничество: все участники коллаборации работают сообща для достижения поставленной цели обучения.
- Ответственность: каждый обучающийся несет личную ответственность за качество своей работы и вклад в решение общего проблемы или вопроса.
- Гибкость: коллаборация предоставляет возможность адаптировать образовательный процесс под индивидуальные потребности каждого обучающегося.
- Самостоятельность: обучающимся предоставляется возможность самостоятельного выбора методов и способов решения поставленных задач.
- Эффективность: коллаборация позволяет объединять усилия нескольких обучающихся и ускорить процесс решения задачи.
Организация коллаборативного обучения осуществляется в несколько этапов:
- Определение целей и задач обучения.
- Выбор участников коллаборации.
- Составление плана работы.
- Выбор инструментов для выполнения работы.
- Организация коллаборации.
- Мониторинг прогресса.
- Оценка полученных результатов.
Существуют следующие виды коллаборативного обучения.
Онлайн-коллаборации
Это совместная работа над поставленной задачей, организованная в интернет-пространстве. Онлайн-коллаборации создаются на социально-образовательных платформах, которые предлагают уникальные функции и инструменты для совместной работы (Google, Microsoft 365, Zoom и др.) в социальных сетях (Twitter, В Контакте, Telegramm и др.) и являются незаменимыми в образовательном пространстве вуза [8].
Организация онлайн-коллабораций осуществляется в виде совместных проектов, виртуальных вебинаров, семинаров, видеоконференций, онлайн-форумов, онлайн-курсов. Создаются менторские онлайн-сообщества, на которых опытные студенты дают наставление первокурсникам из своего или других вузов.
Онлайн-коллаборации обладают рядом преимуществ:
- Мобильность: возможность подключаться к коллаборации из любого места.
- Доступ к талантам: возможность привлечения специалистов со всего мира.
- Доступность: больший охват целевой аудитории
- Увеличение производительности труда: большое количество цифровых инструментов для проведения совместной работы и решения поставленных задач.
- Доступность информации: возможность записи и архивирования встречи.
- Цифровизация: развитие навыков работы с цифровыми источниками информации.
- Инклюзивность: доступность для участников с ограниченными возможностями здоровья.
- Уменьшение затрат: экономия денежных средств на передвижение к месту встречи участников коллаборации, экономия на коммунальных расходах вуза.
- Адаптация к изменениям: возможность быстрого реагирования на изменяющиеся условия работы.
Офлайн-коллаборации
Это «живые» коллаборации в образовательном пространстве университета, организованные в форме бесед, дискуссий, мозговых штурмов, совещаний, собраний, семинаров, конференций, встреч, дебатов, волонтерских проектов, творческих мастерских, мастер-классов.
В свою очередь офлайн-коллаборации также обладают рядом преимуществ:
- Личное взаимодействие: личное общение позволяет участникам лучше и быстрее понимать друг друга.
- Установление вербальных и невербальных коммуникаций: способствует улучшению коммуникативных навыков таких как умение говорить и слушать собеседников; возможность видеть реакцию участников на обсуждаемые вопросы. Своевременное пресечение конфликтов и недопониманий.
- Улучшение командной динамики: больше возможностей для выстраивания эффективной командной работы в эмоциональном и интеллектуальном плане. Укрепление связей внутри команды.
- Повышение мотивации: позволяет видеть результаты своей совместной работы в режиме реального времени.
- Физическое пространство для коллаборации: встреча участников коллаборации возможна не только в аудиторном фонде университета, но и в коворкингах, организованных в холлах учебных корпусов, а также в других специально подобранных местах.
- Креативность и творчество: возможность более легкого обмена идеями, вдохновляться друг другом.
- Уменьшение отвлекающих факторов: фокус на групповой работе в конкретном месте.
- Снижение зависимости от интернет-ресурсов: актуально в условиях технических сбоев или ограниченности цифровых ресурсов.
Выбор способа организации коллаборации напрямую зависит от цели обучения, потребностей обучающихся и ресурсов, которыми располагает университет.
Проанализировав разные виды коллаборативного обучения, можно выделить следующие преимущества и сложности при применении данной образовательной технологии.
Достоинствами коллаборативного обучения являются:
- Расширение круга общения путем установления новых социальных связей.
- Развитие коммуникационных навыков обучающихся.
- Развитие критического мышления.
- Развитие креативного мышления. Поиск нестандартных решений поставленных задач.
- Повышение мотивации в процессе обучения.
- Развитие лидерских качеств.
- Формирование социальных навыков таких как сотрудничество и взаимодействие.
- Развитие навыков самоорганизации.
- Повышение самооценки.
- Стимуляция мыслительной деятельности.
- Распределение ответственности внутри участников корпорации с опорой на потенциал каждого.
Но также возникает ряд сложностей, которые необходимо учитывать при организации коллаборативного обучения:
- Различный уровень теоретических и практических знаний у обучающихся и иных членов коллаборации, приводящий к отставанию или опережению в поиски решения вопроса, следствием чего может быть снижение мотивации при коллаборативном обучении.
- Различные мотивации у каждого участника коллаборации, приводящие к незапланированным результатам. Для одних обучающихся важен опыт, для других – получение знаний, для третьих – продукт, для четвертых - получения диплома.
- Сложности межличностного взаимодействия участников коллаборации, вызванные личностными качествами каждого: умение работать в команде, уважать чужие точки зрения, открытость, гибкость, умение слушать, умение предлагать.
- Сложности при распределении ролей и ответственности каждого участника коллаборации.
- Специфика культурных этнических и языковых особенностей участников, приводящая к возникновению недопонимания во время решения вопроса или обсуждения проблемы.
- Неэффективное использование информационных технологий, вызванное различными техническими возможностями участников.
- Сложности при планировании времени для встреч и посещение данных встреч, вызванные занятостью участников, так как это не всегда обучающиеся одной академической группы.
- Сложности с планированием и организацией работы внутри коллаборации.
- Возникающие разногласия во мнениях могут приводить к недопониманию и конфликтам и тем самым снижают эффективность командной работы.
Педагогический дизайн университета формирует работа, проводимая в различных средах образовательного пространства вуза, в которых происходит активное взаимодействие объектов и субъектов образовательного процесса, с целью раскрытия индивидуальных способностей личностей обучающихся, достижения им определенных образовательных параметров, а также приращения культурных ценностей [9].
Ниже приведены примеры коллабораций в образовательных средах вуза.
Коллаборации в научной среде вуза.
Совместная работа над исследованиями, научными публикациями, научными проектами и грантами; совместные научные мероприятия: конференции, форумы, симпозиумы, круглые столы, семинары; совместное создание научных школ научных лабораторий; совместный выпуск научного журнала.
Коллаборации в учебной среде вуза.
Совместное конструирование и реализации основных образовательных программ, совместное проведение лекций, семинаров, лабораторных занятий, тренингов; совместная реализация образовательных проектов; стажировки и обмен студентами.
Коллаборации в коммуникативной среде вуза.
Совместные ведение социальных сетей, телеграмм – канала, интернет-портала; совместная работа со СМИ; совместный PR-акции.
Коллаборации в профессиональной среде вуза.
Совместные мероприятия профессиональной направленности: ярмарки вакансий, Дни профессий; создание профессиональных сообществ; совместные профессиональные проекты; профессиональные стажировки; совместной профессиональный блог.
Коллаборации в информационно-цифровой среде вуза.
Совместная разработка и реализация цифровых продуктов; создание совместных цифровых платформ; совместное участие в цифровых проектах; проведение вебинаров, онлайн-курсов; совместный выпуск цифровых изданий; совместное использование цифровых ресурсов электронных библиотечных систем; разработка платформ для онлайн взаимодействия студентов, преподавателей и сотрудников университета.
Коллаборации в культурно творческой среде вуза.
Совместная организация и проведение культурных мероприятий: фестивалей, конкурсов, праздников; создание совместных творческих коллективов, творческих проектов; совместная организация творческих выставок, галереи; совместные театральные постановки с приглашением актеров, музыкантов, художников из других организаций и вузов; проведение литературных вечеров; совместные медиапроекты: видеоролики, видео-заметки, студенческое телевидение.
Коллаборации в спортивной среде вуза.
Организация и проведение совместных спортивных мероприятий, между институтами в рамках одного вуза и между различными вузами: турниры, эстафеты, марафоны, спартакиады, универсиады по различным видам спорта; организация совместных тренировок; спонсорство; волонтерство.
Коллаборации в материально-технической среде вуза.
Открытие совместных лаборатории, инновационных центров, проектных мастерских, симуляционных центров; совместное использование имущественного комплекса.
В завершении вышесказанного хотелось бы отметить, что коллаборативное обучение – это обучение в сотрудничестве, которое представляет собой способ взаимодействия людей, где уважают и ценят вклад каждого участника коллаборации. Это форма работы, при которой объединяются результаты интеллектуального труда обучающихся, преподавателей, специалистов из разных сфер, с целью получения решений на поставленную задачу или создание определенного продукта [10].
Нельзя не сказать о значительном воспитательном потенциале, которым обладает коллаборативное обучение. Обучающиеся учатся работать в команде, слушать и слышать друг друга. Прививаются такие нравственные качества как ответственность, терпимость, смелость, честность, справедливость. Существенно улучшаются социальные и коммуникативные навыки обучающихся. Это очень важно для будущих специалистов, так как в дальнейшем им придется работать в коллективе и взаимодействовать с другими людьми.
В концепции формирования педагогического дизайна университета коллаборативное обучение используется для улучшения качества и эффективности образовательного процесса в вузе, а также создания интересного, увлекательного, интерактивного образовательного пространства.
Список литературы
1. Демидова И.А. Педагогический дизайн его средства: теоретический анализ и опыт применения в педагогической практике // Педагогика. Вопросы теории и практики. –2019. – Т. 4. – С.25-32.
2. Павельева Н.В. Коллаборативное обучение как модель эффективной реализации образовательного процесса // Образование. Карьера. Общество – 2010. – № 3 (29). – С.30-37.
3. Куликов А.В. Системы дистанционного коллаборативного обучения и некоторые аспекты технологии их разработки // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы II Международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2012 г. г. Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера». – 2012. – С.105-107.
4. Синицына Г.П. Стратегия обучения в партнёрстве: коллаборативное обучение // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 2 (36). – С.78-82.
5. Рафикова А.С. Активная и коллаборативная формы обучения: краткий обзор зарубежных исследований // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 10-2. – С. 127-130.
6. Оларь Ю.В., Хильченко Т.В., Андреев Д.Е. Анализ отечественного и зарубежного опыта реализации коллаборативного обучения иностранным языкам в вузе // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2 (50). – С.136-140.
7. Балышев П.А. Коллаборативное обучение: к сущности понятия // Мир науки. Педагогика и психология. – 2023. – Том 11. – № 1. – https://cyberleninka.ru/article/n/kollaborativnoe-obuchenie-k-suschnosti-ponyatiya (дата обращения: 30.07.2024).
8. Максименкова О.В., Незнанов А.А. Коллаборативные технологии в образовании: как выстроить эффективную поддержку гибридного обучения // Университетское управление: практика и анализ. – 2019. – № 1-2. – С.101-110.
9. Леонова М.А. Образовательное пространство университета как основа для развития личности обучающегося // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2024. – №1(72). – С.174-186.
10. Вашкевич А.В., Ермаков А.Г., Белянкина В.А. Проблемы и перспективы использования коллаборативных технологий в образовательной деятельности // Вестник экономической безопасности. – 2022. – № 2. – С. 256-260.