Социальная психология | Мир педагогики и психологии №07 (96) Июль 2024
УДК 37
Дата публикации 29.07.2024
Речевая агрессия в ток-шоу «Мужское/Женское»
Духно Алина Витальевна
студентка 5 курса, ИФЖиМКК Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Аннотация: Статья представляет собой анализ средств выражения речевой агрессии в семейно-драматическом ток-шоу "Мужское/Женское". Актуальность исследования детерминирована социальной проблематикой. В ходе анализа были выявлены различные языковые приемы, используемые ведущими и участниками программы, которые направлены на создание конфликтной атмосферы и удержание внимания зрителей. В данной работе исследуется эксплицитная речевая агрессия, представленная как лексическими, так и синтаксическими средствами реализации.
Ключевые слова: речевая агрессия, эксплицитная и имплицитная агрессия, лексические и синтаксические средства реализации, сарказм.
5h-year student Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
Abstract: The article presents an analysis of the means of expressing verbal aggression in the family-drama talk show «Male/Female». The relevance of the study is determined by social issues. During the analysis, various linguistic techniques used by the hosts and participants of the program were identified, aimed at creating a conflictual atmosphere and maintaining viewers' attention. This work examines explicit verbal aggression.
Keywords: speech aggression, explicit and implicit aggression, lexical and syntactic means of implementation, sarcasm.
Духно А.В. Речевая агрессия в ток-шоу «Мужское/Женское» // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 07 (96). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rechevaya-agressiya-v-tok-shou-muzhskoe/zhenskoe.html (Дата обращения: 29.07.2024)
В научной литературе существует несколько подходов к исследованию и определению феномена речевой агрессии. Н. Л. Шамне в своей работе указывает, что Н. В. Быков, К. Ф. Седов, В. И. Жельвис рассматривают вербальную агрессию с психологической точки зрения, т.е. проявление в речи негативных эмоций по отношению к кому- или чему-либо. Другой психолингвистический (лингвопсихологический) подход представлен в работах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, в которых «описывается механизм возникновения агрессии как преобразование внешних реакций на негативные раздражители во внутренние, связанные с речемыслительной деятельностью и находящие выражение в речевых реакциях, которые, являясь сложной нервно психической деятельностью, опираются, в свою очередь, на интеллектуальные процессы» [1, c.204].
Из-за сложности самого явления среди учёных нет единого мнения о содержании термина «речевая агрессия». В настоящей работе речевая агрессия понимается как конфликтное речевое поведение, в основе которого лежит установка на негативное воздействие на адресата. О речевой агрессии мы говорим, когда языковые средства оскорбляют чужое достоинство, используются, чтобы выразить неприязнь, враждебность.
Таким образом, проявление речевой агрессии, препятствуя реализации основных задач эффективного речевого общения, нарушает этико-речевую норму и является по сути деструктивным: затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия. Наряду с термином «речевая агрессия» в научном дискурсе активно используются и другие терминологические сочетания, например, «вербальная агрессия», «языковая агрессия», «словесная агрессия», «коммуникативная агрессия». Несмотря на некоторые отличия в значениях приведенных терминов, у них есть общий семантический компонент — ‘конфликтогенное речевое поведение субъекта (адресанта) коммуникации’ [2]. Виды речевой агрессии могут различаться как по формальным, так и по семантическим признакам, что проявляется в использовании разных средств воздействия и приводит как к эксплицитно, так и к имплицитно выраженной агрессии.
Эксплицитно выраженная агрессия использует специфические языковые средства, что позволяет автору реализовать свой потенциал агрессивности, а именно:
− авторские окказионализмы;
− эрративы;
− умышленные нарушения графических, грамматических, семантических норм литературного языка;
− языковые средства выражения иронии и сарказма, например, метафорические эпитеты;
– фразеологизмы;
−прецедентные феномены с негативной̆ оценкой̆; −языковые средства социолектов − пейоративы (выражение сомнения в интеллектуальных или физических способностях адресата); − некорректные сравнения адресата с предметами, персонажами, животными; −сниженная просторечная лексика; −инвективы; −обсценная лексика [3].
Имплицитная агрессия представляет собой скрытое воздействие на адресата, осуществляемое при помощи манипулятивных стратегий и тактик речевого поведения, что выражается при помощи контекста выражается посредством языковой игры, под которой понимается определенный тип речевого поведения говорящих, основанный на деструкции речевой нормы с целью создания неканонических языковых форм и структур, приобретающих в результате этой деструкции экспрессивное значение [4].
Чаще всего языковая игра связана с выражением в речи комических смыслов или с желанием создать новый образ.
В нашем исследовании мы проанализировали языковой материал нескольких эфиров семейно-драматического телевизионных ток-шоу «Мужское / Женское» с помощью. В данной работе были использованы общетеоретические методы анализа и синтеза, которые позволили подготовить теоретическую базу данного исследования, систематизировать и обобщить практический материал. Описательный метод позволил проанализировать представленный языковой материал. С помощью контекстного анализа речевые единицы рассматривались в составе аудиовизуального материала. Выбор ток-шоу «Мужское / Женское» детерминирован тем, что оно представляет собой репрезентативную среду для изучения речевой агрессии в контексте конфликтных ситуаций и социальных проблем по причине его тематической направленности, высокого уровня эмоциональности, типичности речевых моделей.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что в данной телепередаче превалируют использование эксплицитной речевой агрессии. Среди примеров эксплицитной речевой агрессии мы выделяем лексические и синтаксические средства реализации. Лексические средства представлены сниженной просторечной лексикой, жаргонизмами, уничижительными эпитетами, метафорами, метонимией, гиперболой, обсценной или пренебрежительной лексикой (пейоративами), а также иронией и сарказмом. К синтаксическим проявлениям мы относим императивы, восклицательные предложения, риторические вопросы, просторечный синтаксис, вопросно-ответные конструкции.
Сниженная просторечная лексика встречается в следующих ситуациях речевого взаимодействия: «Ты че чешешь тут?» (Выпуск от 16.04.2021). Здесь представлено сокращение от фразы «чесать языком». Согласно Малому Академическому Словарю под редакцией А.П. Евгеньевой, фраза идет с пометой «просторечное» [5]. Она синонимична к «злословить», «сплетничать», «говорить неправду» и обладает отрицательной коннотацией, в контексте речевого дискурса используется с целью обвинения во лжи. Пример открытой вербальной агрессии и несогласия с говорящим. Некорректные сравнения адресата с предметами, персонажами, животными представлены жаргонизмами: «И тут же телку себе новую нашел» (Выпуск от 07.08.2019). Лексема "телка" используется в значении на воровском жаргоне означает «развратная женщина». Тем не менее, первое значение слова – «детеныш (женского пола) коровы; молодая, еще не телившаяся корова» [5].
У данной лексической единицы присутствует негативная коннотация, так как она низводит женщину до рогатого скота. Пренебрежительная лексика: «Мама у них алкашка. Самая натуральная» (Выпуск от 16.04.2021). Слово «алкашка» - женское к «алкаш», обозначает представителя женского пола, обладающего алкогольной аддикцией. Данная лексическая единица имеет следующие пометы: разг. (разговорное), сниж. (сниженное), неодобр. (неодобрительное) [5]. На основании данных помет можно сделать вывод, что, используя подобного рода лексику, субъект демонстрирует вербальную агрессию и пренебрежение. Здесь же можно отметить такой синтаксический прием, как парцелляция, которая используется с целью усиления экспрессии и эффекта убеждения участников дискурса. Пренебрежение выражается не только с помощью прямого называния субъекта действия пейоративами, но и косвенно: «Бывший муж постоянно пишет кляузы, чтобы отобрать у нее детей» (Выпуск от 17.12.2021). Лексема «кляуза» в словарях идет с пометами «разговорное», «пренебрежительное» [5]. Кляуза - мелочная придирчивая жалоба, донос, наговор. Использование подобных лексических единиц является индикатором неодобрения и порицания. К примерам пренебрежительного эпитета можно отнести «зажравшийся москвич» (Выпуск от 26.06.2022), к метонимии – «Их мать променяла их на бутылку» (Выпуск от 16.04.2021). «Бутылка» - метонимия, носящая просторечный характер, относится к сниженному регистру речи. Здесь реализуется перенос с содержания на форму. Под «бутылкой» подразумевается спиртное. Речевая агрессия проявляется в использовании пренебрежительной лексики в отношении объекта с целью подчеркнуть его зависимость от алкоголя. Сарказму и иронии отведена не менее значимая роль в дискурсе ток-шоу. Например, ведущий обращаясь к участнику программы произносит: «А вы как страдали, сильно?» (Выпуск от 07.08.2019). Говорящий обесценивает опыт адресата. Он гиперболизирует, используя лексическую единицу «страдали» в данном контексте. Уточняя сильно ли страдал адресат, ведущий проявляет агрессию.
Синтаксис в данном шоу не менее разнообразен. Например, здесь присутствуют элементы просторечного грамматического построения предложения, которые подчеркивают низкий уровень образования у участников дискурса: «Вот эти ваши тошнотворные…» (Выпуск от 27.03.2020). Помимо очевидного эпитета с негативной коннотацией «тошнотворные», можно отметить особое построение предложения, где с помощью «вот эти ваши» выражается некая степень отчужденности, деление на свое и чужое, что подразумевает несогласие, агрессию в сторону говорящего. Императивы являются одним из наиболее распространенных средств эксплицитной речевой агрессии в ток-шоу «Мужское/Женское». Использование императива вызвано нехваткой коммуникативных навыков для аргументации собственного мнения, терпимости, умения выслушать собеседника, присутствует яркое желание прекратить какую-либо коммуникацию: «Жанна, хватит лгать!» (Выпуск от 27.03.2020), «Да заткнись!» (Выпуск от 26.07.2022), «Всё! Шоу окончено!» (Выпуск от 07.08.2019). В последнем примере говорящий называет спор словом «шоу», которое в данном контексте имеет значение "нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект", таким образом выражает пренебрежение к происходящему. Использование краткой формы страдательного причастия «окончено» несет в себе императивный эффект, потому что именно говорящий определяет, когда дискуссия завершена, он берет на себя функции негласного лидера, попытка проявить авторитет.
Имплицитная агрессия также представлена в данной телепередаче. Субъектом выступает ведущий: «Что-то у нас какая-то детская передача». Ранее ведущая указала на то, что в передаче какой уже раз из-за проблем взрослых страдают дети, на что ведущий отвечает "Что-то у нас какая-то детская передача." Он здесь обыгрывает значение словосочетания «детская передача». Обычно оно указывает на то, что целевой аудиторией являются дети. Тем не менее, все прекрасно понимают, что «Мужское / женское» далеко не детская передача. В этой фразе можно проследить пассивную агрессию. Ведущего дико расстраивает, что так много детей страдает из-за безответственных взрослых.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ток-шоу «Мужское / Женское» речевая агрессия является основным средством удержания внимания зрителя. Она используется в коммуникации как ведущими, так и участниками программы. Открытая, прямая или же эксплицитная речевая агрессия превалирует в речи участников, обладающих низким уровнем социальной ответственности, образования и воспитания. Помимо речевой агрессии, выраженной использованием лексики сниженного регистра (жаргонизмов, просторечий), обсценной лексики, угроз, императивов, направленных на прекращение коммуникации, участники также проявляли физическую агрессию. Сарказм и ирония были отмечены в речи ведущих с целью высмеять глупость, поверхностность мировоззрения участников, отсутствие логики в их действиях и речи. Более того, в программе были представлены примеры скрытой или же пассивной агрессии, принявших форму языковой игры.
Список литературы
1. Шамне, Н. Л. Речевая агрессия как нарушение экологичности политического дискурса / Н. Л. Шамне, А. В. Карякин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – 2011. – № 1 (13). – С. 204–208.
2. Волкова С. Н. Лексико-семантические средства речевой агрессии в телевизионном дискурсе // Отечественная филология. 2021. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/leksiko-semanticheskie-sredstva-rechevoy-agressii-v-televizionnom-diskurse (дата обращения: 26.07.2024).
3. Горелик П. Л., Русакова М. М., Куценко Л. В. Речевая агрессия как стратегическая коммуникация // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-agressiya-kak-strategicheskaya-kommunikatsiya (дата обращения: 26.07.2024).
4. Садовников С.А., Ефимова Е.В. Приемы речевой агрессии как средство манипуляции в программе «Вести недели» // Вестник ННГУ. 2022. №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-rechevoy-agressii-kak-sredstvo-manipulyatsii-v-programme-vesti-nedeli (дата обращения: 26.07.2024).
5. Малый академический словарь / Ред.: А. П. Евгеньева, М., 1957—1960 (АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1981—1984.)