Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №08 (85) Август 2023
УДК 37.013.46
Дата публикации 08.08.2023
Реализация технологии поддержки профессионального саморазвития педагога
Ушаков Алексей Антонидович
канд. пед. наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар, radbelmedkol@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается проблема организации социально-педагогической поддержки процесса профессионального саморазвития педагога в условиях современной цифровой образовательной среды. Методологической основой исследования профессионального саморазвития педагога является субъектный подход. Разработанная субъектно-интегративная ценностно-смысловая технология позволяет оказывать всестороннюю социально-педагогическую поддержку саморазвивающимся педагогам. Данная технология представлена как совокупность микротехнологий – последовательности действий в рамках реализации социально-педагогической поддержки. В результате исследования определены эффективные инструменты и механизмы социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов. Технология социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов воспроизводима в конкретных условиях и может быть использована в системе общего, среднего профессионального и высшего образования.
Ключевые слова: саморазвитие, социально-педагогическая поддержка, субъектный подход, саморазвивающийся субъект, микротехнологии поддержки.
Cand. Sci. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Technology and Entrepreneurship, Kuban State University, Russia, Krasnodar
Abstract: The article deals with the problem of organizing socio-pedagogical support for the process of professional self-development of a teacher in a modern digital educational environment. The methodological basis for the study of professional self-development of a teacher is a subjective approach. The developed subjective-integrative value-semantic technology allows us to provide comprehensive socio-pedagogical support to self-developing teachers. This technology is presented as a set of microtechnologies - a sequence of actions within the framework of the implementation of socio-pedagogical support. As a result of the research, effective tools and mechanisms of socio-pedagogical support for self-developing teachers have been identified. The technology of socio-pedagogical support for self-developing teachers is reproducible in specific conditions and can be used in the system of general, secondary vocational and higher education.
Keywords: self-development, socio-pedagogical support, subjective approach, self-developing subject, microtechnologies of support.
Ушаков А.А. Реализация технологии поддержки профессионального саморазвития педагога // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 08 (85). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/realizatsiya-tekhnologii-podderzhki-professionalnogo-samorazvitiya-pedagoga.html (Дата обращения: 08.08.2023)
Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ППН-21.1/8.
Современная цифровизация всех сфер общества и экономики, в том числе образовательной системы, определяет необходимость постоянного профессионального саморазвития педагога, готового к изменениям и внедрению инноваций [1]. В Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года в качестве одного из основных принципов определяется непрерывность и преемственность процесса профессионального саморазвития педагогов [2]. Таким образом, актуализируется поиск способов активизации саморазвития педагогов, что определяется социальным запросом как системы образования, так и общества в целом [3].
В современных исследованиях отводится большое внимание процессу профессионального саморазвития педагога, его профессиогенезу и субъектогенезу [4]. При этом педагог должен, прежде всего, использовать новые информационно-коммуникационные технологии, соответствуя требованиям общества [5]. Исследователи уделяют большое внимание развитию субъектной позиции педагога, предусматривающей активность в саморазвитии [6]. Формирующаяся цифровая образовательная среда усиливает необходимость профессионального саморазвития [7]. В педагогических исследованиях отражаются особенности современного саморазвивающегося педагога [8]. Безусловно, что социально-педагогическую поддержку связывают с профилактикой синдрома эмоционального выгорания [9]. Также важны меры по преодолению профессиональных кризисов [10].
Актуальность рассматриваемой темы обусловливает практико-ориентированную исследовательскую проблему: в чем заключается содержательно-технологическое обеспечение процесса профессионального саморазвития педагога в условиях цифровой образовательной среды и как повысить эффективность социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов? Новизна результатов исследования, представленных в данной статье, заключается в определении организационно-управленческих основ внедрения технологии социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов.
Методологической основой профессионального саморазвития в цифровой образовательной среде является субъектный подход, в основе которого находится идея о педагоге как центре субъектности, проявляющейся в потребности активного собственного развития как личности и профессионала. С позиций субъектного подхода профессиональное саморазвитие исследуется со стороны внутренней активной позиции педагога, при этом учитывается и влияние факторов внешней цифровой образовательной среды, оказание всесторонней социально-педагогической поддержки педагогу как субъекту процесса саморазвития.
Исследование, в котором приняли участие 76 педагогов образовательных организацийг. Краснодара и Краснодарского края, показало, что стремление к саморазвитию является естественной потребностью педагогов, обусловленной спецификой профессиональной деятельности, при этом преобладает высокий уровень потребности в саморазвитии.
Исследование иллюстрирует, что именно на самых трудоспособных стадиях развития профессиональной зрелости («Интернал» и «Мастер») педагоги сталкиваются с проблемой кризисных ситуаций с наибольшей вероятностью (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика возникновения профессиональных кризисов, %
Результаты исследования актуализируют необходимость разработки и внедрения технологии социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов.
Разработанная субъектно-интегративная ценностно-смысловая технология представляет собой единство взаимосвязанных процессуальных компонентов профессионального саморазвития педагога и соответствующих им микротехнологий как последовательности действий в рамках реализации социально-педагогической поддержки. Микротехнологии непрерывного процесса профессионального саморазвития педагогов неразрывно взаимосвязаны друг с другом в своей последовательности алгоритмических технологических действий.
1. Микротехнология инициирования процесса профессионального саморазвития.
Социально-педагогическая поддержка педагога на данном этапе заключается в создании условий для инициирования профессионального саморазвития.
2. Микротехнология целеполагания как проектирования.
Основополагающее значение в проектировании как способности устанавливать цели (субъективные образы желаемых результатов) имеет самоорганизация педагога в процессе собственного саморазвития. Социально-педагогическая поддержка педагога на данном этапе саморазвития заключается в оказании научно-методической помощи в проектировании индивидуальной профессионально-развивающей траектории.
3. Микротехнология реализации проекта профессионального саморазвития.
Микротехнология соответствует деятельностно-практическому компоненту процесса профессионального саморазвития. Социально-педагогическая поддержка саморазвивающегося педагога на данном этапе заключается в осуществлении методического сопровождения, координации деятельности по реализации проекта саморазвития, обеспечении доступности профессионально-развивающих ресурсов внешней цифровой образовательной среды.
4. Микротехнология рефлексии процесса профессионального саморазвития.
Основополагающую роль в данном случае имеет самоорганизация в проведении оценки результатов саморазвития, осуществлении рефлексии процесса собственного развития. Социально-педагогическая поддержка заключается в следующих последовательных действиях: проведение контрольной диагностики процесса профессионального саморазвития на основе самооценки качественных и количественных результатов, а также их независимой внешней экспертной оценки; анализ результатов саморазвития с позиций обеспечения педагогом качества образования и результативности деятельности всех участников образовательного процесса; составление плана корректировочных действий на будущую деятельность.
5. Микротехнология самоменеджмента, активизации самоорганизации и саморегуляции саморазвития.
Компетенцией, обеспечивающей успешность эмоционально-волевого компонента, является способность управлять процессом собственного саморазвития на основе самоконтроля деятельности, самостоятельно корректировать свои действия по результатам саморазвития. Социально-педагогическая поддержка в данном случае заключается в научно-методическом обеспечении самоконтроля саморазвития педагога, обеспечении непрерывности этого процесса (обучение приемам планирования и эффективной работы с информацией, рациональной организации профессионально-педагогической деятельности; формирование самомотивации как внутренней установки и способности сознательно мотивировать субъект на процесс профессионального саморазвития; обеспечение преемственности этапов профессионального саморазвития педагога).
С целью внедрения и нормативно-правового обеспечения субъектно-интегративной ценностно-смысловой технологии социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагога образовательная организация разрабатывает следующие локальные акты:
- Положение о системе социально-педагогической поддержки саморазвития педагога в период профессионального кризиса в условиях цифровой образовательной среды;
- приказ об утверждении Положения о системе социально-педагогической поддержки саморазвития педагога в период профессионального кризиса в условиях цифровой образовательной среды;
- приказ о создании творческих групп педагогов и тьюторов, сопровождающих проектирование и реализацию индивидуальных профессионально-развивающих траекторий педагога;
- дорожная карта (план мероприятий) по обеспечению внедрения и реализации технологии;
- соглашения о сотрудничестве с другими образовательными организациями и социальными партнерами, заинтересованными в реализации технологии.
Организационно-методическое обеспечение внедрения и реализации технологии включает:
- формирование групп «тьютор – педагог» с составлением программ реализации индивидуальных профессионально-развивающих траекторий;
- повышение квалификации тьюторов;
- разработку методических материалов для тьюторов и саморазвивающихся педагогов;
- проведение конкурса на лучшего тьютора и саморазвивающегося педагога;
- организацию обмена передовым инновационным педагогическим опытом;
- методическую помощь педагогам в реализации программ.
Программа реализации индивидуальной профессионально-развивающей траектории в образовательной организации:
- составляется как на долгосрочную перспективу, так и на ограниченный период реализации, в связи с динамической сменой приоритетов саморазвития и его концентрическим характером перехода на новые ступени;
- создается индивидуально для каждого саморазвивающегося педагога;
- разрабатывается совместно педагогом и его тьютором.
Программа реализации индивидуальной профессионально-развивающей траектории включает проблемы, цель и задачи саморазвития, описание форм социально-педагогической поддержки саморазвивающегося педагога, направления сопровождения, перечень мероприятий, сроки их выполнения, планируемые результаты, условия реализации.
Информационно-методическое обеспечение субъектно-интегративной ценностно-смысловой технологии социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагога реализуется с помощью:
- официального сайта образовательной организации;
- участия педагогов и тьюторов в сетевых методических сообществах.
Для размещения на сайте образовательной организации информации о реализации системы социально-педагогической поддержки саморазвития педагогов создается специальный раздел (рубрика). На сайте размещаются официальные локальные акты образовательной организации, регламентирующие реализацию системы социально-педагогической поддержи саморазвития педагогов, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий социально-педагогической поддержки.
Кадровые условия реализации субъектно-интегративной ценностно-смысловой технологии социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагога предполагают наличие куратора реализации индивидуальных профессионально-развивающих траекторий педагогов. Куратор осуществляет координацию действий, формирует банк данных, организует мероприятия в рамках реализации технологии, проводит мониторинговые исследования с целью оптимизации деятельности, обеспечивает непрерывный характер процесса профессионального саморазвития педагогов.
В образовательных организациях возможно создание учебно-методических объединений или совета тьюторов программ реализации индивидуальных профессионально-развивающих траекторий педагогов, что обеспечивает обмен лучшим опытом и совершенствование сопровождения саморазвития педагогов.
Педагогический работник назначается тьютором, сопровождающим проектирование и реализацию индивидуальных профессионально-развивающих траекторий педагога, с его письменного согласия.
Формирование творческих групп «тьютор – педагог» осуществляется по следующим критериям:
- профессиональный или личный опыт тьютора должен соответствовать запросам саморазвивающегося педагога;
- в творческой группе «тьютор – педагог» должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие осуществлять эффективное взаимодействие.
Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора, тьютора и саморазвивающегося педагога творческие группы утверждаются приказом руководителя образовательной организации.
Завершение программы реализации индивидуальной профессионально-развивающей траектории происходит в случае:
- завершения плана мероприятий программы;
- по инициативе тьютора и педагога по уважительным обстоятельствам;
- по инициативе куратора.
По обоюдному согласию педагога и тьютора возможно продление срока реализации программ индивидуальной профессионально-развивающей траектории. Лучшие программы реализации индивидуальных профессионально-развивающих траекторий могут быть опубликованы на сайте после их завершения с согласия педагогов.
В таблице 1 представлена дорожная карта (план мероприятий) по обеспечению внедрения и реализации субъектно-интегративной ценностно-смысловой технологии социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагога. Такая дорожная карта (план мероприятий) имеет вариативный характер.
Таблица 1. Дорожная карта (план мероприятий) по обеспечению внедрения и реализации субъектно-интегративной ценностно-смысловой технологии социально-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагога в условиях цифровой образовательной среды
№ | Наименование этапа | Содержание деятельности и план мероприятий | Сроки | Исполнители |
1 | Подготовка условий для реализации технологии социально-педагогической поддержки | 1) Подготовка и принятие локальных нормативно-правовых актов: - Положение о системе социально-педагогической поддержки саморазвития педагога в период профессионального кризиса в условиях цифровой образовательной среды; - приказ об утверждении Положения о системе социально-педагогической поддержки саморазвития педагога в период профессионального кризиса в условиях цифровой образовательной среды; - приказ о создании творческих групп педагогов и тьюторов, сопровождающих проектирование и реализацию индивидуальных профессионально-развивающих траекторий педагога; - дорожная карта (план мероприятий) по обеспечению внедрения и реализации технологии; - соглашения о сотрудничестве с другими образовательными организациями и социальными партнерами. 2) Разработка макетов программ и другой документации. |
|
|
2 | Формирование банка данных педагогов | 1) Сбор информации о профессиональных запросах педагогов. 2) Формирование банка данных саморазвивающихся педагогов, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных. |
|
|
3 | Формирование банка тьюторов | 1) Проведение анкетирования среди потенциальных тьюторов, желающих принять участие в реализации технологии социально-педагогической поддержки. 2) Формирование банка данных тьюторов, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных. |
|
|
4 | Отбор и обучение | 1) Анализ банка тьюторов и выбор подходящих кандидатур. 2) Обучение тьюторов для работы с педагогами: - подготовка методических материалов для сопровождения; - проведение консультаций, организация обмена опытом среди тьюторов – «установочные сессии». |
|
|
5 | Организация и осуществление работы творческих групп «тьютор - педагог» | 1) Формирование творческих групп «тьютор – педагог». 2) Разработка программ реализации индивидуальных профессионально-развивающих траекторий. 3) Организация психолого-педагогической поддержки тьюторского сопровождения. 4) Контроль работы тьюторов и педагогов. 5) Привлечение и активизация участия педагогов в проведении мероприятий, конференций, семинаров совместно с тьюторами. 6) Проведение индивидуальных консультаций. |
|
|
6 | Завершение программ реализации траекторий | 1) Проведение мониторинга качества реализации профессионально-развивающих траекторий. 2) Проведение обобщающего семинара. 3) Проведение итогового круглого стола по выявлению лучших практик социально-педагогической поддержки и программ реализации индивидуальных профессионально-развивающих траекторий. 4) Отчет о реализации, выводы и предложения. |
|
|
7 | Информационное обеспечение технологии социально-педагогической поддержки | Освещение мероприятий дорожной карты на сайте образовательной организации и в социальных сетях. |
|
|
Таким образом, организационно-управленческие основы внедрения технологии заключаются в использовании эффективных инструментов и механизмов социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов. Разработанная субъектно-интегративная ценностно-смысловая технология направлена на достижение главной цели – организацию социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов, проектирование, реализацию и оценку их индивидуальных профессионально-развивающих траекторий. Представленные результаты исследования позволяют на основе субъектного подхода эффективно и вариативно решать практико-ориентированную проблему содержательно-технологического обеспечения процесса профессионального саморазвития педагога в условиях цифровой образовательной среды. Это способствует повышению результативности внешней социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов. Технология социально-педагогической поддержки саморазвивающихся педагогов воспроизводима в конкретных условиях и может быть использована в системе общего, среднего профессионального и высшего образования.Перспективы дальнейшего исследования связаны с масштабным внедрением разработанной субъектно-интегративной ценностно-смысловой технологии в практическую деятельность образовательных организаций.
Список литературы
1. Вашечкина О.В., Сущенко Л.Н. Модель цифровой образовательной среды как единой среды коммуникации и профессионального роста педагогов // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2021. № 2 (14). С. 22-27.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 г. № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года». URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/76083.html (дата обращения 16.06.2023).
3. Зинченко Ю.П., Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 11–35.
4. Козилова Л.В., Чвякин В.А. Влияние образовательной среды педагогического университета на профессиогенез педагога // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 96-114.
5. Макаренко А.Н., Смышляева Л.Г., Минаев Н.Н, Замятина О.М. Цифровые горизонты развития педагогического образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 113-121.
6. Ведерникова Л.В., Еланцева С.А., Поворознюк О.А. Развитие субъектной профессионально-личностной позиции педагога в практикоориентированной подготовке // Человек и образование. 2018. № 3 (56). С. 21-28.
7. Днепровская Г.В., Шевцова И.В. Открытые образовательные ресурсы и цифровая среда обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 144-155.
8. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Рябухина А.А., Борисов Г.И. Психологические особенности профессионального развития в поздней зрелости // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 8. С. 75–107.
9. Капина Е.В. Социально-педагогическая поддержка педагогов с синдромом эмоционального выгорания // Прорывные научные исследования: проблемы, пределы и возможности: материалы международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 03 апреля 2020 г.). Уфа: Агентство международных исследований, 2020. С. 15-17.
10. Садовникова Н.О., Мирзаахмедов А.М. Актуальные смысловые состояния педагогов, переживающих профессиональный кризис личности // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 2. С. 113–131.