Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (58) Май 2021

УДК 37

Дата публикации 31.05.2021

Развитие умения второклассников публично выступать на уроках литературного чтения

Тюлькина Ульяна Владимировна
Студент 5 курса факультета педагогики и психологии, кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования, Вятский государственный университет, Россия, Киров

Аннотация: В данной статье подчеркивается важность умения публичного выступления для младшего школьного возраста. Тема актуальна в современных условиях. Об этом свидетельствуют и требовaния ФГОС. Рaзвитие нaвыков публичных выступлений зaнимает более вaжное место в содержании обрaзования, чем может покaзаться на первый взгляд. В современном мире, в котором живут и рaзвиваются ученики, как никогда aктуальны проблемы открытости, толерaнтности, коммуникaтивности. Именно через общение лежит путь к жизненному и профессионaльному успеху для большинствa нынешних школьников. Умение публично выступaть, является одним из вaжных кaчеств, тесно связaнных с эмоциональным развитием, умением находить контакт с людьми, заинтересовывaть. В статье рассматривается проблема поиска соответствующих способов и приёмов развития умения второклассников выступать на уроках литературного чтения. Изучается проблема расширения словарного запаса. Раскрывается работа по развитию и формированию публичных навыков второклассников.
Ключевые слова: публичное выступление, младший школьный возраст, коммуникативные навыки, речевая деятельность, классный руководитель, страх перед публичным выступлением, словарный запас.

Developing the ability of second graders to speak publicly in literary reading lessons

Tjulkina Uljana Vladimirovna
5th year student of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia

Abstract: This article highlights the importance of public speaking skills for primary school children. The topic is relevant in modern conditions. This is evidenced by the requirements of the Federal State Tax Service. The development of public speaking skills occupies a more important place in the content of education than it may seem at first glance. In the modern world, where students live and develop, the problems of openness, tolerance, and communication are more relevant than ever. It is through communication that the path to life and professional success lies for the majority of today's schoolchildren. The ability to speak publicly is one of the important qualities that are closely related to emotional development, the ability to find contact with people, to interest. The article deals with the problem of finding appropriate ways and techniques for developing the ability of second-graders to speak at literary reading lessons. The problem of expanding the vocabulary is studied. The work on the development and formation of public skills of second-graders is revealed.
Keywords: public speaking, primary school age, communication skills, speech activity, class teacher, fear of public speaking, vocabulary.

Правильная ссылка на статью
Тюлькина У.В. Развитие умения второклассников публично выступать на уроках литературного чтения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 05 (58). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-umeniya-vtoroklassnikov-publichno-vystupat-na-urokakh-literaturnogo-chteniya.html (Дата обращения: 31.05.2021)

Ранний школьный возраст является одним из самых важных этапов в жизни каждого человека. Именно в этот период ребенок приобретает первый в жизни социальный статус – статус ученика.

Многие трудности связаны с переходом в начальную школу, классным коллективом и, конечно же, первым учителем. Классный руководитель – незнакомый человек, вызывающий страх, новые одноклассники тоже чужие. Не имея времени на адаптацию, нужно начать общаться с ними, давать ответы на уроках и говорить перед всем классом. Все эти действия могут привести к тому, что ребенок боится публичных выступлений. Задача учителя – помочь ребенку преодолеть этот страх и сформировать свои навыки публичных выступлений.

Публичные выступления – это универсальное учебное действие. Они включают в себя возможность подготовить значимую часть, представить ее аудитории и оставаться на публике с уверенностью.

Оратор должен уметь готовить речь на определенную тему, уметь излагать материал, устанавливать контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым к любым неожиданностям. Ученика следует не только учить готовить выступление, но и представлять его, взаимодействовать с аудиторией, отвечать на вопросы, удерживать внимание и достигать определенной цели воздействия [2, стр. 38].

В современном мире, школьник, первый год, как правило, часто сталкивается с необходимостью выступать перед публикой на конференциях, в исследовательских работах и т. д. В ФГОС НОО подчеркивается, что младший школьник должен выбирать языковые средства, подходящие для успешного решения проблем. [5].

Трудности, возникающие у младших школьников в публичных выступлениях, зависят от мышления ребенка, его речи, словарного запаса, коммуникативных навыков и способности отвечать на вопросы слушателей. Кроме того, существует ряд причин, которые связаны с этими трудностями: недостаточный опыт публичных выступлений; психологические особенности ребенка; недостаточная подготовка навыков интонационного оформления высказыания [5].

Теоретические знания, полученные в результате анализа психологической и педагогической литературы, позволили нам начать экспериментальное исследование, направленное на развитие способности второклассников публично выступать на уроках литературного чтения.

Для изучения уровня развития способности к публичным выступлениям мы использовали методику «Дорога домой» (модифицированный вариант техники «архитектор-строитель» А. Г. Лидерс).

Для оценки поведения ребенка во время выступления использовалась методика И. А. Петрова, где был выявлен уровень владения основными нормами построения устной речи; способность интонировать речь и устанавливать контакт со аудиторией; способность использовать невербальные средства.

Навыки у большинства второклассников формируются на среднем уровне, что указывает на недостатки в успеваемости и необходимость развития публичных выступлений.

Формирующий этап исследовательской работы проводился в экспериментальной группе школьников во время уроков литературного чтения. Целью учебного эксперимента было создание педагогических условий для развития способности второклассников публично выступать на уроках литературного чтения.

На уроках важно грамотно организовать познавательную деятельность учеников, чтобы не только разнообразить уроки и пробудить интерес учеников к предмету, но и сформировать постоянную мотивацию к образованию в целом. Решить эту проблему можно, создав условия для активной позиции ученика в процессе обучения.

Именно на уроке литературного чтения формируются основные навыки публичных выступлений. Ученики сталкиваются с необходимостью выступать перед классом с монологическим повествованием, чтением стихотворения, групповым выступлением и чтением ролей.

Школьники приходят к выводу, что словарный запас человека зависит от степени чтения, грамотности, внутренней культуры, что современному человеку необходимо постоянно пополнять свой словарный запас.

Чтобы создать благоприятные условия для развития способности второклассников публично выступать на уроках литературного чтения, мы используем следующие способы и методы:

Активно использовали форму групповой работы. Цель групповой работы – вовлечь каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Тема урока: А. Г. Барто «Веревочка».

Второклассники с низкими способностями к обучению в группах говорили реже, не решались сказать ответ. А те, кто обладал высокими способностями к обучению, старались быть активными, полезными в общей работе. Эта работа объединялась в группы, ребята научились находить общий язык и преодолевать трудности общения.

Опыт применения формы групповой работы в учебном процессе наглядно показывает, что такая форма работы создает максимально комфортные условия для общения учащихся, позволяет им выстраивать субъективные отношения между собой, между учениками и учителем, что активизирует обратную связь, формирует навыки выступления перед публикой. Именно групповые формы работы являются эффективным средством развития коммуникативных умений учащихся, способствуют формированию адекватной самооценки ребенка и, следовательно, самореализации его «я».

Следующей формой в классе литературного чтения было чтение по ролям. Тема: С. Я. Маршак «Кот и лодыри».

Использование этой формы контроля позволило решить важную задачу: обучающиеся, которые контролировали друг друга, постепенно контролировали себя и становились более внимательными. Это объясняется тем, что внимание, будучи внутренним контролем, формируется на основе внешнего контроля. Работа в парах или группах способствует организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность поговорить с заинтересованным собеседником, высказать свою точку зрения, уметь вести переговоры в атмосфере доверия. Групповая поддержка вызывает чувство безопасности, и даже самые застенчивые и тревожные дети преодолели страх. И это очень важно при публичных выступлениях.

Следующий шаг – рассказать стихотворение. Тема: С. В. Михалков «Мой щенок».

Во время выступления многие ученики испытывали дискомфорт, стеснение перед одноклассниками, забывали текст. С такими учениками была проведена индивидуальная работа – работа над артикуляцией, репетиции, упражнения на преодоление скованности. Есть те, кто справился с выступлением в отличной, художественной и выразительной манере, рассказывая стихотворение.

Последний метод на уроке способствует обучению и развитию навыков публичных выступлений. Тема: С. В. Михалков «Мой секрет» и «Сила воли».

Мы, организуя проектную деятельность, создавали такие условия для второклассников, в которые погружались в процесс выполнения творческого задания. Для решения поставленной задачи младшие школьники ознакомились с материалами справочников и энциклопедий. Совместная работа в разных ситуациях формирует дискуссионные навыки учеников, формирует умение узнавать взгляды одноклассников, умение формулировать свое мнение понятным для всех способом, приводить веские аргументы.

Результатом проекта стала публичная демонстрация произведения, сопровождаемая устным сообщением, в котором четко изложены сведения об авторе, его биографии, сборнике стихов. Мы выяснили, какие трудности были обнаружены при реализации и как они были преодолены. После выступления студенты ответили на вопросы.

Поэтому наша задача – научить детей выражать свои мысли, работать четко, не бояться публичных выступлений, быть внутренне готовыми к возможным проблемам, связанным с проектом.

В конце формирующего этапа эксперимента был проведен заключительный и контрольный этап. Цель контрольного этапа состояла в том, чтобы повторно диагностировать и сравнивать оценки контрольной и экспериментальной групп. Для диагностики уровня самооценки использовалась методика наблюдения за поведением во время публичного выступления (по методике И. А. Петрова).

Повторная методика, основанная на методике И. А. Петрова, показала, что во 2-м классе (экспериментальная группа) мы наблюдали переход от низкого к среднему уровню и от среднего к высокому.

На этапе контроля высокий уровень навыков публичных выступлений остался неизменным. Средний и низкий уровни изменились.

После проведения занятий на стадии формирования уровень развития способности к публичным выступлениям значительно повысился, о чем свидетельствует положительная динамика развития этих навыков у детей экспериментальной группы.

Это означает, что в процессе чтения литературного творчества, развитие умения говорить на публике, будет более эффективным, если используются различные формы и методы, чтобы развивать способности говорить на публику у учащихся начальной школы на уроках; создавать ситуации, стимулирующие, побуждающие школьников, развивать способности говорить на публике; применять различные виды заданий на уроках, упражнения для предотвращения развития страха публичных выступлений.

Систематическая работа в публичных выступлениях на уроках и в свободное время позволяет подготовить учеников к успешной общественной жизни, сформировать умение говорить в разных речевых ситуациях. Оттачивание навыков публичных выступлений не только помогает сформировать мнение окружающих, но и влияет на развитие мышления в целом.

Поэтому страх публичных выступлений – сложная, часто непреодолимая проблема на пути формирования одного из приоритетных направлений в развитии гармоничной личности учащихся – коммуникативной культуры ученика начальной школы. Работа по устранению такого рода страха должна проводиться комплексно и систематически, совместными усилиями учителя, родителей, психолога и самого ребенка.

 


Список литературы

1. Зиновьева Т.И. Работа над интонацией в период обучения грамоте [Текст] / Т.И. Зиновьева. - Монография. – М.: Экон-информ, 2011. – 163 с. /
2. Колганова Н.Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой // «Начальная школа». 2013 № 11 [Текст] / Н.Е. Колганова. - С. 38-42.
3. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А.И. Савенков. М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.
4. Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи [Текст] / М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 104 с.
5. Тавдгиридзе Л.А., Стернин И.А. Культура устной и публичной речи. Пособие для студентов и учащихся средних специальных учебных заведений [Текст] / Л.А. Тавдгиридзе, И.А. Стернин. – Воронеж, 2004. – 272с..
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / (дата обращения: 24.04.2021) ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты (fgos.ru)

Расскажите о нас своим друзьям: