Социальная психология | Мир педагогики и психологии №05 (58) Май 2021

УДК 159.9.316.6

Дата публикации 31.05.2021

Особенности толерантности молодых людей из моно- и полиэтнических семей

Вркоч Анастасия Сергеевна
студентка 4 курса факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет РФ, г. Санкт-Петербург, nastia-vrcoth@mail.ru

Аннотация: В ходе исследовательской работы изучаются особенности проявления различных видов толерантности молодых людей, выросших в семьях, где родители принадлежат к одной этнической группе, а также в семьях, где национальности матери и отца различны. Также исследуется влияние фактора семейного психологического климата на показатели этнической толерантности. Используемые методы: "Толерантность-интолерантность" Л.Г. Почебут, " Шкала социальной дистанции " Э. Богардуса, методика "Коммуникативная толерантность" Б. В. Бойко, “Шкала семейной адаптации и сплоченности” Д. Олсона. Для математической обработки был применен сравнительный и регрессионный анализ. Было обнаружено влияние адаптации и сплоченности внутри родительской семьи, а также типа семейной системы на толерантность в обеих выборках. Значимых различий в показателях толерантности между представителями моно- и полиэтнических семей найдено не было.
Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность, коммуникативная толерантность, этнос, детско-родительские отношения, сплоченность, адаптация.

Features of tolerance of young people from mono- and multiethnic families

Vrkoch Anastasiia Sergeevna
student of the Faculty of Psychology, Saint-Petersburg State University, Russia, Saint-Petersburg

Abstract: In the course of the research work, the features of the manifestation of various types of tolerance are studied in young people who grew up in families where the parents belong to the same ethnic group, as well as in families where the nationalities of the mother and father are different. The influence of the factor of the family psychological climate on the indicators of ethnic tolerance is also investigated. Methods used: "Tolerance-intolerance" L.G. Pochebut, "Scale of social distance" E. Bogardus, method "Communicative tolerance" B.V. Boyko, "Scale of family adaptation and cohesion" D. Olson. Comparative and regression analysis was applied for mathematical processing. The influence of adaptation and cohesion within the parental family, as well as the type of family system, on tolerance was found in both samples. No significant differences were found in the indicators of tolerance between representatives of mono- and multi-ethnic families.
Keywords: tolerance, ethnic tolerance, communicative tolerance, ethnos, parent-child relations, cohesion, adaptation.

Правильная ссылка на статью
Вркоч А.С. Особенности толерантности молодых людей из моно- и полиэтнических семей // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 05 (58). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-tolerantnosti-molodykh-lyudej-iz-mono-i-polietnicheskikh-semej.html (Дата обращения: 31.05.2021)

Актуальность исследуемой нами темы определяется современным состоянием межэтнических отношений в нашей стране. Общество находится в условиях постоянной трансформации, происходят постоянные движения миграционных пластов, что, разумеется, приводит к изменению этнического состава населения. Такие процессы пробуждают проблемы, связанные с межнациональными отношениями. При этом в России этот вопрос стоит особенно остро, учитывая ее богатый, неоднородный этнический состав. Границы размываются, становится все больше смешанных браков, цифровое пространство дает возможность больше узнавать о культуре других народов, выходить с ними на контакт, взаимодействовать, общаться. В связи с этим, толерантность чаще становится объектом внимания и изучения ученых различных дисциплин.

Упоминания феномена толерантности встречались, начиная с Античных времен, древнегреческие философы, такие как Сократ, Платон, Аристотель, рассматривали терпимость как предпосылку  духовного сплочения людей, возможность равного сосуществования. Сегодня, проблема толерантного сознания не перестает быть объектом внимания исследователей. В отечественной психологии среди ученых, внесших вклад в изучение проблемы толерантности можно выделить А.Г. Асмолова, Н.М. Лебедеву, Т.Г. Стефаненко, Г.У.  Солдатову, Л.Г. Почебут.

Относительно понятия толерантности существует несколько традиций, в зависимости от области научного знания. Мы же определяем толерантность как  доверительное и уважительное отношение к другим людям, вне зависимости от его расы, вероисповедания, национальности или сексуальной ориентации.

Одна из наиболее рассматриваемых исследователями сторон проблемы толерантности - это факторы ее формирования. Как и любая психологическая характеристика человека, толерантность находится в зависимости от определенных внешних и внутренних характеристик. Можно выделить несколько основных факторов, наиболее часто упоминаемых учеными. Первый фактор – наличие в обществе свободы слова, возможности свободного диалога на острые, волнующие, злободневные темы, доступ к информации, правдивой, не искаженной. В 2004 году, в скором времени после совершения террористического акта в Беслане, Л.Г. Почебут было проведено экспериментальное исследование, подтверждающее важность получения неискаженной информации и возможности ее свободного обсуждения [4]. Здесь также хочется отметить вклад медиапространства в формирование предубеждений и предрассудков. Е.С. Горбуновой было проведено эмпирическое исследование демонстрирующее возможность влияния подаваемой в СМИ информации на уровень этнической идентичности и этнической толерантности [1]. О.А. Якимовой  [6] было опубликовано исследование по изучению репрезентации мигрантов в российских массмедиа. Ученой  была доказана гипотеза о том, что, несмотря на «политику запрета «языка вражды» и этнизацию преступности, в российском медиадискурсе не только сохраняется, но и усиливается негативная репрезентация трудовых мигрантов», ведущая к формированию интолерантного сознания.

Большое количество исследований посвящено такому фактору как личностные особенности. Например, группа исследователей в составе М.М. Карнелович, В.И. Казаренкова, Т.Б. Казаренковой  изучали  взаимосвязь этнической толерантности и таких личностных характеристик как эмпатийность и рефлексивность[2].  Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и О.Д. Шарова в своей работе уделяют особое место эмпатии, связывая прямым образом развития в себе сострадания и сочувствия с уровнем толерантности человека[5].

Также мы можем встретить работы по изучению связи образования и толерантности. Большое исследование Франчески Боргонови на выборке в 88813 подтвердило согласующуюся с прошлыми исследованиями гипотезу о том, что образованные люди, как правило, более доверчивы и толерантны по отношению к мигрантам, чем малообразованные[7].  Влияние образования на проявление этнической толерантности также было доказано в исследовании Д.С. Кориенко, И.В. Гайдамашко, С.Л. Кандыбович [3].  По мере прохождения  обучения у студентов снижался этнофанатизм, что способствовало росту принятия представителей других этносов. Также в этом исследовании был выявлена еще одна особенность: роль половых различий во влиянии на этнопсихологические характеристики. Результаты показали, что среди мужчин в большей степени были распространены характеристики гиперидентичности и интолерантности.

Социальным фактором формирования толерантного сознания выступает благосостояние общества. В докладе Организации экономического сотрудничества и развития Society at a Glance 2011 были представлены данные по измерению уровня толерантности в индустриально развитых странах. Среди лидеров по показателям толерантности среди жителей оказались Канада, Австралия, а за ними другие англоговорящие и скандинавские страны [8].

Еще одним важным фактором являются особенности семейного воспитания. Этот фактор исследовался Н.А. Бариновой в ее дипломной работе «Влияние условий социализации на формирование этнической толерантности подростков». Результаты исследования позволили сделать вывод о значительной роли семьи в развитии этнической толерантности: только дети из полных семей демонстрировали высокие показатели по этому параметру [4]. Г.Олпорт в своей книге «Природа предубеждения» писал, что толерантные дети обычно вырастают в семьях с принимающей атмосферой. Этот фактор довольно редко выступает предметом исследования ученых и требует более детального изучения.

Семья также имеет задачу сохранения и передачи от поколения к поколению культуры своего народа. В межнациональных союзах происходит смешение, человеку, выросшему в подобной семье, может быть сложно сформировать свою этническую идентичность. Как известно, толерантность тесно связана с  идентичностью, поэтому изучение толерантности выходцев из полиэтнических семей кажется нам особенно актуальным.

Наше исследование направленно на сравнение показателей толерантности молодых людей из моно- и полиэтнических семей. Были рассмотрены показатели общего уровня толерантности, а также таких ее видов, как коммуникативная и этническая. Нами также изучалась роль психологического климата родительской семьи в формировании толерантных стратегий поведения личности.

Были сформулированы следующие гипотезы:

  1. Принадлежность к моно- или полиэтнической семье обуславливает характеристики толерантности.
  2. Адаптивность и сплоченность родительской семьи влияет на уровень проявления толерантности.

В связи с поставленными гипотезами были сформулированы следующие задачи:

  1. Выяснить характер связи принадлежности к моноэтнической/полиэтнической семье с показателями коммуникативной толерантности, этнической толерантности, общей толерантности.
  2. Определить роль уровня семейной сплоченности, адаптации, а также типа системы (сбалансированный, среднесбалансированный, несбалансированный) родительской семьи в формировании толерантности личности.

Предмет исследования: влияние семьи на толерантность молодежи

Объект исследования: толерантность молодых людей из моно-  и полиэтнических семей.

В исследовании приняли участие 60 человек, среди них 30 из полиэтнических семей, 30 из моноэтнических семей. В первой группе – 8 мужчин и 22 девушки, во второй – 9 мужчин и 21 девушка. Возраст испытуемых варьировался от 19 до 27 лет. Средний возраст – 21,77 года. Большинство испытуемых (около 80%) проживают в Нижегородской области и г. Санкт-Петербурге. У всех испытуемых из моноэтнических семей родители принадлежали к русскому этносу. В большинстве полиэтнических семей (90%) один из родителей так же обозначал свою национальность как «русскую».

Диагностический инструментарий эмпирического исследования составили 4 методики и одна биографическая анкета. В биографической анкете у испытуемого спрашивался пол, возраст, национальность отца и матери, а также место проживания. Для исследования толерантности мы использовали следующие методики:  «Интолерантность – толерантность», разработанную Л.Г. Почебут, «Коммуникативная толерантность» В.В. Бойко, Шкала социальной дистанции Э. Богардуса (так как нас интересовали индивидуальные показатели испытуемых, в работе использовался коэффициент этнической толерантности). Для оценки семейной структуры мы использовали «Шкалу семейной адаптации и сплоченности» Д.Х. Олсона Дж. Портнера и И. Лави. В основе этой методики лежит «циркулярная модель» Д.Х. Олсона. Методика позволяет определить уровень сплоченности внутри семьи, характер эмоциональной связи между ее членами, а так же уровень семейной адаптации, который говорит о том, насколько семья может приспосабливаться, изменяться под воздействием стрессовых факторов.

 Для статистической обработки данных использовалась программа IBM SPSS Statistics версия 23. Для оценки различий по показателям и толерантности между выборками испытуемых из моноэтнических и полиэтнических семей был проведен сравнительный анализ с использованием критерия U Манна-Уитни. Для оценки роли  уровня семейной сплоченности, адаптации, а также типа системы (сбалансированный, среднесбалансированный, несбалансированный) родительской семьи в формировании толерантности личности использовался регрессионный анализ.

Вначале, по результатам диагностики вышеописанными методиками, были посчитаны описательные статистики и получены средние значения и стандартные отклонения. Показатели толерантности по методике Л.Г. Почебут в обеих выборках близки к полученным в пилотажном исследовании результатам (8,71).  [4, стр.191] Результаты исследования говорят нам о том, что в обеих выборках общий уровень толерантности находится на уровне нормального.  Большинство опрошенных способно проявлять терпение и уважение к людям с отличным мнением. Средние показатели по методике В.В. Бойко говорят о преимущественно низком уровне коммуникативной толерантности. При этом стоит отметить, что значения находятся вблизи нижней границы среднего уровня. Анализ результатов методики Э.Богардуса говорит о высоком уровне этнической толерантности в обеих выборках. Средние показатели представителей моно- и полиэтнических семей находятся выше 0, что говорит о стремлении к сближению с представителями других этносов.

Для проверки предположения о том, что принадлежность к моноэтнической/полиэтнической семье обуславливает характеристики этнической идентичности и толерантности, был проведен сравнительный анализ.

Вначале сравнивались показатели общей толерантности в выборках испытуемых из моноэтнических и полиэтнических семей (Методика «Толерантность-интолерантность» Л.Г. Почебут).

 

Таблица 1. Результаты сравнительного анализа общей толерантности

 

Показатель

Моноэтническая семья (n=30)

Полиэтническая семья (n=30)

Значимость

Среднее

Станд. откл.

Среднее

Станд. откл.

Толерантность

8,73

3,258

7,63

4,056

0,517

Интолерантность

1,17

3,931

0,23

4,400

0,302

Индекс толерантности’

9,90

4,656

7,87

5,544

0,091

По результатам сравнительного анализа с использованием U критерия Манна-Уитни, мы видим, что значимых различий обнаружено не было, но была выявлена тенденция к различиям по индексу толерантности (p≤0,1).


Рисунок 1. Показатели толерантности по методике ИНТОЛ Л.Г. Почебут

Было установлено, что индекс толерантности выше у молодых людей из моноэтнических семей. Можно предположить, что принадлежность к этническому большинству (этнический состав этой выборки – русский) и отсутствие возможного межэтнического недопонимания внутри семьи могли повлиять на более высокие показатели толерантности. Так как была обнаружена только тенденция к различиям, нельзя утверждать, что принадлежность к моноэтнической семье предполагает большую расположенность человека к проявлению толерантных стратегий поведения, однако эти результаты могут послужить материалом для более подробного изучения данного вопроса.

Далее рассмотрим результаты сравнительного анализа показателей коммуникативной толерантности («Коммуникативная толерантность» В.В. Бойко) между испытуемыми из моноэтнических и полиэтнических семей.

Таблица 2. Результат сравнительного анализа коммуникативной толерантности

Показатель

Моноэтническая семья (n=30)

Полиэтническая семья (n=30)

Значимость

Среднее

Станд. откл.

Среднее

Станд. откл.

Коммуникативная толерантность

42,77

20,535

41,87

18,627

0,935

Сравнительный анализ с использованием U критерия Манна-Уитни не выявил значимых различий (p=0,935) по данной методике.

Также был проведен сравнительный анализ между моноэтнической и полиэтнической выборками  показателей этнической толерантности (Шкала социальной дистанции Э. Богардуса).

Таблица 3. Сравнительный анализ этнической толерантности

Показатель

Моноэтническая семья (n=30)

Полиэтническая семья (n=30)

Значимость

Среднее

Станд. откл.

Среднее

Станд. откл.

Этническая толерантность

1,76

1,310

1,50

1,303

0,300

Сравнительный анализ с использованием U критерия Манна-Уитни не выявил значимых различий (p=0,300) по данной методике.

Для оценки влияния психологического климата семьи на уровень толерантности личности нами был выполнен регрессионный анализ.

Вначале для каждого испытуемого был выявлен уровень сплоченности и адаптации. Далее, опираясь на циркулярную модель Д.Х. Олсона , был определен тип семейной системы (сбалансированный, среднесбалансированный, несбалансированный). Таким образом, зависимой переменой поочередно выступали показатели толерантности (общей, коммуникативной, этнической), независимой - тип семейной системы по модели Д.Х. Олсона, а также сплоченность и адаптация родительской семьи. 

В моноэтнической выборке значимые регрессионные модели со значимым  процентом объяснения дисперсии (больше 20%)  были получены относительно таких зависимых переменных как интолерантность (ИНТОЛ), коммуникативная и этническая толерантность.

Рассмотрим влияние на интолерантность (ИНТОЛ) независимых переменных (сплоченность, адаптация, сбалансированный, среднесбалансированный, несбалансированный тип семейной системы). В результате регрессионного анализа были получены 4 регрессионные модели. Статистически значимой является последняя модель (p=0,004) , включающая в себя переменную «несбалансированный тип семейной системы». Регрессионная модель объясняет 25,6 % дисперсии, то есть применима к 25,6%  людей данной выборки.

Можно составить регрессионную формулу:

Интолерантность=0,087+4,627*Несбалансированный тип семейной системы

Таким образом, на показатели интолерантности влияет наличие несбалансированного типа семейной системы.

Рассмотрим влияние на коммуникативную толерантность независимых переменных (сплоченность, адаптация, сбалансированный, среднесбалансированный, несбалансированный тип семейной системы). Стоит отметить, что в методике «Коммуникативная толерантность»  В.В. Бойко используется обратная шкала, поэтому корректнее будет называть переменную «коммуникативная интолерантность». В результате регрессионного анализа были получены 3 регрессионные модели. Статистически значимой является последняя модель (p=0,000) , включающая в себя следующие показатели: адаптация и несбалансированный тип семейной системы. Регрессионная модель объясняет 49,4% дисперсии, то есть применима к 49,4%  людей данной выборки.

Можно составить регрессионную формулу:

Коммуникативная интолерантность=71,709 + (-1,271)*Адаптация+    +34,704*Несбалансированный тип семейной системы

Таким образом, на показатели коммуникативной интолерантности влияет наличие несбалансированного типа семейной системы, а также уровень адаптивности семьи, при чем, последний с отрицательным коэффициентом, то есть чем выше адаптивность, тем ниже коммуникативная интолерантность.

Рассмотрим влияние на этническую толерантность независимых переменных (сплоченность, адаптация, сбалансированный, среднесбалансированный, несбалансированный тип семейной системы). В результате регрессионного анализа были получены 2 регрессионные модели. Статистически значимой является последняя модель (р=0,004), включающая в себя следующие показатели: сплоченность, несбалансированный тип семейной системы, сбалансированный тип семейной системы. Регрессионная модель объясняет 68,3% дисперсии, то есть применима к 68,3% людей данной выборки.

Можно составить регрессионную формулу:

Этническая толерантность=5,865+(0,113)*Сплоченность+
+ (-2,189)*Несбалансированный тип семейной системы+ +0,907*Сбалансированный тип семейной системы

Таким образом, на показатели этнической толерантности влияют сплоченность, наличие сбалансированного и несбалансированного типа семейной системы, при чем последний с отрицательным коэффициентом. То есть при наличии сбалансированного типа семейной системы этническая толерантность растет, а при наличии несбалансированного – снижается.

В полиэтнической выборке значимые регрессионные модели со значимым  процентом объяснения дисперсии (больше 20%)  были получены относительно таких зависимых переменных как толерантность (ИНТОЛ), коммуникативная толерантность, этническая толерантность.

Рассмотрим влияние на толерантность (ИНТОЛ) толерантность независимых переменных (сплоченность, адаптация, сбалансированный, среднесбалансированный, несбалансированный тип семейной системы). В результате регрессионного анализа были получены 2 регрессионные модели. Статистически значимой является последняя модель (р=0,01), включающая в себя следующие показатели: адаптация, несбалансированный и сбалансированный тип семейной системы. Регрессионная модель объясняет 34,8% дисперсии, то есть применима к 34,8% людей данной выборки.

Можно составить регрессионную формулу:

Толерантность= 2,826+ 0,172*Адаптация+ (-2,189)*Несбалансированный тип семейной системы+ 5,193*Сбалансированный тип семейной системы

Таким образом, на показатели толерантности (ИНТОЛ) влияют уровень адаптации в семье, а также тип семейной системы, при наличии сбалансированного типа уровень толерантности повышается, при наличии несбалансированного – снижается (т.к. отрицательный коэффициент).

Рассмотрим влияние на коммуникативную толерантность независимых переменных (сплоченность, адаптация, сбалансированный, среднесбалансированный, несбалансированный тип семейной системы). Стоит отметить, что в методике «Коммуникативная толерантность» В.В. Бойко используется обратная шкала, поэтому корректнее будет называть переменную «коммуникативная интолерантность». В результате регрессионного анализа были получены 2 регрессионные модели. Статистически значимой является последняя модель (p=0,024) , включающая в себя следующие показатели: адаптация, сплоченность, сбалансированный тип семейной системы. Регрессионная модель объясняет 29,9% дисперсии, то есть применима к 29,9%  людей данной выборки.

Можно составить регрессионную формулу:

Коммуникативная интолерантность= 24,088+ (-1,859)* Сплоченность+

+ (-1,442) *Адаптивность+ (-31,272)*Сбалансированный тип семейной системы

Таким образом, на показатели коммуникативной интолерантности влияют уровень сплоченности и адаптации, а также наличие сбалансированного типа семейной системы, при чем, все с отрицательными коэффициентами.

Рассмотрим влияние на этническую толерантность независимых переменных (сплоченность, адаптация, сбалансированный, среднесбалансированный, несбалансированный тип семейной системы). В результате регрессионного анализа были получена 1 регрессионная модель. Она статистически значима (р=0,000), включает в себя следующие показатели: сплоченность адаптацию, несбалансированный тип семейной системы, сбалансированный тип семейной системы. Регрессионная модель объясняет 61,6% дисперсии, то есть применима к 61,6% людей данной выборки.

Можно составить регрессионную формулу:

Этническая толерантность=2,803+(-0,108)*Сплоченность+ +0,096*Адаптивность+ (-1,925)*Несбалансированный тип семейной системы+1,445*Сбалансированный тип семейной системы

Таким образом, на уровень этнической толерантности влияет сплоченность и адаптация семьи, наличие сбалансированного типа семейной системы уровень этнической толерантности повышается, при наличии несбалансированного – снижается (т.к. отрицательный коэффициент).

Опираясь на результаты регрессионного анализа, мы можем сделать вывод о том, что выраженность таких показателей как сплоченность и адаптация  делает положительный вклад в формирование толерантного сознания. Сбалансированный тип  семейной системы также способствует развитию толерантных стратегий поведения, несбалансированный же тип семейной системы – интолерантных стратегий поведения. Стоит также отметить, что в полиэтнических семьях мы чаще встречали влияние адаптации на зависимые переменные.

Таким образом, на основе результатов исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, полученные данные позволяют нам сказать, что в обеих выборках молодые люди в большинстве своем отличаются доверительным и уважительным отношением к другим людям, вне зависимости от его расы, вероисповедания или национальности. Во-вторых, предполагаемая обусловленность характеристик толерантности принадлежностью к моноэтнической/полиэтнической семье на значимом уровне не подтвердилась.  В нашем случае, этнический состав родительской семьи не влияет на предопределение толерантных стратегий поведения. В-третьих, было подтверждено влияние благоприятного психологического климата семьи на выраженность толерантности. В обеих выборках молодые люди, семьи которых отличались сбалансированным уровнем эмоциональной привязанности друг к другу и адаптивности к стрессовым факторам, показывали более высокий уровень толерантности.

Полученные результаты могут послужить стимулом к новым исследованиям, посвященным изучению толерантности людей, выросших в полиэтнических семьях. Необходим более детальный разбор влияющих факторов, например таких, как вовлеченность испытуемого в каждую из культур, возможный конфликт религий в семье, знание языков каждого этноса.

 


Список литературы

1. Горбунова Е.С. Влияние СМИ на межэтническую толерантность и национальную идентичность (Электронный ресурс) 2018 https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2018/10/23/xxv_55-59.pdf
2. Карнелович М.М., Казаренкова Т.Б., Казаренков В.И, Эмпатийность и рефлексивность как детерминанты этнической толерантности студентов русской и белорусской общностей // Вестник университета. 2020 № 7 с. 199-205
3. Корниенко Д.С., Гайдамашко И.В., Кандыбович С.Л. Динамика этнической идентичности студентов коми-пермяков и русских в процессе обучения // Российский психологический журнал. – 2017. – Т. 14- №1- с. 108-123.
4. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: пособие для бакалавриата и магистратуры - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 333 с.
5. Солдатова Г.У., Шайгерова, А.А., Шарова, О.Д. Тренинг « Учимся толерантности» // На пути к толерантному сознанию/ Отв. ред. А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2000. – 255 с.
6. Якимова О.А. Репрезентация мигрантов в российских массмедиа и ее динамика (2010-2020)/ Siberian Socium. 2020 Том 4. №4 (14). С. 22-40
7. Borgonovi, F. (2012), The relationship between education and levels of trust and tolerance in Europe // The British Journal of Sociology, 63: 146-167
8. OECD (2011). Society at a Glance 2011: OECD Social indicators, OECD Publishing

Расскажите о нас своим друзьям: