Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №05 (58) Май 2021

УДК 372.874

Дата публикации 31.05.2021

Методы развития цветовой коммуникации в процессе освоения пейзажной живописи

Иванова Полина Алексеевна
студентка Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования, «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень), polya111999@mail.ru
Жукова Анна Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень), anya_2112@mail.ru

Аннотация: В статье раскрыто понятие цветовой коммуникации, определены её основные компоненты, раскрыт педагогический потенциал данного явления. На основе анализа учебно-методических работ в области педагогики изобразительного искусства обобщены приёмы развития цветовой коммуникации и описаны варианты возможных заданий.
Ключевые слова: цветовая коммуникация, художественная коммуникация, художественное восприятие цвета, цветоведение, методы формирования цветовой коммуникации.

Methods for the development of color communication in the process of mastering landscape painting

Ivanova Polina Alekseyevna
student, Federal State Autonomous Educational Institution higher education, «Tyumen State University» (Tyumen)
Zhukova Anna Mikhailovna
candidate of pedagogical Sciences, Federal state budgetary educational institution of higher education, «Tyumen state Institute of culture» (Tyumen)

Abstract: The article reveals the concept of color communication, defines its main components, and reveals the pedagogical potential of this phenomenon. Based on the analysis of educational and methodological works in the field of pedagogy of the fine arts, some methods of developing color communication are summarized and options for possible tasks are described.
Keywords: color communication, artistic communication, artistic perception of color, color science, methods of forming color communication.

Правильная ссылка на статью
Иванова П. А., Жукова А.М. Методы развития цветовой коммуникации в процессе освоения пейзажной живописи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 05 (58). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metody-razvitiya-tsvetovoj-kommunikatsii-v-protsesse-osvoeniya-pejzazhnoj-zhivopisi.html (Дата обращения: 31.05.2021)

В настоящее время в художественном образовании актуализируется необходимость в разработке понятия цветовая коммуникация. В плоскости профессионально-ориентированного обучения это связано с потребностью формирования у обучающихся навыков передачи художественного образа средствами цвета, а также восприятия образно-смысловой информации через цветовую символику.

Понятие «цветовой коммуникации» в педагогическом аспекте находится на стадии научного осмысления.

Рассмотрению цветовой коммуникации с позиции художественной педагогики посвящены работы Н.В. Виноградовой [2; 3]. Автор отмечает, что рассматривает цвет, «как неотъемлемую часть бытия человека, обладающую рефлексирующими (отражающими эмоции), коннотативными (образное, оценочное) и коммуникативными (передача информации, ее средства и восприятия) качествами, которые не только помогают постичь сущность художественного произведения, но и понять смысловые значения цвета» [3, с. 56].

Длительное время некоторые аспекты цветовой коммуникация изучались исследователями в русле художественного восприятия (Е.Я. Басин [1], М.В. Глазова [4], Н.В. Виноградова [2; 3], В.С. Денисов [4], Н.А. Карева [5], Е.М. Торшилова [8]). Однако понятие художественное восприятие цвета отражает только навыки, связанные со считыванием образно-смысловой информации. Цветовая коммуникация более широкое явление и включает навыки передача художественного замысла средствами цвета.

Также педагогика изобразительного искусства занимается вопросами осмысления методики обучения детей основам цветоведения (Л.Н. Миронова) [7]. К сожалению, обучения цветоведению в основном связано с технологией смешивания красок, освоением колористических явлений и понятий, чего также недостаточно для актуализации механизмов цветовой коммуникации.

Исходя из этого, учащиеся осваивают технологическую сторону работы с цветом и учатся считывать цветовую символику с полотен живописцев. При этом без внимания остается вопрос формирования у начинающих художников навыков передачи авторского художественного замысла средствами цвета, что не в полной мере реализует коммуникативный потенциал данного явления.

Цветовая коммуникация как педагогическое явление может объединить в своей структуре указанные выше аспекты обучения учащихся основам теории цвета (цветоведение и восприятие цвета) и вместить в себя недостаточно реализуемый, но необходимый элемент художественного образования – использование цвета с целью коммуникации со зрителем в процессе создания художественного продукта.

Таким образом, определим компоненты цветовой коммуникации – 1) цветонаблюдательность и знание основ цветоведения; 2) художественное восприятие цвета; 3) умение отражать образно-эмоциональную информацию средствами цвета.

Являясь разновидностью художественной коммуникации, цветовая коммуникация вбирает в себя её основные свойства и функции. Она также нацелена на осознание или передачу художественной идеи живописного произведения при помощи расшифровки или кодировки информации средствами цвета.

На основе выделенных компонентов цветовой коммуникации, а также определения художественной коммуникации, цветовая коммуникация может быть определена как передача колористическими средствами ассоциативной, образно-эмоциональной информации, способствующей раскрытию художественного замысла произведения изобразительного искусства и его осознание на основе художественного восприятия цвета.

В связи с тем, что понятие цветовой коммуникации как педагогическое явление находится на этапе осмысления, в учебных пособиях по методике преподавания изобразительного искусства разделов, описывающих методы, приёмы и задания её формирования, не представлено. На основе предложенного нами определения, можно выделить основные направления работы, которые будут способствовать формированию навыков цветовой коммуникации у обучающихся детских художественных школ.

Рисунок 1. Направления работы по развитию цветовой коммуникации у обучающихся в ДХШ

Обозначив основные направления работы, мы обратились к поиску и изучению приёмов формирования указанных качеств. Результаты данной работы приведены ниже.

К приёмам развития цветонаблюдательности и формирования знаний в области цветоведения относятся:

1. Задания на словесное творчество:

«Что бывает…?» (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская). Преподаватель задаёт учащимся вопросы: что бывает зеленым, синим, светлым, ярким и так далее. Учащиеся должны как можно быстрее, соревнуясь другу с другом, назвать что-то с названным цветовым качеством.

«Продолжи цепочку» (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская). Преподаватель предлагает учащимся найти слова, сходные по значению с предложенным им словом и выстроить из них цепочку. Учащиеся стремятся выстроить наиболее длинный синонимический ряд. Выбранное преподавателем слово должно иметь ассоциацию с цветом. Приведём пример возможного синонимического ряда – лес – бор – роща – березняк – дубрава – перелесок – ельник.

«Найди предметы одного цвета» (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская). Преподаватель предлагает учащимся посоревноваться в нахождении предметов определенного цвета. Каждый участник ищет предметы закрепленного за ним цвета, побеждает тот, кто сможет увидеть большее количество.

«Цветовая цепочка» (Л.Н. Миронова). Преподаватель предлагает учащимся вспомнить, каким бывает тот или иной цвет и выстроить цветовую цепочку, то есть назвать все возможные оттенки цвета. Каждый из учащихся пытается выстроить самую длинную цепочку оттенков предложенного им цвета. Например, красные цвета – алый, коралловый, кирпичный, огненный, вишневый и так далее.

«Сколько цветов вокруг тебя?» (Л.Н. Миронова). Преподаватель предлагает учащимся определить и назвать цвета в комнате, классе, картине, одежде. После того как цвета будут названы, перед детьми могут быть поставлены следующие задачи:

1) выбрать из них главные, насыщенные, хроматические, ахроматические и так далее;

2) расположить по порядку от самых насыщенных к малонасыщенным, от светлых к темным;

3) сравнить данные цвета с цветом какой-либо вещи, растения, предмета.

«Какого цвета утро?» (Л.Н. Миронова). Преподаватель задает детям вопросы, стимулирующие поиск и запоминание новых цветовых оттенков, расширение словарного запаса и жизненных цветовых наблюдений, а также творческое воображение. Примерами таких вопросов могут стать – Какого цвета утро/день/вечер/ночь, зима/лето/осень/весна?

«Почему лягушка зелёная?» (Л.Н. Миронова). Преподаватель предлагает детям порассуждать, почему то или иное существо, явление или предмет окрашены в определенный цвет: петух нарядный, сторожевая собака – жёлто-серая, одуванчик желтый, незабудка – голубая с желтыми глазками и так далее.

«Цвет твоего настроения» (Л.Н. Миронова). Преподаватель предлагает учащимся определить своё настроение. Далее они размышляют о том, какого цвета могут быть грусть, скука, радость и так далее.

«Определи цвет состояния» (Л.Н. Миронова). Преподаватель предлагает учащимся выбрать пары противоположных состояний и описать их с помощью цвета: молодое-старое; здоровое-больное; культурное-грубое и другие.

«Определи тип колорита произведения/вещи» (Л.Н. Миронова). Преподаватель предлагает учащимся рассмотреть книгу/журнал/репродукцию и определить тип колорита, степень его выраженности, соответствие или несоответствие сюжету или содержанию.

2. Задания на изобразительное творчество.

«Понаблюдай и изобрази» (Л.Н. Миронова). Преподаватель предлагает учащимся пронаблюдать за каким-либо цветовым явлением природы и выполнить зарисовку своих впечатлений. Например – «Посмотри, как блестят росинки в траве, и нарисуй» [7, с. 139].

3. Колористические упражнения.

«Цветовая угадайка» (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская). Преподаватель предлагает учащимся рассмотреть определенный оттенок и угадать исходную пару цветов, из которых он получен. Далее задание усложняется, и дети угадывают исходные цвета оттенков, полученных из смешения трёх цветов. В зависимости от опыта обучающихся исходный набор цветов может быть различным и постепенно расширяться.

«Смешивание цветов» (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская). Преподаватель предлагает учащимся из определенного (ограниченного) набора красок составить наибольшее количество оттенков одного цвета.

«Цветные квадраты» (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская). Преподавателю необходимо подготовить не менее двенадцати квадратов различных цветов и оттенков – светлые и темные, насыщенные по цвету и мягкие, пастельные, относительно близкие друг другу и резко контрастирующие между собой. Далее он предлагает учащимся определить «характер», «настроение» каждого из квадратов, найти близкие и противоположные состояния и так далее.

«Цветовые карты» (Л.Н. Миронова). Преподаватель предлагает учащимся составить цветовые карты из шести основных красок (красной, желтой, зеленой, синей, белой, черной) так, чтобы получились основные типы колорита – насыщенный, разбеленный, зачерненный, приглушенный, сложный.

4. Творческие задания.

«Силуэт сказочного волшебника» (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская). Преподаватель раздает учащимся силуэты сказочного волшебника и предлагает раскрасить изображение. При этом характеризует волшебника – добрый, благородный и так далее. На другом занятии дети превращают этот же силуэт в злого волшебника. Так как силуэт в обоих случаях одинаковый, то показать разницу характеров этих персонажей и своего отношения к ним ребенок может через выразительность цветового решения. На заключительном этапе работы рисунки совмещаются, учащиеся размышляют над тем, удалось ли им изобразить характеры волшебников, насколько ярко проявились отличия двух цветовых решений, смогли ли они донести свою мысль до зрителя средствами цвета.

«Ковер сказочного волшебника» (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская). Данное задание является продолжением предыдущего. Оно ставит перед собой те же цели, но в связи с тем, что учащиеся имеют опыт передачи характера в цвете и само задание не ограничено работой с конкретным изображением, то выполняется детьми более свободно и результаты получаются наиболее выразительными. «Почти во всех случаях цветовой облик двух ковров будет явно различным, зрители не смогут их перепутать» [6, с. 78].

5. Творческие работы.

«Изобрази одно явление в различных эмоциональных состояниях» (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская). Преподаватель предлагает учащимся создать этюдные работы по изображению одного явления в различных эмоциональных состояниях. Дети должны осуществить свой замысел при помощи цвета. Авторы задания предлагают следующие темы – «Тревожный закат», «Печальные сумерки».

«Создай пейзаж с помощью предложенных красок» (Л.Н. Миронова). Преподаватель предлагает учащимся ограниченный набор цветов и задает тематику пейзажа. Например, с помощью красной, коричневой, желтой, белой, чёрной красок ученикам необходимо создать пейзаж на тему «Ночь у костра».

К приёмам развития художественного восприятия цвета можно отнести

1. Анализ произведений изобразительного искусства и считывание художественного замысла автора.

«Рассмотри картины» (Л.Н. Миронова). Преподаватель предлагает учащимся рассмотреть репродукции картин. На основе колористического анализа учащимся необходимо раскрыть художественный замысел автора. В качестве источника для анализа Л.Н. Миронова предлагает картины П. Кузнецова, А. Матисса, И. Грабаря, М. Аветисяна, М. Сарьяна.

Приёмами формирования умения отражать образно-эмоциональную информацию средствами цвета являются:

1. Творческая работа.

Создание серии пейзажей на одно настроение (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская). Преподаватель предлагает учащимся задумать определенное настроение, которое они хотели бы изобразить. Дети также должны письменно охарактеризовать выбранное настроение в 3-4 словах и записать их. Далее учащиеся определяют 4-5 цветов, которые, на их взгляд, могут передать задуманное ими настроение. После того как работы будут выполнены, организуется их демонстрация и обсуждение с другими обучающимися группы. Участники обсуждения должны определить настроение, которое задумано автором. В случае, если зрители неверно поймут замысел автора, необходимо обсудить, в чем причина ошибки. «Пусть художник пояснит свое решение и выслушает критика. Возможно, он убедится, что недостаточно последовательно и сильно выразил свой замысел. А может быть, зритель был недостаточно внимателен?» [6, с. 82].

Стоит отметить, что приведенные приёмы не исчерпывают все возможные варианты работы по формированию цветовой коммуникации. Также необходимо указать, что в художественно-образовательной практике приемы, направленные на формирование компонентов цветовой коммуникации, реализуются, в основном, через задания в области пейзажной живописи («Создай пейзаж с помощью предложенных красок» (Л.Н. Миронова); «Создание серии пейзажей на одно настроение» (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская) и другие). Работа по восприятию и созданию пейзажной живописи актуализирует знания, умения и навыки, составляющие основу цветовой коммуникации, так как цвет в пейзаже выступает ключевым выразительным средством.

Благодаря описанным приемам развития цветовой коммуникации обучающиеся учатся обращаться с цветом как элементом художественного языка, передавать с его помощью не столько внешнее сходство изображаемых явлений, сколько их внутреннее, духовное содержание через призму своих чувств, эмоций и эстетическое отношение.

 


Список литературы

1. Басин Е. Я. Психология искусства. Личностный подход / Е. Я. Басин, В. П. Крутоус. – Москва : Юрайт, 2021. – 251 с.
2. Виноградова Н. В. Художественная природа живописи и основы её цветовой коммуникации в развитии культуры восприятия у детей / Н. В. Виноградова // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. – 2018. – Т. 7. – № 1(22). – С. 55-60.
3. Виноградова Н. В. Природа живописи. Основные механизмы цветовой коммуникации / Н. В. Виноградова // Успехи современной науки. – 2016. – № 4. – С. 84-87.
4. Денисов В. С. Восприятие цвета / В. С. Денисов, М.В. Глазова. – Москва : Эксмо, 2009. – 176 с.
5. Карева Н. А. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 : Москва, 2004. – 185 c.
6. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. – Москва : Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. – 144 с.
7. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве : пособие для учителей / Л. Н. Миронова . – Минск : Беларусь, 2005. – 151 с.
8. Торшилова Е. М. Маршруты эстетического развития современных детей и подростков : теория и диагностика / Е. М. Торшилова. – Москва : Музыка, 2016. – 208 с.

Расскажите о нас своим друзьям: