Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 372.874
Дата публикации 30.04.2024
Развитие творческого воображения обучающихся на занятиях по изобразительному искусству
Кокорева Анна Владимировна
Бакалавр направления подготовки педагогическое образование профиль Изобразительное искусство, Федеральное государственное автономное Образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет», РФ, Тюмень, maksim_kitik@mail.ru
Евсеева Ольга Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное государственно автономное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет», РФ, Тюмень, olscha@mai.ru
Аннотация: В статье исследуется проблема развития творческого воображения обучающихся на занятиях по живописи и станковой композиции, определено понятие «творческое воображение обучающихся на занятиях по изобразительному искусству» и рассмотрены методы развития творческого воображения обучающихся на занятиях средствами изобразительного искусства.
Ключевые слова: творческое воображение, творческое воображение на занятиях по изобразительному искусству, методы и формы развития творческого воображения.
Area of study - Pedagogical education, profile - Visual Arts, Tyumen State University, Russian Federation, Tyumen
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Tyumen State University» Russian Federation, Tyumen
Abstract: The article examines the problem of developing the creative imagination of students in classes in painting and easel composition, defines the concept of “creative imagination of students in classes in fine arts” and discusses methods for developing the creative imagination of students in classes using the means of fine arts.
Keywords: creative imagination, creative imagination in fine arts classes, methods and forms of development of creative imagination.
Кокорева А.В., Евсеева О.Ю. Развитие творческого воображения обучающихся на занятиях по изобразительному искусству // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-obuchayushhikhsya-na-zanyatiyakh-po-izobrazitelnomu-iskusstvu.html (Дата обращения: 30.04.2024)
Постановка проблемы.
Актуальность рассматриваемой темы работы заключается в том, что проблема исследования воображения у подростков имеет важное место у специалистов в области педагогики и психологии. У любой формы творческой деятельности процесс развития воображения является неотъемлемым компонентом, что обусловлено значимостью исследуемого качества не только в изобразительном творчестве, но и в других сферах деятельности. Французский педагог Т. Рибо утверждал, что если дать заключение в области размера воображения, израсходованного и приведенного, в одном случае — в области художественного творчества, в другом — в технических и механических разработках, то можно сделать вывод, что второй значительно больше первого [1, с. 326]. В то же время именно в художественной деятельности возможно эффективное развитие творческого воображения у подростков, создавая предпосылки для эстетического воспитания. Благодаря знакомству с искусством образы творческого воображения у подростков становятся более полными и яркими.
Действующие в системе дополнительного образования детей. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе (утв. Приказом Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. N 156) ориентированы на: воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата [2]. Именно творчество влияет и на формирование художественных ценностей, и на развитие социальной и экономической культуры человечества. Людям творческого образа мышления присущи такие способности как гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы [3, с. 256].
Понятие «воображение» устанавливали различные мыслители. Философ Аристотель определяет воображение, как что-то отличающееся от впечатления, и от рассуждения, оно не появляется без образа, без представлений недопустимо ни одно формирование суждений. При воображении у нас такое же состояние, как при рассматривании картины, на которой изображено нечто страшное или успокаивающее [4, с. 143].
Творческое воображение как следствие мыслительной деятельности было изучено Л.С. Выготским, отмечающим, что, развивая воображение, различные источники этого показателя всегда состоят из частей, полученных в последствии познания мира и содержащихся в прежнем опыте человека [5, с.10].
К основе восприятия определенных связей относится способность мышления применять модельные представления. Это обеспечивает воспроизведение целостных образов с глубоким смыслом, которые содержат несколько объектов, связанных друг с другом. По мнению Л.А. Венгера, проявление многосторонних принципов разных творческих процессов, также и воображения, важно в построении новых учебных планов обучающихся, так как способности и навыки необходимо выбирать, ориентируясь на то, что требуется для развития учащемуся. Особое влияние на продолжительный рост воображения оказывает педагог. Ему необходимо давать особые упражнения и создавать новые задания, которые дадут учащимся желание задуматься и создать определенные образы и модели на различные темы [6, с.106].
Л.И. Шрагина считает, что формы творческого воображения и мышления похожи по системам деятельности, но обращены на разные цели: мышление направлено на исследование окружающей реальности, вместе с тем, воображение — это возникновение уникальных идей [7, с. 98].
Изложение основного материала исследования.
Творческое воображение подразумевает возникновение образов, которые осуществляются в уникальных и важных результатах деятельности; оно — неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества.
Важно отметить возрастные особенности подростков. В этот период они начинают задумываться о своем будущем, об отношениях с обществом, проигрывают различные социальные ситуации, поэтому развитие воображения является неотъемлемой частью не только творческого развития, но и личностного. Часто подростки стремятся достичь какого-либо значимого творческого результата. Однако эта линия развития воображения присуща далеко не всем подросткам, но стоит сказать, что все они используют возможности своего творческого воображения [8, с.108].
В рамках изобразительной деятельности на занятиях по живописи и станковой композиции на выразительность создаваемых художественных образов непосредственно влияет разнообразие возникающих у автора ассоциаций, поскольку развитие творческого воображения и ассоциативного мышления выражается в художественных образах в процессе и в результате творческой деятельности обучающихся.
В рамках исследования к занятиям по изобразительному искусству следует отнести живопись и станковую композицию. Развивающего результата творческого воображения на занятиях перечисленных дисциплин возможно достигнуть в следствии эффективного применения различных методов и форм обучения. При проведении занятий необходимо относиться к структуре занятий изобразительного искусства творчески, применяя различные формы и методы обучения, способные развить воображение. В таких случаях подобные формы организации работы могут заинтересовать обучающихся к художественной деятельности.
Проанализировав литературу по теме исследования, мы уточнили определение «творческое воображение на занятиях по изобразительному искусству», которое включает в себя занятия по живописи и по станковой композиции. В данном определении особое внимание направленно на выявление и разработку методов и форм учебной деятельности, способствующие развитию воображения.
Творческое воображение на занятиях по живописи и станковой композиции мы определяем, как способность понимать художественные образы в работах художника, способность к созданию новых художественных образов в творческих работах.
В соответствии с темой и целью исследования была организована и проведена опытно-поисковая работа по изучению способов развития творческого воображения по изобразительному искусству у обучающихся в общеобразовательном учреждении с углубленным изучением предметов искусств.
В результате проведения анализа психологической, методической и педагогической литературы по теме исследования, учитывая возрастные особенности обучающихся, а именно подростков 13 лет, на основании уточненного понятия «творческое воображение на занятиях по изобразительному искусству», были выведены показатели и критерии данного качества у учащихся, которые отражены в таблице.
Критерии, показатели, диагностические задания по определению уровня развития творческого воображения учащихся на занятиях по изобразительному искусству.
Критерий | |
Творческое воображение на занятиях по изобразительному искусству- способность понимать художественные образы в произведениях изобразительного искусства и к созданию новых художественных образов в творческих работах. | |
Показатели | |
Способность понимать художественные образы в произведениях изобразительного искусства | Способность к созданию новых художественных образов в творческих работах |
Диагностические методы | |
Тестирование | Творческое задание |
Уровни развития | |
Высокий Средний Низкий | Высокий Средний Низкий |
Для каждого показателя были разработаны диагностические задания, ориентированные на подростков 13 лет.
Первое диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя: «способность понимать художественные образы в произведениях изобразительного искусства». Учащимся предлагается пройти тестирование и ответить на вопросы, требующие развернутого ответа. Задание было разработано на основе знаний о художественном образе и средств художественной выразительности. Обучающимся предлагалось ответить на вопросы теста:
- Как вы понимаете термин «художественный образ»?
- Исключите лишнее из перечисленных средств художественной выразительности в произведениях изобразительного искусства:
1) композиция; 6) фактура;
2) партитура; 7) цвет;
3) ритм; 8) тон;
4) форма; 9) интонация;
5) пропорции;
- Какой художественный образ просматривается в представленной работе? Какими художественными средствами отображен данный образ?
Сальвадор Дали «Постоянство памяти», 1931. Холст, масло. 24 × 33 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя: «способность к созданию новых художественных образов в творческих работах». Применяемый диагностический метод – творческое задание. Оно было разработано на основе творческого воображения учащихся.
Формулировка к заданию звучит следующим образом: «На листе А4, с помощью красок (гуашь) создайте образ будущего мира, в котором вы хотели бы оказаться. Постарайтесь придумать необычные и уникальные образы».
Результаты позволили сделать вывод о том, что обучающиеся 7 А класса МАОУ СШ №73 «Лира» с углубленным изучением предметов искусств города Тюмени преимущественно на среднем уровне могут определить художественный образ в произведениях изобразительного искусства, и, соответственно, сформировало уровни: В (высокий уровень) – 33%, С (средний уровень) – 42%, Н (низкий уровень) – 25% . По показателю «Способность к созданию новых художественных образов в творческих работах» обучающимися в диагностической работе продемонстрирован преимущественно низкий уровень развития исследуемого качества, который составил: В (высокий уровень) – 25%, С (средний уровень) – 25%, Н (низкий уровень) – 50%.
Представленная диагностика позволяет оценивать уровень развития творческого воображения обучающихся благодаря тому, что для измерения показателей использованы соответствующие поставленным задачам педагогические методики. Так, разработана необходимая тестовая часть, ориентированная на общие знания обучающегося по определенной теме, и творческая часть диагностики, дающая возможность достаточно полного изучения творческого воображения.
Затем была проведена рефлексия, в ходе которой учащиеся поделились тем, что некоторые задания дались им со средней сложностью, также им было интересно узнать, какие художественные образы можно увидеть и анализировать в работах мастеров.
Результаты проведенной начальной диагностики по общему баллу показателей составили: Высокий уровень – 17%, средний уровень – 33%, низкий уровень – 50%, что позволяют сделать вывод о преобладании в классе среднего и низкого уровней развития творческого воображения, что прослеживается как в способности определить художественный образ в произведениях изобразительного искусства, так и в создании оригинального художественного образа в творческой работе обучающихся. Опираясь на представленную диагностику, нашей дальнейшей задачей становится разработка способов повышения уровня творческого воображения, в ее решении мы предполагаем, что интерес к новому знанию замотивирует учеников на продуктивную работу, а новые техники и приемы позволят по-другому выразить свои мысли и чувства.
Целостность образовательной и творческой мотивации необходимо реализовывать посредством методов и форм, приобщающих учащихся к творческому решению заданий. К ним можно отнести разные задачи в творческой работе в композиции при изображении человека, натюрморта, пейзажа. Наряду с более простыми заданиями решаются также более сложные.
Творческое воображение предполагает разработку индивидуальных образов, которые создаются при исследовании художественных произведений различных авторов.
Подводя итоги, нужно обозначить ключевые характеристики творческого воображения: переработка представлений и создание уникальных образов, идей; целостность образа воображения; ярко выраженная эмоциональность, как процесса, так и результата.
Развитие творческого воображения у подростков более успешно проводится в ходе художественной деятельности. Способность к творчеству дана каждому человеку, но не все люди проявляют себя в этой сфере. В таком случае наша задача – обнаружить склонность к такому виду деятельности. Изобразительное творчество необходимо для развития разного вида воображения, мышления, творческой активности, самостоятельности и инициативы. Признак художественного потенциала у человека колеблется от великих и ярких талантов до скромных и незнаменитых, но сущность творческого процесса проявляется в любом случае [5, с. 70].
Именно в процессе художественной деятельности происходит развитие воображения, проявляющееся в создаваемых образах, как результате решения проблемно-творческих задач. Опираясь на стремление обучающихся подросткового возраста к самовыражению, через эффективную учебную деятельность, мы прогнозируем у них развитие навыков создания художественного образа, как проявление творческого воображения на основе сформированных базовых знаний, умений. В.В. Давыдов отмечает, что формирование творческого представления требует такой высокоразвитой формы воображения, которая представляется возможностью человека ощущать целое, прежде чем фрагментов, и видеть правильно [9, с. 58].
О разработке требований для развития творческих способностей обучающихся упоминал И.П. Ильин: обеспечение ребенка определенной самостоятельностью, свободой содействует креативности, с помощью которой развивается творческое воображение путем создания уникальных образов [3, с. 324]. Соответственно применение эффективных методов и форм в процессе занятий по дисциплинам изобразительного искусства влияет на восприятие мира, на развитие и накопление опыта и умений обучающихся. Разнообразные художественные средства выразительности (композиция, колорит, линия, пятно, фактура и другое), направлены не только на формирование образов и многообразие возникающих ассоциаций, но и на развитие мысли обучающихся.
Занятия по живописи и станковой композиции осуществляются с применением различных методов и форм обучения. С помощью словесных методов (беседа, анализ творческих работ, сравнение, опрос) сообщается и объясняется учебный материал, ставится проблема перед обучающимися и указываются пути ее решения, стимулируются различные образы у подростков; на основе наглядных пособий (дополнительные учебные материалы, аналоги, картины художников) достигается больший процент усвоения знаний; посредством практических методов (упражнение, творческое задание) осуществляется практическая отработка определенных навыков и умений учащихся в рамках учебно-творческого процесса. В процессе обучения с применением перечисленных методов, мы прогнозируем положительную динамику развития творческого воображения обучающихся.
Влияние на развитие исследуемого качества может оказать применение в обучении различных форм занятий по дисциплинам изобразительного искусства. Например, использование мастер-класса или мини-выставки творческих работ. На мастер-классе следует давать обучающимся свободу творчества, поощряя использование воображения. В такой форме обучения как мини-выставка творческих работ необходимо позволить обучающимся анализировать свою работу и работы одноклассников, дать возможность учащимся высказаться о том, что следует добавить, что изменить.
Занятия, проводимые в общеобразовательном учреждении с углубленным изучением предметов искусств, помогают в развитии творческой личности. В большинстве случаев многие задания по программе связаны с развитием творческого воображения, будь то задания по живописи, композиции или рисунку. Тем не менее, обучающемуся постоянно необходимо включать фантазию при выполнении этих заданий.
Таким образом, творческое воображение является одним из главных компонентов обучения. Оно предоставляет цельное познание действительности и способствует индивидуальному развитию учащихся.
Выводы. Проанализировав литературу и рассмотрев термин «творческого воображение», мы уточнили рабочее определение понятия «творческое воображение на занятиях по изобразительному искусству», которое включает в себя занятия по живописи и по станковой композиции. Определили методы и формы, направленные на развитие исследуемого качества, к которым относятся: словесные методы (беседа, анализ творческих работ, сравнение, опрос), наглядные пособия (дополнительные учебные материалы, аналоги и др.); практические методы (упражнение, творческое задание) и формы обучения (мастер-класс, мини-выставка творческих работ), что способствует достижению практической отработки определенных навыков и умений учащихся в рамках учебно-творческого процесса. Представленная диагностика, с корректировкой в виде замены иллюстративного материала, вариантов ответов и т.д., будет применяться для контроля, после проведения развивающих занятий с применением рассмотренных форм и методов, что позволит проследить динамику развития творческого воображения на занятиях по изобразительному искусству.
Список литературы
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
2. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе (утв. приказом Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. N 156) [URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70053526/#70053526].
3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург, 2009. – 448 с.
4. Дружинин В.Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Том. 2. № 3. – 152 c.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский – Санкт-Петербург, 1997 – 79 с.
6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. / А.Л. Венгер – Москва: Владос-пресс, 2003. – 160 с.
7. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. -106 с.
8. Астахова Л.Г., Буслаева Е.Н. Особенности развития личности современных подростков // Л.Г. Астахова, Е.Н. Буслаева - Калуга: 2015. №10 (11) С. 107-112.
9. Давыдов В.В. – Психологическое развитие младших школьников / В.В. Давыдов. – Москва: Педагогика, 1990. – 113 с.