Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024

УДК 372.874

Дата публикации 30.04.2024

Диагностика уровня глубины знаний по истории искусств на занятиях живописи

Рябухина Валерия Юрьевна
Бакалавр, направление подготовки: Педагогическое образование, профиль: Изобразительное искусство, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет», РФ, Тюмень
Евсеева Ольга Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет», РФ, Тюмень olscha@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме углубления знаний по истории искусств на занятиях живописи у подростков. Для решения данной проблемы авторы уточнили понятие «знания по истории искусств» подростков относительно углубления данного качества на уроках живописи; вывели показатели и уровни данного качества у учащихся, провели начальную диагностику, выявили и обосновали методы и приём углубления знаний по истории искусств на занятиях живописи (метод анализа художественного произведения, метод сравнения, метод творческого задания, метод показа художественных приёмов, приём копирования). Данные методы и приём создают потенциальные возможности для всестороннего развития личности, позволяют заинтересовать обучающихся в изучении мирового наследия искусства, самовыражении и развитии собственного эстетического вкуса.
Ключевые слова: история искусств, живопись, подростковый возраст, диагностика, метод анализа художественного произведения, метод сравнения, метод творческого задания, метод показа художественных приемов, приём копирования.

Diagnostics of the level of depth of knowledge in art history in painting classes

Ryabukhina Valeria Yurievna
Area of study – Pedagogical education, profile – Visual Arts, Federal State Autonomous Educational institution of higher education «Tyumen State University», Tyumen, Russian Federation, Tyumen
Evseeva Olga Yurevna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Federal State Autonomous Educational institution of higher education «Tyumen State University», Russian Federation, Tyumen

Abstract: The article is devoted to the actual problem of the deepening knowledge of art history of teenagers in painting classes. To solve this problem, the authors clarified the concept of «knowledge of art history» of adolescents regarding the deepening of this quality in painting classes; derived indicators and levels for this quality among students; carried out initial diagnostics; identified and justified methods and technique for deepening knowledge of art history in painting classes (method of analyzing a work of art, comparison method, creative task method, method of showing artistic techniques, copying technique). These methods and technique create potential opportunities for comprehensive personal development, allow students to become interested in studying the world heritage of art, self-expression and development of their own aesthetic taste.
Keywords: art history, painting, adolescence, diagnostics, method of analyzing a work of art, comparison method, creative task method, method of demonstrating artistic techniques, copying technique.

Правильная ссылка на статью
Рябухина В.Ю., Евсеева О.Ю. Диагностика уровня глубины знаний по истории искусств на занятиях живописи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/diagnostika-urovnya-glubiny-znanij-po-istorii-iskusstv-na-zanyatiyakh-zhivopisi.html (Дата обращения: 30.04.2024)

Современная система дополнительного образования детей ориентирована на формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности [1]. Данные качества могут быть развиты в ходе углубления знаний по истории искусств. Проблема отсутствия или недостаточной заинтересованности в изучении истории искусств особенно актуальна в обучении подростков на занятиях живописи.

Проблема углубления знаний по истории искусств была рассмотрена многими исследователями. Ими были даны варианты определения понятия «знания по истории искусств». Например, по мнению Е.А. Помигуевой, история искусств трактуется как «гуманитарная наука, исследующая художественную культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, как способ жизни человека» [2, с. 3].

Формирование и углубление интереса к культурным ценностям наиболее актуально в обучении подростков. Многие психологи рассматривали возрастные особенности подросткового периода. Так М.М. Рубинштейн отмечает, что к психологическим особенностям подростков относятся потребность в изучении и углублении своей личности, поиске интересов, проявлении самостоятельности и независимости. «В подростковый период человек живет во власти горячего стремления к знанию и образованию. В эту пору особенно ярко начинает говорить желание быть самим собой. Основное искание подростков – стремление найти и выявить свое «я» [3, с. 123].

Тем не менее, существует необходимость уточнения понятия «знания по истории искусств» относительно занятия по живописи и обучающихся подросткового возраста, а также разработки диагностики и поиска наиболее эффективных методов углубления знаний по истории искусств на занятиях живописи.

Знание истории искусств играет важную роль в формировании целостной картины мира личности. Мировая культура содержит в себе опыт, сохраненный и передаваемый человечеством, и является посланием, в котором заключено все то, что человек когда-либо считал важным: собственные переживания, отношения с другими людьми, отношение к жизни, события истории и проблемы общества, проблемы морали и смысла жизни. Изучение истории искусств необходимо начинающим художникам, так как позволяет развить эстетический вкус, понимание особенностей техники работы, умение выделять главное в композиционном решении и т.д.

Чтобы раскрыть данное понятие в контексте обучения изобразительному искусству, необходимо обратиться к основному значению термина «история искусств». Согласно краткому оксфордскому словарю художественных терминов, история искусств - академическая дисциплина, занимающаяся историческим изучением искусства во всех его проявлениях [4, с. 16].

Согласно педагогическому словарю, знания- проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий [5, с. 31].

Н.Н. Андреева и Е.А. Серова дают следующее определение знанию истории искусств: «умение увидеть не только стилевые и индивидуальные особенности произведения, но и умение различить прецедентные сюжеты, названия, знаковые фигуры, умение правильно понимать этические и эстетические коннотации» [6, с. 80].

Для того чтобы определить особенности углубления знаний обучающихся по истории искусств на занятиях по живописи, необходимо учитывать специфику подросткового возраста. В частности, стремление к самоопределению, самостоятельности, поиску интересов и принципов жизни, ориентацию на мнение окружающих, относящиеся к особенностям подросткового возраста. «Подобно тому, как взрослый человек при восприятии художественного произведения, преодолевает собственные чувства, так точно и подросток с помощью фантазии просветляет, уясняет сам себе, воплощает в творческих образах свои эмоции, свои влечения. Неизжитая жизнь находит выражение в творческих образах» [7, с. 24].

Проанализировав литературу по теме исследования, мы уточнили определение понятия «знания по истории искусств на занятиях живописи», на которое опирались в выявлении и разработке показателей начальной диагностики и методов решения данной проблемы. Знания по истории искусств на занятиях живописи - это результат познания, связанный с пониманием особенностей живописных работ разных эпох и умением применять опыт, полученный в процессе изучения истории искусств, в творческой работе по живописи.

По итогам проведения анализа психологической, методической и педагогической литературы по теме исследования, учитывая возрастные особенности школьников, на основании уточненного понятия «знания по истории искусств на занятиях живописи», были выведены показатели данного качества у обучающихся: «Знание особенностей живописных работ различных эпох» и «Умение применять знания по истории искусств в творческой работе по живописи».

Для каждого показателя были разработаны диагностические задания с учётом возрастных особенностей подростков. Исследование проходило на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа им. А.П. Митинского», в нём приняли участие семнадцать обучающихся четвертого класса. Первое диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя: «Знание особенностей живописных работ различных эпох». Учащимся предлагается выполнить тестирование, включающее в себя вопросы на соответствие, определение порядка в хронологии, вопросы по картинам и требующие развернутого ответа.

Тестирование по начальной диагностике по показателю «Знание особенностей живописных работ различных эпох»

1. Расположите в хронологической последовательности направления изобразительного искусства:

А.Импрессионизм  Б. Супрематизм   В. Академизм   Г.Романтизм

2. Назовите мастера-живописца, писавшего в эпоху стиля барокко:

А. Рубенс Б. Айвазовский В. Малевич Г. Брюллов

3. Назовите особенности течения кубизм.

4. Рассмотрите картину Клода Моне «Прогулка». Какими средствами выразительности живописи пользовался автор при её создании?

5. Установите соответствие между картиной и её автором:

А) И.Е. Репин Б) Рембрандт ван Рейн  В) Клод Моне  Г) Сандро Боттичелли

6. Установите соответствие между картиной и направлением живописи:

А) Академизм Б) Прерафаэлитизм В) Импрессионизм  Г) Романтизм

7. Назовите направление живописи по его характеристике.

Художники этого направления стремились показать красоту конкретного момента, передать свои эмоции от увиденного. Для этого авторы изобрели новые живописные методы. Они отказались от черного цвета, не использовали палитру, иногда выдавливали краску из тюбика прямо на холст, а вместо контуров изображаемых предметов использовали мелкие мазки.

8. Назовите течение в живописи французского постимпрессионизма по его характеристике.

Характерные особенности живописи представителей этого течения — использование предельно интенсивных цветов в их контрастных сочетаниях без валёров, обобщённые контуры, сведение формы к простым очертаниям, отказ от светотеневой и тональной моделировки и сложных перспективных построений.

По данному показателю выделены следующие уровни:

Знание особенностей живописных работ различных эпох на высоком уровне (3 балла) – учащийся верно отвечает на все вопросы, демонстрирует знания в области истории искусств (знает характеристики живописи, свободно ориентируется в хронологии живописных направлений и определяет их по описанию), дает грамотные,  развёрнутые ответы на вопросы.

Знание особенностей живописных работ различных эпох на среднем уровне (2 балла) –учащийся в основном верно отвечает на вопросы, демонстрирует достаточные знания в области истории искусств (знает основные характеристики живописи, ориентируется в хронологии живописных направлений и определяет их частично по описанию), дает правильные, но односложные ответы на вопросы.

Знание особенностей живописных работ различных эпох на низком уровне (1 балл) – учащийся верно отвечает менее чем на половину вопросов, не демонстрирует знания в области истории искусств (не знает основные характеристики живописи, не ориентируется в хронологии живописных направлений и затрудняется в определении их по описанию), неверно отвечает на вопросы.

При выполнении тестирования у обучающихся прослеживались затруднения в формулировках развёрнутого ответа. Большинство обучающихся определяли используемые художником средства выразительности в представленных произведениях изобразительного искусства, сложности возникали у некоторых обучающихся в определении хронологического порядка направлений живописи.

Показатель «знание особенностей живописных работ различных эпох» составил: высокий уровень – 24%, средний уровень – 47%, низкий уровень – 29%.

Результаты позволили сделать вывод о том, что большинство обучающихся имеют средний уровень глубины знаний по истории искусств, имеют базу знаний о направлениях живописи и работавших в этих направлениях художниках, но плохо ориентируются в хронологии направлений живописи и в выборе живописца, работавшего в определенном стиле.

Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «Умение применять знания по истории искусств в творческой работе по живописи». Применяемый диагностический метод - творческое задание. Задание сформулировано следующим образом: изобразите натюрморт в течении живописи фовизм. Подумайте, какие характерные особенности имеет данное течение живописи?

По показателю «Умение применять знания по истории искусств в творческой работе по живописи» были сформулированы следующие уровни.

Умение применять знания по истории искусств в творческой работе по живописи на высоком уровне (3 балла) - обучающийся применяет знание характерных особенностей течения. Использует в работе различные элементы характерные для направления, организует уравновешенную гармоничную по цвету композицию, отличающуюся оригинальностью созданного образа.

Умение применять знания по истории искусств в творческой работе по живописи на среднем уровне (2 балла)-обучающийся применяет основные знания характерных особенностей течения. Использует в работе элементы в основном характерные для направления, организует композицию, частично соблюдая законы, создавая преимущественно стандартный образ.

Умение применять знания по истории искусств в творческой работе по живописи на низком уровне (1 балл) –обучающийся не применяет знание характерных особенностей течения. Использует в работе элементы не характерные для направления, в организации композиции не соблюдаются законы, стандартный образ.

Результат диагностики по показателю «умение применять знания по истории искусств в творческой работе по живописи» составил: высокий уровень – 30%, средний уровень – 41%, низкий уровень – 29%.

Для критерия «знания по истории искусств на занятиях живописи» были сформулированы следующие уровни:

Глубина знаний по истории искусств на занятиях живописи на высоком уровне (6 баллов) – учащийся имеет углубленные знания по истории искусств, умеет применять эти знания, демонстрируя навыки передачи характерных особенностей течения, умение обобщать, выявлять главное в своей творческой работе по живописи.

Глубина знаний по истории искусств на занятиях живописи на среднем уровне (4-5 баллов)- учащийся имеет определенные знания по истории искусств, умеет применять эти знания, демонстрируя базовые навыки и способности в передаче характерных особенностей течения, умение обобщать, выявлять главное в своей творческой работе по живописи.

Глубина знаний по истории искусств на занятиях живописи на низком уровне (1-3 балла)- учащийся имеет недостаточные знания по истории искусств, в своей творческой работе по живописи не передает характерные особенности течения, не умеет в полной мере обобщать и выявлять главное.

Таким образом, по результатам начальной диагностики было определено следующее распределение уровней глубины знаний по истории искусств на занятиях живописи: высокий уровень – 18 %, средний уровень – 47 %, низкий уровень – 35 %.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что показатели исследуемого качества обучающихся находятся преимущественно на среднем и низком уровнях. В связи с этим можно сформулировать следующие задачи:

- на занятиях живописи целенаправленно углублять знания основных периодов развития изобразительного искусства;

- развивать навыки применения полученных знаний по истории искусств в творческой работе на занятиях живописи;

- стимулировать интерес к самостоятельному творческому освоению многовекового наследия мирового и отечественного искусства.

Достижение выделенных задач будет осуществляться в ходе проведения развивающих заданий на занятиях живописи в детской художественной школе. Знание истории искусств обогащает художественную деятельность, позволяя учесть опыт мастеров прошлого. Благодаря синтезу идей и новому взгляду на известные техники, приемы, сюжеты и композиционные решения живописи художник может найти собственный путь творчества. Углубления знаний по истории искусств на занятиях живописи можно добиться путём применения различных методов и приёмов обучения.

Методы и приём, которые можно применить для углубления знаний по истории искусств на занятиях живописи:

1. Метод анализа художественных произведений – в ходе работы учащимся предлагается для анализа выбранная преподавателем картина, которую им необходимо изучить по ряду характеристик, таких как эмоциональное впечатление от картины, композиционное решение, сюжет, цвето-тоновые отношения, используемые автором и так далее [8, с. 8].

Метод направлен на выявление характерных черт выбранного периода истории искусств на примере конкретной картины. Наглядность позволяет обучающимся запомнить особенности стиля, направления или течения живописи, а также определить, какими средствами живописи автор достигает переданного в картине впечатления.

2. Метод сравнения – данный метод представляет собой анализ нескольких художественных произведений с целью обнаружения общего и специфичного в них [9, с.110].

В ходе применения метода возможно сравнение картин, относящихся к разным периодам истории искусств, с целью самостоятельного обнаружения обучающимися отличительных черт каждой из них.

3. Метод творческого задания – метод, цель которого заключается в выполнении обучающимися задания с применением полученных ими ранее знаний в собственной творческой работе, важным параметром успешности выполнения задания при этом являются индивидуальное решение, оригинальность, самовыражение [10, с. 151].

В ходе выполнения творческого задания обучающиеся применяют знания по пройденной теме. Задание может быть посвящено определенному периоду истории искусств или творчеству конкретного художника.

4. Метод показа художественных приемов – в ходе проведения занятия с использованием данного метода преподаватель демонстрирует обучающимся художественные приёмы, раскрывая особенности и этапы ведения работы, при этом обучающиеся либо работают одновременно с учителем, либо приступают к самостоятельной работе после демонстрации процесса [11].

Метод позволяет наглядно продемонстрировать обучающимся этапы ведения работы над каким-либо заданием, при этом могут быть объяснены особенности живописи изучаемого периода или работавшего в нем художника.

5. Приём копирования – заключается в выполнении обучающимися копии с выбранной картины, требует анализа особенностей произведения, выявления композиционного и цвето-тонового решения. Копирование работ мастеров позволяет обучающимся лучше понять технику художника, перенять опыт для применения его в собственной работе [12, с. 18].

Данный приём ориентирован на анализ выбранной картины, выявление характерных особенностей стиля, направления или течения, к которому она относится.

Перечисленные методы и приём позволяют сделать материал наглядным, предполагают закрепление полученных в ходе занятия знаний, направлены на повышение интереса обучающихся к истории искусств в живописи.

В качестве примера занятия по живописи, проведенного с использованием одного из предложенных методов можно привести следующий план работы на занятии с использованием методов сравнения и творческой работы:

1. Сообщение нового материала. Вводная беседа с презентацией о направлении импрессионизм, его особенностях, влиянии на живопись и представляющих направление живописцах. Демонстрация картин художников изучаемого направления должна послужить средством для запоминания и структурирования изученного материала.

2. Метод сравнения. Обучающимся предлагается подробнее рассмотреть картины Ильи Ефимовича Репина «Крестный ход» и Клода Моне «Прогулка. Женщина с зонтиком». Затем проводится анализ общих и отличительных черт двух картин, в ходе которого учащиеся выявляют характерные особенности реализма и импрессионизма.

3. Метод творческой работы. Обучающимся предлагается выполнить гуашью пейзаж, отражающий особенности направления импрессионизм. При выполнении работы обучающимся необходимо вспомнить пройденный на уроке материал и применить полученные знания на практике, тем самым закрепив их. Также большое внимание уделяется композиционному решению и цвето-тоновым отношениям, передаче впечатления, созданию оригинального образа.

4. Рефлексия работ обучающимися и подведение итогов урока. В ходе мини-выставки учащиеся анализируют получившиеся работы, делятся впечатлениями от урока, дают конструктивную критику работам одноклассников.

Выводы.

Изучение истории искусств - необходимая часть образования человека, воспитывающая эстетический вкус, потребность в саморазвитии и самовыражении личности. На основе анализа литературы мы уточнили понятие «знания по истории искусств на занятиях живописи». Представленная диагностика дает возможность контроля исследуемого показателя, не только начальном этапе, но и в процессе развивающих занятий, и на итоговом этапе контроля. Для углубления знаний по истории искусств на занятиях живописи предложены методы: метод анализа художественного произведения, метод сравнения, метод творческого задания, метод показа художественных приёмов, а также приём копирования. Названные методы и приём позволяют организовать эмоционально-личностное освоение истории искусств, научить анализировать живописные произведения, побудить подростков к рефлексии процесса и результатов собственной художественно-эстетической деятельности.

 


Список литературы

1. Приказ Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе». Москва: 2012. 12 с.
2. Помигуева Е.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История искусства». Таганрог: Издательство Технологического института ЮФУ, 2007. 56 с.
3. Рубинштейн М. М. Психология, педагогика и гигиена юности: монография // М.М. Рубинштейн. - Москва: Кооперативное изд-во «Мир», 1926. 264 с.
4. Краткий оксфордский словарь терминов искусства (на англ.). 2-е изд. / М. Кларк. –Нью-Йорк: изд-во оксофрдского ун-та, 2010. 270 с.
5. Воротникова А. И. Педагогический словарь-справочник: учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и педагогов / А.И. Воротникова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 73 с.
6. Андреева Н.Н. Серова Е.А. Роль изобразительного материала в формировании лингвокультурологической компетенции иностранных учащихся художественного вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Санкт-Петербург, 2017. №4-7. С. 78-80.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. /Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 1982—1984. 433 с.
8. Иоффе Н.А. Методическая работа «Анализ произведения изобразительного искусства и его значение в художественном образовании. Использование элементарного анализа произведения искусства как части оценочных средств на итоговой аттестации выпускников ППР «Живопись». Лесной, 2017. URL: https://clck.ru/36jzvT (дата обращения: 25.10.2023).
9. Ипатенкова Ю.А. Сущность понятия «сравнение» в сравнительной педагогике // Сибирский педагогический журнал. Чанчунь, 2019. №1. С. 109-113.
10. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения: монография. // И.Э. Унт. - Москва: Педагогика, 1990. 192 с.
11. Русакова Т.Г. Методы и приемы организации художественно-творческой деятельности учащихся на занятиях изобразительного искусства. Методы и приемы обучения изобразительному искусству. URL: https://clck.ru/36kCsH (дата обращения 27.10.23).
12. Киселёва Н.Е. Практикум основ копийной техники: учеб.-метод. Пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Н.Е. Киселёва. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016. 64 с.

Расскажите о нас своим друзьям: