Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024

УДК 376

Дата публикации 30.04.2024

Характеристика коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития

Луценко Юлиана Юрьевна
студент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Научный руководитель Сухонина Наталья Сергеевна
кандидат педагогических наук, доц. кафедры специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

Аннотация: Данная статья посвящена теоретическому изучению коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития. В ней рассматриваются особенности сформированности информационно-коммуникативного, интерактивного и перцептивного компонентов коммуникативных умений данной категории детей. Анализируются основные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники с ЗПР в процессе коммуникации.
Ключевые слова: Задержка психического развития, коррекция коммуникативных умений, младшие школьники.

Characteristics of the communicative skills of younger schoolchildren with mental retardation

Lutsenko Juliana Yurievna
Student Department of Special (Defectological) Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russian Federation, Simferopol
Scientific adviser Sukhonina Natalia Sergeevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russian Federation, Simferopol

Abstract: This article is devoted to the theoretical study of the communicative skills of younger schoolchildren with mental retardation. It examines the peculiarities of the formation of information and communication, interactive and perceptual components of the communicative skills of this category of children. The article analyzes the main difficulties faced by primary school children with mental retardation in the communication process.
Keywords: Mental retardation, correction of communication skills, primary school children.

Правильная ссылка на статью
Луценко Ю.Ю. Характеристика коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kharakteristika-kommunikativnykh-umenij-mladshikh-shkolnikov-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html (Дата обращения: 30.04.2024)

Коммуникативные умения является важным аспектом развития каждого ребенка, особенно в младшем школьном возрасте. Однако у детей с задержкой психического развития (ЗПР), в силу дефекта, возникают определенные трудности в сфере коммуникации [1, с. 47]. Характеристика коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития имеет большое значение в контексте педагогической практики и коррекционной работы. Понимание текущего уровня коммуникативных умений данной категории детей позволяет индивидуализировать подходы к обучению и разработать эффективные коррекционные программы. Эта характеристика также является основой для оценки результатов коррекционных мероприятий и определения дальнейших стратегий развития.

Максимального значения необходимость сформированности коммуникативных умений достигает к моменту обучения в школе, т.е. в младшем школьном возрасте (М. И. Лисина, А. Г. Рузская, В. А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е. Е. Шульшенко).

О.С. Степина [5, с. 53] пишет, что коммуникативные умения представляют собой сложные навыки, которые включают осознанные действия в процессе общения и управление своим поведением в соответствии с коммуникативными задачами. Она выделяет три основных компонента коммуникативных умений: информационно-коммуникативный, интерактивный и перцептивный (табл. 1).

Отмечается, что развитие этих умений у младших школьников с задержкой психического развития требует особого внимания и целенаправленного развития. Степина указывает на то, что значительная часть младших школьников с задержкой психического развития испытывает затруднения в формировании достаточно высокого уровня коммуникативных умений для успешного взаимодействия в социальной среде.

Таблица 1. Структура коммуникативных умений

Компоненты коммуникативных умений

Параметры, определяющие сущность компонента

Эмпирически замеряемые показатели параметра

1. Информационно - коммуникативный

 

Умение принимать информацию.

Внимание к сообщениям учителя.

Внимание к сообщениям товарища

Умение передавать информацию.

Умение выразить мысль, намерение, просьбу.

Полнота сообщения.

2. Интерактивный

Умение взаимодействовать с партнером.

 

 

 

Совместное планирование предстоящего дела.

Ориентация на партнера (партнерство).

Отсутствие конфликтов.

Готовность к взаимодействию.

Умение ориентироваться в ситуации общения.

Социовалентность.

Удовлетворенность в общении.

Адаптированность в коллективе.

Отсутствие симптомокомплекса дезадаптации

3. Перцептивный

Восприятие другого человека.

 

Понимание отношения другого к себе.

Понимание эмоционального состояния другого.

Понимание эмоций.

Восприятие межличностных отношений.

Представления о сущности общения.

Значимость для ребенка данных отношений.

Способность к выделению личностных характеристик партнера.

А.Д. Насибуллина исследовала особенности развития каждого компонента коммуникативных умений.

Информационно-коммуникативный компонент коммуникативных умений младших школьников с ЗПР характеризуется:

  • затруднением в передаче содержания сообщений, формулировании и вербализации высказываний, в которых присутствуют ошибки и нарушения логики. В высказываниях и ответах детей отмечается шаблонность, наличие слов, существенно затрудняющих восприятие информации;
  • умение использовать невербальные средства общения недостаточно, использование жестов, мимики, тактильных движений и характерных поз - однообразно. Школьники преимущественно нацелены на копирование образца невербального поведения. В самостоятельной попытке использовать невербальные средства общения, остаются маловыразительными [3, с. 269].

          Интерактивный компонент также имеет ряд специфических особенностей:

  • во взаимодействии школьники преимущественно не планировали совместную деятельность, не ориентировались на партнера, которому часто отводилась второстепенная роль, а учет его позиции в ситуации общения основывалась на доминировании собственной точки зрения;
  • в ситуации контекстного общения не всегда способны к распознанию требований и задач, выдвигаемых взрослым, прослеживались эгоистические тенденции, связанные с неучетом интересов и пожеланий партнеров по взаимодействию и общению [2, с. 79].

Перцептивный характеризуется:

  • неумением определять эмоциональные состояния, осознавать настроения партнеров по общению по вербальному и невербальному поведению;
  • представления о межличностном общении не сформированы;
  • значимость общения, ценность личностных качеств близкого друга игнорируется;
  • опыт межличностного общения скуден, в рассказах акцентируется внимание на личных игровых предпочтениях и любимых занятиях [4, с. 204].

Подводя итоги всего вышесказанного коммуникативные умения данной категории детей проявляются в:

  1. Ограниченный словарный запас. Затруднения в построении предложений.
  2. Трудности в поддержании внимания и темы разговора.
  3. Неожиданная или несоответствующая реакция на вопрос или просьбу, неправильное толкование ситуации или эмоциональное возбуждение без явной причины.
  4. Затруднения в понимании невербальных сигналов.
  5. Сложности в выполнении и регуляции совместной деятельности.

Таким образом, развитие коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития представляет сложный и многогранный процесс, требующий специального внимания и подхода. Осознание особенностей и трудностей, с которыми сталкиваются эти дети в процессе коммуникации, позволяет разработать эффективные методики коррекции. Систематическая коррекционная работа, проводимая специалистами, способствует улучшению коммуникативных умений и социальной адаптации младших школьников с ЗПР, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на их успешность в учебной и социальной деятельности.


Список литературы

1. Игнатьева С.А. Диагностика уровня коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2017. Т. 1-1. С. 46-52.
2. Насибуллина А.Д. Особенности развития интерактивного компонента коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-1. С. 74-79.
3. Насибуллина А.Д. Особенности развития информационно-коммуникативного компонента коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-1. С. 265-269.
4. Насибуллина А.Д. Специфика развития социально-перцептивного компонента коммуникативной компетентности младших школьников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-4. С. 201-204.
5. Степина О.С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития // Специальное образование. 2007. № 8. С. 52-59.

Расскажите о нас своим друзьям: