Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 373.1
Дата публикации 30.04.2024
Гражданско-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста на уроках математики
Будаева Марина Анатольевна
Студент Институт педагогики, «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», РФ, г. Калуга, marinabudaevaa@yandex.ru
Чиркова Наталья Ивановна
К.п.н., доцент кафедры Теории и методики дошкольного, начального и специального образования, «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», РФ, г. Калуга, chirkovani@studklg.ru
Хрущева Елизавета Александровна
Студент Институт педагогики, «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», РФ, г. Калуга, Mansta15@yandex.ru
Аннотация: В современной России гражданско-патриотическое воспитание играет важнейшую роль в формировании активного и ответственного гражданина, способного вносить существенный вклад в развитие своей страны, в формирование национальной идентичности и укрепление единства общества. В контексте глобальных вызовов и изменений, стремление к сохранению и уважению национальных традиций, исторического наследия и культурных ценностей гражданско-патриотическое воспитание становится значимой частью развития общества. В статье рассматривается возможность гражданско-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста на уроках математики средствами историко-краеведческого материала. Авторами статьи предлагаются разработанные текстовые задачи на основе регионального компонента с методическими рекомендациями.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, начальная школа, математика, математические задачи, региональный компонент
Student of the Institute of Pedagogy, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga
Cand. Sci. (Pedagogic), Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Preschool, Primary and Special Education, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga
Student of the Institute of Pedagogy, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga
Abstract: In modern Russia, civic and patriotic education plays a crucial role in the formation of an active and responsible citizen who is able to make a significant contribution to the development of his country, to the formation of national identity and strengthening the unity of society. In the context of global challenges and changes, the desire to preserve and respect national traditions, historical heritage and cultural values, civic and patriotic education is becoming an important part of the development of society. The article considers the possibility of civil and patriotic education of primary school children in mathematics lessons by means of historical and local history material. The authors of the article propose developed text tasks based on a regional component with methodological recommendations.
Keywords: civic and patriotic education, primary school, mathematics, mathematical problems, regional component
Будаева М.А., Чиркова Н.И., Хрущева Е.А. Гражданско-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста на уроках математики // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-na-urokakh-matematiki.html (Дата обращения: 30.04.2024)
В соответствии с ФГОС НОО третьего поколения, а именно в разделе Требования к результатам освоения программы начального общего образования», одним из подпунктов является «гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края» [1, с. 17].
Начальный курс математики, как один из фундаментальных предметов, обладает большим потенциалом для гражданско-патриотического воспитания. Изучая математику, дети знакомятся с достижениями российских ученых, узнают о вкладе России в мировую науку, культурных и природных богатствах страны. Это способствует формированию чувства гордости за свою страну и принадлежности к российскому народу. Содержание текстовых задач с региональным компонентом благоприятно влияют на гражданско-патриотическое воспитание младшего школьника, ведь обучающимся будет интересно не только решить задачу и дать правильный ответ, но и узнать новые сведения и факты о родном регионе.
Гражданско-патриотическое воспитание трактуется в научной литературе как «целенаправленный, сознательно осуществляемый педагогический процесс организации деятельности личности по освоению социально-культурного, социально-политического, экономического, морально-этического опыта демократических отношений и управления этой деятельностью» [3, с. 162].
Гражданско-патриотическое воспитание – это формирование у человека чувства сопричастности к судьбе своей страны, готовности к выполнению гражданских обязанностей, уважения к закону и правам других людей. В современном мире, где все больше стираются границы между государствами, гражданское воспитание приобретает особую актуальность [2].
В настоящее время идет поиск путей совершенствования воспитательных практик математического образования. Так, использование историко-математических сведений «в процессе обучения математике стимулирует формирование как личностных качеств учащихся, так и их гражданской позиции» [3, с. 39]; опора на чувственный опыт ребенка, который «создает тенденцию самостоятельности мысли в процессе освоения … новых знаний» [4, с. 10]; интеграция математического знания с другими учебными дисциплинами, которая может реализовываться «при выстраивании учебно-проектной деятельности младших школьников. Само содержание и форма реализации проектов может нести характер игровой, имитационной деятельности» [5, с. 40] и др.
Несмотря на многообразие работ по рассматриваемой проблематике, существует потребность в обозначении наиболее перспективных направлений гражданско-патриотического воспитания младших школьников, адекватных социокультурной ситуации в России, средствами математики.
Уроки математики, на первый взгляд, кажутся далекими от вопросов гражданственности. Однако при грамотном подходе они могут стать эффективным инструментом для формирования гражданской позиции у младших школьников. Приведем примеры текстовых задач, составленных на основе регионального компонента (г. Калуга и Калужская область).
Задание №1.
Калуга – один из старейших городов России. В 2021 году город отметил свое 650-летие. Известно, что Калуга была основана на 230 лет позже Москвы. В каком году была основана Москва?
Примечание:
Эта задача позволяет познакомить детей с Калугой и историей ее появления.
Задание №2.
В Калуге находится Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского. В музее хранится более 70 000 экспонатов, посвященных истории освоения космоса. Известно, что в прошлом году музей посетили 250 025 человек. Сколько человек в среднем посещали музей каждый день? (Считайте, что в году 365 дней.)
Примечание:
Эта задача позволяет познакомить детей с достопримечательностями Калуги и историей освоения космоса. Учитель может использовать эту задачу как отправную точку для беседы о космосе, о роли России в освоении космоса, о людях, которые посвятили свою жизнь этой сфере.
Задание №3.
Калужский областной драматический театр имени А. В. Луначарского – один из старейших театров России. В 2024 году театр отмечает свое 247-летие. Известно, что в театре 700 мест. За 2023 год театр посетили 150 500 человек. Сколько раз заполняется зал театра за 2023 год?
Примечание:
Учитель может использовать эту задачу как отправную точку для беседы о театре, о его роли в жизни общества, о людях, которые работают в театре.
Задание №4.
Калуга расположена на берегу реки Оки. Длина реки Оки составляет 1500 км. Известно, что длина реки Волги в 3 раза больше длины реки Оки и на 1660 км длиннее Дона. На сколько километров Волга длиннее Оки?
Примечание:
Эта задача позволяет познакомить детей с географией Калужской области, а именно водоемами. Учитель может использовать эту задачу как отправную точку для беседы о реках, о их значении для природы и человека.
Задание №5.
Константин Эдуардович Циолковский – великий русский ученый, основоположник теоретической космонавтики. Он прожил в Калуге 43 года. Известно, что Циолковский переехал в Калугу в 1892 году, а также умер в этом городе в 1935 году. В каком году он родился?
Примечание:
Эта задача позволяет познакомить детей с К.Э. Циолковским. Учитель может использовать эту задачу как отправную точку для беседы о космосе, о роли России и русских ученых, которые помогли человеку впервые полететь в космос.
Задание №6.
В 1947 году в Калуге улица Красная была переименована в улицу Маршала Жукова в честь калужского героя Великой Отечественной войны – Георгия Константиновича Жукова. В каком веке переименовали улицу?
Напиши, сколько десятков и единиц в полученном числе __ дес. __ ед.
Примечание:
Эта задача знакомит с таким великим жителем Калуги, который удостоен звания «Маршал Советского Союза, генерал» – Георгием Константиновичем Жуковым, именем которого названы многочисленные улицы нашей страны, в том числе и родного города Калуги.
Задание №7.
В Калуге есть улица, которая имеет 5 название: «гантель», Большая Дворянская, Большая Садовая, Театральная, а ныне Кирова, названная в честь советского деятеля Сергея Мироновича Кирова (Кострикова). Ее длина равна 2 км.
Длина улицы, которая расположена от площади Старый Торг до старинного вокзала «Калуга – 1» – улицы Ленина, названной в честь Владимира Ильича Ленина, в прошлом улица Новая Большая Московская, Ямская, Сталина, равна 4 км.
Какая улица длиннее и на сколько километров?
Примечание:
Данная задача знакомит детей младшего школьного возраста с историей их города, непосредственно с улицами, по которым они гуляют практически каждый день. Задача направлена на развитие универсального познавательного учебного действия, а именно работы с информацией (умение вычленять нужную информацию из текста). Учитель может использовать такую задачу как отправную точку в беседе об исторических улицах родного города.
Задание №8.
Памятник Юрию Гагарину, первому человеку в космосе, был открыт в городе Калуга 9 апреля 1972 года. Памятник установлен на площади имени Ленина, рядом с Космическим музеем. Гагарин посетил этот музей и был приятно удивлен масштабом его экспозиций. Памятник Юрию Гагарину стал символом космической эпохи и знаменует величие его подвига. Памятник Юрию Алексеевичу Гагарину – бронзовая скульптура в полный рост космонавта. Чтобы узнать рост Юрия Алексеевича Гагарина, необходимо перевести единицы измерения длины:
100 см = __ м
6 дм 5 см = __ см
Примечание:
Эта задача знакомит детей младшего школьного возраста с памятниками города Калуги, а именно с памятником Юрию Алексеевичу Гагарину – первому человеку, который полетел в космос, а позже посетил Калугу – колыбель космонавтики.
Таким образом, работа с текстовыми задачами, составленными на основе региональных сведений может стать эффективным инструментом для формирования у младших школьников гражданской позиции, чувства ответственности, уважения к закону и правам других людей.
Список литературы
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100). Дата опубликования: 05.07.2021.http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028
2. Мурзина И. Я., Казакова С. В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 2. С. 155–175. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-2-155-175
3. Павлова, О. А. Патриотическое воспитание в обучении математике и в подготовке будущего учителя математики / О. А. Павлова // Воспитание школьников. – 2019. – № 3. – С. 35-42.
4. Чиркова, Н. И. Развитие самостоятельности логических высказываний в процессе освоения знаний младшими школьниками : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Чиркова Наталья Ивановна. – Москва, 2007. – 18 с.
5. Чиркова, Н. И. Обучение математике в аспекте реализации развивающей функции образования / Н. И. Чиркова, Н. А. Рунова, Ю. А. Чесалина // Профильная школа. – 2022. – Т. 10, № 1. – С. 34-42. – DOI 10.12737/1998-0744-2022-10-1-34-42.