Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 687.112:371.315.6
Дата публикации 30.04.2024
Анализ методики проектирования по теме «Ассоциация архитектуры» в обучении для дизайнеров по костюму
Чандыбаева Айнура Мажитовна
доцент кафедры Художественное проектирование изделий, Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, Кыргызская Республика, г. Бишкек, 4ang1968@mail.ru
Аннотация: В статье рассмотрена методика создания художественного образа костюма от источника “Ассоциация Архитектуры”. Методика предпологает поэтапный процесс проектирования. Первый этап определение источника вдохновения – здание архитектуры, второй этап разработка форэскизов костюмов, их поиск новых форм и композиций, третий - создание и выполнение в черно-белой графике чистовых эскизов костюмов. Приведены примеры исполнения студентом 1 курса задания по дисциплине «Дизайн-студия». На основе проведенных исследований и графических решений была разработана коллекция.
Ключевые слова: основные этапы проектирования, источник вдохновения - архитектура, форма в костюме, ритм и фактура, проектная композиция, художественный образ, декор в костюме.
Associate Professor of the Department of Artistic Product Design, Kyrgyz State Technical University named after I. Razzakov, Kyrgyz Republic, Bishkek
Abstract: The article considers the technique of creating an artistic image of a costume from the source “Association of Architecture". The methodology involves a step-by-step design process. The first stage is the identification of the source of inspiration – the building of architecture, the second stage is the development of costume designs, their search for new forms and compositions, the third is the creation and execution of finishing sketches of costumes in black and white graphics. Examples of the 1st year student's performance of a task in the discipline "Design Studio" are given. Based on the conducted research and graphic solutions, the collection was developed.
Keywords: main stages of design, source of inspiration - architecture, form in a suit, rhythm and texture, design composition, artistic image, decor in a suit.
Чандыбаева А.М. Анализ методики проектирования по теме «Ассоциация архитектуры» в обучении для дизайнеров по костюму // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/analiz-metodiki-proektirovaniya-po-teme-assotsiatsiya-arkhitektury-v-obuchenii-dlya-dizajnerov-po-kostyumu.html (Дата обращения: 30.04.2024)
Введение.
Из истории искусства можно проследить развитие и связь архитектуры и костюма. Архитектура и костюм следуют похожим законам формообразования, составляя понятие о эстетическом идеале, созвучности, совершенстве. Для создания модного нового образа костюма идет постоянный поиск новых форм одежды, его цветового и декоративного оформления. Новизна моделей заключается в оригинальном использовании формообразующих элементов, в создании объемной фактуры, что позволяет создать новый образ.
Цель задания: разработка различных творческих эскизов костюмов по ассоциации «Архитектуры». Актуальность темы в том, что и сегодня через ассоциации архитектурных форм можно создавать новые формообразования и конструкции в костюме. Архитектура как источник творчества создает возможности для поиска форм в костюме, что позволяет использовать процесс появления стилевого единства в костюме и в архитектуре.
Между костюмом и архитектурой существует стилевая связь, с общей утилитарной и художественной функцией. Она выражается в общности образного решения, похожести силуэта, и определенном членении форм. Изменение стилей в моде отражается в архитектуре и наоборот. Архитектура и костюм создаются человеком [1].
Практическая значимость: для создания коллекций моделей одежды, а также рекомендуется использование результатов исследования в качестве методических материалов для студентов и педагогов колледжей и ВУЗов.
Анализ методики проектирования коллекций моделей одежды по теме “Ассоциация Архитектуры”.
Тема “Ассоциация Архитектуры” состоит в проектировании костюма и поиске форм костюма от архитектуры как источника творчества. Эта тема задания выполняется студентами-дизайнерами по костюму 1 курса, чтобы у них на ранних этапах проектирования развить смелые творческие решения художественного образа костюма, а также умение работать графикой. Это задание позволяет преодолеть у студента страх создания и выявления необычных образов костюма через форму и пластику архитектуры. У студента раскрываются его способности и талант, умение видеть в предметах пластику линий, форм, ритм, фактуру, а также умение преобразовывать их в дизайн костюма.
Поэтому в течении обучения необходимо формировать элементы профессионального мышления: выделение главного в содержании, систематизация, концентрация.
Главное в создании образа – новизна и выразительность. При проектировании костюма от источника «Архитектуры» используются как традиционные, так и эвристические методы и приемы проектирования, благодаря чему создаются оригинальные, уникальные модели [1].
Рассмотрим выполнение темы задания – проектирование творческих эскизов коллекции моделей одежды по «Ассоциации Архитектуры». Выполнение задания состоит из 3 этапов.
1-й этап. Выбираем исходную архитектуру, выявляем пластику и его характер, выполняем его копию, зарисовку тушью или гелевой ручкой (рис.1). Для выполнения задания используются следующие материалы: карандаш, ластик, бумага, гелевая ручка или тушь, перо. Формат исполнения: форэскизы – А5. Графическое решение – точка + линия + пятно.
Рисунок 1. Копия архитектуры студента 1 курса гр. ДО-1-20 Губаровой Сании.
2-й этап. По ассоциации архитектуры, его линий членений, пропорций выполняем серии форэскизов, выделяя при этом различные композиционные признаки, пропорциональные соотношения элементов форм, характер ритмической организации членений.
Архитектура привлекает внимание модельеров, их привлекают не прямые аналогии, а образные ассоциации. Дизайнер, изучающий данный архитектурный образец, использует линии, массы, формы и пропорции членений здания. Дизайнер изучает принципы организации масс этой архитектуры, работу материалов и проявление их структурных и фактурных свойств, которые являются носителями образного содержания.
При проектировании дизайнер одежды применяя архитектуру как источник вдохновения, использует прежде всего внутренние и внешние линии зданий, строящие абрис, контур. Архитектура для модельера – это прежде всего внутренние и внешние линии здания, его очертания и контур. Разные линии архитектуры – кривые, прямые, различная величина их эмоциональной напряженности, создает сходство с аналогиями линий, которые могут превратиться в линию одежды.
Рисунок 2. Эскизы студента 1 курса гр. ДО-1-20 Губаровой Сании.
«Понятие «Формообразование» играет большую роль в процессе проектирования костюма, так как этот процесс включает в себя интуитивный композиционный поиск и логическое формообразование. Главными стадиями формообразования в костюме можно назвать: поиск силуэта, выявление объема и характера пластики костюма, фактурное наполнение поверхности, распределение основных деталей, цветовое решение и расстановка цветовых акцентов. Немаловажным в этом процессе является поиск образа в костюме на уровне ассоциативных впечатлений» [2, с. 230].
3-й этап. Из выполненных форэскизов отбираем самые творческие, креативные и выполняем чистовые эскизы костюмов (рис. 2).
В процессе объяснения и обучения преподаватель показывает лично сам мастер класс выполнения на примере какого-то здания. Также показывает студентам образцовые работы других студентов. Также ниже приведен пример выполненого задания, отличного понимания и исполнения темы «Ассоциация архитектуры в костюме» студента 1 курса гр. ДО-2-23 Акматовой Гульжан (рис.3, рис. 4).
Вывод. Процесс создания художественного образа в дизайне одежды можно разделить на этапы:
- Визуальное исследование сооружения, зарисовка его приближенно к оригиналу
- Анализ особенностей объекта, выделение характерного признака в виде линий силуэтов, форм, фактуры материала, цвета
- Создание целостного художественно-ассоциативного образа костюма с первоисточником [1].
Таким образом, данная методика развивает у студентов-дизайнеров творческий процесс мышления, в результате которого он создает первоначальный, художественный образ костюма. Это задание подготавливает начинающего студента-дизайнера к более сложным работам. «Было отмечено изменение отношения ими к творческой проектной деятельности, проявляющееся в возрастающей активности студентов, появление уверенности в себе и положительного настроя на успех. Данный прием позволяет на ранних этапах учебы достигать хороших результатов в обучении проектному мышлению» [2, с. 233].
Рисунок 3. Копия архитектуры студента 1 курса гр. ДО-2-23 Акматовой Гульжан.
Рисунок 4. Эскизы студента 1 курса гр. ДО-2-23 Акматовой Гульжан
Список литературы
1. Парфенюк Е., Устюгова Д. Архитектура и городская среда, как источник вдохновения в творчестве дизайнеров одежды // Научный журнал «Костюмология», 2019 №2. Режим доступа: https://kostumologiya.ru/PDF/26IVKL219.pdf (дата обращения 20.04.24).
2. Чандыбаева А.М. Методика анализа трансформации объекта в обучении дизайнеров по костюму. // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. № 10. – 2020. – С. 229-233.