Социальная психология | Мир педагогики и психологии №03 (68) Март 2022

УДК 37.015.3

Дата публикации 23.03.2022

Развитие социального интеллекта студентов педагогических специальностей: новые контуры образовательной среды

Дмитриева Анна Всеволодовна
аспирант, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород, a-dmitrieva@yandex.ru
Суворова Ольга Вениаминовна
доктор психологических наук, профессор, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, Пермь, olgavenn@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается развитие социального интеллекта студентов педагогических специальностей в рамках новой образовательной среды. Обоснована важность развитого социального интеллекта для будущих педагогов. Определены условия и факторы его влияния на подготовку обучающихся ВУЗа. Проанализирована социальная направленность образовательной среды педагогического ВУЗа. Выделены задачи образовательной среды по развитию социального интеллекта с целью расширения профессиональных компетенций будущих педагогов. Сделан вывод о том, что образовательная среда представляет собой пространство, в которой пересекаются, взаимосвязываются и соразвиваются предметность (развитие профессиональной компетентности) и внутренние (личностные) социально ориентированные качества будущего педагога.
Ключевые слова: социальный интеллект, новая образовательная среда, обучение, педагог, личность

Development of social intelligence of students of pedagogical specialties: new contours of the educational environment

Dmitrieva Anna Vsevolodovna
graduate student, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin, Russia, Nizhny Novgorod
Suvorova Olga Veniaminovna
doctor of psychological sciences, professor, Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Perm

Abstract: The article deals with the development of social intelligence of students of pedagogical specialties within the framework of a new educational environment. The importance of developed social intelligence for future teachers is substantiated. The conditions and factors of its influence on the training of university students are determined. The social orientation of the educational environment of a pedagogical university is analyzed. The tasks of the educational environment for the development of social intelligence are identified in order to expand the professional competencies of future teachers. It is concluded that the educational environment is a space in which objectivity (development of professional competence) and internal (personal) socially oriented qualities of a future teacher intersect, interconnect and develop, which determine the readiness for social interaction within the professional and personal spheres of communication.
Keywords: social intelligence, new educational environment, learning, teacher, personality

Правильная ссылка на статью
Дмитриева А.В., Суворова О.В. Развитие социального интеллекта студентов педагогических специальностей: новые контуры образовательной среды // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 03 (68). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-sotsialnogo-intellekta-studentov-pedagogicheskikh-spetsialnostej-novye-kontury-obrazovatelnoj-sredy.html (Дата обращения: 23.03.2022)

Вводная часть и новизна. В современном обществе значимыми характеристиками личности становятся умение ориентироваться в межличностной ситуации, развитие способностей понимать собственные эмоции и эмоции собеседника, оценивать психические состояния, аргументировать выбор тех или иных действий, анализировать и прогнозировать свое поведение, что входит в структуру социального интеллекта. В зарубежных и отечественных теориях социального интеллекта авторы связывают высокий уровень его развития во взаимосвязи с уровнем самоактуализации, социального опыта, развития мыслительных операций личности в различных профессиональных сферах жизнедеятельности, что обусловлено более высокой частотностью контактирования специалиста с социумом. Прежде всего, это касается профессий «человек-человек», когда специалист должен обладать высоким уровнем профессиональной компетентности и развитыми способностями в социальном взаимодействии. Особое значение развитие социального интеллекта приобретает у будущих выпускников педагогического ВУЗа. С одной стороны, период обучения в ВУЗе является одним из этапов профессионального становления личности, в рамках которого происходит усвоение системы теоретических знаний, практических умений, закладывается отношение к будущей профессиональной деятельности. С другой, - происходит овладение новой социальной ролью, поскольку усиливается масштабность и частота контактов с разными людьми, обучающимися [1, c. 354]. Тем не менее обучение в педагогическом ВУЗе ориентировано, прежде всего, на получение профессиональных знаний и компетенций, однако не учитывает важность получения теоретических основ и практических навыков социального взаимодействия, не уделяется достаточного внимания взаимосвязи социального интеллекта личности с личностными характеристиками студентов. В этой связи большое внимание должно уделяться развитию социального интеллекта студентов педагогических специальностей. Однако следует отметить, что развитие социального интеллекта студентов педагогических специальностей, в свою очередь, определяется личностными и профессиональными потребностями студентов и общества, а также условиями образовательной среды ВУЗа. Соответственно, образовательная среда ВУЗа приобретает новые контуры.

Данные о методике исследования. Методами исследования послужили анализ научно-методической литературы, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования. В качестве материалов исследования выступили исследования по вопросам изучения социального интеллекта в период обучения в ВУЗе (работы Булгаковой В.О., Булгаковой В.О., Егоренко Т. А., Куракиной А.О., 4.  Новиковой Е. В., Якименко М. С., Пряжниковой Е.Ю.).

Основные положения исследования и их анализ. Социальный интеллект включает в себя способность человека к правильному пониманию себя, своего поведения и поведения окружающих людей, распознанию намерений, чувств и эмоционального состояния личности по невербальным проявлениям. Изучению социального интеллекта посвящены работы Г.Ю. Айзенка, Х. Гарднера, Дж. Гилфорда, Г. Оллпорта, Э. Торндайка и др. [3, URL].

Г.Ю. Айзенк включал социальный интеллект в структуру общих когнитивных способностей и связан с возрастным параметром, что обусловлено постепенным накоплением социального опыта по мере взросления [7, с. 47].

Г. Оллпорт рассматривал социальный интеллект с точки зрения наличия у человека определенных личностных качеств, которые отражают взаимодействие определенных социальных способностей для лучшего понимания другого человека [7, c. 47].

В исследовании Дж. Гилфорда социальный интеллект рассматривается с точки зрения познания поведения: элементов (выделение из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения), классов (распознавание экспрессивной и ситуативной информации), отношений, систем (понимание логики поведения в ситуациях взаимодействия), преобразований (понимание поведенческих изменений в разных ситуациях) и результатов поведения (прогнозирование) [7, c. 47].

Таким образом, в ключевых теориях социальный интеллект рассматривается как индивидуальная способность человека, которая формируется в процессе его деятельности в сфере общения, социального взаимодействия и отражает личностные качества, обусловливающие прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения и готовность к социальному взаимодействию и принятию решений.

О. В. Лунева указывала на то, что социальный интеллект отражает все некогнитивные характеристики личности, позволяющие человеку быть успешным в разных социальных ситуациях [8, c. 149].

Согласно В.А. Балашовой, социальный интеллект приобретает достаточное развитие в период студенчества, когда на первое место выходит профессиональное становление и самоопределение [2, URL].

Е.Ю. Пряжникова, основываясь на исследованиях А.А. Бодалева, Е.С. Михайловой, А.И. Щербакова, акцентировала внимание на том, что для педагогических специальностей значимыми факторами влияния на уровень социального интеллекта являются:

- наличие стойкого интереса к работе с детьми, способность к рефлексии, креативность, терпимость, педагогический такт;

- успешность общения и преподавательской деятельности, профессионально значимые личностные качества педагога [10, URL]. 

С точки зрения структурно-динамического подхода (Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков) развитие социального интеллекта отличается тем, что оно осуществляется непосредственно в социальном взаимодействии [9, с. 78]. Период обучения в ВУЗе характеризуется наличием у студентов потребности в получении социального опыта, самоопределения. Для этого необходимыми условиями являются практика социальной активности, моделирование различных ситуаций социально-психологического взаимодействия, организации социально-психологической работы со студентами, теоретическая и практикоориентированная подготовка по развитию структурных компонентов социального интеллекта [5, URL].

В работах Т.А. Барабанщиковой, М.М. Рязановой, А.В. Федоренко акцентируется на необходимости развития социального интеллекта студентов посредством формирования адекватной самооценки, повышения уровня притязаний личности, развития межличностных отношений [4, с. 36]. Тем самым у студентов повысится уверенность в своих силах, настойчивость в достижении цели, что позволит решать более сложные задачи, связанные с субъект-субъектными отношениями. Следует отметить, что создание указанных условий в педагогическом ВУЗе позволит повысить качество подготовки и профессиональную компетентность будущих специалистов.

Согласно Т. А. Егоренко, к основным условиям развития социального интеллекта студентов являются включение в коллектив, личный опыт участия в социально-психологических процессах (психологическая подготовка, групповые методы, тренинги), использование реальных ситуаций [4, с. 111]. Эффективность развития социального интеллекта может определяться степенью проблемности ситуаций социального взаимодействия. Для этой цели целесообразно использовать ролевые и деловые игры, дискуссии, групповые формы работы, в которых проявляются и развиваются эмпатийное слушание, способность к рефлексии, анализу, гибкости.

По мнению Е. В. Новиковой, М. С. Якименко, предметная область общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также практика преподавания должна быть ориентирована на развитие социального интеллекта и включать решение различных профессиональных задач [8, с. 149].  Авторами отмечается значимость психолого-педагогических условий, направленных на развитие социального интеллекта, поскольку их успешность способствует повышению уровня профессиональной готовности обучающегося к педагогической практике.

Исходя из анализа исследований, можно выделить ряд важных условий развития социального интеллекта студентов педагогических специальностей:

- обучение пониманию контекста ситуаций социального взаимодействия, причин возникновения конфликтов и недопонимания, развитие рефлексии как личностной, так и профессиональной;

- обучение умению разграничивать интеллектуальное и эмоциональное в ситуации педагогического взаимодействия;

-  развитие социального интеллекта через наблюдение и реальную педагогическую практику, анализ с целью исключить стереотипность поведения, предубеждения.

Анализ условий, способствующих развитию социального интеллекта студентов, позволил определить две группы факторов влияния:

- общекультурные и социальные факторы, включающие социокультурную ситуацию, социальное положение студента в период обучения в ВУЗе, единство интересов участников, их сплоченность, профессиональная специализация;

- личностные факторы (потребности и интересы личности, способности, личностные качества, самооценка, уровень притязаний и т.д.) [6, с. 37].

Исходя из вышеизложенного, развитие социального интеллекта студентов педагогических специальностей должно осуществляться в рамках образовательной среды, ориентированной на учет внешних, так и внутренних факторов его развития, интеграцию личностной, социальной, культурной, информационной составляющих.

По мнению О.В. Заславской, Н.Г. Жарких, целостность образовательной среды следует рассматривать с точки зрения перевода предметных знаний в область их реального применения на практике. Профессиональная подготовка в педагогическом ВУЗе ориентирована на успешное адаптирование к условиям работы с обучающими, однако обладание профессиональными навыками в недостаточной мере обеспечивает их применение в социальном взаимодействии [5, URL].

Е.П. Белозерцев, И.Б. Щербакова, ссылаясь на исследования образовательной среды С.Ю. Полянкиной, отмечали, что интеграционные процессы в образовательной среде имеют полисемантический характер [3, c. 52]. С одной стороны, образовательная среда является источником профессиональных и межличностных взаимодействий, с другой стороны, она является открытой, гибкой системой, адаптируемой к новым социально ориентированным процессам и нововведениям. В рамках дистанционного обучения социальное взаимодействие приобрело новые характерные черты: пространственная и временная разобщенность, ориентированность на межличностную коммуникацию, преодоление коммуникативного и психологического разрыва между участниками учебного процесса, стимулирование вовлеченности обучающихся в учебный процесс. Моделирование целостной образовательной среды педагогического ВУЗа отличается междисциплинарностью предметных знаний, социальной направленностью профессиональных компетенций.

Таким образом, одной из задач образовательной среды педагогического ВУЗа является развития социального интеллекта обучающихся, которое достигается за счет решения:

- формирования у студента – будущего педагога целостного понимания себя как субъекта социального взаимодействия и профессиональной деятельности;

- ориентирования опыта социального взаимодействия на нормы и правила поведения, общения, принятые в профессиональной среде и обществе;

- ориентации учебных программ на социокультурное развитие, формирование социально ориентированных знаний, практичность полученных знаний и опыта;

- направленности на развитие профессионально значимых личностных качеств, таких как рефлексивность, эмпатийность, целенаправленность, коммуникативность, способности вербализовать свои эмоции, проанализировать собственный социальный опыт и т.д.

Выводы и рекомендации. На основе проведенного исследования целесообразно сделать следующие выводы:

1. Интеграция современного общества в мировое образовательное пространство определяет новые требования к формированию профессиональных компетенций будущих педагогов, востребованных на рынке труда, а также профессионально значимых личностных качеств, одним из которых является социальный интеллект, определяющий успешность социального взаимодействия.

2. В студенческом возрасте ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная, происходят процессы самоопределения личности, социализации, повышается социальная активность, стремление личности к получению социального опыта.

3. Социальный интеллект рассматривается как индивидуальная способность человека, которая формируется в процессе его деятельности в сфере общения, социального взаимодействия и отражает личностные качества, обусловливающие прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения и готовность к социальному взаимодействию и принятию решений.

4. Развитие социального интеллекта студентов – будущих педагогов должно осуществляться в рамках образовательной среды, ориентированной на учет внешних, так и внутренних факторов его развития.

Таким образом, образовательная среда представляет собой пространство, в котором пересекаются, взаимосвязываются и соразвиваются предметность (развитие профессиональной компетентности) и внутренние (личностные) социально ориентированные качества будущего педагога, определяющие готовность к социальному взаимодействию в рамках профессиональной и личностной сферы общения. В свою очередь, успешное функционирование образовательной среды в целях развития социального интеллекта студентов педагогических специальностей определяется:

а) созданием психологически комфортного климата на занятиях;

б) включением студентов в активную учебную, социокультурную деятельность, в рамках которой компилируется социальный опыт и профессиональная подготовка, тем самым развиваются отдельные компоненты социального интеллекта (когнитивный, эмоциональный, ценностный, поведенческий);

в) включением студентов в различные социальные отношения, ориентированные на применение педагогических технологий общения, достижение успеха в межличностных отношениях, творческой деятельности»

г) организацией целенаправленной перцептивной деятельности посредством визуализированного отражения эмоций, целостных образов, чувств, прошлого опыта и социальных отношений в реальной действительности.


Список литературы

1. Баратов Ш.Р., Сабирова Д.А. Социальный интеллект как необходимое качество педагога // История российской психологии в лицах: Дайджест. - 2016. - №6. - С. 353-359.
2. Балашова В.А. Развитие социального интеллекта в контексте профессиональной квалификации на примере педагогов // Наука и школа. - 2016. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialnogo-intellekta-v-kontekste-professionalnoy-kvalifikatsii-na-primere-pedagogov (дата обращения: 23.03.2022).
3. Белозерцев Е.П., Щербакова И.Б. Культурно-образовательная среда провинции и здоровый образ жизни студента (теоретико-методологический аспект): монография / Е.П. Белозерцев, И.Б. Щербакова. – Воронеж: Типография им. И.А. Болховитинова, 2016. – 230 с.
4. Егоренко Т. А. Роль социального интеллекта в процессе профессионального становления личности на этапе обучения в вузе // Современная зарубежная психология. - 2018. - № 3. - С. 109–114.
5. Заславская О.В., Жарких Н.Г. Профессиональная личность педагога: трактовки и гипотезы // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017. №3 (75). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-lichnost-pedagoga-traktovki-i-gipotezy (дата обращения: 21.03.2022).
6. Куракина А.О. Психолого-педагогические условия развития социального интеллекта у студентов педагогических специальностей // Новината за напреднали наука: материали за 8-а международна научна практична конференция. Психология и социология. - София: Бял ГРАД-БГ ООД, 2012. - С. 36–38.
7. Лунева О. В. Концепция социального интеллекта личности // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 2. - С. 46–51.
8. Новикова Е. В., Якименко М. С. Социальный интеллект как фактор успешности учебной деятельности студентов на этапе обучения в педагогическом ВУЗе // Вестник Донецкого педагогического института. - 2018. - № 3. - С. 148–157.
9. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 176 с.
10. Пряжникова Е.Ю. Личностные особенности педагогов, влияющие на развитие социального интеллекта студентов ССУЗов // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2013. - №5. - URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Pryazhnikova_Kaidina.phtml (дата обращения: 01.03.2022).

Расскажите о нас своим друзьям: