Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №03 (68) Март 2022

УДК 159.9

Дата публикации 24.03.2022

Профессиональный стресс работников налоговой службы и способы его профилактики в процессе трудовой деятельности

Бергис Татьяна Анатольевна
канд. психол. наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология», Тольяттинский Государственный университет, РФ, г. Тольятти
Радченко Марина Валерьевна
студент факультета Психология, Тольяттинский Государственный университет, РФ, г. Тольятти

Аннотация: В данной статье рассматриваются понятие, причины и последствия профессионального стресса. Изучены действующие методы профилактики профессионального стресса в налоговой службе. Проведено исследование с целью определения насколько справляется существующая система с обеспечением благополучного состояния у сотрудников организации. Результаты проведенного исследования показали, что в рамках выборки лишь 3 % опрошенных имеет низкий уровень стресса, 21 % из них умеренный уровень, выраженный уровень выявили у 59 % и 17 % имеют высокий уровень стресса. При этом наибольшее влияние на сотрудников оказывают такие стресс-факторы как сильная загрузка, жесткие сроки выполнения задач, уровень оплаты труда, противоречивые поручения.
Ключевые слова: стресс, профессиональный стресс, факторы стресса, госслужащие, проблемы налоговых органов.

Effectiveness of countering professional stress in the tax service

Bergis Tatiana Anatolyevna
Phd in Psychology, Associate Professor at the Department of "Preschool pedagogy, applied psychology" Togliatti State University, Russian Federation, Togliatti.
Radchenco Marina Valerevna
Student of the Faculty of Psychology, Togliatti State University, Russian Federation, Togliatti.

Abstract: This article discusses the concept, causes and consequences of occupational stress. The current methods of prevention of occupational stress in the tax service have been studied. A study was conducted to determine how well the existing system copes with ensuring the well-being of the organization's employees. The results of the study showed that within the sample, only 3% of respondents have a low level of stress, 21% of them have a moderate level, 59% have a pronounced level and 17% have a high level of stress. At the same time, such stress factors as heavy workload, tight deadlines for completing tasks, the level of remuneration, and contradictory assignments have the greatest impact on employees.
Keywords: stress, professional stress, stress factors, civil servants, problems of tax authorities.

Правильная ссылка на статью
Бергис Т.А., Радченко М.В. Профессиональный стресс работников налоговой службы и способы его профилактики в процессе трудовой деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 03 (68). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/professionalnyj-stress-rabotnikov-nalogovoj-sluzhby-i-sposoby-ego-profilaktiki-v-protsesse-trudovoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 24.03.2022)

В настоящее время большое внимание исследователи уделяют изучению вопроса профессионального стресса. Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психологических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [1].

Актуальность изучения такого понятия как профессиональный стресс, а также всего того, что с ним связано, последнее время только возрастает и обусловлено это общественно экономическими изменениями и мировым экономическим кризисом. ВОЗ говорит о профессиональном стрессе как о «болезни 21 века» так как стресс сегодня сопровождает любую профессию и приобретает глобальный характер [2].

Давно доказано, что он оказывает отрицательное воздействие, как на самого человека, так и на организацию в целом. Стресс ведет к ухудшению производительности и эффективности труда, работоспособности, эффективности функционирования организации в целом, снижению состояния как физического, так и психологического здоровья сотрудников [3]. Стресс, даже если он не сильно выражен, может ухудшать рабочие показатели, а чем он выше, тем хуже сотрудник стравляется со своими должностными обязанностями.

Причин развития профессионального стресса множество - вредность производства, тяжелые условия труда, психологический климат в коллективе, отношения с руководством, неудовлетворенность размером оплаты труда, чрезмерная загруженность, неуверенность в себе, низкая мотивация, страх неудачи и т.д. В качестве одной из основных причин стресса в организации можно выделить противоречия между требованиями организации, привлекательностью работы в ней, ожиданиями и реальными возможностями работника [4].

Негативные последствия стресса могут быть разнообразны - страх, апатия, агрессия, общее состояние неудовлетворенности, ухудшение физического здоровья, усиление или появление вредных привычек, депрессии; хроническая усталость, выгорание, снижение работоспособности, и как следствие снижение качественных и количественных показателей, увеличение неудовлетворённости работой, снижение мотивации, увеличение текучести кадров, увеличение производственных ошибок и т. д. Профессиональный стресс без проведения профилактических мероприятий может привести к депрессии, разрушению личностной целостности и даже синдрому эмоционального выгорания [5].

Последствия профессионального стресса могут быть настолько негативными для здоровья человека, что на сегодняшний день данный вид стресса выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней [6].

Именно поэтому необходимо проводить профилактику профессиональных стрессов.

Работа в налоговых органах протекает в условиях больших информационных нагрузок, большой ответственности, многозадачности, постоянных организационных изменений, нехватки персонала и среднего уровня оплаты труда.

В связи с этим возникает вопрос - насколько справляется существующая система с обеспечением благополучного состояния у сотрудников организации, учитывая большую психологическую нагрузку на них.

Для ответа на этот вопрос определим уровень стресса у сотрудников организации, с помощью апробированной методики - тест Спилбергера в адаптации А. Б. Леоновой и C. Б. Величковской.

Выборка состоит из 34 сотрудников налоговой службы одной из инспекций г. Самары. Среди них 1 мужчина и 33 женщины. Средний возраст сотрудников составляет 36 лет. Средний стаж - 7 лет. Уровень образования у всех кроме одного сотрудника высшее.

По результатам тестирования было выявлено, что лишь 3 % опрошенных имеет низкий уровень стресса, 21 % из них умеренный уровень, выраженный уровень выявили у 59 % и 17 % имеют высокий уровень стресса.

Опрос показал, что наибольшее влияние на сотрудников оказывают такие стресс-факторы как сильная загрузка, которая сопровождается жесткими сроками выполнения задач, и несоответствующая усилиям, на взгляд сотрудников, оплата труда. Кроме того, на стрессовое состояние влияет наличие противоречивых поручений, отвлекающих факторов, а также поручений сверх своих обязанностей.

В то же время выявлено минимальное беспокойство о возможностях профессионального роста, что говорит о прозрачности кадровой политики и обладании информацией сотрудниками об условиях и возможностях карьерного роста.

По частоте возникновения эмоциональных напряжений наибольшую выраженность имеет напряжение, связанное с грузом ответственности, в силу социальной значимости деятельности, с уровнем оплаты труда и отсутствием одобрения за качество своей работы.

Наибольший вес выявлен у фактора «Жесткие сроки выполнения работы». Сотрудники имеют сжатые сроки для выполнения заданий, которые определяются руководством и внутренними регламентами. На втором месте фактор «Несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений», что говорит о неудовлетворенности сотрудниками оплатой труда. Третий фактор «Обиды и оскорбления со стороны заказчика/потребителя/клиента/партнера». Это связано с тем, что довольно часто сотрудникам приходится сталкиваться с отрицательным отношением налогоплательщиков к сотрудникам налоговой службы. Далее идут факторы, связанные с чрезмерной нагрузкой по работе с документаций, использованием плохого оборудования в работе, а так же наличием задач несоответствующих обязанностям. Большая загруженность, ограниченные сроки, проблемы с программным обеспечением, все это приводит к состоянию профессионального стресса.

Что касается наименьших показателей веса факторов стресса, то здесь результаты опросы выявили факторы, связанные с борьбой за продвижение по службе, сверхурочной работой и периодами вынужденного бездействия.

В Федеральной налоговой службе функции работы психолога возложены на сотрудников отдела кадров. Сотрудники отдела кадров отвечают за координацию работ по контролю над исполнением федеральными государственными гражданскими служащими ФНС России требований Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы принятого в 2011 году.

Кодекс служит основой для формирования должной морали в Федеральной налоговой службе, уважительного отношения к Федеральной налоговой службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных служащих, их самоконтроля.

В кодексе прописаны основные моменты этического и антикоррупционного поведения, такие как - добросовестно исполнять свои обязанности; соблюдать принцип конфиденциальности; не выходить за пределы полномочий; не поддаваться влиянию со стороны; быть беспристрастным; соблюдать нормы этики общения (корректность, внимательность, терпимость, уважение, не конфликтность).

В качестве одного из инструментов профессионального развития и кадровой политики по формированию кадрового состава используют наставничество. Вопросы организации наставничества так же возложены на кадровую службу.

Наставничество направлено на реализацию такого важного принципа как - принцип профессионализма и компетентности служащих. Оно осуществляется для того, чтобы сформировать у новых сотрудников профессиональные знания и умения, надлежащее исполнение должностных обязанностей. Использование такого инструмента как наставничество позволяет улучшать профессиональную культуру, поддерживать позитивный морально-психологический климат в рабочем коллективе, увеличивать результативность деятельности служащих, уменьшить текучесть кадров.

Для мотивации наставников используется система премирования, награждения знаком отличия, наличием преимущества при конкурсе на вышестоящую должность, присвоение почетного звания «Лучший наставник государственного органа».

Кроме того сотрудников периодически направляют на обучение для повышения знаний умений в области психологии.

В 2019 году была разработана Дополнительная профессиональная программа «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности». В рамках которой рассматриваются вопросы психологического сопровождения профессиональной деятельности государственных гражданских служащих и изучение особенностей психологического обеспечения работы с кадрами в налоговых органах.

После прохождения данного обучающего курса сотрудники имеют навыки эффективного взаимодействия в рамках профессиональной деятельности.

Сотрудники, проходящие обучение, должны знать принципы управления конфликтными ситуациями, профессиональную этику служащих, психологические методы профилактики и предотвращения коррупционного поведения госслужащих.

Так же они должны уметь эффективно взаимодействовать в рамках этических требований к служебному поведению, рационально распределять рабочее время, принимать решения и прогнозировать их последствия, обладать стрессоустойчивостью.

Таким образом, сотрудников с помощью дополнительного образования учат необходимым психологическим навыкам, которые помогут избежать стрессов. Среди них - решение конфликтных ситуации, распределение рабочего времени, прогнозирование последствий своих действий, эффективное взаимодействие с гражданами и сотрудниками смежных отделов и др.

И отдельно проводится обучение для специалистов кадрового отдела. В результате обучения кадровый сотрудник должен знать:

– основные моменты управления персоналом и кадровой политики;

– возможности применения психодиагностических методик в работе кадровых служб;

– принципы этического поведения принципы и формы делового общения;

– способы развития и укрепления антикоррупционной устойчивости служащих.

Кадровый сотрудник должен уметь:

– эффективно взаимодействовать в рамках этического поведения;

– следить за социально-психологическим климатом, трудовой мотивацией, лояльностью и т.п.;

– использовать методы профилактики стресса, деформаций и развития стрессоустойчивости в рамках профессиональной деятельности.

И, кроме того, владеть следующими навыками:

 – успешного построения межличностных отношений, решения проблем, конфликтных ситуаций, а так же умения планировать время;

– подбора, расстановки кадров, осуществления мотивации сотрудников;

– поддержания благоприятного климата в коллективе;

Т.е. кадры осуществляют отбор персонала, оценивают эффективность наставников для новых сотрудников, помогают в адаптации, управляют трудовой мотивацией, поддерживают соблюдение организационной культуры и благоприятного климата в коллективе.

30 мая 2019 г. проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Налоговое администрирование: тенденции, перспективы, приоритеты развития». Кафедра психологии профессиональной деятельности на базе Приволжского института повышения квалификации ФНС России организовала заседание онлайн секции «Психологическое обеспечение как позитивный тренд в кадровой работе налоговых органов».

В данном мероприятии участвовало более 100 сотрудников кадровых служб разных регионов нашей страны. Были рассмотрены такие актуальные вопросы как - развитие эмоционального интеллекта, управление талантами, развитие актуальных компетенций в условиях сервисного подхода, разработка системы нематериальной мотивации госслужащих и др.

Таким образом, из выше изложенного видно, что в Федеральной налоговой службе с целью профилактики профессионального стресса используются такие мероприятия как - наставничество, прохождение дополнительного образования с психологическим содержанием, проведение психологических онлайн-секций в рамках профильных научно-практических конференций. Тем не менее, несмотря на все это, было выявлено, что у подавляющего числа сотрудников (59%) наблюдается выраженный стресс, что в свою очередь влияет на качество работы и приводит к текучести кадров. На основе этих данных, можно сделать вывод, что мероприятия, которые проводятся в организации, на текущий момент являются недостаточными.

Эмоциональная напряженность, интенсивность труда, неудовлетворённость материальной составляющей говорят о том, что необходимо предпринимать дополнительные психопрофилактические работы по отношению к сотрудникам.

Практическая значимость работы заключается в том, что в связи с выявленным высоким показателем стресса у сотрудников, актуальным будет постановка вопроса о необходимости разработки дополнительных мер по снижению стрессовых состояний у сотрудников налоговой службы.


Список литературы

1. Столярова В. А. Психология функциональных состояний. // учебное пособие Спб. издательство «Лань» 2 издание. 2021. С. 108.
2. Труфанова Т. А. Управление профессиональными стрессами, современные методы и подходы. // Социально-экономические явления и процессы. 2016.№ 8 Том 11. С. 72-79.
3. Ким Бэлла Понятие стресса в профессиональной деятельности. // Наука без границ. 2017. № 6 (11). С. 174-177.
4. Бергис Т. А. Факторы стрессоустойчивости сотрудников в условиях организационного стресса / Т. А. Бергис, Л. Р. Азизова // Вектор науки ТГУ: педагогика и психология. 2016. № 4 (27). С. 28-32.
5. Албакова З.А. Психологические причины возникновения профессионального стресса. // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». 2018. № 5. С. 119-123.
6. Деева О. С. Причины профессионального стресса и методы его профилактики. // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2019. №14. С. 140-146.

Расскажите о нас своим друзьям: