Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №03 (68) Март 2022

УДК 159.9; 378

Дата публикации 25.03.2022

Представления студентов-дефектологов о профессионально-личностных качествах специального психолога и дефектолога

Зайцев Давид Викторович
студент Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого, г. Тула, Z.David.2012@yandex.ru
Николаева Софья Сергеевна
студент Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого, г. Тула, лаборант кафедры специальной психологии, Sofyanikol4eva@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена изучению профессионально-важных личностных качеств у студентов специального образования. В тексте представлен краткий теоретический обзор научных представлений о содержании профессионально-личностных качеств психологов и педагогов (на примере дефектологов), работающих с людьми с ОВЗ, на основании которого выделяются 3 группы качеств (важные профессиональные качества для работы, качества, повышающие и снижающие эффективность работы), а также результаты эмпирического исследования восприятия профессионально-личностных качеств студентами-дефектологами 1-4 курсов Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. На основании анкетирования 71 студента авторами выявлено, что наиболее значимыми качествами для специального психолога/дефектолога респонденты считают любовь и уважение к детям, толерантность, эмоциональную устойчивость, эмпатию, к важным респонденты отнесли доброжелательность, рассудительность, непоколебимость суждений, а нежелательными назвали жесткость и также непоколебимость суждений. Анализ изменений представлений о профессионально-личностных качествах в процессе обучения показал увеличение важности эмоциональной устойчивости и эмпатии в работе по специальности.
Ключевые слова: специальная психология, профессиональные качества личности, студенты, личностные качества дефектолога.

Representations of students-defectologists about the professional personal qualities of a special psychologist and defectologist

Zajcev David Viktorovich
student of the Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, Tula
Nikolaeva Sofja Sergeevna
student of the Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, laboratory assistant of the Department of Special Psychology, Tula

Abstract: The article is devoted to the study of professionally important personal qualities in students of special education. The text presents a brief theoretical review of scientific ideas about the content of professional and personal qualities of psychologists and teachers (on the example of speech pathologists) working with people with disabilities, on the basis of which 3 groups of qualities are distinguished (important professional qualities for work, qualities that increase and reduce work efficiency ), as well as the results of an empirical study of the perception of professional and personal qualities by students-defectologists of 1-4 courses of the Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy. Based on a survey of 71 students, the authors revealed that the most significant qualities for a special psychologist/defectologist are love and respect for children, tolerance, emotional stability, empathy, respondents considered benevolence, prudence, unshakable judgments to be important, and harshness and unshakable judgments were called undesirable. An analysis of the changes presented about professional and personal qualities in the learning process showed an increase in the importance of emotional stability and empathy in work in the specialty.
Keywords: special psychology, professional qualities of a person, students, professional qualities of a defectologist.

Правильная ссылка на статью
Зайцев Д.В., Николаева С.С. Представления студентов-дефектологов о профессионально-личностных качествах специального психолога и дефектолога // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 03 (68). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/predstavleniya-studentov-defektologov-o-professionalno-lichnostnykh-kachestvakh-spetsialnogo-psikhologa-i-defektologa.html (Дата обращения: 25.03.2022)

Многие исследователи, занимающиеся проблемами профессиональной готовности, вводят в её структуру личностные качества (П. Ф. Каптерев, И. А. Зимняя, В. А. Адольф, А. К. Маркова, Н. В. Кухарев, Э. Зеер и др.). Так, Е. А. Климов среди этапов профессионального становления в «фазу профессиональной подготовки» включает изменения самосознания и направленности личности [5]. Э. Ф. Зеер в своей классификации стадий также включает формирование социально-значимых и профессионально важных качеств в «этап профессиональной подготовки» [4, с. 66]. А. К. Маркова, подтверждая важность личности в профессиональной деятельности, говорит о необходимости полного включения личности в профессию [7].

Психологические профессии не являются исключением. В акмеологии и психологии труда сегодня имеются исследования личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих, позволяющие понять их структурную организацию [10]. В области психолого-педагогического образования вопросами профессиональной подготовки занимались такие авторы, как. И. Азбукина, О. Е. Грибова, А. М. Гендина, О. А. Денисова, В. П. Кащенко, Н. Н. Малофеева, В. Н. Поникарова, В. Д. Шадрикова и др.

Несомненно, работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья требует большего количества не только профессиональных знаний, но и эмоциональных ресурсов и особых личностных качеств. На это уже давно указывают множество ученых, от Л. С. Выготского и М. С. Певзнер до И. А. Зимней и В. Ю. Ваниевой. Данные множества исследований сегодня подтверждают огромное влияние личностных качеств на эффективность работы специальных психологов и дефектологов, следовательно, к личности специалиста должны предъявляться достаточно высокие требования [2; 5; 9]. Однако анализ научных исследований показал, что нет единого мнения о наборе профессионально-личностных качествах специалистов.

Личностные качества, важные для профессионального становления, должны формироваться в процессе профессиональной подготовки, то есть ещё у студентов. Включение развития профессионально-личностных качеств в процесс обучения помогло бы не только морально подготовить будущих специалистов к работе с людьми, имеющим особые образовательные потребности в связи с ограниченными возможностями здоровья, но и более эффективно выстроить свою работу специалистов как с самими инвалидами, так и с их семьями.

В подтверждение такой позиции на III Всероссийском съезде дефектологов был представлен доклад о важности развития и доработки проф. стандарта дефектологов, который, среди прочего, подчеркивал важность уделения внимания личностным качествам специалистов [3].

В связи с отсутствием единого списка профессионально-личностных качеств необходимых работнику специального образования, для формирования полного представления о таковых, рассмотрим требования к личности специалистов двух наиболее тесных областей знаний – психологии и специальной педагогики, а также исследования ожиданий родителей от специалистов, работающих с их детьми.

Выделяя профессионально важные качества психологов Е. А. Корсунский дифференцировал десять интегративных блоков личностных и профессионально важных качеств психолога [6]. Также в работе Е. А. Быковой был проведен контент-анализ личностных качеств психолога на основе анализа трудов отечественных ученых [1]. Анализ приведенной литературы позволяет подчеркнуть основные личностные качества, необходимые в профессиональной деятельности психолога: проницательность, рассудительность, высокая социальность, доброжелательность, добросовестность, чувство долга и ответственности, наблюдательность, эмпатия, рефлексия, эмоциональная устойчивость, выдержанность и спокойствие.

Профессионально-личностные качества специального педагога, исследуемые Т. А. Гузиковой, включают в себя сострадание, милосердие к людям с ОВЗ, профессиональное мышление, возможность понять состояние человека с ОВЗ, способность формулировать задачи обучения и развития [8].

Что касается ожиданий родителей/опекунов, то среди 5 самых важных для них личностных качеств дефектологов, они хотели бы видеть следующие: любовь к детям, доброта, справедливость, чуткость и ответственность [2].

На основе анализа приведенных выше данных и с учетом того, что профессия специального психолога или дефектолога имеет свою специфику, были выделены 18 профессионально-личностных качеств, условно разделенных на 3 группы:

  • Личностные качества, важные непосредственно для работы дефектолога/специального психолога и позволяющие работать наиболее безболезненно как для людей с ОВЗ, так и для самих специалистов: эмоциональная устойчивость, уважение и любовь к детям, наблюдательность, толерантность, эмпатия (понимание чувств и положения людей), выдержанность.
  • Личностные качества, повышающие эффективность работы широкого спектра профессий, в том числе полезные для дефектологов/специальных психологов: ответственность, склонность к рефлексии, любовь к профессии, целеустремленность, рассудительность, добросовестность, уверенность в своих силах, доброжелательность, настроенность на успех.
  • Личностные качества, понижающие эффективность работы дефектолога/специального психолога: эмоциональная чувствительность, жесткость, непоколебимость суждений.

Данная статья представляет собой работу по изучению корреляции представлений о важных для специальности качествах в ходе обучения. Выборку исследования составили студенты с 1 по 4 курс очного отделения Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого обучающиеся на направлении подготовки: 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование. Общее число опрошенных студентов – 71, из которых 24 являются студентами первого, 15 – второго, 19 – третьего и 13 четвертого курсов.

Сбор диагностического материала проходил в виде анкетирования и состоял из 3 частей: анкета с общими сведениями о респонденте (пол, курс, специальность); ротация предложенных качеств по важности: «Неотъемлемое, необходимое», «Желательное для эффективной работы» и «Нежелательное», а также выделение наиболее и наименее важных качеств. В последней части оценивается соответствие имеющихся качеств с предложенными.

Подавляющее большинство студентов (94.37%) указали на важность личностных качеств для работы специальным психологом. Это показывает понимание студентами влияния особенностей личности на работу по профессии и важности развития личностных качеств для эффективной работы.

Студенты первого курса среди всех качеств необходимым, неотъемлемым для работы чаще всего называли «Любовь и уважение к детям» (79,17%) и «Толерантность» (75%). Уже на втором курсе чаще всего выбирали «Эмоциональную устойчивость» (93,3%). Старшие же курсы – третий и четвертый – на первое место ставили «Толерантность» (75%), «Эмоциональную устойчивость» (68,75%) и «Эмпатию» (50%). Последнее качество признавалось необходимым у 53,52% студентов со схожим распределением внутри каждого курса.

Важными качествами для эффективной работы среди первокурсников чаще всего назывались «Доброжелательность» (29,17%), «Эмоциональная чувствительность» и «Непоколебимость суждений» (по 25%).

К нежелательным качествам все студены, не зависимо от курса чаще всего относили «Жесткость» (47,89%). Вторым по популярности показателем, хотя и с большим отрывом, была «Непоколебимость суждений» (11,27%). Однако студенты первого курса чаще выбирали это качество как желательное (33%), а второкурсники даже как важное для эффективной работы (40%). Эти же два личностных качества были самыми популярными у всех курсов как наименее важные.

Наиболее важными качествами студенты первых курсов выбрали «Любовь и уважение к детям» (50%) и «Рассудительность» (32%), что соотносится с их представлениями о необходимых качествах для профессии.

Студенты третьего и четвертого курсов обучения поставили на первое место «Эмоциональную устойчивость» (65,63%). У первокурсников же это качество не было популярно среди наиболее важных (14%), что подтверждает возможную недооценку студентами требований профессии к эмоциональной стойкости, отсутствие которой неминуемо приводит к выгоранию уже в первые годы работы специальным психологом.

Оценивая свои качества, большая часть студентов (46,5% всех опрошенных) отметила, что имеет только «самые необходимые» для работы по выбранной профессии. Эта оценка предполагается наиболее адекватной для специалистов и студентов, так как в силу своей субъективности, в большей степени показывает уровень самооценки и отчасти уровень притязаний, которые будут влиять на эффективность в профессиональной деятельности.

Полное соответствие имеющихся качеств требуемым предположили у себя 12% выборки, причем большая часть таких ответов приходится на первый курс (66% от таких ответов). Недостаток важных качеств отметили у себя 36,6% всех опороченных, с примерно одинаковым распределением по курсам. Такая субъективная оценка соответствия требований профессии к имеющимся качествам может говорить о склонности части студентов к заниженной самооценке или о неудовлетворенности выбранной профессии. Однозначные выводы делать нельзя.

Наиболее развитыми у себя качествами студенты первого курса считают «Уважение и любовь к детям» (33,3%) и «Толерантность» (29%), что, в целом, совпадает с выбранными ими наиболее важными для профессии качествами. «Толерантность» также встречается только у второго курса (9%). Отсутствие указания этого качества отчасти может быть свидетельством либерализации современного общества и политизации самого термина.

Представление о совпадении имеющихся и требуемых качеств первокурсниками может говорить о сознательности выбора профессии или же иметь основания описание выше. Без более подробной разработки вопроса конкретные выводы делать нельзя.

Студенты третьего и четвертого курсов подчеркивали наличие у них «Ответственности» (40,63%), остальные качества распределились примерно поровну. Несмотря на признание важности «Эмоциональной устойчивости», у себя её видят лишь (9,38%).

Анализ результатов исследования выявил несоответствие позиции студентов по отношению к некоторым качествам с позицией, предлагаемой данной работой.

Показатель «Выдержанность», под которым подразумевается флегматизм и умение владеть собой, очень важен не только педагогической и психологической деятельности, но и в любой работе с людьми. В области дефектологии, когда необходимо обследовать и обучать людей с ОВЗ, это приобретает особую важность и становится одним из стержней всей работы специалиста. В силу повышенной сложности работы (в том числе моральной) с атипичными людьми отсутствие этого качества не позволит провести качественную работу: при отсутствии контроля над собой в сложных ситуациях неизбежно будет повышении раздражительности, что снизит критичность оценки, а также сильно отразится на внимании (и, следовательно, общей работоспособности).  

Однако студенты не согласны с такой оценкой важности данного качества, как необходимого для работы специальным психологом. Несмотря на признание его желательности (76,06% признали его желательным), одним из наиболее важных качеств его выбрали лишь 5 студентов (7,04%). Достаточно большое число студентов отметили «Выдержанность» как наименее важное (22,54%). Наличие «Выдержанности» у себя всего отметили 8 студентов (11,27% от всей выборки), из которых 7 – студенты первого курса (это 9,86% от всей выборки или 29,17% среди первокурсников).

Такое качество, как «Непоколебимость суждений», предполагаемое в исследовании, как нежелательное, выбрано таковым лишь в 11,27% случаев. К сожалению, часто студенты относили его к желательным (53,52%) или даже необходимым (26,96%). Сложно однозначно найти причину таким результатам, однако наличие такого качества является существенной проблемой, так как многие трудности, возникающие в процессе работы требуют гибкости в решениях, чего трудно достичь при «Непоколебимости суждений». Также выраженность такого качества в работе может привести к консерватизму у специалистов, который  всё больше будет мешать их профессиональному развитию и приведёт к стагнации или даже деградации в эффективности работы.

У себя это качество видят всего 2 студента (2,82%), что даёт надежду на то, что следствием повышенной важности является недопонимание значения термина.

Следствие ли это подростковой романтизации или недостаток практики (обусловленный, в том числе, мерами борьбы с распространением вируса Covid19) говорить сложно, однако можно сказать, что на первом и втором курсах студенты часто недооценивают траты эмоциональных ресурсов на выбранной специальности. Это доказывает и снижение важности в работе «Эмоциональной чувствительности» для более старших курсов (φ = 1.983, p < 0,05).

К концу обучения также заметна большая критичность в оценке и сравнении своих качеств с необходимыми специальным психологам. Первые курсы с большей уверенностью говорят о достаточности своих качеств. Учитывая результаты других курсов, можно с большой долей уверенности сказать, что скорее всего такой результат у большинства студентов не показывает значительного завышения самооценки и объясняется слабым представлением о реальных требованиях профессии к личности, возрастными особенностями и, вероятно, имеющим место эффектом Даннинга-Крюгера – поверхностность знаний не позволяет увидеть более глубокие и фундаментальные проблемы, из-за чего появляется ложное ощущение «простоты» и понятности.

Таким образом, можно сказать, что с начала обучения у студентов есть представление о необходимых для работы специальным психологом качествах: «Любовь и уважение к детям», «Толерантность», «Доброжелательность», «Ответственность», некоторые из которых в процессе прохождения обучения специальности несколько деформируются. Сравнение 1 и 2 курсов с 3 и 4 курсами показывает, что для студентов в процессе обучения всё большую ценность начинают приобретать «Эмоциональная устойчивость» (φ = 2.284, p < 0,05) и «Эмпатия» (φ = 2.084, p < 0,05).

К окончанию обучения студенты считают необходимыми для профессии специального психолога такие качества, как «Любовь и уважение к детям», «Толерантность», «Эмоциональная устойчивость», «Эмпатия», а к важным относят «Доброжелательность», «Рассудительность» и «Непоколебимость суждений». Из снижающих эффективность работы качеств студенты чаще всего выделяли «Жесткость» и «Непоколебимость суждений».

Негативной частью результатов стала оценка показателей «Выдержанность» и «Непоколебимость суждений». В первом случае студенты недооценивают важность этого качества в работе, а во втором, напротив, указывают на важность негативного качества. Если такие результаты подтвердятся на большей выборке, то эта проблема стоит отдельного внимания.


Список литературы

1. Быкова Е. А. Особенности профессионально важных качеств психолога // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. №3 (27). С. 112–119. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalno-vazhnyh-kachestv-psihologa (дата обращения: 16. 01. 2022).
2. Ваниева В. Ю. Личностный аспект профессиональной готовности дефектологов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. №3. С. 131–133. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnyy-aspekt-professionalnoy-gotovnosti-defektologov (дата обращения: 15.01.2022).
3. Евтушенко И. В., Левченко И. Ю. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: перспективы, доработки, практика // Специальное образование. 2020. № 1. С. 136–151. Режим доступа: https://doi.org/10.26170/sp20-01-10 (дата обращения: 16.01.2022).
4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. 3-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. 336 с.
5. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ Академия, 2004. 240 с.
6. Корсунский Е. А. Развитие психологической проницательности студентов-психологов средствами художественной литературы / Е. А. Корсунский, Н. Е. Есманская. Воронеж: ВЭПИ, 2008. 157 с. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-psihologicheskoy-pronitsatelnosti-studentov-psihologov-posredstvom-psihologicheskogo-analiza-personazhey-hudozhestvennoy (дата обращения: 18.01.2022).
7. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
8. Гузикова Т. А. Профессионально-личностные качества специального педагога (исторический аспект) // Специальное образование. 2014. №10. С. 84–86. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-lichnostnye-kachestva-spetsialnogo-pedagoga-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 20.01.2022).
9. Ручица Т. С. Профессионально-важные качества педагога-дефектолога глазами студентов первокурсников // Вестник Донецкого педагогического института. 2018. №3. С. 87–91. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-vazhnye-kachestva-pedagoga-defektologa-glazami-studentov-pervokursnikov (дата обращения: 16.01.2022)
10. Хаидов С. К. Типология структурной организации личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих // Акмеология Научно-практический журнал. 2017. №3 (63). С. 35–39. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-strukturnoy-organizatsii-lichnostno-professionalnyh-kachestv-munitsipalnyh-sluzhaschih (дата обращения: 15.01.2022)

Расскажите о нас своим друзьям: