Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024
УДК 372.881.111.1
Дата публикации 25.02.2024
Развитие критического мышления студентов-юристов посредством аргументированного эссе (на примере обучения английскому языку)
Семенова Элла Владимировна
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов, esemenova2604@gmail.com
Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема развития критического мышления студентов-юристов и его важности в будущей профессиональной деятельности. Автор полагает, что развитие критического мышления при обучении иностранному языку может осуществляться посредством написания аргументированного эссе. Аргументированное эссе строится на самостоятельном поиске, анализе, критическом восприятии информации и аргументированном представлении своей точки зрения.
Ключевые слова: высшее образование, обучение, иностранный язык, критическое мышление, аргументированное эссе.
Ph.D in Pedagogy, Associate Professor at the Department of Foreign Languages, Saratov State Law Academy, Russia, Saratov
Abstract: The article deals with the actual problem of critical thinking development and its importance in the future professional activity. The author believes that critical thinking development in teaching a foreign language can be carried out through the writing of an argumentative essay. The argumentative essay is based on self-search, analysis, critical perception of information and reasoned presentation of a personal point of view.
Keywords: higher education, teaching, foreign language, critical thinking, argumentative essay
Семенова Э.В. Развитие критического мышления студентов-юристов посредством аргументированного эссе (на примере обучения английскому языку) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-studentov-yuristov-posredstvom-argumentirovannogo-esse-na-primere-obucheniya-anglijskomu-yazyku.html (Дата обращения: 25.02.2024)
На современном этапе система образования в России находится на стадии преобразований, внедряются новые методики обучения, которые способствуют развитию и приобретению как профессиональных (hard skills), так и универсальных (гибких) компетенций (soft skills). Профессиональные знания и умения будущий специалист получает в вузе и развивает их в процессе своей дальнейшей трудовой деятельности. С другой стороны, гибкие навыки (soft skills) связаны с личностным развитием и индивидуальными качествами самого человека, его эффективной коммуникацией, навыками взаимодействия, работы в команде, креативностью, аналитическими способностями, адаптивностью и гибкостью, критическим мышлением и др.
Одним из многочисленных «гибких навыков» является навык критического мышления – способность разностороннего анализа информации и умение выносить обоснованные выводы и решения в разнообразных ситуациях. В профессиональной деятельности юриста критическое мышление занимает важное место непосредственно в работе с гражданами при оказании им юридической помощи, идентифицировании и формулировании проблем, способности предлагать и оценивать пути их решения. Кроме того, анализ явлений с разумными выводами, заключениями по информации, полученной в разнообразных источниках, позволяет давать обоснованные оценки, отличать факт от мнения [1, 2]. Можно сказать, что для юриста «умение критически мыслить предполагает оценку реальной ситуации с различных позиций, выявление противоречий, установление необходимых правовых норм» [3, с. 98].
Отмечается, что одной из причин повышения интереса со стороны преподавателей высшей школы к навыку критического мышления у студентов является процесс его развития, связанного с накоплением опыта [4] в контексте их будущей профессиональной деятельности. Сформированное критическое мышление помогает осваивать наиболее продуктивные способы и методы работы с информацией в работе юриста. В этих целях обучение иностранному языку предоставляет широкий спектр таких возможностей. Однако некоторые исследователи отмечают, что, несмотря на то, что дисциплина «Иностранный язык» является одним из оптимальных инструментом для развития критического мышления, в учебниках по английскому языку, к сожалению, недостаточно заданий, нацеленных на их развитие [5].
Анализ литературы показывает, что в настоящее время существует обширное количество исследований о сущности критического мышления (Д. Халперн, Д. Клустер, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская, Е.О. Галицких и др.) и различные подходы (философский, когнитивно-психологический, педагогический) к рассмотрению этого понятия (Е.В. Мурюкина, И.В. Челышева, А.В. Федоров и др.). Отметив схожий смысл предложенных трактовок, выделим общие черты сформированности критического мышления: грамотная и целенаправленная работа с потоком информации; ясное и корректное выражение своих мыслей; аргументированное представление своей точки зрения с учетом разнообразия мнений; выработка собственной позиции на основе опыта, идей и представлений; оценка источников нового знания и его достоверности; саморазвитие и поиск альтернативных решений проблемных ситуаций.
В сфере высшего образования, на наш взгляд, сформированность критического мышления учитывается в соответствии с уровнями образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Так, например, требования к студенту-бакалавру и студенту-магистранту отличаются, последний должен демонстрировать высокий уровень критического мышления, «умения применять полученные знания при решении конкретных научных и практических задач в профессиональной сфере, обобщать аналитические результаты, разрабатывать практические рекомендации в исследуемой области» [6, с. 16].
На развитие критического мышления направлена, предложенная американскими педагогами Дж. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом, технология, позволяющая развивать интеллектуальные способности обучающегося, учиться самостоятельно и определять путь к самообразованию. Технология включает в себя три стадии: вызов, осмысление и рефлексию [7]. С точки зрения обучения иностранному языку в рамках реализации предложенной технологии интересны ее функции на всех трех стадиях: мотивационная, информационная, коммуникационная, систематизационная, оценочная) [8, с. 23]. При обучении иностранному языку в рамках технологии используются различные приемы и средства, направленные на развитие интеллектуальных умений и мыслительных навыков: критический анализ и оценка различных ситуаций; критический анализ текста; обсуждение статей научного и публицистического характера, сравнительный анализ теорий из профессиональных областей; написание эссе (аргументированного эссе); аналитических обзоров, в том числе из Интернет-ресурсов, с последующей критикой ошибочных суждений; дискуссии и дебаты; формирование навыков объективной оценки и самооценки [9].
В рамках исследования мы рассмотрим аргументированное эссе как средство развития критического мышления у будущего юриста при изучении иностранного языка. Анализ, сопоставление, использование и учет альтернативных источников информации, аргументированная позиция – показатели овладения обучающимися ключевыми компетенциями (межкультурная, коммуникативная и др.). Такое письменное задание делает мыслительный процесс более обстоятельным, позволяя критически пересматривать и корректировать свои идеи, порождая новые, не предполагая при этом обязательного отрицания отличной точки зрения [10].
Л. Элдер и Р. Пол определяют критическое мышление как «искусство анализа и оценки мышления с целью его улучшения» и представляют результаты сформированности высокого уровня критического мышления следующим образом: важные вопросы и проблемы формулируются ясно и точно; соответствующая информация собирается и оценивается для ее эффективной интерпретации; представляются хорошо аргументированные выводы и решения согласно соответствующим критериям и стандартам; происходит непредвзятое осмысление альтернатив, признание и оценка их предположений, следствий и практических последствий; осуществляется эффективное взаимодействие для поиска решений проблем [11].
На наш взгляд, сам формат и структура аргументированного эссе реализует идею развития критического мышления студента-юриста, так как имеет высокий дидактический потенциал и позволяет критически рассмотреть проблему, выработать навыки аргументированного изложения своей позиции и сформулировать контраргументы оппонента, что является одним из важных требований к будущему юристу:
1. Введение (Introduction). Цель – сформировать и изложить свое утверждение (to set up and state one’s claim). Обязательный элемент введения – представление краткого объяснения или своей точки зрения (to provide brief explanation or your point of view of issue). Необязательный элемент – справочный абзац (например, определение ключевых терминов (definition of key terms), объяснение ключевых теорий (explanation of key theories).
2. Основная часть: аргументация и контраргументация.
Цель аргументации – подтвердить свое утверждение (to prove your claim).
Цель контраргументации – предвосхитить возражения в отношении вашего утверждения (to anticipate your reader's objections).
1) Аргументация, подтверждение утверждения (доказательства) (Supporting evidence paragraph):
– пояснение предложения по теме (to explain topic sentence);
– представление доказательств (to state evidence), аргументация. В этой части в качестве обоснования авторской позиции могут быть представлены факты, примеры, цитаты, статистические данные. При этом аргументация может быть нисходящая, восходящая, односторонняя, двусторонняя;
– объяснение или интерпретация доказательств (to explain or interpret evidence) могут основываться на мнении;
– заключительное предложение (concluding sentence), подтверждающее как доказательства в целом способствует развитию аргументации.
2) Контраргументация (Counterargument paragraph):
– представление противоположного утверждения (ий) (to insert one or more aspects against your arguments);
– опровержение контраргументов (to refute counterarguments), то есть краткий критический анализ для построения убедительного доказательства авторской позиции.
3. Заключение: подведение итогов (Conclusion). Цель – напомнить утверждение автора с аргументацией и приведенными доказательствами, продемонстрировать критическое осмысление проблемы.
1) Переформулирование общего утверждения и подтверждающих доказательств (The conclusion is the culmination of the essay).
2) Синтез аргументации, демонстрация разумности и обоснованности выбранной позиции с яркими и конкретными критическими и аналитическими замечаниями (The conclusion should demonstrate the process of understanding the subject of your essay more deeply).
Определением удачного эссе с учетом таких общих признаков критического мышления, как самостоятельность, логика, объективность, беспристрастность, последовательность служат следующие критерии: умение четкого определения и формулировки проблемы и своей позиции; представление ключевых доказывающих аргументов и контраргументов с обязательным учетом противоположных утверждений, точек зрения; определение и оценка достоверности фактических источников; представление заключения и критически осмысленных выводов.
Результативность работы юриста определяется его способностью получать, анализировать, перерабатывать и использовать информацию. Критическое мышление, ориентированное на самостоятельный поиск, «правильное» восприятие информации и аргументированное представление своей позиции [12], является неотъемлемым навыком юриста. В высшей школе развитие критического мышления должно происходить в ходе занятий в различных видах деятельности (устной или письменной) при работе с материалом всех учебных дисциплин, в том числе дисциплины «иностранный язык». Учитывая дидактический потенциал аргументированного эссе, на наш взгляд, такая форма письменной работы является эффективным средством развития критического мышления в процессе образовательной деятельности.
Список литературы
1. Эргашев А.Й. Значение критического мышления в деятельности юриста // Экономика и социум. 2022. №9 (100). С. 798-801.
2. Корнеев В.Н. Технология формирования критического мышления в процессе подготовки к деятельности в правоохранительных органах. URL: https://naukarus.com/tehnologiya-formirovaniya-kriticheskogo-myshleniya-v-protsesse-podgotovki-k-deyatelnosti-v-pravoohranitelnyh-organah (дата обращения: 14.12.2023).
3. Клейнос О.Н. Роль критического мышления в формировании профессиональной компетентности будущего юриста // Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25). С. 96-99.
4. Корешникова Ю.Н. Организационные и педагогические условия развития критического мышления у студентов вузов: дисс. … канд. наук об образовании. М., 2021.
5. Кузнецова Ю.А. Дидактический потенциал видеофильмов для развития критического мышления у студентов на занятиях по английскому языку // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2 (131). С. 93-100.
6. Макарова С.Н., Резник С.Д. Магистранты российского университета: социальное поведение и качество обучения // Высшее образование в России. 2019. № 11. С. 9-21.
7. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методические пособия / И. В. Муштавинская. Санкт-Петербург: КАРО, 2018. 144 с. ISBN 978-5-9925-0903-8. Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/book/164180 (дата обращения: 13.10.2023).
8. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011.
9. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // Образовательные технологии и общество. 2006. № 9 (4) С. 284-292.
10. Былкова С.В., Чубова Е.П., Колмакова В.В. Проблемное обучение как метод развития критического мышления студентов-бакалавров при написании аргументированного эссе // Современные исследования социальных проблем. 2018. Том 9. № 3. С. 74-96.
11. Paul R. and Elder L. The Miniature Guide to Critical Thinking Concepts and Tools. Foundation for Critical Thinking, 2006.
12. Ессина И.Ю., Семенова Э.В. Развитие критического мышления у студентов-юристов в условиях меняющейся суверенной системы образования // Правовая культура. 2023. № 3 (54). С. 85-93.