Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024
УДК 378.1
Дата публикации 26.02.2024
Образовательные технопарки педагогических университетов: опыт социального партнерства в условиях инновационной инфраструктуры
Вотинцев Андрей Владимирович
научный сотрудник лаборатории исследования современных направлений развития образования, Академия Минпросвещения России, г. Москва, avvotintsev@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается роль приуниверситетских образовательных технопарков в развитии социального партнерства между университетами и школами. Отражается и обобщается актуальный опыт построения социального партнерства на базе педагогических технопарков «Кванториум» и технопарков универсальных педагогических компетенций. Исследование демонстрирует, что образовательные технопарки предоставляют инновационную среду для дополнительного образования как педагогов, так и школьников. Они играют значительную роль в реализации задач дополнительного образования, используя инструменты инновационной среды. Социальное партнерство позволяет университетам актуализировать подходы в обучении будущих педагогов, учитывая современные требования рынка труда, а общеобразовательным организациям стимулировать интерес и мотивацию учащихся, а также развивать их научно-техническое мышление.
Ключевые слова: технопарк универсальных педагогических компетенций, педагогический технопарк кванториум, образовательный технопарк, социальное партнерство, современная образовательная среда, инновационная инфраструктура
researcher at the Laboratory for the Study of modern trends in the development of education, Academy of the Ministry of Education of Russia, Moscow
Abstract: The article examines the role of university educational technoparks in the development of social partnership between universities and schools. The current experience of building social partnership on the basis of pedagogical technoparks «Quantorium» and technoparks of universal pedagogical competencies is reflected and summarized. The study demonstrates that educational technology parks provide an innovative environment for additional education for both teachers and schoolchildren. They play a significant role in the implementation of the tasks of additional education, using the tools of the innovative environment. Social partnership allows universities to update approaches to the training of future teachers, taking into account the modern requirements of the labor market, and educational organizations to stimulate the interest and motivation of students, as well as to develop their scientific and technical thinking.
Keywords: technopark of universal pedagogical competencies, pedagogical technopark quantorium, educational technopark, social partnership, modern educational environment, innovative infrastructure
Вотинцев А.В. Образовательные технопарки педагогических университетов: опыт социального партнерства в условиях инновационной инфраструктуры // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/obrazovatelnye-tekhnoparki-pedagogicheskikh-universitetov-opyt-sotsialnogo-partnerstva-v-usloviyakh-innovatsionnoj-infrastruktury.html (Дата обращения: 26.02.2024)
Работа выполнена в рамках государственного задания на НИР «Модель организации проектной деятельности будущего учителя в инновационной инфраструктуре педагогических вузов» (регистрационный номер ЕГИСУ НИОКТР 1023033000156-4-5.3.1).
Введение. В условиях модернизации системы образования и роста прикладного значения проблем повышения качества образовательной подготовки педагогических работников, все большую ценность приобретает анализ инновационного опыта функционирования института образования. Образовательные технопарки, такие как педагогический технопарк «Кванториум» и технопарк универсальных педагогических компетенций, функционирующие при педагогических университетах [1, с. 26], как глобальная инициатива национальной системы образования, призваны поддержать решение ряда основополагающих проблем, представленных в Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Согласно концепции, отечественная система образования демонстрирует противоречия между требованиями к качеству и текущими условиями подготовки, отсутствием должного инструментария оценки качества образования и стремлениями его увеличения, дефицита научных исследований в сфере образования и совершенствованием подготовки, несоответствием компетенций педагога и текущими требованиями рынка труда, не вовлеченностью работодателей и стремлениями удовлетворить запросы рынка труда и т.д. [1]. Решение перечисленных и многих других противоречий неразрывно связано с функционированием инновационной инфраструктуры современного образования, в число которой входят образовательные технопарки.
Актуальность исследования феномена и опыта функционирования современных образовательных технопарков педагогических университетов необходимо рассматривать с позиции синергического эффекта, при котором за счет реализации новой инфраструктуры образования возникают условия комплексного совершенствования системы подготовки педагогических кадров. Учитывая высокое значение социального партнерства в современном образовании, на наш взгляд, образовательные технопарки выступают перспективной площадкой для школьно-университетского партнерства, в чем раскрываются возможности формирования комплексного позитивного эффекта: от конкретных групп обучающихся, до глобального аккумулирования опыта.
Цель исследования – охарактеризовать место, роль и опыт образовательных технопарков в стимулировании новых возможностей школьно-университетского партнерства.
Основная часть. Феномен образовательных технопарков является глобальной инициативой национальной системы образования, которая соответствует взятому вектору непрерывной модернизации в сторону повышения качества образования. Первичной задачей в вопросах качества является совершенствование трудовых ресурсов, увеличение кадрового потенциала, что неразрывно связано с подготовкой педагогических работников в соответствии с задачами и вызовами современного образования [2, с. 28].
Отметим, что сегодня технопарки приобретают все большее значение в подготовке педагогических работников, обогащении их опыта в реализации трудовых функций, выступая единой площадкой многостороннего сотрудничества и партнерства разнородных групп обучающихся с положительным социально-экономическим эффектом. Т. В. Ледовская и
Н. Э. Солынин в этом контексте придерживаются позиции о том, что технопарки становятся средством формирования педагогических компетенций посредством реализации функций конгломерации усилий в области повышения кадрового потенциала системы образования [3, с. 81]. На базе технопарков становится возможной опережающая подготовка педагогических работников, в чем задействуется инновационная среда, качественно новый инструментарий, набор специальных технологий и подходов, программ к функционированию образовательного технопарка. А. Р. Галустов и С. К. Карабацхян считают, что технопарк универсальных педагогических компетенций сегодня занимает ведущую роль в подготовке будущих учителей, поскольку реализует такие функционально-ориентированные направления, как: инновационный характер принимаемых на базе технопарка структурных, технологических, методологических и организационно-педагогических решений; ориентация на передовые принципы образования (индивидуализация, гуманизация, демократизация, компетентностное образование, цифровизация, технологизация, модульный характер и др.); высокая инновационность среды, стимулирующая организацию проектной, научно-исследовательской, творческой и практической деятельности в их неразрывном единстве; ориентация на первичное развитие гибких навыков, умений и опытную апробацию сценариев их применения в практике работы педагога [4, с. 49]. Более того, отметим, что технопарк становится не только региональным центром опережающей подготовки педагогических кадров, но и институтом многоуровневого социального партнерства, в чем наибольший потенциал реализуется при партнерстве с общеобразовательными организациями.
А. Ю. Милинский указывает на возможность повышения квалификации педагогических работников школ на базе технопарков, а также реализации направлений деятельности в области профессиональной ориентации школьников [5, с. 250]. Е. Ю. Илатдинова и М. Э. Суханова, прогнозируя перспективы функционирования технопарков, еще в 2015 году отмечали высокое значение функционирования сетевого детско-взрослого сообщества, в структуре которого технопарк становится площадкой сотворчества. Авторы проводят параллель между образовательными технопарками и идеями трудового воспитания А. С. Макаренко, указывая на перспективы технопарков в обогащении трудового опыта обучающихся, формирования представлений о мире профессий (в случае школьников) и будущей профессиональной деятельности (в случае обучающихся-будущих педагогов) [6, с. 90]. Через ретроспективу времени и опыта организации работы образовательных технопарков по всей России, можно охарактеризовать некоторые направления и специфику их функционирования более подробно.
Сегодня педагогические технопарки «Кванториум» и технопарки универсальных педагогических компетенций функционируют на базе 34 педагогических вузов, подведомственных Минпросвещения России [2; 3]. На основании анализа опыта функционирования и организаций мероприятий на базе образовательных технопарков при таких университетах, как Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого [4], Новосибирский государственный педагогический университет [5], Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина [6], Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского [7] и Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы [8] и др., отметим, что в вопросах школьно-университетского партнерства технопарки выступают эффективными площадками для:
Во-первых, реализации принципов STEM-образования, как инновационной методики образования. Инновационная инфраструктура подготовки, включающая в себя среду для гуманитарного, естественно-научного, технического и творческого образования, определяет интеграцию данных направлений в вопросах построения взаимодействия с обучающимися общеобразовательных организаций для повышения качества результатов подготовки. STEM-образование становится возможным во всех технопарках, в которых создана соответствующая гуманитарная, техническая, творческая и естественно-научная среда.
Во-вторых, организации проектной деятельности обучающихся и педагогов, реализации проектных инициатив и научных исследований для совершенствования материалов в области педагогических измерений. Данное направление включает в себя всевозможные прикладные и научно-исследовательские проекты, направленные на конкретные типы обучающихся. Как правило, проекты на базе технопарков приобретают инновационный характер и призваны развить потенциал результативности образования.
В-третьих, построения системы профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация на базе технопарков приобретает событийную направленность, при которой организуемые как целенаправленно, так и стихийно, образовательные события, оказывают влияние на отношение к профессиональной деятельности.
В-четвертых, повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций. Например, на базе технопарка ТГПУ им. Л. Н. Толстого реализуется свыше двадцати программ повышения квалификации, каждая из которых направлена на определенные группы и компетенции педагогических работников [4]. Аналогичные программы и задачи встречаются и в других педагогических университетах, что позволяет сделать технопарк площадкой не только для работы со школьниками, но и педагогическими работниками общеобразовательных организаций [5; 6; 7; 8].
В-пятых, реализации программ дополнительного образования для школьников. Технопарк позволяет реализовать дополнительные программы, секции и кружки по интересам, в рамках которых происходит освоение углубленных программ подготовки по определенным направлениям, которые реализуются на базе инструментария технопарка.
В-шестых, подготовки к олимпиадам, предметной подготовки, проведения мастер-классов и прочих образовательно-воспитательных мероприятий. Данное направление деятельности технопарков при сотрудничестве с общеобразовательными организациями вынесено в отдельную категорию ввиду того, что ориентировано первично на раскрытие талантов школьников в инновационной среде технопарка и погружение в определенные направления и виды деятельности.
В-седьмых, поддержания процессов формирования функциональной грамотности школьников. Так, в качестве отдельного направления функционирования технопарка НГПУ им. К. Минина выделяется формирование и содействие повышению уровня функциональной грамотности школьников, что является прикладной задачей обеспечения готовности школьников к функционированию в современной экономике [6].
В-восьмых, коллаборации в межпредметных и межвозрастных группах. Объединение разнородных участников в среде технопарка приобретает особый образовательно-воспитательный потенциал и позволяет комплексно влиять на компетенции всех участников процесса обучения.
В-девятых, организации каникулярных школ и творческих объединений с вовлечением школьников. На базе технопарков могут организовываться каникулярные школы, специальные творческие объединения, призванные организовать обучающихся во внеурочное время.
В-десятых, проведения специальных экскурсий. Данное направление предполагает как знакомство с технопарками в целом, так и отдельными классами, кабинетами, оборудованием, что связано с реализацией развивающих функций, расширением кругозора школьников.
В-одиннадцатых, реализации прочих экспериментальных идей современного образования. Раскрывает гибкость подходов к функционированию технопарков и высоким возможностям реализации потенциала инновационной среды для организации сетевого партнерства общеобразовательных организаций и университета на базе образовательного технопарка.
Выводы. Обобщенный опыт социального партнерства образовательных технопарков и общеобразовательных организаций формулирует комплексные перспективы как повышения качества образования текущих групп обучающихся за счет организации прямой работы, так и совершенствования образования в целом на долгосрочную перспективу за счет вовлечения обучающихся-будущих педагогов в работу технопарка, за счет проведения мероприятий с действующими педагогами общеобразовательных организаций в области повышения квалификации, за счет комплексного обмена педагогическими знаниями, методиками, инновациями и передовыми идеями и др. Все это свидетельствует о высоком значении и инновационном характере практики функционирования технопарков, как среды, аккумулирующей в себе ряд смежных и сложных направлений деятельности.
Анализ современного опыта функционирования технопарков показал их весомую роль в реализации задач дополнительного образования как педагогических работников (дополнительное профессиональное образование), так и школьников (дополнительное образование детей) с применением инструментария инновационной среды. Деятельность современных технопарков, действующих при педагогических университетах, настолько многогранна, что не может быть исчерпывающе оценена в полной мере. Тем не менее, можно констатировать высокое прикладное значение функционирования технопарков в современной инфраструктуре национального образования и перспективы масштабирования полученного частного опыта на другие технопарки. На долгосрочную перспективу все это образует потенциал многоуровневого развития систем общего образования, среднего и высшего, дополнительного профессионального образования в единой взаимообусловленной среде образовательных технопарков.
Список литературы
1. Взаимодействие педагогических вузов как механизм формирования единого пространства подготовки учителя / Х. А. С. Халадов, И. В. Головина, Т. Ю. Медведева [и др.] // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2023. – Т. 6, № 3(22). – С. 21-30.
2. Вотинцев, А. В. Развитие функциональной грамотности будущих педагогов в условиях современной образовательной инфраструктуры / А. В. Вотинцев // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2023. – № S2-1(45). – С. 27-29.
3. Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Формирование универсальных педагогических компетенций средствами современных технопарков (на примере социальных упк) // Преподаватель ХХI век. Москва: МПГУ, 2022. №4-1. С. 75-87.
4. Галустов А. Р., Карабахцян С.К. Технопарк универсальных педагогических компетенций в структуре подготовки будущих учителей // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. Новосибирск: Капитал, 2022. №8-3. С. 48-50.
5. Милинский А. Ю. Межфакультетский технопарк универсальных педагогических компетенций как средство профессиональной ориентации школьников на педагогические профессии // Ученые записки университета Лесгафта. Санкт-Петербург: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2022. №4 (206). С. 247-251.
6. Илалтдинова, Е. Ю. «Образовательный мини-технопарк» в современной педагогической практике / Е. Ю. Илалтдинова, М. Э. Суханова // Социальная педагогика. – 2015. – № 5-6. – С. 89-94.
Список источников
1. Михаил Мишустин утвердил Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года: сайт. Москва. Режим доступа: http://government.ru/docs/45881/ (дата обращения: 19.01.2024).
2. Учитель будущего поколения России: сайт. Москва. Режим доступа: https://apkpro.ru/proekty/uchitel-budushchego-pokoleniya-rossii/ (дата обращения: 20.01.2024).
3. Педагогический «Кванториум»: сайт. Москва. Режим доступа: https://apkpro.ru/proekty/pedagogicheskiy-kvantorium/ (дата обращения: 20.01.2024).
4. Педагогический технопарк «Кванториум» имени К.И. Чирвы: сайт. Тула. Режим доступа: https://tsput.ru/kvantorium/ (дата обращения: 25.01.2024).
5. Группа Технопарк универсальных педагогических компетенций / педагогический технопарк Кваноториум им. Ю.Б. Румера: сайт. Новосибирск. Режим доступа: https://schedule.nspu.ru/zgroup_shedule.php?id=3430&old=1 (дата обращения: 25.01.2024).
6. Межфакультетский технопарк универсальных педагогических компетенций: сайт. Нижний Новгород. Режим доступа: https://mininuniver.ru/training/interfaculty-technopark-of-universal-pedagogical-competences (дата обращения: 26.01.2024).
7. Технопарк универсальных педагогических компетенций: сайт. Ярославль. Режим доступа: https://newyspu.ru/technopark/ (дата обращения: 26.01.2024).
8. В Башгоспедуниверситете открыли педагогический технопарк «Кванториум»: сайт. Уфа. Режим доступа: https://bspu.ru/unit/348/news/24669 (дата обращения: 26.01.2024).