Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №02 (91) Февраль 2024
УДК 811:378.4
Дата публикации 28.02.2024
Особенности организации самостоятельной работы студентов в неязыковом вузе
Северина Виктория Феодосиевна
канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков, Алтайский государственный аграрный университет, РФ, г. Барнаул, svikki28@mail.ru
Аннотация: В статье показывается актуальность организации самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время при обучении иностранному языку в неязыковом вузе и раскрывается содержание данного понятия. Приводятся особенности самостоятельной работы студентов. Перечислены факторы, которые следует учитывать при организации самостоятельной работы, дается их краткая характеристика. Особое внимание уделяется описанию возможности использования современных информационных технологий при организации самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: самостоятельная работа, иностранный язык, неязыковой вуз, внеаудиторная работа, информационные технологии.
Cand. Sci. (Pedagogy), Associate professor at the Department of Foreign language, Altai State Agricultural University, Russia, Barnaul
Abstract: The article shows the relevance of organizing students’ independent work during extracurricular time when teaching a foreign language at a non-linguistic university and reveals the content of this concept. The peculiarities of students’ independent work are given. The factors that should be taken into account when organizing independent work are listed, their brief description is given. Special attention is paid to the description of the possibility of using modern information technologies in organizing independent work of students.
Keywords: independent work, foreign language, non-linguistic university, extracurricular work, information technologies.
Северина В.Ф. Особенности организации самостоятельной работы студентов в неязыковом вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 02 (91). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-organizatsii-samostoyatelnoj-raboty-studentov-v-neyazykovom-vuze.html (Дата обращения: 28.02.2024)
Обучение иностранному языку (ИЯ) в неязыковом вузе в настоящее время рассматривается как обязательный компонент гуманитарного блока вузовского образования, который способствует подготовке высококвалифицированных, грамотных специалистов, обладающих высокоразвитыми способностями к самообразованию, саморазвитию и самореализации, владеющими необходимыми компетенциями в области применения ИЯ как в устной коммуникации, так и при работе с литературой и документами на ИЯ, умеющих организовать или принять участие в межкультурной или межнациональной коммуникации, используя свои знания ИЯ. Небольшое количество часов, отводимых на изучение данной дисциплины в неязыковом вузе на аудиторных занятиях, и новые современные технологии обучения ИЯ повышают роль самостоятельной работы студентов в этом процессе. В новом государственном образовательном стандарте высшего образования делается еще больший акцент на организации такого вида работы студентов.
Самостоятельная работа (СР) рассматривается как планируемая работа студентов, выполняемая c помощью необходимой учебной и методической литературы по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия, в процессе которой студенты самостоятельно совершенствуют свои знания, умения и навыки. Как отмечает И.А. Зимняя, она представляет собой целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельность. А для ее выполнения требуется достаточно высокий уровень самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности и доставляет обучающемуся удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [1].
Дисциплина «Иностранный язык» является обязательной для изучения студентами всех направлений бакалавриата и специалитета 1 и 2 курсов неязыковых вузов. Ее изучение предполагает как аудиторные занятия, на которых студенты выполняют задания под руководством преподавателя, так и самостоятельную работу студентов (СРС), осуществляемую ими на занятиях и во внеурочное время под контролем преподавателя. Следует учитывать, что СРС является базисом для роста и развития личности студента и его знаний и планируется в тесной связи с рабочей учебной программой всего курса обучения ИЯ. В рабочей программе четко определены характер и объем учебного материала, выносимого на самостоятельное изучение студентами.
Организация СРС и управление ею является важным элементом работы преподавателя. Она предполагает: исследование, индивидуальный учет, формирование мотивации изучения студентами ИЯ; целенаправленную деятельность по развитию у студентов навыков СР в области чтения, говорения, аудирования и письма, а также эффективной работы со справочной литературой и словарями; обучение студентов работе с техническими средствами обучения [2, с.304]. В учебном процессе происходит смещение акцента на СРС, что в свою очередь требует перехода от традиционной системы преподавания, при которой доминирует авторитарный стиль общения субъектов учебной деятельности и преподаватель передает «готовые» знания студентам, а студенты выполняют действия «по образцу», к такой системе обучения, в которой преобладает демократический стиль общения, основанный на сотрудничестве, взаимопомощи, совместном творчестве, а студенты выступают активными, с высокой мотивацией к учебной деятельности субъектами.
Так как будущие специалисты должны иметь высокоразвитые способности к самообразованию, потребность в постоянном повышении своей квалификации, умения не только применять уже приобретенные ранее знания, но и самостоятельно добывать и осваивать полученную информацию, принимать свои собственные решения, они должны иметь достаточно высоко развитую учебно-познавательную компетенцию. Ее можно рассматривать как способность и готовность обучающегося к осознанному и эффективному самостоятельному управлению учебной деятельностью (от постановки цели / учебной задачи до самоконтроля и самооценки ее результата), к критической рефлексии на нее, к самооценке и самокоррекции (как результата, так и используемых способов), самоподдержке [3, с.25]. В процессе этой учебно-познавательной деятельности студентом создается так называемый личностный образовательный продукт, выражающийся как в идеальной, так и в материальной форме. Идеальный образовательный продукт может включать некий приобретаемый обучающимся опыт в языковом, учебном и коммуникативном плане и определенные способы коммуникативной учебной деятельности. Материальный образовательный продукт может включать то, что создается самим студентом в процессе освоения ИЯ.
Определенные виды СР используются как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время. В нашей статье мы рассматриваем только внеаудиторную самостоятельную работу студентов и предлагаем способы продуктивной организации СРС в процессе обучения ИЯ в неязыковом вузе, основываясь на определенных факторах, а именно:
- оптимальном сочетании аудиторной и самостоятельной работы;
- развитии положительной мотивации у студентов к изучению ИЯ;
- учете уровня языковой подготовки и личностных качеств студентов, то есть организации СР на основе принципа индивидуализации учебного процесса;
- учете профессиональной ориентированности в подборе дидактических материалов;
- организации преподавателем работы по развитию у студентов навыков СР во всех видах речевой деятельности;
- обучении студентов самостоятельной работе со справочной литературой и словарями;
- четком определении преподавателем форм проверки работ студентов, размера заданий, сроков ее сдачи, а также оказании консультационной помощи студентам в выполнении заданий.
Дадим краткую характеристику каждого из этих факторов.
В связи с увеличением количества часов, отводимых на СР, и повышением роли данного вида работы преподавателю необходимо тщательно разработать организацию процесса обучения: выбрать соответствующие методы обучения, направленные на овладение студентами навыками получения знаний самостоятельно в учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, подготовить учебно-методическое и информационное обеспечение. В самом начале занятий преподаватель должен ознакомить студентов с целями, адекватным объемом, сроками выполнения заданий, формами контроля и самоконтроля СРС.
В процессе организации СР преподавателю приходится учитывать тот факт, что в неязыковой вуз поступают студенты с разным уровнем языковой подготовки, с несформированными навыками СР. Поэтому следует подбирать задания дифференцированной степени сложности с учетом различной подготовки студентов и их личностными особенностями. В этом случае преподаватель разрабатывает задания для СРС таким образом, чтобы все студенты могли выполнить определенный минимум СР, работая на уровне своих способностей, преодолевая допустимую, но довольно ощутимую для него трудность. А для более продвинутых в языковом плане студентов следует подготовить дополнительную, более сложную часть задания. Кроме того, таким студентам можно предложить участие в НИРС или консультирование более слабых в языковом плане студентов.
Существенную роль в организации СРС играет положительная мотивация к изучению ИЯ, которая позволяет студенту выбрать направление и способы реализации разных форм своей самостоятельной учебной деятельности, помогает ему оценить полученное задание с точки зрения своих личностных мотивов. Для осуществления полноценной продуктивной СР должны действовать как внешние, так и внутренние мотивы. В начале изучения ИЯ в вузе у большинства студентов преобладают внешние мотивы изучения ИЯ (например, желание получить хорошую оценку). Поэтому учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы сориентировать студентов на проявление интереса к активной творческой работе, желание узнать новое, поиск новых творческих способов деятельности, на создание определенного личностного образовательного продукта, приобретение умения ставить перед собой цели изучения ИЯ и выбирать способы их достижения (например, совершенствование / углубление знаний ИЯ для применения их в будущей профессиональной деятельности для будущего карьерного роста), а не только на репродукцию уже изученного материала.
Важное значение в этом играет профессиональная ориентированность используемых дидактических материалов. Использование таких материалов в учебном процессе способствует формированию положительной мотивации к изучению ИЯ, дает возможность совершенствовать и углублять специальные знания, развивает интерес у студентов к изучаемому материалу. Студенты могут использовать как уже готовые специализированные пособия, словари и методические указания, подготовленные преподавателями, так и богатый материал, который они могут найти самостоятельно в интернете. Такой материал, представляющий профессиональный интерес для студентов, используется не только для извлечения определенной информации и формирования положительной мотивации, но и для обучения профессионально ориентированной коммуникации, так как полученная новая, интересная с профессиональной точки зрения для студентов информация может вызвать у них желание или потребность высказаться по рассматриваемой проблеме. Работая с профессионально ориентированным материалом самостоятельно, студенты не только получают дополнительные профессионально важные знания, но и приобретают опыт познавательной и исследовательской деятельности, учатся ориентироваться в информации по проблеме, анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы, прогнозировать развитие ситуации, творчески подходить к решению проблемы, но и получают определенный опыт коммуникативного поведения, способствующего формированию у студентов умения связного аргументированного высказывания, умения представлять результаты своей работы и участвовать в диалогах и полилогах в рамках социокультурного и профессионально ориентированного иноязычного общения [4].
Следует учитывать, что СР должна быть организована на протяжении всего курса обучения ИЯ и идти от более простых заданий к более сложным. Обычно выделяют 3 уровня сложности СР при обучении ИЯ. Первый уровень – репродуктивный, предполагающий усвоение нового материала и его активизацию. Следующий уровень – реконструктивный, основанный на предыдущем уровне и предполагающий выполнение анализа и синтеза изученного учебного материала. Осуществляется перенос вновь полученных знаний, умений и навыков в аналогичные ситуации и, кроме того, построение своих собственных высказываний в таких ситуациях. Третий, наиболее сложный уровень СР – творческий. Этот уровень подразумевает формирование у студентов навыков и умений, способствующих решению ими более сложных коммуникативных задач, что ведет к формированию творческой личностной и профессиональной самостоятельности в работе. При этом следует учитывать, что не всегда эти уровни представлены последовательно, один за другим. Зачастую они могут быть задействованы одновременно.
Обычно выделяют 3 вида заданий для организации СРС: обучающие (преподаватель дает задание студентам и объясняет, как его надо выполнять, студенты овладевают алгоритмами выполнения практических действий); тренировочные (студенты выполняют задания по образцу) и на продвинутом этапе – поисковые (студенты самостоятельно выполняют задания, помощь преподавателя может носить консультативный характер). Само задание должно быть грамотно и четко сформулировано, должны быть ясно определены тема, к которой относится задание, а также объем выполняемой работы в соответствии с часами, указанными в рабочей программе.
Организация преподавателем работы по развитию у студентов навыков СР в различных видах речевой деятельности предполагает подбор заданий, направленных на подготовку и обучение студентов таким видам работы. Типы заданий зависят от вида речевой деятельности. В первую очередь, это чтение, аудирование и письмо. Говорение же в СРС обычно предполагает только саму подготовку студента к устному выступлению на занятии (монолог, подготовка к участию в ролевой игре, дискуссии и т.п.).
В процессе СР с аудио или видеоматериалами студенты учатся адекватно, осознанно выбирать и оценивать надлежащим образом необходимую информацию, имеющую социокультурную и профессионально ориентированную направленность, и в итоге оценить эффективность стратегий, которые использовал в данной ситуации. Это позволяет студентам на основе используемых аудио и видеоматериалов ознакомиться с определенными культурологическими категориями, с образом действий людей, представляющих другую культуру в различных ситуациях и на основе этого построить модель своего поведения в той или иной ситуации, а также представлять свою родную культуру в иноязычной среде. Здесь важно развитие информационно-познавательной и общей коммуникативной культуры обучающихся, что создает языковую и социокультурную атмосферу страны изучаемого языка и способствует определенному погружению студентов в эту атмосферу. Так, при изучении темы «Страна изучаемого языка» студенты выбирают один из аспектов жизни Великобритании и далее самостоятельно находят и отбирают необходимый им аудио или видеоматериал для подготовки своего сообщения по данной теме.
Общеизвестно, что чтение в СР является одной из основных сфер коммуникативной деятельности на ИЯ. Оно выступает как основное средство самостоятельной учебной деятельности обучающихся, определяемой как «способность и стремление обучающегося без какой-либо помощи (прямой или косвенной) осваивать учебную информацию и способы деятельности, а также, на основе имеющегося методико-практического опыта, совершенствовать свои умения и претворять их в навыки, необходимые в предстоящей профессиональной деятельности» [5]. Чтение представляет собой средство изучения ИЯ, культуры страны изучаемого языка и способствует осуществлению информационной, образовательной и профессионально ориентированной деятельности студентов, их самообразованию, развитию умений, направленных на понимание полученной смысловой информации, продуктивному применению разнообразных видов и стратегий чтения в соответствии с целями и условиями своей деятельности. Для СР подбираются небольшие тексты в соответствии с изучаемыми темами. В дальнейшем студенты самостоятельно выбирают тексты профессионально ориентированной направленности. Так, для будущих ветеринаров это могут быть тексты о соблюдении прав сельскохозяйственных животных, кормлении домашних питомцев, профилактике и лечении определенных заболеваний животных и т.п. СР с такими текстами во внеурочное время способствует приучению студентов к СР с литературой на ИЯ, расширению их словарного запаса за счет терминов, встречающихся в текстах, укреплению веры в свои способности. В качестве заданий, направленных на проверку качества подготовки студентами заданий, можно назвать следующие: упражнения на проверку понимания содержания текста; упражнения на восстановление пропущенных частей текста / слов; восстановление расчлененного текста со смысловыми пропусками; вычленение информации, относящейся к определенному вопросу; выделение необходимых деталей; определение логической последовательности фактов; обобщение изложенной информации; составление аннотации и т.п.
Важное значение в изучении ИЯ имеет составление собственного словаря-минимума при работе с профессионально ориентированными текстами (в нашем случае это животноводческие и ветеринарные термины), группировка слов по определенному признаку (семантическому, формальному, ситуативному), подбор антонимов или синонимов к изучаемой лексике, составление словосочетаний или предложений по примеру-образцу, определение диапазона значений многозначного слова и другие.
Обязательной составляющей обучения ИЯ является письменная речь, которая может использоваться в бытовой, социокультурной и учебно-профессиональной сферах деятельности. Развитие навыка СР с письмом можно осуществлять, используя такие задания коммуникативной направленности, как написание личного или делового письма; выполнение реферирования / аннотирования прочитанного текста; заполнение анкет; написание резюме; написание учебного текста (пересказ, изложение); выполнение творческих заданий (написание сочинения, выполнение какого-либо проектного задания, создание контента для веб-сайта). Например, студентам предлагается написать рекомендации для владельцев домашних питомцев по их правильному содержанию и кормлению, подготовить сообщение для фермеров об опасности распространения инфекционного заболевания среди сельскохозяйственных животных на ферме и способах его профилактики и т.п.
Для облегчения выполнения заданий самостоятельно преподавателю необходимо обучать студентов работать со справочной литературой, различными типами словарей, объяснить им основные принципы организации такой литературы, общие принципы работы с ней, общую структуру справочной литературы по различным областям знаний, которые могут потребоваться студентам в процессе СР.
Для обучения выполнению различных типов заданий преподаватель использует памятки, являющиеся вербальным описанием цели, метода выполнения определенного задания и способа проверки его выполнения. Это могут быть памятки-инструкции, памятки-советы, памятки-алгоритмы, памятки-показы. Преподаватель может использовать готовые памятки, а может разработать их сам (например, памятку по работе со словарной статьей).
В процессе развития навыков СР в различных видах речевой деятельности следует помнить о грамматическом аспекте изучения ИЯ. Преподаватель может предложить студентам ознакомиться с новым грамматическим материалом самостоятельно или выделить в тексте определенную грамматическую категорию, сделать выводы, сформулировать правило, а затем обсудить его на занятии в группе, сравнить его с правилом, приведенным в учебнике (например, употребление артикля с географическими названиями). Для активизации изучаемого материала предлагаются упражнения на составление учебных заданий для других (перифраз с использованием изучаемой грамматической структуры, проблемные вопросы / задания с использованием изучаемых грамматических конструкций и т.п.).
Следует отметить использование современных информационных технологий при организации СРС. Использование таких технологий способствует разнообразию процесса обучения и дает студентам возможность углублять, расширять и совершенствовать свои знания по ИЯ самостоятельно в удобное для себя время, контролировать свои достижения в изучении ИЯ, самостоятельно планировать и организовывать свое время и самостоятельно решать проблемы, возникающие в учебном процессе. Использование современных информационных технологий обеспечивает доступ всем желающим к обучающим системам, электронным учебникам, словарям, мультимедийным курсам (платным и бесплатным). Положительным в использовании мультимедийных курсов можно назвать индивидуализацию обучения, доступность большого объема информации, возможность обращаться к заданиям без ограничений активизации процесса обучения, стимуляцию различных каналов перцепции, допустимость проведения коррекции знаний. С помощью информационных технологий студенты могут в режиме реального времени подавать преподавателю на проверку определенные выполненные задания, проконсультироваться у преподавателя по вопросам оптимального усвоения учебного материала, осуществить интерактивный обмен мнениями со своими товарищами насчет коллективного исполнения творческих заданий в проектах, выполнить предложенный тест, письменный перевод отрывка специального текста или написать деловой документ.
В настоящее время большое распространение получило так называемое дистанционное обучение. Ученые отмечают, что «педагогический процесс, принятый в вузах и основанный на технологиях дистанционного обучения, представляет собой системную организацию самостоятельной деятельности студентов, где четко обозначены цели, определены ориентиры и траектории познавательной деятельности, предусмотрены вспомогательные учебные средства и создана мотивационная база учебного труда» [6]. Так, в Алтайском государственном аграрном университете используется система управления образовательными электронными курсами Moodle, предоставляющая возможности создавать сайты для обучения. Преподавателями разрабатываются курсы по своим предметам, наполняемые образовательными текстами, вспомогательными файлами, учебно-методическими пособиями, тестами и т.п. В основном в учебном процессе преподаватели используют так называемый смешанный тип обучения, который, по мнению О.А. Крюковой «помогает решить ряд проблем, таких как ограниченность аудиторных часов, отсутствие у некоторых студентов должного уровня входного образования, однотонность обучения, а также снимает психологические барьеры у студентов» [7].
Важную роль в СРС играет контроль выполнения заданий, осуществляемый преподавателем. Его можно рассматривать как обратную связь, содержащую информацию о своевременной коррекции учебного процесса. Результаты проверки и оценки заданий учитываются в рубежной и итоговой аттестации. Контроль со стороны преподавателя осуществляется систематически, и это дает возможность в ходе учебного процесса выявить недочеты и подобрать способы их устранения, а также организовать обратную связь для регулирования обучения.
Для контроля и оценки выполнения самостоятельно выполненных заданий, хода и содержания СР, ее результатов преподавателем разрабатываются критерии в соответствии с целями и задачами, поставленными преподавателем. Он может проверить, правильно ли используются студентом в речи сложные синтаксические конструкции, насколько он расширил свой лексический запас, как он умеет высказывать и доказывать свою точку зрения, приводить доводы в ее поддержку, давать оценку определенным фактам и явлениям, насколько правильно он применяет различные языковые способы и средства для передачи своих мыслей, насколько полно раскрыта данная тема, оформлено выполненное задание, сформированы умения студента представить свою работу в группе, обсудить ее с товарищами на занятии. Что касается формы контроля, это может быть устная, письменная, индивидуальная, групповая, сплошная или выборочная форма.
Способы контроля также могут быть разными: устный – в виде сообщения, объяснения, рассказа, участия в дискуссии; письменный – в форме сочинения, изложения, реферата, статьи и т.п.; в практической форме это могут быть некоторые лексико-грамматические упражнения, выполненные тесты, презентации, проектные задания и т.п.; комплексный контроль может включать составление студентом своего языкового портфолио, использование рейтинговой системы и некоторые другие способы контроля.
Особое место отводится сформированности способов самоконтроля студентов, рассматриваемого как качество личности, позволяющее ей осознать и оценить свои собственные действия, непосредственно связанные с проявлением ею активности и самостоятельности, как «сознательное контролирование, так и процесс сопоставления достигнутых результатов, заданных программой на различных этапах обучения ИЯ» [8]. Степень сформированности способов самоконтроля может быть у студентов различной. Это зависит от уровня владения языком, а также от личностных качеств студента как субъекта учебной деятельности. Если студент может самостоятельно контролировать результат решения учебной задачи, оценить правильность выполнения учебных заданий, самостоятельно внести коррекцию в полученный результат при совершении ошибки, то можно сказать, что способы самоконтроля у него сформированы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что самостоятельная работа студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе является неотъемлемой частью учебного процесса, а ее организация является довольно актуальной проблемой в настоящее время. Правильно организованная преподавателем самостоятельная работа студентов с учетом вышеперечисленных факторов будет способствовать более глубокому и качественному овладению студентами иностранного языка в процессе формирования осознанной организации собственного научения, развития их индивидуальных познавательных способностей, самостоятельности и творческого подхода к выполнению заданий и решению поставленных проблем, а также формирования ответственности за ход и результаты овладения иностранным языком, помогая студентам более глубоко и эффективно усваивать учебный материал, стимулируя интерес к изучаемому предмету, развивая у них умение быстро находить необходимую информацию, что делает учебный процесс более плодотворным и в совокупности со знанием иностранного языка поможет будущим специалистам в их предстоящей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие. – М. : Логос, 2002. – 383 с.
2. Баранова Е.В. Самостоятельная работа по дисциплине «Иностранный язык» для студентов неязыковых вузов // Научные проблемы водного транспорта, 2016. – № 49. – С.303-305. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-po-distsipline-inostrannyy-yazyk-dlya-studentov-neyazykovyh-vuzov (Дата обращения 07.02.2024)
3. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии : учеб. пособие. – М. : Академия, 2010. – 192 с.
4. Северина В.Ф. Профессионально-ориентированная составляющая обучения иностранному языку в вузе в процессе развития продуктивного учебного взаимодействия // Аграрная наука – сельскому хозяйству: сб. ст. по матер. IX Междунар. науч.-практ. конф. 5-6 февраля 2014 г.: в 3 кн. – Барнаул: РИО АГАУ, 2014. – Кн. 1. – С. 102-104.
5. Тимофеева Е.В., Бахмутская Ю.А., Лебедева О.Е., Клейменова М.Н. О некоторых аспектах активизации самостоятельной учебной деятельности студентов вуза // Современные наукоемкие технологии, 2022. – № 4. – С.246-250. – Режим доступа: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39141 (Дата обращения 31.01.2024)
6. Тимофеева Е.В., Косачева Т.А., Клейменова М.Н. Самостоятельная деятельность студентов в системе дистанционного обучения как условие социализации специалиста // Проблемы современного педагогического образования, 2020. – № 68-1. – С. 282-285. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-deyatelnost-studentov-v-sisteme-distantsionnogo-obucheniya-kak-uslovie-sotsializatsii-spetsialista (Дата обращения 31.01.2024)
7. Крюкова О.А. Опыт использования информационной образовательной среды в Алтайском ГАУ // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: по матер. XXIV Междунар. науч.-практ. конф. 10 марта 2022 г. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 85-87. – EDN CDOOYE
8. Чалова О.А. Самоконтроль как компонент организации самостоятельной работы студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. – № 1. – Т. 8. – Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/60PDMN120.pdf (Дата обращения 04.02.2024)