Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №10 (63) Октябрь 2021

УДК 37.037.1.

Дата публикации 31.10.2021

Развитие координационных способностей у девушек 13–14 лет, занимающихся боксом: состояние проблемы и перспективы ее решения

Садаков Анатолий Александрович
Магистр 3 курса направления подготовки 49.04.01 Физическая культура, Профиль «Тренер», ФГБОУ ВО «Вятский Государственный университет», г. Киров, stud118505@vyatsu.ru
Вавилов Алексей Леонидович
Канд. пед. наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры, ФГБОУ ВО Вятский государственный университет, г. Киров, usr11406@vyatsu.ru

Аннотация: В статье на основе обобщения и анализа содержания современной научно-методической литературы и состояния педагогической практики раскрывается состояние проблемы развития координационных способностей девушек 13–14 лет, занимающихся боксом. В качестве перспективного направления исследования предлагается разработка методики, направленной на развитие координационных способностей девушек 13–14 лет, занимающихся боксом.
Ключевые слова: координационные способности, бокс, девушки 13–14 лет, методика развития координационных способностей.

The development of coordination abilities among girls 13–14 years old, going in for boxing: the state of the problem and the prospects for its solution

Sadakov Anatoly Alexandrovich
3-year master of study direction 04.04.01 Physical education, Profile “Trainer”, Vyatka State University, Kirov
Vavilov Alexey Leonidovich
Cand. ped. Sci., Associate Professor of the Department of Sports Disciplines and Adaptive Physical Culture, Vyatka State University, Kirov

Abstract: Based on the generalization and analysis of the content of modern scientific and methodological literature and the state of pedagogical practice, the article reveals the state of the problem of the development of coordination abilities of girls 13-14 years old engaged in boxing. As a promising area of research, it is proposed to develop a methodology aimed at developing the coordination abilities of girls 13-14 years old involved in boxing.
Keywords: coordination abilities, boxing, girls 13-14 years old, methods of development of coordination abilities.

Правильная ссылка на статью
Садаков А.А., Вавилов А.Л. Развитие координационных способностей у девушек 13–14 лет, занимающихся боксом: состояние проблемы и перспективы ее решения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 10 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-koordinatsionnykh-sposobnostej-u-devushek-1314-let-zanimayushhikhsya-boksom-sostoyanie-problemy-i-perspektivy-ee-resheniya.html (Дата обращения: 31.10.2021)

Введение

На современном этапе развития бокса значительно увеличился объем двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти характеристики специалисты связывают с понятием координационных способностей.

Наиболее успешно в соревновательной деятельности выступают боксеры, обладающие высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей, что проявляется в совершенствовании таких специализированных восприятий, как «чувство ринга», «чувство соперника», «чувство удара».

Для бокса координационными способностями считают способности к антиципации, ориентированию, реакции, перестроению и чувство дистанции, способности к дифференцированию, ориентированию, равновесию, реакции, связи и перестроению [2, с. 95].

По данным В. И. Ляха развитие координационных способностей у девушек 13–14 лет протекает дифференцированно и противоречиво. У девушек развитие способностей оптимально управлять движениями в разных условиях резко замедляется, останавливается, а по отдельным показателям даже временно ухудшается [4, с. 46]. Проблема совершенствования методики развития координационных способностей у девушек 13–14 лет, занимающихся боксом, остается мало разработанной. В связи с этим, тема исследования достаточно актуальна.

 

Основная часть

Уровень координационных качеств в боксе определяет способность сохранять статическую и динамическую устойчивость, скорость простой и сложной реакции, уровень сенсорных порогов и сенсомоторной активности, способность предвидеть предстоящие действия. «Чувство удара» позволяет спортсмену дозировать точность, резкость и быстроту нанесения удара, в зависимости от ситуации на ринге, положения противника, скорости его передвижения, дистанции. Нокаутирующий эффект атакующих действий зависит от точности удара, силы удара, места попадания, то есть от сенсомоторной координации спортсмена [4, с. 387].

Критериями оценки координационных способностей являются показатели быстроты и точности реагирования в условиях, вынуждающих боксеров преодолевать координационные трудности (В. И. Лях, П. Хиртц,) [2, с. 145, 5, с. 60].

С. Г. Геллерштейн является автором «сенсомоторной» методики развития быстроты простой двигательной реакции, которая основана на точном восприятии микроинтервалов времени, порядка десятых и даже сотых долей секунды. Наиболее распространенный метод развития быстроты простой реакции - повторное, по возможности максимально быстрое реагирование на внезапно появляющиеся различные сигналы или на изменение окружающей ситуации [3, с. 123]. Данная методика раскрывает состояние проблемы развития координационных способностей в боксе, но применительно к разному возрасту занимающихся, поэтому решение данной проблемы актуально.

Согласно другой методике Аслаева Т. С., Токмаковой Н. Ю. развития сенсомоторной координации девушек-боксеров 13–14 лет, основу формирования сенсомоторных координаций на соответствующих занятиях составили упражнения на стабилографической платформе (стабилографические тренажеры), которые применялись в основной части занятий. Курс состоял из 10 тренировочных занятий, которые были соотнесены с фазами овариально-менструального цикла девушек-боксеров [1, с. 90]. Проанализировав данную методику, мы пришли к выводу, что она может применяться на общеподготовительном и специально-подготовительном этапах спортивной тренировки в учебно-тренировочных группах.

Следовательно, анализ научно-методической литературы по теме исследования показал, что общепринятые формы организации занятий по боксу хотя и включают деятельность в условиях пространственно-временной и альтернативной  неопределенности, однако, эти условия, как правило, бывают однотипными и в скором времени становятся привычными для занимающихся. В вероятностных ситуациях адаптация к условиям деятельности наступает довольно быстро, поэтому эффект в тренировке координационных способностей у девушек, занимающихся боксом, определяется не только сложностью применяемых психомоторных задач, но и их новизной и необычностью.

Выводы

Таким образом, анализ научно-методической литературы по теме исследования позволил выявить  противоречия между: современными требованиями к координационной подготовленности девушек 13–14 лет, занимающихся боксом, и необходимостью поиска рациональных средств воздействия на организм занимающихся в учебно-тренировочном процессе, направленного на развитие координационных способностей  на тренировочных занятиях; однообразием методик развития координационных способностей у девушек 13–14 лет, занимающихся боксом, и необходимостью внедрения новых методик развития координационных способностей на занятиях боксом.

В соответствии с содержанием этой проблемы в качестве перспективы ее решения выступает разработка и научное обоснование собственной методики, направленной на развитие координационных способностей девушек 13–14 лет, занимающихся боксом.

Для этого на основе анализа и обобщения современной научно-методической литературы в области физической подготовки в боксе необходимо:  определить исходный уровень координационной подготовленности, физического развития и функциональной подготовленности девушек 13–14 лет, занимающихся боксом;  разработать методику, направленную на развитие координационных способностей; определить организационно-методические особенности ее эффективного применения в учебно-тренировочном процессе девушек 13–14 лет, занимающихся боксом.

Это позволит обогатить теорию и методику спортивной тренировки в боксе новыми знаниями о модельных характеристиках, способах измерения и оценки показателей координационных способностей девушек 13–14 лет, а также теоретических и организационно-методических основах повышения эффективности процесса развития координационных способностей.


Список литературы

1. Аслаев, Т. С. Становление технического мастерства девушек-боксеров посредством развития сенсомоторной координации / Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт // Т. С. Аслаев, Н. Ю. Токмакова. – 2016. – №2. – С. 89–93.
2. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И.Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
3. Геллерштейн, С. Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции / С. Г. Геллерштейн. – М.: Медгиз, 1958. – 148 с.
4. Стрельников, В. А. Учебно-тренир.процесс в боксе: Моногр. /В. А.Стрельников – М.:НИЦ ИНФРА-М,СФУ / В. А. Стрельников, В. А. Толстиков, В. А. Кузьмин. – Москва: РГГУ, 2016. - 821 c.
5. Hirtz P. Koordinative Fahigkeiten – Gewandtheit – motorische Kompetenz. In: Koordinative Fahigkeiten -koordinative Kompetenz. Herausg.von G. Und B. Ludwig Univ. Kassel. – Kassel, 2002. – S. 59–65.

Расскажите о нас своим друзьям: