Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №10 (63) Октябрь 2021

УДК 796

Дата публикации 31.10.2021

Экспериментальная методика для развития координационных способностей с применением гимнастического батута и координационной лестницы у баскетболистов 10 -11 лет

Вавилов Алексей Леонидович
канд. педагогических наук, доцент кафедры СДиАФК, Вятский государственный университет, РФ, г.Киров, vavalle@mail.ru
Гаврилов Николай Павлович
Магистрант кафедры СДиАФК, Вятский государственный университет, РФ, г.Киров, zam.axh10@mail.ru

Аннотация: В статье представлена экспериментальная методика развития координационных способностей у баскетболистов 10-11 лет с применением комплексов упражнений на гимнастическом батуте и координационной лестнице. Приведено сравнение уровневых показателей развития координационных способностей в контрольной и экспериментальной группах на период педагогического эксперимента. Результат: разработанную методику, можно применять на тренировочных и секционных занятиях по баскетболу.
Ключевые слова: методика; координационные способности; баскетбол; гимнастический батут; координационная лестница; комплекс упражнений; педагогический эксперимент.

Experimental technique for the development of coordination abilities with the use of a gymnastic trampoline and a coordination ladder in basketball players aged 10-11 years

Vavilov Alexey Leonidovich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of SDiAFK, Vyatka State University of the Russian Federation, Kirov
Gavrilov Nikolay Pavlovich
Master's student of the Department of SDiAFK, Vyatka State University of the Russian Federation, Kirov

Abstract: The article presents an experimental technique for the development of coordination abilities in basketball players aged 10-11 years with the use of exercise complexes on a gymnastic trampoline and a coordination ladder. The comparison of the level indicators of the development of coordination abilities in the control and experimental groups for the period of pedagogical experiment is given. Result: the developed methodology can be used in training and sectional basketball classes.
Keywords: methodology; coordination abilities; basketball; gymnastic trampoline; coordination ladder; set of exercises; pedagogical experiment.

Правильная ссылка на статью
Вавилов А.Л., Гаврилов Н.П. Экспериментальная методика для развития координационных способностей с применением гимнастического батута и координационной лестницы у баскетболистов 10 -11 лет // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 10 (63). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/eksperimentalnaya-metodika-dlya-razvitiya-koordinatsionnykh-sposobnostej-s-primeneniem-gimnasticheskogo-batuta-i-koordinatsionnoj-lestnitsy-u-basketbolistov-10-11-let.html (Дата обращения: 31.10.2021)

Введение

Координационные способности, это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций. Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени. Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно) [1].

У детей в возрасте 7—8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. В период от 9 до 11 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений [2].

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей. Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

Одним из эффективных средств в воспитании координационных способностей применяют занятия на батуте, которые обожают все дети от мала до велика. Прыжки на батуте очень быстро повышают устойчивость к аэробной нагрузке, развивают координацию движений, силу, чувство равновесия, ритма и временную координацию. В гимнастике, например, есть множество упражнений, помогающих улучшить контроль над собственным телом, а это является чрезвычайно важной частью развития ребенка. Чередование динамичных и статичных элементов, а также частые изменения положения тела в пространстве помогают «научить» мозг быстро реагировать и давать команды телу.

Актуальность. В теории и практике спорта активно решаются вопросы управления движениями в видах спорта, которые имеют высокую вариативность технического мастерства, в том числе, в баскетболе, анализируются представления о месте координационных способностей в общей структуре подготовки спортсмена. Ученые считают, что координационная тренировка является одной из важнейших и неотъемлемых частей комплексного тренировочного процесса, но вместе с тем является наименее разработанным разделом спортивной тренировки [3].

Цель исследования: повышение показателей развития координационных способностей баскетболистов 10-11 лет.

Научная новизна: заключается в применении базовых прыжковых упражнений на гимнастическом батуте и элементов техники баскетбольных приемов с мячом, как средств развития координационных способностей.

Методы исследования. В ходе работы нами применяются следующие  методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось на безе АОУ МО г. Долгопрудного «СОШ № 10». Для эксперимента были взяты учащиеся 10 – 11 лет, юноши с начальным уровнем подготовки по баскетболу.

Было сформировано 2 группы: экспериментальная из учеников АОУ МО  г. Долгопрудного «СОШ № 10» и контрольная из учеников МАОУ городского округа Долгопрудный «Физико-математический Лицей № 5», по 10 человек в каждой группе.

Занятия проводились 2 раза в неделю: вторник, четверг в течении 90 минут, во внеурочной форме. Контрольная группа занималась по традиционной программе для общеобразовательной школы с преподавателем физической культуры. Экспериментальная группа занималась с включенными в начало основной части занятия комплексами на развитие координационных способностей. Комплексы применялись в течении 20 минут.

Исследование проводилось в три этапа: первый этап (сентябрь 2020 – август 2020); второй этап (сентябрь 2020 – апрель 2021); третий этап (май 2021 – октябрь 2021).

 

Методология и результаты исследования

Суть нашей экспериментальной методики заключается в развитии координации двигательной деятельности, она характеризуется повышением координационной способностью баскетболистов управлять движениями и действиями, согласовывая их по усилиям во времени и пространстве для достижения поставленной цели. В качестве основной идеи методики выдвинута концепция комплексности двигательной деятельности с акцентом на быстроту, точность и амплитудность выполнения движений [2].

Применение методики с использованием упражнений на гимнастическом батуте для детей и координационной лестнице позволяет экономить время и придает эмоциональную окраску учебно-тренировочным занятиям.

Основные средства экспериментальных комплексов представлены в двух комплексах по 8 упражнений в каждом. На выполнение одного комплекса в среднем отводилось не более 20 минут в начале основной части каждого учебно-тренировочного занятия (сразу после разминки). Комплексы упражнений использовались на двух учебно- тренировочных занятиях в неделю.

Количество повторений одного упражнения –20 сек., на одном занятии 6-8 упражнений. Важно на каждом занятии варьировать каждое упражнение, по возможности усложнять.

Отдых между повторениями и при смене упражнения в пределах 20–40 секунд.

Изменение нагрузки в течение года происходило при помощи увеличения/уменьшения интенсивности выполнения упражнений, изменения скорости движения, количества повторений, сложности выполнения упражнений, продолжительности и характера отдыха и т.д.

Комплекс №1. Цель: развитие координационных способностей баскетболистов с использованием прыжков на гимнастическом батуте и координационной лестнице без баскетбольного мяча.

Комплекс №2. Цель: развитие координационных способностей в работе баскетболистов, с использованием прыжков на гимнастическом батуте с баскетбольным мячом и координационной лестнице.

Комплекс №1 прыжки на гимнастическом батуте.

Данный комплекс состоит из прыжковых упражнений на гимнастическом батуте для детей с сеткой. Упражнения выполняются начиная с простых прыжков, под присмотром тренера, с постепенным увеличением сложности, высоты и амплитуды прыжков (табл.1).

Таблица 1. Комплекс упражнений №1

Упражнение

Дозировка

Отдых

Методические

Указания

1.

Прыжки с изменением высоты отскока.

20 сек.

10 сек

Приземляться в центр батута, ноги вместе, руки по швам. Постепенно изменять высоту отскока. Отталкиваться жестко.

2.

Прыжки ноги врозь, руки в верх.

20 сек.

10 сек

Следить за согласованными действиями рук и ног.

3.

Прыжки «разношка»,  руки вверх.

20 сек.

10 сек

Следить за согласованными действиями рук и ног.

4.

Прыжки с поворотом на 90 градусов.

20 сек.

10 сек

Поворот по часовой стрелке и обратно, руки в верх.

5.

Прыжки с поворотом на 180 градусов.

20 сек.

10 сек

Поворот в одну сторону и обратно, затем в другую сторону и обратно, руки на пояс.

6.

Прыжки с поворотом на 360 градусов.

20 сек.

10 сек

Поворот в одну сторону и обратно, затем в другую сторону и обратно, руки на пояс.

7.

Прыжки с подтягиванием ног к груди, руки на колени.

20 сек.

10 сек

Контролировать высоту отскока, руки обхватывают колени в верхней точке отскока.

8.

Прыжки с приземлением на колени.

20 сек.

10 сек

В во время отскока руки врозь в верх, ноги врозь.

В дополнение к прыжковым упражнениям на батуте, в каждом учебно-тренировочном занятии нами широко использовались упражнения с использованием координационной лестницы. Это снаряжение направленно на активное развитие координационных способностей с возможностью постоянного наращивания сложности при выполнении упражнений. Данные упражнения выполняли для повышения плотности занятия при прыжках на батуте. Дети, которые не принимавшие участие в прыжках, ожидая своей очереди, выполняли поточно друг за другом упражнения на лестнице. Было применено десять упражнений такие как, прыжки и подпрыгивания на тренировку лодыжек, бег с высоким подниманием колен, бег в бок с высоким подниманием колен, боковые прыжки с поворотом, прыжки и повороты, широкие прыжки, зиг-заги [6].

 

Комплекс №2 Прыжки на гимнастическом батуте с баскетбольным мячом

Данный комплекс состоит из специальных упражнений с использованием баскетбольного мяча и включает в себя ловлю, передачу и броски по кольцу баскетбольного мяча (табл. 2). По мере освоения приема -упражнения усложняются. Комплекс также выполнялся в начале основной части урока.

Таблица 2. Комплекс упражнений № 2

Упражнение

Дозировка

Отдых

Методические

Указания

1.

Прыжки на батуте с подбрасыванием и ловлей мяча вверх.

3 раза

10 сек

Поймать мяч до приземления. Постепенно повыть высоту отскока.

2.

Прыжки на батуте с вращением мяча вокруг туловища, с последующей ловлей и передачей от партнера.

3 раза

10 сек.

Вначале вращение мяча до приземления, затем с ловлей и передачей партнеру. Партнер находится вне батута.

3.

Прыжки на батуте с ловлей и передачей мяча партнеру.

2 раза

10 сек

Изменять высоту отскока и силу передачи. Партнер находится вне батута.

4.

Прыжки на батуте с ловлей и передачей мяча от партнера партнеру, с поворотом на 90 градусов.

2 раза

10 сек

1.Ловля и передача с поворотом в два прыжка.

2.Ловля и передача в одном прыжке.

3.Поворот в ту и другую сторону. Партнер находится вне батута.

5.

Прыжки на батуте с ловлей и передачей мяча от партнера партнеру, с поворотом на 180 градусов.

2 раза

10 сек

1.Ловля и передача с поворотом в два прыжка.

2.Ловля и передача в одном прыжке.

3.Поворот в ту и другую сторону. Партнер находится вне батута.

6.

Прыжки на батуте с ловлей мяча от партнера и броском по кольцу на против кольца.

2 раза

10 сек

Бросок мяча в верхней точке прыжка. Мяч передаем из под кольца. Партнер находится вне батута.

7.

Прыжки на батуте с ловлей мяча от партнера и броском по кольцу с лево от кольца, с поворотом.

2 раза

10 сек

Бросок мяча в верхней точке прыжка. Мяч передаем с право, выполняем поворот в лево для броска по кольцу. Бросок до приземления. Партнер находится вне батута.

8.

Прыжки на батуте с ловлей мяча от партнера и броском по кольцу с право от кольца с поворотом.

2 раза

10 сек

Бросок мяча в верхней точке прыжка. Мяч передаем с лево, Поворот выполняем в право для броска по кольцу. Ловля мяча и бросок до приземления. Партнер находится вне батута.

На основе изучения специальной литературы было выяснено, что для подготовки спортсменов в видах спорта, где координация – одно из ведущих качеств, предлагается ряд тестов, использование которых в совокупности обеспечивает получение информативных данных. Нами будут использоваться следующие контрольные испытания: стойка на одной ноге (Лях В. И., 2006), повороты на гимнастической скамейке (Лях В. И., 2006), три кувырка вперед (В. И. Лях, 2006), ведение баскетбольного мяча ведущей рукой (В. И. Лях, 2006), прыжки в квадрате (В. А. Булкин, 2013),тест на спортивную реакцию (К. Майнель, Т. Шнабель, 2009).

На втором этапе (сентябрь 2020 – апрель 2021) проводился педагогический эксперимент по внедрению методики развития координационных способностей баскетболистов 10-11 лет с использованием гимнастического батута и координационной лестницы. Проведение контрольного тестирования двух групп детей 10-11 лет (экспериментальной и контрольной): первое тестирование – сентябрь 2020 г., второе тестирование – апрель 2021 г.

На третьем этапе (май 2021 – октябрь 2021) осуществлялась статическая обработка полученных данных и их интерпретация. С помощью методов математической статистики (t-критерий Стьюдента) был произведен подсчет результатов. Формулировались выводы и практические рекомендации, обобщение и представление всех полученных результатов.

Сравнение уровневых показателей развития координационных способностей в контрольной и экспериментальной группах на период педагогического эксперимента.

По окончании педагогического эксперимента в апреле 2021 год были проведены контрольные испытания [5]. Изменение средне-групповых показателей контрольной и экспериментальной группы и межгрупповой анализ приведен в таблицах 3, 4, 5.

Таблица 3. Изменение среднегрупповых показателей координационных способностей у баскетболистов 10-11 лет в контрольной группе за период эксперимента (n = 10)

Как видно из таблицы 3, изменения показателей координационных способностей у испытуемых имеют тенденцию роста, но по всем показателям тестов они несущественны и носят недостоверный характер (P>0,05).

Так, средний показатель теста «стойка на одной ноге» в начале эксперимента и в конце составлял 14,1 с. и 13,55 с. соответственно. Результаты улучшились на 0,55 с.

Среднее значение теста «повороты на гимнастической скамейке» в начале эксперимента составило 8,65 с., а в конце – 8,11 с. Прирост равен 0,54 с.

В следующем тесте «три кувырка вперед» средний показатель в начале эксперимента составлял 4,16 с., в конце – 3,55 с. Результат улучшился на 0,61 с.

При выполнении упражнения ведение баскетбольного мяча ведущей рукой в начале эксперимента средний показатель был равен 14,1 с., в конце – 13,52 с. Результат улучшился на 0,58 с.

Средний показатель «прыжки в квадрате» в начале эксперимента составлял 0,340 в конце – 0,412. ИПК коэффициент улучшился, но уровень его ниже среднего показателя для детей этого возраста.

Среднее значение теста «спортивная реакция» в начале и в конце эксперимента составило 3,44 с. и 3,14 с. соответственно. Результат улучшился на 0,3 с.

Таблица 4. Изменение среднегрупповых показателей координационных способностей у баскетболистов 10-11 лет в экспериментальной группе за период эксперимента (n = 10)

Из таблицы видно, что средний показатель теста «стойка на одной ноге» в экспериментальной группе в начале эксперимента составлял 13,7 с., в конце – 16,2 с. Результаты улучшились на 2,5 с.

Во втором тесте «повороты на гимнастической скамейке» результаты в экспериментальной группе увеличились на 1,63 с. (в начале и в конце эксперимента значения составляли 9,2 с. и 7,57 с. соответственно).

Среднее значение «три кувырка вперед» в начале эксперимента составляло 3,9 с., в конце – 3,1 с. Результат улучшился на 0,8 с.

Средний показатель «ведение баскетбольного мяча ведущей рукой» в экспериментальной группе в начале эксперимента составлял 14,3 с., в конце – 12,6 с. Результат улучшился на 1,7 с.

Показатель «прыжки в квадрате» в начале эксперимента составлял 0,306 в конце – 0,622. ИПК коэффициент улучшился практически в два раза и по нормам для детей этого возраста стал выше среднего.

Среднее значение теста «спортивная реакция» в начале и в конце эксперимента составило 3,6 с. и 3,01 с. соответственно. Результат улучшился на 0,59 с.

Таким образом, из таблицы 4 видно, что изменения показателей координационных способностей экспериментальной группы более существенны по сравнению с контрольной, что показывает значительный прирост результатов.

В таблице 5 представлено сравнение среднегрупповых показателей координационных способностей у баскетболистов 8-11 лет в экспериментальной и контрольной группе в конце педагогического эксперимента.

Таблица 5. Сравнение среднегрупповых показателей координационных способностей у баскетболистов 10-11 лет в экспериментальной и контрольной группе в конце педагогического эксперимента (n = 10).

Как видно из таблицы 5, различия среднегрупповых показателей координационных способностей баскетболистов в экспериментальной и контрольной группах во всех тестах по окончанию эксперимента существенны и достоверны (Р <0,05).

Так, среднее значение в тесте «стойка на одной ноге» в экспериментальной группе составило 16,2 с., а в контрольной – 14,55 с., при t=2,10, разница в показателях составила 11,1%.

В тесте «повороты на гимнастической скамейке» в экспериментальной группе среднее значение составило 7,57 с., в контрольной – 8,11 с., разница – 7%.

Средний показатель теста «три кувырка вперед» в экспериментальной группе в конце эксперимента составлял 3,01 с., в контрольной – 3,55 с., что на 11,8% лучше, чем в контрольной.

В тесте «ведение баскетбольного мяча ведущей рукой» в конце эксперимента средний показатель составлял 13,52 с., в экспериментальной –    12,6 с., на 7,3% больше.

«Прыжки в квадрате» в экспериментальной группе в конце эксперимента составила 0,622, в контрольной – 0,412, прирост ИПК составил 51%, «спортивная реакция» – 3,01 с. и 3,14 с. соответственно, что на 14,5% выше, чем в контрольной группе.

Заключение

Наша методика привнесла новизну в изучение проблемы развития координационных способностей, также усложнило и разнообразило процесс работы на занятии, что несомненно повысило интерес детей к тренировочному процессу.

Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента:

- различия среднегрупповых показателей координационных способностей баскетболистов 8-11 лет в экспериментальной и контрольной группах на начало эксперимента не существенны и недостоверны (Р>0,05);

- изменения показателей координационных способностей у испытуемых контрольной группы имеют тенденцию роста, но по всем показателям тестов они не существенны и носят недостоверный характер (P>0,05);

- изменения показателей координационных способностей экспериментальной группы более существенны по сравнению с контрольной, что показывает значительный прирост результатов;

- различия среднегрупповых показателей координационных способностей баскетболистов 8-11 лет в экспериментальной и контрольной группах во всех тестах по окончанию эксперимента существенны и достоверны (Р<0,05).

Следовательно, полученные результаты позволяют говорить об эффективности применения экспериментальной методики, направленной на развитие координационных способностей у баскетболистов 10-11 лет.

В целом, экспериментальное воздействие оказалось эффективным для всех показателей координационных способностей, особенно высокий результат показал тест прыжки в квадрате, это объясняет, что методика позволяет развивать способности, позволяющие быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки, увеличивают способность к дифференцированию (чувство пространства), к произвольному мышечному расслаблению, к чувству ритма, реакции и связи.

 

Практические рекомендации.

1.      На первом и втором занятиях обязательно должны присутствовать рассказ и демонстрация упражнений комплекса, во избежание некорректного выполнения занимающимися.

2.      Тренировочные занятия с применением данной методики следует проводить систематично.

3.      При планировании тренировочного процесса необходимо учитывать реальные возможности общеобразовательной, спортивной школы, традиции, материальную базу, состав занимающихся.

4.      Стараться выполнять комплексы методики в полном объеме, вносить коррективы и поправки в ходе выполнения упражнений.

5.      Нагрузка и количество повторений варьируется в зависимости от возраста и уровня подготовленности занимающихся.

6.      Разработанную методику, направленную на развитие координационных способностей у баскетболистов 10–11 лет на основе подбора упражнений для развития координационных способностей можно применять на тренировочных и секционных занятиях по баскетболу. При этом необходимо в обязательном порядке руководствоваться основами теории и методики обучения двигательным действиям, а также теоретико- практическими основами развития физических качеств и способностей.

7.      При развитии координационных способностей на тренировочных занятиях методику следует проводить 2 раза в неделю после дня отдыха в основной части занятия, не менее 20–25 мин.

8.      Объем упражнений на развитие координационных способностей может изменяться (от 6 до 8 упражнений).

9.      Для эффективного применения методики развития координационных способностей необходимо учитывать положительное психофизическое состояние занимающегося, не допускать утомления организма, так как при утомлении (как физическом, так и психическом) снижается чувство мышечного корсета. Это влечёт за собой низкую продуктивность. Также отдых между выполнениями упражнений должен соответствовать времени, за которое восстановится работоспособность организма.

10.    Параллельно с проведением занятий с использованием методики, проводить занятия по общей физической подготовке.

11.    После выполнения комплекса упражнений провести рефлексию.

12. При выполнении прыжков на батуте строго соблюдать технику безопасности.

 

 

 


Список литературы

1. Баскетбол. Теория и методика обучения / под общ. ред. Д. С. Нестеровского. – М.: Академия, 2004. – URL:
https://nashaucheba.ru/v36871/нестеровский_д.и._баскетбол._теория_и_методика_обучения
2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 2006. – URL:
http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bernshteyn_fiziologiya-dvizheniy_1990
3. Двейрина, О. А. Концепция и программирование координационной подготовки спортсмена в соответствии со спецификой вида спорта: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.04: [НГУ им. П. Ф. Лесгафта] / Двейрина Ольга Анатольевна. – Санкт-Петербург, 2019. – URL:
https://www.dissercat.com/content/kontseptsiya-i-programmirovanie-koordinatsionnoi-podgotovki-sportsmena-v-sootvetstvii-so-spe
4. Жигалин, Г. С. Возрастные особенности координации движений верхних конечностей у детей: автореф. дисс. канд. мед. наук / Г. С. Жигалин. М., 1968. – URL:
https://www.dissercat.com/content/formirovanie-u-shkolnikov-tekhniki-igry-v-futbol-na-osnove-razvitiya-tselevoi-tochnosti-dviz
5. Пэйе, Б. Пайе, П. Баскетбол для юниоров: 110 упражнений от простых до сложных: пер. с англ. М. : ТВТ Дивизион, 2008. – URL:
https://market.yandex.ru/product--paie-b-basketbol-dlia-iuniorov-110-uprazhnenii-ot-prostykh-do-slozhnykh/552469117?clid=703&cpa=1
6. Солодовник Е.М. Совершенствование технической подготовки баскетболистов, при помощи координационной лестницы: автореф. Дисс. Ст. преподаватель КРК / Е.М. Солодовников,2019 - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-tehnicheskoy-podgotovki-basketbolistov-pri-pomoschi-koordinatsionnoy-lestnitsy/viewer

Расскажите о нас своим друзьям: