Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10 (63) Октябрь 2021

УДК 159.9

Дата публикации 31.10.2021

Формирование познавательного интереса у старших дошкольников при ознакомлении с основами финансовой грамотности

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Никифорова Елена Михайловна
студентка 5 курса, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки

Аннотация: В статье рассмотрены основные характеристики о понятие познавательного интереса, выявлены особенности развития познавательных интересов в дошкольном возрасте. При наличии познавательного интереса у ребенка активизируются все психические процессы, они проходят более интенсивно и осознанно, а полученные в результате знания становятся прочными, глубокими и системными. В статье рассмотрены методы формирования познавательного интереса. Особое внимание было уделено формированию познавательного интереса у старших дошкольников при ознакомлении с основами финансовой грамотности. Проблема оптимизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста остается одной из наиболее актуальных.
Ключевые слова: Познавательный интерес, познание, познавательная активность, старший дошкольный возраст, финансовая грамотность.

Formation of cognitive interest in older preschoolers when familiarizing themselves with the basics of financial literacy

Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate professor Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki,
Kichanova Ekaterina Nikolaevna
5 year student, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki

Abstract: The article discusses the main characteristics of the concept of cognitive interest, identifies the features of the development of cognitive interests in preschool age. In the presence of cognitive interest in the child, all mental processes are activated, they take place more intensively and consciously, and the knowledge obtained as a result becomes strong, deep and systemic. The article discusses the methods of forming cognitive interest. Particular attention was paid to the formation of cognitive interest in older preschoolers when getting acquainted with the basics of financial literacy.
Keywords: Cognitive interest, cognition, cognitive activity, senior preschool age, financial literacy.

Правильная ссылка на статью
Декман И.Е., Никифорова Е.М. Формирование познавательного интереса у старших дошкольников при ознакомлении с основами финансовой грамотности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 10 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-u-starshikh-doshkolnikov-pri-oznakomlenii-s-osnovami-finansovoj-gramotnosti.html (Дата обращения: 31.10.2021)

Проблема развития у детей познавательного интереса – одна из актуальных проблем психологии и педагогики. Главным источником возникновения интереса является переживание радости от сделанного, чувство уверенности в своих силах, в творческих способностях. Поэтому в психолого-педагогической литературе должны быть осуществлены серьезные разработки вопросов сущности такого интереса, основных факторов, которые его предопределяют.

Современные дошкольные образовательные организации являются основой глубоких преобразований всей жизни и мышления ребенка. Главным становится ребенок, который не только с желаниями и интересом усваивает информацию, но и проявляет познавательную активность и готовность к деятельности.

В процессе развития современного общества особый вес приобретает познавательный интерес  личности, формирование которого начинаются еще с дошкольного детства.

Теоретической основой исследования  выступили положения, представленные в работах  И.А. Лащеновой [4], Л.Ю. Шавшаева [8], Р.К. Н.В. Атанесян [1], Э.Г. Гафуровой [2] и других авторов, в которых выявляется важность ознакомлении с основами финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте.

В работах В.Д. Иудина [3], Д.Е. Никитиной [5], Э.Т. Хафизовой, Г.Ф.  Шабаевой [7] установлено,  что ознакомление с основами финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте является основой последующего экономического образования детей.

Интерес – это сложный феномен, соответственно на образовательный процесс влияют различные факторы. Учеными и практиками он обычно выделяется в качестве дополнительного побуждения, как своеобразное и действенное педагогическое средство для содействия повышению деятельностного состояния ребенка 5-6 лет. Среди его возможностей-разнообразие содержания воспитательного процесса, сориентирование участников именно на нужных моментах занятия, актуализация умственной и аффективно-волевой сфер ребенка.

Познавательный интерес, как источник познавательной активности ребенка, является необходимым для развития личности ребенка, в частности, его интеллектуальной сферы.

Существует широкий спектр научных исследований проблемы познавательного интереса, по-разному дается определение понятия «познавательный интерес», раскрывается механизм возникновения и психолого-педагогическая классификация уровней его развития, по-разному задаются дидактические принципы, способствующие формированию познавательного интереса, существуют различные связи между познавательным интересом и путями повышения эффективности процесса обучения.

Развитие познавательного интереса очень важно для детей старшего дошкольного возраста, так как именно с этого возрастного периода начинается формирование познавательных действий, развитие любознательности и творческой активности, становление сознания ребенка. Так, в ФГОС дошкольного образования дошкольное детство названо базовым периодом для формирования способов познания, а познавательное развитие ребенка, основой которого является познавательный интерес, – одним из основных направлений подготовки ребенка к обучению в школе [6].

Н.В. Атанесян указывает на то, что познавательный интерес детей 5 -6 лет к обучению формируется за счет специфических форм и методов, имеющихся у дошкольных учреждений. В частности к формам организации автор относит дидактическую игру, экскурсию, занятие. К специфическим способам получения знаний: наглядные, словесные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично - поисковые, проблемное обучение, направленное на развитие творческих возможностей, изобретательских задач. Именно от воспитателя зависит избрание того или иного средства и установление связи с дошкольником за счет формулирования учебного задания. Именно педагогические действия являются стимулом для выявления познавательного интереса детей 5-6 лет в познании, обучении, самостоятельном поведении [1, с. 43].

Э.Т. Хафизова, Г.Ф. Шабаева расширяют методы, используемые для формирования познавательного интересав образовательном процессе. Они дополняют их практичными, игровыми способами иприемами, опытами, экспериментированием, моделированием. Разнообразие данных методов авторы связывают с необходимостью осуществления индивидуального и личностно ориентированного подходов. А также отмечают необходимость стимулирования с помощью этих способов усвоения информации повышать направленность на познание детей и их познавательный интерес  [7, с. 295]. Ученые  также связывают содержательную составляющую учебной деятельности детей 5 -6 лет с умениями педагога подбирать необходимое содержание учебного материала и взаимодействовать с детьми.

Итак, учебная деятельность рассматривается как особая форма обучения, которая характеризуется направленностью на приобретение опыта, целенаправленную организацию ее взрослым (педагогами, воспитателями). У детей 5 -6 года жизни она имеет собственные различия, которые позволяют варьировать методами, формами, содержанием материала для более эффективной ее организации. Она имеет собственную структуру, а ее познавательно-обучающая направленность позволяет ее использовать в качестве фактора развития личности, а также в роли фактора формирования познавательного интереса детей 5 -6 лет. За счет содержания и использования специфических методов, способов организации взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, приняв во внимание развивающий характер учебной деятельности, формируетсяпознавательныйинтерес у старших  дошкольников [5, с. 26].

Необходимыми условиями формирования познавательного интереса считаем создание положительного эмоционального отношения к восприятию материала, комфортного психологического климата в группе старших дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей [4, с. 101]. Руководство процессом развития формирования познавательного интереса у детей со стороны взрослого реализуется с помощью использования средств диалогического взаимодействия в интеллектуальной сфере развития ребенка.

Диалогическое общение-это взаимодействие между двумя субъектами в процессе которого происходит обмен информацией, умениями, навыками, опытом, результатами деятельности, необходимое условие формирования и развития личности [3, с. 213].

Через игру, реальные действия, возможно успешное решение учебно-воспитательных задач, а именно, формирование познавательного интереса, позитивной мотивации в учебной деятельности, активности, и желание достичь лучшего результата.

Одним из важным средств развития познавательных интересов дошкольников является экспериментальная деятельность, это связано с тем, что знания усваиваются намного крепче, когда дети наблюдают за определенными явлениями и объектами, исследуют их, добывая информацию самостоятельно, и делают определенные выводы [5, с. 348].

Обобщение различных подходов к трактовке базового понятия «финансовая грамотность» позволило определить ее как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для принятия осознанных решений при краткосрочном и долгосрочном планировании и управлении финансовыми рисками на протяжении всей жизни. Финансово грамотным является тот человек, который имеет и понимает свой финансовый план, выступающий основным инструментом управления личными финансами. Именно такой подход к толкованию базового понятия больше всего импонирует нам.

Основная форма обучения - это игра. Именно игра наполняет жизнь детей неповторимым, интересным содержанием, организует и регулирует их поведение, корректирует психику и помогает выявлять и удовлетворять свои интересы. Освоить сложные экономические понятия помогут персонажи знакомых сказок: «Муха - Цокотуха», «Буратино», «Три поросенка», «Петушок и бобовое зернышко».

Таким образом, для ребенка дошкольного возраста, в основном, характерна ситуативная форма проявления познавательного интереса. Целенаправленная педагогическая деятельность способствует формированию достаточно устойчивого познавательного интереса у дошкольников. Результаты проведенного теоретического исследования позволяют сделать выводы, что для формирования познавательного интереса  у детей старшего дошкольного возраста важное значение имеет практическая деятельность (с включением различного вида задач и применением игровых методов) при соблюдении определенных психолого-педагогических условий. Именно практическая деятельность стимулирует возникновение познавательного отношения к познанию и является источником его развития. Финансовая грамотность – одна из ключевых компетенций, на развитие которых ориентируется современное российское образование. Предприимчивость и финансовая грамотность, предполагает инициативность, готовность брать ответственность за собственные решения, умение организовывать свою деятельность для достижения целей, осознания нравственных ценностей эффективного сотрудничества, готовность к воплощению в жизнь инициированных идей, принятие собственных решений.

                                 


Список литературы

1. Атанесян Н.В. Коллективная игра и ее роль в развитии познавательного интереса младших дошкольников // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 11-8 (67). С. 43-46.
2. Гафурова Э.Г. Управление развитием познавательного интереса дошкольников средствами истории и культуры // Национальная Ассоциация Ученых. 2020. № 59-1 (59). С. 6-8.
3. Иудин В.Д. Развитие познавательного интереса дошкольника с выраженной склонностью к конформизму в условиях учреждения дополнительного образования // В сборнике докладов: в 2 томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2018. С. 213-215.
4. Лащенова И.А. Факторы влияния на процесс развития познавательного интереса старших дошкольников // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. 2018. № 3 (17). С. 101-109.
5. Никитина Д.Е. Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. № 8 (35). С. 26-28.
6. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013// Справочная правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Хафизова Э.Т., Шабаева Г.Ф. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе ознакомления с природой // В сборнике: Материалы Международной научно-практической конференции . 2021. С. 295-297.
8. Шавшаева Л.Ю. Развитие познавательного интереса старших дошкольников средствами информационно-коммуникационных технологии // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 4-2. С. 348-352.

Расскажите о нас своим друзьям: