Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №02 (55) Февраль 2021

УДК 159.92

Дата публикации 28.02.2021

Развитие эмоциональной сферы подростков в условиях временного детского коллектива, на примере ФГБОУ МДЦ «Артек»

Гончарова Наталья Геннадиевна
начальник отдела психолого-педагогической работы, управления психологического сопровождения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Международный детский центр «Артек», магистрант Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», РФ, г. Ялта, gng.09@mail.ru

Аннотация: В статье раскрыта специфика реализации многопрофильности и событийности в условиях Международного детского центра «Артек». Данные свойства образовательной среды детского центра представлены конкретными примерами в рамках реализации отдельной лагерной смены. Приведены эффекты развития эмоциональной сферы подростков стали повышение уровня эмоционального интеллекта по таким структурным компонентам, как: понимание чужих эмоций, понимание своих эмоций, эмпатийность. Также наметилась тенденция в повышении уровня управления подростками своими эмоциями.
Ключевые слова: многопрофильность, событийность, образовательная среда, развитие эмоционального интеллекта.

Adolescents’ emotional sphere development in the children's temporary collective conditions on the example of the FSBTO «ICC «Artek»

Goncharova Natalia Gennadievna
head of the psychological and pedagogical work department, psychological support management, the Federal state budgetary educational organization «International children's center «Artek», student of the State autonomous educational institution of higher education of the city Moscow «Moscow City Pedagogical University», Russian Federation, Yalta

Abstract: The article reveals the specifics of the multi-discipline and eventfulness implementation in the International Children's Center «Artek» conditions. These properties of the children's center educational environment are presented by specific examples within the framework of the separate camp shift implementation. The results of monitoring the development of adolescents’ emotional intelligence who are in the conditions of a temporary children's group included in the children's camp rich educational environment are also presented.
Keywords: multidisciplinary, event-based, educational environment, development of emotional intelligence.

Правильная ссылка на статью
Гончарова Н.Г. Развитие эмоциональной сферы подростков в условиях временного детского коллектива на примере ФГБОУ МДЦ «Артек» // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 02 (55). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-emotsionalnoj-sfery-podrostkov-v-usloviyakh-detskogo-ozdorovitelnogo-lagerya-na-primere-fgbou-mdts-artek.html (Дата обращения: 28.02.2021)

В рамках современной ситуации развития системы образования в Российской Федерации занимает пребывание ребенка в детском лагере. Детские оздоровительные лагеря, независимо от специализации и ведомственной принадлежности, призваны обеспечивать полноценный и содержательный отдых и оздоровление детей, а также решать проблемы их развития и воспитания.

Актуальность вопросов развития подрастающего поколения в условиях детских лагерей различных типов рассматривается в современных исследованиях О.С. Газмана, И.П. Иванова, Н.Б. Крыловой, С.А. Шмакова [1, 11]. Аспекты организации социализации и воспитания детей и юношества средствами организации досугового времени изучены А.В. Мудриком, Б.А. Титовым, Д.И. Фельдштейном, А.Б. Фоминой. Особенности проектирования концепций и программ деятельности, в т.ч. детского оздоровительного лагеря, представлены в трудах Л.В. Байбородовой, Г.М. Бирженюка, Л.М. Бузыревой, С.Н. Возжаева, Е.И. Возжаевой, А.П. Маркова, Л.Г. Нещерет, М.И. Рожкова, Ю.Н. Тарана [1, 11,12].

В рамках данной статьи сформулирована цель рассмотреть эффективность многопрофильности и событийности лагерной смены как средства развития эмоционального интеллекта подростков, на примере ФГБОУ «МДЦ «Артек».

На теоретическом уровне проектирование образовательной среды детского лагеря как реализация обозначенной цели предполагает решение целого комплекса психолого-педагогических, методических и управленческих задач:

- создание в детском оздоровительном лагере воспитательной среды, благоприятной, прежде всего, для формирования нравственной культуры ребенка, духовной основы его развития;

- использование природных условий для восстановления, сохранения, компенсации здоровья детей и подростков, привлечение максимального количества школьников к осознанному выбору здорового образа жизни;

- создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, для развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с окружающим миром, для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании и уважении, в самоутверждении;

- предоставление широкого спектра дополнительных образовательных услуг, способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию каждого участника смены, личностному и профессиональному самоопределению подростков;

- разработка модели воспитательной системы детского оздоровительного лагеря, предполагающей интеграцию педагогического коллектива и всех служб лагеря в решении задач конкретной программы, с методическим описанием управленческой структуры, механизмов и форм сотрудничества, педагогических технологий, системы оценки эффективности и результативности [10].

Современный лагерь, на примере ФГБОУ «МДЦ «Артек», обладает мощным образовательным потенциалом, включающим воспитательный, развивающий и социализирующий аспекты. Данный потенциал реализуется через специально организованную среду, состоящую из таких условий, как:

- индивидуально-психологические (временный характер детского объединения позволяет, предоставляет возможность ребенку выбрать новую, необычную стратегию поведения, модели взаимоотношений),

- сборность состава,

- социально-психологические (кратковременность образования коллектива),

- организационно-педагогические (разнообразие форм и видов продуктивной, творческой и познавательной деятельности),

- интенсивность деятельности и отношений,

- преимущественно субъектно-субъектный характер педагогического взаимодействия и вовлечение детей в самоуправление [1, 2, 9, 12, 13].

В связи с этим, особое значение для повышения эффективности социального развития подрастающего поколения приобретает пребывание в детском оздоровительно-образовательном лагере [2]. Они создают условия для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения [1, 6, 9, 13].

Проведенное теоретическое исследование позволило выявить ряд условий, потенциально способствующих проявлению и развитию эмоционального интеллекта подростков в условиях временного детского коллектива. Следует принять во внимание то, что подростковый возраст является активным периодом для формирования и развития качеств эмоционального интеллекта.

В рамках пребывания в лагере подросток становится участником развития временного детского коллектива, который развивается в определенной логике. Личность подростка в полном своем объеме, так или иначе будет изменяться как поэтапно меняется временный детский коллектив. Правда степень изменения личностных показателей подростков будет индивидуальна и многофакторна. В качестве основного личностного качества, которое может трансформироваться на этапах развития временного детского коллектива в рамках данного исследования, рассмотрим эмоциональный интеллект.

Также особое значение приобретает динамика развития лагерной смены, предложенная Чепкасовой О.А., которая соотнесла логику развития лагерной смены с динамикой эмоционального состояния, мотивации к деятельности в условиях лагеря (рис. 2) [12].

На сегодняшний день одной из благоприятных сфер для развития эмоционального интеллекта является разнообразная совместная деятельность. Большую роль в формировании и развитии компонентов эмоционального интеллекта является общение как со сверстниками, так и с наставниками разных возрастов (вожатый, учитель, руководитель студии, секции, гости лагеря). В результате педагог может создать ситуации активизации эмоционального интеллекта сможет помочь ребенку реализовать его возможности, обеспечить нормальный ход психического развития и обеспечить становление его индивидуальности.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Международный детский центр «Артек» находится в подчинении Министерства образования и науки Российской Федерации. «Артек» создан в 1925 году, как небольшой летний палаточный лагерь. За девять десятилетий «Артек» превратился в комплекс из 10 детских лагерей с развитой инфраструктурой, собственными образовательными технологиями и культурными традициями, которые описаны А.С. Голобоков, А.С. Львова, О.А. Любченко, А.Г. Мурашовой, А.И. Савенков, Л.Д. Чунихиной [1, 9, 12, 13].

В 2017 году по результатам Всероссийского рейтинга детских лагерей Международный детский центр «Артек» признан лучшим среди лагерей Российской Федерации. ФГБОУ «МДЦ «Артек» по Уставу является нетиповым образовательным учреждением, созданным для осуществления образовательных, социальных и культурных функций, а также выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной, научной (научно-исследовательской), творческой и физкультурно-спортивной деятельности.

Основные подсистемы образовательного пространства:

- педагогические (детские лагеря, средняя общеобразовательная школа, центр дополнительного образования и детского творчества, управление по физической культуре, спорту и туризму);

- непедагогические (культурные и инфраструктурные ресурсы «МДЦ «Артек» и прилегающей территории, исторические, архитектурные и природные памятники Южного берега Крыма, региона Крыма, города-героя Севастополя).

В образовательной среде «Международного детского центра «Артек» следует выделить такие структурные элементы:

- «ШКОЛА»,

- «ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»,

- «ПРОФИЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ»,

- ОКРУЖАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЛУОСТРОВА КРЫМ с его природными, культурно-историческими ландшафтами».

Так, в школе «Артека» создан большой лабораторный комплекс. В 2016 году школа пополнилась двумя современными лабораториями физики и химии, которые оснащены всем необходимым оборудованием для проведения практических и лабораторных работ по федеральному государственному стандарту. Кроме того, открыты лаборатории робототехники, биологии.

Детский лагерь представляет собой образовательную организацию, объединяющую в едином образовательном процессе воспитание, обучение и развитие с целью удовлетворения учебно-познавательных интересов и творческого потенциала ребенка. Остановимся на двух приоритетных принципах построения образовательной среды в Международном детском центре «Артек» – СОБЫТИЙНОСТЬ и МНОГОПРОФИЛЬНОСТЬ.

Событийный подход к образовательному взаимодействию предполагает наличие в рамках среды детского лагеря лично и общественно значимых, запоминающихся, эмоционально насыщенных, ярких дел. Основными педагогическими средствами в реализации являются игровые технологии, а именно: имитационные игры; исполнение ролей с «обязательным художественным содержанием»; «деловой театр», в котором разыгрывается поведение человека в какой-либо ситуации; психодрамы и социодрамы. Заметим, что организация и проведение данных форм требует особой подготовленности педагогов и вожатых к ведению и обсуждению их результатов.

Еще одним принципом организации образовательной среды в Международном детском центре «Артек» является многопрофильность отрядов. Представим характеристику основных профильных отрядов, которые функционируют в рамках деятельности 9 лагерей детского центра, которая позволяет подростку определиться с выбором социальной пробы, которую предлагает лагерь. 

1. Морской отряд. «Тебя привлекает море? Артековцы в мор-отряде всю смену учатся чему-нибудь новому. Вы научитесь вязать морские узлы, передавать слова с помощью семафора, используя только два флажка, узнаете, из чего состоит шлюпка, потренируетесь в перетягивании каната. А потом не один раз выйдете в море. Всё это для того, чтобы показать свои умения на Морской битве - вам ставят баллы за такелаж, семафор, гонку на шлюпках и песню. А ещё у вас будет особая форма: тельняшки, тёмно-синие куртки, шапки и специальная парадная форма». Для ребят 14-17 лет. Детская Морская Флотилия МДЦ «Артек».

2. Туристический отряд. В течение смены ребята учатся вязать узлы, транспортировать пострадавшего с помощью кокона, ориентироваться на местности и читать топографические карты, изучать разновидности костров, правила оказания первой медицинской помощи, способы переправ при преодолении препятствий на местности и так далее. В конце смены их ожидает нелегкое испытание – «Лесная битва». Возраст: 14-17 лет. Горный клуб «Артек».

3. МЧС-отряд. «Хочешь попробовать себя в роли спасателя? В МЧС-отряде тебе предоставляется эта возможность. За какое время ты сможешь надеть боевую форму пожарного? А костюм химической защиты? Здесь узлы из туристического отряда, тренировки из любого спортивного и обучение первой помощи из медицинского соединились в что-то большее - МЧС. Сможете доказать всем, что вы - лучшие спасатели? Тогда МЧС-кубок будет ваш!» Возраст: 13-16 лет.

4. Диджей отряд. «Здесь артековцы, которые по-настоящему отжигают. Крутые треки, зажигательные танцы, толпа, которая поддерживает и повторяет за каждым твоим движением. Перед тобой - dj-пульт и тысяча артековцев. Хочешь узнать, как из семи треков получается настоящее выступление? Как свести два трека, чтобы этого не заметили слушатели? Как правильно говорить в микрофон на сцене? Обо всём этом вам расскажут профессиональные диджеи. Не забудьте, что на ACCF ваше выступление будут оценивать, а DJ-отряд, у которого будет самое лучшее выступление, получит золотой диск». Возраст 15-17 лет. #artekdjs.

5. Медиа отряд. «Жизнь медийщика наполнена многими вещами. Везде нужно успеть: выложить пост в Артек Медиа, снять видео, взять интервью у известного человека, который приехал в Артек, сфотографировать мероприятие и написать о нём отчёт... А ещё не забыть подготовиться к прямому эфиру, проверить количество лайков, репостов и комментариев, нарисовать картинку к новому посту... Всё это нужно успеть сделать вовремя, а дедлайн уже горит. В Медиа-Битве важен каждый штрих, каждый лайк, поэтому юным журналистам всегда есть, чем заняться. А ещё вас ждёт яркая медийная форма». Возраст: 14-17. АРТЕК МЕДИА.

6. КВН-отряд. «Любишь шутить? Хочешь весело провести время в компании единомышленников? История создания КВН, Вечер Весёлых Вопросов, формулы правильных шуток - обо всём этом и многом другом ты можешь узнать у своих талантливых педагогов по профилю КВН. Также не забудь о мозговых штурмах, играх разума, разминках и миниатюрах. Любишь битвы? Как насчёт КВН битвы? Весело, сплочённо, атмосферно и, конечно же, смешно! Ну, что? Тебе 13-17 лет? Тогда приглашаем тебя в Клуб Весёлых и Находчивых!». «КВН в Артеке».

7. Футбольный отряд. «Многие видели футбольные матчи по телевизору. А кто из вас играл в футбол? В Артеке вы сможете научиться играть правильно. После упорных тренировок вы сможете показать свои успехи на общеартековском уровне и, может быть, забрать футбольный кубок себе в лагерь». Возраст: 13-16 лет.

8. Театральный отряд. «Мечтаешь стать актером или выступать в театре? Ты легко выучиваешь любые тексты? Или все как раз таки наоборот, но тебе хочется проявить себя в актерском мастерстве? Попробовать что-то новое? В театральном отряде рады всем. Да, будет нелегко, ведь вы предстоит создать свою театральную постановку и представить её на Театральной битве». Возраст: 13-15 лет. Аrt-ТЕАТР.

9. Фото-отряд. «У артековцев из фото-отряда всегда есть хорошие фотографии. Ведь они учатся снимать не только себя, но и других. Вы побываете в роли фотографов на многих мероприятиях, создадите не один фотопроект, получите огромное количество профессиональных фотографии с помощью качественной техники, а потом, на Фото-битве, узнаете, насколько хорошо вы постарались. Уверяю вас, после фото-отряда ваша жизнь больше не будет прежней. Ждём всех с 11 до 14 лет либо с 13 до 16 лет (в зависимости от смены)». «Артек Арт».

10. Медицинский отряд. «С детства мечтаешь стать врачом? Или хочешь узнать, как работает наше тело и как правильно оказывать первую помощь? Или же ты никогда не занимался ничем подобным и, наконец, решил попробовать? В любом случае, медицинский отряд - то, что надо. Вы узнаете, как правильно делать искусственное дыхание, сердечно-лёгочную реанимацию и многое другое». Возраст: 11-13 лет.

11. Отряд «Юнги». «Вас притягивает морской профиль, но вы не подходите по возрасту в мор-отряд? Есть решение - Юнги! Всё то же самое, как и в мор-отрядах, даже есть своя битва, но сюда могут попасть ребята 12-13 лет». Детская Морская Флотилия МДЦ «Артек».

12. Отряд «Альфа» (военно-патриотический). «Внимание, в данный отряд есть только в МДЦ «Артек» детский лагерь «Морской». Привлекает военная тематика? Тогда вам сюда. Здесь вы научитесь разбираться в оружии, погружаться с аквалангом и многое другое. И вы ТОЧНО подниметесь на Аю-Даг, вне зависимости от погоды». Возраст: 14-17 лет.

13. Парусный отряд. «В этот отряд вы сможете попасть, если будете в д/л Полевой или д/л Речной. Вы когда-нибудь занимались парусным спортом? А когда вы в последний раз видели соревнования по телевизору или вживую? У вас есть возможность попробовать себя в этом удивительном виде спорта. Всю смену вы будете учиться и тренироваться, чтобы потом успешно выступить на соревнованиях». Возраст: 12-14.

14. Теннисный отряд. «Большой теннис - довольно популярный спорт, но занимаются им не так уж и много людей. Пора это исправлять! В теннисном отряде вас «с нуля» обучат самым простым движениям, и вы научитесь играть в настоящий большой теннис, как настоящие профессионалы. Думаешь, что не справишься? Не бойся, ведь тренер найдёт подход к каждому!». Возраст: 13-15 лет.

15. Отряд «РОСИЗО». «Хочешь научиться не просто рисовать, а по-настоящему творить? Только здесь тебе покажут, как создавать шедевры с помощью бумаги, карандашей, акварели, гуаши, масляных красок, гелевых ручек и многих других материалов. А ещё ты сможешь сделать эксклюзивную футболку, которую будет украшать именно твой рисунок! Скорее бери карандаш и попробуй себя в роли художника!». Возраст: от 11 лет. Арт-пространство РОСИЗО в Артеке.

16. Чир-отряд (периодически работающий отряд). Отряд, в котором артековцы обучаются чирлидингу. Бывает дважды в год: зимой, на 1 смене, и летом, на 8 смене. 10 тренировок и Фестиваль Чирлидинга «Будь ярче, живи в мире», чтобы узнать победителя. Приходи, чтобы попробовать себя в этом захватывающем виде спорта.

Учитывая специфику образовательной среды МДЦ «Артек», представим влияние многопрофильности и событийности на развитие эмоционального интеллекта [1, 4, 5, 6, 9], реализуемой с подростками, на примере 2 смены 2020 году в рамках деятельности «Кипарисный» лагеря.

Одним из лагерем, в котором исследовали уровень развития эмоционального интеллекта подростков, был лагерь «Кипарисный». Образовательная программа 2 смены «Слова, изменившие мир» основной акцент делает на содействие развитию у детей творческих способностей и навыков межкультурного диалога посредством погружения в атмосферу научного прогресса, а также приобретение детьми социокультурного опыта в различных видах коллективной деятельности, приобщение к героическим страницам истории России и традициям «Артека». Драматургическое единство смены «Слова, изменившие мир» определяет общая тематическая направленность – литературная тематическая направленность.

В реализации программы использовались различные формы организации деятельности: Всероссийская детская книжная ярмарка в «Артеке»; конкурс чтецов «В начале было слово»; большой литературный квест; акция «Один день без гаджетов»; конкурс «Экскурсионный маршрут «Артека»; конкурс интеллект-карт «Литературный «Артек»; фестиваль буктрейлеров «Слова, изменившие мир»; литературно-художественный конкурс «Артековские истории»; соревнования между профильными отрядами детских лагерей; церемония закрытия смены «Встреча перед расставанием», конкурс рисунков, акции в честь 75-летия победы.

В тоже время в лагере «Кипарисный» были проведены такие общелагерные дела в тематике смены: творческие презентации отрядов «В каждом слове есть смысл…», реквием памяти «Давайте вспомним ушедшей войны следы», тематическая массовка «Dance energy», музыкальный конкурс «К подвигам героев сердцем прикоснись», финал проекта «Альманах артековских традиций», фотоквест «По страницам артековской истории», театральные премьеры «Золотой Кипарис», творческие конкурсы «Созвездие талантов», общелагерный конкурс «Звезда Артека», гала-концерт «Созвездие талантов», станционная игра «Знакомство с масленичной неделей».

Отрядные дела в тематике смены: вечера знакомств в отряде, теарализованные отрядные вечера по книге смены Р. Зоннтага «Сканеры», отрядные вечера памяти «Война – слово, изменившее мир», отрядные гостевания «Зимние посиделки», прощальный вечер в отряде.

На протяжении всей смены ребята участвовали в общелагерных и общеартековских соревнованиях по шахматам, настольному теннису, артболу, плаванию. Экскурсионная деятельность реализовывалась через поездки в город-герой Севастополь, его экскурсионным объектам и по дворцам Южного берега Крыма. Дети отмечали, что экскурсии были интересными, информационно насыщенными.  Также дети в течение смены посетили музеи МДЦ «Артек», самым интересным дети называют музей Космоса, считая его более иллюстрированным, насыщенным интересными фактами и музейными экспонатами. Во 2 смену 2020 года в лагере было семь профильных отрядов – шлюпочные отряды ДМФ, туристический отряд, медиа отряд, МЧС, отряд «КВН», картинг отряд, наследники традиций.

В рамках исследования было организовано проведение диагностики подростков, контрольный эксперимент по выявлению уровня развития эмоционального развития, на примере, эмоционального интеллекта и его эффектов после пребывания во временном детском коллективе, который пережил все этапы формирования и развития в рамках логики развития лагерной смены (на основе исследований эмоционального интеллекта А.В. Дентярева, Г.И. Даниловой, А.М. Двойнина, Д.А. Ломакина, Д.В. Люсина [3, 4, 5, 7, 8]).

Проверка эффективности развития эмоционального интеллекта средствами многопрофильности и событийности включала реализацию двух диагностических срезов. Рассмотрим результаты, полученные в выборке подростков 13-15 лет (940 человек) на констатирующем и контрольном этапах исследования. Цель исследования заключалась в выявлении эффектов развития эмоционального интеллекта подростков в рамках кратковременного пребывания подростков в условиях временного детского коллектива. Основными методами исследования были выбраны такие, как: тест (опросник) эмоционального интеллекта Д.В. Люсина; методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла; шкала эмоционального отклика А. Меграбяна и Н. Эпштейна; метод качественной обработки данных (частотный анализ) и статистический U-критерий Манна-Уитни.

Представим результаты исследования в данной статье в несколько обобщенном виде. Для большинства испытуемых, на констатирующем этапе исследования, характерен низкий уровень развития эмоционального интеллекта (для 53,2%), среднее, нормативное значение эмоционального интеллекта диагностировано у 31,9% подростков на этапе оргпериода. Примерно для 15% детей характерны высокие значения по общему показателю эмоционального интеллекта, у 20 из 940 подростков из данной группы был определен очень высокий уровень развития эмоционального интеллекта.

В целом, характерными для детей на констатирующем этапе исследования, по нашим данным, оказались следующие тенденции: подростки на этапе формирования временного детского коллектива и  лучше понимают и управляют собственными эмоциями, чем взаимодействуют с эмоциональным состоянием других людей (более развитый внутриличностный эмоциональный интеллект по сравнению с межличностным) и лучше управляют эмоциональными состояниями, чем осознают, вербализуют и дифференцируют эмоции.

По методике Д.В. Люсина большая часть детей на констатирующем этапе по большинству компонентов эмоционального интеллекта все же имеет близкие к нормативным значения, по методике Н. Холла диагностируются более низкие показатели развития эмоционального интеллекта. Большинство детей на констатирующем этапе (68,1%), принявших участие в нашем исследовании, имеют некоторые проблемы с обозначением и дифференцированием собственных эмоций. Только 10,6% детей имеют высокую эмоциональную осведомленность, хорошо осведомлены о собственных эмоциях, своём внутреннем эмоциональном состоянии, способны достаточно четко дифференцировать и обозначать испытываемые эмоции. Определенные проблемы с управлением собственными эмоциями по данным методики Н.Холла, могут иметь 82,9% детей на контрольном этапе, можно предположить, что им характерен достаточно высокий уровень эмоциональной ригидности, склонность к «застреванию» на сильных эмоциях.

Более развернутые результаты исследования и статистической обработки полученных данных будут представлены в следующих публикациях автора.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что дети через «проживание» логики развития смены и поэтапное формирование временного детского коллектива стали лучше понимать и дифференцировать эмоции других людей, а также управлять своими эмоциями. Уровень их межличностного эмоционального интеллекта развит лучше, чем на констатирующем этапе. Цель исследования по выявлению эффектов развития эмоционального интеллекта подростков в условиях временного детского коллектива была достигнута. Такими эффектами стали повышение уровня эмоционального интеллекта по таким структурным компонентам, как: понимание чужих эмоций, понимание своих эмоций, эмпатийность. Также наметилась тенденция в повышении уровня управления подростками своими эмоциями. При помощи специально организованной среды в ФГБОУ «МДЦ «Артек» оказалось возможно даже за такой кратковременный период добиться развития эмоционального интеллекта. В качестве перспективы исследования следует отметить необходимость в будущем отследить устойчивость этих эффектов развития в постсменный период (отсроченные эффекты).


Список литературы

1. Голобоков А.С., Караева А.А. Особенности организации культурно-досуговой деятельности в международном детском центре «Артек» / А. С. Голобоков, А. А. Караева // БГЖ. – 2017. – №2 (19). – С.143-145.
2. Голуб Т.Н., Чунихина Л.В. Особенности адаптивности подростка в условиях детского лагеря / Т. Н. Голуб, Л. В. Чунихна // Материалы XX Всероссийской научно-практической конференции «Осознание культуры – залог обновления общества. Перспективы развития современного общества» Севастополь, 12–13 апреля 2019. Севастополь: Рибест, 2019. – С. 184-190.
3. Двойнин А.М., Данилова Г.И. Динамика эмоционального интеллекта студентов психологического отделения / А. М. Двойнин, Г. И. Данилова // Ананьевские чтения – 2009. Современная психология: методология, парадигмы, теории: Материалы научной конференции / Под ред. Л.А. Цветковой, В.М. Аллахвердова. – СПб.: СПбГУ, 2009. – С. 167-168.
4. Двойнин А.М., Данилова Г.И. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов / А. М. Двойнин, Г. И. Данилова // Вестник ПСТГУ. – 2012. – Вып. 1 (24). – С. 121-134.
5. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии / А. В. Дегтярев // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 2. – С. 21-33.
6. Латышева М.А., Чунихина Л.В. Психосемантическое исследование представлений о психическом и психологическом здоровье специалистов помогающих профессий / М. А. Латышева, Л. В. Чунихина // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57-2. – С. 297-304.
7. Ломакин Д.А. Процесс развития эмоционального интеллекта подростков с использованием интерактивных технологий / Д. А. Ломакин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – №4-2. – С. 35-40.
8. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29-36.
9. Мурашова А.Г. Развитие воспитательного потенциала Международного детского центра «Артек» в 90-е годы XX века / А. Г. Мурашова // «АРТЕК – СО-БЫТИЕ». – 2019 – №1 (19). – С. 6-13.
10. Письмо Минобрнауки РФ от 14.04.2011 № МД-463/06 «О рекомендациях по организации детского оздоровительного отдыха». – Режим доступа: https://shkola-sunaisale.yam.eduru.ru/media/2018/07/19/1239636379/463_06.pdf (Дата обращения 25.11.2020).
11. Пряничникова Я.Д., Калинина Т.В. Проблема формирования коллективных отношений подростков в условиях временного детского коллектива / Я. Д. Пряничникова, Т. В. Калинина // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2018. – №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-kollektivnyh-otnosheniy-podrostkov-v-usloviyah-vremennogo-detskogo-kollektiva (Дата обращения: 02.03.2021).
12. Савенков А.И., Львова А.С., Любченко О.А. Мастерство вожатого: подготовка к руководству временным детским коллективом / А. И. Савенков, А. С. Львова, О. А. Любченко // Народное образование. – 2018. – №3-4 (1467). – С. 90-96.
13. Шерстова А.М., Чунихина Л.В. «Артек» – пространство, меняющее сознание молодежи / А. М. Шерстова, Л. В. Чунихина // Материалы XX Всероссийской научно-практической конференции «Осознание культуры – залог обновления общества. Перспективы развития современного общества». Севастополь, 12–13 апреля 2019 года. – Севастополь: Рибест, 2019. – С. 309-312.

Расскажите о нас своим друзьям: