Социальная психология | Мир педагогики и психологии №02 (55) Февраль 2021

УДК 159.9

Дата публикации 28.02.2021

Особенности представлений молодых мужчин и женщин, не состоящих в браке, о ролевых отношениях в семье

Петрова Ольга Анатольевна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, СГПИ (филиал) ПГНИУ, РФ, г. Соликамск, o.petrova357@mail.ru
Бобошина Елена Викторовна
студентка 3 курса психологического факультета СГПИ (филиал) ПГНИУ, РФ г. Соликамск, elena110454@mail.ru

Аннотация: В данной статье представлен анализ психологических понятий «семья», «семейная роль», определяющее значение и роль, проведен анализ подходов к изучению проблемы ролевых отношений в семье и психологических особенностей мужчин и женщин, не состоящих и состоящих в браке, с целью выявления у них психологических характеристик. В заключительной части статьи описан порядок, методы и результаты эмпирического исследования, направленного на выявление отличий в представлении о семейных ролях молодых мужчин и женщин, не состоящих в браке.
Ключевые слова: ролевые отношения, психологические факторы, проблемы ролевых отношений в семье, брак, супружеские роли, распределения ролей.

Features of the ideas of young men and women who are not married about role relations in the family

Petrova Olga Anatolevna
Senior Lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology Sgpi (branch), Perm, Russia Russia Federation, Solikamsk
Boboshina Elena Viktorovna
3rd year student of the Faculty of Psychology of the SSPI (branch) of the PSNIU, Solikamsk, Russia

Abstract: This article presents an analysis of the psychological concepts of "family", "family role", representing the meaning and role, an analysis of approaches to the study of the problem of role relations in the family and the psychological characteristics of men and women who are single and married, in order to identify their psychological characteristics. The final part of the article describes the procedure, methods and results of an empirical study aimed at identifying differences in the perception of family roles of young men and women who are not married.
Keywords: the role of relationships, psychological factors, problems

Правильная ссылка на статью
Петрова О.А., Бобошина Е.В. Особенности представлений молодых мужчин и женщин, не состоящих в браке, о ролевых отношениях в семье // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 02 (55). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-predstavlenij-molodykh-muzhchin-i-zhenshhin-ne-sostoyashhikh-v-brake-o-rolevykh-otnosheniyakh-v-seme.html (Дата обращения: 28.02.2021)

Основой благополучия семейной жизни и удовлетворенности браком, а также влияющим на психоэмоциональное благополучие, является чувство субъективной удовлетворенности супругов имеющимися супружескими отношениями.

Психологическая наука имеет множество научных работ в области отношений пар, состоящих в браке (Т. В. Андреева [1], С. И. Голод [5], И. В. Гребенников [6], Л. Г. Жедунова [10], С. С. Протопопов [13] и др.). Распределению ролевых отношений в семье посвятили свои работы следующие авторы: М. Ю. Арутюнян [2], О. Н. Борисова [3], Н. М. Давыдова [9], Т. А. Репина [14] и др. Различные аспекты этой проблемы изучаются в работах зарубежных исследователей, таких как А. Я. Варга [4], А. Г. Лидерс [12], В. С. Торохтий [15] и др.

Научная новизна работы заключается в эмпирической проверке гипотезы о том, что существуют различия в представлениях о ролевых отношениях в семье у молодых мужчин и женщин, не состоящих в браке. В случае подтверждения данной гипотезы молодые мужчины и женщины могут избежать конфликтных отношений в будущем, что повлияет на благоприятное формирование семейной культуры и установок ответственного репродуктивного поведения.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении особенностей представлений молодых мужчин и женщин, не состоящих в браке о ролевых отношениях в семье.

Практическая значимость: результаты могут быть использованы в семейном и индивидуальном консультировании по вопросам семьи и брака.

С целью решения задач исследования применялись такие методы:

- теоретические (аналогия, классификация, анализ, синтез, обобщение);

- эмпирические (опрос, тестирование);

- статистические (Т - критерий Стьюдента).

Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и социологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейные роли.

Т.В. Андреева [1] определяет роль как «социальную» функцию человека, соответствующую принятым нормам, способ поведения людей зависимо от их статуса либо положения в обществе, а также в системе межличностных отношений.

С точки зрения С.С. Протопова [13], семья - это неотъемлемая часть общества, которая полностью отображает абсолютно все как приоритетные, так и проблемные области государственного устройства.

О.В. Карабанова [11] представляет семью как целостную систему, главной особенностью которой является ее восприимчивость к систематическим преобразованиям.

Семейная роль в психологии понимается как общепринятые нормы поведения в семье, зависящие от позиции, которую занимает супруг в системе семейных отношений. Семейные роли формируются в результате выполнения семейных функций.

Взгляды ученых по проблеме ролевых отношений в семье разнятся, для наглядности составим сводную таблицу, в которой отобразим ключевые моменты по данному вопросу (табл. 1).

Таблица 1. Анализ подходов к изучению проблемы ролевых отношений в семье

Автор

Определение семейной роли

Структура семейной роли

Функции семейной роли

А.Г. Ли-дерс

это способ поведения, соответствующий принятым в семье нормам, в зависимости от занимаемого ими положения в системе семейных взаимоотношений.

супружеские, родительские, детские, меж- и внутрипоколенческие

супружеские функции, родительские, хозяйственные и т.д.

Л. Г. Жеду-нова

семейная роль соответствует функциям, которые выполняет супруга либо супруг в семье.

1. Материальное обеспечение семьи. 2. Хозяин дома. 3. Отвечает за поддержание семейных уз.  4. Организатор семейной субкультуры. 5. Организатор семейного досуга. 6. Семейный психотерапевт. 7. Любовный партнер. 8. Ответственный за уход за ребенком. 9. Воспитатель.

воспитательная, коммуникативная, хозяйственно-бытовая, духовная, сексуальная

А. Я. Варга

это роли, которые способны удовлетворять наиболее значимые потребности супругов.

сексуальный партнер, друг, опекун, покровитель.

удовлетворение основных потребностей супругов: сексуальных потребностей, потребностей в эмоциональной связи и теплоте в взаимоотношениях, потребностей в защите, опеке и в области исполнения домашних обязанностей.

Т. А. Гурко

это система семейных отношений, которые не должны быть противоречивыми и одновременно удовлетворять многие психологические потребности мужчин и женщин.

традиционная, дружеская и партнерская

хозяйственно-экономические, образовательно-воспитательная, психотерапевтическая.

Т.В. Андре-ева

социальная функция человека, которая соответствует принятым нормам в семье.

ключевой параметр семейно-ролевой структуры является главенство.

удовлетворение потребностей членов семьи, принятые роли обязаны соответствовать возможностям человека.

 

Таким образом, в результате анализа проблемы ролевых отношений в семье заключим, что ролевая структура семьи определена наличием конкретных ролей и их реализацией в семье. Представления о распределении семейных ролей и ролевых ожиданиях закладываются в детском возрасте на основе усвоения ролевой структуры родительской семьи, опыта взаимодействия с братьями и сестрами, а также реализации ролевых функций, за что несут ответственность члены родительской семьи. В этом случае взгляды и ожидания супругов могут быть похожи или сильно отличаться друг от друга.

Проанализировав работы Т.В. Андреевой [1], М.Ю. Арутюнян [2], О.Н. Борисовой, С.И. Голод, И. В. Гребенникова, Н.М. Давыдовой, Л.Г. Жедуновой, С.С. Протопопова [13], Т. А. Репина [14] и др. мы выявили основные психологические характеристики мужчин и женщин, не состоящих и состоящих в браке. Выделенные психологические характеристики представлены в таблице 2.

Таблица 2. Психологические особенности мужчин и женщин, не состоящих и состоящих в браке

Психологическая характеристика

Состоящие в браке

Не состоящие в браке

Психологическая совместимость

Высокий уровень

Низкий уровень

Эмоциональная и психологическая близость

Дружелюбие, близость в отношениях. Ориентация супругов на организацию своего будущего.

Супружеская пара открыты между собой, самостоятельны, эгоистичны друг к другу и эмоционально неустойчивы. Представители Сильного Пола враждебны, но девушки подвластны. Направленность на настоящее время.

Распределение ролей

Всё то, что относится к внутренним семейным намерениям, выполняет женщина. Мужчина - материально поддерживает семью, а также исполняет роль полового партнера.

Равноправие в ролевых отношениях.

Таким образом, для молодых мужчин и женщин, не состоящих в браке, при выборе партнера наиболее важными качествами являются личные, а не социальные характеристики. Общение, эмоциональное и деловое взаимодействие, желания, стремления, ведущие потребности и личные предпочтения выступают основой для формирования новой супружеской пары.

Методы и принципы исследования.

Эмпирическое исследование было направлено на изучение представлений мужчин и женщин, не состоящих в браке, о ролевых отношениях в семье.

Исследование проводилось на базе спортивного комплекса «Металлург» Соликамского магниевого завода, поскольку в данной организации работает достаточное количество людей, не вступивших в брак. Также к участию в исследовании привлекались студенты СГПИ филиала ПГНИУ. Исследование проводилось с января по апрель 2018 года.

Всего в исследовании приняли участие 60 молодых людей: 30 мужчин и 30 женщин в возрасте 25-30 лет.

Использовались следующие тестовые методики:

1) Методика «Семейные роли и особенности распределения ролей» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской.

2) Техника сравнения представлений мужчин и женщин о назначении семейного союза (Н.Н. Обозов, СВ. Ковалев).

3) Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волковой, Т.М. Трапезниковой.

Одна из задач проведенного исследования - это выявление отличий в представлении о семейных ролях молодых мужчин и женщин, не состоящих в браке. Проверяется гипотеза о существовании данных отличий. Эта гипотеза проверялась при помощи метода математической обработки, а именно Т- критерия Стьюдента.

Ниже представлены результаты сравнительного анализа представлений о семейных ролях молодых мужчин и женщин, не состоящих в браке (по методике «Семейные роли и особенности распределения ролей» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской) (табл. 3).

Таблица 3. Результаты сравнительного анализа представлений о семейных ролях молодых мужчин и женщин, не состоящих в браке (по методике «Семейные роли и особенности распределения ролей» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской)

Шкалы

Мужчин

Женщины

t-критерий

Уровень значимости

Роль воспитателя (В)

2,61

2,89

-2,74

0,002

Эмоциональный климат (ЭК)

2,82

2,98

-1,73

0,08

Материальная обеспеченность (МО)

1,78

1,94

-1,31

0,18

Организатор развлечений (ОР)

2,50

2,68

-1,71

0,08

Хозяин/Хозяйка (Х)

2,56

2,57

-0,10

0,91

Сексуальный партнер (СП)

2,58

2,46

1,28

0,20

Организатор семейной субкультуры (ООС)

2,41

2,48

-0,73

0,46

Сравнение средних значений респондентов показало, что не состоящие в браке женщины и мужчины отличаются отношением к роли воспитателя. Это свидетельствует о том, что для женщин роль воспитателя в семье является главной, так считают и опрошенные мужчины. У женщин восприятие роли «воспитания ребенка» выше, чем у мужчин. Возможно, это объясняется естественной предрасположенностью женщин к материнству, к радости быть рядом с ребенком. Респонденты предпочитают равенство в ролевых отношениях в семейном союзе.

В таблице 4 представлено сравнение средних значений у молодых мужчин и женщин, не состоящих в браке по шкалам методики.

Таблица 4. Сравнение средних показателей молодых мужчин и женщин, не состоящих в браке (по методике «Техника сравнения представлений мужчин и женщин о назначении семейного союза» Н. Н. Обозова, С. В. Ковалева)

Шкалы

Мужчины

Женщины

t-критерий

Уровень значимости

Интимно-личностная (ИЛ)

4,68

4,51

0,52

0,60

Нравственно-психологическая (НП)

5,65

6,26

-2,01

0,04

Хозяйственно-бытовая (ХБ)

6,10

5,69

1,72

0,08

Родительско-воспитывающая (РВ)

6,42

6,83

1,97

0,05

В результате подсчетов Т-критерия Стьюдента по показателям методики «Техника сравнения представлений мужчин и женщин о назначении семейного союза» С. В. Ковалева, Н.Н. Обозова обнаружено, что не состоящие в браке мужчины, статистически значительно отличаются от женщин, не состоящих в браке относительно родительско-воспитательной функции (t=1,97 при р=0,05).

Статистически значимые различия были выявлены по нравственно-психологической шкале (t= -2,01 при р=0,04). Не состоящие в браке женщины направлены на взаимопонимание и психологическую поддержку в семье.

Далее был проведен расчет Т-критерия Стьюдента по показателям методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волковой, Т.М. Трапезниковой (табл. 5).

Таблица 5. Сравнение средних показателей молодых мужчин и женщин, не состоящих в браке (по методике «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волковой, Т.М. Трапезниковой)

Шкалы

Мужчин

Женщины

t-критерий

Уровень значимости

Интимно-сексуальная (ИС)

4,66

4,54

0,37

0,70

Личностная идентификация (ЛИ)

2,49

2,96

-1,94

0,05

Хозяйственно-бытовая (ХБ)

6,15

5,64

2,15

0,03

Родительско-воспитывающая (РВ)

6,85

6,40

2,16

0,03

Социальная активность (СА)

6,77

7,02

-1,03

0,30

Эмоционально-психотерапевтическая (ЭП)

6,53

6,90

-1,39

0,16

Внешняя привлекательность (ВП)

5,82

6,41

-2,05

0,04

Проведенный анализ показал, что есть различия между женщинами и мужчинами по шкале «личностная идентификация» (t=-1,94 при р=0,05). Женщины отличаются от мужчин своим восприятием роли «личной идентификации».

Обобщая результаты исследования отметим, что в данных выборках наиболее востребован морально-психологический союз, предполагающий наличие верного и понимающего друга в качестве спутника жизни. Именно с этим человеком, с учетом обозначенных характеристик далее в будущем возможно осуществить семейно-родительский союз.

Поиск желанного и любимого партнера по браку и любви низведен почти на последний ранг, что предполагает откладывание сексуально-личностного союза в качестве первичного и наиболее значимого в сравнении с морально-психологическим и семейно-родительским.

На последнем месте располагается экономико-бытовой союз, что свидетельствует о том, что в браке не являются самыми значимыми жизненные и экономические роли в отношениях между партнерами по браку. Однако, есть точка зрения, что развод зачастую провоцируется разными бытовыми неурядицами. Вместе с тем, более глубокой причиной является расхождение между представлениями и реальными отношениями в брачном союзе. Выявлены значительные различия в направленности взглядов о целях супружеского брака. Значимыми мотивами для современной молодежи являются интимно-личностный союз и хозяйственно-бытовой.

Заключение

В процессе исследования проверялась гипотеза: мужчины, не состоящие в браке, представляют, что роли в будущей семье распределяются следующим образом: женщина ведет домашнее хозяйство, а мужчина уделяет ей внимание, проводит с ней время, также он материально обеспечивает свою семью; женщины, не состоящие в браке, представляют свои роли в семейной жизни так, что их функциями являются управление, моральная и эмоциональная поддержка членов семьи. На основе полученных результатов сформулированы общие рекомендации:

1. Для молодых мужчин и женщин, чтобы избежать конфликтные ситуации в будущем, необходимо вести содержательные беседы, давать рекомендации и советы по преодолению некоторых барьеров, встречающихся на семейном пути.

2. Главная роль в работе с молодежью - это формирование семейной культуры, а также формирование установок ответственного репродуктивного поведения.

Результаты, полученные в данном исследовании, могут представлять интерес для специалистов в области молодежной политики, специалистов, занимающихся воспитанием современной молодежи, а также практических психологов. Также результаты могут быть использованы в семейном и индивидуальном консультировании по вопросам семьи и брака.


Список литературы

1. Андреева, Т.В. Психология семьи [Текст]: учеб. Пособие / Т.В. Андреева. СПб.: речь. 2016. - 384 с.
2. Арутюнян, М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между Женщинами [Текст] / М. Ю. Арутюнян// Вопросы психологии. 2014.- № 8. - С.29-35.
3. Борисова, О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений [Текст]: Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки / О.Н. Борисова. - Калинин, - 2014. - С. 88-94, С. 46-49.
4. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия [Текст]: Краткий лекционный курс/ А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. СПб.: Речь.- 2015. - 144 с.
5. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ [Текст] / С.И. Голод. - СПб. - 2014. - 254 с.
6. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни [Текст]: учебное пособие /И.В. Гребенников.- Москва: Просвещение. - 2015. -158 с.
7. Гурко, Т. А. Представления студентов в отношении родительства и социальных ролей мужчин и женщин // Социологическая наука и социальная практика. - 2019. -Том. 7. -№ 2. - С. 65-80.
8. Гурко, Т.А. Социология пола и гендерных отношений [Текст]: Социология в России //Т.А. Гурко // Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Институт социологии РАН.- 2014. -16 с.
9. Давыдова, Н.М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания [Текст] /Н.М. Давыдова.- ОНС. - 2014. -№ 4. - С. 51-57.
10. Жедунова, Л.Г. Основы психологии, семьи и семейного консультирования [Текст]: учебное пособие для студ. высших учеб. Заведений / Л.Г. Жедунова. М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС. - 2014. - 328 с.
11. Карабанова, О.В. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.В Карабанова. - М.: Гардарики, 2014. – 320с.
12. Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие-практикум для студ. фак. Психологии высш. учеб. заведений [Текст] /А.Г Лидерс - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 432 с.
13. Протопопов, С.С. Актуальные проблемы современной семьи
/ С. С. Протопопов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2017. - № 43-1.
14. Репина, Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии [Текст] / Т.А Репина // Вопросы психологии.- 2015. - № 3. - С.21-27.
15. Торохтий, В.С. Методика диагностики психологического здоровья семьи // Практична психологія та соціальна робота. - 2014.-176 с.

Расскажите о нас своим друзьям: