Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023
УДК 159.99
Дата публикации 30.06.2023
Развитие эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольника средствами арт-терапии в работе педагога-психолога ДОО
Викулина Надежда Борисовна
Педагог-психолог МАОУ «Прогимназия № 81» г. Сыктывкар, Nadin1984-16@mail.ru
Аннотация: В данной статье освещается опыт работы педагога-психолога ДОО над развитием эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольников средствами арт-терапии. Статья написана с целью раскрытия основных принципов развития эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы у дошкольников, этапов, форм и методов развивающей работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста в рамках реализующейся на базе дошкольного отделения МАОУ «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара дополнительной развивающей психолого-педагогической программы «Я – радуга!».
Ключевые слова: ребенок, эмоции, дошкольный возраст, педагог-психолог, развитие, эмоциональный интеллект, арт-терапия.
Teacher-psychologist of MAOU "Progymnasium No. 81" Syktyvkar
Abstract: This article highlights the experience of a teacher-psychologist of preschool educational institutions on the development of emotional intelligence and emotional-volitional sphere of preschoolers by means of art therapy. The article is written in order to reveal the basic principles of the development of emotional intelligence and emotional-volitional sphere in preschoolers, stages, forms and methods of developing work of a teacher-psychologist with preschool children within the framework of the additional developmental psychological and pedagogical program "I am a rainbow!" implemented on the basis of the preschool department of the MAOU "Progymnasium No. 81" in Syktyvkar.
Keywords: kid, emotions, preschool age, teacher-psychologist, correction, development, emotional intelligence, art therapy.
Викулина Н.Б. Развитие эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольника средствами арт-терапии в работе педагога-психолога ДОО // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-i-emotsionalno-volevoj-sfery-doshkolnika-sredstvami-art-terapii-v-rabote-pedagoga-psikhologa-doo.html (Дата обращения: 30.06.2023)
Основной принцип ФГОС ДО – полноценное проживание ребёнком всех этапов детства. Этот принцип осуществляется через обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, поддержку индивидуальности и инициативы детей, ориентацию на уровень развития ребёнка. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства невозможно без эмоционального отклика ребёнка на окружающую действительность, без выражения эмоций и чувств. Эмоции играют важную роль в адаптации и социализации личности ребенка дошкольного возраста. В разделе 2.6. ФГОС ДО отмечается важность развития эмоционально интеллекта дошкольника, его эмоциональной отзывчивости, эмпатии, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками [16].
Дошкольный возраст разнообразен эмоциями и чувствами, требует от ребенка правильного их понимания и соответствующего выражения. Эмоции в норме регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы ребенка, а также его деятельность [15]. Даже нормально развивающиеся дети часто подвержены влиянию переполняющих их чувств и не всегда могут управлять эмоциями. Требуется достаточно времени и сил для того, чтобы ребенок научился осознавать переживания, понимать эмоции других детей и взрослых. Важно научить ребенка управлять эмоциями. Такое умение позволит дошкольнику произвольно контролировать поведение (эмоционально-волевая сфера) и будет способствовать положительной коммуникации с окружающими.
Педагог-психолог в ДОО отвечает за грамотную организацию психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Приоритетное направление психолого-педагогического сопровождения - коррекционно-развивающая и профилактическая работа. Коррекция и развитие в обязательном порядке включают в себя работу с эмоциональным интеллектом ребенка дошкольного возраста.
Международная практика показывает, что дошкольный возраст — это наиболее значимая ступень, для развития эмоционального интеллекта [1].
Возрастная психология и педагогика объясняют поэтапное развитие и становление личности человека, переход от одного этапа развития личности к другому сопровождается возрастным кризисом – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями [12].
Много затруднений во взрослении ребёнка вызывает у родителей, как правило, кризис 3-х лет – возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими [14]. Кризисный период развития сопровождается эмоциональной неустойчивостью ребёнка, а в период младшего дошкольного возраст, когда эмоционально-волевая сфера только начинает формироваться, эмоциональный интеллект еще не сформирован, даже на малейший раздражитель ребёнок реагирует неоправданно интенсивными откликами.
Как показывает практика, педагог-психолог в ДОО регулярно сталкивается с запросами родителей об индивидуальном консультировании или проведении индивидуальных коррекционных и развивающих занятий с детьми, касающимися именно вопросов возрастного кризиса трех лет.
Мы провели анализ поступающих запросов к педагогу-психологу от родителей детей (возраст 2 – 3 года) за 2020 – 2021, 2021 - 2022 уч.гг. (см. табл. 1).
Таблица 1. Анализ поступающих запросов от родителей воспитанников (возраст 2 – 3 года) за 2020 – 2021, 2021 - 2022 уч.гг.
Учебный год | Общее количество запросов к педагогу-психологу от родителей в учебном году | Направленность запроса | Количество запросов в учебном году | % от общего количества запросов родителей в учебном году |
20 - 21 | 69 | Особенности поведение ребенка (родитель не справляется) | 12 | 17,4 |
Особенности проявления эмоций ребенка (родитель не справляется) | 23 | 33,3 | ||
Особенности развития когнитивной сферы ребенка | 8 | 11,6 | ||
Особенности развития личностной сферы ребенка, из них: Агрессия Тревожность/страхи Истерики Коммуникация | 16
5 7 4 0 | 23,2
7,25 10,15 5,8 0 | ||
Адаптация к ДОО | 10 | 14,5 | ||
21 - 22 | 57 | Особенности поведение ребенка (родитель не справляется) | 9 | 15,8 |
Особенности проявления эмоций ребенка (родитель не справляется) | 17 | 29,9 | ||
Особенности развития когнитивной сферы ребенка | 4 | 7,0 | ||
Особенности развития личностной сферы ребенка, из них: Агрессия Тревожность/страхи Истерики Коммуникация | 19
4 7 5 3 | 33,3
7,0 12,3 8,8 5,3 | ||
Адаптация | 8 | 14,0 |
Из представленных в таблице 1 данных о направленности запросов родителей детей трехлетнего возраста к педагогу-психологу можно условно выделить запросы, касающиеся сферы: эмоциональный интеллект (все запросы о проявлении эмоций: особенности проявления эмоций ребенка, особенности развития личностной сферы ребенка (агрессия, тревожность/страхи, истерики, коммуникация). Доля данных запросов, а также сводный анализ за 2 учебных года представлена в Диаграммах 1 – 3.
Из представленных данных видно, что на долю обращений родителей детей трехлетнего возраста к педагогу-психологу, более 50% запросов приходится на запросы – эмоциональная сфера, эмоциональный интеллект. Данная тенденция прослеживается на протяжении двух учебных лет.
В период среднего дошкольного возраста активно развивается психика ребенка. Это самый продуктивный, результативный и эффективный этап взросления дошкольника, в течение которого когнитивные функции и личностные особенности ребенка активно развиваются. В этот период родители замечают взросление ребенка. У дошкольника 4-5 лет начинает развиваться эмоционально-волевая сфера, развивается эмоциональный интеллект (способность человека распознать собственные чувства и эмоции, умение вызывать нужные эмоции созидания, управлять негативными чувствами; понимать эмоции и чувства других, выстраивать на основе понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми), появляется первое непосредственное осознавание своих и чужих эмоций и чувств (формируются первичные навыки рефлексии, эмпатии). Общение со сверстниками приносит детям радость и умение придерживаться определенных норм поведения. Ребенок расширяет круг общения и впускает в него первых друзей, вспоминая о них, ожидая новых встреч [8]. Важно в этот момент взросления ребёнка способствовать проявлению у него эмоциональной отзывчивости, что невозможно без понимания эмоций и чувств. В среднем дошкольном возрасте дети только учатся управлять эмоциями и контролировать эмоциональные проявления. И невозможность понимать и контролировать эмоции, адекватно выражать отрицательные эмоции влияет на качество построения общения со сверстниками в этом возрасте. Часто эмоционально несдержанные (дети с высокой эмоциональной лабильностью) и «эмоционально глухие» дети «отталкивают» от себя сверстников своим «плохим» поведением.
Педагог-психолог ДОО начиная со среднего дошкольного возраста часто планирует и проводит диагностические исследование на изучение уровня личностной тревожности, агрессивности, коммуникативных способностей воспитанников. Для исследований используются следующие методики: тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [7]; анкета «Критерии агрессивности» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко) [9]; карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова) [17].
В таблице 2 представлены результаты данных диагностик за 2020 – 2021 и 2021 – 2022 уч. гг.
Таблица 2. Анализ диагностики уровня тревожности и агрессивности, уровня коммуникативных способностей.
Критерии диагностики | Уровень | Средняя дошкольная группа (% участников) | Старшая дошкольная группа (% участников) |
| |||
сентябрь | май | сентябрь | май |
| |||
2020 – 2021 уч.г. | |||||||
Уровень личностной тревожности ребенка | Высокий | 39 | 28 | 36 | 24 |
| |
Средний | 21 | 15 | 42 | 21 |
| ||
Низкий | 40 | 57 | 22 | 55 |
| ||
Уровень агрессивности ребенка | Высокий | 27 | 15 | 21 | 18 |
| |
Средний | 51 | 33 | 39 | 30 |
| ||
Низкий | 22 | 52 | 40 | 52 |
| ||
Уровень коммуникативных способностей ребенка | Очень высокий | 0 | 7 | 14 | 23 |
| |
Высокий | 3 | 21 | 29 | 42 |
| ||
Средний | 42 | 51 | 27 | 30 |
| ||
Низкий | 55 | 21 | 30 | 5 |
| ||
2021 – 2022 уч.г. | |||||||
Уровень личностной тревожности ребенка | Высокий | 36 | 21 | 28 | 18 |
| |
Средний | 28 | 12 | 15 | 9 |
| ||
Низкий | 36 | 67 | 57 | 73 |
| ||
Уровень агрессивности ребенка | Высокий | 0 | 0 | 15 | 7 |
| |
Средний | 24 | 18 | 33 | 21 |
| ||
Низкий | 76 | 82 | 52 | 72 |
| ||
Уровень коммуникативных способностей ребенка | Очень высокий | 0 | 14 | 7 | 18 |
| |
Высокий | 0 | 28 | 21 | 49 |
| ||
Средний | 39 | 44 | 41 | 23 |
| ||
Низкий | 61 | 14 | 31 | 10 |
|
Хочется сразу отметить, что, как видно из таблицы 2, диагностика проводилась педагогом-психологом 2 раза за учебный год. Это обусловлено тем, что на тот момент на базе дошкольного отделения МАОУ «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара реализовывалась программа по развитию эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольников, и данные, полученные в ходе диагностики использовались для оценки эффективности реализации программы.
Изучая таблицу 2 видно, что на протяжении 2-х учебных лет, примерно 1/3 воспитанников среднего дошкольного возраста имеет на начало учебного года высокий уровень личностной тревожности и больше половины воспитанников имеют низкий уровень коммуникативных способностей.
Снижение уровня тревожности и развитие коммуникативных способностей не возможны без соответствующего развития таких составляющих как: эмоциональный интеллект и эмоционально-волевая сфера.
В период старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) сверстник становится значимым в глазах ребенка. Эмпатийные проявления развиваются. Дети становятся способными к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Могут проявлять такие эмоции, как доброжелательность, чуткость, сострадание, сочувствие и заботу. Развитие эмоционально-волевой сферы и эмоционального интеллекта дошкольника близки к достижению своего «пика». Восприимчивые дети старшего дошкольного возраста, испытывающие затруднения в деятельности (особенно значимой), подвергаются нарастающему психоэмоциональному напряжению, излишней тревоге, волнению. Как результат, неустойчивое эмоциональное состояние, сложности с контролем и проявлением негативных эмоций. Необходимо психологически готовить ребенка к возможным трудностям, стратегиям преодоления. Неподготовленный ребенок, столкнувшись с трудностями, впадет в отчаяние, снизится мотивация к деятельности, повысится уровень тревожности, появится страх перед новой деятельностью. В дальнейшем это окажет негативное влияние на учебную деятельность ребенка. В этот момент взросления ребёнка надо также работать с ним над осознаванием, пониманием и принятием своих и чужих эмоций и чувств, над развитием эмпатии, рефлексии, уверенности в себе, над снижением тревожности, над развитием эмоционально-волевой сферы.
В Таблице 2. Также видно, что дети старшего дошкольного возраста (примерно 30%) на начало учебного года все равно имеют повышенный уровень личностной тревожности и сниженный уровень коммуникативных способностей.
Анализируя данные запросов родителей, результаты диагностических исследований в 2020 – 2021 уч. г., возникла идея создания развивающей программы для работы педагога-психолога. Основной идеей программы является развитие эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы у дошкольников 3 – 5 лет, используя эффективный и интересный метод работы, не перегружающий психику ребенка.
Свой выбор остановили на методе арт-терапии. Это обусловлено рядом причин. Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен сам процесс, а не конечный продукт и оценка [13]. Арт-терапия – это развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем [4]. Искусство: литература, музыка, изобразительное искусство, легко воспринимается детьми, и способствует целенаправленному эмоциональному развитию ребенка. Арт-терапевтические методы позволяют решать сложные и наболевшие проблемы эмоциональной и личностной сферы дошкольника, без давления и вмешательства со стороны взрослого, а через самопознание и отработку негативных чувств и эмоций ребёнком. Арт-терапевтические занятия – это безопасное пространство, где ребенок может в полной мере выражать себя и проявлять свой талант. Арт-терапия одинаково эффективна с тихими замкнутыми детьми, и с гиперактивными «хулиганами» [10]. Техники, применяемые в группах, гармонизируют эмоциональное состояние ребенка, снижают уровень стресса и тревоги. Работа в арт-терапевтической технике дает детям возможность овладеть необходимыми навыками выражения, осознания, отреагирования и контроля эмоций простыми и доступными для понимания методами, и приемами.
Программ направлена на то, чтобы дать ребенку возможность осознать и испытать всю гамму чувств и эмоций, научить выражать, понимать и дифференцировать свои чувства и эмоции, и помочь «отработать» отрицательные и положительные эмоции.
Отличительная особенность программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми. Программа является развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к реализуемой в ДОО Образовательной программе дошкольного образования. Данная программа направлена на то, чтобы по средствам арт-терапии помочь развитию ребенка на всех его возрастных этапах дошкольного детства.
Программа по развитию эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольников 3 – 5 лет средствами арт-терапии «Я – радуга!», направлена на развитие личности ребенка дошкольного возраста через арт-терапевтические средства самовыражения. Программа ориентирована на возрастные, индивидуальные, психологические особенности каждого ребёнка; создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его самовыражения, позитивной социализации и адаптации, личностного развития.
Программа по арт-терапии основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную развивающую направленность и ориентирована на решение детьми дошкольного возраста задач активизации внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоциональнозначимой деятельности. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству. Происходит планомерное развитие эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольников.
В занятия включены следующие разделы арт-терапии: изотерапия, песочная терапия, акватерапия, сказкотерапия, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами самовыражения и самопознания, способствует снижению психоэмоционального напряжения, коррекции тревожности, агрессивности, развитию творчества и инициативности для полноценного формирования психологического здоровья дошкольника.
В программе использовались материалы авторских программ и разработок: «Цветной мир» (Мардер Л.Д.) [11], «Азбука эмоций» (И.В. Ковалец) [5], «Чудеса на песке» (Грабенко Т.М., Зенкевич-Евстигнеева Т.Д.) [2], «Подарки фей» (Капская А.Ю., Мирончик Т.Л.) [3], «Сказочная шкатулка» (Л.М. Костина) [6].
Цель программы: формирование и развитие детей дошкольного возраста (3 – 5 лет), развитие эмоционально-волевой сферы и эмоционального интеллекта средствами арт-терапевтических приемов самовыражения и самопознания.
Задачи программы:
-
- научить ребёнка дифференцировать и выражать свои чувства и эмоции;
- научить ребёнка положительному самоотношению и принятию других людей;
- обучить ребёнка рефлексивным умениям, развивать их;
- снизить психоэмоциональное напряжение, в том числе в период возрастных кризисов;
- корректировать повышенную тревожность, агрессивность, негативизм;
- способствовать развитию у ребёнка творчества и инициативности;
- развивать у ребёнка социально-коммуникативные навыки;
- развивать у ребёнка мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, представление об окружающем мире, самоконтроль и волевые качества;
- способствовать самопознанию ребёнка, осознанию своих и чужих чувств и эмоций;
- формировать у ребёнка потребность в саморазвитии.
Средства и техники арт-терапии позволяют реализовать поставленные задачи полностью.
Ожидаемые результаты.
Программа «Я – радуга!» рассчитана на 3 учебных года. В результате реализации программы ожидается, что негативные проявления возрастного кризиса 3-х лет будут протекать мягче, будет развивается эмоционально-волевая сфера и эмоциональный интеллект дошкольника.
Тем самым будут обеспечиваться основные социокультурные потребности личности: принятие социальных норм общества и выстраивание собственной модели поведения в соответствии с нормами. У ребёнка разовьются способности к социальной адаптации, сгладятся негативные стороны поведения, что обеспечит его успешную социализацию в дальнейшем. Ребёнок может полноценно, «не мешая себе», развиваться, расти, проявлять инициативу и творчество, выстраивать уважительные отношения с сверстниками и взрослыми, и успешное взаимодействие с ними.
Программа на развитие эмоционального интеллекта предназначена для работы педагога-психолога ДОО с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Каждое занятие четко структурировано, в зависимости от года обучения по Программе, структура занятий усложняется. Любое занятие включает в себя определенные этапы:
- Подготовительный.
Основная цель: настроить детей на работу, организовать, установить с ними контакт, создать положительное эмоциональное состояние.
- Основной.
Основная цель: проработка запланированной темы, включение детей в арт-терапевтическую деятельность через показ способа (техники) действия (прослушивание и последующую работу со сказкой и т.п.), постановку задачи.
- Заключительный.
Основная цель: подведение итогов, анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с задачами, рефлексия.
Формы и методы работы.
Используемые в программе формы работы:
- фронтальные занятия;
- творческая работа;
- рефлексия.
Используемые в программе основные методы работы:
- Словесный – предварительная беседа, рассказ, объяснение, чтение и обсуждение художественной литературы (сказкотерапия), образное слово, словесный инструктаж с использованием терминов.
- Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Использование в работе иллюстраций, фотографий, пиктограмм, презентаций, видеоматериалов. Составление плана работы.
- Практический – выполнение работы под руководством педагога и самостоятельно. Творческая, исследовательская деятельность. Изготовление изделия, составление плана действий.
- Арт-терапия – арт-терапевтическая деятельность, направленная на отработку заданной темы.
Используемые диагностические методики, представлены в Таблице 3.
Таблица 3. Диагностические методики, используемые в Программе
Предмет оценивания | Методика, автор | Возрастной диапазон |
Эмоциональная сфера | Диагностика эмоциональной сферы ребенка (Л.П. Стрелкова) [15]. | 5 – 7 лет |
Уровень личностной тревожности ребенка | Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [7] | 4 – 7 лет |
Уровень агрессивности ребенка | Анкета «Критерии агрессивности (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко) [9]. | 4 – 7 лет |
Оценка социально-коммуникативных навыков | Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова) [19]. | 3 – 7 лет |
Требования к специалистам.
Реализацией Программы должен заниматься педагог-психолог ДОО, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Также реализация Программы подразумевает владение педагогом-психологом основными профессиональными компетенциями в соответствии с ФГОС ДО.
Требования к опыту работы, трудовому стажу, квалификации специалиста (педагога-психолога) не предъявляются.
Оценка эффективности реализации программы
С целью определения результативности реализации Программы педагогом-психологом проводилась первичная и итоговая диагностика детей-участников. Результаты диагностики качественных показателей представлены в таблицах 4, 5, количественных в таблице 6.
Таблица 4. Анализ диагностики эмоциональной сферы ребенка (Л.П. Стрелкова).
2020 – 2021 уч.г. | ||||||||
Критерии диагностики | Критерий оценивания | Младшая дошкольная группа (% участников) | Средняя дошкольная группа (% участников) | Старшая дошкольная группа (% участников) | ||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |||
Использование детьми мимики и пантомимики при показе различных эмоциональных состояний. | Полностью | 0 | 0 | 12 | 36 | 64 | 87 | |
Частично | 24 | 45 | 45 | 58 | 31 | 13 | ||
Не использует | 76 | 55 | 43 | 6 | 5 | 0 | ||
Выразительность речи детей при передаче различных эмоциональных состояний. | Полностью | 0 | 0 | 9 | 21 | 43 | 64 | |
Частично | 18 | 36 | 27 | 39 | 46 | 33 | ||
Не передает | 82 | 64 | 64 | 40 | 11 | 3 | ||
Узнавание детьми графических изображений различных эмоциональных состояний. | Полностью | 0 | 0 | 36 | 69 | 55 | 87 | |
Частично | 58 | 76 | 55 | 31 | 45 | 13 | ||
Не узнает | 42 | 24 | 9 | 0 | 0 | 0 | ||
Понимание детьми эмоционального состояния окружающих и причин его возникновения. | Полностью | 0 | 0 | 0 | 18 | 27 | 39 | |
Частично | 15 | 42 | 27 | 39 | 45 | 55 | ||
Не понимает | 85 | 58 | 73 | 43 | 28 | 6 | ||
Понимание детьми своего эмоционального состояния и причин его возникновения. | Полностью | 0 | 0 | 9 | 36 | 45 | 69 | |
Частично | 18 | 48 | 45 | 60 | 55 | 31 | ||
Не понимает | 82 | 52 | 46 | 4 | 0 | 0 | ||
2021 – 2022 уч.г. | ||||||||
Использование детьми мимики и пантомимики при показе различных эмоциональных состояний. | Полностью | 0 | 0 | 0 | 45 | 36 | 91 | |
Частично | 27 | 48 | 45 | 51 | 58 | 9 | ||
Не использует | 73 | 52 | 55 | 4 | 6 | 0 | ||
Выразительность речи детей при передаче различных эмоциональных состояний. | Полностью | 0 | 0 | 0 | 40 | 21 | 73 | |
Частично | 18 | 39 | 36 | 53 | 39 | 27 | ||
Не передает | 82 | 61 | 64 | 7 | 40 | 0 | ||
Узнавание детьми графических изображений различных эмоциональных состояний. | Полностью | 0 | 0 | 0 | 75 | 69 | 90 | |
Частично | 55 | 76 | 76 | 25 | 31 | 10 | ||
Не узнает | 45 | 24 | 24 | 0 | 0 | 0 | ||
Понимание детьми эмоционального состояния окружающих и причин его возникновения. | Полностью | 0 | 0 | 0 | 35 | 18 | 69 | |
Частично | 18 | 48 | 42 | 45 | 39 | 28 | ||
Не понимает | 82 | 52 | 58 | 17 | 43 | 3 | ||
Понимание детьми своего эмоционального состояния и причин его возникновения. | Полностью | 0 | 0 | 0 | 42 | 36 | 72 | |
Частично | 15 | 45 | 48 | 58 | 60 | 28 | ||
Не понимает | 85 | 55 | 52 | 0 | 4 | 0 |
По результатам входящей и итоговой диагностики по всем показателям эмоциональной сферы произошли существенные сдвиги уже на первом году обучения. Самые большие сдвиги видны по показателям «использование мимики и пантомимики» (от 0% до 91% участников), «узнавание графических изображений эмоций» (от 0% до 87% участников), «понимание своего эмоционального состояния» (от 0% до 69% участников). «Понимание детьми эмоций других людей и причин их возникновения» в первый год реализации Программы имел самый небольшой прирост (до 39% участников), но на второй год реализации этот показатель возрос у 69% участников. Реализация Программы на втором году обучения укрепила и упрочила положительную динамику. Можно сделать вывод о том, что в результате планомерной работы по Программе развивается эмоциональный интеллект дошкольников, достигаются качественные показатели эффективности по данному критерию.
Таблица 5. Анализ диагностики по Карте наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова).
2020 – 2021 уч.г. | ||||||||
Критерии диагностики | Критерий оценивания | Младшая дошкольная группа (% участников) | Средняя дошкольная группа (% участников) | Старшая дошкольная группа (% участников) | ||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |||
Коммуникативные качества | ||||||||
Эмпатийность | Всегда | 0 | 0 | 3 | 12 | 28 | 45 | |
Часто | 0 | 0 | 21 | 28 | 45 | 39 | ||
Редко | 100 | 100 | 76 | 60 | 27 | 16 | ||
Доброжелательность | Всегда | 9 | 18 | 15 | 28 | 36 | 45 | |
Часто | 24 | 33 | 39 | 45 | 45 | 30 | ||
Редко | 67 | 49 | 46 | 27 | 19 | 6 | ||
Искренность | Всегда | 28 | 32 | 36 | 58 | 58 | 66 | |
Часто | 28 | 39 | 28 | 31 | 36 | 28 | ||
Редко | 44 | 29 | 36 | 11 | 6 | 6 | ||
Открытость в общении | Всегда | 9 | 18 | 24 | 36 | 39 | 45 | |
Часто | 15 | 30 | 27 | 45 | 48 | 51 | ||
Редко | 76 | 52 | 49 | 19 | 13 | 4 | ||
Конфронтация | Всегда | 0 | 0 | 9 | 24 | 36 | 48 | |
Часто | 0 | 0 | 18 | 21 | 39 | 42 | ||
Редко | 100 | 100 | 73 | 55 | 25 | 10 | ||
Инициативность | Всегда | 12 | 27 | 30 | 45 | 51 | 54 | |
Часто | 30 | 48 | 45 | 51 | 42 | 46 | ||
Редко | 58 | 25 | 25 | 4 | 7 | 0 | ||
Коммуникативные действия и умения | ||||||||
Организационные | Всегда | 0 | 0 | 12 | 28 | 39 | 45 | |
Часто | 0 | 0 | 36 | 45 | 30 | 33 | ||
Редко | 100 | 100 | 52 | 27 | 31 | 22 | ||
Перцептивные | Всегда | 0 | 0 | 12 | 30 | 28 | 36 | |
Часто | 0 | 0 | 24 | 45 | 33 | 33 | ||
Редко | 100 | 100 | 64 | 25 | 39 | 31 | ||
Оперативные | Всегда | 0 | 0 | 28 | 42 | 48 | 87 | |
Часто | 0 | 0 | 42 | 36 | 45 | 13 | ||
Редко | 100 | 100 | 30 | 22 | 7 | 0 | ||
2021 – 2022 уч.г. | ||||||||
Коммуникативные качества | ||||||||
Эмпатийность | Всегда | 0 | 0 | 0 | 18 | 12 | 42 | |
Часто | 0 | 0 | 0 | 36 | 28 | 39 | ||
Редко | 100 | 100 | 100 | 46 | 60 | 19 | ||
Доброжелательность | Всегда | 9 | 18 | 18 | 39 | 28 | 48 | |
Часто | 27 | 42 | 33 | 51 | 45 | 39 | ||
Редко | 64 | 40 | 49 | 10 | 27 | 13 | ||
Искренность | Всегда | 28 | 35 | 32 | 60 | 58 | 69 | |
Часто | 28 | 42 | 39 | 31 | 31 | 31 | ||
Редко | 44 | 23 | 29 | 9 | 11 | 0 | ||
Открытость в общении | Всегда | 9 | 24 | 18 | 39 | 36 | 48 | |
Часто | 18 | 33 | 30 | 45 | 45 | 52 | ||
Редко | 73 | 43 | 52 | 16 | 19 | 0 | ||
Конфронтация | Всегда | 0 | 0 | 0 | 28 | 24 | 48 | |
Часто | 0 | 0 | 0 | 33 | 21 | 42 | ||
Редко | 100 | 100 | 100 | 39 | 55 | 10 | ||
Инициативность | Всегда | 9 | 30 | 27 | 45 | 45 | 57 | |
Часто | 27 | 42 | 48 | 51 | 51 | 43 | ||
Редко | 64 | 28 | 25 | 4 | 4 | 0 | ||
Коммуникативные действия и умения | ||||||||
Организационные | Всегда | 0 | 0 | 0 | 24 | 28 | 48 | |
Часто | 0 | 0 | 0 | 42 | 45 | 36 | ||
Редко | 100 | 100 | 100 | 34 | 27 | 16 | ||
Перцептивные | Всегда | 0 | 0 | 0 | 28 | 30 | 45 | |
Часто | 0 | 0 | 0 | 41 | 45 | 42 | ||
Редко | 100 | 100 | 100 | 31 | 25 | 13 | ||
Оперативные | Всегда | 0 | 0 | 0 | 39 | 42 | 90 | |
Часто | 0 | 0 | 0 | 39 | 36 | 10 | ||
Редко | 100 | 100 | 100 | 22 | 22 | 0 |
Показатели социально-коммуникативных навыков детей-участников также растут. Самый небольшой прирост показывают коммуникативные действия и умения. Это объясняется тем, что дети 5-ти лет еще не в полной мере овладевают речью, могут иметь различные речевые нарушения и затруднения, особенности воспитания. Тем не менее прирост этих показателей также увеличивается, причем на второй год реализации Программы прирост более очевиден (у 45 – 48% участников, и у 90% участников). Из коммуникативных качеств самый большой рост показывают «искренность» и «инициативность» (у 57% участников и у 69% участников соответственно на втором году реализации). Прирост показателя «конфронтация» пока не имеет количественного увеличения ко второму году реализации Программы. Скорее всего это обусловлено возрастными и личностными особенностями развития (детям 5-ти лет еще сложно отстаивать свою точку зрения бесконфликтно, подбирая аргументированные доказательства). Возможно следует предлагать на занятиях больше заданий, связанных с данным коммуникативным качеством. Можно сделать вывод о том, что в результате планомерной работы по Программе достигаются качественные показатели эффективности развития и социально-коммуникативных навыков. Дети становятся инициативными, доброжелательными, проявляют эмпатию, учатся договариваться и активно качественно взаимодействовать друг с другом и со взрослым.
Таблица 6. Анализ диагностики уровня тревожности и агрессивности, уровня коммуникативных способностей.
2020 – 2021 уч.г. | ||||||||
Критерии диагностики | Уровень | Младшая дошкольная группа (% участников) | Средняя дошкольная группа (% участников) | Старшая дошкольная группа (% участников) | ||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |||
Уровень личностной тревожности ребенка | Высокий | - | - | 39 | 28 | 36 | 24 | |
Средний | - | - | 21 | 15 | 42 | 21 | ||
Низкий | - | - | 40 | 57 | 22 | 55 | ||
Уровень агрессивности ребенка | Высокий | 31 | 24 | 27 | 15 | 21 | 18 | |
Средний | 39 | 24 | 51 | 33 | 39 | 30 | ||
Низкий | 30 | 52 | 22 | 52 | 40 | 52 | ||
Уровень коммуникативных способностей ребенка | Очень высокий | 0 | 0 | 0 | 7 | 14 | 23 | |
Высокий | 0 | 0 | 3 | 21 | 29 | 42 | ||
Средний | 28 | 39 | 42 | 51 | 32 | 30 | ||
Низкий | 72 | 61 | 55 | 21 | 25 | 5 | ||
2021 – 2022 уч.г. | ||||||||
Уровень личностной тревожности ребенка | Высокий | - | - | 36 | 21 | 28 | 18 | |
Средний | - | - | 28 | 12 | 15 | 9 | ||
Низкий | - | - | 36 | 67 | 57 | 73 | ||
Уровень агрессивности ребенка | Высокий | 28 | 18 | 0 | 0 | 15 | 7 | |
Средний | 42 | 21 | 24 | 18 | 33 | 21 | ||
Низкий | 30 | 61 | 76 | 82 | 52 | 72 | ||
Уровень коммуникативных способностей ребенка | Очень высокий | 0 | 0 | 0 | 14 | 7 | 18 | |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 28 | 31 | 49 | ||
Средний | 24 | 36 | 39 | 44 | 41 | 23 | ||
Низкий | 76 | 64 | 61 | 14 | 21 | 10 |
На момент проведения входящей диагностики в течении двух лет реализации Программы самое большое количество детей с высоким уровнем агрессивности выявляется в младшем дошкольном возрасте (у 31% участников и у 28% участников соответственно). Этот показатель значительно снижается к концу года (у 7% участников и у 10% участников), при этом повышается доля детей с низким уровнем агрессивности (на 22% в первый год и на 29% во второй). Также снижается и доля детей с высоким уровнем тревожности (на 11 – 12%), значительно повышается доля детей с низким уровнем тревожности (на второй год реализации у 73% участников). Положительная динамика наблюдается и в развитии коммуникативных способностей. Низкий уровень к концу второго года обучения показало только 18% воспитанников среднего дошкольного возраста и 10% старшего дошкольного. Тогда как на начало обучения по Программе низкий уровень коммуникативных способностей демонстрировало 55% детей среднего дошкольного возраста и 25% - старшего дошкольного возраста.
Все приведенные данные свидетельствуют о том, что реализация Программы действительно положительно влияет на развитие эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы детей в дошкольном возрасте.
Таким образом можно сказать, что, разработанная программа развития эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольников «Я – радуга!», основанная на использовании арт-терапевтических технологий и реализованная на базе дошкольного отделения МАОУ «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара с воспитанниками 3 – 5 лет, способствовала позитивным изменениям в развитии эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольников. Анализ данных показал, что реализация программы помогает в снижении уровня тревожности и уровня агрессивности, развитии эмоциональной сферы и коммуникативных способностей у воспитанников. Работа педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольников методами и средствами арт-терапии доказала свою эффективность и может использоваться в дальнейшем.
Список литературы
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. –М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2012. – 478 с.
2. Грабенко Т.М., Зенкевич-Евстигнеева Т.Д. Игра с песком: практикум по песочной терапии: [6+] / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зенкевич-Евстигнеева - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2022. – 252 с.
3. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. СПб.: Речь, 2008. - 224 с.
4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: [16+] / М. В. Киселева. - Санкт-Петербург: Речь; Москва: Речь, 2022. - 158 с.
5. Киселёва Т.С. Азбука эмоций: [для занятий взрослых с детьми (текст читают взрослые): для дошкольного возраста: 0+] / Т. Киселёва, Е. Сергиенко, Е. Хлевная. - Москва: АСТ, Малыш, 2021. - 159 с.
6. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
7. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2006. - 198 с.
8. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Кошелева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.
9. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя (Выпуск 2). — Киев, 1992.
10. Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий, Спб.: Речь, 2008. – 256 с.
11. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного возраста. – М.: Генезис, 2007. – 143 с., ил.
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития и бытия личности: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная психология", "Педагогика" : в двух томах / В. С. Мухина. - 18-е изд., перераб. и доп. - Москва: Наука, 2022.
13. Психодиагностика в арт-терапии: монография / А. И. Копытин. - Санкт-Петербург: Речь; Москва: Речь, 2022. - 284 с.
14. Психология развития: словарь / ред. А. Л. Венгер. - Москва: PerSe; СПб.: Речь, 2005. - 175 с.
15. Стрелкова Л.П. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва, 2019. – 116 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс]. – Режим доступа: htpp://fgos.ru
17. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2020. - 88 с.