Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023

УДК 159.99

Дата публикации 30.06.2023

Развитие эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольника средствами арт-терапии в работе педагога-психолога ДОО

Викулина Надежда Борисовна
Педагог-психолог МАОУ «Прогимназия № 81» г. Сыктывкар, Nadin1984-16@mail.ru

Аннотация: В данной статье освещается опыт работы педагога-психолога ДОО над развитием эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольников средствами арт-терапии. Статья написана с целью раскрытия основных принципов развития эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы у дошкольников, этапов, форм и методов развивающей работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста в рамках реализующейся на базе дошкольного отделения МАОУ «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара дополнительной развивающей психолого-педагогической программы «Я – радуга!».
Ключевые слова: ребенок, эмоции, дошкольный возраст, педагог-психолог, развитие, эмоциональный интеллект, арт-терапия.

Development of emotional intelligence and emotional-volitional sphere of a preschooler by means of art therapy in the work of a teacher-psychologist of preschool organization

Vikulina Nadezhda Borisovna
Teacher-psychologist of MAOU "Progymnasium No. 81" Syktyvkar

Abstract: This article highlights the experience of a teacher-psychologist of preschool educational institutions on the development of emotional intelligence and emotional-volitional sphere of preschoolers by means of art therapy. The article is written in order to reveal the basic principles of the development of emotional intelligence and emotional-volitional sphere in preschoolers, stages, forms and methods of developing work of a teacher-psychologist with preschool children within the framework of the additional developmental psychological and pedagogical program "I am a rainbow!" implemented on the basis of the preschool department of the MAOU "Progymnasium No. 81" in Syktyvkar.
Keywords: kid, emotions, preschool age, teacher-psychologist, correction, development, emotional intelligence, art therapy.

Правильная ссылка на статью
Викулина Н.Б. Развитие эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольника средствами арт-терапии в работе педагога-психолога ДОО // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-i-emotsionalno-volevoj-sfery-doshkolnika-sredstvami-art-terapii-v-rabote-pedagoga-psikhologa-doo.html (Дата обращения: 30.06.2023)

Основной принцип ФГОС ДО – полноценное проживание ребёнком всех этапов детства. Этот принцип осуществляется через обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, поддержку индивидуальности и инициативы детей, ориентацию на уровень развития ребёнка. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства невозможно без эмоционального отклика ребёнка на окружающую действительность, без выражения эмоций и чувств. Эмоции играют важную роль в адаптации и социализации личности ребенка дошкольного возраста. В разделе 2.6. ФГОС ДО отмечается важность развития эмоционально интеллекта дошкольника, его эмоциональной отзывчивости, эмпатии, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками [16].

Дошкольный возраст разнообразен эмоциями и чувствами, требует от ребенка правильного их понимания и соответствующего выражения. Эмоции в норме регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы ребенка, а также его деятельность [15]. Даже нормально развивающиеся дети часто подвержены влиянию переполняющих их чувств и не всегда могут управлять эмоциями. Требуется достаточно времени и сил для того, чтобы ребенок научился осознавать переживания, понимать эмоции других детей и взрослых. Важно научить ребенка управлять эмоциями. Такое умение позволит дошкольнику произвольно контролировать поведение (эмоционально-волевая сфера) и будет способствовать положительной коммуникации с окружающими.

Педагог-психолог в ДОО отвечает за грамотную организацию психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Приоритетное направление психолого-педагогического сопровождения - коррекционно-развивающая и профилактическая работа. Коррекция и развитие в обязательном порядке включают в себя работу с эмоциональным интеллектом ребенка дошкольного возраста. 

Международная практика показывает, что дошкольный возраст — это наиболее значимая ступень, для развития эмоционального интеллекта [1].

Возрастная психология и педагогика объясняют поэтапное развитие и становление личности человека, переход от одного этапа развития личности к другому сопровождается возрастным кризисом – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями [12].

Много затруднений во взрослении ребёнка вызывает у родителей, как правило, кризис 3-х лет – возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими [14]. Кризисный период развития сопровождается эмоциональной неустойчивостью ребёнка, а в период младшего дошкольного возраст, когда эмоционально-волевая сфера только начинает формироваться, эмоциональный интеллект еще не сформирован, даже на малейший раздражитель ребёнок реагирует неоправданно интенсивными откликами.

Как показывает практика, педагог-психолог в ДОО регулярно сталкивается с запросами родителей об индивидуальном консультировании или проведении индивидуальных коррекционных и развивающих занятий с детьми, касающимися именно вопросов возрастного кризиса трех лет.

Мы провели анализ поступающих запросов к педагогу-психологу от родителей детей (возраст 2 – 3 года) за 2020 – 2021, 2021 - 2022 уч.гг. (см. табл. 1).

Таблица 1. Анализ поступающих запросов от родителей воспитанников (возраст 2 – 3 года) за 2020 – 2021, 2021 - 2022 уч.гг.

Учебный год

Общее количество запросов к педагогу-психологу от родителей в учебном году

Направленность запроса

Количество запросов в учебном году

% от общего количества запросов родителей в учебном году

20 - 21

69

Особенности поведение ребенка (родитель не справляется)

12

17,4

Особенности проявления эмоций ребенка (родитель не справляется)

23

33,3

Особенности развития когнитивной сферы ребенка

8

11,6

Особенности развития личностной сферы ребенка, из них:

Агрессия

Тревожность/страхи

Истерики

Коммуникация

16

 

5

7

4

0

23,2

 

7,25

10,15

5,8

0

Адаптация к ДОО

10

14,5

21 - 22

57

Особенности поведение ребенка (родитель не справляется)

9

15,8

Особенности проявления эмоций ребенка (родитель не справляется)

17

29,9

Особенности развития когнитивной сферы ребенка

4

7,0

Особенности развития личностной сферы ребенка, из них:

Агрессия

Тревожность/страхи

Истерики

Коммуникация

19

 

4

7

5

3

33,3

 

7,0

12,3

8,8

5,3

Адаптация

8

14,0

Из представленных в таблице 1 данных о направленности запросов родителей детей трехлетнего возраста к педагогу-психологу можно условно выделить запросы, касающиеся сферы: эмоциональный интеллект (все запросы о проявлении эмоций: особенности проявления эмоций ребенка, особенности развития личностной сферы ребенка (агрессия, тревожность/страхи, истерики, коммуникация). Доля данных запросов, а также сводный анализ за 2 учебных года представлена в Диаграммах 1 – 3.

Из представленных данных видно, что на долю обращений родителей детей трехлетнего возраста к педагогу-психологу, более 50% запросов приходится на запросы – эмоциональная сфера, эмоциональный интеллект. Данная тенденция прослеживается на протяжении двух учебных лет.

В период среднего дошкольного возраста активно развивается психика ребенка. Это самый продуктивный, результативный и эффективный этап взросления дошкольника, в течение которого когнитивные функции и личностные особенности ребенка активно развиваются. В этот период родители замечают взросление ребенка. У дошкольника 4-5 лет начинает развиваться эмоционально-волевая сфера, развивается эмоциональный интеллект (способность человека распознать собственные чувства и эмоции, умение вызывать нужные эмоции созидания, управлять негативными чувствами; понимать эмоции и чувства других, выстраивать на основе понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми), появляется первое непосредственное осознавание своих и чужих эмоций и чувств (формируются первичные навыки рефлексии, эмпатии). Общение со сверстниками приносит детям радость и умение придерживаться определенных норм поведения. Ребенок расширяет круг общения и впускает в него первых друзей, вспоминая о них, ожидая новых встреч [8]. Важно в этот момент взросления ребёнка способствовать проявлению у него эмоциональной отзывчивости, что невозможно без понимания эмоций и чувств. В среднем дошкольном возрасте дети только учатся управлять эмоциями и контролировать эмоциональные проявления. И невозможность понимать и контролировать эмоции, адекватно выражать отрицательные эмоции влияет на качество построения общения со сверстниками в этом возрасте. Часто эмоционально несдержанные (дети с высокой эмоциональной лабильностью) и «эмоционально глухие» дети «отталкивают» от себя сверстников своим «плохим» поведением.  

Педагог-психолог ДОО начиная со среднего дошкольного возраста часто планирует и проводит диагностические исследование на изучение уровня личностной тревожности, агрессивности, коммуникативных способностей воспитанников. Для исследований используются следующие методики: тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [7]; анкета «Критерии агрессивности» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко) [9]; карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова) [17].

В таблице 2 представлены результаты данных диагностик за 2020 – 2021 и 2021 – 2022 уч. гг.

Таблица 2. Анализ диагностики уровня тревожности и агрессивности, уровня коммуникативных способностей.

Критерии диагностики

Уровень

Средняя дошкольная группа

(% участников)

Старшая дошкольная группа

(% участников)

 

сентябрь

май

сентябрь

май

 

2020 – 2021 уч.г.

Уровень личностной тревожности ребенка

Высокий

39

28

36

24

 

Средний

21

15

42

21

 

Низкий

40

57

22

55

 

Уровень агрессивности ребенка

Высокий

27

15

21

18

 

Средний

51

33

39

30

 

Низкий

22

52

40

52

 

Уровень коммуникативных способностей ребенка

Очень высокий

0

7

14

23

 

Высокий

3

21

29

42

 

Средний

42

51

27

30

 

Низкий

55

21

30

5

 

2021 – 2022 уч.г.

Уровень личностной тревожности ребенка

Высокий

36

21

28

18

 

Средний

28

12

15

9

 

Низкий

36

67

57

73

 

Уровень агрессивности ребенка

Высокий

0

0

15

7

 

Средний

24

18

33

21

 

Низкий

76

82

52

72

 

Уровень коммуникативных способностей ребенка

Очень высокий

0

14

7

18

 

Высокий

0

28

21

49

 

Средний

39

44

41

23

 

Низкий

61

14

31

10

 

Хочется сразу отметить, что, как видно из таблицы 2, диагностика проводилась педагогом-психологом 2 раза за учебный год. Это обусловлено тем, что на тот момент на базе дошкольного отделения МАОУ «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара реализовывалась программа по развитию эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольников, и данные, полученные в ходе диагностики использовались для оценки эффективности реализации программы.

Изучая таблицу 2 видно, что на протяжении 2-х учебных лет, примерно 1/3 воспитанников среднего дошкольного возраста имеет на начало учебного года высокий уровень личностной тревожности и больше половины воспитанников имеют низкий уровень коммуникативных способностей.

Снижение уровня тревожности и развитие коммуникативных способностей не возможны без соответствующего развития таких составляющих как: эмоциональный интеллект и эмоционально-волевая сфера.

В период старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) сверстник становится значимым в глазах ребенка. Эмпатийные проявления развиваются. Дети становятся способными к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Могут проявлять такие эмоции, как доброжелательность, чуткость, сострадание, сочувствие и заботу. Развитие эмоционально-волевой сферы и эмоционального интеллекта дошкольника близки к достижению своего «пика». Восприимчивые дети старшего дошкольного возраста, испытывающие затруднения в деятельности (особенно значимой), подвергаются нарастающему психоэмоциональному напряжению, излишней тревоге, волнению. Как результат, неустойчивое эмоциональное состояние, сложности с контролем и проявлением негативных эмоций. Необходимо психологически готовить ребенка к возможным трудностям, стратегиям преодоления. Неподготовленный ребенок, столкнувшись с трудностями, впадет в отчаяние, снизится мотивация к деятельности, повысится уровень тревожности, появится страх перед новой деятельностью. В дальнейшем это окажет негативное влияние на учебную деятельность ребенка. В этот момент взросления ребёнка надо также работать с ним над осознаванием, пониманием и принятием своих и чужих эмоций и чувств, над развитием эмпатии, рефлексии, уверенности в себе, над снижением тревожности, над развитием эмоционально-волевой сферы.

В Таблице 2. Также видно, что дети старшего дошкольного возраста (примерно 30%) на начало учебного года все равно имеют повышенный уровень личностной тревожности и сниженный уровень коммуникативных способностей.

Анализируя данные запросов родителей, результаты диагностических исследований в 2020 – 2021 уч. г., возникла идея создания развивающей программы для работы педагога-психолога. Основной идеей программы является развитие эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы у дошкольников 3 – 5 лет, используя эффективный и интересный метод работы, не перегружающий психику ребенка.

Свой выбор остановили на методе арт-терапии. Это обусловлено рядом причин. Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен сам процесс, а не конечный продукт и оценка [13]. Арт-терапия – это развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем [4]. Искусство: литература, музыка, изобразительное искусство, легко воспринимается детьми, и способствует целенаправленному эмоциональному развитию ребенка. Арт-терапевтические методы позволяют решать сложные и наболевшие проблемы эмоциональной и личностной сферы дошкольника, без давления и вмешательства со стороны взрослого, а через самопознание и отработку негативных чувств и эмоций ребёнком. Арт-терапевтические занятия – это безопасное пространство, где ребенок может в полной мере выражать себя и проявлять свой талант. Арт-терапия одинаково эффективна с тихими замкнутыми детьми, и с гиперактивными «хулиганами» [10]. Техники, применяемые в группах, гармонизируют эмоциональное состояние ребенка, снижают уровень стресса и тревоги. Работа в арт-терапевтической технике дает детям возможность овладеть необходимыми навыками выражения, осознания, отреагирования и контроля эмоций простыми и доступными для понимания методами, и приемами.

Программ направлена на то, чтобы дать ребенку возможность осознать и испытать всю гамму чувств и эмоций, научить выражать, понимать и дифференцировать свои чувства и эмоции, и помочь «отработать» отрицательные и положительные эмоции.

Отличительная особенность программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми. Программа является развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к реализуемой в ДОО Образовательной программе дошкольного образования. Данная программа направлена на то, чтобы по средствам арт-терапии помочь развитию ребенка на всех его возрастных этапах дошкольного детства.

Программа по развитию эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольников 3 – 5 лет средствами арт-терапии «Я – радуга!», направлена на развитие личности ребенка дошкольного возраста через арт-терапевтические средства самовыражения. Программа ориентирована на возрастные, индивидуальные, психологические особенности каждого ребёнка; создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его самовыражения, позитивной социализации и адаптации, личностного развития.

Программа по арт-терапии основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную развивающую направленность и ориентирована на решение детьми дошкольного возраста задач активизации внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоциональнозначимой деятельности. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству. Происходит планомерное развитие эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольников.

В занятия включены следующие разделы арт-терапии: изотерапия, песочная терапия, акватерапия, сказкотерапия, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами самовыражения и самопознания, способствует снижению психоэмоционального напряжения, коррекции тревожности, агрессивности, развитию творчества и инициативности для полноценного формирования психологического здоровья дошкольника.

В программе использовались материалы авторских программ и разработок: «Цветной мир» (Мардер Л.Д.) [11], «Азбука эмоций» (И.В. Ковалец) [5], «Чудеса на песке» (Грабенко Т.М., Зенкевич-Евстигнеева Т.Д.) [2], «Подарки фей» (Капская А.Ю., Мирончик Т.Л.) [3], «Сказочная шкатулка» (Л.М. Костина) [6].

Цель программы: формирование и развитие детей дошкольного возраста (3 – 5 лет), развитие эмоционально-волевой сферы и эмоционального интеллекта средствами арт-терапевтических приемов самовыражения и самопознания.

Задачи программы:

    • научить ребёнка дифференцировать и выражать свои чувства и эмоции;
    • научить ребёнка положительному самоотношению и принятию других людей;
    • обучить ребёнка рефлексивным умениям, развивать их;
    • снизить психоэмоциональное напряжение, в том числе в период возрастных кризисов;
    • корректировать повышенную тревожность, агрессивность, негативизм;
    • способствовать развитию у ребёнка творчества и инициативности;
    • развивать у ребёнка социально-коммуникативные навыки;
    • развивать у ребёнка мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, представление об окружающем мире, самоконтроль и волевые качества;
    • способствовать самопознанию ребёнка, осознанию своих и чужих чувств и эмоций;
    • формировать у ребёнка потребность в саморазвитии.

Средства и техники арт-терапии позволяют реализовать поставленные задачи полностью.

Ожидаемые результаты.

Программа «Я – радуга!» рассчитана на 3 учебных года. В результате реализации программы ожидается, что негативные проявления возрастного кризиса 3-х лет будут протекать мягче, будет развивается эмоционально-волевая сфера и эмоциональный интеллект дошкольника.

Тем самым будут обеспечиваться основные социокультурные потребности личности: принятие социальных норм общества и выстраивание собственной модели поведения в соответствии с нормами. У ребёнка разовьются способности к социальной адаптации, сгладятся негативные стороны поведения, что обеспечит его успешную социализацию в дальнейшем. Ребёнок может полноценно, «не мешая себе», развиваться, расти, проявлять инициативу и творчество, выстраивать уважительные отношения с сверстниками и взрослыми, и успешное взаимодействие с ними.

Программа на развитие эмоционального интеллекта предназначена для работы педагога-психолога ДОО с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Каждое занятие четко структурировано, в зависимости от года обучения по Программе, структура занятий усложняется. Любое занятие включает в себя определенные этапы:

  1. Подготовительный.

Основная цель: настроить детей на работу, организовать, установить с ними контакт, создать положительное эмоциональное состояние.

  1. Основной.

Основная цель: проработка запланированной темы, включение детей в арт-терапевтическую деятельность через показ способа (техники) действия (прослушивание и последующую работу со сказкой и т.п.), постановку задачи.

  1. Заключительный.

Основная цель: подведение итогов, анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с задачами, рефлексия.

Формы и методы работы.

Используемые в программе формы работы:

  • фронтальные занятия;
  • творческая работа;
  • рефлексия.

Используемые в программе основные методы работы:

  • Словесный – предварительная беседа, рассказ, объяснение, чтение и обсуждение художественной литературы (сказкотерапия), образное слово, словесный инструктаж с использованием терминов.
  • Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Использование в работе иллюстраций, фотографий, пиктограмм, презентаций, видеоматериалов. Составление плана работы.
  • Практический – выполнение работы под руководством педагога и самостоятельно. Творческая, исследовательская деятельность. Изготовление изделия, составление плана действий.
  • Арт-терапия – арт-терапевтическая деятельность, направленная на отработку заданной темы.

Используемые диагностические методики, представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Диагностические методики, используемые в Программе

Предмет оценивания

Методика, автор

Возрастной диапазон

Эмоциональная сфера

Диагностика эмоциональной сферы ребенка (Л.П. Стрелкова) [15].

5 – 7 лет

Уровень личностной тревожности ребенка

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [7]

4 – 7 лет

Уровень агрессивности ребенка

Анкета «Критерии агрессивности (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко) [9].

4 – 7 лет

Оценка социально-коммуникативных навыков

Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников

(А.М. Щетинина, М.А. Никифорова) [19].

3 – 7 лет

Требования к специалистам.

Реализацией Программы должен заниматься педагог-психолог ДОО, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Также реализация Программы подразумевает владение педагогом-психологом основными профессиональными компетенциями в соответствии с ФГОС ДО.

Требования к опыту работы, трудовому стажу, квалификации специалиста (педагога-психолога) не предъявляются.

Оценка эффективности реализации программы

 

С целью определения результативности реализации Программы педагогом-психологом проводилась первичная и итоговая диагностика детей-участников. Результаты диагностики качественных показателей представлены в таблицах 4, 5, количественных в таблице 6.

Таблица 4. Анализ диагностики эмоциональной сферы ребенка (Л.П. Стрелкова).

2020 – 2021 уч.г.

Критерии диагностики

Критерий оценивания

Младшая дошкольная группа (% участников)

Средняя дошкольная группа

(% участников)

Старшая дошкольная группа

(% участников)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Использование детьми мимики и пантомимики при показе различных эмоциональных состояний.

Полностью

0

0

12

36

64

87

Частично

24

45

45

58

31

13

Не использует

76

55

43

6

5

0

Выразительность речи детей при передаче различных эмоциональных состояний.

Полностью

0

0

9

21

43

64

Частично

18

36

27

39

46

33

Не передает

82

64

64

40

11

3

Узнавание детьми графических изображений различных эмоциональных состояний.

Полностью

0

0

36

69

55

87

Частично

58

76

55

31

45

13

Не узнает

42

24

9

0

0

0

Понимание детьми эмоционального состояния окружающих и причин его возникновения.

Полностью

0

0

0

18

27

39

Частично

15

42

27

39

45

55

Не понимает

85

58

73

43

28

6

Понимание детьми своего эмоционального состояния и причин его возникновения.

Полностью

0

0

9

36

45

69

Частично

18

48

45

60

55

31

Не понимает

82

52

46

4

0

0

2021 – 2022 уч.г.

Использование детьми мимики и пантомимики при показе различных эмоциональных состояний.

Полностью

0

0

0

45

36

91

Частично

27

48

45

51

58

9

Не использует

73

52

55

4

6

0

Выразительность речи детей при передаче различных эмоциональных состояний.

Полностью

0

0

0

40

21

73

Частично

18

39

36

53

39

27

Не передает

82

61

64

7

40

0

Узнавание детьми графических изображений различных эмоциональных состояний.

Полностью

0

0

0

75

69

90

Частично

55

76

76

25

31

10

Не узнает

45

24

24

0

0

0

Понимание детьми эмоционального состояния окружающих и причин его возникновения.

Полностью

0

0

0

35

18

69

Частично

18

48

42

45

39

28

Не понимает

82

52

58

17

43

3

Понимание детьми своего эмоционального состояния и причин его возникновения.

Полностью

0

0

0

42

36

72

Частично

15

45

48

58

60

28

Не понимает

85

55

52

0

4

0

По результатам входящей и итоговой диагностики по всем показателям эмоциональной сферы произошли существенные сдвиги уже на первом году обучения. Самые большие сдвиги видны по показателям «использование мимики и пантомимики» (от 0% до 91% участников), «узнавание графических изображений эмоций» (от 0% до 87% участников), «понимание своего эмоционального состояния» (от 0% до 69% участников). «Понимание детьми эмоций других людей и причин их возникновения» в первый год реализации Программы имел самый небольшой прирост (до 39% участников), но на второй год реализации этот показатель возрос у 69% участников. Реализация Программы на втором году обучения укрепила и упрочила положительную динамику. Можно сделать вывод о том, что в результате планомерной работы по Программе развивается эмоциональный интеллект дошкольников, достигаются качественные показатели эффективности по данному критерию.

 

Таблица 5. Анализ диагностики по Карте наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова).

2020 – 2021 уч.г.

Критерии диагностики

Критерий оценивания

Младшая дошкольная группа (% участников)

Средняя дошкольная группа

(% участников)

Старшая дошкольная группа

(% участников)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Коммуникативные качества

Эмпатийность

Всегда

0

0

3

12

28

45

Часто

0

0

21

28

45

39

Редко

100

100

76

60

27

16

Доброжелательность

Всегда

9

18

15

28

36

45

Часто

24

33

39

45

45

30

Редко

67

49

46

27

19

6

Искренность

Всегда

28

32

36

58

58

66

Часто

28

39

28

31

36

28

Редко

44

29

36

11

6

6

Открытость в общении

Всегда

9

18

24

36

39

45

Часто

15

30

27

45

48

51

Редко

76

52

49

19

13

4

Конфронтация

Всегда

0

0

9

24

36

48

Часто

0

0

18

21

39

42

Редко

100

100

73

55

25

10

Инициативность

Всегда

12

27

30

45

51

54

Часто

30

48

45

51

42

46

Редко

58

25

25

4

7

0

Коммуникативные действия и умения

Организационные

Всегда

0

0

12

28

39

45

Часто

0

0

36

45

30

33

Редко

100

100

52

27

31

22

Перцептивные

Всегда

0

0

12

30

28

36

Часто

0

0

24

45

33

33

Редко

100

100

64

25

39

31

Оперативные

Всегда

0

0

28

42

48

87

Часто

0

0

42

36

45

13

Редко

100

100

30

22

7

0

2021 – 2022 уч.г.

Коммуникативные качества

Эмпатийность

Всегда

0

0

0

18

12

42

Часто

0

0

0

36

28

39

Редко

100

100

100

46

60

19

Доброжелательность

Всегда

9

18

18

39

28

48

Часто

27

42

33

51

45

39

Редко

64

40

49

10

27

13

Искренность

Всегда

28

35

32

60

58

69

Часто

28

42

39

31

31

31

Редко

44

23

29

9

11

0

Открытость в общении

Всегда

9

24

18

39

36

48

Часто

18

33

30

45

45

52

Редко

73

43

52

16

19

0

Конфронтация

Всегда

0

0

0

28

24

48

Часто

0

0

0

33

21

42

Редко

100

100

100

39

55

10

Инициативность

Всегда

9

30

27

45

45

57

Часто

27

42

48

51

51

43

Редко

64

28

25

4

4

0

Коммуникативные действия и умения

Организационные

Всегда

0

0

0

24

28

48

Часто

0

0

0

42

45

36

Редко

100

100

100

34

27

16

Перцептивные

Всегда

0

0

0

28

30

45

Часто

0

0

0

41

45

42

Редко

100

100

100

31

25

13

Оперативные

Всегда

0

0

0

39

42

90

Часто

0

0

0

39

36

10

Редко

100

100

100

22

22

0

 Показатели социально-коммуникативных навыков детей-участников также растут. Самый небольшой прирост показывают коммуникативные действия и умения. Это объясняется тем, что дети 5-ти лет еще не в полной мере овладевают речью, могут иметь различные речевые нарушения и затруднения, особенности воспитания. Тем не менее прирост этих показателей также увеличивается, причем на второй год реализации Программы прирост более очевиден (у 45 – 48% участников, и у 90% участников). Из коммуникативных качеств самый большой рост показывают «искренность» и «инициативность» (у 57% участников и у 69% участников соответственно на втором году реализации). Прирост показателя «конфронтация» пока не имеет количественного увеличения ко второму году реализации Программы. Скорее всего это обусловлено возрастными и личностными особенностями развития (детям 5-ти лет еще сложно отстаивать свою точку зрения бесконфликтно, подбирая аргументированные доказательства). Возможно следует предлагать на занятиях больше заданий, связанных с данным коммуникативным качеством. Можно сделать вывод о том, что в результате планомерной работы по Программе достигаются качественные показатели эффективности развития и социально-коммуникативных навыков. Дети становятся инициативными, доброжелательными, проявляют эмпатию, учатся договариваться и активно качественно взаимодействовать друг с другом и со взрослым.

Таблица 6. Анализ диагностики уровня тревожности и агрессивности, уровня коммуникативных способностей.

2020 – 2021 уч.г.

Критерии диагностики

Уровень

Младшая дошкольная группа (% участников)

Средняя дошкольная группа

(% участников)

Старшая дошкольная группа

(% участников)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Уровень личностной тревожности ребенка

Высокий

-

-

39

28

36

24

Средний

-

-

21

15

42

21

Низкий

-

-

40

57

22

55

Уровень агрессивности ребенка

Высокий

31

24

27

15

21

18

Средний

39

24

51

33

39

30

Низкий

30

52

22

52

40

52

Уровень коммуникативных способностей ребенка

Очень высокий

0

0

0

7

14

23

Высокий

0

0

3

21

29

42

Средний

28

39

42

51

32

30

Низкий

72

61

55

21

25

5

2021 – 2022 уч.г.

Уровень личностной тревожности ребенка

Высокий

-

-

36

21

28

18

Средний

-

-

28

12

15

9

Низкий

-

-

36

67

57

73

Уровень агрессивности ребенка

Высокий

28

18

0

0

15

7

Средний

42

21

24

18

33

21

Низкий

30

61

76

82

52

72

Уровень коммуникативных способностей ребенка

Очень высокий

0

0

0

14

7

18

Высокий

0

0

0

28

31

49

Средний

24

36

39

44

41

23

Низкий

76

64

61

14

21

10

На момент проведения входящей диагностики в течении двух лет реализации Программы самое большое количество детей с высоким уровнем агрессивности выявляется в младшем дошкольном возрасте (у 31% участников и у 28% участников соответственно). Этот показатель значительно снижается к концу года (у 7% участников и у 10% участников), при этом повышается доля детей с низким уровнем агрессивности (на 22% в первый год и на 29% во второй). Также снижается и доля детей с высоким уровнем тревожности (на 11 – 12%), значительно повышается доля детей с низким уровнем тревожности (на второй год реализации у 73% участников). Положительная динамика наблюдается и в развитии коммуникативных способностей. Низкий уровень к концу второго года обучения показало только 18% воспитанников среднего дошкольного возраста и 10% старшего дошкольного. Тогда как на начало обучения по Программе низкий уровень коммуникативных способностей демонстрировало 55% детей среднего дошкольного возраста и 25% - старшего дошкольного возраста.

Все приведенные данные свидетельствуют о том, что реализация Программы действительно положительно влияет на развитие эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы детей в дошкольном возрасте.

Таким образом можно сказать, что, разработанная программа развития эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольников «Я – радуга!», основанная на использовании арт-терапевтических технологий и реализованная на базе дошкольного отделения МАОУ «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара с воспитанниками 3 – 5 лет, способствовала позитивным изменениям в развитии эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольников. Анализ данных показал, что реализация программы помогает в снижении уровня тревожности и уровня агрессивности, развитии эмоциональной сферы и коммуникативных способностей у воспитанников. Работа педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой сферы дошкольников методами и средствами арт-терапии доказала свою эффективность и может использоваться в дальнейшем. 


Список литературы

1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. –М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2012. – 478 с.
2. Грабенко Т.М., Зенкевич-Евстигнеева Т.Д. Игра с песком: практикум по песочной терапии: [6+] / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зенкевич-Евстигнеева - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2022. – 252 с.
3. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. СПб.: Речь, 2008. - 224 с.
4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: [16+] / М. В. Киселева. - Санкт-Петербург: Речь; Москва: Речь, 2022. - 158 с.
5. Киселёва Т.С. Азбука эмоций: [для занятий взрослых с детьми (текст читают взрослые): для дошкольного возраста: 0+] / Т. Киселёва, Е. Сергиенко, Е. Хлевная. - Москва: АСТ, Малыш, 2021. - 159 с.
6. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
7. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2006. - 198 с.
8. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Кошелева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.
9. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя (Выпуск 2). — Киев, 1992.
10. Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий, Спб.: Речь, 2008. – 256 с.
11. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного возраста. – М.: Генезис, 2007. – 143 с., ил.
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития и бытия личности: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная психология", "Педагогика" : в двух томах / В. С. Мухина. - 18-е изд., перераб. и доп. - Москва: Наука, 2022.
13. Психодиагностика в арт-терапии: монография / А. И. Копытин. - Санкт-Петербург: Речь; Москва: Речь, 2022. - 284 с.
14. Психология развития: словарь / ред. А. Л. Венгер. - Москва: PerSe; СПб.: Речь, 2005. - 175 с.
15. Стрелкова Л.П. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва, 2019. – 116 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс]. – Режим доступа: htpp://fgos.ru
17. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2020. - 88 с.

Расскажите о нас своим друзьям: