Социальная психология | Мир педагогики и психологии №10 (51) Октябрь 2020

УДК 37.015.3

Дата публикации 31.10.2020

Развитие духовно-нравственной воспитанности младших школьников посредством изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Усова Ангелина Владимировна
студентка 5 курса Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки

Аннотация: В статье раскрыты сущность и роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности детей младшего школьного возраста, приведена характеристика курса «Основы религиозных культур и светской этики». На основе изучения данного вопроса разработаны критерии и показатели духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста. В статье приведен анализ уровня духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста – обучающихся муниципального бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 10 города Ессентуки Ставропольского края и тематика этических бесед по духовно-нравственному воспитанию с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Результаты проведения исследования: у 40% испытуемых диагностирован высокий уровень духовно-нравственной воспитанности (повышение показателя на 25%), средний и низкий уровень застенчивости – 30% (снижение показателей 10% и 15% соответственно).
Ключевые слова: Общеобразовательные учреждения, дети младшего школьного возраста, духовно-нравственное воспитание, курс «Основы религиозных культур и светской этики», критерии и показатели духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Development of the spiritual and moral upbringing of primary schoolchildren by studying the course "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics"

Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate professor Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki
Usova Angelina Vladimirovna
5 year student, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki

Abstract: The article reveals the essence and role of spiritual and moral education in the development of the personality of children of primary school age, the characteristics of the course "Foundations of religious cultures and secular ethics" are given. Based on the study of this issue, criteria and indicators of the spiritual and moral development of children of primary school age have been developed. The article provides an analysis of the level of spiritual and moral development of children of primary school age - students of the municipal budgetary institution, secondary school № 10 of the city of Essentuki, Stavropol Territory and the topic of ethical conversations on spiritual and moral education with children of primary school age in the framework of the course "Fundamentals of religious cultures and secular ethics ". Results of the study: 40% of the subjects were diagnosed with a high level of spiritual and moral education (an increase in the indicator by 25%), an average and low level of shyness - 30% (a decrease in indicators of 10% and 15%, respectively).
Keywords: General educational institutions, children of primary school age, spiritual and moral education, the course "Foundations of religious cultures and secular ethics", criteria and indicators of the spiritual and moral development of younger students.

Правильная ссылка на статью
Декман И.Е., Усова А.В. Развитие духовно-нравственной воспитанности младших школьников посредством изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-dukhovno-nravstvennoj-vospitannosti-mladshikh-shkolnikov-posredstvom-izucheniya-kursa-osnovy-religioznykh-kultur-i-svetskoj-etiki.html (Дата обращения: 31.10.2020)

Духовно-нравственное развитие детей в настоящее время становится главной педагогической проблемой, от решения которой зависит будущее как самого ребенка, так и общества в целом, а также судьба государственности в России. Духовность, нравственность являются базовыми характеристиками личности, которые проявляются в деятельности и поведении человека.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире дети живут и развиваются, окруженные большим разнообразием источников активного воздействия на них как положительного, так и отрицательного характера, которые каждый день обрушиваются на неокрепшую психику и чувства ребенка, на его формирующуюся систему нравственности. На современном этапе развития системы образования начальное общее образование является фундаментом всего последующего

образования, а духовно-нравственное воспитание детей выступает как первоочередная задача системы образования в целом.

Проблемой духовно-нравственного воспитания детей занимались многие педагоги, среди которых Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Однако в настоящее время происходит переосмысление опыта прошлого в области духовно-нравственного воспитания детей, с учетом социально-экономических и духовных изменений, происходящих в обществе.

Теоретической базой исследования выступили положения, представленные в работах О.С. Богдановой [1], Е.Е. Игнатьевой [2], Л.А. Николаевой [3], М.Г. Яновской [4] и других, в которых выявляется сущность основных понятий духовно-нравственного воспитания, указываются способы, формы и методы его развития.

Процесс духовно-нравственного воспитания нашел отражение в фундаментальных работах М.В. Головушкиной [5], А.Я. Данилюка [6], А.И. Еремкина [7], А.В. Калинина [8] и др., в которых авторы говорят об основополагающих отношениях людей друг к другу, к семье и обществу, о принципах и нормах, основанных на критериях добра и зла, лжи и истины.

Е.Е. Игнатьевой, под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс взаимодействия педагогов и детей, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей [2, с. 8].

Кроме того, отмечается, что младший школьный возраст является сензитивным периодом в духовно-нравственном воспитании ребенка, в формировании таких качеств личности как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, любовь к труду, принципиальность, бережливость, интерес к профессии и др.

Для духовно-нравственного воспитания детей педагогам требуются не только знания предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное развитие младших школьников, включая взаимодействие с родителями обучающихся. В духовно-нравственном воспитании в настоящее время уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае – за счет психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения. Более того, анализ реальной практики позволяет сделать вывод о том, что духовно-нравственному воспитанию младших школьников в семье не уделяется должного внимания. Большинство молодых родителей, не готовы в полной мере к духовному развитию детей. Наблюдается существенный «перевес» в осуществлении одних ценностей в ущерб другим [2, с.8]. Вот почему с 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который вводит в содержание общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Основной принцип, заложенный в содержании курса, − общность в многообразии, многоединство, поликультурность, − отражает культурную, социальную,этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

В рамках настоящего исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая имела своей целью обосновать возможность духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста посредством реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Эмпирической базой исследования выступило муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 города Ессентуки Ставропольского края. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста 9-10 лет (4 «А» класс) в количестве 20 человек.

Наша работа состояла из трех основных этапов:

- на первом этапе была проведена первичная диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста;

- на втором этапе разработана и проведена серия этических бесед по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

- на третьем этапе проведена повторная диагностика и сравнительный анализ показателей.

Чтобы оценить уровень духовно-нравственной воспитанности младших школьников, нами были разработаны критерии и показатели духовно-нравственной воспитанности детей данной возрастной группы, что отображено в таблице 1.

Таблица 1. Критерии и показатели духовно-нравственной воспитанности младших школьников

Критерии

Показатели духовно-нравственной воспитанности младших школьников

Эмоциональный

степень развития эмоционального отношения к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия.

Когнитивный

полнота и объем нравственных знаний и знаний о духовно- нравственных ценностях;

степень интереса к этим знаниям.

Поведенческий

наличие практического опыта готовности следовать принятым духовно-нравственным ценностям в поведении;

степень способности оценить поведение свое и окружающих с позиции следования духовно-нравственным ценностям.

Исходя из выделенных критериев и показателей духовно-нравственной воспитанности младших школьников, нами был подобран диагностический инструментарий исследования. Так, в ходе констатирующего этапа исследования были использованы диагностические методики М.И. Шиловой:

- «Диагностика нравственной воспитанности»;

- «Диагностика этики поведения»;

- «Диагностика отношения к жизненным ценностям»;

- «Диагностика нравственной мотивации».

Выбранные нами методики изучения уровня духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста в полной мере соответствуют проведению диагностического психолого-педагогического обследования детей данной возрастной группы.

Определив диагностический инструментарий, нами была проведена первичная психологическая диагностика исходного уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников, результаты которой представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровень духовно-нравственной воспитанности младших школьников

Дети с выраженным высоким уровнем духовно-нравственной воспитанности (40%) способны называть нравственные нормы и правила, они полностью понимают их значение для взаимоотношений между людьми, а также умеют грамотно оценивать поведение детей и мотивировать свою оценку. Дети имеют представление о таких категориях, как «щедрость-жадность», «трудолюбие-лень». Мы можем предполагать, что данным понятиям уделяется достаточное внимание в воспитательном процессе, они усвоены детьми  и имеют определенную нравственную направленность с полюсами «хорошо-плохо».

Дети со средним уровнем духовно-нравственной воспитанности (30%) правильно называют и оценивают нравственные нормы, однако у них недостаточно сформированы представления о них, дети не умеют обосновывать и мотивировать свою оценку.  У них имеется правильное представление о соотношении нравственных понятий «правдивость и лживость».

Низкий уровень духовно-нравственной воспитанности детей (30%) показывает недостаточную сформированность моральных представлений детей, что проявляется в неумении идентифицировать нравственную норму, односложности ответов, неспособности дать свою оценку действиям героев, поступкам детей и взрослых и обосновывать мх. Лишь немногие смогли показать наличие признаков эмоциональной культуры во взаимоотношениях с людьми. Соответственно, можно говорить о том, что у детей плохо развиты показатели эмпатии, сочувствия, желание помочь в чужой беде. В большей степени проявляется индивидуализм как ведущая линия поведения.

Исследованные нами элементы духовно-нравственной воспитанности  младшего школьника: наличие и характер нравственных ориентиров, понимание нравственных категорий и норм, а также уровень нравственных представлений, сформированы в удовлетворительной степени. Это значит, что ряд элементов духовно-нравственной воспитанности недостаточно сформирован, либо имеют пробелы в виде неумения выделять, оценивать и обосновывать моральное содержание действий и поступков людей. Поэтому мы считаем важным разработку серии этических бесед по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста для развития «недостающих» элементов нравственной культуры младших школьников и проведение их в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Цель проведения этических бесед: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, которое основывается на на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений [1, с.25].

Задачи проведения этических бесед:

  • развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры для изучения гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде Ставропольского края на основе взаимного уважения и диалога для сохранения мира и согласия.

В рамках настоящего исследования в течение сентября 2020 года нами было проведено 12 этических бесед по духовно-нравственному воспитанию с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Беседы проводились продолжительностью до 30 минут 3 раза в неделю.

Тематика этических бесед по духовно-нравственному воспитанию с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики», представлена в таблице 1.

Таблица 1. Тематика бесед по духовно-нравственному воспитанию с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Срок реализации

Тематика занятий

Первая неделя сентября

1. «Духовный мир человека. Культурные традиции».

2. «Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали».

3. «Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории».

Вторая неделя сентября

1. «Что такое скромность?»

2. «Что такое справедливость?  По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым».

3. «Что такое сознательность?».

Третья неделя сентября

1. «Привычки - хорошие и плохие».

2. «Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений».

3. «Что такое стыд, вина, честь, совесть. Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Четвертая неделя сентября

1. «Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная».

2. «Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России».

3. «Жизнь человека – высшая нравственная ценность».

Анализ проведенной работы с детьми показал, что дети с интересом участвовали в беседах, обсуждали проблемные темы, приводили примеры поступков персонажей сказок, рассказов и историй, а также  приводили примеры из жизни своего класса и внешкольной жизни. В целом во всех беседах разбор предложенных тем проходил очень эмоционально, живо, увлеченно.

Этические беседы в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» позволили развить навыки критического мышления детей, диалога и взаимодействия с религиозными культурами, повысить грамотность и понимание смысла религиозной проблематики и ценностей религиозного мировоззрения независимо от того, является ли сам младший школьник верующим или нет.

После проведения серии этических бесед, нами было проведено контрольное обследование детей с целью изучения уровня их духовно-нравственной воспитанности.

Результаты повторного обследования представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Сравнительные данные по уровню духовно-нравственной воспитанности младших школьников

Как видно из рисунка 1 на контрольном этапе эксперимента мы имеем положительную динамику:

- на 25% увеличился показатель по высокому уровню духовно-нравственной воспитанности;

 -  на 10% снизился показатель по среднему уровню духовно-нравственной воспитанности;

 - на 15% снизился показатель по низкому уровню духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

По окончанию эксперимента нами отмечено увеличение количества детей, понимающих значение нравственности, морально ответственного поведения в жизни отдельного человека, семьи и общества в целом. Отмечено уважительное отношение детей к разным духовным и светским традициям, понимание детьми таких ценностей как Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

Таким образом, обобщив результаты контрольного этапа эксперимента мы приходим к выводу о том, что проведение этических бесед по духовно-нравственному воспитанию с младшими школьниками в рамках реализации программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» дало положительный эффект и способствовало увеличению числа детей с высоким уровнем духовно-нравственной воспитанности на 25%.

Подводя итог настоящему исследованию, можно отметить, что духовно-нравственные качества детей должны закладываться уже на ступени начального общего образования  на уроках  «Основы религиозных культур и светской этики», которые основаны на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

Вместе с тем, педагоги общеобразовательный учреждений должны понимать, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах вышеуказанного курса, но и в создании определенной духовно-нравственной  атмосферы в семье, в школе, в обществе, которая бы способствовала духовному становлению детей,  пробуждала в них желание делать добро.


Список литературы

1. Богданова О.С. Этические беседы с младшими школьниками. М.: Просвещение, 2002. – 192 с.
2. Игнатьева Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников // Воспитание школьников. 2017. № 9. С. 8-11.
3. Николаева Л.А. Этическая беседа как средство нравственного воспитания младших школьников // Первое сентября. 2016. № 5. С. 14. Режим доступа: http://www.vlivkor.com/2007/ (Дата обращения: 22.10.2020)
4. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности. СПб.: Питер, 2003. – 413с.
5. Головушкина М.В. Формирование основ духовно-нравственного воспитания // Известия высших учебных заведений. 2017. № 2 (22). С. 121-127.
6. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2019. — 125 с.
7. Еремкин А.И. Проблемы духовного воспитания в современной школе // Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: материалы историко-педагогических чтений: сб. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф. 05 марта 2018 г. – Белгород, 2018. – С. 11-22.
8. Калинина А.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа. 2011. № 1. С.46-50.

Расскажите о нас своим друзьям: