Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №10 (51) Октябрь 2020
УДК 376.112.4
Дата публикации 31.10.2020
Изучение нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Мирзаханян Сирарпи Саргисовна
Магистр специального (дефектологического) образования, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва greis_tain@bk.ru
Научный руководитель Приходько Оксана Георгиевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва
Аннотация: Дошкольный возраст-это период наиболее интенсивного совершенствования речевой деятельности. В этот период обогащается словарный запас ребенка, произносительная сторона речи, формируется связная речь. В настоящее время увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями, в частности, с нарушениями в двигательной сфере, в ручной моторике.
Ключевые слова: дизартрия, минимальные дизартрические расстройства, иннервация речевого аппарата, ручная моторика.
Master of special (defectological) education, Moscow city pedagogical University, Russian Federation, Moscow
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Moscow city pedagogical University, Russian Federation, Moscow
Abstract: Preschool age is the period of the most intensive improvement of speech activity. During this period, the child's vocabulary is enriched, the pronouncing side of speech is formed, and coherent speech is formed. Currently, the number of children with various speech disorders is increasing, in particular, with disorders in the motor sphere, in manual motor skills.
Keywords: dysarthria, minimal dysarthric disorders, innervation of the speech apparatus, manual motor skills.
Мирзаханян С.С. Изучение нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/izuchenie-narushenij-proiznositelnoj-storony-rechi-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-so-stertoj-dizartriej.html (Дата обращения: 31.10.2020)
Речь выступает одной из самых важных психических функций человека, это форма общения людей при помощи языковых конструкций. Она выступает инструментом мыслительной деятельности человека. Она выполняет следующие важные функции: коммуникативную (передача друг другу определенных сведений), регулирующую (выступает регулятором человеческих отношений, общения и поведения), понятийную (выступает орудием понятийного мышления). С помощью речевой деятельности у ребенка дошкольного возраста осуществляется не только анализ и обобщение поступающей информации, но и формулируются суждения и выводы. К нарушениям речи относится дизартрия, которая представляет собой нарушение просодической характеристики речевой деятельности, обусловленное ограниченной подвижностью органов речевого аппарата (языка, губ, мягкого неба), из-за чего значительно затруднена артикуляционная деятельность. Нарушение произносительной стороны речи оказывает отрицательное воздействие на формирование всех остальных сторон речи. Дизартрические нарушения могут проявляться в различной степени, в частности, к легкой степени относятся минимальные дизартрические расстройства [10].
Проблемой исследования минимальных дизартрических расстройств занимались Р.И. Мартынова, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская, О.А. Токарева [11].
Целью статьи является изучение нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией, то есть с минимальными дизартрическими расстройствами.
У детей дошкольного возраста нарушения произносительной стороны речи выступают одной из наиболее часто встречающихся форм речевой патологии. Она включает в себя нарушение звукопроизношения, голосообразования, просодической стороны речи и сочетается с нарушением иннервации речевого, голосового и дыхательного аппаратов [5].
Преодоление минимальных дизартрических расстройств у детей дошкольного возраста предполагает применение комплексного подхода, то есть
совместных усилий психолога, логопеда и невропатолога. В процессе коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизносительной стороны речи ставятся следующие задачи: развитие психофизиологических механизмов, которые способствуют овладению сенсорных и моторных звеньев речевого процесса, формирование правильных навыков звукопроизношения на материале свистящих звуков, интонационной выразительности. Система преодоления нарушений произносительной стороны речи включает в себя развитие навыков правильного звукопроизношения, формирование ручной моторики, интонационной выразительности речи.
Причинами минимальных дизартрических расстройств в течение пренатального, натального и постнатального периодов формирования детского организма служат следующие: токсикоз беременности, стремительные или сухие затяжные роды, явления асфиксии новорожденных различной степени выраженности, хроническая гипоксия плода, кислородная недостаточность.
Обучению детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами должно предшествовать подробное и очень внимательное исследование речевой моторики, звукопроизносительной стороны речевой деятельности и общего речевого развития [8]. Обследование начинают с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в спокойном состоянии. Отмечают выраженность носогубных складок и их симметричность, характер линии губ и плотность их смыкания, устанавливается наличие гиперкинезов мимической мускулатуры. У ребенка проверяют умение держать рот закрытым, закрывать глаза, нахмуривать брови, наличие содружественных движений, которые позволяют ребенку усовершенствовать приобретаемый навык. Перед обследованием двигательной активности артикуляционного аппарата, необходимо выявить особенности его строения и нарушения анатомического характера. При этом очень важно отметить особенности работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи, характер движений органов артикуляционного аппарата, их четкость, появление
призвуков, проверяется способность различать фонемы родного языка, определять количество звуков в слове, положение в слове каждого звука, составление из звуков слов.
Основной задачей коррекции и устранения минимальных дизартрических расстройств у детей дошкольного возраста является нормализация общей и артикуляционной моторики при помощи кинезиотерапии (лечения движением) и специально организованного коррекционного обучения. Коррекционная работа включает в себя пропедевтический этап, этап коррекции фонетической стороны речи и коррекции лексико-грамматической стороны речи.
Система работы по устранению дизартрии у детей включает в себя логопедические занятия по постановке правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматической стороны речи, формирования речевого дыхания, упражнения для мелкой моторики. Для оптимизации работы мышц речевого аппарата необходимо применять на занятиях с ребенком массаж языка и лица. Эти упражнения оказывают положительное влияние на общее нервное самочувствие, улучшают артикуляционные навыки. Благодаря применению массажа у детей с минимальными дизартрическими расстройствами устраняется статичность и затруднения подвижности органов артикуляционного аппарата (неба, губ, языка), улучшается качество речевой деятельности, нормализуется тонус мышц и кровообращение в тканях и головном мозге [10].
Таким образом, логопедическая работа по преодолению минимальных дизартрических расстройств у детей дошкольного возраста предполагает формирование фонетико-фонематической стороны речевой деятельности, развитие навыков управления мышцами оральной области, формирование силы и координации артикуляционных движений, развитие просодических компонентов речевой деятельности. Своевременная коррекционно-развивающая работа по преодолению минимальных дизартрических расстройств выступает очень важным условием для формирования
психологической готовности детей к обучению в школе, способствует социальной адаптации дошкольников со стертой дизартрией.
Список литературы
1. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. /Е. Ф. Архипова. Москва: Астрель, 2008. 123 с.
2. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Москва: ТЦ Сфера, 2008. 64 с.
3. Блыскина, И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004. 112 с.
4. Винарская Е. Н. Дизартрия. — М.: АСТ АСТРЕЛЬ, Транзит –книга, 2005. — 141 с. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореф. дис. на соиск. Учён. Степ. канд. пед. наук / И. Б. Карелина — М.: 2000. — 23 с. Киселёва В. А. Комплексное исследование детей со стёртой дизартрией // Логопедия: методические традиции и новаторство. М. –В., 2003, -С. 39 -50
5. Гарева, Т. А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Т. А. Гарева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 95-97.
6. Лалаева, Р. И. Логопедия в таблицах и схемах. /Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, С. Н. Шаховская. Москва: Парадигма. 2009. 216 с.
7. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2005.192 с.
8. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
9. Федосова, О. Ю. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей/ Федосова О. Ю., Нестерова Т. В.// Самарский научный вестник. 2014. № 1. С. 110-113.
10. Приходько, О. Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста// Специальное образование. 2010. №2. С.68-81.
11. Соботович, Е.Ф., Чернопольская, А. Ф.. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Электронный ресурс].