Социальная психология | Мир педагогики и психологии №10 (51) Октябрь 2020
УДК 373.2
Дата публикации 31.10.2020
Проектирование совместной двигательно-игровой деятельности младших и старших дошкольников как условие позитивной социализации
Серых Лариса Викторовна
канд.пед.наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования, ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», г.Белгород, seryh_lv@beliro.ru
Аннотация: В настоящее время более 57% детей дошкольного возраста испытывают затруднения в организации самостоятельной двигательно-игровой деятельности. Обсуждение игровых правил и действий, понимание эмоций сверстников, разновозрастное взаимодействие в двигательно-игровой деятельности – «проблемные точки» социализации детей старшего и младшего возраста. Целью исследования стало выявление представления старших дошкольников о правилах взаимоотношений с младшими в двигательной деятельности, определение их готовности к выполнению этих правил и оценке детских поступков. Использованы методы теоретического анализа, сравнения, аналогии, модифицированная методика «Сюжетные картинки» (по Р.М. Калининой), статистическая обработка полученных результатов при помощи t-критерия Вилкоксона. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в образовательном процессе детского сада недостаточно внимания уделяется развитию готовности старших дошкольников к взаимодействию с младшими. Результаты диагностики показали, что более 30% старших дошкольников испытывают проблемы в понимании смысла взаимодействия, затрудняются в определении эмоционального состояния младшего ребенка, нуждаются в помощи взрослого или сверстника. Использование технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности способствует повышению эффективности взаимодействия старших и младших детей в двигательно-игровой деятельности.
Ключевые слова: социализация дошкольников, проектирование совместной деятельности, игра, физическое развитие, разновозрастное взаимодействие
Cand. Sci. (Pedagodical), associate professor of Preschool and Primary Education RSAEI APE “Belgorod Institute of Educational Development", Russia, Belgorod
Abstract: Currently, more than 57% of preschool children experience difficulties in organizing independent motor and play activities. Discussion of game rules and actions, understanding the emotions of peers, and different-age interaction in motor and game activities are the "problem points" of socialization of older and younger children. The purpose of the study was to identify the ideas of older preschoolers about the rules of relationships with younger children in motor activity, determine their readiness to comply with these rules and evaluate children's actions. Methods of theoretical analysis, comparison, analogy, modified method "Plot pictures" (according to R. M. Kalinina), statistical processing of the results obtained using the Wilcoxon t-test were used. Methods of theoretical analysis, comparison, analogy, modified technique "Plot pictures" (according to R. M. Kalinina), statistical processing of the results obtained using the Wilcoxon t-test were used in the research. The results of the study indicate that in the educational process of kindergarten, insufficient attention is paid to the development of the readiness of older preschoolers to interact with younger ones. Diagnostic results showed that more than 30% of older preschoolers have problems understanding the meaning of interaction, find it difficult to determine the emotional state of a younger child, and need the help of an adult or a peer. Using of technology for socialization of preschoolers in motor and game activities contributes to improving the effectiveness of interaction between older and younger children in motor and game activities.
Keywords: preschool children's socialization, joint activity design, game, physical development, multi-age interaction
Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00752 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности»
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для освоения социального пространства, развития навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, усвоения ценностных ориентиров, правил и норм поведения в обществе.
Г.М. Андреева рассматривает социализацию как процесс, в котором человек не только усваивает социальный опыт и систему социальных отношений, но и преобразовывает окружающий мир благодаря своей творческой деятельности [1]. Позитивная социализация как «двунаправленный процесс» включает не только «освоение социального поведения, социальных ролей, норм, и культурных традиций», но и «субъективное психологическое благополучие человека» [2].
Исследователями отмечаются проблемы социализации современных дошкольников, а именно: 77% старших дошкольников демонстрируют недостаточный уровень самостоятельности, умение без вмешательства взрослого доводить до конца дело, игру, 47% детей в группе затрудняет разновозрастное взаимодействие в двигательно-игровой деятельности, 75% дошкольников проявляют недостаточный уровень понимания игровой роли [3]. Мы полагаем, что проблемы социализации еще напрямую связаны с разрушением игрового пространства детства, и отсутствием, по своей сути, условий для разновозрастного взаимодействия старших и младших дошкольников. На ценность такого взаимодействия в позитивной социализации детей указывали Л.Н. Волошина, С.Г. Якобсон, Н.П. Гришаева [4, 5, 6].
В исследованиях названных авторов отмечается, что в условиях разновозрастного взаимодействия дошкольников в двигательно-игровой деятельности осуществляется передача двигательного опыта от старших дошкольников к младшим, возможно эффективно стимулировать двигательную активность младших, старшие дети имеют возможность продемонстрировать свои успехи, проявить заботу и внимание, совместные игры создают условия для радостных переживаний, происходит формирование произвольности и ответственного отношения к деятельности
В связи с вышеизложенным мы обратились в рамках экспериментальной работы к созданию и научному обоснованию технологи социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности на основе разновозрастного взаимодействия [7]. На начальном этапе исследования важно было выявить представления старших дошкольников о правилах взаимоотношений с младшими в двигательной деятельности, определить их готовность к выполнению этих правил и оценке детских поступков.
Это стало целью нашего исследования.
Материал и методы исследования
В исследовании использовались методы теоретического анализа, сравнения, аналогии, модифицированная методика «Сюжетные картинки» (по Р.М. Калининой), статистическая обработка полученных результатов при помощи t-критерия Вилкоксона [8].
Результаты исследования и их обсуждение
Для выявления представлений старших дошкольников о правилах взаимодействия и определении их готовности к взаимодействию с младшими использовалась модифицированная методика «Сюжетные картинки» (по Р.М. Калининой). Целью данной методики является выявление представления старших дошкольников о правилах взаимоотношений с младшими детьми в двигательно-игровой деятельности и умение давать оценку детских поступков с нравственных позиций. Детям предлагались восемь парных картинок с изображением положительных и отрицательных поступков по отношению к младшим дошкольникам в игровой деятельности (например, дружная игра старших и младших дошкольников с мячом, ссора между старшими и младшими во время игры, равнодушное отношение к малышу, которому нужна помощь, оказание помощи малышу, который упал). В процессе показа педагог задает уточняющие вопросы: что ты видишь на рисунке? Что тебе понравилось или не понравилось на рисунке? Какое настроение у старшего и младшего ребенка? Почему так можно (нельзя) поступать? Как бы ты поступил?
Диагностика была проведена в апреле 2020 года в дошкольных организациях Белгородской области: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 56 «Солнышко», МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 78 «Гномик» (г. Белгород), МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 19 «Светлячок», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик», (г. Губкина Белгородской области).
В проведенном исследовании по модифицированной методике «Сюжетные картинки» (по Р.М. Калининой), принимали участие 100 детей старшего дошкольного возраста (50 мальчиков и 50 девочек).
Рисунок 1. Результаты исследования представлений старших дошкольников о правилах взаимодействия и определении их готовности к взаимодействию с младшими (контрольная группа)
Результаты диагностики по выявлению представлений старших дошкольников о правилах взаимодействия и определении их готовности к взаимодействию с младшими показали, что 22% (11) мальчиков и 32% (16) девочек проявили оптимальный уровень, адекватно понимали смысл ситуации взаимодействия, эмоциональное состояние участников, правильно давали моральную оценку поведения в двигательно-игровой деятельности.
46% (23) мальчиков и 38% (19) девочек проявили допустимый уровень представлений о правилах взаимодействия с младшими детьми, правильно понимали большинство изображенных ситуаций, но не всегда могли дать моральную оценку поведения.
Недостаточный уровень выявлен у 32% (16) мальчиков и 30% (15) девочек. Старшие дошкольники испытывали проблемы в оценивании ситуаций, затруднялись в определении эмоционального состояния детей. Сложность испытывали в обосновании выбора нравственной позиции, нуждались в помощи взрослого или сверстника.
Для решения выявленных проблем нами была использована технология социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности. Основу содержания технологии составляет программа «Выходи играть во двор» (автор Волошина Л.Н. и др.), были использованы следующие темы программы для организации двигательно-игрового взаимодействия старших и младших дошкольников: «Игры родного края», «Мой веселый, звонкий мяч», «Летающий воланчик», «Веселые капельки», «Прыгалки, скакалки», «Шишки, желуди, орехи».
Проектирование совместной двигательно-игровой деятельности младших и старших дошкольников в контексте технологии осуществлялось в соответствии с основными этапами технологии социализации дошкольников: мотивационный, операционально-деятельностный, рефлексивный.
Остановимся на характеристике алгоритма реализации технологии разновозрастного взаимодействия дошкольников в двигательно-игровой деятельности.
Важной задачей мотивационного этапа является формирование общей мотивации у младших и старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности. В дошкольном возрасте мотивы в большей степени проживаются детьми, что наблюдается в эмоциональных проявлениях ребенка. Наличие положительной направленности старших дошкольников на взаимодействие со сверстниками и младшими детьми проявляется в интересе дошкольников друг к другу, восприятии и позитивной оценке сверстника как партнера двигательно-игровой деятельности, желание сотрудничать с ним. Отказ от взаимодействия младших и старших дошкольников, нежелание выполнять игровые задания совместно позволяет сделать вывод о недостаточной мотивации в двигательно-игровой деятельности и требует психолого-педагогического сопровождения.
Большое внимание при проектировании совместной двигательно-игровой деятельности младших и старших дошкольников было уделено развитию у детей старшего дошкольного возраста умений взаимодействовать с младшими детьми. Эти умения заключались в выборе и принятии позитивной позиции во взаимодействии; самостоятельной адекватной оценке своих возможностей; определении, какую именно часть задания старший дошкольник готов осуществить сам, а какую делегировать сверстнику или младшему ребенку.
Операционально-деятельностный этап нацелен на формирование умений распределения совместных действий дошкольников, владение диалогом для согласования своих действий, развитие умения у старшего ребенка доброжелательно договариваться с младшим о совместных действиях.
Взаимодействие дошкольников в двигательно-игровой деятельности включает игры и задания не только на понимание эмоционального состояния, но и на развитие навыков координации действий в паре «старший - младший». С этой целью использовались совместные подвижные игры, которые развивают умения давать и принимать команды, проявлять внимательность, терпеливое отношение к партнеру. В качестве примера могут быть использованы игры «Гусеница», «Парочка» и другие. В основе данных игр – командное взаимодействие: пройти по определенному маршруту не разорвав цепочку из рук; синхронно выполнить упражнение.
Чтобы создать условия для самостоятельного приобретения детьми опыта игрового разновозрастного взаимодействия, на занятиях по физическому развитию дошкольников вводятся игры на развитие творчества и культуры общения: «Выложим из городков солнышко с добрыми глазами», «Ловкие пальчики», «Чего не стало?», «Что изменилось?». Эти игры с малышами могут провести старшие дошкольники. Игровая мотивация (воображаемая ситуация, представленная в образной, яркой форме, связанная с необычными условиями) способствует увлеченному выполнению детьми физических упражнений и развитию из двигательной активности.
Рефлексивный этап включает обсуждение результатов совместной двигательно-игровой деятельности старших и младших дошкольников. Он проводится с использованием рефлексивных методик («Закончи предложение», «Покажи свое настроение»). В ходе обсуждения результатов необходимо обратить внимание, чтобы дети оценили именно совместную деятельность, ее качество, собственный вклад в итог игры или задания, радовались общему успеху или огорчались, что все получилось не так, как планировали, рассуждали, как можно построить взаимодействие в следующий раз.
В октябре 2020 повторно была проведена диагностика представлений старших дошкольников о правилах взаимодействия и определении их готовности к взаимодействию с младшими использовалась модифицированная методика «Сюжетные картинки» (по Р.М. Калининой) в тех же дошкольных образовательных организациях, что и в апреле.
Результаты диагностики показали, что у оптимальный уровень увеличился на 22% у мальчиков и на 16% у девочек; допустимый уровень увеличился на 4% у мальчиков и у 8% девочек; недостаточный уровень уменьшился на 26% у мальчиков и на 24% у девочек.
Рисунок 1. Результаты исследования представлений старших дошкольников о правилах взаимодействия и определении их готовности к взаимодействию с младшими (экспериментальная группа)
Для статистической обработки полученных результатов и выявления достоверности различий показателей в экспериментальных и контрольных группах были рассчитаны при помощи t-критерия Вилкоксона (для проверки различий между двумя выборками парных измерений) по формуле:
T=ƩRr, где Rr – ранговое значение сдвигов с более редким знаком.
По t-критерию Вилкоксона были выдвинуты две гипотезы. Первая гипотеза Hо о том, что нет превосходства между экспериментальными и контрольными группами представлений старших дошкольников о правилах взаимодействия и определении их готовности к взаимодействию с младшими. Вторая гипотеза H1 о наличии превосходства между экспериментальными и контрольными группами представлений старших дошкольников о правилах взаимодействия и определении их готовности к взаимодействию с младшими.
Показатели уровней сформированности представлений старших дошкольников о правилах взаимодействия и определении их готовности к взаимодействию с младшими (начало и конец эксперимента)
| Tэмп | Ткр | Tэмп | |
р≤0,05 | р≤0,01 | |||
Мальчики | 132 | 466 | 397 | Tэмп<Ткр |
Девочки | 126 | 466 | 397 | Tэмп<Ткр |
Статистическая обработка показателей различий между выборками парных измерений по t-критерий Вилкоксона показала, что в представленной методике, как в контрольной, так и в экспериментальной группе Тэмп<Ткр, (Ткр =466 p≤0,05 и 397 p≤0,01), то есть полученные по всем методикам Tэмп находятся в зоне значимости.
Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования по модифицированной методике «Сюжетные картинки» (по Р.М. Калининой), находятся в зоне значимости при p≤0,01 и p≤0,05, следовательно, полученные результаты экспериментальной группы достоверны и выше по сравнению с результатами контрольной группы. Поэтому мы принимаем гипотезу Н1 о наличии превосходства между результатами экспериментальной группы представлений старших дошкольников о правилах взаимодействия и определении их готовности к взаимодействию с младшими.
Таким образом, организация разновозрастного взаимодействия дошкольников в двигательно-игровой деятельности дает положительные результаты, так как решает многие образовательные, воспитательные и социализирующие задачи: создает условия для радостных эмоциональных переживаний, формирует дружеские взаимоотношения, дисциплинированность и умение действовать в коллективе, способствует формированию произвольности и ответственного отношения к двигательной деятельности.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М. 2008. – 256 с. Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/9/andrg01/txt16.html (Дата обращения: 11.10.2020).
2. Волкова Е.Н., Вереитинова Т.В., Волкова И.В., Михалюк О.С. К определению понятия позитивной социализации молодежи // Вестник Минского университета. 2016. № 2 (15). С. 25-34. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26471294& (Дата обращения: 11.10.2020).
3. Галимская О.Г. Педагогические условия социализации дошкольников в спортивно-игровой деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21326 (Дата обращения: 15.09.2020).
4. Волошина Л.Н., Исаенко Ю.М., Курилова Т.В. Обучение детей игровой деятельности в разновозрастной группе. Волгоград: Учитель, 2012. – 91 с.
5. Якобсон С.Г. Проблемы межвозрастного общения детей // Ребенок в детском саду. 2003. №2. С.17-20.
6. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. М.: Вентана-Граф, 2015. – 184 с.
7. Серых Л.В., Кондаков В.Л., Волошина Л.Н. Алгоритм конструирования и реализации технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=30117 (Дата обращения: 21.09.2020).
8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2003. – 315 с.