Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №10 (51) Октябрь 2020

УДК 159.9

Дата публикации 31.10.2020

Коррекция детско-родительских отношений в семьях с детьми подросткового возраста в условиях образовательного учреждения

Световец Марина Семеновна
магистрант 3 курса кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», РФ, г. Магнитогорск svetmarina21@mail.ru
Научный руководитель Слепухина Галина Владимировна
кандидат пед. наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», РФ, г. Магнитогорск, g.slepukhina@mail.ru

Аннотация: На основе анализа научных источников по коррекции детско-родительских отношений раскрыто понятие "коррекция", представлены направления коррекции детско-родительских отношений, уточнено определение "коррекция детско-родительских отношений". По результатам анкетирования родителей на основе разработанной анкеты были выявлены существующие проблемы нарушений детско-родительских отношений, а также недостаточная информированность родителей о возможностях получения консультационной и коррекционной помощи специалистами образовательного учреждения. Следующим этапом совместной работы с родителями стала технология коррекции детско-родительских отношений с подростками в образовательном учреждении, состоящая из трех блоков, предполагающих симптоматическую и причинно-следственную коррекцию.
Ключевые слова: коррекция детско-родительских отношений, подростковый возраст, семья, взаимодействие, личность родителя.

Correction of child-parent relations in families with adolescent children in an educational institution

Svetovets Marina Semenovna
3rd year master of social work department and psycho-pedagogical education, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Russia Magnitogorsk
scientific adviser Slepukhina Galina Vladimirovna
Cand. ped. of sciences, associate professor of the department of social work and psycho-pedagogical education, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Russia, Magnitogorsk,

Abstract: Based on the analysis of scientific sources for the correction of the parent-child relationship the concept of "correction", the direction of correction of parent-child relationships, refined the definition of "correction of child-parent relations." Based on the results of a survey of parents based on the developed questionnaire, existing problems of violations of child-parent relations were identified, as well as insufficient awareness of parents about the possibilities of obtaining consulting and correctional assistance by specialists of an educational institution. The next stage of joint work with parents was the technology of correction of child-parent relations with adolescents in an educational institution, which consists of three blocks that involve symptomatic and causal correction.
Keywords: correction of child-parent relationships, adolescence, family interaction, personality of the parent.

Правильная ссылка на статью
Световец М.С., Слепухина Г.В. Коррекция детско-родительских отношений в семьях с детьми подросткового возраста в условиях образовательного учреждения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/korrektsiya-detsko-roditelskikh-otnoshenij-v-semyakh-s-detmi-podrostkovogo-vozrasta-v-usloviyakh-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html (Дата обращения: 31.10.2020)

Стабильность и устойчивость детско-родительских отношений – одна из наиболее уязвимых характеристик для подросткового возраста. В связи с взрослением ребенка и тенденцией взрослости возникает объективная необходимость трансформации детско-родительских отношений, которые в прежнем виде оказываются не соответствующими новым возможностям и способностям подростка, в направлении расширения прав, ответственности и автономии подростка [7; 8]. В силу этого типичным для многих родителей становится поисковый стиль воспитания, «нащупывающий» путем проб и ошибок новую тактику семейного воспитания [3].

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности детей подросткового возраста, является семья. Семья переносит инновации в социальном развитии на процесс воспитания, прогнозирует и моделирует результат, в связи с чем актуализируется потребность в консультативной и направляющей работе с родителями. В настоящее время отмечается некоторое снижение воспитательной роли семьи, а также недостаточная педагогическая и психологическая подготовленность родителей к решению задач, связанных с функцией родительства [13]. В этой связи одним из значимых направлений социальной работы должно стать коррекция детско-родительских отношений в семьях с детьми подросткового возраста в условиях образовательного учреждения.

Термин «коррекция» (от лат. correction) означает исправление чего-либо, кого-либо [1]. Коррекция определяется как «система социально-педагогических

мер, направленных на исправление (частичное или полное) процесса и результата социального развития и воспитания ребенка, воспитательной деятельности в семье, образовательном учреждении, центре досуга и пр.» [12].

Некоторые авторы – Р.В. Овчарова [10], А.А. Осипова [9], И.В. Дубровина [11] в работах уделяют особое внимание рассмотрению именно коррекции детско-родительских отношений, однако отдельно выделенного определения данной деятельности они не дают.

В виду этого, под коррекцией детско-родительских отношений мы будем понимать определенную форму воздействия, ориентированную на решение проблем во взаимоотношениях родителей и детей, преодоление конфликтов между ними и построении их функциональных отношений.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, также позволил нам установить, что вопросы коррекции детско-родительских отношений в каждой конкретной семье зависят от каждой конкретной ситуации, определенных обстоятельств:

- от специфики нарушений во взаимоотношениях родителей и детей (негативный стиль воспитания, эмоциональная депривация, трудности общения, отсутствие семейного досуга);

- от специфических особенностей и трудностей различных категорий семей (неполная, многодетная, неблагополучная, приемная и т.д.);

- от специфики ситуации (развод, утрата близкого, переезд, рождение ребенка и т.п.).

Учитывая это, авторы выделяют несколько направлений коррекции детско-родительских отношений:

- коррекционно-просветительское направление предполагает ознакомление родителей с особенностями развития ребенка и обучение их эффективным способам взаимодействия с ним, а также обучение детей саморегуляции поведения, психологического состояния;

- профилактическое направление подразумевает профилактику конфликтов в сфере детско-родительских отношений, ориентированную и на детей, и на их родителей; профилактику правонарушений прав ребенка в семье;

предотвращение болезненных состояний и трудностей в развитии;

- кризисинтервентное направление предполагает коррекцию расстройств поведения ребенка (агрессия, ложь и т.д.), коррекцию недостатков развития, коррекцию стиля, направленности семейного воспитания [4];

- социально-психологическое сопровождение представляет собой многогранную деятельность с целью поддержки родителей в исполнении родительских функций, в создании благоприятных и безопасных условий для полноценного развития ребенка; организованное содействие в получении медицинской и психологической помощи, предоставлении рекомендаций и информации, помощь в развитии социальных и личностных навыков.

Здесь мы можем отметить, что каждое из указанных направлений может быть реализовано как в отношении только детей, так и в отношении только родителей, а также может быть ориентировано и на детей, и на родителей в совокупности.

Согласно О.Н. Истратовой, «коррекция детско-родительских отношений представляет собой особое направление деятельности специалиста, которое объединяет две важные стратегии: игровую терапию с детьми и обучение родителей посредством прямого вовлечения их в процесс происходящих изменений. В результате наблюдаются положительные изменения не только у детей и родителей, но также и в области их взаимоотношений» [5].

Основными целями такой работы выступают:

- по отношению к детям: дать возможность детям распознавать и выражать свои чувства полно и конструктивно; предоставить возможность быть услышанными; помочь детям развить умение эффективно решать проблемы и справляться с трудностями; увеличить уверенность в себе и поднять самооценку; увеличить доверие детей к родителям и уверенность в них; помочь в развитии активности в поведении; обеспечить существование атмосферы открытости и близости в семейных отношениях.

- по отношению к родителям: улучшить понимание закономерностей развития детей; углубить понимание собственного ребенка; помочь признать важное значение игры и эмоций в жизни детей и в своей собственной жизни;

помочь развить разнообразные умения, важные в работе с детьми; увеличить уверенность родителей в их собственных возможностях; научить родителей работать вместе с детьми, в одной команде; обеспечить безопасную атмосферу, в которой родители могут работать с собственными проблемами в отношении детей и своей родительской роли [6].

Особенность коррекции детско-родительских отношений заключается в том, что в процессе ее разработки особое внимание уделяется теоретическим и практическим аспектам работы с семьей, а также учитывается ряд принципов психологической коррекции, которые были предложены А.А. Осиповой [9]:

- принцип единства диагностики и коррекции заключается в том, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от точности предшествующей диагностики;

- принцип нормативности развития предполагает учет возрастных особенностей онтогенетического развития;

- принцип коррекции «сверху вниз», - основным содержанием коррекционной деятельности в соответствии с этим принципом является создание «зоны ближайшего развития» для клиента;

- принцип коррекции «снизу вверх», согласно которому в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей;

- принцип системности развития психической деятельности обуславливает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач;

- деятельностный принцип коррекции определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

Ж.Г. Дусказиева отмечает, что выбор и использование тех или иных методов в деятельности по коррекции детско-родительских отношений определяется следующими факторами:

- особенности проблемной ситуации семьи (этап жизненного цикла, на

котором находится семья; специфика переживаемого семьей кризиса и др.);

- особенности семьи как системы (состав семьи; степень дисфункции семейной системы; уровень развития коммуникативных навыков членов семьи, социокультурные особенности и др.) [4].

Групповые и индивидуальные формы коррекционной работы с семьей получили в настоящее время значительное распространение.

По запросам, поступающим в администрацию МОУ СОШ №: 32 г. Магнитогорска от родителей, учащихся 5-7 классов о необходимости проведения консультаций педагогической и психологической направленности ввиду сложных взаимоотношений между родителями и детьми, на совместном собрании родителей, учителей, завучей и педагога-психолога было принято решение провести анкетирование родителей на основе разработанной нами анкеты «Диагностика особенностей детско-родительских отношений и потребности в коррекционной работе».

В психолого-педагогическом исследовании осуществлялся поиск путей коррекции детско-родительских отношений с подростками.

В исследовании приняли участие родители детей подросткового возраста МОУ СОШ №: 32 г. Магнитогорска. Выборку составили родители в количестве 63 человек.

В исследовании приняли участие респонденты в возрасте от 35 до 46 лет в количестве 63 человек. Из них: женщин 48, мужчин 15. Получено 63 анкеты, три выбраковано. К обработке 60 анкет: 47- женщины, 13 мужчины.

У 95% респондентов имеются старшие и младшие дети. 65% семей, принявших участие в анкетировании полные, 35% семей - неполные.

Представим результаты анкетирования родителей на основе разработанной нами анкеты «Диагностика особенностей детско-родительских отношений и потребности в коррекционной работе». Все 18 вопросов представлены в таблицах 1-18.

Таблица 1. Результаты ответа на вопрос об ответственности за воспитание ребенка

1. Кто, как вы считаете, ответственен за воспитание ребёнка?

Семья

65 %

Социальная среда

20%

Школа            

15%

 

Ответы на вопрос об ответственности за воспитание ребенка показали, что родители в целом признают свою роль в воспитании подростков (65%).  При этом, 15% родителей считают значимым влияние школы, а 20% - влияние социальной среды.

Таблица 2. Результаты ответа на вопрос о распределении воспитательной функции в семье

2. Кто в вашей семье   занимается вопросами, связанными с воспитанием ребенка?

мать

65%

отец

20%

оба родителя

15%

 

Ответы позволяют констатировать недостаточную ответственность отца в воспитательных вопросах.  Треть родителей признают равную ответственность в воспитании детей.

Таблица 3. Результаты ответа на вопрос об ответственности за воспитание ребенка

3. Единодушны ли вы с супругом в вопросах воспитания ребёнка?

единодушны

45%

имеются разногласия

55%

 

Четверть опрошенных указали на конфликтность внутрисемейных отношений по критерию требований, предъявляемых ребенку.

Таблица 4. Ответы на вопрос о повышении информированности в вопросах воспитания

4.Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания?

да

25%

нет

30%

Иногда, если заинтересует

45%

 

25% родителей осознают недостаток знаний в области взаимодействия с ребенком, а треть родителей не задумываются об этом.

Таблица 5. Ответы на вопрос о принятии ребенка

5.Ваш подросток именно такой, о каком вы мечтали, или вам хочется во многом его изменить?

Да, такой

55%

Хочется кое-что изменить

30%

Не задумывался об этом

25%

 

Треть родителей не принимает ребенка таким, кокой он есть, более половины (55%) указали на принятие ребенка.

Таблица 6. Результаты ответа на вопрос об эмоциональной реакции родителей

6. Реагируете ли Вы «взрывом» на поступки ребёнка, а потом жалеете об этом?

Да, всегда

35%

Нет, никогда

10%

Иногда

55%

           

55% родителей ругают детей, эпизодически; 35% делают это постоянно и 10% находят иные способы решения спорных вопросов и обсуждения неодобряемых поступков.

Таблица 7. Результаты ответа на вопрос о способах примирения с ребенком

7. Вам случается просить «прощение» у ребёнка за своё поведение?

Да

35%

Нет, никогда

55%

Иногда

10%

 

Более половины родителей считают себя правыми в любых ситуациях и не готовы признать свою несправедливость в отношении ребенка.

Таблица 8. Результаты ответа на вопрос о понимании ребенка

8. Считаете ли вы, что понимаете внутренний мир своего подростка?

Да

70%

Нет

30%

 

Безусловное понимание выразили 70% опрошенных родителей и только треть сомневается в этом. Можно сказать, что родители переоценивают свою осведомленность. К подростковому возрасту дети умело скрывают свои переживания, увлечения, интересы. А родители считают, что если они знают ребенка с момента рождения, то все его мысли и переживания ему открыты.

Таблица 9. Результаты ответа на вопрос о включенности подростков в решение семейных вопросов

9.  Участвует ли ваш ребенок-подросток в решении семейных вопросов?

Да

25%

Иногда такое случается

45%

 Не считаем нужным

30%

 

45% родителей эпизодически привлекают подростков к внутрисемейным решениям. Постоянно это делают 25% родителей. У 30% родителей проявляется авторитарность в этом вопросе.

Таблица 10. Результаты ответа на вопрос о контроле подростка

10. Бывают ли случаи, когда Вы не знаете, где находится Ваш ребенок

Нет, такие случаи исключены

60%

Иногда такие случаи встречаются

35%

 Не считаю нужным следить

5%

 

60% родителей контролируют все перемещения подростков. Пять процентов опрошенных родителей констатирует, что место пребывания ребенка им неизвестно.

Таблица 11. Результаты ответа на вопрос о режиме дня

11.Соблюдает ли Ваш ребенок режим дня?

Да

20%

Нет

55%

Иногда не соблюдает

25%

 

Большинство родителей отметили о несоблюдении режима дня детьми.

 

Таблица 12. Результаты ответа на вопрос о поддержке позитивных инициатив

  1. Как Вы поддерживаете у подростка хорошие стремления?

Хвалю

65%

Даю деньги

5%

Не обращаю на это

внимание

10%

Другое

20%

 

В целом родители замечают хорошие стремления детей, одобряют их 65 %, а 10% родителей безразличны хорошие поступки. Среди других вариантов названы покупки, совместная деятельность по реализации задуманного.

Таблица 13. Результаты ответа на вопрос о занятиях в свободное от уроков время

  1. Чем обычно занимаются Ваш ребенок в свободное от уроков время?

 Помогает по дому

10%

Смотрит развлекательные программы на планшете,

 играет

35%

  Читает

5%

 Гуляет

10%

Посещает кружки, секции, развивающие занятия

35%

Не слежу за этим

5%

Дети не расстаются с планшетами и телефонами, поэтому все свободное время занимают игры или развлекательные программы, отмечают 35% родителей. На таком же уровне, 35% родителей отмечают посещение подростками секций, кружков и развивающих занятий. Помощь по дому отмечают 10% родителей и только 5% родителей просто не знают, чем занят ребенок в свободное время.

Таблица 14. Результаты ответа на вопрос о домашних обязанностях занятиях в свободное от уроков время

14. Имеют ли Ваш ребенок постоянные обязанности по дому?

Да

35%

Нет

65%

 

Более половины детей не имеют постоянных домашних обязанностей, а значит не принимают участие в хозяйственно-бытовой деятельности, родители не передают ответственность, что фиксирует потребительскую и детскую позицию у подростка.

Таблица 15. Результаты ответа на вопрос о запросе на коррекцию детско-родительских отношений

15.  Хотите ли Вы изменить сложившиеся отношения с ребенком?

 

Да

55%

Нет

25%

Затрудняюсь ответить

20%

 

Более половины респондентов хотят изменений в детско-родительских отношениях. Всего четверть опрошенных родителей не видят в этом необходимости.

Таблица 16. Результаты ответа на вопрос об осведомленности родителей о службах помощи гармонизации детско-родительских отношений

16. Знаете ли Вы к каким специалистам можно обратиться для коррекции детско-родительских отношений?

Да (укажите к кому)

65%

Нет

30%

Затрудняюсь ответить

5%

 

65% родителей знают к кому можно обратиться за помощью в гармонизации отношений. Такими специалистами названы: психологи, педагоги, «какие-то центры с психологами», «центр помощи семье», «..в интернете можно найти». Необходимо отметить, что ресурс образовательного учреждения родители не учитывают. Не осознается также ресурс педагога-психолога, как специалиста, призванного помогать семье в образовательной организации.

Таблица 17. Результаты ответа на вопрос о причинах, мешающих обращению к специалистам

18. Если бы Вы не стали обращаться к специалистам в этом вопросе, то почему?

Недостаточно времени

60%

Недостаточно средств

25%

Не вижу необходимости

5%

Нет подходящих специалистов

5%

Свой вариант

5%

 

Основные препятствия для обращения к специалистам – дефицит времени (60%) и средств (25%). Дополнительно родители указали на отсутствие доверия к специалистам, дальние поездки, неудобное время.

Таблица 18. О мероприятиях по коррекции детско-родительских отношений

18. Какие мероприятия могла бы проводить школа по коррекции детско-родительских отношений?

Обучающие занятия

50%

Совместные мероприятия

40%

Затрудняюсь ответить

10%

 

По мнению 50% родителей, школа могла бы проводить различные обучающие занятия для них и детей, 40% родителей отметили совместные мероприятия по коррекции детско-родительских отношений. Остальные 10% родителей затруднились ответить на вопрос о том, какие мероприятия могла бы проводить школа по коррекции детско-родительских отношений. Обращение к специалистам откладывается по причине финансового и временного дефицита.

На основании проведенного анкетирования были выявлены следующие проблемы: недостаточная осведомленность  родителей о возможностях получения ими консультативной и коррекционной помощи специалистами образовательного учреждения; нежелание родителей признавать существующие трудности во взаимоотношениях с детьми и, как следствие, принимать участие в коррекции детско-родительских отношений.

Следующим этапом совместной работы с родителями стала технология коррекции детско-родительских отношений с подростками в условиях образовательного учреждения, состоящая из трех блоков, предполагающих симптоматическую и каузальную коррекцию [2].

Первый блок психолого-педагогической коррекции предусматривал снятие психического и физического напряжения, а также коррекцию эмоциональной сферы ребенка. В рамках данного блока осуществлена групповая работа непосредственно с детьми. Особое внимание уделялось рассмотрению проблем личностного роста и общения.

Проблемы нарушенных взаимоотношений с родителями рассматривались в той мере, в какой это было необходимо для решения вышеуказанных проблем.

Второй блок психолого-педагогической коррекции был ориентирован, прежде всего, на работу с родителями, а именно на расширение их знаний о психологии семейных отношений, разрешении внутрисемейных конфликтов и развитии родительской компетентности. В рамках работы с родительской группой в первую очередь обсуждались проблемы реконструкции детско-родительских отношений и только потом рассматривались личные проблемы участников группы, в зависимости от того, в какой степени это могло повлиять на решение основной проблемы.

Третий блок предусматривал совместную работу детей и их родителей. На данном этапе предполагалось решение следующих задач: эмоциональное сближение в ходе совместной деятельности, закрепление новых приемов общения в семье и формирование установок на будущее.

Таким образом, была систематизирована внутришкольная работа по коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми подросткового возраста с участием завучей, педагога-психолога, социального педагога, педагогов образовательного учреждения и привлечением преподавателей кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова.

Можно отметить общность взглядов специалистов и родителей в отношении того, что коррекция детско-родительских отношений способна привести к изменению поведения детей и именно с этой целью она и осуществляется в общеобразовательных учреждениях.  Именно личность родителя является ведущим звеном в системе детско-родительских отношений. В связи с этим, преимущественной формой коррекции детско-родительских отношений является групповая работа с родителями, организуемая посредством различных способов и методов коррекции и направленная не только на их просвещение, но и на обучение.


Список литературы

1. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. Ф. Морозов. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 613 с.

2. Белоусова, Н. С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений / Н. С. Белоусова // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 5. – С. 103–107.

3. Валеева, Г. В. Гармонизация детско-родительских отношений : учебно-практическое пособие / Г. В. Валеева. – Челябинск : Издательство ЮУрГГПУ, 2016. – 249 с., ил.

4. Дусказиева, Ж. Г. Гендерные особенности тревожности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста и возможности ее коррекции : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук :

19.00.04 / Ж. Г. Дусказиева. – Красноярск, 2009. – 23 с.

5. Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова. – Москва : Феникс, 2013. – 576 с.

6. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми : цели, задачи и основные принципы : групповые формы работы с родителями, диагностика отношений родителей с детьми, тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. – Санкт-Петербург : Речь, 2002. – 149 с.

7. Майорова-Щеглова, С. Н. Дети и детство как объекты социологических исследований / С. Н. Майорова-Щеглова, Е. А. Колосова // Социологические исследования. – 2018. – № 3. – С. 62–69. 8. Майорова-Щеглова, С. Н. Дети и детско-родительские отношения как ресурс развития современного российского общества / С. Н. Майорова-Щеглова // Вестник ННГУ. – Серия «Социальные науки». – 2018. – № 4. – С. 55–61.

9. Осипова, А. А. Введение в практическую психокоррекцию : групповые методы работы / А. А. Осипова. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2000. – 232 с.

10. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – Москва : Издательство Института Психотерапии, 2003. – 319 с.

11. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под общей редакцией И. В. Дубровиной. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 160 с.

12. Петрановская, Л. В. Тайная опора : привязанность к жизни ребенка / Людмила Петрановская. – Москва : АСТ, 2018 [т. е. 2017]. – 287 с., ил.

13. Световец, М. С. К вопросу о детско-родительских отношениях / М. С. Световец, Г. В. Слепухина // Мир педагогики и психологии : международный научно-практический журнал. – 2020. – № 09 (50). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-detsko-roditelskikh-otnosheniyakh.html (Дата обращения: 30.09.2020).

Расскажите о нас своим друзьям: