Социальная психология | Мир педагогики и психологии №10 (51) Октябрь 2020

УДК 373.2

Дата публикации 31.10.2020

К проблеме позитивной социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности

Серых Лариса Викторовна
канд.пед.наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования, ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», г.Белгород e-mail: seryh_lv@beliro.ru

Аннотация: Авторы рассматривают актуальные в современном дошкольном образовании проблемы позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности. Изучение позиции воспитателей в использовании двигательно-игровой деятельности как фактора позитивной социализации детей в двигательно-игровой деятельности включало анкетирование 153 педагогов системы дошкольного образования Белгородской области. Обобщение результатов исследования позволяет отметить, что 34,6% опрошенных воспитателей затруднялись назвать современные игровые программы и технологии физического развития, включающие цели и задачи социализации детей дошкольного возраста; 43,8% педагогов отмечают дефицит времени и пространства для свободной двигательно-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду; недостаточно используется социализирующий ресурс разновозрастного взаимодействия детей в двигательно-игровой деятельности, где дети взаимодействуют в системах «ребенок – младший ребенок», «ребенок – старший ребенок». В исследовании отмечается, что педагогам системы дошкольного образования необходимо внедрять современные игровые программы и технологии физического воспитания и развития, направленные на позитивную социализацию дошкольников в двигательно-игровой деятельности, и включать в совместную деятельность с детьми подвижные игры, двигательные и коммуникативные задания и упражнения.
Ключевые слова: позитивная социализация, игровая деятельность, двигательно-игровая деятельность, разновозрастное взаимодействие, профессиональные дефициты.

For the problem of positive socialization of preschoolers in motor and game activities

Serykh Larisa Victorovna
Cand. Sci. (Pedagodical), associate professor of Preschool and Primary Education, RSAEI APE “Belgorod Institute of Educational Development", Russia, Belgorod

Abstract: The authors consider the current problems of positive socialization of older preschool children in motor and game activities in modern preschool education. The study of the position of educators in the use of motor and game activities as a factor of positive socialization of children in motor and game activities included a survey of 153 teachers of the pre-school education system of the Belgorod region. Summarizing the results of the study, it can be noted that 34.7% (53 people) of respondents found it difficult to name modern game programs and physical development technologies that include goals and objectives of socialization of preschool children; 43.7% (67 people) of teachers note a lack of time and space for free motor and game activities of older preschool children in kindergarten; the socializing resource of children's interaction of different ages is not used enough in motor and game activities, where children interact in the systems "child-younger child", "child – older child". The research notes that teachers of the preschool education system need to introduce modern game programs and technologies of physical education and development aimed at positive socialization of preschool children in motor and game activities, and include outdoor games, motor and communication tasks and exercises in joint activities with children.
Keywords: positive socialization, play activity, motor-play activity, multi-age interaction, professional deficits.

Правильная ссылка на статью
Серых Л.В. К проблеме позитивной социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-probleme-pozitivnoj-sotsializatsii-doshkolnikov-v-dvigatelno-igrovoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 31.10.2020)

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00752 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности»

 

Введение

Современный человек живёт в быстроменяющемся мире, значимые изменения происходят во всех сферах общества, которые непосредственно влияют на его личностное становление. Современная система дошкольного образования ориентирует педагогов на гуманистический взгляд на ребенка как на личность, нацеливает на обеспечение развития его индивидуальности, позитивное вхождение в социальную действительность. В исследованиях подчеркивается высокая интенсивность и возрастная сензитивность процесса социализации в дошкольном возрасте, так как именно в детстве «формируются социально-психологические особенности человека, его способности, осваиваются нормы общества, осуществляется процесс социализации и индивидуализации». [1].

Современные исследователи отмечают, что «социализация представляет собой последовательное, всестороннее включение ребёнка в общество, усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности» [2]. Позитивная социализация рассматривается как «двунаправленный процесс – освоение социального поведения, социальных ролей, норм, и культурных традиций и субъективное психологическое благополучие человека» [3].

В дошкольной образовательной организации имеются потенциальные возможности для позитивной социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности, которые необходимо разумно использовать в практике работы, обогащать и обновлять содержание и формы взаимодействия с детьми [4, 5]. Галимская О.Г. отмечает, что в детском саду необходимо создать условия для организации спортивно-игровой деятельности, включать в спортивные игры и развлечения специально организованные моменты, связанные с коммуникацией детей старшего дошкольного возраста между собой [6]. Л.Н. Волошина, А.А. Горелов и О.Г. Румба в своих исследованиях отмечают коллективную игровую деятельность как фактор, оказывающий влияние на формирование социального опыта и развитие

индивидуальности и подчёркивают «необходимость более детального изучения способов и механизмов межличностного и разновозрастного взаимодействия в процессе подвижной игры» [7]. При поддержке гранта РФФИ № 20-013-00752 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности» разработаны цели, задачи, принципы, структура и содержание данной педагогической технологии. Особенностью технологии является то, что содержание образовательной деятельности с детьми основано на использовании подвижных игр, проблемных ситуаций, разновозрастного взаимодействия старших и младших дошкольников [8]. Позитивная социализация дошкольников в двигательно-игровой деятельности основана на получении двигательного опыта с учетом эмоционального удовлетворения, формирования положительной самооценки, уверенности в себе и собственных возможностях.

Все вышеизложенное нацеливает на поиск педагогических возможностей позитивной социализации дошкольников с применением игровых технологий физического воспитания.

Целью нашего исследования - выявить позицию воспитателя в использовании двигательно-игровой деятельности как фактора позитивной социализации.

Материалы и методы исследования

Изучение позиции воспитателей в использовании двигательно-игровой деятельности как фактора позитивной социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности включало анкетирование 153 педагогов системы дошкольного образования Белгородской области. В эмпирическом блоке исследования применялась авторская анкета по определению позиции воспитателя в использовании двигательно-игровой деятельности как фактора позитивной социализации.

Результаты исследования и их обсуждение

Анкетирование воспитателей дошкольных образовательных организаций включало шесть вопросов с возможностью развернутых ответов.

Анализ полученных ответов на вопрос «Как влияет двигательно-игровая деятельность на развитие ребенка дошкольного возраста?» показывает, что, несмотря на высокий уровень понимания педагогами ценности двигательно-игровой деятельности в физическом развитии ребенка, который отмечается у 144 (94,1%) опрошенных воспитателей, практически не указаны возможности социализации в двигательно-игровой деятельности. 3 (2%) опрошенных педагога назвали «общение ребенка в коллективе сверстников». Педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают профессиональные дефициты как в научно-методическом плане, поскольку не «видят» социализирующего ресурса в двигательно-игровой деятельности, так и в технологическом плане, так как не владеют технологиями позитивной социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

«Существует ли проблема позитивной социализации детей дошкольного возраста в детском саду?» - на этот вопрос ответили «да» 86% респондентов. Педагоги считают, что проблема позитивной социализации детей дошкольного возраста вызвана следующими причинами:

- разрушение игрового пространства детства;

- проблема взаимодействия детей в процессе физического воспитания в целом и двигательно-игровой деятельности в особенности;

- низкая активность и инициативность детей в самостоятельной и организованной двигательно-игровой деятельности;

- дети-«отверженные» в коллективе сверстников (малоподвижные, с избыточной массой тела, неконтактные и т.д.);

85,6% (131 человек) воспитателей утвердительно ответили на вопрос «Существует ли проблема психологического комфорта детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности?»

69,9 % (107 человек) опрошенных педагогов объяснили проблему психологического комфорта детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации недостаточным умением детей взаимодействовать со сверстниками;

43,8% (67 человек) воспитателей убеждены, что в повседневном режиме дня недостаточно времени для свободной двигательно-игровой деятельности детей. Дефицит времени для свободной двигательно-игровой деятельности был отмечен и в связи с дефицитом пространства для двигательной активности дошкольников в условиях детского сада (большая наполняемость групп; отсутствие площадок для подвижных игр; недостаток спортивного оборудования и инвентаря)

21,6% педагогов (33 человека) отметили, что проблема психологического комфорта детей в двигательно-игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации связана с «плохой организацией занятий».

15,7% опрошенных педагогов (24 человека) полагают, что основой психологического комфорта детей в двигательно-игровой деятельности является учет их индивидуальных особенностей и физических возможностей в образовательном процессе.

Анализ ответов воспитателей дошкольных образовательных организаций на вопрос: «Как вы думаете, в каких формах (методах, приемах) двигательно-игровой деятельности могут быть реализованы задачи позитивной социализации дошкольников?» – показал приоритет прогулок в первую и вторую половину дня (87,6% опрошенных, 134 человека), физкультурных занятий (51,6% опрошенных, 79 человек); организацию самостоятельной двигательно-игровой деятельности дошкольников назвали 11,2% респондентов (17 человек).

В качестве форм, методов и приемов социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности наиболее часто используются: проблемные и проблемно-игровые ситуации; подвижные игры; индивидуальные упражнения-тренинги с дошкольниками; квесты; игры с мячами разного диаметра и назначения (большие, средние, маленькие, теннисные)

Анализ ответов показывает, что у педагогов прослеживается отставание мотивационной и технологической составляющей профессиональной

деятельности по социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности. Используемые формы, методы и приемы не всегда направлены на разнообразное, насыщенное и корпоративное взаимодействие между дошкольниками.

На вопрос «Используете ли разновозрастное взаимодействие дошкольников в двигательно-игровой деятельности?» 44 % воспитателей ответили утвердительно, 56% опрошенных не используют разновозрастное взаимодействие. Отметим, что педагоги считают эффективным эту форму работы для формирования социальных и коммуникативных навыков у старших дошкольников. Воспитатели, считающие неэффективной данную форму взаимодействия детей, придерживаются мнения, что у детей разная физическая подготовка и двигательные возможности, которые очень трудно учитывать на занятии.

Необходимо отметить, что 34,6% (53 человека) опрошенных воспитателей затруднялись назвать современные игровые программы и технологии физического развития, включающие задачи и технологии социализации детей дошкольного возраста. Анализ ответов на данный вопрос свидетельствует о том, что педагоги недостаточно знакомы с программами физического развития дошкольников «Играйте на здоровье», «Выходи играть!» (Л.Н. Волошина и соавторы) и игровыми технологиями реализации данных программ в образовательном процессе детского сада.

Выводы

Обобщение результатов исследования позиции воспитателя в использовании двигательно-игровой деятельности как фактора позитивной социализации позволяет сделать следующие выводы:

- дефицит времени и пространства для свободной двигательно-игровой деятельности детей, который был отмечен у 43,8% (67 человек) воспитателей, может быть преодолен реализацией в образовательном процессе современных игровых программ и технологий позитивной социализации дошкольников; отметим, что 34,6% (53 человека) опрошенных воспитателей затруднялись

назвать современные игровые программы и технологии физического развития, включающие задачи и технологии социализации детей дошкольного возраста;

- в дошкольных образовательных организациях недостаточно используется социализирующий ресурс разновозрастного взаимодействия детей в двигательно-игровой деятельности, где дети взаимодействуют в системах «ребенок – младший ребенок», «ребенок – старший ребенок»;

- особое внимание педагогам необходимо уделять включению в совместную деятельность с детьми и в совместную деятельность детей – подвижных игр, спортивных игр, двигательных и коммуникативных заданий и упражнений; возможно использование современных технологий и интерактивного оборудования (интерактивный пол, диагностический инструментарий фитнес - браслетов, нетрадиционное оборудование и т.д.).


Список литературы

Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. 2009. № 2(19). С. 28–32. Режим доступа: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2009/n2/28199.shtml (Дата обращения: 09.09.2020).

2. Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р. Содержание и критерии мониторинга социализации современных дошкольников // Педагогическое образование и наука. 2015. №3. С.79-84. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24919748 (Дата обращения: 10.09.2020).

3. Волкова Е.Н., Вереитинова Т.В., Волкова И.В., Михалюк О.С. К определению понятия позитивной социализации молодежи // Вестник Минского университета. 2016. № 2 (15). С. 25-34. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26471294& (Дата обращения: 11.10.2020).

4. Хузеева Г.Р. Изучение процессов социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста. // Психологические исследования. 2017. №10(54). С.8. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30095420 (Дата обращения: 14.09.2020).

5. Чурекова Т.М., Пуранен В.Н. Особенности социализации детей дошкольного возраста в современном социуме // Вестник КемГУКИ. 2019. № 46. С.217-224. Режим доступа: http://vestnik.kemgik.ru/archive/issues.php?ELEMENT_ID=418 (Дата обращения: 15.09.2020).

6. Галимская О.Г. Педагогические условия социализации дошкольников в спортивно-игровой деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21326 (Дата обращения: 15.09.2020).

7. Волошина Л.Н., Горелов А.А., Румба О.Г. К проблеме социализации-индивидуализации растущего человека в двигательной деятельности // Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления : материалы междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 19-20 нояб. 2015 г. / НИУ БелГУ, Институт социально-политических исследований РАН, Юго-Западный государственный университет ; отв. ред. Ю.А. Зубок. - Воронеж; Белгород, 2015. - С. 330-334. Режим доступа: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/14663/1/Voloshina_K_probleme.pdf (Дата обращения: 19.09.2020).

8. Серых Л.В., Кондаков В.Л, Волошина Л.Н. Алгоритм конструирования и реализации технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5; Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=30117 (дата обращения: 11.09.2020).

Расскажите о нас своим друзьям: