Политическая психология | Мир педагогики и психологии №10 (51) Октябрь 2020

УДК 372.881.1

Дата публикации 29.10.2020

К вопросу о необходимых личностных характеристиках современного преподавателя (на примере преподавателей иностранного языка)

Васильева Анна Германовна
к.п.н., доцент кафедры «Английский язык для машиностроительных специальностей», Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, РФ, г. Москва, vasilevaag@bmstu.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме необходимых личностных характеристик современного преподавателя на примере преподавания иностранного языка. В работе анализируются взгляды известных отечественных ученых на данную тему. Также автор рассматривает существующий подход исследователей последних лет. Предлагается комплекс психолого-педагогических характеристик личности преподавателя, включающих педагогическую эмпатию, педагогическое терпение, педагогическую импровизацию и педагогическое предвидение, необходимых для успешной преподавательской деятельности на примере преподавания иностранного языка.
Ключевые слова: личностные характеристики преподавателя, преподаватель иностранного языка, педагогическая эмпатия, педагогическое терпение, педагогическая импровизация, педагогическое предвидение

Revisiting a modern teacher’ s features based on the example of foreign language teachers

Vasilieva Anna Germanovna
PhD in Pedagogy, associate professor at the Linguistics department, Bauman Moscow State Technical University, Russia, Moscow

Abstract: The article deals with the necessary features of a modern teacher based on the analysis of foreign language teaching. Different scientific views on the problem are discussed. The most current approaches of modern scientists to the issue are analyzed. The most important psychological and pedagogical features of a teacher are proposed including pedagogical empathy, pedagogical patience, pedagogical improvisation and pedagogical insight.
Keywords: pedagogical and psychological features, foreign language teaching, pedagogical empathy, pedagogical patience, pedagogical improvisation, pedagogical insight

Правильная ссылка на статью
Васильева А.Г. К вопросу о необходимых личностных характеристиках современного преподавателя (на примере преподавателей иностранного языка) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-neobkhodimykh-lichnostnykh-kharakteristikakh-sovremennogo-prepodavatelya-na-primere-prepodavatelej-inostrannogo-yazyka.html (Дата обращения: 29.10.2020)

Постоянные изменения, происходящие в современном мире, неизбежно приводят к необходимости перемен в сфере образования. С одной стороны, перед преподавателем возникает проблема подготовки творчески мыслящих специалистов, способных не только овладеть определенной суммой знаний, но и самостоятельно их переработать и трансформировать.  С другой стороны – преподавателю постоянно приходится отвечать на новые вызовы современности, связанные с необходимостью сочетания традиционных и инновационных методов обучения. Подобная проблема возникает и в сфере преподавания иностранного языка, где основной задачей является формирование коммуникативной компетенции, подразумевающей способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Поэтому не теряет актуальности вопрос, какими качествами должен обладать современный преподаватель иностранного языка, чтобы оказывать оптимальное педагогическое воздействие и способствовать формированию коммуникативных умений и навыков.

Целью исследования является анализ необходимых характеристик личности преподавателя, необходимых для оптимального педагогического воздействия на примере преподавания иностранного языка.

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные взгляды ученых на данную проблему;

2. Предложить комплекс личностных характеристик преподавателя, который должен способствовать оптимальному педагогическому воздействию на занятиях по иностранному языку.

Ретроспективно оглядывая путь, пройденный педагогикой, следует отметить, что ученые давно задумывались о том, какими качествами должен обладать преподаватель. 

Например, отечественный педагог-новатор второй половины XX века Ш. А. Амонашвили отмечал фактор педагогического терпения как залог успешной педагогической деятельности. «Педагогическое терпение – это … оптимистический подход к силам, возможностям ученика, опора на его индивидуальные психологические возможности» [1, с. 41].

Считая, что доверие учащегося к педагогу является залогом успешного развития творческих качеств ученика, Ш. А. Амонашвили выдвигает на передний план задачу создания атмосферы уважения, взаимной помощи, внимания и заботы на уроке.

Известный ученый В. А. Кан-Калик выделяет специфические педагогические особенности и качества личности преподавателя [5].

 Выделяя в структуре педагогической деятельности две составляющие (логико-педагогическую и субъективно-эмоциональную), В. А. Кан-Калик уделяет особое внимание субъективно-эмоциональной сфере педагогической деятельности. Выявляя тесную взаимосвязь ее компонентов: искусства общения, педагогической импровизации и педагогического самочувствия,   В. А. Кан-Калик отмечает, что педагогическая импровизация является одним из основных креативных элементов педагогической деятельности, понимая ее как «… способность педагога оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки учащихся, принимать решение сразу, порой без предварительного логического рассуждения, на основе предшествующего опыта, педагогических и специальных знаний, эрудиции и интуитивного поиска…, продуктивно действовать в меняющихся обстоятельствах деятельности, чутко реагируя на изменения, корректируя собственную деятельность» [5, с. 242].

Таким образом, В. А. Кан- Калик подчеркивает особую взаимосвязь логико-педагогического и субъективно-эмоционального компонентов педагогической деятельности, придавая особое значение субъективно-эмоциональной сфере в вопросе формирования творческих потенций учащихся [5].

Следует отметить, что проблема совершенствования личностных и профессиональных качеств преподавателя затрагивается и в современных исследованиях. Среди последних работ в данной области следует отметить публикацию Челпаковой С. М., которая рассматривает проблему повышения педагогического мастерства [8]. Исследователь говорит об актуальности развития творческого потенциала педагогов за счет посещения мастер-классов, позволяющих увидеть не только творческие достижения коллег, но и новые методы, применяемые в учебно-воспитательном процессе.

Баринова Н. Г. затрагивает проблему формирования авторитета личности преподавателя в профессиональной деятельности. При этом процесс формирования авторитета личности преподавателя предполагает наличие таких общих ценностных ориентаций как духовность, культура и нравственность. Основными же компонентами данного процесса являются мышление, творческие переживания и творческое генерирование новой информации через собственный опыт профессионала [2].

Нуриддинов Хожиакбар обращается к проблеме педагогического мастерства, предполагающего отбор нужного материала для занятий и применения оптимальных методов и средств обучения в соответствии с программой и поставленными образовательным задачами. При этом автор отмечает значение творческого подхода преподавателя к подготовке и проведению урока, который может положительно повлиять на отношение студентов к занятиям [7].

Лихачева О. Н., Шилович О. Б. и Королева Ю. В. рассматривают значение личности преподавателя при формировании мотивации студентов к обучению [6]. По мнению авторов преподаватель должен иметь высокую квалификацию, быть опытным, способным найти индивидуальный подход к каждому студенту, должен владеть современными методиками преподавания в неязыковом вузе. За основу предлагается проектная методика, которая помогает реализоваться студентам, исходя из существующих у них проблем. Авторы отмечают, что особенно важен личный пример самого преподавателя, его желание совершенствоваться и развиваться, быть в курсе новых методик, технологий,  его развитый кругозор и начитанность, а также блестящее знание своего предмета.

Биричевская Ю. Г., Ильиных Т. В. говорят о роли личности преподавателя при дистанционном обучении иностранному языку. Исследователи подчеркивают, что дистанционные формы работы не могут заменить личного общения преподавателя и студентов, и те особые отношения, которые между ними устанавливаются, могут стимулировать заинтересованность обучаемых, что необходимо для успеха всего процесса обучения. При этом роль преподавателя иностранного языка не должна сводиться только к роли координатора процесса обучения [3].

Итак, следует отметить, что многие ученые давно задумывались о роли преподавателя в процессе обучения. Однако, несмотря на многочисленные рекомендации ученых и существующие исследования, практика преподавания остается на прежнем уровне, демонстрируя несовершенство существующего подхода к обучению.

Таким образом, возникает необходимость поиска комплекса психолого-педагогических личностных характеристик преподавателя, необходимых для оптимального педагогического воздействия на занятиях по иностранному языку.

 Следует отметить, что современный педагог должен быть проницательным человеком, готовым понять внутренний мир своих учащихся. Это качество подразумевает педагогическую эмпатию[1], т. е. умение проживать конкретную проблемную ситуацию урока во всех аспектах не только со своей точки зрения, но и с точки зрения конкретного учащегося.

С этим связано еще одно качество преподавателя – педагогическое терпение, подразумевающее чуткое и уважительное отношение к учащимся. Умение оптимистично смотреть на развитие коммуникативных умений и навыков учащихся, терпимо относится к возникающим неудачам на их пути лежит в основе данного качества преподавателя. При этом педагогу важно помнить, что своей резкой критикой он может вызвать деструктивную психологическую реакцию у учащихся, что приведет к формированию у них неуверенности в собственных силах и боязни совершить ошибку.

При этом особое внимание педагогу необходимо уделить своей мимике и жестам, которые способны либо расположить к себе учащихся, либо наоборот вызвать у них стеснительность, замкнутость и нежелание учиться.

Сталкиваясь с различными непредвиденными ситуациями во время урока, преподавателю необходимо быть готовым грамотно корректировать ход учебной работы, что также требует специальных знаний, умений и достаточного педагогического опыта. Способность педагога своевременно сориентироваться в сложной ситуации и найти наиболее интересное решение на занятиях, можно назвать искусством профессиональной педагогической импровизации. Функциональные возможности педагогической импровизации зависят как от личностного и профессионального опыта педагога, так и от содержания опробованных в течение практической деятельности педагогических и психологических знаний, умений и навыков.

При этом педагогическая импровизация становится трамплином для функционирования педагогического предвидения (антиципации[2]), позволяющего преподавателю иностранного языка намечать и предвосхищать пути развития иноязычных умений и навыков у учащихся.

Педагогическое предвидение может носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер, позволяя преподавателю проектировать постепенное развитие учащихся на протяжении конкретных отрезков времени и на весь период обучения.  Например, оно дает возможность представить успех или неудачу при освоении определенных грамматических или лексических упражнений («микропредвидение»), или предвосхитить результат долгосрочной перспективы формирования коммуникативных навыков («макропредвидение»). С помощью микропредвидения преподаватель иностранного языка может прогнозировать, как будет воспринят учащимся изучаемый материал, какие определенные лексические или грамматические трудности могут возникнуть в процессе работы, и наметить пути их преодоления.

Таким образом, необходимо отметить, что для успешного педагогического воздействия современный преподаватель иностранного языка должен обладать комплексом психолого-педагогических характеристик, включающих педагогическую эмпатию, педагогическое терпение, способность проявлять педагогическую импровизацию и педагогическое предвидение. При этом данный комплекс должен основываться на либерально-толерантном стиле преподавания, который позволяет стимулировать интерес учащихся к занятиям, а также снять психологические барьеры при овладении речевыми навыками и являются основой для успешного сотрудничества преподавателя и студентов в процессе обучения.

 

[1] Эмпатия – «качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей , сочувствовать им, разделять их переживания» [1,153].

[2] «Антиципация – это предвидение динамики развития креативного процесса. Антиципация выражается в способности к развернутому креативному процессу мышления, предугадыванию динамики развития и моделированию результата» [4,136].


Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Изд-во НПО Модэк, 1998. С. 120-300
2. Баринова Н. Г. Личность и авторитет преподавателя в профессиональной деятельности как условие учебно-воспитательного процесса //Аграрная наука - сельскому хозяйству. Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. В 2-х книгах. 2019. С. 401-402.
3. Биричевская Ю. Г., Ильиных Т. В. О роли личности преподавателя в дистанционном обучении иностранному языку // Научный взгляд в будущее. 2019. Т. 2. № 14. С. 40-42.
4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 336 с.
5. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: Чечено-Ингушский ун-т, 1979. 138 с.
6. Лихачева О. Н., Шилович О. Б., Королева Ю. В. Влияние личности преподавателя на формирование студенческой мотивации в современном техническом вузе //ЦИТИСЭ. 2019. №3 (20). С.37.
7. Нуриддинов Х. Роль личности преподавателя в процессе обучения иностранному языку/Молодой ученый. 2019. №47 (285). С. 41-42
8. Челпакова С. М. Повышение профессионального уровня педагогического мастерства преподавателей – залог успешного формирования личности// Актуальные вопросы образования и науки. 2019. № 2 (68). С. 71-75.

Расскажите о нас своим друзьям: