Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №10 (51) Октябрь 2020
УДК 159.9
Дата публикации 29.10.2020
Образ идеального студента у студентов на примере Волгоградского государственного социально–педагогического университета
Кумахова Джульетта Борисовна
канд. филол. наук, доцент. Кафедра педагогики проф. обучения и ин.-е языки, Кабардино–Балкарский государственный аграрный увниверситет, РФ, г. Нальчик
Османов Мухтар Амирович
магистрант 1-го курса, направление подготовки «Агроинженерия», Кабардино–Балкарский государственный аграрный увниверситет, РФ, г. Нальчик, osmanov.muhtar111@mail.ru
Аннотация: В данной статье описываются исследования по выявлению образа идеального студента в представлении студентов учебного заведения. Для реализации поставленной цели, был использован такой метод исследования как интервью полуструктурированного уровня и опосредованной формы проведения.
Ключевые слова: личность, идеальный образ, студент, качества
Cand. philol. sciences, associate professor. Department of Pedagogy prof. training and foreign languages, Kabardino-Balkarian State Agrarian University, RF, Nalchik
1st year master's student, direction of training "Agroengineering", Kabardino-Balkarian State Agrarian University, RF, Nalchik
Abstract: This article describes research to identify the image of the ideal student in the minds of students in an educational institution. To achieve this goal, such a research method as an interview of a semi – structured level and and an indirect form of conduct was used.
Keywords: personality, ideal image, student, gualities
Османов М.А., Кумахова Д.Б. Образ идеального студента у студентов на примере Волгоградского государственного социально–педагогического университета // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/obraz-idealnogo-studenta-u-studentov-na-primere-volgogradskogo-gosudarstvennogo-sotsialnopedagogicheskogo-universiteta.html (Дата обращения: 29.10.2020)
Поступление в высшие учебные учреждения считается престижным. Осознание зависимости своего будущего от получения образования, его авторитетность в мире, его восприятие в семье оказывают влияние на намерение личности поступать в ВУЗ. Молодые люди апробируют себя в образе студента. В их понимании он эмоционально окрашен и значим. В результате поступления в университет или институт, любой студент вносит изменения в первоначальный образ. Мало изучено, каким становится образ идеального студента впоследствии этих трансформаций.
В условиях высшего профессионального образования протекают многообразные и комплексные изменения, имеющие связь с личностно профессиональным становлением [1]. Профессиональное становление личности обнаруживается в восприятии образа идеального студента. К процессу создания образа идеального студента привлечены помимо самого студента, та обстановка, которая возникает вокруг него, взаимодействие с преподавательским составом и коллегами по учебе, та исключительная атмосфера, существующая в университете или институте.
По словам Натальи Владимировны Жигинас и Натальи Игоревны Широковой в настоящее время не существует модели выпускника, подтвержденной наукой, как основополагающего элемента целей высшего образования [2]. При условии того, что описанная модель будет формироваться, она непременно будет базироваться на окончательном продукте, который содержит в себе образ идеального студента в представлении преподавателей, принимая во внимание требования специальности и образ идеального студента, сформировавшийся вследствие обучения в высшем учебном заведении, лично у студента. Идеальный образ студента воспроизводит в символической форме, опыт, приобретенный студентом во процессе его пребывания в вузе на протяжении обучения.
Для преподавателя обнаружение данного идеального образа у студентов является своего рода ответной реакцией, демонстрируя и продуктивность воспитательных мероприятий, и результаты влияния личностей самих преподавателей на студента, векторы последующей деятельности и
способствует в определенной мере предугадывать становление личности определенного студента как следствие его развития. Ценностная составная часть данного образа располагается в основе тех векторов, в которых студент станет прогрессировать. Идеальный образ нацелен в "завтрашний день". То, что идеальный образ студента исследован не в полной мере, подтверждает актуальность исследования идеального образа студента в понимании студентов высшего учебного заведения.
Целью исследования является выявление образа идеального студента в представлении студентов высшего учебного заведения. Для реализации поставленной цели был использован такой метод исследования как интервью полуструктурированного уровня и опосредованной формы проведения.
Респондентами стали студенты 2 курса Волгоградского Государственного Социально-Педагогического Университета, обучающиеся на разных факультетах. Общие вопросы были составлены следующим образом:
Как бы вы описали идеального студента?
Кого из своего потока вы моги бы назвать идеальным студентом и почему?
Первый вопрос не вызывал никаких трудностей у респондентов. Благодаря свободной форме ответа были получены разнообразные по объему и характеру ответы. Тем не менее ответы были схожи между собой. Но респондентами иногда описывались качества, полностью противопоставленные друг другу.
По посещаемости идеального студента, ответы разбились на 3 группы:
Посещает абсолютно все занятия;
Необязательно ходит на все занятия;
Пропускает большую часть занятий.
По дисциплинированности ответы можно разбить на 2 категории:
Строго дисциплинирован (идеальная посещаемость, соблюдение правил внутреннего порядка учебного заведения, официальный внешний вид, пунктуальность);
Не обязательно дисциплинирован (посещает не все занятия, может шутить с преподавателями, внешний вид не особо важен, не всегда пунктуален);
Остальные характеристики носили схожий характер, поэтому, я считаю уместным объединить их наиболее общее описание образа идеального студента.
Умеет распределять свое время (умеет совмещать учебу, отдых, развлечения и т.п.);
Нет задолженностей в учебе (выполняет все задания вовремя);
Хорошо учится, но не обязательно отличник;
Понимает цель, значимость своего обучения;
Находчивый;
Умеет правильно воспринимать, получаемую в учебном заведении информацию;
Правильно формулирует свои мысли;
Успешно закрывает сессию;
Участвует в жизни университета;
Отзывчивый, доброжелательный и общительный;
Хорошо ладит с преподавателями и одногруппниками;
Проявляет активность на парах;
Владеет авторитетом в группе;
Следующий вопрос: «Кого из своего потока вы моги бы назвать идеальным студентом и почему?». Идея этого вопроса заключается в том, что человек начнет анализировать и искать среди студентов своего потока студента, которого он считает идеальным. Но личность этих студентов совсем не важна для исследования. Вопрос больше направлен на то, чтобы респондент подумал: «Почему я считаю этого студента идеальным?». Отвечая на этот вопрос, студент может дать наиболее четкую, точную, а самое главное правдивую информацию. Иными словами, он снова ответит на первый вопрос, но уже не опираясь на клише, а будет полагаться на личное мнение и наблюдение.
Итак, если рассмотреть причины, по которым респонденты отбирали из студентов, обучающихся на их потоке, идеальных студентов, то можно выделить следующие характеристики:
• Хорошо учится;
Чаще всего, респонденты выделяли идеальную успеваемость.
• Идеальная посещаемость;
• Способность в учебе;
Выделяются интеллектуальные способности и умение "схватывать все на лету".
• Активность;
Говорится об активности не только во время учебы, но и об активном участии в жизни университета.
• Пунктуальность;
Чаще всего студенты выделяют своевременную сдачу всех необходимых работ в процессе обучения и отсутствие опозданий.
• Ответственность;
• Практичность;
• Общительность;
Хорошо ладит не только с одногруппниками, но и с преподавателями.
• Добросовестность;
Выполнение всех необходимых заданий, конспектирование всех лекций.
• Всесторонняя развитость;
Респонденты подчеркивают способность поддержания любого человека, выделяют студента как интересную личность с широким кругозором;
• Находчивость;
• Отзывчивость;
• Способность правильно распределить свое время;
В группу конструкторов, отражающих деловые качества, были включены мнения, относящиеся к цели, средствам ее реализации, результатам контроля эффективности деятельности студента. Это такие качества, которые позволяют реализовать деятельность. Наиболее значимыми деловыми качествами идеального студента в понимании старшекурсников являются: ответственность, целеустремленность, добросовестность, успешность, на промежуточных этапах. Приближается по частоте к наиболее значимым мнениям мнение «Много читает» (24,58%) (табл.1.)
Таблица 1. Деловые качества идеального студента в понимании студентов-старшекурсников
№ | Конструкты по деловым качествам | Частота (в %) |
1 | Выполняет свои обязанности | 22,8, |
2 | Самодисциплина | 17,80 |
3 | Успешен на промежуточных этапах | 27,97 |
4 | Успешен в реализации конечной цели, учебы | 6,78 |
5 | Организатор чужой деятельности | 5,08 |
6 | Самоорганизация | 12,71 |
7 | Ответственность | 44,92 |
8 | Целеустремленность | 35,59 |
9 | Прилежность, усидчивость, старательность | 15,25 |
10 | Умеет применить знания | 5,08 |
11 | Добросовестность | 26,27 |
12 | Много читает | 24,58 |
13 | Умеет выделять главное и не главное | 12,71 |
Много высказываний относительно образа идеального студента относилось к сфере интересов. Она включала как отдельные сферы, например общение с друзьями, так и высказывание об обширной сфере интересов. В образ идеального студента вошли несколько характеристик из сферы интересов, согласно которым идеальный студент – разносторонняя личность, которая, тем не менее, выделяет главное в своей жизни – учебу и будущую профессию. Достаточно престижным для студента представляется общественная деятельность и деятельность научная. Сфера интересов реже включается в образ идеального студента, чем его деловые качества (p ≤ 0,001), но чаще, чем психофизиологические особенности (p ≤ 0,04) (табл. 4).
Таблица 2. Сфера интересов идеального студента в понимании студентов – старшекурсников
№ | Конструкты по сфере интересов | Частота (в %) |
1 | Обширные многосторонние интересы | 27,11 |
2 | Сфера интересов – культурная жизнь | 5,08 |
3 | Сфера интересов – наука | 15,25 |
4 | Сфера интересов – общ. – ая деятельность | 17,80 |
5 | Сфера интересов – учеба, будущая профессия | 25,42 |
6 | Сфера интересов – имеет хобби | 8,47 |
7 | Сфера интересов – личная жизнь, друзья , спорт | 6,78 |
Идеальный образ студента – это образец, по которому сверяется и образ себя, и образ другого. В исследованиях В.Н. Князева, приведенных А.А. Бодалевым и Н.В. Васиной, представлен значимый «другой» - образ взаимодействующего другого, который может быть и позитивным, и негативным. (табл. 3)
Таблица 3. Внешний вид, манеры, поведение идеального студента в понимании студентов – старшекурсников
№ | Конструкты по внешнему виду, манерам, особенностям поведения | Частота (в%) |
1 | Опрятный, аккуратный | 9,32 |
2 | Хорошо выглядит, соответствует статусу, одевается со вкусом, хорошо одевается | 5,93 |
3 | Соблюдает субординацию | 7,63 |
4 | Хорошие манеры | 5,08 |
5 | Хорошо адаптирован, социализирован, ведет здоровый образ жизни | 7,63 |
Из представленных качеств, учитывая наиболее значимые, складывается следующий образ идеального студента.
Идеальный студент – это активный (48,30%), ответственный (44,92%), целеустремленный (35,59%), добросовестный (26,27%), отзывчивый (26,27%), человек с обширными многосторонними интересами (27,11%), но основная сфера интересов – учеба и будущая профессия (25,42%), и успех в учебе (27,97%) (табл. 4).
Таблица 4. Особенности взаимодействия с другими людьми идеального студента в понимании студентов – старшекурсников
№ | Конструкты по особенностям взаимодействия с другими людьми | Частота (в %) |
1 | Отзывчивость | 26,27 |
2 | Вежливость | 12,71 |
3 | Дружелюбный, доброжелательный | 11,86 |
4 | Коммуникативный | 16,10 |
5 | Владеет разными уровнями общения, | 18,64 |
6 | Общительность | 13,56 |
7 | Открытость | 10,17 |
8 | Приятный в общении, обаятельный | 5,93 |
В понимании студентов, идеальный студент в первую очередь характеризуется деловыми качествами общения и особенностями сферы интересов.
Результаты исследования соотносятся с результатами исследования других авторов. Так, В.Н. Мезинов считает, что «началом формирования конкурентоспособности будущего учителя» является не только «осмысление профессиональных аспектов» и «формирование педагогических убеждений, этических принципов», но и «усвоение профессиональных норм, ценностей, формирование идеалов…» Это мнение можно отнести не только к конкурентоспособности учителя, но и равной мере – к конкурентоспособности будущего специалиста других специальностей. В сформировавшемся у студентов идеальном образе студента находят отражение в интегративной форме и профессиональные нормы, и этические принципы, и ценности, что будет способствовать его конкурентоспособности как будущего профессионала.
Таким образом, в понимании студентов Волгоградского Государственного Социально-Педагогического Университета, образ идеального студента – это активный, ответственный, целеустремленный, добросовестный ,отзывчивый человек с обширными многосторонними интересами, основная сфера интересов которого – учеба и будущая профессия, и он успешен в учебе.
Образ идеального студента складывается из сочетания деловых качеств, особенностей взаимодействия с другими людьми, направленности на многие сферы, с выделением приоритета учебы и будущей профессиональной деятельности, психофизиологических особенностей.
С учетом идеального образа студентов можно прогнозировать направления развития студентов – это развитие деловых качеств и профессионализма, улучшение взаимодействия с другими людьми, повышение уровня активности, расширение сферы интересов.
Список литературы
1. Козлова Н. В., Берестнева О. Г., Шелехов И. Л. Особенности личностного и профессионального становления студентов университета // Вестн. Томского гос. Пед. Ун-та. 2009. Вып. 9 (87) С. 103-107.
2. Жигинас Н. В., Широкова Н. И. Становление профессионализации студентов педагогического вуза: психолого-педагогический аспект // Вестн. Томского гос. Пед. Ун-та. 2007. Вып. 10 (73). С. 67-73.
3. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Божественный ребенок / пер. Д.В. Дмитриева. М.: Олимп, ООО Издательство «АСТ – ЛТД», 1997. C. 246-290
4. Сартр Ж.П. Экзистенциальный психоанализ // Зарубежный психоанализ / сост. и общ. ред. В.М. Лейбина. СПб.: Питер, 200. С. 415-440
5. Соколова Э.А. Методики с открытыми текстами и их использования для исследования профессиональной группы // Л.С. Выготский и современная культурно – историческая психология. С. 294 – 300
6. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии СПб.: Речь, 2003. 350 с.