Социальная психология | Мир педагогики и психологии №10 (51) Октябрь 2020

УДК 37.015.3

Дата публикации 28.10.2020

Преодоление застенчивости дошкольников посредством арт-терапии

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Кислякова Алина Витальевна
студентка 5 курса, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки

Аннотация: На основе проведения анализа научных источников по вопросам развития эмоциональной сферы дошкольников, раскрыта сущность и значение понятия «застенчивость», содержание метода арт-терапии, а также формы арт-терапии по преодолению застенчивости дошкольников (изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия, музыкотерапия). В статье приведен анализ уровня застенчивости детей старшего дошкольного возраста – воспитанников муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 5 «Умка» города Ессентуки Ставропольского края и программа мероприятий по преодолению застенчивости дошкольников посредством арт-терапии в дошкольных образовательных учреждениях. Результаты реализации программы: у большинства испытуемых диагностирован высокий уровень застенчивости (63%) (снижение показателя на 56,3%), средний уровень застенчивости – 25 % (положительная динамика на 21,8%), низкий уровень застенчивости – 13 % (положительная динамика на 31,2%).
Ключевые слова: Эмоциональная сфера, застенчивость, дети дошкольного возраста, арт-терапия творчество, изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия, музыкотерапия.

Overcoming preschoolers' shyness through art therapy

Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate professor Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki
Kislyakova Alina Vitalievna
5 year student, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki

Abstract: Based on the analysis of scientific sources on the development of the emotional sphere of preschoolers, the essence and meaning of the concept of "shyness", the content of the method of art therapy, as well as forms of art therapy to overcome the shyness of preschoolers (isotherapy, fairy tale therapy, game therapy, color therapy, music therapy) are revealed. The article provides an analysis of the level of intellectual development of senior preschool children - pupils of the municipal budgetary preschool educational institution "Kindergarten No. 5" Umka "of the city of Essentuki, Stavropol Territory, and a program of measures to overcome the shyness of preschoolers through art therapy in preschool educational institutions. Results of the program: the majority of subjects were diagnosed with a high level of shyness (63%) (a decrease of 56.3%), an average level of shyness-25 % (a positive trend of 21.8%), a low level of shyness – 13 % (a positive trend of 31.2%).
Keywords: Emotional sphere, shyness, preschool children, art therapy, creativity, isotherapy, fairy tale therapy, game therapy, color therapy, music therapy.

Правильная ссылка на статью
Декман И.Е., Кислякова А.В. Преодоление застенчивости дошкольников посредством арт-терапии // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/preodolenie-zastenchivosti-doshkolnikov-posredstvom-art-terapii.html (Дата обращения: 28.10.2020)

В последнее десятилетие учеными отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения в эмоциональной сфере и отличающихся беспокойством, психоэмоциональной неустойчивостью, застенчивостью. Последняя является корнем множества проблем: наносит ущерб психоэмоциональному здоровью ребенка, становится преградой для качественного усвоения материала, блокирует различные мыслительные процессы, негативно влияет на память [1, с. 123].

Учеными (М.В. Ермолаева, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.И. Шапиро и др.) доказано, что застенчивые дети нередко характеризуются низкой самооценкой, чувствительностью к собственным неудачам, острым реагированием на оценки взрослых и сверстников и т.д. Зачастую такие дети отказываются от выполнения деятельности, в которой испытывают затруднения [2, с. 72].

Проблема застенчивости дошкольников затронута в психолого-педагогических трудах многих ученых, таких как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Э.Г. Эйдемиллер, Д.Б. Эльконин и др., где авторами показано значение развития

эмоциональной сферы для активной деятельности мозга детей, а также влияние социальных условий жизни и воспитания на формирование застенчивости у детей дошкольного возраста [3, с. 98].

Основная трудность в работе с застенчивыми детьми в дошкольных образовательных учреждениях заключается в налаживании контакта с ними, развитии доверительных взаимоотношений.

Педагогами используется широкий спектр форм и методов работы с застенчивыми детьми. Ключевую роль в преодолении застенчивости дошкольников играет включение их в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность [4, с. 7]. С помощью различных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики происходит развитие эмоциональной сферы ребенка [5, с. 57].

Кроме того, одним из наиболее эффективных средств преодоления застенчивости дошкольников является арт-терапия, формы которой очень разнообразны. Это и изотерапия, и музыкотерапия, и сказкотерапия, и игротерапия [6, с. 105].

Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения, а также, развитию творческих способностей у ребенка. Такой ребенок будет всегда уверен в себе, в своих силах и будет смело шагать по жизни, достигая поставленных им целей [7, с. 69].

В рамках настоящего исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая имела своей целью исследование застенчивости в поведении детей старшего дошкольного возраста и ее преодоление посредством арт-терапии.

Эмпирической базой исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 5 «Умка» города Ессентуки Ставропольского края.

Наша работа состояла из трех основных этапов:

- на первом этапе была проведена первичная диагностика уровня застенчивости детей старшего дошкольного возраста;

- на втором этапе разработана программа мероприятий по преодолению застенчивости дошкольников посредством арт-терапии в дошкольных образовательных учреждениях.

- на третьем этапе проведена повторная диагностика и сравнительный анализ показателей.

Чтобы оценить уровень застенчивости детей старшего дошкольного возраста, нами были разработаны критерии и показатели застенчивости детей, которые мы отразили в таблице 1.

Таблица 1. Критерии и показатели застенчивости детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с выделенными критериями и показателями застенчивости старших дошкольников нами был определен и диагностический инструментарий, с помощью которого был изучен уровень застенчивости детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 2. Диагностический инструментарий для выявления уровня застенчивости старших дошкольников

На констатирующем этапе эксперимента, с помощью беседы с воспитателями и анализа обращений родителей к педагогу-психологу муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад № 5 «Умка» города Ессентуки Ставропольского края, нами было отобрано 16 детей в возрасте 5-6 лет с предполагаемыми нарушениями в эмоциональной сфере (застенчивостью).

Из этой выборки были сформированы экспериментальная группа (8 человек) и контрольная группа (8 человек). Такую небольшую численность выборок мы объясняем спецификой экспериментальной работы, в которой будет изучен эффект воздействия арт-терапии на детей. При чем, численность выборок подбиралась с учетом возможностей и ограничений в применении метода арт-терапии.

На констатирующем этапе эксперимента нами получены результаты по уровню развития застенчивости, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровень застенчивости детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

По результатам констатирующего этапа эксперимента было установлено, что 62,5% детей экспериментальной группы испытывают эмоциональный дискомфорт при встрече с незнакомыми людьми, а также в ходе общения с посторонними взрослыми: у детей понижается тембр голоса и он становится более низким; дети неспособны смотреть прямо в глаза, больше молчат, бояться ответственных поступков - уклоняются от ответственных действий; демонстрируют избирательность в контакте с людьми, предпочитают общение с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказываются от общения с посторонними.

Таким образом, исходя из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, мы делаем вывод о необходимости разработки и реализации программы по преодолению застенчивости дошкольников посредством арт-терапии.

Цель программы: преодоление застенчивости детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии.

Задачи программы:

- развить в детях уверенность в себе и своих силах;

- привлечь детей к выполнению рразличных поручений, связанных с общением;

- расширять круг общения детей.

При составлении данной программы, нами были использованы практические материалы следующих авторов: Т.Ф. Казакова, М.В. Киселева. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Л.Д. Лебедева, Е.И. Шапиро и др.

Реализация мероприятий программы проходила в форме групповой работы с детьми.

Программа мероприятий включала в себя 24 занятия с использованием различных форм и методов арт-терапии, таких как игровые методы и приемы в комплексе с рисуночной терапией, сказкотерапией, музыкотерапией, а так же с использованием психогимнастических упражнений.

Предполагалось проведение занятий три раза в неделю в течение двух месяцев. Время проведения занятий (30 минут) соответствовало программным требованиям для детей старшего дошкольного возраста.

С детьми контрольной группы проводились стандартные занятия по основной общеобразовательной программе дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы».

Структура занятий в рамках программы состояла из следующих этапов:

1. Приветствие (позволяло сплотить детей и создать атмосферу группового доверия и принятия).

2. Разминка (происходило воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, что позволяло активизировать детей, поднять их настроение).

3. Основная часть занятия (непосредственно арт-терапия).

4. Рефлексия (детьми давались два варианта оценки: эмоциональная и смысловая).

5. Ритуал прощания [8, с. 204].

Тематика занятий с детьми по преодолению застенчивости посредством арт-терапии представлена в таблице 5.

Таблица 5. Тематика занятий с детьми по преодолению застенчивости посредством арт-терапии

Тематика занятий с детьми

Цель занятия

«Осенняя фантазия». Работа с сухими листьями.

Снятие эмоционального напряжения, развитие смекалки, воображения, стимулирование положительных эмоций.

«Свободный рисунок в круге».  Групповое рисование ватными палочками.

Создание почвы для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшение зависимости от стереотипов,  повышение настроения, развитие воображения, налаживание коммуникации, объединение.

«Музыка-настроение». Музыкотерапия.

Способствовать умению передавать настроение музыки, снятие эмоционального напряжения, развитие творческого самовыражения

«Несуществующий зверек». Взаимодействие с бумагой.

Развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения.

Интегрированное занятие «Сказочный лес».

Создание эмоционально положительного настроя детей, развитие коммуникативных навыков детей в различных ситуациях общения, снятие эмоционального напряжения, развитие активного творческого воображения у старших дошкольников, побуждение детей к творчеству, профилактика эмоциональных, поведенческих нарушений.

Чтение сказки «Найда». Сказкотерапия.

На вербальном и эмоциональном уровне показать ребенку что такое хорошо, что такое плохо, примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, развивать умение высказывать свое мнение по проблеме.

Я и мои эмоции. «Робкий Тигренок».

Обучение ребенка выражать собственные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции.

Я и мои эмоции. «Смелый тигренок».

Обучение ребенка выражать собственные эмоции, различать положительные и отрицательные эмоции,  угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции, выплеск негативных эмоций, коррекция детских обид.

Групповой коллаж. «Мой мир».

Раскрытие потенциальных возможностей детей,  эффективным методом взаимодействия в группе,  развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие.

«Мир животных». Музыкотерапия.

Творческое самовыражение, развитие невербального общения, возможность выхода энергии, накопившейся за время занятия, развитие активности, общей моторики, релаксация, переход от активных действий к успокоению.

«Несуществующее животное». Лепка из теста

Развитие творческого восприятия, мелкой моторики, развитие памяти, эмоциональная разгрузка.

«Тренируем свои эмоции». Игротерапия.

Развитие саморегуляции, умения контролировать свои эмоции, снятие напряжения.

Тренинг эффективного межличностного взаимодействия.

Развитие адекватного восприятия других людей, снятие внутренних запретов на свои эмоциональные проявления.

«Прощание со страхами». Рисование карандашами.

Преодоление страхов, агрессии, снятие напряжения, развитие творческого воображения, гармонизация эмоционального состояния.

«Я и моя семья». Изотерапийная игра.

Выявление своеобразия эмоционального благополучия ребенка в семье, зафиксировать позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности.

«Я и другие». Тренинг межличностного взаимодействия.

Создание положительного эмоционального состояния, дружественной атмосферы, формирование социального доверия, сплоченности, принадлежности к группе.

«Всегда ли мы поступаем правильно?». Социально - психологический тренинг.

Сформировать осознание последствий реакции в конфликтных или напряженных ситуациях, формировать чувство эмпатии, дружественного отношения друг к другу.

«Исследуем себя». Эмоционально личностное развитие.

Развивать самоощущение, принятие себя таким, какой ты есть, развивать ощущение внутренней сосредоточенности.

Работа в команде. Тренинг командообразования.

Налаживание межличностного взаимодействия, развитие умения высказываться и слушать своего собеседника.

«Осенняя сказка». Музыкотерапия.

Творческое самовыражение, формирование чувства своего эмоционального состояния, формирование чувства защищенности, покоя.

«Путешествие на облаке». Психогимнастика.

Снятие эмоционального напряжения, развитие в ребенке ощущения свободы; развитие воображения, умения расслабляться.

Погружение в сказку. Сказкотерапия.

Развитие самопознания через психологическую сказку, развитие творческого восприятия.

«Хорошие и плохие сказочные герои». Рисование красками.

понимание понятия «хорошо» и «плохо», выход негативных эмоции, преодоление страхов методами сказкотерапии.

«Путаница». Занятие  с использованием упражнений изотерапии и игротерапии.

Формированием образного мышления, осознание и выражение своих чувств, развитие воображения.

Опора на различные виды детской арт-терапевтической деятельности позволила продуктивно компенсировать имеющиеся недостатки и закрепить достигнутый результат, а также обогатить эмоциональное развитие ребенка, используя возможности его возраста.

После проведения занятий было проведено контрольное обследование детей, результаты которого представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Уровень застенчивости детей дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента

Таким образом, обобщив результаты контрольного этапа эксперимента мы приходим к выводу о том, что реализация программы мероприятий по преодолению застенчивости детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях посредством арт-терапии дала положительный эффект:

- на 56,3 % снизилось количество детей с высоким уровнем застенчивости;

- на 21,8 % увеличилось количество детей со средним уровнем застенчивости;

- на 31,2 % повысилось количество детей с низким уровнем застенчивости.

Использование в образовательном процессе дошкольного учреждения метода арт-терапии по преодолению нарушений эмоционального состояния детей дало нам возможность наблюдать за процессом изменения эмоционального фона детей дошкольного возраста, позволило снять барьеры в общении детей между сверстниками и взрослыми (о чем говорят результаты анкетирования родителей), снизить страх в общении с окружающими людьми, преодолеть замкнутость.


Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2012. – 811 с.

2. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребенок в семье. Особенности воспитания // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2017. - № 5. – С. 72-78.

3. Ермолаева М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М.В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 757 c.

4. Шапиро Е.И. Особенности эмоционального развития дошкольника 3-7 лет / Е.И. Шапиро. - Москва: Высшая школа, 2011. - 16 c.

5. Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду. Методическое руководство. - М.: Просвещение, 2017. - 192 c.

6. Карпенко В.Г. Формы арт-терапии в дошкольном учреждении // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. - № 3. - С. 105-110.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы с застенчивыми детьми. - СПб.: Речь, 2006. - 140 с.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по арт-терапии. - СПб.: Речь, 2017. - 320 с.

Расскажите о нас своим друзьям: