Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №10 (51) Октябрь 2020

УДК 378

Дата публикации 28.10.2020

Междисциплинарный подход к исследованию ответственности будущих военных летчиков

Гончаров Сергей Александрович
Преподаватель кафедры тактики и общевоенных дисциплин, Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков, РФ, г. Краснодар, s.a_goncharov@mail.ru

Аннотация: В статье затрагивается актуальная на сегодняшний день проблема формирования ответственности у курсантов военных вузов. На теоретико-методологическом уровне обобщены результаты изучения данной проблемы в различных научных теориях. Приводятся позиции исследователей различных областей научных знаний относительно определения смыслового содержания понятия ответственности, уточняются его сущностные характеристики и структурная компоновка.
Ключевые слова: курсант, ответственность, виды ответственности, принципы ответственности, направления формирования ответственности, модус ответственности, воспитание.

An interdisciplinary approach to the study of the responsibility of future military pilots

Goncharov Sergey Alexandrovich
lecturer of the department of tactics and general military disciplines, Krasnodar Air Force Institute for Pilots, Russian Federation, Krasnodar

Abstract: The article touches upon the actual problem of the formation of responsibility among cadets of military universities. At the theoretical and methodological level, the results of studying this problem in various scientific theories are summarized. The positions of researchers of various fields of scientific knowledge regarding the definition of the semantic content of the concept of responsibility are given, its essential characteristics and structural arrangement are specified.
Keywords: cadet, responsibility, types of responsibility, principles of responsibility, directions of formation of responsibility, mode of responsibility, education.

Правильная ссылка на статью
Гончаров С.А. Междисциплинарный подход к исследованию ответственности будущих военных летчиков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/mezhdistsiplinarnyj-podkhod-k-issledovaniyu-otvetstvennosti-budushhikh-voennykh-letchikov.html (Дата обращения: 28.10.2020)

Ответственность является одним из решающих компонентов структуры личности, определяющим степень свободы и основные направления поведения личности. Многие исследователи считают ответственность необходимым атрибутом зрелого поступка, ведь каждый раз, когда человек самостоятельно принижает решения, он несёт ответственность за их последствия. Выполнение поставленных задач во время несения службы, требует от военнослужащих проявления высокой ответственности. Ее воспитание является одним из приоритетных направлений в структуре Вооруженных сил Российской Федерации.

Ответственность - это волевое личностное качество, выражающееся в осуществлении контроля за деятельностью (действиями) человека [1, с. 110]. Существуют внешние формы ответственности, обеспечивающие ее возложение (подотчетность, наказуемость и т.д.), и внутренние формы саморегуляции (чувство ответственности, чувство долга) [2].

Согласно К. Муздыбаеву и А.А. Реану ответственность есть непременная составляющая, атрибут зрелого поступка. По Э. Фромму, например, забота, ответственность, уважение и знание – это совокупность качеств зрелого человека [3, с. 184]. А.А. Реан [4, с. 72] полагает, что с ответственностью

связана не только сущность бытия зрелой личности, но и успешность и способы ее самоактуализации.

Концепция субъектности большинства авторов включает ответственность личности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.К. Осницкий и др.). Существуют различные определения ответственности, к примеру, В.П. Прядеин, под ответственностью понимает «гарантирование субъектом достижения результата собственными силами на основе самостоятельно принятого решения, осознанного долга и совести» [5, с. 7].

Многозначность и сложность интерпретации понятия «ответственность» только подтверждает актуальность исследования данной проблемы. Проведенный теоретический анализ научных источников позволяет определить ответственность применительно к теме исследования как волевое личностное качество, выражающееся в осуществлении контроля за деятельностью субъекта. [6, с. 66].

Одно из проявлений ответственности - ответственный подход (к своим действиям, к своим словам и обязательствам, и в целом к своей жизни). Ответственный подход - это подход, когда известно, кто отвечает (и это ответственный по своему складу и характеру человек), известно перед кем отвечает, чем и за что конкретно отвечает. И совсем наоборот безответственность, или безответственный подход - когда что-то из этого (или все это) неизвестно. Одним из признаков безответственности является отсутствие у человека понимания необходимости отчитываться перед кем бы то ни было за свои поступки, неспособность адекватно и рационально реагировать на критику и замечания [7].

К формам ответственности можно отнести: материальную, т.е. связанную с ограничением материальных ценностей и нематериальную, т.е. основанную на порицании человека в социуме, а также групповую (коллективную), относящуюся к какой-либо определенной группе, и личностную, применимую к индивидуальному человеку.

Ответственность можно разделить на следующие виды:

- моральную (этическую) – основанную на внутренних принципах каждого конкретного человека;

- юридическую – относящаяся к нормам права;

- социальную – заложенную на отношениях внутри социальных групп;

- нравственную – ответственность личности за свое поведение с точки зрения морали, а также ответственность социальных общностей (семья, род, государство и т. п.) за существующие в них нравы и нравственные отношения;

- профессиональную – связанную с профессией каждой индивидуальной личности.

Ответственность личности представляет собой многоаспектное понятие, которое рассматривается на междисциплинарном уровне, выступая предметом изучения философии, психологии, социологии, этики, экономики, педагогики и др. [8, с. 113].

В философской литературе ответственность довольно часто рассматривается как морально-психологическая категория, означающая осознание человеком своего долга, своих обязанностей перед обществом. Ответственность – это способность человека предвидеть результаты своей деятельности и определить ее исходя из того, какую пользу или вред она принесёт обществу [9, с. 87]. Чем шире рамки свободы, тем выше ответственность, и, наоборот, чем больше содержание, заключённое в ответственности, тем больше свободы она требует для своей реализации. Нет свободы без ответственности, и наоборот. Ибо последнее представляет собой способ организации и направленность субъективной активности, а тем самым и более или менее успешный путь к достижению свободы [10].

С психологической точки зрения ответственность – возможность выбора, т.е. сознательное предпочтение определённой линии поведения [11, с. 201]. Показательно в этой связи, что выбор может осуществляться в усложнённых условиях, например, в конфликтных ситуациях, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества. Каждый выбор для личности представляет собой проблему выбора своего «Я». Здесь как раз и

возникает проблема «быть или не быть» или «быть или казаться». Для человека «быть» означает быть человеком, отстаивать свои жизненные позиции и нести за них ответственность. Выбор «казаться» означает отказ от ответственности. Ответственность, таким образом, это важнейшее свойство личности.

В психологии работа с проблемой ответственности рассматривается как основной инструмент на пути достижения цели – возврата личности к состоянию целостности. Умение личности отвечать за свои поступки является важнейшим критерием. Отклонение в психологическом состоянии личности возникает в результате нарушения ее основных принципов.

Первый принцип ответственности – это актуальность, который основывается на временной привязке личности к возникшей ситуации. Личность находится внутри события – «здесь и сейчас».

Вторым принципом это осознанность, подразумевающая осознание происходящего события, т.е. его максимальное непосредственное восприятие и оценку.

И только при наличии каждого из двух факторов можно говорить о том, что ответственность человека работает не как разрушающий фактор, а как образующий его индивидуальную целостность.

Если речь идёт о принятии социальных норм поведения, то обычно говорят о социальной ответственности личности. Особенность ее в том, что ее объектом являются социальные нормы и ролевые функции, а субъектом контроля может выступать как сам человек, так и его социальное окружение. Однако не только нормы поведения и ролевые функции могут быть объектом ответственности [11].

Социальная ответственность характеризует личную ответственность человека за свои действия и поступки, степень независимости, самостоятельности и активности его в достижении своих целей, проявляется в субъективном контроле личности. В соответствии с известной концепцией Дж. Роттера, эта характеристика определяется по месту локализации человеком контроля за значимыми для него событиями и оценивается по шкале «локуса контроля».

Следует отметить, что личностный адаптационный потенциал относится к ведущим критериям общей военно-профессиональной пригодности личности, в то время как социальную ответственность можно отнести к специальным профессионально важным качествам военнослужащих, призванным способствовать эффективному решению служебных задач, связанных с обеспечением повседневной жизни и боевой деятельности войск.

Одним из действенных правовых средств сдерживания правонарушаемости является юридическая ответственность. Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния. Она делится на пять видов: уголовная; административная; дисциплинарная; гражданско-правовая; материальная.

Особым предметом изучения стало содержание и структура такой психологической категории, как профессиональная ответственность личности. Теоретические исследования, экспертные оценки и практика свидетельствуют, что ответственность как профессиональное свойство личности входит в ядро профессионально важных качеств, обеспечивающих результативность в сложноорганизованной деятельности специалистов и руководителей, общей регуляции жизнедеятельности личности [12; 13]. В связи с этим, важное значение имеет теоретическое положение о том, что на разных стадиях развития человека формируются разные системы психологических качеств [14]. Это положение позволяет рассматривать личность руководителя как интегральную и открытую систему, в которой происходят различные изменения, и осуществляется ее развитие.

Эффективность руководства во многом зависит от того, как личностные качества организованы в подструктуры личности руководителя, поэтому очень важен поиск ее интегральных системных образований. В соответствии со структурно-динамическим подходом, личность руководителя рассматривается как целостная развивающаяся структура, включающая совокупность взаимосвязанных подструктур. Всякое личностное качество специфически связано с рядом других качеств и свойств, которые образуют подструктуры личности.

Ответственность, как профессиональное качество личности во многом определяется качествами, характеризующими особенности социальной активности человека: сдержанностью, рассудительностью и коммуникативностью [15].

Ответственность в профессиональной деятельности есть социальная ответственность, связанная с определёнными профессиональными обязанностями (В.С. Кузнецова, В.С. Морозова, К. Муздыбаева, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской, М.Ф. Цветаева). Такое понимание феномена характеризует ответственность как нечто внешнее по отношению к субъекту, данное ему извне. Однако эта проблема имеет и субъективные аспекты. Активность субъекта предполагает не только моделирование ситуаций, будущих результатов ответственного поступка, но и понимание себя ответственным деятелем. Р. Бернс пишет о необходимости «...научиться воспринимать себя как человека, обладающего адекватным потенциалом и берущего на себя ответственность постоянно делать выбор, касающийся целей в жизни» [16, с. 89].

Анализ смысловых и содержательных характеристик феномена профессиональной ответственности, представленных в научных исследованиях, позволяет констатировать, что профессиональная ответственность является системным личностным свойством, отражающим готовность отвечать за результаты принимаемых решений [17, с. 174].

Анализ различных подходов к проблеме ответственности позволяет выделить четыре основных модуса изучения профессиональной ответственности:

1. Первый из них – это понимание сущности ответственности, т. е. попытки поиска ответа на вопрос: что такое ответственность, имеет ли она свое специфическое содержание и какое?

2. Ответственность может быть охарактеризована с точки зрения временной перспективы: а) ответственность за совершенное действие – ретроспективный аспект; б) ответственность за то, что необходимо совершить в будущем, – перспективный. Выделенные характеристики ответственности образуют второй модус изучения ответственности – за что человек несет ответственность, что возложено на него или принято им самим для исполнения.

3. Третий модус исследования и проявления ответственности связан с авторитетным адресатом ответственности: перед кем человек несет ответственность, отчитывается. Ответственность не бывает безличной, она всегда связана с конкретным субъектом, может быть свойственна личности или группе.

4. Четвертый модус ответственности связан с тем, «как человек ответствует», т. е. как, каким образом, благодаря каким механизмам и условиям, в каких сферах и ситуациях он реализует ответственность, является действительно ответственной личностью.

По мнению А.А. Петрошенко, если представить «ответственность» в виде структуры, то можно выделить основные ее компоненты – эмоциональный, интеллектуальный и волевой [18, с. 48].

При формировании интеллектуального компонента ответственности необходимо:

– доводить до военнослужащих основные законы, приказы, директивы и другие руководящие документы;

– сформировать чувство высокого патриотизма;

– на конкретном примере показывать положительный опыт ответственного выполнения воинского долга;

– пропагандировать славные боевые традиции Вооруженных Сил РФ.

При формировании эмоционального компонента следует:

– формировать правильный нравственный идеал;

– замечать и своевременно поощрять видимые изменения в поведения подчиненных;

– давать оценку поступкам военнослужащих.

Для формирования волевого компонента ответственности необходимо:

– давать подчиненным выполнять различные роли организатора или руководителя;

– учитывать индивидуальный и дифференциальный подход к каждому военнослужащему;

– проявлять постоянную заботу об обеспечении личной примерности командиров в выполнении воинского долга.

В условиях современного военного вуза ответственность практически складывается в социальное качество и стержневое свойство личности. С одной стороны, она представляет собой индивидуально осознаваемую способность человека отвечать за свои действия и поступки. С другой стороны, характеризует возможность подвергать эти действия моральной оценке и контролю со стороны тех, с кем человек непосредственно взаимодействует в коллективе. В своем содержании персональная ответственность будущего военного специалиста предполагает высокий уровень мотивации к самосовершенствованию личностной самоорганизации деятельности и поведения и понимание личностью ее профессионального долга и профессиональных ценностей. В военном вузе ответственность будущего специалиста проявляется через комплекс качеств: сознательную дисциплинированность, добросовестность исполнения обязанностей и задач в учебно-профессиональной деятельности, организованность, настойчивость, активность и упорство, целеустремленность в достижении целей профессиональной подготовки, что отражается во взаимоотношениях в коллективе.

В целях повышения эффективности формирования ответственности у курсантов командиры всех уровней должны знать особенности воинского коллектива; определять связь внешних черт и стереотипов поведения военнослужащих с жизненными установками, преобладающими в данной социокультурной среде, их воздействие на человека; его адекватную самооценку и оптимальную адаптацию.

Формирование ответственности у курсантов предусматривает наличие определенных требований в системе обучения, которые могут быть в виде дидактических и организационных требований в форме программы учебных дисциплин, учебного плана, наборов индивидуальных заданий, планов семинарских занятий, расписания занятий, правил пользования вычислительным центром и библиотекой и т. д. Осмысливая внешние требования, ориентируясь на имеющиеся в военно-образовательном социуме правила поведения, понятия морали и долга, у курсанта формируется определенная направленность своих действий: он готовится к занятиям, ходит на лекции или, наоборот, пропускает их, не выполняет домашние задания. Ответственное действие курсантом должно выполняться сознательно, для чего он должен хорошо знать моральные, этические нормы деятельности и обладать способностью адекватно самостоятельно оценивать свои действия.

Ответственность курсанта как будущего офицера в учебно-профессиональной деятельности должна проявляться в виде устойчивого повторения действий, которые выполняются на основе осознания требований к будущей профессии и морального долга; выражаться в принятия этих требований в качестве основной мотивации своей учебной деятельности; осуществляться с помощью целенаправленных волевых усилий по выполнению обязанностей; основываться на самоконтроле поступков и действий и оценке значимости учебной деятельности как основы для высокой результативности будущей профессиональной деятельности.

В процессе привития курсантам высокого чувства ответственности, необходимо знать, что ключевым принципом воспитания является индивидуальный или дифференциальный подход [19].

Успех индивидуального подхода зависит от условий его выполнения, а это: потребность к постоянному самосовершенствованию; выявление причин нарушения дисциплины отдельными военнослужащими; личные взаимоотношения командиров подразделений.

К наиболее результативным методам индивидуального подхода относятся: доверие, убеждение, одобрение, метод принуждения.

Дифференциальный подход содействует формированию и выработке необходимых качеств, развитию и становлению функций, необходимых для успешного выполнения поставленных задач, а индивидуальный подход определяет целенаправленное, систематическое и всестороннее изучение личности военнослужащего и педагогически целесообразное воздействие командира.

Подводя итог исследованию затронутой выше проблематики можно утверждать, что только благодаря сформированному чувству ответственности курсант может стать самодостаточной и целостной личностью, что в дальнейшей военной службе, после окончания военного училища, будет его характеризовать как успешного офицера-командира.

Таким образом, проведенный автором анализ проблемы формирования ответственности у курсантов военных вузов указывает на необходимость дальнейшего рассмотрения и более углубленного исследования данного вопроса.


Список литературы

1. Бибик Т.В. Теоретический взгляд на проблему ответственности личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2004. – № 2 (22). – С. 109-112.

2. Гаврилушкин С.А. Ответственность как профессиональное качество личности // Вектор науки ТГУ. – 2011. – №1 (15). – С. 155-157.

3. Фромм Э. Бегство от свободы / пер. с англ. Г.Ф. Швейника. – М.: Прогресс, 1990. – 271 с.

4. Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля и личности // Психологический журнал. – 1998. – № 4. – С. 71-79.

5. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. – 209 с.

6. Дмитренко А.Ю. Формирование профессиональной ответственности у курсантов авиационных вузов как актуальная проблема // Журнал педагогических исследований. – 2020. – Т.5 № 2. – С. 64-69.

7. Гончаров С.А. К вопросу о формировании гражданской ответственности будущих военных летчиков // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении: сборник научных статей / [под ред. Л.А. Кунаковской, С.В. Поповой]; Воронежский государственный университет. – Выпуск 13. – Воронеж: ООО «РИТМ», 2019. – С. 95-98.

8. Дмитренко А.Ю. Междисциплинарный подход к исследованию ответственности личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2020. – № 2 (34). – С. 112-117. doi: 10.18500/2304-9790-2020-9-2-112-117.

9. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности // Психологический журнал. – 1999. – Т.20. № 2 – С. 84-95.

10. Косолапов Р.И, Марков В. Свобода и ответственность. – М.: Политиздат, 1969. – 95 с.

11. Муздыбаев К., Семенов В.С. Психология ответственности. – Л.: Наука, 1983. – 356 с.

12. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарики, 2004. – 584 с.

13. Быков С.В. Социально-психологическая регуляция ответственности личности: автореф. дис. ... докт. псих. наук. – Казань, 2006. – 41 с.

14. Журавлев А.Л. Психология управленческой деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 2003. – 535 с.

15. Гончаров С.А. Профессиональная деятельность военного летчика и ее особенности / Инновационные технологии в образовательном процессе:

сборник материалов ХХI Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Краснодар: КВВАУЛ, 2020. – С. 213-216.

16. Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. –155 с.

17. Дмитренко А.Ю. Методологические ориентиры конструирования модели формирования профессиональной ответственности будущих офицеров Воздушно-космических сил России // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Соцоикинетика. – 2020. – Т. 26. № 2. – С. 173-179. doi: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-173-179.

18. Петрошенко А.А. Основные пути и методы воспитания у подчиненных высокой ответственности за несение караульной и внутренней служб // Ориентир. – 2005. – Т. 1. № 5 – С. 46-53.

19. Гончаров С.А. Воспитание гражданской ответственности курсантов военных вузов / Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: материалы X Международной научно-практической конференции (20 ноября 2019 г., Воронеж). – Воронеж: Научная книга, 2019. – С. 115-118.

Расскажите о нас своим друзьям: