Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №10 (51) Октябрь 2020

УДК 378:355.55

Дата публикации 27.10.2020

Оценка уровня сформированности профессиональной ответственности у курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков

Дмитренко Андрей Юрьевич
Преподаватель кафедры конструкции и эксплуатации авиационной техники, Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков, РФ, г. Краснодар Е-mail: andrei_dmitrenko@list.ru

Аннотация: В статье представлены результаты констатирующего этапа контрольно-диагностической работы, направленной на определение уровня сформированности профессиональной ответственности в целом и отдельных её компонентов в частности у будущих военных летчиков. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) с курсантами второго года обучения. Для оценки уровня сформированности компонентов профессиональной ответственности применялся комплекс диагностических процедур: анкетирование, психологическое тестирование (с использованием методики ОТВ-110 О.В. Мулыхиной, опросника ДУМЭОЛП, теста волевых качеств личности А.И. Высоцкого, опросника Р. Лазаруса), экспертная оценка дисциплинированности и анализ академической успеваемости. Анализ данных, полученных в результате проведенного исследования показал достаточно низкий уровень сформированности профессиональной ответственности у респондентов, что, по мнению автора, позволяет утверждать о целесообразности дальнейшей научной разработки путей решения данной проблемы в рамках формирующего этапа опытно-экспериментального исследования.
Ключевые слова: профессиональная ответственность, компоненты профессиональной ответственности, уровень сформированности профессиональной ответственности, курсант, летчик, диагностика, опытно-экспериментальная работа.

Assessment of the level of professional responsibility formation among cadets of Krasnodar Air Force Institute for Pilots

Dmitrenko Andrey Yurievich
A lecturer of aircraft design and operation department, Krasnodar Air Force Institute for Pilots, Russian Federation, Krasnodar

Abstract: The article presents the results of the ascertaining stage of control and diagnostic work aimed at determining the level of formation of professional responsibility in general and its individual components, in particular, among future military pilots. Experimental work was carried out on the basis of the Krasnodar Air Force Institute for Pilots (KVVAUL) with second-year cadets. To assess the level of formation of the components of professional responsibility, a set of diagnostic procedures was used: questioning, psychological testing (using the OTV-110 methodology by O.V. Mulykhina, the DUMEOLP questionnaire, the test of volitional personality traits by A.I. Vysotsky, R. Lazarus' questionnaire), expert assessment discipline and analysis of academic performance. The analysis of the data obtained as a result of the study showed a rather low level of professional responsibility formation among the respondents, which, in the author's opinion, makes it possible to assert the expediency of further scientific development of ways to solve this problem within the framework of the formative stage of the experimental research.
Keywords: professional responsibility, components of professional responsibility, level of professional responsibility formation, cadet, pilot, diagnostics, experimental work.

Правильная ссылка на статью
Дмитренко А.Ю. Оценка уровня сформированности профессиональной ответственности у курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/otsenka-urovnya-sformirovannosti-professionalnoj-otvetstvennosti-u-kursantov-krasnodarskogo-vysshego-voennogo-aviatsionnogo-uchilishha-letchikov.html (Дата обращения: 27.10.2020)

Профессиональная деятельность военного летчика характеризуется сложностью, динамичностью, напряженностью, направленностью на обеспечение высокого уровня готовности к выполнению служебно-боевых

задач, строгой регламентацией в условиях дефицита времени, сочетанием исполнительности и инициативности, ответственностью за результаты профессиональных действий. По мнению автора, именно ответственность является системообразующим качеством личности, которое служит условием реализации компетенций, определяющих профессиональный уровень военного специалиста. Таким образом, профессиональная ответственность военного летчика представляет свойство личности, выражающееся в способности к принятию самостоятельных решений в профессиональной сфере, целеустремленности и скрупулезности в их достижении, готовности отвечать за их последствия [1, с. 34].

Являясь основным направлением организации и ограничителем принятия решений в ситуациях служебной деятельности, профессиональная ответственность авиационного специалиста выступает регулятором успешности летной работы, и в структурном отношении представлена нормативно-правовым, мотивационным, нравственным, когнитивным и эмоционально-регулятивным компонентами. Именно в рамках комплексного развития перечисленных компонентов, осуществляемого в образовательном пространстве военного авиационного вуза, закладывается базис профессиональной ответственности как личностного свойства, а сама ответственность в данный период находит отражение в учебно-профессиональной деятельности [2, с. 28].

Обзор научных исследований, посвященных развитию и функционированию системы подготовки специалистов в военных вузах, позволяет констатировать необходимость реализации единого процесса обучения и воспитания курсантов [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]. В то же время, анализ содержания Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 25.05.04 – Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов, учебного плана подготовки военных летчиков и учебных программ дисциплин, реализуемых в Краснодарском ВВАУЛ, показал, что представления о феномене профессиональной

ответственности у курсантов формируются вне единой педагогической системы; отдельные вопросы, посвященные нормативно-правовым и нравственным аспектам служебной деятельности авиационных специалистов раскрываются в некоторых разделах учебных дисциплин, что не является достаточным условием для формирования у обучающихся целостной системы знаний об исследуемом понятии и их применения в профессиональной деятельности.

Решению проблемы формирования профессиональной ответственности курсантов в военном авиационном вузе способствует проведение психолого-педагогического и социологического анализа содержания и организации образовательного и воспитательного процесса [10, с. 172]. Для проведения предварительной диагностики уровня сформированности профессиональной ответственности у курсантов была организована опытно-экспериментальная работа с применением тестовых заданий и методик для оценки компонентов профессиональной ответственности, рассмотренных выше.

Организация контрольно-диагностической работы проводилась на базе Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. В опытно-экспериментальной работе принимали участие курсанты второго курса, которые на основе принципа случайности были распределены в экспериментальные (ЭГ1 (28 чел.), ЭГ2 (28 чел.), ЭГ3 (28 чел.)) и контрольные (КГ1 (28 чел.), КГ2 (27 чел.), КГ3 (29 чел.)) группы. В качестве экспертов были определены 20 представителей профессорско-преподавательского состава и 8 командиров курсантских подразделений.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы (в рамках констатирующего этапа) был проведен контрольный срез оценки сформированности профессиональной ответственности, в ходе которого были проанализированы результаты итогового экзамена по дисциплине «Правоведение», изучаемой во 2-ом семестре 1-ого курса (табл. 1), и

дисциплинарной практики курсантов, позволяющие оценить нормативно-правовой компонент профессиональной ответственности.

Таблица 1. Итоговые результаты успеваемости курсантов по дисциплине «Правоведение»

Группа курсантов

Оценка, полученная на экзамене

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

ЭГ1 (28 чел.)

10 (35,7%)

10 (35,7%)

8 (28,56%)

-

ЭГ2 (28 чел.)

9 (32,13%)

14 (49,98%)

5 (17,85%)

1 (3,57%)

ЭГ3 (28 чел.)

6 (21,42%)

17 (60,69%)

5 (17,85%)

-

КГ1 (28 чел.)

10 (35,7%)

13 (46,41%)

5 (17,85%)

-

КГ2 (27 чел.)

9 (33,3%)

13 (48,1%)

6 (22,2%)

1 (3,7%)

КГ3 (29 чел.)

11 (37,95%)

11 (37,95%)

6 (20,7%)

1 (3,45%)

Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что уровень правовых знаний численного большинства курсантов оценивается на «хорошо» и «отлично», что позволяет констатировать средний уровень сформированности теоретической базы нормативно-правового компонента. Следовательно, обучающиеся обладают достаточными знаниями правовых основ, порядка организации и прохождения военной службы, знакомы с содержанием нормативно-правовых актов, регулирующих ответственность (административную, материальную, уголовную) за нарушение соответствующих норм права.

Далее был проведен анализ дисциплинарной практики (табл. 2), который позволил определить коэффициент дисциплинированности (Кд) каждого обучающегося и средний показатель в учебной группе (Кдср). На данном этапе экспериментальной работы в качестве экспертов выступили командиры курсантских подразделений, которые предоставили информацию о наличии/отсутствии у курсантов взысканий за нарушения воинской дисциплины.

Эксперты отмечают, что наиболее частыми являются нарушения требований воинских Уставов, регламентирующих деятельность курсантов в образовательном пространстве вуза (64%) и воинском коллективе (58%), нарушения в несении внутренней и караульной службы, ношении военной формы одежды (56%).

Таблица 2. Результаты оценки дисциплинированности курсантов (на основе дисциплинарной практики)

Группа курсантов

ЭГ1

ЭГ2

ЭГ3

КГ1

КГ2

КГ3

Кдср = 0,53

Кдср = 0,45

Кдср = 0,56

Кдср = 0,48

Кдср = 0,5

Кдср = 0,58

Низкий уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

Анализ показателей, приведенных в таблице 2, позволяет утверждать, что курсанты исследуемых групп находятся на низком уровне дисциплинированности. По мнению экспертов, большинство нарушений обусловлено отсутствием у обучающихся понимания того, что воинская дисциплина является непременным атрибутом служебной деятельности военного летчика, детерминирующего высокий уровень его профессионализма.

Таким образом, оценка дисциплинированности как важнейшего качества личности, характеризующего уровень сформированности нормативно-правового компонента профессиональной ответственности, позволяет констатировать достаточно низкий уровень его сформированности у респондентов исследуемых групп (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты сформированности нормативно-правового компонента профессиональной ответственности

Для мониторинга степени сформированности профессиональной направленности, выступающей критерием мотивационного компонента профессиональной ответственности, было проведено анкетирование курсантов контрольных и экспериментальных групп с целью выявления приоритетных мотивов, определивших выбор профессии военного летчика и детерминирующих направленность их профессиональной деятельности (табл. 3).

Анализ полученных данных позволяет выделить основные мотивы, определяющие профессиональный выбор: интерес к профессии военного летчика, романтика летной профессии, желание работать с техникой, высокая оплата труда, наличие льгот, социальная значимость профессии, возможность карьерного роста, возможность испытать себя в сложных условиях, склонность к профессии военного летчика, семейная традиция. Важно отметить, что такие мотивы, как «Возможность испытать себя в сложных условиях», «Склонность к профессии военного летчика» в общегрупповом значении составляют только порядка 20%.

Таблица 3. Результаты оценки профессиональной направленности курсантов (на основе преобладающих мотивов выбора профессии)

Содержание доводов, рейтинг по частоте выбора

Группа курсантов, частота доводов (в %)

ЭГ1

ЭГ2

ЭГ3

КГ1

КГ2

КГ3

Интерес к профессии военного летчика

67,83

71,4

71,4

64,26

70,3

69,0

Романтика летной профессии

60,69

49,98

57,12

60,69

66,6

58,65

Желание работать с техникой

46,41

42,84

49,98

39,27

51,8

48,3

Высокая оплата труда, наличие льгот

35,7

39,27

32,13

39,27

37,0

34,5

Социальная значимость профессии

28,56

21,42

24,99

28,56

29,6

31,05

Возможность карьерного роста

21,42

21,42

17,85

24,99

25,9

27,6

Возможность испытать себя в сложных условиях

14,28

17,85

14,28

21,42

22,2

24,15

Склонность к профессии военного летчика

14,28

10,71

14,28

17,85

18,5

17,25

Семейная традиция

7,14

10,71

3,57

14,28

14,8

13,8

Другое

3,57

7,14

-

3,57

11,1

10,35

Анализ данных, приведенных в таблице 3, позволяет определить, что в целом у курсантов отмечается положительный мотивационный профиль, характеризующий их ориентированность на предстоящую профессиональную деятельность летчика.

По итогам исследования уровня сформированности мотивации ответственности, проведенного с помощью опросника О.В. Мулыхиной (ОТВ-110), можем утверждать, что проявление ответственности у испытуемых, детерминировано в большей степени мотивами эгоцентрического характера: желанием курсантов получить поощрение от командиров подразделений, избежать затруднений, сопровождающих их служебную деятельность, - что свидетельствует о низком уровне мотивации ответственности, который достаточно часто проявляется у респондентов (ЭГ1 – 42,84% (12 чел.), ЭГ2 – 46,41% (13 чел.), ЭГ3 – 42,84% (12 чел.), КГ1 – 53,55% (15 чел.), КГ2 – 40,7% (11 чел.), КГ3 – 41,4% (12 чел.)). В свою очередь высокий уровень мотивации ответственности детерминируется социоцентричностью, т.е. преобладанием социальной ориентации в процессе выполнения профессиональных обязанностей, которая присуща курсантам исследуемых групп: ЭГ1 – 24,99% (7 чел.), ЭГ2 – 21,42% (6 чел.), ЭГ3 – 21,42% (6 чел.), КГ1 – 17,85% (5 чел.), КГ2 – 22,2% (6 чел.), КГ3 – 20,7% (6 чел.). Средний уровень сформированности мотивации ответственности проявляется у 32,13% курсантов ЭГ1 (9 чел.); 32,13% курсантов ЭГ2 (9 чел.); 35,7% курсантов ЭГ3 (10 чел.); 28,56% курсантов КГ1 (8 чел.); 37% курсантов КГ2 (10 чел.); 37,95% курсантов КГ3 (11 чел.). Итоги анализа уровня сформированности мотивационного компонента профессиональной ответственности представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты сформированности мотивационного компонента профессиональной ответственности

Для оценки уровня сформированности нравственного компонента профессиональной ответственности была проведена опытно-экспериментальная работа с применением опросника ДУМЭОЛП (диагностика уровня морально-этической ответственности личности), результаты которой свидетельствуют о преобладании среднего и низкого уровня сформированности данного компонента у испытуемых (средний: ЭГ1 – 28,56% (8 чел.), ЭГ2 – 32,12% (9 чел.), ЭГ3 – 35,7% (10 чел.), КГ1 – 39,27% (11 чел.), КГ2 – 33,3% (9 чел.), КГ3 – 34,5% (10 чел.); низкий: ЭГ1 – 42,84% (12 чел.), ЭГ2 – 39,27% (11 чел.), ЭГ3 – 44,84% (12 чел.), КГ1 – 35,7% (10 чел.), КГ2 – 40,7% (11 чел.), КГ3 – 41,4% (12 чел.)), в то время, как высокий уровень отмечается у меньшинства респондентов (ЭГ1 – 28,56% (8 чел.), ЭГ2 – 24,99% (7 чел.), ЭГ3 – 21,42% (6 чел.), КГ1 – 24,99% (7 чел.), КГ2 – 25,9% (7 чел.), КГ3 – 24,15% (7 чел.)), что свидетельствует о низком уровне осознанности и самопознания.

Дальнейшая диагностика уровня сформированности нравственного компонента профессиональной ответственности была проведена на основе экспертной оценки наличия и степени устойчивости нравственных качеств у испытуемых по пятибалльной шкале, результаты которой позволили рассчитать средний балл Nср (Nср≥3,5 соответствует высокому уровню сформированности нравственных качеств, 3,5>Nср≥3 – среднему уровню, Nср<3 – низкому уровню) (табл. 4).

Таблица 4. Результаты экспертной оценки наличия и устойчивости нравственных качеств

Группа курсантов

ЭГ1

ЭГ2

ЭГ3

КГ1

КГ2

КГ3

Nср=2,94

Nср=3,2

Nср=2,68

Nср=2,85

Nср=3,04

Nср=2,88

Низкий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Анализ суммарных показателей уровня сформированности и устойчивости нравственных качеств у респондентов показал, что средние групповые коэффициенты Nср колеблются около оценки 3, что свидетельствует о недостаточной степени сформированности и устойчивости нравственных качеств. Результаты экспертной оценки уровня сформированности нравственного компонента профессиональной ответственности, выраженные в процентном соотношении, представлены на рисунке 3 и коррелируют с результатами, полученными по методике ДУМЭОЛП.

Таким образом, обобщая результаты исследования, приведенные на графике, можно сказать, что в целом у испытуемых наблюдается низкий уровень сформированности нравственного компонента профессиональной ответственности, что, в свою очередь, обусловлено недостаточной сознательностью и осмысленностью необходимости применения нравственных качеств в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

 

Рисунок 3. Результаты сформированности нравственного компонента профессиональной ответственности

Мониторинг состояния когнитивного компонента ответственности был проведен с использованием метода интервьюирования и на основе полученных ранее результатов исследования по методике О.В. Мулыхиной (ОТВ-110). Анализ полученных данных позволяет утверждать, что большинство респондентов не обладает четкими представлениями о феномене ответственности, а лишь только слышали о таком понятии. При этом профессиональная ответственность интерпретируется курсантами как: соблюдение субординации (54,3%), выполнение поставленных задач (47%), исполнение требований нормативно-правовых документов (34,8%), - т.е. в их понимании ответственность имеет внешний аспект проявления.

Для выявления у обучающихся теоретических знаний о сущности и содержании ответственности в рамках экспериментальной работы было проведено тестирование, результаты которого позволили рассчитать коэффициент знаний респондентов Кзнаний.

Анализ данных, полученных в результате тестирования и представленных в процентном соотношении на рисунке 4, позволил установить, что уровень

теоретических знаний у курсантов исследуемых групп относительно феномена ответственности находится на низком уровне (более 60% респондентов показали низкие результаты (Кзнаний<0,4)).

Рисунок 4. Результаты сформированности когнитивного компонента профессиональной ответственности

Исследование уровня сформированности эмоционально-регулятивного компонента профессиональной ответственности проводилось с применением опросника Р. Лазаруса, методики наблюдения за уровнем развития волевых качеств личности (А.И. Высоцкий) и анкетирования по методике О.В. Мулыхиной (ОТВ-110).

В ходе диагностики оценивались такие составляющие профессиональной ответственности военных летчиков, как стрессоустойчивость, готовность к саморегуляции психических состояний и наличие рефлексивных способностей. Результаты, полученные с использованием опросника по методике Р. Лазаруса показали, что влияние стрессовых ситуаций оказывает негативное влияние на психоэмоциональное состояние курсантов. Было установлено, что у одних стресс-факторы провоцируют реакцию, сопровождающуюся уклонением от

решения проблем, для других обучающихся положительный пример и поддержка со стороны других субъектов способствует принятию адекватных решений в ситуациях профессионального выбора, и лишь незначительная часть респондентов обладает способностью к саморегуляции, самоконтролю и анализу собственных действий.

Методика ОТВ-110 позволила установить, что лишь для 20-25% респондентов свойственна эргичность ответственности, которая выражается в реализации ответственного поведения, основанной на самостоятельном контроле за результатом своей деятельности. В то время, как около 70-75% испытуемых направлены на аэргичность ответственности, которой свойственен низкий уровень инициативности, самостоятельности и устойчивости к стрессу. В свою очередь 25-30% курсантам исследуемых групп при выполнении ответственных заданий свойственна астеничность, характеризующаяся повышенной тревожностью и напряженностью.

В завершающей фазе исследования уровня сформированности эмоционально-регулятивного компонента профессиональной ответственности с использованием методики А.И. Высоцкого была осуществлена оценка степени развития у испытуемых волевых качеств, которые определяют целостность личности и надежность военного специалиста. Полученные в ходе диагностических процедур данные позволили рассчитать средний балл Вср уровня сформированности волевых качеств, который в исследуемых группах примерно одинаков (табл. 5).

Таблица 5. Результаты экспертной оценки наличия и устойчивости волевых качеств

Группа курсантов

ЭГ1

ЭГ2

ЭГ3

КГ1

КГ2

КГ3

Вср =3,07

Вср =3,1

Вср =3,14

Вср =3,03

Вср =3,12

Вср =3,2

Средний уровень

Средний уровень

Средний  уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Анализ и обобщение показателей, полученных по итогам опытно-экспериментальной работы, позволили представить общие результаты оценки

уровня сформированности эмоционально-регулятивного компонента профессиональной ответственности (рис. 5).

Рисунок 5. Результаты сформированности эмоционально-регулятивного компонента профессиональной ответственности

Рисунок 6. Обобщенные результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы

Анализ результатов проведенной опытно-экспериментальной работы, представленных на рисунке 6, позволяет констатировать достаточно низкий уровень сформированности профессиональной ответственности у курсантов контрольных и экспериментальных групп.

Таким образом, проведенная на базе Краснодарского ВВАУЛ диагностическая работа, направленная на определение уровня сформированности профессиональной ответственности в целом и каждого ее компонента в частности, позволяет констатировать, что в рамках образовательного и воспитательного процесса не созданы достаточные условия для формирования у обучающихся целостной системы теоретических знаний об исследуемом феномене и о возможности применения этих знаний на практике. По мнению автора, это обстоятельство позволяет утверждать о целесообразности дальнейшей научной разработки путей решения данной проблемы в рамках формирующего этапа опытно-экспериментального исследования.


Список литературы

1. Дмитренко А.Ю. Воспитывающая функция педагога по формированию профессиональной ответственности у будущих военных летчиков // Гуманизация образовательного пространства: сб. науч. статей по материалам Международного форума (г. Саратов, 27-28 февраля 2020). - М.: Перо, 2020 - С. 33-40.
2. Дмитренко А.Ю. Педагогические условия формирования профессиональной ответственности у будущих военных летчиков // Вопросы педагогики. – 2019. – № 9-2. – С. 27-34.
3. Алехин И.А., Казакова У.А., Майстренко В.В. Образовательная среда вуза как ресурс научного и профессионально-педагогического развития преподавателя // Мир образования - образование в мире. – 2015. – № 2. – С. 35-39.
4. Гуляев В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: дис. ... д-ра пед. наук – М., 2003. – 302 с.
5. Ленев Ю.А. Развитие воспитательной системы высшего военного учебного заведения Вооруженных Сил Российской Федерации: дис. ... д-ра пед. наук – М., 2010. – 639 с.
6. Лямзин М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) военных вузов: дис. … д-ра пед. наук – М., 1997. 452 с.
7. Марченков В.И. Повышение эффективности военно-профессионального образования офицерских кадров в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации: дис. … д-ра пед. наук – М., 2005. – 545 с.
8. Масягин В.П. Повышение качества непрерывной военно-профессиональной подготовки офицеров ВМФ России: дис. ... д-ра пед. наук – М., 2006. – 480 с.
9. Шевцова С.В. Формирование профессиональной ответственности у курсантов военных вузов: история, методология, зарубежный опыт. – М.: ВУ, 2014. – 210 с.
10. Шевцова С.В. Анализ современного состояния формирования профессиональной ответственности у курсантов в Военном университете МО РФ // Мир образования – образование в мире. – 2015. - № 3 (59). – С. 172-178.

Расскажите о нас своим друзьям: