Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №07 (48) Июль 2020

УДК 371.8

Дата публикации 21.07.2020

Раскрытие субъектности подростка в процессе организации комьюнити-зоны в школе

Зачиняева Елена Федоровна
канд. пед. наук, доцент Департамента психологии и образования, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток, zachinyaeva.ef@dvfu.ru
Сердюк Альфия Фаридовна
учитель русского языка и литературы, МБОУ «Центр образования №28 с углубленным изучением иностранных языков г. Владивостока», РФ, г. Владивосток, maks06022009@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме раскрытия субъектности подростков во внеучебной деятельности. Особое внимание уделено описанию характеристик субъектности в психологии и педагогике. Авторами предложено применить идею Комьюнити-кафе (Антикафе) в школе как привлекательного места для совместной деятельности подростков в дружеской атмосфере в качестве средства раскрытия субъектности. Описаны аспекты организации комьюнити-зоны в школе как воспитательной среды, раскрывающей субъектные свойства подростков.
Ключевые слова: субъект, субъектность, воспитательная среда, комьюнити-зона в школе, Антикафе.

Раскрытие субъектности подростка в процессе организации комьюнити-зоны в школе

Zachinyaeva Elena Fedorovna
Сandidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Department of Psykhology and Education, Far East Federal University, Russia, Vladivostok
Serdiuk Alfiia Faridovna
Teacher of Russian Language and Literature, Education Centre 28 with thorough studying of foreign languages, Russia, Vladivostok

Abstract: The article is devoted to the problem of revealing the subjectivity of a teenager in extracurricular activities. Special attention is paid to the description of the characteristics of subjectivity in psychology and pedagogy. The authors suggest applying the idea of a community-cafe (anti-cafе) at school as an attractive place for teenagers to work together in a friendly atmosphere as a means of revealing the subjectivity. The article describes aspects of the organization of the community-zone in the school as an educational environment that reveals the subjective properties of teenagers.
Keywords: subject, subjectness, educational environment, community-zone at school, anti-cafе

Правильная ссылка на статью
Зачиняева Е.Ф., Сердюк А.Ф. Раскрытие субъектности подростка в процессе организации комьюнити-зоны в школе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (48). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/raskrytie-subektnosti-podrostka-v-protsesse-organizatsii-komyuniti-zony-v-shkole.html (Дата обращения: 21.07.2020)

Целью и ценностью образования XXI века является самостоятельный человек, способный занимать активную конструктивную позицию в отношении собственной жизни и действительности, в которой он существует.  Образовательные процессы в школе должны быть направлены на раскрытие и становление субъектности обучающегося как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Для педагогической науки и практики значимым является вопрос об определении средств, способствующих раскрытию субъектности школьников и поддержке их стремления утверждаться в качестве субъекта собственной жизнедеятельности.

Понятие субъектность является производным от категории субъект и означает в самом общем виде «способность индивидуума быть источником и результатом собственных действий» [1, с. 23]. Категория субъекта наиболее подробно разработана в исследованиях психологов (К.А. Абульханова – Славская, А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.). Понимание субъекта в исследованиях указанных авторов связывается с наделением его следующими качествами: быть активным, сознательным, способным проектировать предстоящую деятельность и доводить ее до конца, творчески перерабатывать условия своего существования, осмысливать происходящее и принимать решения, выявлять свои возможности, регулировать свою активность с учетом складывающихся обстоятельств. В.А. Петровский определяет субъектность как устремленность к новым возможностям, включающим в себя внешние и внутренние возможности [1, там же].

Субъектность формируется в процессе жизнедеятельности человека. В работах А.В. Брушлинского субъектность рассматривается как онтологическое качество, каждый человек является субъектом, но каждому возрастному этапу свойственен определенный уровень преобразовательной активности [2, с. 21].

Л.И. Божович отмечает, что уже старшим дошкольникам доступно осознание себя в качестве субъекта собственного действия и в качестве субъекта в системе человеческих отношений [3]. В возрастной психологии субъектность взрослеющего человека рассматривается как способность проявлять и осознавать свои субъектные свойства в деятельности и отношениях.

В области теории обучения исследователи достаточно часто обращаются к проблеме формирования обучающихся как субъектов учебной деятельности. Наиболее значимые разработки представлены в трудах И.С. Якиманской, акцентирующей внимание на субъектном жизненном опыте школьника, который включается в процесс обучения. В концепции личностно-ориентированного образования В.В. Серикова становление субъектности ученика связано с реализацией личностных функций: рефлексивной, смыслотворческой, творческого преобразования, самореализации и др. Поиску педагогических условий формирования субъектности, субъектной позиции младших школьников, подростков, старшеклассников посвящены диссертационные исследования Т.Н. Башковой, А.А. Горбунова, О.П. Агафоновой, А.В. Москаленко, Т.Н. Гущиной, А.Н. Рапопорт, Т.Н. Песоцкой, И.В. Таньчевой и др.

 Педагогическая наука также накопила определенные представления о направлениях и средствах работы педагога по воспитанию и развитию субъектности обучающихся. Наиболее известны социальные концепции воспитания А.В. Мудрика, М.И. Рожкова, в которых ребенок рассматривается как субъект процесса социализации. В теории социального воспитания А.В. Мудрика школьник представлен как субъект жизнедеятельности коллектива в его стремлении стать субъектом познания, предметно-практической деятельности и общения. Концепция воспитания ребенка как человека культуры Е.В. Бондаревской раскрывает механизм культурной идентификации, предполагающей субъектный способ освоения культуры. В системно-ролевой концепции Н.М. Таланчука субъектность старшеклассника проявляется в освоении системы социальных ролей. Общепризнанной считается концепция педагогической поддержки временного научно-исследовательского коллектива под научным руководством О.С.Газмана, в которой предложено научно обоснованное педагогическое обеспечение развития способности ребенка становится субъектом собственной жизнедеятельности. 

Особый интерес для нас представляет работа И.Ю. Шустовой, посвященная исследованию взаимосвязи развития субъектности взрослеющего человека с его общностью с другими, которая позволяет проявить и осознать собственные субъектные качества. По мнению ученого, значимым «фактором для становления и развития субъектности школьника выступает его общность с другими, где возникают условия, стимулирующие его открытое самовыражение в общении и деятельности, инициирующие способность понимать себя через личность другого» [4, с. 77].

Таким образом, в педагогике накоплен теоретический материал о сущности субъектности школьника, механизмах ее становления.

Вместе с тем в условиях современной социальной ситуации развития ребенка изменились привычные способы и каналы взаимодействия людей друг с другом. Как отмечает А.Д. Андреева, появление информационных технологий значительно обедняет общение детей, что сказывается на их социальном развитии [5, с. 243]. В этой связи проблема выбора средств развития субъектности подростка остается открытой.  

Педагог может создавать пространство субъектности, используя ресурс внеурочной деятельности, вовлекая ребят в освоение собственной жизнедеятельности. Однако сегодня классному руководителю сложно организовать взаимодействие школьников после уроков, т.к. дополнительные занятия ребята посещают за пределами школы, преимущественно, в центрах детско-юношеского творчества и стремятся поскорее вернуться из школы домой. Стоит задача поиска привлекательного для современных детей мотива вовлечения в совместную деятельность, чтобы подросток, определяя свой выбор между решением пойти домой после уроков или задержаться в школе, испытывал состояние «я хочу», а не «я должен».

В данном исследовании в поисках решения проблемы создания условий для раскрытия субъектности подростков была апробирована идея комьюнити-зоны в школе. Базой исследования выступил Центр образования № 28 с углубленным изучением иностранных языков г. Владивостока. Участниками опытной педагогической работы стали обучающиеся 5 класса. Автор статьи является у них классным руководителем. Опытная работа была запланирована на период учебного 2019-2020 года (с октября 2019 г. по май 2020 г.). В силу возникшей пандемии очная часть исследования завершилась в середине марта. Тем не менее в течение 5 месяцев существования комьюнити-зоны удалось увидеть позитивные изменения в субъектности подростков. Раскроем содержание опытной работы.

Как известно, началом любой воспитательной системы является выявление интересной значимой для всех деятельности, вокруг которой будут концентрироваться совместные усилия всех участников. Опрос учащихся 5-го класса показал наличие потребности собираться всем вместе после уроков и заниматься разными делами по интересам. На вопрос, что вы хотите делать все вместе, поступил ответ: «общаться». Данный ответ стал отправной точкой наших размышлений.

Идея создания комьюнити-зоны в школе возникла на основе распространившегося в последние годы явления «неформальных пространств» для общения молодого поколения. Данный формат не имеет пока устоявшегося названия, встречаются разные: Комьюнити-кафе, Антикафе, дневной клуб, «time-клуб» и т.д. По данным социологов, это инновационная форма социокультурного взаимодействия, социальный институт свободного времяпрепровождения, полифункциональное предприятие, в пространстве которого люди могут общаться, заниматься творчеством, встречаться с друзьями, заводить новые знакомства, обмениваться своими идеями. Основная функция такой социокультурной формы – творческое общение в дружеской атмосфере [6, 7, 8].

В данной работе идея «Комьюнити-кафе» педагогически модифицирована для решения проблемы создания условий, способствующих раскрытию субъектности подростков на основе обозначенной ими потребности в личном контактном общении. Вследствие чего тема ценности очного непосредственного общения подростков друг с другом без применения цифровых средств коммуникации стала системообразующей идеей создания комьюнити-зоны. Учитывая риски негативного влияния виртуального общения подростков в современной социальной ситуации развития над реальным (непосредственным, очным, живым общением), мы поддержали инициативу подростков [5].

Комьюнити-зона в школе - это попытка привнести в регламентированную жизнь школы немного внешнего яркого взрослого интересного для подростков мира. Комьюнити-зона станет средством раскрытия субъектности подростков, если в ней актуализировать потенциал воспитательной среды, которая возникает в результате деятельности детей по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе которого лежат их личностные потребности. Источником активности в среде является сам ребенок, его жизненный интерес, объективные компоненты институционального контекста. Этим обусловлен выбор средового подхода в качестве методологии деятельности педагога.

Таким образом, было принято совместное решение (с согласия администрации) об организации в школе комьюнити-зоны как места отдыха и общения, отражающего значимость очного общения в символике и пространственном оформлении кабинета.

В разработке комьюнити-зоны мы опирались на теоретические основания построения воспитательной среды в школе, представленные в работах В.А. Ясвина и И.А. Колесниковой. Обустройство комьюнити-зоны проходило через осмысление и наполнение трех компонентов воспитательной среды (по В.А. Ясвину, И.А. Колесниковой): пространственно-семантического, информационно-содержательного, социально-психологического. Раскроем содержание каждого компонента среды.

Пространственно-семантический компонент включает в себя символизацию: разработку символов, отражающих идею очного дружественного общения без применения телефонов; вербализацию: разработку правил общения в комьюнити-зоне; и визуализацию: пространственное оформление выделенного администрацией школы помещения.

Администрация школы предоставила помещение для организации комьюнити-зоны в здании технологического центра. В ходе обсуждения смысловой концепции комьюнити-зоны, а именно ценности живого общения, подростки придумали оформление выделенного помещения. Разработали правила дружественного общения в комьюнити-зоне и вывесили их на дверь. Рядом с входной дверью появился знак «Вход с телефоном запрещен», обозначили место «нейтрализации телефонов», так шутливо была названа корзина, в которой находились телефоны, пока его хозяин общался с ребятами. На стенах были вывешены плакаты с цитатами известных людей о значении общения в жизни людей и рисунки-стилизации отобранных высказываний. С первого дня возникновения идея о создании комьюнити-зоны пятиклассники проявляли инициативу, самостоятельно подходили к классному руководителю и задавали вопросы о ходе подготовки к ее открытию. Выделенное помещение позволили подросткам почувствовать себя хозяевами, распоряжаться площадью, наполнять собственными смыслами и собственной деятельностью. Безусловно, такая активность раскрывала в них субъектные свойства.

В обустройстве выделенного кабинета подросткам была предоставлена полная свобода действий. Ребята раздвинули столы, расставили пуфы, выделили зону для уединения, отгородив ее первоначально занавеской из деревянных бус. Зону для уединения ребята расположили в углу комнаты. На полу в зоне постелили коврик. Так как помещение небольших размеров, долго спорили о том, как должна выглядеть «зона уединения». Первое время ребята заходили в зону уединения из любопытства, но потом только по необходимости. Наличие зоны уединения детям показалось очень важным: в школьных буднях часто возникают ситуации, когда хочется побыть одному.

Стеллажи постепенно заполнились настольными играми, вязанием, вышивкой, красками, альбомами, книгами, журналами автомобильной тематики: всем тем, чем бы хотели школьники заниматься вместе в комьюнити-зоне, предназначенной для совместной творческой деятельности. Появился металлический конструктор, ребята принесли музыкальную колонку.

Содержательный компонент воспитательной среды в комьюнити-зоне заключался в поддержке потребности подростков в совместной деятельности через организацию турниров настольных игр, составления музыкальных плейлистов, чаепития, занятий по интересам, определение зоны для уединения. Основная деятельность педагога в этом направлении сводится к поддержке стремления ребят придумывать совместные занятия (игры, проекты, совместное выполнение домашних заданий), а также поощрение установления широкого круга контактов. Учащиеся с большой активностью стали проявлять интерес к играм, к самостоятельному проведению турниров, активно принимали участие в обсуждении, придумывании новых занятий.

Ребятам нравилось проводить время вместе, поэтому они охотно составляли себе план занятий на следующую встречу. Составляя музыкальный плейлист ребята, опирались не только на свои желания, но и прислушивались к предпочтению сверстников. Проводили турниры по настольным играм не только с ребятами, которые посещали комьюнити-зону, но и со сверстниками из других классов. Педагог поощряла ребят вовлекать в совместную деятельность обучающихся из других классов и не только из своей параллели, но и старше, и младше себя, что в итоге может собрать разновозрастную группу.

Собираясь в зоне занятий по интересам, ребята кооперировались в группы и проводили мастер-классы по собиранию оригинальных моделей из конструктора, обсуждали понравившуюся музыку, делились мнениями, давали советы.

 Привлечение в комьюнити-зону обучающихся из других классов, по нашему мнению, важно для создания разновозрастной группы участников общения, что создает широкое пространство для рождения новых интересов. Общение обучающихся с детьми разных возрастов значительно обогащает опыт общения. Кроме того, подростки обнаруживают в себе субъектов общения: они инициаторы общения, модераторы общения, переживают чувство ответственности за приглашенных.

Социально-психологический компонент воспитательной среды в комьюнити-зоне предполагает создание и поддержку дружественного психологического климата в комьюнити-зоне, проявляющегося во взаимопонимании и взаимопереживании (разработка правил дружественного общения; проявление заботы друг о друге; проявление искреннего интереса друг к другу).

Главным принципом реализации данного условия является доброжелательное и заботливое отношение педагога к детям. По нашему мнению, личный пример – самое убедительное средство в развитии навыков общения и потребности в нем. Дружественная располагающая атмосфера достигалась совместной заботой друг о друге. Это стало негласным правилом. В комьюнити-зоне постоянно велись разговоры о том, как прошел день у ребят, что было нового, трудного, интересного. Таким образом педагог показывала ребятам, как необходимо проявлять заботу, что доброта, забота и уважительное отношение к себе и окружающим помогает решать конфликты и находить общий язык друг с другом. Бывая в зоне чаепития, ребята старались ухаживать друг за другом, проявляли заботу. Все чаще во время беседы со сверстниками интересовались увлечениями друг друга. Приходя в комьюнити-зону, ребята делились событиями и переживаниями дня, трудностями и победами. Это был опыт, когда дети понимали, что разделенная с друзьями радость удваивается, а горесть быстрее проходит. Со временем школьники стали более открытыми, доверчивыми, терпимее относится друг к другу во время споров, понимать ответственность за дружелюбную атмосферу в пространстве общего общения, ценить возможность вместе проводить время.

Проведенная опытная педагогическая работа показала, что организация комьюнити-зоны в школе становится средой, способствующей раскрытию субъектности подростков при условии вовлечения их в наполнение каждого компонента среды:

-  поддержка активности подростков в создании смысловой концепции помещения и пространственном зонировании и оформлении (пространственно-семантический компонент среды);

-  вовлечение подростков в планирование содержания совместной деятельности (содержательный компонент среды);

- создание общими усилиями дружественного психологического климата в комьюнити-зоне, поощрение инициативы привлечения в комьюнити-зону других школьников (социально-психологический компонент среды).

Таким образом, комьюнити-зона в школе обладает многоцелевым потенциалом: создаваясь как пространство дружеского общения и совместной творческой деятельности, при определенных условиях может стать воспитательным средством – средой, в которой рождается субъектность ребенка, раскрывается и осознается.


Список литературы

1. Петровский В.А. «Субъектность» в пространстве культуры и наяву // Мир психологии: научно-методический журнал. 2015. № 3(83). С. 14 – 38.
2. Брушлинский, А.В. Психология субъекта / Отв. ред. проф. В.В. Знаков. М.: Институт психологии РАН; СПб. : издат. «Алетейя», 2003 г. 272 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
4. Шустова И. Ю. Становление субъектности современного школьника // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 1 (58). С. 76–86.
5. Андреева А. Д. Информационная среда как фактор социальной ситуации развития современного ребенка // Научный диалог. 2018. № 3. С. 234—252. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-sreda-kak-faktor-sotsialnoy-situatsii-razvitiya-sovremennogo-rebenka (Дата обращения: 05.09.2019)
6. Бабаян И.В., Любимова А.Д., Русакович Е.Ф. «Быть самим собой»: социокультурное пространство антикафе в контексте города // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. Т. 4. № 1 (77) с. 212 – 217. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23091862_70505502.pdf (Дата обращения: 18.10.2019)
7. Логинова Н.А. Антикафе как новое пространство для культурно-досуговой деятельности и творческой реализации личности // Человек в мире культуры. 2014. № 4. С. 7-9. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23614053_71297891.pdf. (Дата обращения: 15.10.2019)
8. Самсоненко Т.А., Васильева В.А. Антикафе - как новая форма организации досуга молодежи// Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2018. Т. 3. С. 54-57. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36481432_63678872.pdf (Дата обращения: 14.10.2019)

Расскажите о нас своим друзьям: