Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №07 (48) Июль 2020

УДК 378.147

Дата публикации 20.07.2020

Методические подходы и практические результаты комплексного использования ЭОР образовательного учреждения в особых условиях

Исаева Ирина Эрнстовна
старший преподаватель, Российский университет дружбы народов, РФ, Москва, isayeva.irina@gmail.com

Аннотация: В статье рассматривается проблема осуществления дистанционного обучения в образовательном учреждении (вузе) в особый период, препятствующий проведению очных занятий. Целью статьи является анализ использования цифровых технологий в сфере образования в особых условиях и промежуточный результат применение интернет ресурсов. Статья предлагает возможные критерии использования и методики применения цифровых технологий на платформе ЭОР вуза. Статья изучает возможности программ и приложений, включая их комплексное использование для обучения иностранных студентов вуза.
Ключевые слова: образование, цифровые технологии, особые условия

Methodological approaches and practical results of integrated use of EOR of an educational institution in special conditions

Isaeva Irina Jernstovna
senior teacher, Peoples' Friendship University of Russia, Russian Federation, Moscow

Abstract: The article deals with the problem of distance learning in an educational institution (University) in a special period that prevents the conduct of face-to-face classes. The purpose of the article is to analyze the use of digital technologies in education in special conditions and the intermediate result of the use of Internet resources. The article offers possible criteria for the use and methods of applying digital technologies on the EOR platform of the University. The article examines the possibilities of programs and applications, including their integrated use for teaching foreign students at the University.
Keywords: education, digital technologies, special conditions

Правильная ссылка на статью
Исаева И.Э. Методические подходы и практические результаты комплексного использования ЭОР образовательного учреждения в особых условиях // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (48). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metodicheskie-podkhody-i-prakticheskie-rezultaty-kompleksnogo-ispolzovaniya-eor-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-osobykh-usloviyakh.html (Дата обращения: 20.07.2020)

Положительный аспект возникших особых обстоятельств общественной жизни для вузов наглядно прослеживается в практике осуществления образовательного процесса образовательного учреждения (вуза, школы) в дистанционном формате или в формате онлайн [1, с.56 ]. Этот аспект включает три критерия оценки позитивности происходящего:

  1. Образовательный процесс продолжается в особых обстоятельствах.
  2. Общение обучающихся и преподавателей носит последовательный и запланированный характер.
  3. Возможно поддержание устойчивой прямой или опосредованной обратной связи между обучающимися и преподавателями.

Режим необходимости, в котором находятся вузы России носит объективный характер, отличается неопределённостью по времени и требует быстрой реакции на изменения в таком важном аспекте общественной практики как образовательный процесс в обществе [2, с.88]. Неопределённый по времени характер сложившихся особых обстоятельства требует анализа пройденного периода и, как теперь, понятно, конкретного планирования на следующий учебный период.

Если провести анализ возможностей применения программных продуктов соответственно этим критериям, то можно определить промежуточные результаты применения цифровых технологий вузами в особых обстоятельствах с целью их дальнейшего использования в указанных обстоятельствах, или, что важнее, в обстоятельствах нормальной общественной жизни.

Цель данной публикации – проанализировать прошедший трехмесячный период обучения в вузе с точки зрения применения цифровых технологий, оценить накопленный преподавателями опыт организации процесса обучения на базе цифровых технологий вообще, конкретных цифровых платформ вузов и других возможностей глобального интернета. В процессе сбора материала для публикации и формирования текста использовались метод наблюдения и описательно-сравнительный метод в рамках системно-деятельностного подхода с целью изучения промежуточных результатов применения электронного образовательного ресурса вуза и иных возможностей глобального цифрового пространства. Первичные данные исследования опубликованы в научных сборниках в 2020 году.

Прошло три календарных месяца со дня ограничения посещения высших учебных заведений. В этот период все гражданские вузы страны опробовали возможности электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в данных условиях или же использовали доступные приложения программы компьютерного обеспечения Microsoft, такие как Teams, One Note, Quizlet и т.д. Переход на дистанционное образование или образование онлайн (face-to-face) проходил быстрее в том случае, если в вузе был установлен свой ЭОР. Если вуз, по каким-то причинам не поторопился с установлением ЭОР, можно было использовать версии Zoom для Microsoft, но Zoom имеет ограничения по времени на сеанс доступа - 40 минут, поэтому такой вариант больше подходит для среднего образовательного учреждения, в высшей школе одно занятие проводится в течении двух академических часов, следовательно преподавателю надо или оплатить последующее время, или прерываться на перезагрузку, что нежелательно по соображениям непрерывности занятия и последовательности его проведения.

Следует упомянуть, что Google оперативно включил для пользователей gmail функцию Meet – это встреча в онлайн для тех, кто пользуется почтой. В этом же ряду для индивидуальной работы хорошо подходит Duo. Duo включает возможности группового чата, видео сообщения и индивидуального общения онлайн. Все вышеперечисленное может использоваться в том случае, если у вуза пока нет своего электронного образовательного ресурса. Замечу, что все это более всего относится к индивидуальной работе со студентом, но надо помнить и об учебной группе, которая, тем не менее, и в возникших обстоятельствах продолжает объединять и организовывать учебный процесс.

Если ЭОР вуза уже был действующим перед началом изменений, то, возможно, он активно использовался для работы с заочной и очно-заочной формой обучения, а вот для очной формы обучения палитра возможностей ЭОР, в основном, применялась для текущей оперативной работы, например, контроль результатов обучения, демонстрация посещаемости и сроков выполнения необходимых заданий, а также для прохождения промежуточных и итоговых контрольных мероприятий [3]. При этом, своей функциональностью отличается платформа MOODLE, она позволяет сформировать сайт предмета, который ведет преподаватель и включить функции размещения лекционного и семинарского материала, контрольных заданий с автоматической проверкой и ведением журнала посещаемости и результатов промежуточных и итоговых контрольных мероприятий, а также выходи в глобальную цифровую сеть через ссылки и непосредственно. У MOODLE есть свои особенности, к примеру, это ресурс длительного использования, все временные периоды можно задать и не печалиться о сохранности или корректировке загруженных файлов или ссылок, все доступно, все сохраняется или изменяется по мере надобности. Но, плата за долгосрочность – умение использовать программу, особенно настройки, к которым надо относиться с большим вниманием и терпением, поскольку от них зависят все возможности использования размещенного материала, контрольных заданий и т.д. MOODLE требователен прежде всего, с точки зрения последовательности использования и проверки актуальности настроек.

Программа Quizlet, задуманная как инструмент обучения языку [4] позволяет обеспечить не только знание слов, их значений, перевода на другие языки, но и освоить понимание их содержания. Это важно для всех наук, так как в основе любой науки лежит категориально-понятийный аппарат или определения, которые надо знать, для того чтобы общаться в пространстве конкретной науки, раздела, темы или занятия. Возможности Quizlet позволяют аккумулировать определения по темам и занятиям, запоминать и вспоминать определения в режиме индивидуальной или групповой игры, что вносит ноту здорового азарта в учебный процесс. Quizlet может тренировать и проверять знания определений (дат, имен) с помощью теста. Оценка за тест генерируется автоматически, без участия субъективного фактора, что для нынешних уверенных пользователей они же обучающиеся крайне важно. Еще одна функция Quizlet – вспомогательная, она позволяет потренироваться перед прохождением более сложного или более ответственного теста. И, в практике учебного процесса, такая возможность активно используется обучающимися. При сопоставлении с выделенными критериями Quizlet соответствует 1 и 2 критериям, прямая обратная связь невозможна либо она оплачивается.

Вузы Российской Федерации, развивая собственную информационно-образовательную среду, находясь в нормальных условиях заботились о развитии внутренней образовательной среды на основе цифровых технологий. Они формировали локальные электронно-образовательные ресурсы (ЭОР) вуза с целью применения их для дистанционного обучения. Данная среда по критериям времени, специализации, доступности предлагаемых социальных ролей делится на следующие группы: по времени – доступные в любой период времени обучения и ограниченно доступные, по классификации (бакалавры, магистры, аспиранты), по направлениям подготовки – науки об обществе и т.д., по социальны ролям – преподаватель, студент, отчисленный студент, ассистент.

В настоящий период времени, в рамках информационно- образовательной среды вуза стремительно развивается сегмент информационной среды, настроенный на дистанционное обучение. Он призван содействовать реализации требования осуществления непрерывного образовательного процесса в вузе. Данный сегмент закладывался в образовательные платформы вузов, изначально.  но его использование до наступления особого периода готовности было вторичным. В условиях неограниченного личного общения преподавателя со студентами на занятиях в аудитории его функции можно обозначить как справочная, контрольная и оповещения [5, с.89].

Современные приложения адаптируются для гаджетов разных производителей с разным программным обеспечением и могут быть использованы при формировании информационной среды дистанционного обучения. Среди них быстро включается в онлайн-процесс приложения One Drive, Teams и One Note, они же позволяют формировать индивидуальные траектории информационной среды дистанционного обучения, включающие постановку целей и задач учебного курса для каждого студента, последовательность прохождения тем и выполнения практических и контрольных заданий, критерии оценивания.

Что может предложить компания Microsoft для ЭОР вуза? Прежде всего это набор программ-приложений, которые связаны между собой определенными функциями и имеют общую облачную базу – One Drive. One Drive позволяет формировать хранение файлов и папок с необходимыми учебными материалами и работами обучающихся, кроме того, это хранилище востребовано при формировании заданий для группы и размещения справочного материала для таких заданий. Еще одна возможность хранения и быстрого обмена файлами и папками в рамках учебной группы и не только – это Shaire Point (приложение Microsoft). Shaire Point – это заполняемый вами и студентами сайт предмета, его можно установить на любой гаджет и применять его для демонстрации, хранения и обмена нужной информацией, это приложение еще позволяет дополнительно поддерживать связь с учебной группой, формируя объявления, которые получает каждый участник учебной группы, режим объявлений доступен всем, поэтому обмен информацией многосторонний в режиме вопрос-ответ или задание. Итак, две базы хранения и обмена информацией. Преимущества – соединены друг с другом и другими приложениями Microsoft, имеют функциональные выходы в следующие приложения – Teams [6] и Forms. Недостатки - One Drive на пике вхождения обучающихся в цифровое образовательное пространство может «подвисать», это надо учитывать, с Shaire Point такие неожиданности крайне редки.

Все, что связано с хранением информации является основой образовательного процесса, обозначено в критериях 1, 2 и 3 и обеспечивается возможностями приложений Microsoft. Продолжение образовательного процесса может быть осуществлено в режиме односторонней связи – отправка текстов лекций, вопросов к семинарским/практическим занятиям и т.д.[7]  Режим односторонней связи требует от обучающегося дисциплинированности и собранности, поскольку звонок на занятие не звенит, группа, как прежде, не собирается в своем материальном воплощении со всеми радостями и печалями преодоления ожидаемых и неожиданных препятствий. Обучающийся должен в выбранное им время ограниченного преподавателем периода открыть учебные материалы, ответить на вопросы, подготовить сообщение и т.д., и, самое важное, быть у своего гаджета в назначенное расписанием время. Как показывает практика, это оказывается самым сложным. Важно отметить, что студенты, имея соответствующий настрой на обучение, подключаются к занятию используя любые возможности и в любом месте [8, с.90]. Мечта футурологов – учиться всегда и везде. Но, это происходит только при условии наличия желания подключиться при любых обстоятельствах. В этом случае, паркуется машина, находится тихое место в супермаркете, домочадцы согласны не мешать и не отвлекать от образовательного процесса. В этой связи, возможности приложений Microsoft помогают всегда и во всем, все упомянутые цифровые платформы, программы и приложения устанавливаются на мобильный телефон, что касается планшетов, то Teams может быть загружен на планщет, но работает медленно и не отвечает требованиям динамики обучения, а One Note, наоборот, работает устойчиво и на планшете. Приложения к Microsoft безотказны в случаях и мобильным телефоном, ноутбуком и компьютером. В телефоне навигация иная, но освоить её не сложно, максимум одно занятие для ознакомления и каждое последующее занятие доставляет удовольствие от открывшихся возможностей.

Следующая по необходимым функциональным возможностям программа One Note [9, с.70]. Это приложение, которое может устанавливаться на любой гаджет и компьютер. Главная функция этого приложения – записная книжка. Их, на самом деле, две – одна ваша (преподавателя), другая заполняется автоматически именами ваших студентов и у каждого из них появляется своя страница в вашем предмете. Следует упомянуть, что автоматическое заполнение списка группы происходит при наличии приложения Teams.

Чем интересна, полезна и практична записная книжка для студентов? При возникновении необходимости преподаватель может открыть именную страницу студента, просмотреть страницы по вкладкам. Минимум вкладок открыты приложением заранее, среди них: домашнее задание, тесты, раздаточные материалы и заметки по занятиям. Вкладки можно добавлять по вашему усмотрению. На каждой вкладке доступно открытие страниц, привязанных к заданию или моменту времени. Преподаватель легко отслеживает график выполнения и качество представленных обучающимися работ, это особенно важно при подведении итогов и выставлении оценок. Рекомендация по использованию, если есть время, можно заранее оформить страницы для заданий или посвятить этому какое-то время на первом занятии, открывая и сохраняя необходимые страницы под наблюдением преподавателя. Преимущество One Note и в том, что оно связывается на платформе вуза с корпоративной почтой и. в случае, отправки работ по почте преподавателю, последний легко отправляет работы на соответствующую выполненному заданию вкладку и страницу. У обучающихся не всегда получается разместить выполненные задания в записной книжке самостоятельно, по крайне мере, в начале использования приложения, для преподавателя это отличная возможность ничего не пропустить и поддержать старательность обучающегося своим внимательным отношением. Далее, обучающийся самостоятельно в любое время проверяет наличие выполненного задания в записной книжке. Для них это очень важно, особенно для иностранных обучающихся [10, с.78].

В записной книжке есть две общие вкладки – Библиотека и Collaboration Space. Библиотека хранит все материалы, которые размещаются для каждого занятия, предоставляя доступ всем участникам занятия в любое время.  Вкладка Collaboration Space позволяет размещать ссылки на глобальное информационное пространство и открывать их в любое удобное или необходимое время. Все тесты, используемые для тренировки слов, словосочетаний, фраз и т.д. через ссылку добавляются в общее пользование участников занятия.

На практике обучающиеся используют эту вкладку для прохождения тренировки, игры или теста в Quizlet или в Forms к примеру. Возможно размещение ссылки на учебный видеоролик и т.д. Из записной книжки вы легко можете уйти в Share Point и проверить поступившие на этот предмет файлы, объявления, вопросы и т.д. One Note связан с One Drive, это дополнительная возможность, в случае необходимости, привлекать материалы не только по данному предмету.

Приложение Teams – это приложение, которое работает в браузере Google Chrome, в её замысле и реализации заложен корпоративный принцип. Teams устанавливается на компьютеры корпоративных клиентов, сотрудников организации и т.д. Свободное установление приложение со всеми функциями возможно только на мобильный телефон, на планшете, как уже упоминалось, работа затруднена. Teams имеет две основные формы работы – собрание (дата или периодичность) и команда (группа, класс). На обе площадки требуется приглашение, которое присылает организатор или администратор, по его просьбе. В рамках учебного процесса периодичность устанавливается учебным расписанием. Занятие на платформе собрания можно проводить с учебной группой. Занятие будет полноценным с возможностью общаться в чате, вести видеозапись занятия, размещать и демонстрировать учебные материалы, есть Общая доска и вкладка Заметки к собранию.

Команда позволяет выбрать формат учебного коллектива – группа или класс. Более функционален класс, он задуман как долгосрочная деятельность, возможно, семестр. Если формируете команду, приглашая в неё обучающихся, то автоматически формируется записная книжка каждого из них в One Note. Далее, наиболее функциональной является вкладка Задания, здесь можно формировать задания, которые выполняются во время занятия или после до определенного вами момента времени. При формировании задания вы можете выбрать его параметры, возможно, это тест, эссе, заполнение таблицы и т.д. Если тест, то он должен находиться в Forms и оттуда вы его размещаете в Задании. Задание позволяет разместить справочные материалы для выполнения предложенной работы, они должны быть предварительно размещены в One Drive. Обучающийся получает оповещение о задании, с уточнением периода времени на него отведенный, выполняет и отправляет на проверку, функция размещения файлов позволяет это сделать. Преподаватель видит общий журнал выполнения задания, проверяет, ставит балл и может написать комментарий, после чего проверенное задание отправляется исполнителю.

Вкладка Оценки – это журнал оценок, в котором отражаются полученные баллы, информации об осведомленности обучающегося содержанием задания или проявленным пренебрежением к таковым по каким-то причинам.

Чат в Teams многофункционален. В собрании и в команде он позволяет размещать файлы, аудио- и видеофайлы, выражать свое отношение, вести диалог, производить видеозапись и т.д. Возможен чат в режиме обмене сообщениями, для его использования нет необходимости присутствовать в команде или быть приглашенным на собрание, он помогает напомнить о себе, если забыли пригласить, что-то уточнить по текущим задачам, сообщить о трудностях, предстоящих мероприятиях и т.д., достаточно присутствовать в корпоративной почте организации. Любое затруднение обсуждается в чате, это гарантия нахождения приемлемого для всех режима обучения, что важно для обеспечения непрерывности учебного процесса и подтверждения компетенций преподавателя.

После окончания модуля или семестра вы удаляет фамилии обучающихся из списка приглашенных на собрании или в команду, после этого приглашаете следующую группу, формируя список приглашенных на основе адреса в корпоративной почте. Возможно приглашение гостя на собрание или в команду, гость(и) могут быть в корпоративной почте, могут и не присутствовать в ней. Преимущества Teams и One Note приведены в Таблице 1. Возможные затруднения в использовании приложений к ЭОР вуза в Таблице 2. Виды ресурсов, необходимых для использования программ и приложений к ЭОР вуза в Таблице 3.

Таблица 1. Преимущества Teams и One Note для проведения онлайн-занятий

 

Teams

One Note

позволяет

проводить предварительные организационные мероприятия (формирование онлайн-групп, оповещение, подключение к занятию при условии нахождения в сфере интернета с мобильного телефона, планшета, ноутбука и персонального компьютера);

оформить учебную группу, индивидуальную записную книжку студента, ввести основные страницы записной книжки студента (раздаточные материалы, заметки по занятиям, тесты, домашние задания);

 

возможно

размещение материалов курса в формате видео и аудио файлов, документов World, Excel, презентаций, отдельных изображений, слайд-шоу и т.д. через One Drive ЭОР вуза

размещение материалов курса в формате видео и аудио файлов, документов World, Excel, презентаций, отдельных изображений, слайд-шоу и т.д. через One Drive ЭОР вуза

предусмотрены

аудио и видео трансляции занятия с записью и просмотром после окончания

аудио и видео трансляцию (в т. ч. через Teams)

присутствуют

онлайн-коммуникация (чат) для обмена мнениями, вопросов, замечаний, уточнений и т.д.

онлайн-коммуникация (чат) для обмена мнениями, вопросов, замечаний, уточнений и т.д., в т. ч. личный «преподаватель-студент».

включено

ведение онлайн-заметок во время занятия и доска для рисования с общей демонстрацией

ведение онлайн-заметок во время занятия и все виды редакции World, Excel, презентаций, отдельных изображений, рисунков;

добавлена

 

вкладка в записной книжке студента Collaboration Space – выход в глобальную сеть без One Drive ЭОР вуза

Таблица 2. Возможные затруднения в использовании приложений к ЭОР вуза

Вид затруднений

Пути преодоления

1

Обучающийся не подключен к группе

требуется внимание при формировании списка участников учебной группы, требуется выбор-подтверждение. Подключение возможно в режиме онлайн, если вы в TEAMS. Просматривайте чат Собраний, если вы их проводили, студент может быть там и он ищет группу;

2

Затруднения с общим просмотром файлов в режиме демонстрации экрана

вы всегда можете открыть файл сами и комментировать только в устном режиме или использовать Collaboration Space

Таблица 3. Виды ресурсов, обеспечивающих работу онлайн-сервисов

вид ресурса

сфера применения

1

материальные

гаджеты и аксессуары

2

финансовые(текущие)

оплата связи операторов

3

психолого-педагогические

работа на занятии, до и после него

Итак, актуальность онлайн сервисов, позволяющих обеспечить проведение занятий в режиме действующего расписания, в онлайн-присутствии учащихся и преподавателя доказана практикой предыдущих трех месяцев (Табл.4).

Таблица 4. Использование программ и приложений в образовательном процессе

Приложение

Образовательный процесс продолжается в особых обстоятельствах

Общение обучающихся и преподавателей носит последовательный и запланированный характер

Возможно поддержание устойчивой прямой или опосредованной обратной связи между обучающимися и преподавателями

Zoom

+

+

+

Meet

+

+

 

Duo

+

+

 

MOODLE

+

+

+

Quizlet

+

+

 

One Drive

+

+

 

Shaire Point

+

+

+

One Note

+

+

+

Teams

+

+

+

 Для аккумулирования определенного опыта и получения промежуточных результатов качества образовательного процесса три месяцы - это достаточный срок. Уже можно заключить, что такие сервисы позволяют минимизировать организационные проблемы перехода на онлайн-обучение, но их обеспечение требует определенных ресурсов: материальных, финансовых и психолого-педагогических, к последним надо отнести умение преподавателя организовывать работу онлайн и поддерживать рабочую атмосферу занятия, наличие мотивации у студентов участвовать в таких занятиях, которая, в свою очередь позволит сознанию перестроиться и продолжить успешное обучение в особых обстоятельствах.

Таким образом, в сложившихся обстоятельствах переход на дистанционное непрерывное обучение в онлайн-режиме обеспечен возможностями разработчиков компьютерных программ, приложений к ним и комплектованием локальных образовательных ресурсов вуза. Использование данных возможностей совершенствуется в процессе практики образовательных учреждений. При грамотном и последовательном применение цифровых технологий и глобальной сети в непрерывном образовательном процессе потери качества обучения можно избежать или свести к минимуму.

Комплексное применение компьютерных программ и приложений к ним в глобальной сети и на основе ЭОР образовательного учреждения позволяет осуществлять образовательный процесс в должном объеме, поддерживая прямую и обратную связь с обучающимися, представляя необходимых для занятий и контрольных мероприятий материал сайтах и на вкладках приложений, с использованием облачных технологий и применением коммуникативных возможностей программ и приложений. Все вышеперечисленное соответствует критериям, представленным в данной работе.

Методики применения компьютерных программ и приложений позволяют сформировать пространство интереса обучающихся к процессу онлайн-обучения, а на его основе выстроить их долгосрочную мотивацию, что способствует освоению учебных курсов и благополучному завершению обучения в образовательном учреждении(вузе).


Список литературы

1. Ельникова Е. В. Использование цифровых технологий в системе критериев оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации //Приложение к журналу Предпринимательское право. – 2019. – №. 3. – С. 56.
2. Исаева И.Э. Комплексное применение обучающих программ Teams и Quizlet в обучающих цифровых платформах вуза. //Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации. Сб. материалов. V Международной научно-методической онлайн-конференции, посвященной 85-летию Курского государственного медицинского университета. Курск, 2020, С.88.
3. Даниленко С.В., Мартынюк Ю.М., Гербут С.С. Методические особенности использования интернет-сервисов в разработке контента электронных образовательных ресурсов // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019, № 2(54). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://clck.ru/PmLvz
4. Жегало Т. И. Обучающая платформа Quizlet в преподавании профессионального иностранного языка. – 2018.
5. Исаева И.Э. Комплексное применение обучающих программ Teams и Quizlet в обучающих цифровых платформах вуза. //Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации. Сб. материалов. V Международной научно-методической онлайн-конференции, посвященной 85-летию Курского государственного медицинского университета. Курск, 2020, С.89.
6. Ревунов С. В., Щербина М. М., Лубенская М. П. ИНСТРУМЕНТАРНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ “MICROSOFT TEAMS”) //Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2020. – Т. 5. – №. 3.
7. Лапенок М.В. Теоретические подходы и практическая оценка качества информационной среды дистанционного обучения// Педагогическое образование в России. 2012, № 3. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-iprakticheskaya-otsenka-kachestva-informatsionnoy-sredy-distantsionnogoobucheniya.
8. Исаева И.Э. Комплексное применение обучающих программ Teams и Quizlet в обучающих цифровых платформах вуза. //Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации. Сб. материалов. V Международной научно-методической онлайн-конференции, посвященной 85-летию Курского государственного медицинского университета. Курск, 2020, С.90.
9. Голубев О. Б. Использование облачных технологий в учебном процессе //Модели современного образования в условиях интеграции педагогических и информационно-коммуникационных технологий. – 2016. – С. 70.
10. Грачева О.А., Матуухин П.Г. Приемы интенсификации процесса обучения иностранных учащихся русскому языку как иностранному (Уровень А1) //Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации. Сб. материалов. V Международной научно-методической онлайн-конференции, посвященной 85-летию Курского государственного медицинского университета. Курск, 2020, С.78.

Расскажите о нас своим друзьям: