Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №07 (48) Июль 2020

УДК 159.9.07

Дата публикации 21.07.2020

Особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы

Бячкова Наталия Борисовна
доцент кафедры общей и клинической психологии, канд. филос.наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия

Аннотация: В статье анализируется понятие синдрома эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы. Исследуется взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания, параметров трудовой мотивации, специфики профессиональной деятельности. Обобщаются результаты исследования, проведенного на выборке специальной школы-интерната 8 вида и педагогов общей образовательной школы. Результаты исследования обсуждаются с учетом внутренних (мотивации) и внешних (характер профессиональной деятельности) факторов, способствующих развитию эмоционального выгорания.
Ключевые слова: cиндром эмоционального выгорания, специфика профессиональной деятельности педагогов, трудовая мотивация, факторы развития синдрома эмоционального выгорания

Features of burnout syndrome of special school teachers

Biachkova Nathalia B.
associate Professor of the Department of General and clinical psychology, candidate of philosophy associate Professor, Perm State University, Perm, Russia

Abstract: The article analyzes the concept of burnout syndrome of special school teachers. The relationship between burnout syndrome, the parameters of labor motivation, and the peculiarity of professional activity are studied. The results of the study conducted on a sample of special boarding schools of 8 types and teachers of general education schools are summarized. The results of the study are discussed taking into account internal (motivation) and external (nature of professional activity) factors that contribute to the development of emotional burnout.
Keywords: burnout syndrome, peculiarity of professional activity of teachers, labor motivation, factors of development of burnout syndrome.

Правильная ссылка на статью
Бячкова Н.Б. Особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (48). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov-korrektsionnoj-shkoly.html (Дата обращения: 21.07.2020)

Проблема исследования

Понятие синдрома эмоционального выгорания в достаточной степени изучено в современных социальных науках.

Тем не менее наблюдается возрастание интереса к данной теме. Это связано с увеличением эмоциональных и физических нагрузок в сфере помогающих профессий. По мнению В.В. Бойко [1], Т.В. Форманюк [12], Н.Е. Водопьяновой [2] Т.И. Рогинской [7], Д.Г. Трунова [9, 10], негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового (педагогического) процесса: профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказываться на профессиональном развитии специалиста.

Существует достаточное количество концепций синдрома эмоционального выгорания. Так, Г. Фейдейбергер, впервые описавший синдром эмоционального выгорания, считает, что это - «истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, вследствие чего снижается их эффективность в целях и действиях» [цитируется по 12]. К. Маслач, в свою очередь, определяет эмоциональное выгорание как «синдром физического и эмоционального истощения, включая утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам» [6].

В.В. Бойко рассматривает синдром эмоционального выгорания с позиции механизмов психологической защиты. В его понимании синдром эмоционального выгорания – «это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [1, с. 33]. В.В. Бойко подчеркивает значение внутренних факторов, способствующих появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах «выгорания» они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.

Существует тесная взаимосвязь между синдромом эмоционального выгорания и мотивацией профессиональной деятельности. ««Выгорание» может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к минимуму» [8, с. 13]. Кроме этого отмечаются  нарушения в мотивационно сфере и профессиональном поведении. По мнению Д.Г. Трунова, синдром эмоционального выгорания является следствием изменений в мотивационной сфере специалиста: «Уменьшение (исчезновение) мотивации может не осознаваться консультантом, хотя внешне будет проявляется вполне конкретными симптомами "сгорания": нежеланием работать,   потерей   интереса   и   т.д.   Они   могут   свидетельствовать   о   том,   что   у консультанта   больше   нет   внутренней   необходимости   в   продолжении   своей деятельности» [9; с. 84-85].  Однако стоит учитывать, что профессиональная мотивация имеет достаточно сложную структуру. Было бы интересно исследовать изменения различных аспектов профессиональной мотивации специалистов, испытывающих синдром эмоционального выгорания. Мы считаем, что компоненты синдрома эмоционального выгорания связаны с различными характеристиками мотивационной сферы педагогов коррекционной школы. Это одна из гипотез нашего исследования. Следующая гипотеза основана на предположении о том, что развитие синдрома сгорания и изменение структуры трудовой мотивации связаны с характером деятельности педагогов. Данная гипотеза частично основана на результатах исследования Н.Е. Водопьяновой, которая не выявила «связи между стажем работы учителей и уровнем выгорания». Не установлено  также соотношение между стажем работы и предпочтением тех или иных моделей преодолевающего поведения» [2, с. 157]. Вероятно, таким образом, существуют иные факторы развития синдрома сгорания. Мы предполагаем, что данным фактором может быть специфика профессиональной деятельности. Очевидно, что профессиональная деятельность педагогов коррекционной школы имеет ряд существенных особенностей: низкая социальная оценка педагогического труда, невостребованность большей части профессиональных знаний, высокая эмоциональная нагрузка. Это та работа, которую принято называть «неблагодарной».

Итак, целью нашего исследования является изучение особенностей синдрома эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы.

Исследование и полученные результаты

Исследование проводилось на выборке учителей специальной школы-интерната 8 вида Пермского края (30 педагогов) и средней образовательной школы (26 педагогов). В исследовании приняли участие 56  педагогов. Все испытуемые женского пола, возраст  - от 35 до 45 лет. Стаж педагогической деятельности от 10 до 15 лет.

Предполагая, что синдром эмоционального выгорания определенным образом взаимосвязан с мотивацией профессиональной деятельности педагогов, нами были выбраны следующие методики: «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко» [1, с.147], «Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя» В.В. Бойко [4, с.513], «Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка [4, с.550], «Оценка профессиональной направленности (мотивации) личности учителя» [3, с.463], «Структура мотивации трудовой деятельности» К. Замфир [3, с.444].

При первичной обработке полученных в ходе исследования показателей были определены такие структурные средние значения выборки как: мода (Мо), медиана (Ме), среднее значение (Xср), а также верхний и нижний квартили (Q1, Q3). С определенной долей вероятности можно утверждать, что полученные в ходе исследования характеристики выборки носят характер нормального распределения. Анализ распределения позволил нам сделать вывод о возможности использования Т–критерия Стьюдента для анализа значимых различий проявлений синдрома сгорания и  компонентов структуры трудовой мотивации испытуемых и корреляционного анализа Пирсона для выявления значимых взаимосвязей проявлений синдрома сгорания и компонентов структуры трудовой мотивации педагогов.

Таблица 1. Значимые различия в выраженности характеристик синдрома эмоционального выгорания и мотивационной сферы  педагогов

Показатели

ср.значения

ср.значения

t-value

р

учителя коррекц. школы

учителя общеобр. школы

Фаза напряжения

35,15

24,83

2,24

0,03

*

Фаза истощения

36,31

47,80

-2,01

0,05

*

Эмоциональная нестабильность

13,65

15,83

-2,03

0,05

*

Мотивация организаторской деятельности

5,35

6,50

-2,83

0,01

**

Мотивация профессиональных знаний

4,85

5,97

-2,15

0,04

*

Мотивация одобрения

5,70

4,43

2,88

0,01

**

Критические значения t: *p<0,05 =2,01; **p<0,01 =2,68.

Как следует из таблицы 1, установлено различие в выраженности особенностей характеристик синдрома эмоционального выгорания  у педагогов по показателю Нп (2,24; p<0,05) – фаза «Напряжения». Значения данного показателя, в большей степени выражены в группе педагогов из коррекционной школы. В то же время значения показателя Ис (-2,01; p<0,05) - фаза «Истощения» имеют более высокую степень выраженности у педагогов из общей образовательной школы. Этот факт подтверждает и различие в значениях показателя ЭмНс (-2,03; p<0,05) – эмоциональная нестабильность, значения которого, также более выражены в группе педагогов из общей образовательной школы.

Наиболее значимые различия в выраженности особенностей характеристик эмоциональной сферы  у педагогов приходятся на  показатели МО (2,88; p<0,01) – мотивация одобрения, который в большей степени выражен у педагогов, работающих в коррекционной школе, и на показатель МОД – мотивация организаторской деятельности (-2,83; p<0,01), который, в свою очередь, значительно выше у педагогов из общей образовательной школы.

Также установлено значимое различие между выборками двух групп педагогов по  показателю МПЗ (-2,15; p<0,05) – мотивация профессиональных знаний. Значения данного показателя наиболее выражены в выборке учителей общей образовательной школы.

Как отмечалось выше, для рассмотрения специфики взаимосвязей показателей характеристик синдрома эмоционального выгорания и мотивационной сферы педагогов коррекционной и общей образовательной школ был использован корреляционный анализ Пирсона. Данные полученных результатов по двум выборкам учителей представлены в Таблицах 2, 3.

Таблица 2. Значимые взаимосвязи, полученные на выборке учителей из коррекционной школы

 

 

Показатели

 

Напряжение

 

Резистенция

 

Истощение

Эмоционал напряжение

Эмоционал нестабильн

Мотивация профессиональных знаний

 

-0,42*

-0,43*

 

 

Мотивация общения

-0,45*

-0,53**

 

-0,54**

-0,58**

Мотивация одобрения

 

 

0,41*

0,43*

0,43*

Внешняя положительная мотивация

 

 

-0,41*

-0,4*

 

Внешняя отрицательная мотивация

 

0,67**

 

 

 

Внутренняя мотивация

-0,62**

-0,45*

-0,47*

-0,39*

-0,69**

Критические значения:  *p<0,05 =0,39; **p<0,01 =0,50

Таблица 3. Значимые взаимосвязи, полученные на выборке учителей из общеобразовательной школы

 

 

Показатели

 

Напряжение

 

Резистенция

 

Истощение

Эмоционал напряжение

Эмоционал нестабильн

Мотивация организаторской деятельности

 

 

0,48**

0,49**

0,42*

Мотивация профессиональных знаний

 

0,42*

 

0,39*

 

Мотивация общения

-0,37*

0,38*

0,41*

 

 

Мотивация одобрения

-0,36*

 

-0,4*

 

 

Мотивация соблюдения этических и нравственных норм

 

 

-0,45*

 

 

Внешняя положительная мотивация

-0,61**

 

-0,43*

 

-0,38*

Внешняя отрицательная мотивация

 

0,39*

0,53**

 

 

Внутренняя мотивация

 

 

-0,466**

-0,380*

 

Критические значения:  *p<0,05 =0,36; **p<0,01 =0,46

Отметим, что количество взаимосвязей в обеих группах приблизительно одинаковое. Также выявлены общие корреляции: в обеих выборках показатель Нп – напряжение взаимосвязан с показателем МО – мотивация общения; показатель Рз – резистенция коррелирует с показателем ВОМ – внешняя отрицательная мотивация, а показатель Ис – истощение имеет корреляционные связи с показателями ВПМ – внешняя положительная мотивация и ВМ – внутренняя мотивация. 

Все остальные, исследуемые взаимосвязи, специфичны. Установлено, что в выборке педагогов из общей образовательной школы наибольшее количество взаимосвязей получено с показателем Ис - истощение (7 связей), а в выборке педагогов из коррекционной школы – с показателе ВМ – внутренняя мотивация (5 связей).

Обсуждение результатов

В целом, анализ результатов в выборках педагогов коррекционной и общей образовательной школ позволил сделать следующие выводы:

Проявление таких симптомов эмоционального выгорания как чрезмерное переживание за события, происходящие в школе, эмоциональное напряжение, связанное с неудовлетворенностью результатами своего труда, ощущение постоянных психологических перегрузок более свойственно педагогам из коррекционной школы, нежели педагогам из общей образовательной школы. Возможно, к этому приводит более высокий уровень психотравмирующих факторов  в профессиональной деятельности в коррекционной школе.

У педагогов из образовательной школы, в отличие от учителей коррекционной школы в большей степени проявляются такие симптомы эмоционального выгорания как ощущение «притупления» проявления эмоций по отношению к детям, истощение эмоциональных ресурсов, снижение эмоциональной вовлеченности в работу с учениками, повышение конфликтности и появление соматических заболеваний.

Эмоциональная нестабильность более свойственна педагогам из общей образовательной школы; педагоги же из коррекционной школы, как показал анализ, способны осуществлять контроль своих эмоций в большей степени, и их эмоции менее подвержены резким изменениям.

Педагоги из коррекционной школы существенно превосходят педагогов из общей образовательной школы в стремлении соответствовать нормам и требованиям, предъявляемых окружающими, то есть стремятся получать одобрение. Можно предположить, что невысокий социальный статус и условия работы педагогов в коррекционной школе создают предпосылки к формированию у них стремления к получению признания и одобрения со стороны окружающих.

 Педагоги из общей образовательной школы, в отличие от педагогов из коррекционной школы испытывают большую потребность в реализации себя в организационной деятельности. Возможно, они в большей степени стремятся к власти и доминированию над окружающими (в данном случае над учащимися), склонны к принятию ответственности на себя за организацию деятельности своих учеников.

Педагоги из общей образовательной школы в большей степени заинтересованы в повышении уровня своих знаний по преподаваемым предметам. Это может говорить об их стремлении к развитию своего кругозора, повышению профессиональной квалификации. При этом у них повышается риск развития такого симптома эмоционального выгорания, как «резистенция», а также избегания каких-либо проблем, возникающих в процессе трудовой деятельности. При мотивации педагогов общеобразовательной школы на избегание критики, наказаний, стремлении к организаторской деятельности и общению, не исключено развитие таких симптомов эмоционального выгорания, как эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость, психосоматические и психоэмоциональные нарушения.

В то же время, учителя из коррекционной школы, менее мотивированы на получение новых знаний по преподаваемому предмету. Не исключено, что у педагогов коррекционной школы развитию симптомов фазы эмоционального выгорания «истощение» способствуют низкая мотивация повышения уровня профессиональных знаний, недостаточное внешнее мотивирование, а также постоянное стремление соответствовать нормам и требованиям окружающих. Можно также предположить, что у педагогов коррекционной школы, обладающих внутренней мотивацией профессиональной деятельности, вероятность развития таких симптомов эмоционального выгорания, как  эмоциональная неустойчивость и эмоциональное напряжение достаточно низка.

Можно также предположить, что при высокой внутренней мотивации профессиональной деятельности, вероятность формирования у педагогов коррекционной школы таких симптомов эмоционального выгорания как эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость, психосоматические и психоэмоциональные нарушения достаточно низкая. Полученные результаты нашего эмпирического исследования соотносятся с результатами исследования, проведенного А. Пайнс в 1982 году. А. Пайнс исследовала связь мотивации и «сгорания». Проведенный эксперимент показал, что «значимость работы как мотив деятельности» (внутренней мотивация профессиональной деятельности) связан с эмоциональным выгоранием. «Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее» [цитируется по 12].

Для педагогов коррекционной школы характерно также и то, что при высоко выраженном стремлении к получению одобрения за выполняемую ими деятельность не исключается развитие следующих симптомов эмоционального выгорания. Это снижение сочувствия и сопереживания, эмоциональной отзывчивости, почти полное исключение эмоций из сферы профессиональной деятельности и утрата интереса к ребенку, как к субъекту педагогической деятельности.  В то время, у педагогов общей образовательной школы при ориентации на получение одобрения за свои действия и поступки вероятность развития данных симптомов эмоционального выгорания низкая.

Независимо от сферы преподавательской деятельности при высокой потребности к общению и установлению контактов с окружающими людьми снижается развитие следующих симптомов эмоционального выгорания: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, загнанность в клетку.

Это говорит о том, что у учителей, ориентированных на сам процесс профессиональной деятельности, на достижение положительных результатов и стремление соответствовать требованиям окружающих исключается высокая вероятность развития таких симптомов эмоционального выгорания как неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью и ее результатами, конфликтность, тревожность, связанная с работой, уныние и т.п. В том случае, если у педагогов отмечается снижение внутренних потребностей в выполнении своей профессиональной деятельности, и они не стремятся к  тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих (коллеги, дети, их родители), то вероятность развития выше перечисленных симптомов не исключается. Полученный результат эмпирического исследования соотносится с результатами исследований, проведенных Т.Н. Мартыновой и О.П. Бусовиковой [5]. Не смотря на то что в исследовании Т.Н. Мартыновой и О.П. Бусовиковой изучались показатели сформированности синдрома эмоционального выгорания у людей социальных профессий, имеющих различную выраженность мотивации избегания неудачи, в их исследовании было установлено, что в группе испытуемых с высокой мотивацией избегания неудачи сформированность синдрома «выгорания» значительно выше, чем в группе испытуемых с низкой мотивацией избегания неудачи. Мы считаем уместным ссылку на данное исследование, так как мотивация избегания неудачи является составляющей внешней отрицательной мотивации.


Список литературы

1.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. – 472 с.
2.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
3.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2013. – 508 с.
4.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2018. – 782 с.
5.Мартынова Т.Н., Бусовикова О.П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Вып. 2. – Кемерово, 2003 – С. 410.
6.Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. http://psypiter.com/library/
7.Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал – 2002 – т.23 - №3 – С. 85-95.
8.Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Синдром профессионального выгорания – Архангельск: Северный гос. мед. университет, 2007. –176 с.
9.Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998 – № 8 - С. 84-89.
10.Трунов Д.Г. Еще раз о «синдроме сгорания»: экзистенциальный подход // Сайт http // hpsy.ru/public/x037.htm
11.Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий)// Диссертация к.п.н. Томск, 2001.
12.Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя// Вопросы психологии, 1994, №6 – С. 54-67.

Расскажите о нас своим друзьям: