Теория, методика и организация социально-культурной деятельности | Мир педагогики и психологии №07 (48) Июль 2020

УДК 371.8.06

Дата публикации 22.07.2020

К вопросу о гуманистическом потенциале преподавания учебных дисциплин в рамках контактной и самостоятельной работы обучающихся

Пенионжек Евгения Владимировна
канд. филос. наук, доцент, начальник кафедры общей психологии и гуманитарных дисциплин, Уральский юридический институт МВД России, РФ, г. Екатеринбург, penionzhec@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности реализации воспитательного потенциала учебных дисциплин образовательных программ при получении высшего образования. Указывается, что воспитательным потенциалом характеризуется не только контактная работа с обучающимися, но и самостоятельная деятельность студентов, если она опосредована методическими материалами и направлена на формирование личностных свойств. На примере методической деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры общей психологии и гуманитарных дисциплин Уральского юридического института МВД России показывается положительный опыт организации образовательного процесса в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки в апреле – мае 2020 года. Автор полагает, что надлежащий уровень использования воспитательного потенциала в процессе преподавания учебных дисциплин формируется и поддерживается не только при осуществлении контактной работы обучающихся, но и в рамках самостоятельной работы, что позволяет формировать и развивать профессионально значимые качества личности обучающегося в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Ключевые слова: личность, воспитательный потенциал преподавания учебных дисциплин, контактная работа, самостоятельная работа, электронная информационно-образовательная среда, 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, методические материалы, оценочные средства

On the humanistic potential in teaching academic subjects within the framework of in-class and independent work of students

Penionzhek Evgeniya Vladimirovna
Candidate of Philosophy, associate Professor, head of the Department of General Psychology and Humanities, Ural law Institute of the Russian interior Ministry, Russia, Ekaterinburg

Abstract: The article discusses the features of implementing the educational potential of educational disciplines in higher educational programs. It is indicated that educational potential is characterized not only by in-class activity with students, but also by independent activity of students, if it is mediated by methodological materials and aimed at the formation of personal properties. Using the example of the teaching staff of the Department of General psychology and Humanities of the Ural law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia as an example, the author shows the positive experience of organizing the educational process during the period of adverse epidemiological situation in April-May 2020. The author believes that an appropriate level of use of educational potential in the process of teaching is maintained not only in the implementation of the contact work of students, but in the framework of independent work. It allows to form and develop professionally significant qualities of the personality of the student for intellectual, moral, creative, physical and professional development of a person, meet his or her educational needs and interests.
Keywords: personality, educational potential of teaching academic disciplines, in-class activity, independent work, electronic information and educational environment, 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic war, methodological materials, evaluation tools

Правильная ссылка на статью
Пенионжек Е.В. К вопросу о гуманистическом потенциале преподавания учебных дисциплин в рамках контактной и самостоятельной работы обучающихся // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (48). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-gumanisticheskom-potentsiale-prepodavaniya-uchebnykh-distsiplin-v-ramkakh-kontaktnoj-i-samostoyatelnoj-raboty-obuchayushhikhsya.html (Дата обращения: 22.07.2020)

В настоящее время воспитание как деятельность, направленная на развитие личности, создает условия для самоопределения и социализации обучающегося образовательных организаций высшего образования [1, с. 90]. Обучение является базой для включения социокультурных, духовно-нравственных ценностей в мировоззрение студента и соблюдение им общепринятых правил поведения в комплексно воспринятых интересах человека, семьи, общества и государства. Говоря о личности как устойчивой системе социально значимых черт субъекта социокультурной деятельности,  мы можем характеризовать каждого индивида как члена того или иного общества или общности [7, с. 258]. При всей плюралистичности тенденций реализации образовательного процесса в образовательных организациях сегодня можно проследить и выделить черты единого и комплексного  подхода в педагогической стратегии воспитания будущего специалиста, бакалавра или магистранта.

Использование воспитательного потенциала в процессе преподавания самых различных учебных дисциплин позволит организовать образовательный процесс так, что содержание учебного материала будет способствовать формированию у обучающегося личностного отношения к освоению образовательной программы и развитию личности в зависимости от ее возможностей и творческих способностей [5]. Любая образовательная программа построена как средство социокультурной деятельности, представляющее собой комплекс характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных дисциплин, иных компонентов, оценочных и методических материалов, что позволяет в рамках контактной работы педагогическим работникам направить развитие индивидуальных особенностей человека, задать вектор динамики изменений личности.

Чаще всего, нам представляется, что именно аудиторные занятия в виде занятий лекционного типа и занятий семинарского типа, групповых консультаций, проводимых педагогическими работниками, напрямую связаны с формированием личностных свойств обучающегося. Качество оценочных материалов и средств требует соответствия надежности, валидности [8]. И профессорско-преподавательскому составу образовательной организации ставится задача то количественной их проработки, то трансформации качественных данных. Тем не менее, следует признать, что за внеаудиторным объемом мероприятий, за занятиями, проводимыми посредством электронной информационно-образовательной среды, и за индивидуальной работой с обучающихся закрепляется функция демонстрации динамики состояния личности, наглядно выразимого изменения студента, получающего высшее образование [2]. Воспитательный потенциал внеаудиторных занятий показывает особенности достижений образовательного процесса, выработанных практикой каждой отдельной образовательной организации.

В период празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2020 году в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой многие образовательные организации столкнулись с трудностями выполнения запланированного объема мероприятий. Наиболее частым способом их преодоления стал перенос мероприятия на более поздний срок. И находящиеся по месту жительства студенты оказались в ситуации незаполненного пробела актуализации реалий современности, что не позволило им полноценно почувствовать сопричастность с происходящими событиями. Лакуна в понимании значимости Победы для нашей страны многими была заполнена: студенты занимались волонтерской деятельностью, приняли участие в мероприятиях немассового характера. Однако для некоторых обучающихся День Великой Победы остался днем, когда можно было сделать перерыв в дистанционном обучении.

Трансформация мероприятий в формат работы на удаленном доступе показала свою эффективность, многие студенты все же соприкоснулись с чем-то новым в осмыслении празднования Победы, попробовали себя в ином качестве. Так в Уральском юридическом институте МВД России состоялся ряд мероприятий патриотической направленности: от выездов с возложением венков в составе очень небольших групп до участия в проекте «Помним! Гордимся! Наследуем!» посредством электронной информационно-образовательной среды образовательной организации. На первом этапе проекта в рамках цифрового пространства была организована интеллектуальная игра, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры общей психологии и гуманитарных дисциплин в дистанционном формате участие в игре приняли 733 обучающихся двух факультетов института. Второй этап игры потребовал интерактивности и предполагает подготовку видеозаписи обучающимися длительностью от 2 до 20 минут, содержанием которой может выступить рассказ о своем родственнике-ветеране, прошедшем войну, о совершенных им подвигах, его боевом пути, художественное чтение стихотворения о трудном для страны военном времени, о Великой Отечественной войне, Победе, народе-освободителе или чтение отрывка из литературного произведения, посвященного Великой Отечественной войне.

В преддверии юбилея Победы обучающиеся продемонстрировали свои знания и умение отвечать на вопросы об основных этапах и сражениях войны, героях и полководцах, городах Победы. Обучающимся с использованием одной попытки на прохождение заданий необходимо было дать верный ответ на каждый вопрос игры, опираясь на предложенные четыре варианта – за максимально короткое время, с учетом того, что временные затраты были ограничены настройками. В течение недели обучающиеся очной формы обучения разных факультетов института с первого по пятый курсы могли погрузиться в увлекательное пространство игры: каждое задание сопровождалось мультимедийным материалом (видеозаписями, фотоизображениями и фрагментами текстов художественных произведений о трудной для страны военной поре и о потенциале преодоления тягот). По результатам интеллектуальной игры победу одержал обучающийся 2 года обучения,  сумев ответить верно на все вопросы и затратив на прохождение игры наименьшее количество времени.  Второе и третье места разделили обучающиеся выпускного курса института.  Проведение интеллектуальной игры способствовало ознакомлению с историко-культурным и духовным наследием страны, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся, реализации интеллектуального потенциала, а также поддержанию высокого морального духа обучающихся в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

С 2012 года в России проводится акция «Бессмертный полк»: в одном строю граждане по всей России несут портреты ветеранов, героев Великой Отечественной войны. В 2020 году, в связи с противоэпидемическими мероприятиями, акция была перенесена на срок отмены ограничений. Тем не менее, главную ее задачу – сохранение в каждой семье личной памяти о поколении, прошедшем через войну – никакие ограничения отменить не в силах. При формировании видеозаписи обучающимся предлагалось  взять за основу рассказа о герое войны семейные истории, воспоминания, а также для поиска информации были даны рекомендации обратиться к сайтам всемирной сети интернет, которые содержат биографическую информацию о Героях Великой Отечественной войны, например: электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [6], портал «Память народа»: поиск документов о Героях Войны [4], обобщенный банк данных «Мемориал» – банк данных о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период [3]. Для выбора отрывка художественного произведения для прочтения при подготовке видеоматериала были предложены информационные ресурсы в виде списка литературных произведений, посвященных Великой Отечественной войне для ознакомления и последующего воспроизводства по ролям или в монологе. Целесообразно и эффективно данные методические материалы выступили опосредованным указанием преподавателей вектором для направления самостоятельной работы обучающихся и средствами реализации воспитательного потенциала в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, подчиненными содержательным элементам рабочих программ учебных дисциплин.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что надлежащий уровень использования воспитательного потенциала в процессе преподавания учебных дисциплин формируется и поддерживается не только при осуществлении контактной работы обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, но и в рамках самостоятельной работы, что позволяет формировать и развивать профессионально значимые качества личности обучающегося в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Лица из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций и иные лица, на которых решением руководителей возложена организация образовательного процесса, являясь субъектами использования воспитательного потенциала в процессе преподавания учебных дисциплин, несут ответственность за формирование и развитие комплекса личностных качеств обучающегося и профессионально значимых качеств личности студента. И сегодня удаленный доступ к информационно-образовательным ресурсам не должен стать препятствием для формирования личностных свойств, более того, цифровое пространство представляет новые возможности измерения достижения планируемых результатов использования воспитательного потенциала в процессе преподавания и формирования баз оценочных материалов. Любая образовательная организация в настоящее время должна извлечь опыт дистантной работы с обучающимися и  установить самостоятельно, каков положительный опыт использования ее различных форм.


Список литературы

1. Исаев А.А. Нравственное воспитание как неотъемлемый элемент высшего образования // Современные исследования социальных проблем. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2019. – Т. 11. – № 1 – 3. – С. 89 – 95.
2. Мирошниченко И.Н. Развитие самостоятельности студентов в современном образовательном процессе в вузе: педагогические подходы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – № 6 (47). – 2020.
3. «Мемориал» – банк данных о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период: обобщенный банк данных. – URL: https://obd-memorial.ru/
4. «Память народа»: поиск документов о Героях Войны: портал. – URL: https://pamyat-naroda.ru/
5. Пенионжек Е.В. К вопросу о подготовке празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне: методические аспекты организации социально-культурной деятельности педагога // Мир педагогики и психологии. – № 6 (35). – 2019.
6. «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Электронный банк документов. – URL: http://podvignaroda.ru/
7. Чернобродов Е.Р. Влияние ценностных ориентаций на преодоление трудностей психологического характера в профессиональной деятельности // Актуальные проблемы науки и практики: сборник научных трудов по итогам научно-представительских мероприятий. – Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2019. – С. 257 – 261.
8. Шустова А.В., Иванова Т.С. Актуальные вопросы организации методического сопровождения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – № 6 (47). – 2020.

Расскажите о нас своим друзьям: