Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №07 (48) Июль 2020

УДК 159.9

Дата публикации 22.07.2020

Психологическая помощь семьям с взрослыми детьми в налаживании супружеских отношений

Лытенкова Татьяна Михайловна
Магистрант, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, Арзамас, Россия
Научный руководитель Калинина Т.В.
Кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, Арзамас, Россия

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – семейные конфликты. Важность данной темы очевидна, в связи с возрастающим ежегодно количеством разводов. Семейные конфликты имеют свои особенности, учет которых необходим при их предупреждении и разрешении. Статья представляет результаты эмпирического исследования в рамках изучения актуального направления в работе психологов. В статье рассматривается теоретический материал, описывается экспериментальное исследование, и приводится программа психологической помощи семьям с взрослыми детьми по решению супружеских конфликтов, целью которой является предоставление возможности супругам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения конфликтов.
Ключевые слова: семья, конфликт, взрослые дети, семейный кризис, дисгармония, ролевые ожидания, семейные установки, налаживание отношений, диалог

Psychological assistance to families with adult children in establishing marital relations

Lytenkova Tatjana Mihajlovna
Undergraduate, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch, Arzamas, Russia
Scientific adviser Kalinina T.V.
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch, Arzamas, Russia

Abstract: The article is devoted to the current problem – family conflicts. The importance of this topic is obvious, due to the increasing number of divorces every year. Family conflicts have their own characteristics, which must be taken into account when preventing and resolving them. The article presents the results of an empirical study in the framework of studying the current direction in the work of psychologists. The article deals with theoretical material, describes an experimental study, and provides a program of psychological assistance to families with adult children to resolve marital conflicts, the purpose of which is to provide opportunities for spouses, participants of classes to gain theoretical knowledge and practical experience in constructive conflict resolution.
Keywords: family, conflict, adult children, family crisis, disharmony, role expectations, family attitudes, relationship building, dialogue

Правильная ссылка на статью
Лытенкова Т.М. Психологическая помощь семьям с взрослыми детьми в налаживании супружеских отношений // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (48). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskaya-pomoshh-semyam-s-vzroslymi-detmi-v-nalazhivanii-supruzheskikh-otnoshenij.html (Дата обращения: 22.07.2020)

Семья представляет собой наидревнейшую, традиционную форму человеческого взаимодействия, несущую в себе уникальные способы межличностного взаимодействия. Это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная па супружеском союзе и родственных связях, т. е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. Ее уникальность состоит в том, что, будучи полнофункциональной структурой, в ее рамках несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т.е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой полнофункциональный системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

 Кризис духовно-нравственных отношений в семье приводит к исчезновению доверия и любви к близким, утрате членами семьи способности войти в общую жизнь семьи, теряется понимание цели и смысла жизни друг с другом и друг для друга. Семейная жизнь становится для человека, тяжким и непосильным бременем, что и становится основой для возникновения самых разнообразных конфликтов [2, с.154].

По мнению известного конфликтолога С.М. Емельянова, семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов[1].

Семейные конфликты представляют собой борьбу различных ее составляющих между собой по причине различных противоположно направленных мотивов и взглядов [3]. Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера.

Семейные конфликты имеют свои особенности, учет которых необходим при  их предупреждении и разрешении. Важнейшей особенностью семейных конфликтных отношений является то, что их основное содержание составляют как межличностные отношения (любовь, кровное родство), так и правовые, моральные и нравственные обязательства, связанные с реализацией функций семьи: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха), коммуникативной и регулятивной.

Анализ современных исследований, связанных с углубленным изучением проблем семейных конфликтов показал, что особенностей супружеских конфликтов в семьях с взрослыми детьми, в настоящее время, либо не проводятся, либо осуществляются на небольшой выборке в узком аспекте. Психологическая помощь супругам со взрослыми детьми, практически не оказывается, что несомненно осложняет специфические детско-родительские отношения и ослабляет семейные связи.  На основании проведенного исследования мы считаем, что необходима разработка и внедрение в психологическую помощь семьи новых эффективных подходов и технологий психологической диагностики семейных отношений, а также методов, техник и технологий психотерапевтической помощи в профилактике и коррекции возможных нарушений на разных этапах развития семьи.

В большинстве психологических исследованиях, посвященных дисгармонии семейных отношений, выражающейся в конфликтном взаимодействии   членов семьи, отмечено, что основным патогенным фактором, обуславливающим возникновение неврозов у детей (А.И. Захаров, СИ. Голод, М.И. Буянов, Е.П. Арнаутова, К. Витек, Т.А. Куликова, О.В. Лобза, А.С. Спиваковская, Э Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.).

Психологический климат семьи, характеризующийся спокойной и доброжелательной обстановкой, является основным условием нормального психосоциального развития ребенка. Наиболее важная функция современной семьи - это психотерапевтическая, которая выражается в том, чтобы дом стал местом любви, отдыха, снятия эмоционального напряжения. Любовь родителей обеспечивает ребенку эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает ему жизненную опору, способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения у ребенка, не зависимо от его возраста. Однако от родителей требуются значительные усилия в том, чтобы создать и упрочить собственную любовь между собой, как супругами и к своему ребенку, научиться проявлять ее наиболее полезным для него образом, вызывая ответные чувства ребенка.

Психологическими особенностями семей с взрослыми детьми является, как правило, осложненные семейные отношения,  и  межличностное общение  в детско-родительских и супружеских подсистемах. Дети подрастают и постепенно уходят во взрослую жизнь, а родители вновь остаются наедине, не зная как вести себя далее друг с другом и с детьми. Возникновение данного кризиса часто совпадает: с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб;  возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей; с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно».

Разные периоды развития супружеских отношений подразумевают разные варианты оказания психологической помощи. Профилактика, предупреждение и разрешение семейных конфликтов зависит от отношения к ним членов семьи, втянутых в конфликт. Прежде всего, необходимо научиться правильно действовать во время ссоры: определить проблему, обсудить выявленную проблему. Если дискуссия накаляется и начинает перерастать в ссору, сделать перерыв, чтобы все могли остыть и вернуться к спокойному обсуждению; придумать решение проблемы и коллективно согласовать его; применить  решение на практике.

Исследование особенностей супружеских конфликтов в семьях с взрослыми детьми проводилось на базе ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям города Арзамаса». В исследовании приняли участие клиенты социально-реабилитационного центра, семейные пары в количестве 20 человек. Возраст испытуемых от 35 до 50 лет.

Для этого использовался следующий комплекс методик: «Межличностные отношения» Т.Лири; тест «Измерение установок в семейной паре» Ю.Е. Алешиной для выявления супружеских установок; опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой.

Первая методика «Межличностные отношения» Т.Лири показала следующие результаты, представленные ниже на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты исследования по методике «Межличностные отношения» Т.Лири

Данные   представленные нами в рисунке 1  могут свидетельствовать о том, что: в контрольной и экспериментальной группах авторитарный тип взаимоотношений с людьми выявлен у 4 человек (20 %), что говорит о его диктаторском, властном, деспотическом характере. Это тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

Эгоистичный тип во взаимоотношениях был выявлен у 6 человек (30 %). Он стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

Агрессивный тип был выявлен у 4 человек (20 %), что говорит о них как о  требовательных, прямолинейных. Они откровенны и резки в оценке других, непримиримы, склонны во всем обвинять окружающих, насмешливы, ироничны, раздражительны.

Подчиняемый тип ярко проявляется у 8 человек (40%). Они покорны, склонны к самоунижению, слабовольны, склонны уступать всем и во всем, всегда ставят себя на последнее место и осуждают себя, приписывают себе вину, пассивны, стремятся найти опору в ком-либо более сильном.

Зависимый тип поведения характерен для 10 человек (50%), он конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый. Дружелюбный тип характерен для 6 человек - 30%.  Они дружелюбны и любезны со всеми, ориентированы на принятие и социальное одобрение, стремятся удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремятся к целям микрогрупп, имеют развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

Альтруистический тип характерен для  6 человек (30 %). Они  ответственны по отношению к людям, деликатны, мягки, добры, эмоциональное отношение к людям проявляют в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеют подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстны и отзывчивы.

На следующем этапе исследования была использована методика «Измерение установок в семейной паре» Ю.Е. Алешиной для выявления супружеских установок. Результаты исследования представлены ниже.

Рисунок 2. Результаты исследования по методике «Измерение установок в семейной паре» Ю.Е. Алешиной

Исследование, проведенное с помощью «Измерение установок в семейной паре» Ю.Е. Алешиной  позволило нам определить, что в контрольной и экспериментальной группах по первой шкале «отношение к людям (позитивность отношения к людям)» только у 20% (4 человека) имеются оптимистичнее представление респондента о людях вообще.  Согласно второй шкале «альтернатива между чувством долга и удовольствием» у 30% (6 человек) имеется ярко выраженная ориентация респондента на долг по сравнению с удовольствием.  По третьей шкале «отношение к детям (значение детей в жизни человека)» у 20% (4 респондента) более значимой представляется роль детей в жизни семьи.  По четвертой шкале «ориентация на преимущественно совместную или же преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или же зависимость супругов друг от друга» нет людей с высокой  выраженностью ориентации на совместную деятельность супругов во всех сферах семейной жизни. По пятой шкале «отношение к разводу» у 40% (8человек) имеется лояльное отношение к разводу. По шестой шкале «отношение к любви романтического типа» у 50% (10человек) выражена ориентация на романтическую любовь. По седьмой шкале  «оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни» 30% (6 испытуемым) сексуальная сфера в семейной жизни представляется мало значимой. По восьмой шкале «отношение к «запретности секса» (представление о запретности сексуальной темы)» у 30% (6человек) данная тема является запретной. Так же по девятой шкале «отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи (ориентация на традиционные представления)» у 10% (2 человека) имеется менее традиционное представление о роли женщины.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что у данных супружеских пар наблюдается некоторые сложности в межличностном взаимодействии, а так же имеются конфликты, предполагаемыми причинами которых являются: пессимистичные представления о людях; ориентация респондента на долг по сравнению с удовольствием; лояльное отношение к разводу; сексуальная сфера в семейной жизни представляется мало значимой и запретной; не традиционное представление о роли женщины в семье.

На следующем этапе исследования была использована методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова), которая показала следующие результаты, представленные ниже на рисунке 3.

Рисунок 3. Диагностика по методике «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова)

Проведенное первичное исследование с использованием опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова) дало следующие результаты в контрольной и экспериментальной группах. Была проведена оценка ролевой адекватности супружеских пар согласно предложенным шкалам, которые характеризуют семейные ценности:

по первой шкале хозяйственно-бытовых отношений для 40% супружеских пар (8 человек) характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях. По шкале родительско-воспитательских ценностей только у 30% пар (6 человек) имеется согласованность в плане данных действий. По шкале социальной активности только у 10% пар (2 человека) имеется общность взглядов и интересов. По шкале эмоционально-психотерапевтической только 20% (4 человека) имеет удовлетворенные интерес и потребности.  Так же по шкале внешней привлекательности у 50% (10 человек) потребности удовлетворены, представления и ожидания совпадают с реальностью.

Таким образом, анализируя данные по всем методикам, использованным нами на этапе констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что у данных супружеских пар наблюдаются некоторые сложности в межличностном взаимодействии, а так же имеются конфликты, предполагаемыми причинами которых являются: пессимистичные представления о людях; ориентация респондента на долг по сравнению с удовольствием; лояльное отношение к разводу; сексуальная сфера в семейной жизни представляется мало значимой и запретной; не традиционное представление о роли женщины в семье.

Так же в исследуемых парах преобладают авторитарный, эгоистичный, подчиняемый, зависимый типы поведения во взаимоотношениях, что является не конструктивным и несет в себе деструктивную роль, склоняя к конфликтам.

В хозяйственно-бытовых отношениях имеется определенная устоявшаяся согласованность представлений о семейных ценностях, но по шкалам социальной активности и эмоционально-психотерапевтической функции процент удовлетворенных интересов и потребностей крайне низок. Следовательно, в данных парах необходима психологическая профилактика супружеских конфликтов.

На основании теоретического анализа изучаемой проблемы, а так же результатов, экспериментальной работы, мною разработана и апробирована программа «Психологической помощи семьям со взрослыми детьми, в разрешении супружеских конфликтов».

Одна из распространенных форм работы с конфликтом – тренинг. Тренинг – одна из форм активного обучения, результатом которой является освоение участником каких – либо форм поведения. На тренинге участник получает знания о психологической природе конфликта, его структуре и динамике, эффективных способах разрешения.

 В ходе тренинга супруги, участвующие в работе экспериментальной группы, обучались основным способам разрешения возникающих семейных конфликтов: картографирование (составление карты конфликта);  выработка альтернатив конфликтному поведению; переговоры; посредничество.

Цель тренинга: освоение опыта конструктивного разрешения конфликтов.

На тренинге моделируются реальные ситуации из семейной жизни, в ходе обсуждения которых супруги приобретают навык анализа ситуации, ищут компромиссное решение в конфликте. Специфика программы данного тренинга в том, что участники обучаются не только умению анализировать конфликт, но навыкам посреднической деятельности при разрешении конфликта.

Временные характеристики: тренинг рассчитан на 7 занятий по 1,5-2 часа (около 14 часов).  Как правило, это встречи, которые проводятся 2 раза в неделю в течение месяца. Другой вариант организации тренинга, работа в форме погружения, проводимая в свободное время по 5 часов в день в течение 3 дней.

Если требуется дополнительная проработка какой-либо темы, программа может быть расширена с помощью дополнительных занятий.

Формы работы и принципы: для реализации цели используются следующие приемы: игра, упражнение, дискуссия, диалог, диагностика, моделирование ситуаций, мини-лекция, беседа, рефлексия, групповое обсуждение.

Таким образом, на основании теоретического изучения материала и экспериментального исследования, нами была разработана и проведена программа психологической помощи  семьям с взрослыми детьми по решению супружеских конфликтов, целью которой стало предоставление возможности супругам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения конфликтов. В ходе ее проведения моделируются реальные ситуации из семейной жизни, в ходе обсуждения которых супруги приобретают навык анализа ситуации, ищут компромиссное решение в конфликте. Специфика программы тренинга в том, что участники обучаются не только умению анализировать конфликт, но навыкам посреднической деятельности при разрешении конфликта.


Список литературы

1. Емельянов, С.М. Конфликтология/ С.М. Емельянов. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 322 с. - (Бакалавр. Академический курс). - URL: https://biblio-online.ru/bcode/410898 (дата обращения: 26.09.2019). 241с.
2. Калинина Т.В. Консультативно—тренинговая работа с родителями/ Т.В.Калинина / Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе материалы международной заочной научно-практической конференции. Под редакцией Т.Т. Щелиной, Ю.Е. Болотина. 2015. С. 154-159.
3. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы./ Под ред. Э.Г. Эйдемиллера - СПб.: Речь. - 2010. - 425 с.
4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. М.: Независимая фирма «Класс», 2007. - 208 с.
5. Василькова Ю.В. Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг полоролевой идентичности для подростков / Ю.В. Василькова. СПб.: Речь, 2010.126 с.
6. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера / Г. Вербер. М.: Изд-во института Психотерапии, 2001. – 304 с.
7. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта / К. Витакер. -М.: Независимая фирма «Класс», 2004. 208 с.

Расскажите о нас своим друзьям: