Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №09 (74) Сентябрь 2022

УДК 378.14

Дата публикации 28.09.2022

Психолого-педагогические условия сопровождения учебного процесса в контексте информатизации образования

Аманов Мердан Эсенгулыевич
старший преподаватель кафедры иностранных языков, Туркменский государственный архитектурно-строительный институт Туркменистан, г. Ашхабад, amanovmerdan73@gmail.com
Акмаммедова Огулджума Чарыевна
преподаватель кафедры педагогики и психологии, Туркменский национальный институт мировых языков имени Д. Азади, Туркменистан, г. Ашхабад, akmammedowasuray06@gmail.com
Реджепова Сахрагуль Мяликгулыевна
преподаватель кафедры педагогики и психологии, Туркменский национальный институт мировых языков имени Д. Азади, Туркменистан, г. Ашхабад

Аннотация: В статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий как средства обучения в учебном процессе в рамках информатизации образования. Обозначены необходимые психолого-педагогические условия сопровождения учебного процесса как один из основных человеческих факторов обеспечивающие формирования положительной мотивации к получению знаний (на примере изучения иностранных языков в технических вузах). Первостепенные психолого-педагогические условия сопровождения включают в себя: личность педагога; среда эмоциональной гармонии; содержание обучения + техника подачи материала.
Ключевые слова: информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, мотивация, эмоциональный эффект, среда эмоциональной гармонии, эмоциональный отклик.

Psychological and pedagogical conditions for supporting the educational process in the context of informatization of education

Amanov Merdan Esengulyevich
Senior lecturer of the Department of Foreign languages, Turkmen State Architecture and Construction Institute, Turkmenistan, Ashgabat
Akmammedova Oguljuma Charyevna
Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Turkmen National Institute of World Languages named after D. Azadi, Turkmenistan, Ashgabat
Rejepova Sahragul Myalikgulyevna
Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Turkmen National Institute of World Languages named after D. Azadi, Turkmenistan, Ashgabat

Abstract: The article discusses the features of the use of information and communication technologies as a means of teaching in the educational process within the informatization of education. The necessary psychological and pedagogical conditions for accompanying the educational process are indicated as one of the main human factors that ensure the formation of positive motivation to acquire knowledge (on the example of studying foreign languages in technical universities). The primary psychological and pedagogical conditions of support include: the personality of the teacher; environment of emotional harmony; the content of the training + the technique of presenting the material.
Keywords: informatization of education, information and communication technologies, motivation, emotional effect, environment of emotional harmony, emotional response.

Правильная ссылка на статью
Аманов М.Э., Акмаммедова О.Ч., Реджепова С.М. Психолого-педагогические условия сопровождения учебного процесса в контексте информатизации образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (74). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-soprovozhdeniya-uchebnogo-protsessa-v-kontekste-informatizatsii-obrazovaniya.html (Дата обращения: 28.09.2022)

Прогресс или развитие любого государства сопровождается реформами во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Поэтому, сегодня эволюционный этап развития современного общества обозначен стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, что обуславливает активное и широкое применение данных технологий в общественной жизни человека. Общество в эпоху компьютерных и цифровых технологий вступает в фазу информатизации. Информатизация современного общества выдвигает на первый план вопросы формирования единого информационного пространства. Активная интеграция в международное пространство приводит к тому, что возникает естественная необходимость в реформировании традиционного образования согласно современным требованием времени. Другими словами глобализация современного общества, то есть интеграция экономик и обществ во всем мире, сопровождающаяся эпохой развития компьютерных, цифровых технологий, что подталкивает к информатизации и сферы образования. Научно-технический прогресс не обошел стороной и сегодняшнее поколение, поколение «digital natives» (цифровых аборигенов). Сегодняшнее поколение ожидает, что образовательные учреждения должны в значительной степени соответствовать их ожиданиям и потребностям в обучении, и настаивает на цифровизации учебной программы [19]. Поэтому необходимость интеграции в образовательных учреждениях новых информационных технологий является приоритетным направлением в модернизации современного образования. Сейчас, продуктивное усвоение знаний невозможно без умения пользоваться информацией. Умение получать информацию является одним из компонентов функциональной грамотности современного человека.

Информатизация образования предусматривает такие аспекты развития как глобализация образования, системность процесса обучения, процесса адаптации, мониторинг и разработка приемлемых, продуктивных образовательных технологий (включая комбинированные методы обучения), целостность непрерывного образования, доступ к информационным ресурсам и наглядность информации [7; 14; 22].

При этом немало важная роль отводится иностранным языкам в качестве связующей составляющей в процессе интеграции в международное пространство, то есть языкам международного общения. Исторически сложилось, что английский  язык  занимает  первостепенную  позицию среди изучаемых языков по всему миру. Изучение иностранных языков (в частности английский) на современном этапе развития информационного общества приобретает особый характер. Новые условия жизни радикально изменили задачи подготовки специалистов. Современному обществу требуются уже не просто специалисты, получавшие лишь только профессиональные знания и навыки определенных профессий, а гораздо шире – специалисты, владеющие компьютерной грамотностью и информационной культурой, а также с хорошим знанием иностранных языков, способных к международному и межкультурному общению. В настоящее время спрос на таких специалистов, обладающих профессиональной мобильностью в рамках меняющихся экономических условиях, только лишь увеличивается.

Сегодня, основной задачей нашего государства – это адаптация национальной системы образования к цифровой трансформации системы подготовки высококвалифицированных специалистов для различных сегментов экономики путем активного и эффективного использования инновационных образовательных технологий в профессиональном образовании, что открывает большие возможности для приумножения багажа профессиональных знаний и компетенций, что и обуславливает актуальность исследования.

В зарубежной научной литературе, информатизация образования рассматривается как современная область педагогической науки, включающая в себя подсистемы образования и совокупность психолого-педагогических, социальных, физиологических, технических, научно-практических исследований, что создает определенный тип целостности, обеспечивающий образовательную сферу (А. С. Петрова, Ваграменко, Б. Андерсен, А. С. Коломейченко, Ю. С. Зверева, И. Гевко, И. Г. Захарова, С. П. Новиков,                 С. Пайперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.). В данном контексте некоторые ученые понятие информатизация образования трактуют как процесс развития новых форм обучения сопровождающихся разработкой и практического внедрения современных методологий обучения с расчетом наилучшего использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогические цели обучения    [9; 11; 20].

Анализ последних исследований показывает, что эффективность данного процесса в системе образования очевиден. Процесс инициирует. Авторы схожи во мнении, что информатизация образования позволяет в первую очередь улучшать механизмы управления образовательной системой, то есть системность, электронная база данных, включая научную и учебную информации, информационно-методические материалы, гибкость, возможность непрерывного образования (Online Classroom, Virtual Classroom), широкий доступ интернет ресурсам и визуализация информации. Во-вторых, это неизменность совершенствования методологии и стратегии выбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания. В-третьих, процесс с помощью разработанных методических систем обучения позволяет решать задачи развития личности обучающегося, раскрытию его интеллектуальных способностей, формирование умений самостоятельно приобретать знания, проводить информационно-обучающие, опытно-исследовательскую деятельность, различные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. В-четвертых, данное развитие позволяет создавать и использовать компьютерные тестирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучающихся [11; 20; 21].

Таким образом, обобщая, информатизация образования - это неизбежный процесс модернизации системы образования, согласно требованию времени, предусматривающая как реформирование педагогической составляющей, так и систему управления образованием, путем внедрения и практического применения современных информационных средств и технологий как результат научно-технического прогресса.

Согласно выше изложенного, тенденция развития информатизации образования предусматривает не только обмен и обработку информации, но и активное внедрение мультимедийных технологий (компьютерных) как средство обучения. Данные технологии позволяют расширить и разнообразить содержания материала, а именно возможность комплексного применения различных видов текстовой, графической, речевой информации, поддерживая и сопровождая видео-, аудио  эффектами, возможность использования анимации, вставлять и извлекать фото, рисунки, дополнительную информацию. Именно наглядность, красочное представление материала (визуализация), звуковые эффекты формируют мультимедийное восприятие мира [10; 16].

Активное использование информационных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса. Повышают её эффективность, а также способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, помогает более глубокому пониманию материала, стимулирует развитие критического, аналитического мышления, приучает к работе с разными источниками информации, формирует навыки самостоятельного приобретения знаний, повышают мотивацию обучения. Данные технологии предоставляют возможность сделать сложный учебный материал более доступным для понимания и запоминания [4].

Что касается изучения иностранных языков, то основной целью обучения является формирование и развитие речевых навыков (навыков общения), свободное владение иностранным языком, при котором использование информационных технологий является оптимальным подходом в обучении.

О. В. Кисель с соавторами [12] считает, что сегодня, применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) является важной составляющей при обучении различным аспектам иностранного языка. Это важная часть профессии преподавателя, которую он может использовать для облегчения обучения иностранному языку. Описывая процесс обучения иностранному языку с использованием ИКТ, следует использовать термин «интеграция».  Использование ИКТ в образовательном процессе при изучении иностранного языка в сочетании с традиционными способами преподавания может повысить степень эффективности обучения.

Актуальность и эффективность применения ИКТ, в частности мультимедийных технологий в языковом обучении поддерживается многими авторами (Е. А. Должич, О. В. Бондаренко, Т. В. Рябова, О. В. Кисель, Т.А. Дунаевская, Ю. Н. Дрешер и другие). Авторы схожи во мнении, что использование современных мультимедийных технологий является важной составляющей современной образовательной деятельности. Обеспечивая процесс обучения инновационными техническими средствами, позволяет расширить содержание учебного материала по сравнению с традиционными технологиями, повышая эффективность восприятия и усвоения учебного материала. Такие средства обучения, упрощают поиск информации, способствуют глубокому пониманию языковых особенностей и их процессов, поддерживают интенсификацию учебно-воспитательного процесса, оптимизируют контроль и самоконтроль в освоении учебного материала, что значительно облегчает работу преподавателя и развивает самостоятельность обучающихся, формируют учебную мотивацию, что, безусловно, важно при обучении иностранному языку. [5; 15; 16]. Применение мультимедийных средств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в учебном процессе, обеспечивая при этом дифференциацию обучения с учётом их привязанностей, способностей и уровня подготовки. Действительно, на практике мы видим, что изучение иностранных языков с помощью компьютерных программ вызывает большой интерес у студентов. Кроме того, мультимедийные средства позволяют педагогу корректировать учебные планы, исходя из интересов и возможностей студентов, что является преимуществом, как для обучающегося, так и для преподавателя. Данные технологии намного облегчают работу педагога в обучении иностранным языкам, помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. Другими словами, освобождает от рутины (бумажная работа), большой выбор содержания материала, эффективность в технике подачи материала, обеспечивает мобильность, гибкость, облегчает процедуру проверки знаний. Но следует помнить, что привлечение информационных технологий следует рассматривать не как саму цель, а как одну из пути активизации творческого развития личности и не может полностью заменить традиционные методы и приемы обучения [21].

Мы согласны с мнением Ю.Н. Дрешер, в том, что мультимедийные обучающие технологии – «это совокупность технических обучающих средств (ТСО) и дидактических средств обучения — носителей информации (ДСО)» [6]. Продолжая мысль, хотелось бы отметить, что компьютеризация обучения, является лишь одной из современных форм обучения в рамках образовательных технологий, а мультимедийные обучающие технологии нужно воспринимать как с помогающие технические средства обучения. Нужно понимать, что компьютерные технологии в процессе обучения это только лишь робототехника в руках педагога. Человеческий фактор остается первостепенной составляющей любого процесса обучения. Продуктивность в обретении знаний всегда будет зависеть от психолого-педагогических условий сопровождения учебного процесса независимо от выбранных вами образовательных технологий, будь то современные или традиционные.

Создаваемый столетиями метод преподавания как фундаментальное начало процесса получения знаний используемый в системе образования всего человечества заняла свое определенное место в развитии общества. В своем «эволюционном» развитии структура (костяк) метода преподавания не претерпело особых изменений. Менялась лишь оболочка или внешняя форма преподавания (условия, формы, способы, подходы, механизмы, средства, техника подачи материала) согласно определенного периода (эпохи) своего развития.

Педагогический опыт показывает, что при изучении иностранных языков в неязыковых вузах существует проблема мотивационно-эмоционального дефицита. Факторы и обстоятельства, объясняющие данное явление, множество, но одной из основных причин является низкая мотивация [1]. Большинство образовательных технологий не учитывают особенности формирования мотивации и не обеспечивают условий её развития. Многие исследователи в данной сфере привержены мнения, что результативность обучения, без всяких сомнений, зависит от мотивации. Потому, что только положительная, устойчивая мотивация в полном своём значении способна раскрывать и побуждать внутренние силы учащихся, где даже слабый студент способен думать и творить. Мотивация - это внутренняя состояние, которое пробуждает, направляет и поддерживает поведение [23]. В контексте, которого главной задачей мотивации является способность к максимальному раскрытию внутреннего побуждающего потенциала личности студента [18]. Другими словами, добиться эффективных результатов в языковом обучении или предметной компетенции невозможно без определенных психолого-педагогических условий. Сегодня, актуальность применения личностно ориентированного деятельного подхода в образовательной среде не вызывает сомнений. Именно личностно-ориентированная направленность обеспечивает условия для реализации потенциальных возможностей и способностей личности. То есть данный подход также способен поддержать и даже повышать мотивацию в учебном процессе. Следовательно, применение современных образовательных технологий в то же время является и средством формирования положительной мотивации у обучающихся, что является базовым началом любого процесса обучения. Результат обучения, прежде всего, зависит от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Другими словами, только мотивация способна вызвать целенаправленную активность человека [1]. В данном контексте мы понимаем, что применение современных технологий обучения благоприятствует созданию определенных педагогических условий, способных оказывать положительные воздействия на мотивацию учебного процесса в целом. Эмпирические исследования показывают, что любое обучение, учебный процесс, не зависимо от выбранной технологии обучения (формы, методы, подходы, способы, механизмы и т.д.) должно сопровождаться эмоционально-мотивированным полем, то есть присутствием положительных эмоций, следствием которого формируется устойчивая положительная мотивация, как к предмету, так и к учебному процессу в целом [2]. В своих трудах, такие ученые как И. П. Павлов, Ю. М. Конорски, П. К. Анохин, И. С. Бериташвили, рассматривают эмоции и мотивацию как одно целое. По мнению ученых, данные явления проявляются единой драйв-системой, эмотивной или мотивационной. Другими словами эмоциональное состояние лежит в основе мотивационной. Схожего мнения придерживается и П. К. Анохин, полагая, что отрицательное эмоциональное состояние способно мобилизовать организм на удовлетворение определенных потребностей, где положительные эмоции являются конечным поддерживающим фактором [3]. Существуют и другие точки зрения относительно вышеизложенного. Например, исследователи П. Т. Янг, А. В. Вальдман, П. В. Симонов, А. Н. Леонтьев, Е. Ильин различают эти понятия. П.Т. Янг полагает, что эмоция не является результатом внутри организменных изменений, побуждающих к удовлетворению потребности. П. В. Симонов же выделяет эмоции как отдельный механизм, участвующий в регуляции поведения, а по А. В. Вальдману эмоции вызываются преимущественно внешними, в то время как мотивы - преимущественно внутренними стимулами; мотивационное поведение, в отличие от эмотивного, носит организованный характер [3]. К. Э. Изард утверждает, что эмоция это как что-то, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и деятельность человека в определённое русло. Эмоция мотивирует. Именно эмоции управляют мыслительной и физической активностью индивида под воздействием внешних факторов. Эмоции способны регулировать наше восприятие и в нужный момент (момент аффекта) сконцентрироваться в определённом направлении, мобилизовать внутреннюю энергию, и побудить субъекта к совершению действия [8].

Таким образом, несмотря на различие толкований, относительно данных понятий они схожи в одном, конечный результат – побуждение к удовлетворению потребности индивида. Следовательно, любой процесс обучения не должен ограничивается лишь выбранной образовательной технологией, пусть даже самой современной, так как эффективность применения данных технологий будет зависеть в первую очередь от условий психолого-педагогического сопровождения. Другими словами это психолого-педагогическая составляющая одного большого процесса обучения.

В своей работе М. Г. Яновская выделяет основной компонент сопровождения эмоционально-ценностной технологии в учебном процессе это «эмоциональное стимулирование». Автор выделяет следующие стимулы: проблемно-поисковый, эмоционально-образный, игра, соревнование, оценочно-рефлексивный [17, с. 111]. Безусловно, это хороший педагогический инструментарий в руках квалифицированного педагога, но чтобы создать эти стимулы, необходима «кнопка» запуска целостной динамической системы, то есть «эмоциональный эффект». «Эмоциональный эффектэто датчик эмоционально-пускового механизма, сигнал побуждения к регуляции психической деятельности и поведения индивида к определённым действиям, направленных на решение собственных потребностей» [2, с. 25]. Используя эмоциональный эффект мы запускаем эмоционально-пусковой механизм, то есть систему включающая в себя такие понятия как: «положительные эмоции», «эмоциональный фактор», «эмоциональное стимулирование», «эмоционально-ценностный подход», «эмоциональный интеллект», «эмоциональная мотивация». Механизм стимулирует рефлекторные рецепторы, превращение стимулов внешней и внутренней среды в нервный импульс обратной связи, в результате чего мы получаем «эмоциональный отклик» (адекватная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека и сопровождается способностью гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего среды, то есть синтония, что означает эмоциональное созвучие или созвучность с окружением.

Таким образом, наши исследования [1; 2] лишь подтверждают необходимость сопровождения учебного процесса особыми психолого-педагогическими условиями как неотъемлемая часть (внутренне составляющая) любой образовательной технологии. Напомним по отдельности каждую составляющею.

Одним из важных психолого-педагогических условий сопровождения учебного процесса это личность педагога. Любовь к знаниям приходит через любовь к преподавателю. Интерес к личности преподавателя есть главный элемент в активизации интереса к предмету. Важной особенностью преподавателя является умение найти свой уникальный подход в обучении к каждому из его студентов. Педагог должен быть хорошим психологом, чтобы уметь вовремя увидеть, раскрыть, поддержать, заинтересовать, помочь и уберечь, учитывая индивидуальность учащихся (потребность в языке, ментальность, уровень развития и личные особенности). Быть творческой личностью, импровизатором. Ему необходимо найти изюминку своего индивидуального алгоритма в построении урока, учитывая естественные и искусственные факторы противостояния.

Следующим звеном психолого-педагогических условий сопровождения учебного процесса является «среда эмоциональной гармонии». «Среда эмоциональной гармонии учебного процесса – это эмоциональная система, при которой физические, психические и духовные стороны обучающихся достигают полного равновесия, наивысшей целостности процесса самоорганизации, педагогической комфортности учебного процесса» [2, с. 26]. Нужно понимать, что главным субъектом учебного процесса является студент. Поэтому преподавателям нужно приложить немалые усилия к тому, чтобы студент был главным действующим лицом на занятии, чувствовал себя комфортно и свободно, принимая активное участие в решении поставленных задач.

Последним, немаловажным условием формирования мотивации в рамках эмоционально-целостной динамической системы является содержание обучения + техника подачи материала. Содержание обучения определяют и формируют дальнейшие мотивы учащихся, поддерживают стимулы на весь период обучения. Именно материалы проблемного содержания, (постановка познавательных задач), творческого характера, то есть тематические дискуссии, деловые и ролевые игры, творческие конкурсы, состязательность деятельности и другие создают эмоционально окрашенные условия в учебном процессе. Содержание должно носить не только продуктивный, но и репродуктивный, интерактивный характер, с эвристической и эмпирической окраской.

В последнее время с развитием компьютерных, цифровых технологий происходит подсознательная переориентация отношений к учебно-познавательной деятельности человека. Выросла зависимость человека от электроники (цветные изображения реклам, телевидения, компьютерные технологии, гаджеты и т.д.). Поэтому при разработке урока необходимо учитывать этот фактор. В данном случае мы можем использовать технологическую зависимость учащихся во благо обучения. Принять технологическую зависимость как «эмоциогенный  фактор» в технике подачи материала. Данный подход нужно принимать не как недостаток, а как положительный субстрат. Втягивание в урок происходит автоматически. Используя интерактивные и мультимедийные компьютерные технологии, что придает возможность создать красочные, яркие, широкоформатные презентации, с использованием соответствующих выбранной теме анимации и видеороликов только повышает эмоциональный фактор учебного процесса. Запуск механизма эмоционального стимулирования путем «технического» эмоционального эффекта. Другими словами техника подачи материала.

Что касается дидактической стороны применения данных технологий, то они способны максимально оптимизировать психическую нагрузку обучающихся, активировать их познавательную деятельность, направлять и контролировать обучение, обуславливать планомерное обучение в организации учебной деятельности, становясь эффективным и действенным методом интенсификации учебного процесса [15].

В данном контексте, хотелось бы отметить, что в эпоху цифровой экономики, информатизации общества, владение цифровыми технологиями является важным навыком для любого современного специалиста, а для работников сферы образования является настоятельной необходимостью. Именно информационно технологическая компетентность педагога обуславливает эффективность в организации учебного процесса.

Таким образом, обобщая выше изложенное, мы можем уверено говорить, что грамотное применение информационных технологий в образовательном процессе позволяет выполнять одновременно обучающую, познавательную, воспитывающую, развивающую и мотивирующую функции.

В заключении, хотелось бы отметить, что, несмотря на все плюсы использования электроники (информационных технологий), человеческий фактор остается в приоритете. Первый человеческий фактор это сам педагог, его личность. На занятиях он ведущая фигура, консультант, собеседник, отец, то есть учитель с большой буквы. Так, исследователь Е. А. Худинша в своей работе отмечает, что применение мультимедийных средств не заменят традиционный метод общения (живого общения), который позволяет преподавателю и обучающемуся взаимодействовать друг с другом больше, посредством жестов, мимики и эмоций [16, с. 156]. Второй фактор, это сам обучающийся, его личность. То есть его интересы, отношение, воспитание, восприятие, особенности и способности. Поэтому учитывая привычные (выработанные) или классические процессы познания, то есть психофизиологические особенности восприятия и работы головного мозга человека не позволяют полностью отказаться от традиционных методов обучения (особенно в языковом). Например, один из методов запоминания слов – «заучивание», обучение письму – техника письма и т.д. Таким образом, применение компьютерных технологий в учебном процессе следует рассматривать как вспомогательные средства обучения в рамках современной формы обучения.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что наши исследования и исследования других учёных по данной тематике имеют общую точку соприкосновения во мнении, что оптимальное соотношение традиционных и инновационных образовательных технологий в языковой подготовке позволит значительно преобразить образовательный процесс. И любая технология обучения требует особые психолого-педагогические условия сопровождения учебного процесса, способные оказывать положительное воздействие на формирования и поддержания положительной учебной мотивации на весь период обучения.


Список литературы

1. Аманов М. Э. Феномен мотивации при изучении иностранных языков как объект педагогического исследования //Проблемы современной науки и образования. 2017. №. 38 (120). С. 45-52.
2. Аманов М. Э. Эмоциональный эффект как фактор формирования мотивации в организации учебно-образовательного процесса //Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. №. 4 (67). С. 21-30.
3. Батуев А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для вузов. - 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство Питер, 2012. 316 с.
4. Бондаренко О. В. Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26397 (дата обращения: 26.09.2022).
5. Должич Е. А., Дмитриченкова С. В., Санчес П. Й. Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку //Современные проблемы науки и образования. 2020. №. 3. С. 75-75.
6. Дрешер Ю. Н. Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе. Казань: Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр, 2006. С. 1-5. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2007/cd/153.pdf (дата обращения: 20.09.2022).
7. Игнатьев С. А. и др. Экономические аспекты информатизации образовательных технологий //Наука и инновации: исследование и достижения. 2019. С. 23-28.
8. Изард К.Э. Психология эмоций: пер. с англ. СПб.: Издательство Питер, 2008. 464 с.
9. Зверева Ю. С. Информатизация образования // Молодой ученый. 2016. № 6.3. С. 23-26. URL: https://moluch.ru/archive/110/27234 (дата обращения: 19.09.2022).
10. Князева Г. В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях //Вестник Волжского университета им. ВН Татищева. 2010. №. 16. С. 77-95.
11. Колосницына Н. Б. Информатизация в образовании: проблемы и перспективы //Пермский педагогический журнал. 2019. №. 10. С. 63-66.
12. Кисель О. В., Зеркина Н.Н., Босик Г.А. Применение ИКТ при обучении различным аспектам иностранного языка. Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-1. С. 151-155.
13. Мендель В. В., Тринадцатко О. А. Аспекты использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе //Современные проблемы науки и образования. 2020. №. 2. С. 176-176.
14. Петрова А. С., Афанасьева Ю. В., Левкина Н. Н. Информатизация образования: проблемы и перспективы //Интерактивная наука. 2017. №. 21. С. 39-41.
15. Рябова Т. В., Торосян С. Г. Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения иностранному языку //Гуманитарный научный вестник. 2020. №. 5. С. 109-114.
16. Худинша Е. А. Мультимедийные средства как способ повышения качества знаний обучающихся в обучении иностранному языку //Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2020. Т. 3. №. S. С. 154-157.
17. Яновская М. Г. Эмоциональное стимулирование как педагогическая технология образовательного процесса //Вестник Вятского государственного университета. 2007. №. 18. С. 109-116.
18. Gardner R. C. Attitudes and Motivation in Second Language Learning / R.C. Gardner, W.E. Lambert. Rowley, Mass: Newbury House, 2012. 316 p.
19. Glava C., Baciu C. Premises of the educational implementation of information and communication technologies //Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 209. С. 3-8.
20. Gorokhova N. V. Informatization of education //Espacios. 2018. Т. 39. №. 20. С. 6-6.
21. Hevko I. Information technologies in education: opportunities and negative consequences //Journal of Education, Health and Sport. 2019. Т. 9. №. 1. С. 69-77.
22. Qizi U. S. B. Digitization of Education at the Present Stage of Modern Development of Information Society //The American Journal of Social Science and Education Innovations. 2021. Т. 3. №. 05. С. 95-103.
23. Woolfolk A. Educational Psychology. (14th ed.), New York, NY: Pearson Education, 2018. 768 p.

Расскажите о нас своим друзьям: