Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №09 (74) Сентябрь 2022

УДК 159.9.072.43

Дата публикации 22.09.2022

Лидерский потенциал курсантов образовательных организаций МВД России

Кустов Петр Васильевич
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств, Санкт-Петербургский университет МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург, kustov_pv1955@mail.ru
Науменко Станислав Васильевич
кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки и прикладных единоборств, Санкт-Петербургский университет МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург, stas_n1979@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальному вопросу мониторинга лидерского потенциала младшего начальствующего состава в рамках морально-психологического обеспечения учебно-служебной деятельности курсантов вузов МВД. Авторы на основе анализа специфики управленческой деятельности младших командиров разработали анкету экспертной оценки заместителей командиров взводов и командиров отделений, которая может быть использована как инструмент для мониторинга и своевременной коррекции успешности командиров.
Ключевые слова: младший начальствующий состав, младшие командиры, управленческая деятельность, экспертная оценка, профессионально-важные качества.

Development of leadership potential of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Kustov Petr Vasilievich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Physical Training and Applied Martial Arts, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, St. Petersburg
Naumenko Stanislav Vasilievich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Training and Applied Martial Arts, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russian Federation, St. Petersburg

Abstract: The article is devoted to the topical issue of monitoring the leadership potential of the junior commanding staff within the framework of the moral and psychological support of the educational and service activities of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs. Based on the analysis of the specifics of the managerial activities of junior commanders, the authors developed an expert assessment questionnaire for deputy platoon commanders and department commanders, which can be used as a tool for monitoring and timely correction of the success of commanders.
Keywords: junior commanding staff, junior commanders, managerial activity, expert assessment, professionally important qualities.

Правильная ссылка на статью
Кустов П.В., Науменко С.В. Лидерский потенциал курсантов образовательных организаций МВД России // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (74). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/liderskij-potentsial-kursantov-obrazovatelnykh-organizatsij-mvd-rossii.html (Дата обращения: 22.09.2022)

В образовательных организациях МВД России младшие командиры представляют собой важное управленческое звено в учебно-строевых подразделениях. От управленческой компетентности заместителей командиров взводов и командиров отделений во многом зависит успешность достижения основных целей, как в учебе, так и в службе, отдельного взвода,  и в целом складывается эффективность образовательной деятельности вуза МВД России.

Заместители командиров взводов и командиры отделений являются  младшим начальствующим составом, именно поэтому традиционно в правоохранительных органах, также как в вооруженных силах, их стали называть «младшими командирами». 

К основным задачам младшего  начальствующего состава  относятся управление коллективом учебной группой, в том числе, контроль над выполнением курсантами своих учебно-служебных обязанностей, обеспечение соблюдения установленного распорядка дня личным составом, распределение нарядов и служебных задач, расстановка при несении службы по охране общественного порядка, осуществление индивидуальной воспитательной работы с курсантами с низкими показателями успеваемости и служебной нормативности с целью своевременного оказания помощи по повышению эффективности деятельности и профилактики социально-психологической дезадаптации. Важно, что от того насколько выбранный  стиль руководства младших командиров соответствует уровню развития коллектива и актуальным учебно-служебным задачам во многом зависит успешность совместной деятельности, морально-психологический климат и характер межличностных взаимоотношений в курсантских подразделениях [1].  

Различные вопросы организации работы с младшим начальствующим составом нашли свое отражение в работах Ю.А.Кравцовой, С.С.Астаховой, О.В.Евтихова, В.Ю.Рыбникова, М.И.Марьина, В.Е.Петрова, А.Ф.Караваева, А.В.Резепина и т.д.

Многие исследователи подчеркивают необходимость целенаправленной подготовки младших командиров. С точки зрения Ю.А.Кравцовой и С.С.Астаховой, «реальность требует, чтобы с курсантами, выполняющими обязанности младшего начальствующего состава, проводилось специальное обучение, занятия, направленные  на развитие профессиональных компетенций, необходимых для успешного и эффективного выполнения их функций» [3, с.5].

О.В.Евтихов считает, что основой правомочности отдачи приказов своим же сверстникам  является личный авторитет в коллективе учебного взвода и лидерский статус в группе. Как показывает практика, командиры, обладающие неформальным лидерством более успешны в осуществлении управленческих функций [2, с.76].

Младший командир должен обладать определенными личностными и организаторскими качествами, которые обеспечивают эффективность управленческой деятельности. Как правило, рекомендации по подбору на должности младших командиров учебно-строевых подразделений университета формируются еще на этапе поступления, а именно по результатам профессионального психологического  отбора [4].

По результатам вышеперечисленных мероприятий составляется список курсантов, включенных в резерв на должность младшего командира учебного взвода. При включении в резерв обязательно учитываются не только особенности личностно-мотивационной сферы личности, но и наличие опыта организаторской деятельности в школе или ином учебном заведении. В приоритетном порядке на данные должности рассматриваются выпускники военных училищ как более осведомленные о специфике учебы в системе МВД России.

В рамках морально-психологического обеспечения особое внимание уделяется психологической подготовке младших командиров, целью которой является выработка у курсантов психологических знаний и умений, готовности к успешному преодолению психологических трудностей, возникающих в процессе учебной, служебной и управленческой деятельности; повышение эффективности выполнения младшими командирами своих должностных обязанностей в штатных и экстремальных условиях служебной деятельности.

С целью мониторинга эффективности управленческой деятельности  курсантов (слушателей), исполняющих обязанности заместителей командиров учебных взводов и командиров отделений была разработана анкета экспертной оценки младших командиров. Данное анкетирование рекомендовано проводить на 1 и 2 курсе 1 раз в семестр, а на более старших курсах можно использовать краткий вариант опросника. Анкета содержит 33 показателя, по которым необходимо оценить профессионально важные качества командира. Предложенные показатели сформированы в шесть блоков, а именно интеллектуальные и  познавательно-прогностические качества; мотивационная направленность на выполнение учебно-служебных и управленческих задач; коммуникативные качества, степень сформированности навыков делового общения; лидерские качества и уровень развития основных организаторских способностей; эмоционально-волевые качества; степень авторитета в коллективе учебного взвода.

Респондентам предлагается оценить командиров своего учебного взвода по пятибальной системе: 5 баллов – указанное качество ярко выражено и сформировано на высоком уровне; 4 балла – качество выражено сильнее, чем у других курсантов учебного взвода, что соответствует уровню – выше среднего; 3 балла – у командира средний уровень выраженности оцениваемого качества;  2 балла – качество выражено значительно слабее, чем в среднем у других; 1 балл – данным качеством командир не обладает, и оценить его не представляется возможным.

На основании полученных результатов анонимного анкетирования определяется рейтинг каждого младшего командира учебного взвода. Данный рейтинг на основе экспертного оценивания принимается в расчет при аттестации курсантов, исполняющих обязанности младших командиров.

В октябре 2021 года было проведено анонимное анкетирование курсантов 2 курса очной формы обучения вуза МВД России с целью оценки профессионально важных качеств младших командиров. В качестве экспертов выступили 90 курсантов трех учебных взводов, которые оценивали 3 заместителей командира взвода и 9 командиров отделений. Сниженные показатели были зафиксированы у 5 командиров отделений и одного заместителя командира взвода. С данными командирами был проведен цикл занятий, направленный на формирование качеств успешного командира, который состоял из трех тематических модулей.

Первый модуль был направлен на формирование у курсантов знаний о профессионально важных качествах руководителя, а также на создание индивидуального плана развития данных качеств. В рамках консультирования с каждым командиром были обсуждены результаты экспертного оценивания и выявлены основные трудности, которые снижают продуктивность управленческой деятельности. Второй блок занятий был направлен на формирование и развитие основных управленческих компетенций: специальные коммуникативные способности и навыки организации личного состава при выполнении повседневных задач. Третий блок был посвящен закреплению успешных алгоритмов управленческой деятельности при помощи их отработки в рамках моделирования типичных ситуаций учебно-служебной деятельности. Каждый блок включал в себя 2 занятия.

В декабре 2021 года было проведено повторное анкетирование и выявлена положительная динамика в среднем рейтинг вырос на 1,5 балла.

Таким образом, целенаправленная  подготовка младших командиров позволяет повысить не только личную эффективность отдельных курсантов из числа младших командиров, но и способствует формированию и развитию курсантских коллективов, установлению в них благоприятного социально-психологического климата, повышению нормативности учебной и служебной деятельности переменного личного состава образовательного учреждения. Такие тематические факультативы подразумевают проведение дополнительных обучающих занятий с младшими командирами по морально-психологической, служебной и строевой подготовке. К проведению подобных занятий привлекаются психологи, сотрудники воспитательного аппарата, руководство факультетов, курсовые офицеры, преподаватели-кураторы, а также младшие командиры старших курсов, обладающие высоким деловым и психологическим статусом в своих учебно-строевых подразделениях.


Список литературы

1. Евдокимов А. С. Методическое обеспечение подготовки младшего начальствующего состава в образовательном процессе вуза МЧС России: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2018. - 29 с.
2. Евтихов О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов при интеграции учебно-воспитательной и профессионально-служебной деятельности в образовательном учреждении МВД России: дис. … д-ра пед.наук. Красноярск, 2021. – 401 с.
3. Кравцова Ю.А., Астахова С.С. Организация психологической работы с младшим начальствующим составом: учебно-методическое пособие. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2011. – 116 с.
4. Мигунова Ю. С. Социально-психологические детерминанты служебной деятельности младшего командного состава (на материале учебных подразделений вузов МЧС России): автореф. дис. … канд. псих. наук. Ярославль, 2018. - 26 с.

Расскажите о нас своим друзьям: