Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023

Дата публикации 21.06.2023

Психолого-педагогические условия развития ситуативно-делового общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Примочкина Анастасия Игоревна
Студентка 4 курса, специальности Дошкольное образование, Филиал СГПИ в г. Ессентуки
Научный руководитель Базикалова Ю.В.
Филиал СГПИ в г. Ессентуки

Аннотация: В данной статье рассматриваются психолого-педагогические условия для развития ситуативно-делового общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Было отмечено, что игра является одним из наиболее эффективных способов развития навыков социального общения, сотрудничества, решения проблем и разговора между детьми.
Ключевые слова: речь, коммуникативные навык, дошкольный возраст, социализация, общение, игра.

Psychological and pedagogical conditions for the development of situational and business communication of preschoolers in the process of game activity

Primochkina A.I.
4th year student, specialty Preschool education Branch of SGPI in Essentuki
Scientific adviser Bazikalova Yu.V.
Branch of SGPI in Essentuki

Abstract: This article examines the psycho-pedagogical conditions for developing situational and business communication skills among preschoolers aged 5-6 years during play activities. It is noted that play is one of the most effective ways to develop social communication, teamwork, problem-solving, and dialogue skills among children.
Keywords: speech, communication skills, preschool age, socialization, communication, game.

Правильная ссылка на статью
Примочкина А.И. Психолого-педагогические условия развития ситуативно-делового общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-situativno-delovogo-obshheniya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-igrovoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 21.06.2023)

Изучение психолого-педагогических условий, которые способствуют формированию ситуативно-делового общения в процессе игры, представляет значимость для современной педагогической теории. В итоге правильная организация игры позволит развивать коммуникативные навыки детей, улучшать взаимодействие, формировать умения решать задачи и работать в команде, что станет отличной подготовкой для будущей жизни. Дети старшего дошкольного возраста находятся в процессе активного развития своих социальных и коммуникативных навыков, а игровая деятельность является важной составляющей данного процесса. Игры, предлагающие детям возможность опробовать их навыки по взаимодействию в различных ситуациях со сверстниками и взрослыми, становятся главной площадкой по развитию ситуативно-делового общения.

Ситуативно-деловое общение представляет собой взаимодействие участников на основе определенной цели, задачи или действия. Развитие этого вида общения у детей является важным психолого-педагогическим условием и может происходить в процессе игровой деятельности.

Ребёнок, находящийся в дошкольном возрасте, является социальным субъектом, следовательно, уже с раннего возрасте учится адаптироваться к жизни в обществе, переживая высокую потребность в социальном взаимодействии не только внутри семьи, с которой начинается «непростой путь длиною в жизнь», но и со сверстниками, встречающимися в первые и последующие годы его обучения в дошкольном образовательном учреждении и, впоследствии, при поступлении в первый класс. Общаясь между собой, дети испытывают общность между друг другом и понимают принадлежность к одной социальной группе. По мнению кандидата педагогических наук МГУ им. М. В. Ломоносова О. А. Комаровой, «причины формирования негативных личностных черт современного дошкольника во многом обоснованы не только влиянием социально-экономических факторов в целом, но и большой занятостью современных взрослых, которые много времени проводят на работе, а в домашних условиях часто не общаются со своими детьми, взамен предлагая им посмотреть мультфильмы, найти себе занятие в планшете, компьютере. Проблема сегодняшних родителей состоит также в низком уровне игровой культуры. Они не умеют и не знают, как играть с детьми в традиционные сюжетно - ролевые игры, не осознают их ценности для гармоничного развития ребёнка, и поэтому крайне важной задачей является организация просветительской деятельности педагога с семьей по данной проблеме [2, с. 19].

Уместно подчеркнуть, что за развитие у ребёнка коммуникативных навыков в рамках социального взаимодействия отвечают взрослые, так как именно с них он берёт пример, имитирует их поведение и другие качества, подражает в осуществлении нравящейся ему деятельности и посредством взаимодействия познаёт окружающий мир и предметы. Феномен данного вопроса стоит во главе угла научно-исследовательских предпочтений у современных педагогов и психологов. Это связано с тем, что в период взросления формируется личность ребёнка с характерными признаками и свойствами. Ограниченно развитые социально-коммуникативные способности подчас замедляют не только процесс адаптации в коллективе, но и развитие самого ребёнка. Дошкольный возраст принято характеризовать с точки зрения «фактического складывания личности» [3, с. 89].

Согласно психолого-педагогическим исследованиям, развитие детского общения связано с развитием их мышления и взаимодействия. В игровой деятельности, как правило, дети учатся познавать окружающий мир, развивать свои коммуникативные навыки и формировать для себя полезные социальные связи. Кроме этого, в процессе ситуативно-делового общения дети старшего дошкольного возраста учатся не только решать конкретные задачи, но и развивать свои интеллектуальные и социальные компетенции. Особенности ситуативно-делового общения заключаются в том, что уровень формирующейся самооценки играет наибольшую роль, поскольку дети этого возраста могут определять и осознавать свои личностные качества, формировать своё «Я» и обозначить своё место в окружающей социальной среде.

Результаты психолого-педагогических исследований красноречиво гласят, что от целевого формирования навыков общения ребёнка со сверстниками и взрослыми, а также от его качества и интенсивности, зависит формирование неотчуждаемых качеств вроде мышления, речи, памяти, воображения и эмоциональных переживаний (отрицательных и положительных). Другими словами, благодаря регулярному общению ребёнок познаёт себя и других, учится быть наравне со всеми и избегать социально-адаптивной отрешённости.

Особенности психолого-педагогических условий для развития ситуативно-делового общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности могут включать следующее:

1. Адаптация игрового пространства под интересы и возможности детей. Важно, чтобы игры отвечали возрастным особенностям и потребностям детей. Например, игры, в которых дети могут выразить свои интересы и фантазии, развивают их творческие способности и воображение.

2. Усиление роли взрослого в организации игры. Взрослый играет важную роль в организации игры, предоставляя детям возможность выбора и осуществляя поддержку в развитии навыков социального общения и решения проблем.

3. Применение разнообразных форм Взаимодействия между детьми. В исследованиях было выявлено, что разнообразие форм взаимодействия в игровых ситуациях способствует развитию коммуникативных навыков, включая межличностное общение, эмпатию и адекватность общения.

4. Создание благоприятного психологического климата. Особое внимание следует уделять созданию атмосферы доверия и уважения, чтобы дети чувствовали себя комфортно и свободно выражали свои идеи и мысли.

5. Постоянный отклик и обратная связь. Обратная связь на результаты и признание действий участников обогащают опыт решения проблем, помогают сформировать понимание необходимых навыков и развивают социальную ответственность у детей.

Кроме того, достижения в комплексной программе должны быть организованы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, с учетом его интересов и возможностей.

Советские ученые в области психиатрии и психологии В. Н. Мясищев и Б. Г. Ананьев резюмируют, что «хорошие отношения со сверстниками формируют у ребёнка такие качества, как доброту, отзывчивость, а конфликтные отношения – отчуждённость, грубость, скрытность, агрессивность в поведении. Все эти черты, сложившиеся в дошкольном возрасте, имеют тенденцию впоследствии сохраняться и трудно поддаются перестройке» [5, с. 5].

Во-первых, на начальном этапе коммуникативной адаптации ребёнка, когда он не умеет членораздельно выговаривать слова и преобразовать в целые синтаксические и грамматические конструкции, является его подвижные жесты, несущие смысловые нагрузки, понятные и взрослому.

Во-вторых, развиваясь и приобретая новые коммуникативные навыки, ребёнок использует главным средством слово, описывая свои чувства, мысли и эмоции, сводящиеся к нужде чего-либо, например, детской игрушки. Выполнение конкретной речевой задачи объясняется включением новых коммуникативных (когнитивного и аффективного) аспектов, подразумевающих, с одной стороны, воспроизведение действий за взрослыми, с другой стороны, воссоздание ребёнком самостоятельных действий, получивших одобрение со стороны общающегося с ним взрослого.

Важнейшим приобретением детей дошкольного возраста следует считать понимание речи окружающих людей и овладение активной речью. Исследования показали, что возникновение речи тесно связано с деятельностью об¬щения: будучи наиболее совершенным средством обще¬ния, она появляется для целей общения и в его контексте.

Смысл ситуативно-делового общения в процессе коллективной деятельности ребёнка и взрослого прослеживается в, что оно приводит к дальнейше¬му развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (от отдельных действий к про¬цессуальным играм), к возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям справляться с ог¬раниченностью ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослым к сотрудни¬честву, так сказать, «теоретическому». Таким образом, снова рамки общения становятся тесными и рушатся, а дети переходят к более высокой форме комму¬никативной деятельности.

Для развития ситуативно-делового общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности необходимы следующие психолого-педагогические условия:

1. Социально-психологическое комфортное пространство, создающее доверительные отношения между детьми и взрослыми.

2. Простой, понятный для детей и структурированный игровой процесс, который способствует развитию различных аспектов детской личности.

3. Оценка и поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровых ситуациях. Например, взрослый может задавать вопросы детям для исследования обстановки или предлагать дополнительные материалы для игры, но не вмешиваться в ход игры и не оценивать ее.

4. Использование игровых ситуаций для развития логического мышления и общения детей между собой. В игре дети могут учиться сотрудничеству, убеждению и решению конфликтов.

5. Приоритет на развитие коммуникативных навыков детей, таких как понимание невербальной коммуникации, ответ на вопросы и инициация разговора.

Если обеспечить детей этими условиями в процессе игровой деятельности, они могут успешно развивать ситуативно-деловое общение и эффективно взаимодействовать друг с другом и с взрослыми.

Многие исследователи, работающие над вопросом участия дошкольника в игровой деятельности, склонны считать, что ребёнок берёт на себя «ответственность» за выполнение ряда условий. Например, участвуя в игровой деятельности, ребёнок действует с точки зрения активного воображения, благодаря чему формируется символическое представление о предметах и вещах, с которыми происходит близкий контакт, и преобразования на примере реальной ситуации алгоритма чётких действий. Важно помниться, что, например, интерактивные игры «позволяют детям учиться действовать в нестандартных ситуациях, учитывать мнение других участников игры, находить компромиссы и делать совместное решение» (Федорова, 2018, с. 80).

Игровая деятельность является одним из наиболее эффективных способов развития ситуативно-делового общения детей старшего дошкольного возраста. В игре дети учатся сотрудничать, решать проблемы, разговаривать и общаться друг с другом, что является ключевыми навыками для успешного ситуативно-делового общения.

В жизни, реальные ситуации общения требуют от человека принимать решения, предполагающие самостоятельное и совместное действие, высказывать свои мысли и принимать во внимание точку зрения других людей. Все это можно успешно осуществлять при развитых навыках социальных отношений и общения. Игра помогает детям изучать объекты, ситуации и другие люди в контексте реального мира. В игре они могут применять знания из ранее приобретенного опыта и приобретать новые. Это способствует креативности, познавательным функциям и развитию памяти и внимания.

Игра является одним из наиболее эффективных способов развития ситуативно-делового общения у детей старшего дошкольного возраста. В игре дети учатся сотрудничать, решать проблемы, разговаривать и общаться друг с другом, что является ключевыми навыками для успешного ситуативно-делового общения. Игровые процессы не только предоставляют детям новые возможности и опыт, но и создает благоприятную атмосферу для обучения и развития. В процессе игры дети оказываются в одном пространстве и могут легче сотрудничать и строить отношения друг с другом.

В целом, игра является очень важным элементом в развитии ситуативно-делового общения у детей старшего дошкольного возраста. Игра создает оптимальные условия для развития социальных навыков и формирования положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, что важно для их дальнейшего развития личности и успеха в обществе.

Постепенно ребенок приобретает опыт поведения во всевозможных ролях и беспрепятственно входит в общение с другими детьми, придумывает с ними совместные игры. И вместе с тем, он понимает, что люди объединены между собой, они необходимы друг другу, и каждый из них исполняет свою часть общего дела. В игре дети берут на себя роль взрослых, моделируют те отношения, в которые вступают взрослые в настоящей жизни, при исполнении своих важнейших социальных и трудовых функций.

Таким образом, игровая деятельность является важным психолого-педагогическим условием для развития ситуативно-делового общения у детей старшего дошкольного возраста. Она позволяет детям овладеть навыками и умениями общения, формирует основы социальной компетентности и помогает развивать коммуникативные способности. Отмечается, что «работа над развитием ситуативно-делового общения у дошкольников должна включать разнообразные игровые формы, стимулирующие развитие у детей коммуникативной компетенции, а также тренировку умений решать проблемные игровые ситуации и работать в коллективе [Белова, с.8]. Игра – это очень важный элемент в развитии ситуативно-делового общения у детей старшего дошкольного возраста. Через игру дети учатся оценивать ситуацию, доверять своей интуиции, изучать другие точки зрения, находить компромиссы и решать проблемы. В совокупности это намного облегчает успешное ситуативно-деловое общение как с друзьями, так и с окружающим миром.


Список литературы

1. Белова М. А., Колесник Е. И., Назарова Н. М. Развитие ситуативно-делового общения детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности // Вестник отечественной науки. – 2016. – Т. 1. – С. 38-42.
2. Комарова О.А. Современный дошкольник: взгляды педагогов-практиков / О.А. Комарова // Дошкольное образование в современном мире: Опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 83 – 86.
3. Комарова, О. А. Современный дошкольник: взгляды педагогов-практиков / О. А. Комарова // Дошкольное образование в современном мире: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – М. – 2016. – с. 83-86.
4. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Леонтьев. – Тарту. – 1974.
5. Миронова, А. И. Личность как феномен в дошкольном возрасте / И. А. Миронова // Психология и педагогика. – № 161. – 2010.
6. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. – М. – Воронеж. – 1995.
7. Потемкина Л. В. Ситуативно-деловое общение дошкольников: психолого-педагогические условия развития // Педагогика. – 2013. – № 4. – С. 39-45.
8. Рузская, А. Г., Смирнова, Е. О. Ребёнок учится говорить. -- М.: Педагогика. – 2013.
9. Смирнова, Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: учебное пособие. -- М.: Мозаика-Синтез. – 2012.
10. Столярова И. В. Развитие ситуативно-делового общения детей старшего дошкольного возраста в процессе компьютерных игр // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 198-204.
11. Сурьяинова, Т. А. Формирование положительных отношений детей в игровой деятельности / Т. А. Сурьяинова, И. Г. Ткаченко. – Текст: непосредственный // Молодой учёный. – 2017. – № 47. 1. RL: https://moluch.ru/archive/181/46629/ (дата обращения: 12.03.2023).
12. Тягунова Н. А. Развитие ситуативно-делового общения детей старшего дошкольного возраста на основе игровых технологий // Вестник детского сада. – 2017. – № 1. – С. 38-44.
13. Фёдорова Е. Н. Развитие ситуативно-делового общения старших дошкольников в процессе интерактивных игр // Современная наука: актуальные проблемы и решения. – 2018. – № 1. – С. 79-81.
14. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Ред. – сост. Б. Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 384с.

Расскажите о нас своим друзьям: