Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023
Дата публикации 21.06.2023
Психолого-педагогические условия развития ситуативно-делового общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Примочкина Анастасия Игоревна
Студентка 4 курса, специальности Дошкольное образование, Филиал СГПИ в г. Ессентуки
Научный руководитель Базикалова Ю.В.
Филиал СГПИ в г. Ессентуки
Аннотация: В данной статье рассматриваются психолого-педагогические условия для развития ситуативно-делового общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Было отмечено, что игра является одним из наиболее эффективных способов развития навыков социального общения, сотрудничества, решения проблем и разговора между детьми.
Ключевые слова: речь, коммуникативные навык, дошкольный возраст, социализация, общение, игра.
4th year student, specialty Preschool education Branch of SGPI in Essentuki
Branch of SGPI in Essentuki
Abstract: This article examines the psycho-pedagogical conditions for developing situational and business communication skills among preschoolers aged 5-6 years during play activities. It is noted that play is one of the most effective ways to develop social communication, teamwork, problem-solving, and dialogue skills among children.
Keywords: speech, communication skills, preschool age, socialization, communication, game.
Примочкина А.И. Психолого-педагогические условия развития ситуативно-делового общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-situativno-delovogo-obshheniya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-igrovoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 21.06.2023)
Изучение психолого-педагогических условий, которые способствуют формированию ситуативно-делового общения в процессе игры, представляет значимость для современной педагогической теории. В итоге правильная организация игры позволит развивать коммуникативные навыки детей, улучшать взаимодействие, формировать умения решать задачи и работать в команде, что станет отличной подготовкой для будущей жизни. Дети старшего дошкольного возраста находятся в процессе активного развития своих социальных и коммуникативных навыков, а игровая деятельность является важной составляющей данного процесса. Игры, предлагающие детям возможность опробовать их навыки по взаимодействию в различных ситуациях со сверстниками и взрослыми, становятся главной площадкой по развитию ситуативно-делового общения.
Ситуативно-деловое общение представляет собой взаимодействие участников на основе определенной цели, задачи или действия. Развитие этого вида общения у детей является важным психолого-педагогическим условием и может происходить в процессе игровой деятельности.
Ребёнок, находящийся в дошкольном возрасте, является социальным субъектом, следовательно, уже с раннего возрасте учится адаптироваться к жизни в обществе, переживая высокую потребность в социальном взаимодействии не только внутри семьи, с которой начинается «непростой путь длиною в жизнь», но и со сверстниками, встречающимися в первые и последующие годы его обучения в дошкольном образовательном учреждении и, впоследствии, при поступлении в первый класс. Общаясь между собой, дети испытывают общность между друг другом и понимают принадлежность к одной социальной группе. По мнению кандидата педагогических наук МГУ им. М. В. Ломоносова О. А. Комаровой, «причины формирования негативных личностных черт современного дошкольника во многом обоснованы не только влиянием социально-экономических факторов в целом, но и большой занятостью современных взрослых, которые много времени проводят на работе, а в домашних условиях часто не общаются со своими детьми, взамен предлагая им посмотреть мультфильмы, найти себе занятие в планшете, компьютере. Проблема сегодняшних родителей состоит также в низком уровне игровой культуры. Они не умеют и не знают, как играть с детьми в традиционные сюжетно - ролевые игры, не осознают их ценности для гармоничного развития ребёнка, и поэтому крайне важной задачей является организация просветительской деятельности педагога с семьей по данной проблеме [2, с. 19].
Уместно подчеркнуть, что за развитие у ребёнка коммуникативных навыков в рамках социального взаимодействия отвечают взрослые, так как именно с них он берёт пример, имитирует их поведение и другие качества, подражает в осуществлении нравящейся ему деятельности и посредством взаимодействия познаёт окружающий мир и предметы. Феномен данного вопроса стоит во главе угла научно-исследовательских предпочтений у современных педагогов и психологов. Это связано с тем, что в период взросления формируется личность ребёнка с характерными признаками и свойствами. Ограниченно развитые социально-коммуникативные способности подчас замедляют не только процесс адаптации в коллективе, но и развитие самого ребёнка. Дошкольный возраст принято характеризовать с точки зрения «фактического складывания личности» [3, с. 89].
Согласно психолого-педагогическим исследованиям, развитие детского общения связано с развитием их мышления и взаимодействия. В игровой деятельности, как правило, дети учатся познавать окружающий мир, развивать свои коммуникативные навыки и формировать для себя полезные социальные связи. Кроме этого, в процессе ситуативно-делового общения дети старшего дошкольного возраста учатся не только решать конкретные задачи, но и развивать свои интеллектуальные и социальные компетенции. Особенности ситуативно-делового общения заключаются в том, что уровень формирующейся самооценки играет наибольшую роль, поскольку дети этого возраста могут определять и осознавать свои личностные качества, формировать своё «Я» и обозначить своё место в окружающей социальной среде.
Результаты психолого-педагогических исследований красноречиво гласят, что от целевого формирования навыков общения ребёнка со сверстниками и взрослыми, а также от его качества и интенсивности, зависит формирование неотчуждаемых качеств вроде мышления, речи, памяти, воображения и эмоциональных переживаний (отрицательных и положительных). Другими словами, благодаря регулярному общению ребёнок познаёт себя и других, учится быть наравне со всеми и избегать социально-адаптивной отрешённости.
Особенности психолого-педагогических условий для развития ситуативно-делового общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности могут включать следующее:
1. Адаптация игрового пространства под интересы и возможности детей. Важно, чтобы игры отвечали возрастным особенностям и потребностям детей. Например, игры, в которых дети могут выразить свои интересы и фантазии, развивают их творческие способности и воображение.
2. Усиление роли взрослого в организации игры. Взрослый играет важную роль в организации игры, предоставляя детям возможность выбора и осуществляя поддержку в развитии навыков социального общения и решения проблем.
3. Применение разнообразных форм Взаимодействия между детьми. В исследованиях было выявлено, что разнообразие форм взаимодействия в игровых ситуациях способствует развитию коммуникативных навыков, включая межличностное общение, эмпатию и адекватность общения.
4. Создание благоприятного психологического климата. Особое внимание следует уделять созданию атмосферы доверия и уважения, чтобы дети чувствовали себя комфортно и свободно выражали свои идеи и мысли.
5. Постоянный отклик и обратная связь. Обратная связь на результаты и признание действий участников обогащают опыт решения проблем, помогают сформировать понимание необходимых навыков и развивают социальную ответственность у детей.
Кроме того, достижения в комплексной программе должны быть организованы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, с учетом его интересов и возможностей.
Советские ученые в области психиатрии и психологии В. Н. Мясищев и Б. Г. Ананьев резюмируют, что «хорошие отношения со сверстниками формируют у ребёнка такие качества, как доброту, отзывчивость, а конфликтные отношения – отчуждённость, грубость, скрытность, агрессивность в поведении. Все эти черты, сложившиеся в дошкольном возрасте, имеют тенденцию впоследствии сохраняться и трудно поддаются перестройке» [5, с. 5].
Во-первых, на начальном этапе коммуникативной адаптации ребёнка, когда он не умеет членораздельно выговаривать слова и преобразовать в целые синтаксические и грамматические конструкции, является его подвижные жесты, несущие смысловые нагрузки, понятные и взрослому.
Во-вторых, развиваясь и приобретая новые коммуникативные навыки, ребёнок использует главным средством слово, описывая свои чувства, мысли и эмоции, сводящиеся к нужде чего-либо, например, детской игрушки. Выполнение конкретной речевой задачи объясняется включением новых коммуникативных (когнитивного и аффективного) аспектов, подразумевающих, с одной стороны, воспроизведение действий за взрослыми, с другой стороны, воссоздание ребёнком самостоятельных действий, получивших одобрение со стороны общающегося с ним взрослого.
Важнейшим приобретением детей дошкольного возраста следует считать понимание речи окружающих людей и овладение активной речью. Исследования показали, что возникновение речи тесно связано с деятельностью об¬щения: будучи наиболее совершенным средством обще¬ния, она появляется для целей общения и в его контексте.
Смысл ситуативно-делового общения в процессе коллективной деятельности ребёнка и взрослого прослеживается в, что оно приводит к дальнейше¬му развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (от отдельных действий к про¬цессуальным играм), к возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям справляться с ог¬раниченностью ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослым к сотрудни¬честву, так сказать, «теоретическому». Таким образом, снова рамки общения становятся тесными и рушатся, а дети переходят к более высокой форме комму¬никативной деятельности.
Для развития ситуативно-делового общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности необходимы следующие психолого-педагогические условия:
1. Социально-психологическое комфортное пространство, создающее доверительные отношения между детьми и взрослыми.
2. Простой, понятный для детей и структурированный игровой процесс, который способствует развитию различных аспектов детской личности.
3. Оценка и поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровых ситуациях. Например, взрослый может задавать вопросы детям для исследования обстановки или предлагать дополнительные материалы для игры, но не вмешиваться в ход игры и не оценивать ее.
4. Использование игровых ситуаций для развития логического мышления и общения детей между собой. В игре дети могут учиться сотрудничеству, убеждению и решению конфликтов.
5. Приоритет на развитие коммуникативных навыков детей, таких как понимание невербальной коммуникации, ответ на вопросы и инициация разговора.
Если обеспечить детей этими условиями в процессе игровой деятельности, они могут успешно развивать ситуативно-деловое общение и эффективно взаимодействовать друг с другом и с взрослыми.
Многие исследователи, работающие над вопросом участия дошкольника в игровой деятельности, склонны считать, что ребёнок берёт на себя «ответственность» за выполнение ряда условий. Например, участвуя в игровой деятельности, ребёнок действует с точки зрения активного воображения, благодаря чему формируется символическое представление о предметах и вещах, с которыми происходит близкий контакт, и преобразования на примере реальной ситуации алгоритма чётких действий. Важно помниться, что, например, интерактивные игры «позволяют детям учиться действовать в нестандартных ситуациях, учитывать мнение других участников игры, находить компромиссы и делать совместное решение» (Федорова, 2018, с. 80).
Игровая деятельность является одним из наиболее эффективных способов развития ситуативно-делового общения детей старшего дошкольного возраста. В игре дети учатся сотрудничать, решать проблемы, разговаривать и общаться друг с другом, что является ключевыми навыками для успешного ситуативно-делового общения.
В жизни, реальные ситуации общения требуют от человека принимать решения, предполагающие самостоятельное и совместное действие, высказывать свои мысли и принимать во внимание точку зрения других людей. Все это можно успешно осуществлять при развитых навыках социальных отношений и общения. Игра помогает детям изучать объекты, ситуации и другие люди в контексте реального мира. В игре они могут применять знания из ранее приобретенного опыта и приобретать новые. Это способствует креативности, познавательным функциям и развитию памяти и внимания.
Игра является одним из наиболее эффективных способов развития ситуативно-делового общения у детей старшего дошкольного возраста. В игре дети учатся сотрудничать, решать проблемы, разговаривать и общаться друг с другом, что является ключевыми навыками для успешного ситуативно-делового общения. Игровые процессы не только предоставляют детям новые возможности и опыт, но и создает благоприятную атмосферу для обучения и развития. В процессе игры дети оказываются в одном пространстве и могут легче сотрудничать и строить отношения друг с другом.
В целом, игра является очень важным элементом в развитии ситуативно-делового общения у детей старшего дошкольного возраста. Игра создает оптимальные условия для развития социальных навыков и формирования положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, что важно для их дальнейшего развития личности и успеха в обществе.
Постепенно ребенок приобретает опыт поведения во всевозможных ролях и беспрепятственно входит в общение с другими детьми, придумывает с ними совместные игры. И вместе с тем, он понимает, что люди объединены между собой, они необходимы друг другу, и каждый из них исполняет свою часть общего дела. В игре дети берут на себя роль взрослых, моделируют те отношения, в которые вступают взрослые в настоящей жизни, при исполнении своих важнейших социальных и трудовых функций.
Таким образом, игровая деятельность является важным психолого-педагогическим условием для развития ситуативно-делового общения у детей старшего дошкольного возраста. Она позволяет детям овладеть навыками и умениями общения, формирует основы социальной компетентности и помогает развивать коммуникативные способности. Отмечается, что «работа над развитием ситуативно-делового общения у дошкольников должна включать разнообразные игровые формы, стимулирующие развитие у детей коммуникативной компетенции, а также тренировку умений решать проблемные игровые ситуации и работать в коллективе [Белова, с.8]. Игра – это очень важный элемент в развитии ситуативно-делового общения у детей старшего дошкольного возраста. Через игру дети учатся оценивать ситуацию, доверять своей интуиции, изучать другие точки зрения, находить компромиссы и решать проблемы. В совокупности это намного облегчает успешное ситуативно-деловое общение как с друзьями, так и с окружающим миром.
Список литературы
1. Белова М. А., Колесник Е. И., Назарова Н. М. Развитие ситуативно-делового общения детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности // Вестник отечественной науки. – 2016. – Т. 1. – С. 38-42.
2. Комарова О.А. Современный дошкольник: взгляды педагогов-практиков / О.А. Комарова // Дошкольное образование в современном мире: Опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 83 – 86.
3. Комарова, О. А. Современный дошкольник: взгляды педагогов-практиков / О. А. Комарова // Дошкольное образование в современном мире: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – М. – 2016. – с. 83-86.
4. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Леонтьев. – Тарту. – 1974.
5. Миронова, А. И. Личность как феномен в дошкольном возрасте / И. А. Миронова // Психология и педагогика. – № 161. – 2010.
6. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. – М. – Воронеж. – 1995.
7. Потемкина Л. В. Ситуативно-деловое общение дошкольников: психолого-педагогические условия развития // Педагогика. – 2013. – № 4. – С. 39-45.
8. Рузская, А. Г., Смирнова, Е. О. Ребёнок учится говорить. -- М.: Педагогика. – 2013.
9. Смирнова, Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: учебное пособие. -- М.: Мозаика-Синтез. – 2012.
10. Столярова И. В. Развитие ситуативно-делового общения детей старшего дошкольного возраста в процессе компьютерных игр // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 198-204.
11. Сурьяинова, Т. А. Формирование положительных отношений детей в игровой деятельности / Т. А. Сурьяинова, И. Г. Ткаченко. – Текст: непосредственный // Молодой учёный. – 2017. – № 47. 1. RL: https://moluch.ru/archive/181/46629/ (дата обращения: 12.03.2023).
12. Тягунова Н. А. Развитие ситуативно-делового общения детей старшего дошкольного возраста на основе игровых технологий // Вестник детского сада. – 2017. – № 1. – С. 38-44.
13. Фёдорова Е. Н. Развитие ситуативно-делового общения старших дошкольников в процессе интерактивных игр // Современная наука: актуальные проблемы и решения. – 2018. – № 1. – С. 79-81.
14. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Ред. – сост. Б. Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 384с.