Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023
УДК 373.31
Дата публикации 20.06.2023
Формирование самоконтроля у детей младшего школьного возраста при изучении алгоритмов письменных вычислений
Посокина Александра Евгеньевна
студент 5 курса Института педагогики, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга, fedoseevaae@studklg.ru
Научный руководитель Павлова Оксана Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного, начального и специального образования, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга, oksanapav@yandex.ru
Аннотация: В статье представлены результаты исследования, направленного проверку эффективности разработанной системы заданий для формирования самоконтроля при изучении алгоритмов письменных вычислений у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: Самоконтроль, алгоритм письменных вычислений, начальная школа.
5th year student of the Institute of Pedagogy, Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Preschool, Primary and Special Education, Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga
Abstract: The article presents the results of a study aimed at testing the effectiveness of the developed system of tasks for the formation of self-control in the study of algorithms for written calculations in children of primary school age.
Keywords: Self-control, written calculation algorithm, elementary school.
Посокина А.Е. Формирование самоконтроля у детей младшего школьного возраста при изучении алгоритмов письменных вычислений // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/formirovanie-samokontrolya-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-pri-izuchenii-algoritmov-pismennykh-vychislenij.html (Дата обращения: 20.06.2023)
Приоритетной целью школьного образования сегодня является формирование умения учиться. Для успешного обучения и самообразования немалое значение имеет формирование самоконтроля, который должен формироваться уже в начальной школе.
В федеральном государственном стандарте начального общего образования самоконтроль рассматривается как одно из регулятивных универсальных учебных действий, под которым понимается установление причины успеха/неудач в учебной деятельности и корректировка своих учебных действий для преодоления ошибок. Эти действия нуждаются в целенаправленном изучении и формировании, поскольку ученики считают, что проводить контроль и проверку должен только учитель [8].
Проблема формирования самоконтроля рассматривалась такими психологами и педагогами как: Бабанский Ю.К., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Левитов Н.Д., Репкин Г.В., Эльконин Д.Б., и др. Они подчеркивают важность самоконтроля подразумевая, что независимыми и контролируемыми учебные действия становятся только при наличии самоконтроля в структуре учебной деятельности. При этом методисты отмечают, что самоконтроль может формироваться в рамках всех учебных предметах и на основе любых дидактических единиц. Например, при изучении математики это могут быть текстовые задачи [5, 10, 11], величины [6], вопросы нумерации и выполнение арифметических действий [7] и пр.
При освоении алгоритмов письменных вычислений дети допускают ошибки достаточно часто. Если мы будем ориентировать их на то, как себя контролировать на каждом этапе алгоритма, тогда, с одной стороны будет решаться предметная задача, а, с другой, они будут осознавать суть самоконтроля. А поэтому цель нашего исследования состояла в разработке системы заданий, направленной на формирование самоконтроля при изучении алгоритмов письменных вычислений, и проверке ее эффективности. Базой исследования выступило МОУ «СОШ с. Ворсино им. К. И. Фролова». В исследовании приняли участие 34 ученика 3 «А» и 3 «Б» классов.
В работе мы опирались на определение понятия самоконтроль, данное Ю. К. Бабанским: «Самоконтроль - это умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруженных пробелов» [1]. Ученые выделили 3 этапа формирования самоконтроля [2]:
1. Сначала контроль проводит учитель, объясняя, как это делать, чтобы ученики научились понимать и принимать контроль. Следует объяснить учащимся, что учебный процесс строится из принятия материала обучения и выяснения уровня его усвоения. Важно рассказать ученикам о критериях оценивания, когда и как его необходимо проводить.
2. Взаимоконтроль заключается в том, что ученики учатся следить и проводить анализ действий одноклассников, искать ошибки в работе, выполненной другим человеком, а затем эти знания переносить на собственные действия.
3. Освоение непосредственно самоконтроля реализуется, когда учащиеся наблюдают, анализируют и корректируют собственные учебные действия.
Формирование самоконтроля проходит по определенным этапам, взаимосвязанным с видами и уровнями сформированности самоконтроля, поэтому его рассматривают как очень длительный процесс.
Традиционно выделяют такие виды самоконтроля: предварительный (прогнозирующий); текущий (пооперационный); итоговый [3] и рефлексивный [4]. В первую очередь у учащихся формируется итоговый (как самый простой), затем текущий (соответствующий контролю каждого из этапов осваиваемой деятельности), далее предварительный (запускающий процесс осознания последовательности требуемых действий и возможного результата) и в конце самый сложный рефлексивный (что позволило выполнить учебное задание успешно или почему я не справился и как этого избежать в будущем).
Для формирования самоконтроля в начальной школе следует создавать мотивацию для внутреннего стремления к самоконтролю, планировать и описывать ход выполнения задания, составлять с учащимися памятки и алгоритмы, комментировать и объяснять ход выполнения задания одноклассникам и себе, создавать карточки наблюдений за развитием самоконтроля и анализировать их.
На уроках математики детям младшего возраста следует предлагать разнообразные задания и приемы на все виды самоконтроля, например, проверка готовых решений, составление задачи обратной данной, «математическая мозаика», «число-контролер», «математические софизмы» и прочее. Систематический подход к развитию самоконтроля поможет ученикам успешно учиться и адекватно реагировать на оценки учителя.
Проведя анализ научно-методической литературы, мы выделили задания и приёмы, формирующие данное УУД на уроках математики в разрезе разных видов самоконтроля (табл.1). На основе этого был проведен анализ учебников по математике трех УМК («Перспектива», «Школа России», «Гармония») с точки зрения формирования самоконтроля при изучении алгоритмов письменных вычислений.
Во всех учебниках большую часть заданий занимают проверочные задания по типу «выполни и проверь» (при этом как проверить себя не указывается), также достаточно заданий на «комментирование выполняемого задания/объяснение выполнения задания», что способствует формированию пооперационного самоконтроля. Несмотря на это, остальные виды представлены не в полной мере, поэтому во время формирующего этапа эксперимента система заданий была нами расширена.
Таблица 1. Анализ УМК
Вид самоконтроля | Тип задания | УМК «Перспектива» | УМК «Гармония» | УМК «Школа России» |
Предварительный (прогнозирующий) контроль | Задание на примерную оценку искомых результатов | 4 | 3 | 5 |
Пооперационный (текущий) контроль | Задание по алгоритму/ по плану | 1 | 5 | 2 |
Задание на проверку готовых решений | 1 | 5 | 5 | |
Задние на сравнение действий с заданным образцом(эталоном) | 7 | 0 | 0 | |
Объяснения/комментирование выполняемого задания | 35 | 25 | 79 | |
Ребусы | 10 | 3 | 69 | |
Итоговый контроль | Задание на решение разными способами | 7 | 0 | 3 |
Проверочные задания на самоконтроль «выполни и проверь» | 65 | 30 | 126 | |
Рефлексивный контроль | Составление проверочных заданий на самоконтроль | 0 | 1 | 0 |
| Всего заданий на самоконтроль при изучении алгоритмов письменных вычислений | 130 | 77
| 289
|
С целью выявления начального уровня самоконтроля у младших школьников отобраны диагностические методики П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой «Проба на внимание» (направлена на анализ выполненной работы, нахождение и исправление в ней ошибок) и И.И. Аргинской «Рисование бус», которая позволяет выявить количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии на слух, и способность к самоконтролю.
Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены на рисунке 1. Исходя из результатов, в качестве экспериментальной группы был выбран 3 «А» класс (как более слабый), а в качестве контрольной 3 «Б».
Рисунок 1
Нами было проведено 12 уроков математики на которых мы использовали различные задания для формирования самоконтроля при изучении алгоритмов письменных вычислений (таб.2). Прокомментируем отдельные виды заданий и методические приемы работы с ними (таб. 2-3), хотя иногда суть задания и используемого приема можно понять из названия (сбежавшие цифры, число-контролер и пр.).
Таблица 2. Календарно-тематическое планирование уроков
Шифровка. Ученикам раздаются карточки, на которых записаны примеры и рядом с каждым примером буква. После решения примеров, ребята смотрят на вторую карточку с ключом, где записаны ответы примеров в необходимой последовательности. Если ребята решат примеры правильно и расставят буквы, у них получится слово или предложение, которое было зашифровано.
Цепочка вычислений похожа на круговые примеры, но в данном случае ответ последнего примера не совпадает с началом первого. Самоконтроль формируется, так как допустив ошибку в решении какого-либо примера, ответ в последнем примере не совпадет и тогда нужно будет искать ошибку.
Ребусы. Ученикам нужно расшифровать примеры, используя цифры от 1 до 3. Для усложнения можно не называть какие именно цифры, чтобы дети составили несколько разных вариантов.
Таблица 3
Математическая картотека состоит из 3 видов карточек: вопросы, ответы и информационная карточка–опора (п. 11 таб.1). На карточках-вопросах можно напечатать любой вопрос из методических материалов или придуманных самостоятельно. В карточках-ответах нужно указать не только ответ, но и показать выполнение задания. Дополнительно следует сделать информационные карточки - опоры, в которых содержатся все необходимые материалы для выполнения заданий.
Математическая мозаика - это прием предполагает, что нужно подготовить две карточки одинакового размера, они расчерчиваются на одинаковые прямоугольники, на одной карточке пишут примеры, а на другой ответы (п. 11 таб.1). На обратной стороне карточки с ответами наклеивается картинка. Карточка с картинкой-ответами разрезается по линии разметки. Получается таблица с примерами и отдельные карточки с ответами, разложив которые получится картина.
Следующим этапом нашей работы был контрольный этап, во время которого мы повторно провели диагностические методики, выбранные нами в начале нашей работы для выявления уровня самоконтроля младших школьников (рис.2)
Рисунок 2
В экспериментальной группе (3 «А» класс) высокий уровень самоконтроля показали 59%, средний же уровень снизился на 12% и отсутствуют ученики с низким уровнем. Положительная динамика есть и в 3 «Б» классе, однако в целом результаты хуже.
Таким образом проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность разработанной системы заданий и цель, поставленная на начало работы достигнута, а материалы исследования могут быть рекомендованы учителям начальных классов для формирования самоконтроля при изучении алгоритмов письменных вычислений.
Список литературы
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения : общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский. – Москва : Педагогика, 1977. – 256 с.
2. Легалова, Е. А. Приемы формирования у детей младшего школьного возраста основ самоконтроля и самооценки в учебной деятельности / Е. А. Легалова // Всероссийский педагогический форум : Сборник статей VII Всероссийской научно-методической конференции, Петрозаводск, 14 февраля 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 68-73
3. Никифоров, Г. С. Психология самоконтроля / Г. С. Никифоров. — Санкт-Петербург : Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2020. — 232 c.
4. Павлова О.А. К вопросу о формировании навыков самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности / О.А. Павлова, А.Д. Четыркина // Научные труды калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского: сборник научных трудов, Калуга, 31 марта 2018 года. – Калуга : ФБГОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского", 2018. С. 53-59.
5. Павлова, О. А. Воспитание учебной самостоятельности у младших школьников в процессе обучения решению арифметических задач / О. А. Павлова, А. К. Ретюнская // Вопросы педагогики. – 2019. – № 12-2. – С. 261-266
6. Путник, А. О. Организация работы по формированию самоконтроля в начальный период обучения математике / А. О. Путник // Вопросы педагогики. – 2021. – № 6-1. – С. 316-323
7. Суровцева, А. О. Работа по формированию самоконтроля у младших школьников в процессе изучения темы "Величины и их измерение" / А. О. Суровцева // Modern Science. – 2022. – № 6-2. – С. 99-107.
8. Хандожко, А. Н. Организация рефлексивной деятельности на уроках как средство формирования самоконтроля младших школьников / А. Н. Хандожко, А. А. Денисова // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2022. – Т. 13, № 1. – С. 23-28.
9. Хомич, А. В. Пути формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников / А. В. Хомич // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения : Материалы III Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Иркутск, 23 октября 2020 года. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. – С. 130-136.
10. Чиркова, Н. И. Развитие самостоятельности младших школьников в работе над текстовой задачей / Н. И. Чиркова, О. А. Павлова // Начальная школа. – 2016. – № 4. – С. 65-69
11. Чиркова, Н. И. Текстовая задача как средство формирования самоконтроля у младших школьников / Н. И. Чиркова, О. А. Павлова // Актуальные проблемы образования в контексте реализации ФГОС : Материалы Всероссийской дистанционной научно-практической конференции, Елец, 22 марта 2016 года / Под ред. Д. Д. Полякова; М. А. Захаровой, А. Н. Куропаткиной, Л. А. Черных. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. – С. 142-147