Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №01 (78) Январь 2023

УДК 373.24

Дата публикации 23.01.2023

Психолого-педагогические аспекты работы с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения

Елисеева Елена Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Тихоокеанского государственного университета, Россия, г. Хабаровск, nikeliseeva@mail.ru
Капитонова Елена Павловна
магистрант кафедры педагогики Тихоокеанского государственного университета, Россия, г. Хабаровск, elenaveselova@list.ru

Аннотация: В статье автором рассмотрены психологическое особенности детей раннего возраста, раскрыты теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей. В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежит знания о разных возрастных особенностях детей на каждом этапе развития ребенка. Актуальность изучения психолого-педагогического сопровождения обусловлена важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: Психолого-педагогическое сопровождение, педагогический процесс, адаптация, ранний дошкольный возраст, дошкольное учреждение, эмоциональное благополучие

Psychological and pedagogical aspects of working with children of early preschool age during the period of adaptation to the conditions of a preschool educational institution

Yeliseeva Elena Viktorovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Pacific State University, Russia, Khabarovsk
Kapitonova Elena Pavlovna
Master's student of the Department of Pedagogy, Pacific State University, Russia, Khabarovsk

Abstract: In the article, the author examines the psychological characteristics of young children, reveals the theoretical aspects of psychological and pedagogical support of children. The system of psychological and pedagogical support is based on knowledge about different age characteristics of children at each stage of child development. The relevance of the study of psychological and pedagogical support is due to the importance and significance of the implementation of the system of psychological and pedagogical support for children of early preschool age during the period of adaptation to the conditions of a preschool educational institution.
Keywords: Psychological and pedagogical support, pedagogical process, adaptation, early preschool age, preschool institution, emotional well-being

Правильная ссылка на статью
Елисеева Е.В., Капитонова Е.П., Психолого-педагогические аспекты работы с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (78). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologo-pedagogicheskie-aspekty-raboty-s-detmi-rannego-doshkolnogo-vozrasta-v-period-adaptatsii-k-usloviyam-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html (Дата обращения: 23.01.2023)

Новый образовательный стандарт дошкольного образования определяет формы и виды применения психологических знаний и взаимодействия в детском саду.  То же время, современное общество характеризуется высокой мобильностью, динамичностью и одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации становится умение быстро взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса.

Проблема психолого-педагогического сопровождения находится в стадии активной разработки и ее изучение актуально в современном образовательном процессе. Автором выделяются такие проблемы как недостаточная организация и низкая эффективность психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях детского сада.

Педагогические аспекты взаимодействия родителей воспитанников и педагогов изучались Ш.А. Амонашвили, Б.Т. Лихачевым, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинским, С.Т. Шацким, др.

Анализ контингента детей, поступающих в группу раннего возраста детского сада, показывает, что количество детей, нуждающихся в ранней психолого - педагогической помощи, ежегодно увеличивается. Нами было проведено анкетирование родителей, в результате которого мы получили следующие данные:

14% плохо себя ведут, не слушаются родителей, других взрослых;

32% плохо разговаривают, не разговаривают;

17% отказываются посещать детский сад;

17% беспокойно спят, засыпают с трудом;

20% родителей не видят проблем у своего ребенка, оценивают его психологическое состояние как хорошее.

 Контент-анализ исследований процесса взаимодействия между педагогами, родителями и воспитанниками позволяет обозначить гипотезу, что психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду способствует формированию профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, что в свою очередь способствует разностороннему, полноценному развитию ребенка, формированию у него способностей, соответствующих возрастным особенностям и требованиям современного мира. Так, нами были опрошены родители из двух групп раннего возраста. В результате мы получили следующие данные:

9% опрошенных родителей нуждаются в консультации психолога по вопросам адаптации ребенка;

18% опрошенные родителей оценивают психолого-педагогическое сопровождение как профессиональное;

73% опрошенных родителей видят взаимосвязь между работой психолого-педагогической службы и степенью адаптации ребенка.

В период раннего детства происходит освоение новых видов деятельности, усложняется и меняется общение с окружающими, что вызывает яркие эмоции, через которые ребенок переходит на новый уровень развития.

Психическое развитие детей третьего года определяется активным развитием деятельности без помощи взрослого, стремлением к независимости. В этот период значительное место начинает занимать игра. Деятельность ребенка становится более сложной и разнообразной: дети уже могут отличать игру от образовательной и трудовой деятельности. В результате игр и занятий развиваются умственные процессы, такие как память, внимание, мышление, формируются новые потребности и интересы детей.

Таким образом, ранний дошкольный возраст характеризуется увеличением подвижности нервных процессов и их  совершенствованием, овладением элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, активным овладением родным языком, проявлением интереса к другому человеку, формированием доверия к нему, стремлением к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, осознанием своей половой принадлежности, формированием повышенной потребности в эмоциональных контактах с взрослыми, ярким выражением своих чувств.

Под адаптацией мы понимаем процесс ввода человека в новую среду и приспособление к новым условиям. Адаптация - это активный процесс, который ведет как к положительным результатам, таким как адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений в организме, так и к отрицательным, т.е. стрессу. Существует два основных критерия успешной адаптации, это внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Адаптацию ребенка к условиям детского дошкольного учреждения можно разделить на три типа: легкая, средняя и тяжелая. При легкой адаптации ребенок безболезненно присоединяется к новому коллективу, реже болеет. При среднем типе адаптации ребенок спокойно переносит походы в детский сад, может периодически недолго плакать. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка ухудшается аппетит, наблюдаются нарушения сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, ребенок очень часто болеет, не хочет идти в детский сад. Тяжелая адаптация может привести к психосоматическому заболеванию ребенка, которое может сопровождаться невротическими реакциями.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что адаптация – процесс освоения ребенком социальной среды, в котором он не только приспосабливается к новым социальным условиям, но и реализует свои потребности, интересы, стремления как активный субъект адаптации. Некоторые дети приходят в группу уверенно, рассматривают окружающую обстановку и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, они больше следят за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют негатив по отношению к педагогу, отвергают все предложения, боятся отойти от матери, громко плачут. Тип адаптации во многом определяется психологическими особенностями ребенка, а также социальными условиями семьи, такими как отсутствие режима в семье, неспособностью заняться игрушкой, отсутствием необходимых культурных и гигиенических навыков, отсутствие у ребенка опыта общения с взрослыми и детьми, когда опыт общения был сведен к минимуму или ограничен.

В раннем дошкольном возрасте контроль за психическим развитием ребенка необходим для раннего выявления отклонений, а также планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, которые будут направленны на создание условий полноценного развития психики ребенка. Своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия с раннего возраста, то можно устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс в детском саду, предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими его взрослыми и ровесниками, а также с самим собой. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии нормой развития в определенном возрасте.

Итак, психолого-педагогическое сопровождение представляет собой целостную, системно организованную профессиональную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития ребёнка раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является сочетанием разнообразных методов работы с детьми, выступает как комплексная технология и особая культура поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, воспитания и социализации.

Мы рассмотрели организацию психолого-педагогического сопровождения детей в МАДОУ № 55. Выявили ряд особенностей и недостатков. Работа осуществляется при тесном взаимодействии педагогов и специалистов детского сада - заведующий, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра – в два этапа.

На первом этапе формируется предварительный состав группы, собирается информация о воспитанниках и их семьях. После этого родителей будущих воспитанников приглашают на собрание, где предлагается план мероприятий, направленных на оптимизацию адаптационного периода. С целью определения индивидуальных особенностей детей осуществляется родительское анкетирование, консультации и беседы с родителями.

На данном этапе педагогами и специалистами нашего детского сада активно используются разнообразные формы и методы работы с родителями. В ходе консультаций родители знакомятся с возрастными изменениями в развитии ребёнка, с возможными трудностями адаптационного периода, эффективными способами их преодоления. Кроме того, родители получают информацию об эффективности правильной организации развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях, о том какие игрушки нужно выбирать для детей раннего возраста и как их использовать с целью развития природных задатков и способностей ребёнка.

План работы по психолого-педагогическому сопровождению ребёнка в адаптационный период нами условно разделен на три блока.

Первый блок включает в себя непосредственно работу с детьми раннего возраста. Содержание работы в данном направлении заключается в общей оценке результатов наблюдений, которые осуществляются с целью изучения того, как проходит период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Диагностика проводится в ходе анкетирования родителей, бесед с педагогами и родителями, индивидуального психологического обследования уровня психофизического развития ребёнка, в ходе наблюдения. По результатам наблюдений и диагностик делаются выводы, даются рекомендации родителям и педагогам группы. Полученная информация о ребёнке может быть использована для совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в группе, изменения обстановки, оптимизации взаимодействия с детьми, пересмотра распорядка дня малышей в домашних условиях.

Второй блок направлен на создание необходимого информационного и мотивационного поля психолого-педагогической помощи педагогам групп детей раннего возраста. В качестве эффективной формы работы в данном направлении нам бы хотелось отметить работу педагога-психолога с педагогами и специалистами нашего учреждения. Во-первых, это семинары повышения профессиональной компетенции педагогов, разнообразные психологические тренинги по профилактике эмоционального выгорания педагогов, так как психологическое здоровье маленьких воспитанников определяется, прежде всего, педагогом и его здоровьем – как физическим, так и психическим, и психологическим. Именно педагогам необходимо организовать жизнь ребёнка в учреждении дошкольного образования таким образом, чтобы дети безболезненно приспособились к новым условиям, чтобы у них сформировалось положительное отношение к детскому саду и конструктивные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Работа третьего блока направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста и их активное включение в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Получателями консультативной помощи могут быть как родители детей раннего возраста, так и педагоги, узкие специалисты. В настоящее время такая помощь оказывается через следующие формы работы с семьей: родительская почта, мини-лекции, анкетирование, индивидуальные и групповые консультации, размещение информации в родительских уголках - стендовые консультации, информационные листки, памятки, буклеты, семинары-практикумы, на которых анализируются педагогические ситуации, что иллюстрирует возрастные особенности ребёнка, помогает отслеживать динамику изменений в развитии личности.

Для совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения детей в МАДОУ № 55 автор предлагает программу цветотерапии.  Основываясь на словах Льва Семеновича Выготского о том, что «…все функции раннего возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия», мы предполагаем, что планомерное целенаправленное использование свойств цвета может значительно повысить адаптационные возможности организма. На наш взгляд, положительное воздействие цвета обеспечит минимальное количество ассоциативных связей, сложившихся у детей раннего возраста, и, как следствие, снизит к минимуму возможный стресс.

В группе раннего возраста цветовая нагрузка будет сосредоточена в цветовой поддержке основных режимных моментов, сопровождении цветом организованной образовательной деятельности.

В детском саду работает сенсорная комната. В ней так же будет добавлена цветовая нагрузка для занятий детей с психологом.

Цветотерапия для дошкольников – это хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции и чувства, которые сложно объяснить словами. Прежде всего, ребенку предлагается определиться с любимым цветом. Если дети выбирают насыщенные, яркие оттенки красного, желтого или зеленого, это является показателем гармоничного психического развития, динамичности и любознательности. В случае же, когда ребенок отдает предпочтение белому или черному цветам, возможна склонность к замкнутости и одиночеству. Для коррекции данной склонности также может быть использована цветотерапия. Упражнения со сменой различных цветов здесь будут особенно актуальны.

Таким образом, нами описаны основные психологические особенности ребенка раннего возраста, раскрыто понятие психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях детского сада, выявлены основные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, а также описан опыт психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в МАДОУ № 55.  Следует отметить, что наиболее эффективными направлениями работы являются профилактика, мониторинг и консультирование, а также развивающая и коррекционная работа с детьми. Об эффективности указанных направления работы можно судить по отзывам родителей, полученным в ходе опроса. Так, к концу первого года пребывания в детском саду 81% родителей высказались положительно об организации психолого-педагогического процесса в детском саду; 13% родителей предложили расширить круг вопросов для семинаров и родительских собраний; 6% родителей выступили за привлечение таких специалистов как логопед-дефектолог и специалист по раннему развитию детей.

В качестве развития системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в детском саду автором предлагаются следующие направления работы. Во-первых, продолжать развитие развивающей предметно пространственной среды, это позволит создавать такие условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Во-вторых, расширение направлений работы с родителями, развитие педагогической компетентности родителей. Совершенствовать формы предварительных родительских собраний и консультаций родителей до поступления ребенка в детский сад, диагностика семьи и ребенка, выявление группы риска детей. В-третьих, качественно разработанная программа по цветотерапии позволит улучшить микроклимат в группах раннего возраста.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что только грамотная, специально спланированная деятельность и поддержка развития ребёнка со стороны взрослых обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей, и отклонений в ходе его психического, социального и личностного развития


Список литературы

1. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2018. - 236 с.
2. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2-е изд., 2020. - 112 с.
3. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2016. - №1. - С. 34-37.
4. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Владос, 2021. - 176 с.
5. Семенака, С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. - М.: АРКТИ, 2019. - 275 с.

Расскажите о нас своим друзьям: