Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №06 (71) Июнь 2022

УДК 37.013.77

Дата публикации 16.06.2022

Психолого-педагогическая профилактика школьной дезадаптации младших школьников

Лёвкина Елена Викторовна
Канд. педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования Арзамасского филиала ННГУ им. Лобачевского, levkina_alena11@mail.ru
Ильина Мария Алексеевна
Магистрант кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования Арзамасского филиала ННГУ им. Лобачевского, mary.panisheva@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопроса о психолого-педагогической профилактике школьной дезадаптации младших школьников. Проведено экспериментальное исследование адаптации младших школьников к школьному обучению, на основании которого разработана программа психолого-педагогической профилактики школьной дезадаптации младших школьников. Для достижения поставленной цели в программе решались следующие задачи: снятие у детей напряженности и страха перед школой; формирование положительной учебной мотивации младших школьников; развитие эмоциональной и волевой сфер; развитие коммуникативных и организаторских способностей младших школьников; формирование адекватной самооценки и позитивной Я-концепции.
Ключевые слова: дезадаптация, школьная дезадаптация, младшие школьники, коррекция, помощь, адаптация.

Psychological and pedagogical prevention of school maladaptation of younger schoolchildren

Levkina Elena Victorovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of General Pedagogy and Pedagogy of Vocational Education, Arzamas branch of the UNN named after Lobachevsky
Ilina Maria Alekseevna
Master's student of the Department of General Pedagogy and Pedagogy of Vocational Education, Arzamas branch of the UNN named after Lobachevsky

Abstract: The article is devoted to the consideration of the issue of psychological and pedagogical prevention of school maladaptation of younger schoolchildren. An experimental study of the adaptation of younger schoolchildren to school education was conducted, on the basis of which a program of psychological and pedagogical prevention of school maladaptation of younger schoolchildren was developed. To achieve this goal , the following tasks were solved in the program: the removal of tension and fear of school in children; the formation of positive educational motivation of younger schoolchildren; the development of emotional and volitional spheres; the development of communicative and organizational abilities of younger schoolchildren; the formation of adequate self-esteem and positive Self-concept.
Keywords: maladaptation, school maladaptation, junior schoolchildren, correction, assistance, adaptation.

Правильная ссылка на статью
Лёвкина Е.В., Ильина М.А. Психолого-педагогическая профилактика школьной дезадаптации младших школьников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 06 (71). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologo-pedagogicheskaya-profilaktika-shkolnoj-dezadaptatsii-mladshikh-shkolnikov.html (Дата обращения: 16.06.2022)

Проблема школьной дезадаптации на сегодняшний момент остается по-прежнему актуальной. Особую важность она приобрела в связи с текущими изменениями в обществе, а так же введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), что приводит к возрастанию уровня стресса, экономическим и социальным кризисам, которые влияют так же на современных детей. Особо кризисным в этом отношении становится младший школьный возраст, который является переломным моментом в жизни ребенка. От его протекания зависит вся дальнейшая учебная и профессиональная деятельность ребенка. Особую важность приобретает проблема оказания комплексной психолого-педагогической помощи младшим школьникам в преодолении школьной дезадаптации.

Ряд ученых, к числу которых можно отнести Л.И. Божович, А.Л. Венгера, И.В. Дубровину, В.И. Зубовского, Н.Г. Лусканову, в своих работах рассматривали проблему школьной  дезадаптации. Под ней они понимали неприспособленность к школьной жизни вследствие разных причин, например педагогической запущенности, негармоничного стиля воспитания, индивидуальных особенностей психики и др. [3].

К основным проявлениям школьной дезадаптации в начальной школе можно отнести следующие:

1. Неуспешность в обучении, отставание от школьной программы по одному или нескольким предметам.

2. Общая тревожность в школе, боязнь проверки знаний, публичного выступления и оценивания, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность, растерянность при ответах.

3. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками: агрессия, отчужденность, повышенная возбудимость и конфликтность.

4. Нарушения во взаимоотношениях с учителями, нарушения дисциплины и неподчинение школьным нормам.

5. Личностные нарушения (чувство собственной неполноценности, упрямство, страхи, сверхчувствительность, лживость, уединенность, угрюмость).

6. Неадекватная самооценка. При высокой самооценке - стремление к лидерству, обидчивость, высокий уровень притязаний одновременно с неуверенностью в себе, уклонение от трудностей. При низкой самооценке: нерешительность, конформизм, безынициативность, несамостоятельность. [6]

Любые трудности, возникающие у ребенка на этапе обучения в школе, являются причиной школьной дезадаптации. Данные трудности можно разделить на внешние и внутренние. Можно выделить три аспекта школьной дезадаптации: сниженная или отсутствующая мотивация обучения; нарушения в отношении к какому-либо конкретному предмету или педагогу; высокий уровень стресса и тревожности младшего школьника [1].

Психолого-педагогическая профилактика школьной дезадаптации младших школьников может рассматривается как процесс, в рамках которого выделяются три обязательных взаимосвязанных компонента: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося и динамики его психического развития в процессе школьного обучения; создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения; создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Психопрофилактическая работа включает в себя: обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей; разработку и осуществление развивающих программ для младших школьников с учетом задач каждого возрастного этапа; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень [5].

Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ СШ № 2 г. Лукоянов. В исследовании приняли участие учащиеся 1«А» класса в количестве 15 человек.

Нами был подобран набор психодиагностических методик: методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, анкета оценки уровня школьной мотивации Н. И. Лускановой, методика «Лесенка» В.Г. Щур. [4]

Результаты исследования показали, что наиболее выраженными факторами являются: фрустрация потребности в достижении успеха – 12 человек (80% детей), страх не соответствовать ожиданиям окружающих – 11 человек (73% детей), общая тревожность в школе – 10 человек (67% детей), переживание социального стресса – 9 человек (60% детей) и страх самовыражения – 7 человек (47% детей); проблемы и страхи в отношениях с учителями – 5 человек (33%). Преобладает средний уровень тревожности - 47% (14 человек), обладают средним уровнем тревожности,  однако выявлены младшие школьники с высоким - 13% испытуемых (4 человека)  и повышенным - 33% испытуемых (10 человек) уровнем тревожности.

Преобладают хорошая школьная мотивация и положительное отношение к школе - 8 человек (27%), однако 6 человек (20%) имеют низкую школьную мотивацию и негативное отношение к школе. Адекватную самооценку имеют — 47% испытуемых (14 человек), 13% испытуемых (4 человека) имеют низкую самооценку, 33% испытуемых (10 человек) имеют заниженную самооценку.

По итогам проведенного исследования была разработана программа психолого-педагогической профилактики школьной дезадаптации младших школьников. Программа разработана на основе трудов Овчаровой Р.В., Рогова Е.И., Дубровиной И.В., Шакуровой М.В., Коблик Е.Г. Цель программы –  психолого-педагогическая профилактика школьной дезадаптации младших школьников.

Для достижения поставленной цели в программе решались следующие задачи: снятие у детей напряженности и страха перед школой; формирование положительной учебной мотивации младших школьников; развитие эмоциональной и волевой сфер; развитие коммуникативных и организаторских способностей младших школьников; формирование адекватной самооценки и позитивной Я-концепции.

Программа психолого-педагогической профилактики школьной дезадаптации младших школьников состоит из следующих блоков:

— Работа с педагогическим коллективом с целью информирования их об особенностях школьная дезадаптация и связанные с ней трудностями обучения, разработка стратегий взаимодействия с дезадаптированными младшими школьниками.

В рамках данного блока психологом были проведены лекции на тему «Понятие, особенности и причины школьной дезадаптации», «Профилактика и коррекция школьной дезадаптации обучающихся». Совместно разработаны рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптации, выработаны стратегии поведения с дезадаптированными детьми, изучены условия предупреждения социальной и школьной дезадаптации.

 — Работа с родителями с целью информирования о возрастных особенностях дошкольников и первоклассников, об изменениях, произошедших с учениками за время обучения в начальной школе, дать некоторые рекомендации, первоначальное представление об особенностях адаптационного периода.

— Занятия для детей с целью снижение школьной тревожности, формирование устойчивой учебной мотивации и адекватной самооценки

Для подтверждения эффективности разработанной программы нами было проведено повторное исследование особенностей школьной дезадаптации младших школьников.

Повторное проведение методики диагностики уровня школьной тревожности Филипса позволило выявить следующие результаты, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Сравнительные результаты диагностики факторов тревожности по методике Филлипса

Из данных рисунка 1 видно, что произошли положительные сдвиги в виде снижения уровня тревожности детей по всем 8 факторам. Наиболее выраженными факторами остаются: фрустрация потребности в достижении успеха – 8 человек (53% детей), страх не соответствовать ожиданиям окружающих и общая тревожность в школе – по 6 человек (40% детей), переживание социального стресса и страх самовыражения – по 4 человека (27% детей). По фактору страха ситуации проверки знаний показатель составил 13% (2 человека) от общего числа испытуемых; показатель низкой физиологической сопротивляемости стрессу – 20% испытуемых (3 человека), а проблемы и страхи в отношениях с учителями испытывает 1 человек, то есть 7% от общего числа испытуемых.

Повторный анализ общего внутреннего эмоционального состояния школьников, определяющее наличие тех или иных тревожных факторов позволили нам повторно выявить общий уровень тревожности, который мы отразили на рисунке 2.

Рисунок 2. Сравнительные результаты диагностики уровня школьной тревожности по методике Филипса

Исходя из данных рисунка 2, можно сделать вывод, что при повторной диагностике произошли следующие изменения: большинство испытуемых – 67% (10 человек) обладают средним уровнем тревожности, 13% испытуемых (2 человека) обладают низким уровнем тревожности; и всего 7% испытуемых (1 человек) обладают высоким уровнем тревожности, а 13% испытуемых (2 человека) обладают повышенным уровнем тревожности.

Повторное исследование с использованием анкеты оценки уровня школьной мотивации Н. И. Лускановой позволило выявить следующие результаты, представленные на рисунке 3.

Рисунок 3. Сравнительные результаты диагностики уровня школьной мотивации по анкете Н. И. Лускановой

Исходя из данных рисунка 3, мы можем сделать вывод, что произошли положительные изменения по следующим уровням школьной мотивации:

2 человека (13%) с высокой школьной мотивацией и учебной активностью, такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога;

9 человек (60%) с хорошей школьной мотивацией, такие дети успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой;

3 человека (20%) имеют положительное отношение к школе, но которых школа больше привлекает не учебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает;

1 человек (7%) имеют низкую школьную мотивацию, подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Детей имеющих негативное отношение к школе не выявлено.

По результатам повторного исследования по методике «Лесенка» В.Г. Щур были получены следующие результаты, представленные на рисунке 4.

Рисунок 4. Сравнительные результаты диагностики самооценки по методике «Лесенка» В.Г. Щур

Исходя из данных рисунка 4, можно сделать вывод, что произошли положительные изменения, 7% испытуемых (1 человек) имеют все также завышенную самооценку, что может означать высокую степень успешности в новой учебной деятельности, высокую адаптивную способность; уже 67% испытуемых (10 человек) имеют адекватную самооценку, что свидетельствуют о высокой степени адаптации учащихся; 7% испытуемых (1 человек) имеют низкую самооценку и 20% испытуемых (3 человека) имеют заниженную самооценку. Произошел положительный сдвиг в сторону адекватного самооценивания учащимися себя и своего поведения в контексте учебной деятельности.

Таким образом, результаты повторной диагностики по всем трем методикам показали, что у исследуемых младших школьников наблюдается положительная динамика (наблюдается снижение уровня тревожности, формирование положительной мотивации к учению в школе, повышение самооценки). Исходя из анализа полученных данных, можно утверждать, что разработанная программа психолого-педагогической профилактики школьной дезадаптации младших школьников эффективна и может быть использована в работе педагога-психолога.


Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум./М.: Юрайт, 2019. 816 с.
2. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации //Мат. всерос. научн. - практ. конф., М., 2016. С. 44-48.
3. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. /Издательский центр «Академия», 2019. 176 с.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.
5. Томчук А. С. Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников к школьному обучению // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 161–165.
6. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 2018.

Расскажите о нас своим друзьям: