Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (71) Июнь 2022
УДК 376.5
Дата публикации 17.06.2022
Исследование одарённости четвероклассников в условиях дополнительного образования
Терпугова Софья Сергеевна
студент аспирантуры кафедры педагогики и педагогического и социального образования, Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск, soffi9797@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия одарённости, развитие детей с признаками одарённости в условиях дополнительного образования, методики, позволяющие выявить детей с признаками одарённости. Приведены и проанализированы результаты, полученные в ходе проведенного исследования по выявлению детей с признаками одарённости среди обучающихся четвёртых классов. Полученные результаты позволяют определить направления в работе с четвероклассниками в условиях дополнительного образования.
Ключевые слова: одарённость, одарённые дети, развитие одарённости, теории одарённости, выявление одарённости, дополнительное образование детей.
Graduate student of the department of pedagogy and pedagogical and social education, Nizhnevartovsk state university, Russia, Nizhnevartovsk
Abstract: The paper considers different approaches to the concept of giftedness, development of gifted children in supplementary education. There are different methods, helping the authors identify gifted children. The paper shows the results, obtained from the research of finding out gifted children among fourth-graders. It defines the approaches to work with fourth-graders in supplementary education.
Keywords: giftedness; gifted children; giftedness development; the theories of giftedness; identifying giftedness; supplementary education for children
Терпугова С.С. Исследование одарённости четвероклассников в условиях дополнительного образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 06 (71). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-odaryonnosti-chetveroklassnikov-v-usloviyakh-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html (Дата обращения: 17.06.2022)
Политические и социально-экономические процессы, протекающие в современном обществе, требуют качественно новых нравственных и духовных ориентиров, которые соответствуют потребностям обучающихся, а также актуализируют важность осознания роли одарённости учеников.
На данный момент существует множество теорий одарённости, но ни одна из них не является общепринятой. Авторы рассматривают одарённость с разных сторон, поэтому в своих теориях они отражают отличающиеся друг от друга движущие силы её развития, социальные и культурно-исторические условия проявления, а также само определение понятия «одарённость». Следовательно, данное понятие не имеет однозначного определения [4, с.59].
В философских исследованиях категорию «одарённость» рассматривают таким образом: одарённость – это сложное личностное качество, свойственное каждому человеку, который по своей природе самобытен, талантлив, креативен, обладает самоценностью в процессе разностороннего формирования самости (Ю.И. Турчанинов, Б.С. Гершунский, Э.Н. Гусинский, и др.) [3, с.142].
Социологи В.П. Тугаринов и О.Г. Дробницкий дают следующее определение одарённости: умение легко приспосабливаться к новым требованиям общества в различных областях деятельности [3, с.156].
В Российской Федерации плодотворно и стремительно развивается дополнительное образование детей, являющееся вариативной частью общего среднего образования. Благодаря дополнительному образованию, педагоги имеют возможность создать для детей специфическую среду развития, которая необходима для творческого становления личности каждого ребенка, для социализации и самоопределения детей [1, с.26].
Актуальность исследования связана с периодически возникающими психолого-педагогические сложностями определения различных проявлений одарённости, большого количества разнообразных теоретических подходов и методов к исследованию природы одарённости и её дальнейшему развитию и реализацией в деятельности, вариативностью отечественного образования.
Для выявления детей с признаками одарённости был проведён эксперимент, в котором приняли участие обучающиеся четвёртых классов в количестве 100 человек (4 А класс – 26 человек, 4 Б класс – 25 человека, 4 В класс – 23 человека, 4 Г класс – 26 человек), их родители (100 человек), классные руководители.
При определении критериев и показателей одарённости была применена следующая концепция одарённости: трёхкольцевая модель Джозефа Рензулли, в которой в качестве основных выделяются такие компоненты как интеллект, мотивация и творчество [5, с.42].
Показатели критерия интеллекта определены в соответствии с методикой Э.Ф. Замбацявичене «Исследование уровня интеллектуального развития»: способность к анализу; способность к обобщению; способность к классификации; логическое мышление [5, с.42].
Показатели критерия мотивации определены Н.Г. Лускановой [6, с.209]: отношение к посещению школы, уроков и их отмене, домашнему заданию; к учителю и одноклассникам, наличие познавательной мотивации, стремление к успешности выполнения предъявляемых школой требований.
Показатели критерия творчества определены в соответствии с методикой П. Торренса: беглость; гибкость; оригинальность; разработанность; абстрактность названия [5, с.42].
Обобщив данные, полученные в ходе проведения всех диагностик, было определено, что 11% обучающихся четвёртых классов показали высокие результаты по всем проведённым методикам, это: София В., Даниил С., Кирилл Б., Матвей Д., Виктория П., Елизавета С., Арина С., Давуд К., Эвелина Ж., Абдулло М., Святослав М.
По результатам, полученным в ходе проведения методик, можно сделать вывод, что Матвей Д., Даниил С., София В. проявляют признаки интеллектуальной одарённости. Ученики отличаются высоким уровнем развития воображения, творческого и логического мышления, быстро усваивают новый материал, самостоятельно справляются с трудными заданиями, имеют богатый словарный запас.
Признаки художественной одарённости демонстрируют Арина С., Абдулло М., Виктория П., Елизавета С., Эвелина Ж. В рисунках детей отсутствует однообразия, они вдумчивы, когда видят какую-либо картину, составляют оригинальные композиции, охотно рисуют, когда хотят выразить своё настроение.
Признаки социальной одарённости отмечаются у Давуда К., Святослава М., Кирилла Б. Ребята отличаются высокой степенью развития способностей понимать, сопереживать, сочувствовать, влиять на людей, организовывать их деятельность.
Таким образом, можно отметить, что данные ученики продемонстрировала высокие результаты, справились с разноуровневыми заданиями, следовательно, это позволяет отнести их к детям с признаками одарённости.
Для дальнейшего развития детей была разработана педагогическая модель. Данная педагогическая модель развития детей с признаками одарённости средствами проектной деятельности в условиях дополнительного образования состоит из трёх блоков: целевой блок, содержательно-технологический блок и результативно-оценочный блок (рис. 1).
Данная модель была разработана с помощью применения подхода, основанного на схематичном представлении (Б. П. Битинас, В. И. Михеев, Л.Т. Турбович и др.) [2, с.198].
Рисунок 1. Схема педагогической модели
И программы дополнительного образования, и уроки включают в себя ядро, которое содержит следующие блоки: целевой блок, содержательно-технологический блок и результативно-оценочный блок.
Целевой блок
Целью педагогической модели является выявление, поддержка и развитие одарённых детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Осуществлять мониторинг развития одарённости детей через создание и ведения индивидуальных образовательных маршрутов.
2. Реализовать интеллектуальные и творческие способности детей с признаками одарённости в процессе проектной деятельности.
3. Оказать содействие педагогическим работникам в организации развития детей с признаками одарённости в условиях дополнительного образования.
Содержательно-технологический блок
Развитие детей с признаками одарённости осуществляется по трём направлениям: работа с детьми, демонстрирующими социальную одарённость; работа с детьми, демонстрирующими художественную одарённость; работа с детьми, демонстрирующими интеллектуальную одарённость. В соответствии с направлениями и выделенными проблемами были разработаны индивидуальные образовательные маршруты и программы работы с детьми.
Индивидуальные образовательные маршруты разработаны на основе структуры, предложенной А.В. Хуторским. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей осуществляется с учётом их индивидуально-психологических особенностей и интересов.
Деятельность педагога дополнительного образования
Программы работы с детьми, демонстрирующими признаки одарённости:
- Программа «В лабиринте задач» обращена на формирование интеллектуальной активности через решение разного вида задач по математике, расширение и углубление у младших школьников знаний в области математики, обеспечение индивидуальных запросов обучающихся.
- Программа «Ожившие истории» направлена на: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления.
- Программа «Дорогою добра» направлена на формирование социальной компетентности младших школьников путём внедрения волонтерского движения в образовательную организацию, развитие у обучающихся позитивных установок на волонтерскую деятельность, приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям и социальным нормам.
Деятельность учителя
Организация содержательного курса уроков математики, технологии, изобразительного искусства, литературного чтения и окружающего мира строится на дифференцированном подходе: одарённому ребёнку предлагаются задания, отличающиеся от заданий для других обучающихся. Например, решение задач повышенного уровня, олимпиадных заданий, упражнений на логику.
Занятия во внеурочной деятельности программы «Шахматы в школе» позволяют наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие одарённого ребёнка, стимулируют всплеск активности, повышают интерес к учебной деятельности.
Деятельность родителей
Родители должны оказывать помощь ребёнку в самореализации, систематически увеличивать зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Педагогу необходимо выстроить работу с родителями: подобрать темы работы родителей с ребёнком, провести мастер-классы по выбранным темам, так как работа с одарёнными детьми требует тщательной подготовки и продуктивного выстраивания. Программа «Родительский клуб» направлена на создание системы психолого-педагогического просвещения родителей одаренных детей.
Деятельность педагога-психолога
Психолого-педагогическая поддержка, которая оказывается учителю, педагогу дополнительного образования, родителям и самому ребёнку с признаками одарённости представлена на рис.2.
Рисунок 2. Схема психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса
Результативно-оценочный блок
Контроль за качеством реализации программы осуществляется на всех этапах. В организации контроля принимают участие заместитель директора по учебной работе, методист; педагоги дополнительного образования.
В результате обучения по педагогической модели развития детей 10-11 лет средствами проектной деятельности, был проведён контрольный эксперимент. По результатам, которые были получены в ходе обработки данных проведенных методик и при их проверке с помощью математической обработки информации (t-критерий Стьюдента), был сделан вывод о положительной динамике развития детей с признаками одарённости и, следовательно, об эффективности разработанной педагогической модели.
Список литературы
1. Байбородова Л.В. Методика преподавания по программам дополнительного образования в избранной области деятельности. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 241 с.
2. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: монография. – М.: Кнорус, 2016. – 512 с.
3. Жигайлов А.В. Организационно-педагогические основы работы с одарёнными детьми в условиях региональной системы дополнительного общего образования. – М.: АРКТИ, 2002. – 185 c.
4. Куршина Л.Ю. Одарённость: современные тенденции определения понятия // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. – Краснодар: Новация, 2017. – С. 57-61.
5. Леонова О.А., Гакаме Ю.Д. Система работы по организации обучения младших школьников с одарённостью в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода. – Киров: Концепт, 2021. – №2. – С.41-52.
6. Летучева Е.А., Мамедова Л.В. Развитие учебной мотивации у учащихся начальных классов // Современное педагогическое образование. – 2021. – №11. – С.208-211.