Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №06 (71) Июнь 2022
УДК 1174
Дата публикации 29.06.2022
Авторская диагностика самоопределения уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов
Комиссарова Любовь Валерьевна
студентка 5 курса, филиала Ставропольского государственного педагогического института, Россия, г. Ессентуки, luba250597.rab@mail.ru
Аннотация: Профессиональная компетентность – неотъемлемый компонент педагога. От того какими качествами обладает учитель, зависит успех обученности его подопечных. В данной работе мы рассмотрим авторскую диагностику, которая охватывает пять критериев профессиональной компетентности учителей начальных классов, и позволяет понять в каком направлении необходимо совершенствовать свои знания и умения.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентность, учитель, учитель начальных классов, диагностика профессионализма, диагностика профессиональной компетентности.
5th year student, branch of Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Essentuki
Abstract: Professional competence is an integral component of a teacher. The success of the training of his wards depends on what qualities the teacher has. In this paper, we will consider the author's diagnostics, which covers five components of the professional competence of primary school teachers, and allows us to understand in which direction it is necessary to improve their knowledge and skills.
Keywords: professional competence, competence, teacher, primary school teacher, diagnostics of professionalism, diagnostics of professional competence.
Комиссарова Л.В. Авторская диагностика самоопределения уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 06 (71). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/avtorskaya-diagnostika-samoopredeleniya-urovnya-professionalnoj-kompetentnosti-uchitelej-nachalnykh-klassov.html (Дата обращения: 29.06.2022)
С каждым годом по всей стране педагогические институты и колледжи выпускают около ста тысяч готовых специалистов своего дела. По статистическим данным министра просвещения РФ Ольги Васильевой, 70% выпускников – это молодые педагоги, которые впервые столкнутся с данной профессий, и только малая часть – опытные работники образования, которым уже довелось работать с детьми в школе, после получения среднего профессионального образования. Многие, в начале своего педагогического пути, не понимают какими учителями должны быть. Не имея опыта, перенимают манеру поведения, принцип постановки урока, систему оценки знаний от своих предшествующих школьных наставников и опытных коллег, переделывая все на свой лад. Зачастую, стараются не стать теми, кого так не любили в школе, а наоборот стать любимым учителем каждого ученика. Но, придерживаясь такой системы поведения, невозможно стать профессионалом, а просто усовершенствованной копией тех, кто нас учил. Обладая базовыми знаниями и умениями начинающего педагога, необходимо постоянно работать над собой и своей профессиональной компетентностью, увеличивая прогресс своих достижений. Но как понять, что есть профессиональная компетентность и как ее развивать, именно эта проблема и легла в основу данной работы.
Ряд современных российских авторов (В. И. Байденко,[3] А.Л. Андреев,[2] Д.А. Иванов,[4] К.Г. Митрофанов,[4] Н.В. Кузьмина[5] и другие) в своих трудах рассматривают профессиональную компетентность как интегративный личностный ресурс, имеющий характерную и достаточно сложную структуру; другие – как составной элемент культуры специалиста, способность преподавателя превратить владеемую им специальность в средство формирования у учащихся личности; третья – как меру соответствия понимания, знаний, умений и навыков специалиста к реальному уровню сложностей выполняемых им задач, которые необходимо решить, четвертые – как единство теоретической и практической готовности педагогов к выполнению педагогической деятельности. Но обобщающим фактором для всех определений является то, что термин «компетентность» есть выражение высокого уровня профессионализма специалиста.
На основе требований ФГОС общего образования второго поколения можно определить структуру профессиональных компетенций учителя начальных классов: методические умения; организаторские умения; рефлексивно-аналитические умения; информационная компетенция; правовая компетенция; социальная компетенция; коммуникативная компетенция; профессиональные знания; результативность деятельности [1].
Проанализировав труды отечественных и зарубежных ученых можно выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов: общекультурный, общепрофессиональный, коммуникативный, личностный, критерий саморазвития и самообразования.
Исходя из этих критериев, мы составили авторскую диагностику, которая позволит педагогам начального образования самостоятельно определять уровень своей профессиональной компетентности, а также понимать в какой области необходимо усовершенствовать свои знания и умения. Всего в данном опроснике (таблица 1) 60 вопросов, которые разделены на пять блоков, представленных выше.
По результатам данной диагностики, можно определить причастность к одному из шесть уровней самоопределения профессионализма, где «высокий» уровень показывает педагога – профессионала своего дела, знающего все теоретические аспекты преподавания, нормативно-правовую базу, имеет высокую результативность учебной деятельности своих подопечных, а «очень низкий» - новичка, которому необходимо совершенствовать свои знания и умения профессии учителя начальных классов.
180 – 144 баллов «Высокий».
143 – 108 баллов «Выше среднего».
107 – 81 баллов «Средний».
80 – 45 баллов «Ниже среднего».
44 – 18 баллов «Низкий».
17 – 0 баллов «Очень низкий».
Таблица 1. Авторская диагностика профессиональной компетентности учителя начальных классов
№ | Вопрос | Ответы | |||||||
Скорее да, чем нет | Да | Скорее нет, чем да | Нет | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1.Общекультурный критерий | |||||||||
| Я часто посещаю городские культурные мероприятия. |
|
|
|
| ||||
| Если от своих учеников я слышу новое сленговое слово, то, через время, я начну употреблять его в своей речи. |
|
|
|
| ||||
| Я постоянно читаю книги. |
|
|
|
| ||||
| Я предпочитаю читать отечественную и зарубежную классику прошлых столетий, чем малоизвестные новинки. |
|
|
|
| ||||
| Я часто хожу на премьеры фильмов. |
|
|
|
| ||||
| Я знаю гимн своего края. |
|
|
|
| ||||
| Иногда в своей речи я использую слова, которые «вышли из моды». |
|
|
|
| ||||
| Я стараюсь уважать культурные ценности других народов. |
|
|
|
| ||||
| Когда я приезжаю в новое место, обязательно посещаю музей. |
|
|
|
| ||||
| Я читаю новости в интернете или смотрю их по телевизору. |
|
|
|
| ||||
| Если необходимо принять участие в каких-либо акциях, мероприятиях, то я с удовольствием это делаю. |
|
|
|
| ||||
| Мне не составляет труда провести замену уроков в другом классе и по другой программе. |
|
|
|
| ||||
2.Общепрофессиональный критерий | |||||||||
| Я в совершенстве владею содержанием ФГОС НОО. |
|
|
|
| ||||
| Перед каждым уроком я составляю технологические карты. |
|
|
|
| ||||
| Мой урок построен в соответствии с нормами СанПиНа. |
|
|
|
| ||||
| На уроках я чередую различные виды деятельности. |
|
|
|
| ||||
| После каждого урока я провожу саморефлексию. |
|
|
|
| ||||
| На уроке я, больше, чем это предусмотрено, обычно трачу на дисциплину. |
|
|
|
| ||||
| Если на уроке я не успела объяснить материал, то задержу детей и закончу объяснение на перемене. |
|
|
|
| ||||
| Если на уроке кто-то нарушает дисциплину, мне проще выгнать этого ученика за дверь. |
|
|
|
| ||||
| Когда проходят уроки математики, я пользуюсь таблицей умножения или калькулятором. |
|
|
|
| ||||
| Когда проходят уроки русского языка, мне необходимо пользоваться словарем или интернетом. |
|
|
|
| ||||
| Я провожу много общеклассных мероприятий. |
|
|
|
| ||||
| Перед каждым уроком мне необходимо учить заново материал, который я буду преподавать. |
|
|
|
| ||||
3.Коммуникативный критерий | |||||||||
| Я легко нахожу общий язык с детьми. |
|
|
|
| ||||
| Я легко нахожу общий язык с коллегами, даже если они старше и опытнее меня. |
|
|
|
| ||||
| Я легко нахожу общий язык с родителями. |
|
|
|
| ||||
| Все конфликты я стараюсь решить быстро, не привлекая дополнительной помощи. |
|
|
|
| ||||
| Если в классе необходимо организовать мероприятие или что-то починить, я легко могу попросить об этом родителей. |
|
|
|
| ||||
| На уроках мне не приходится повышать голос, поскольку класс меня слушает. |
|
|
|
| ||||
| Если я вижу у ребенка проблему в развитии, я обращусь к школьному психологу. |
|
|
|
| ||||
| Мне нравится, когда родители советуются со мной по телефону. |
|
|
|
| ||||
| Я легко могу занять лидерскую позицию в коллективе. |
|
|
|
| ||||
| Детям интересно посещать мои уроки. |
|
|
|
| ||||
| Многие учителя советуются со мной. |
|
|
|
| ||||
| Дома мы не обсуждаем школьные проблемы. |
|
|
|
| ||||
4.Личностный критерий | |||||||||
| В следующем учебном году мне легко будет перестроиться и сменить УМК. |
|
|
|
| ||||
| Хороший учитель начальных классов – залог дальнейшего успеха ребенка. |
|
|
|
| ||||
| После работы у меня хватает сил на генеральную уборку. |
|
|
|
| ||||
| Я быстро решаю поставленные задачи. |
|
|
|
| ||||
| Мне легко идти по намеченному плану, даже если впереди много препятствий. |
|
|
|
| ||||
| Когда я прихожу домой, мне не нужна эмоциональная разгрузка. |
|
|
|
| ||||
| В моем классе самый дружный коллектив. |
|
|
|
| ||||
| Когда на перемене очень шумно, я могу спокойно заниматься своими делами. |
|
|
|
| ||||
| Я все годы переживаю за успеваемость «своих» детей, которые учатся до 11 класса. |
|
|
|
| ||||
| Если в классе что-то произошло, я быстро и спокойно реагирую, без криков и ругани. |
|
|
|
| ||||
| Мне нравится выбор моей профессии. |
|
|
|
| ||||
| После уроков я помогаю отстающим ученикам. |
|
|
|
| ||||
5.Критерий саморазвития и самообразования | |||||||||
| Я постоянно развиваюсь и прохожу курсы повышения квалификации. |
|
|
|
| ||||
| На своих уроках я пользуюсь инновационными методами преподавания и ИКТ. |
|
|
|
| ||||
| У меня есть план саморазвития на ближайшие 3 года. |
|
|
|
| ||||
| Я легко перенимаю успешный опыт своих коллег, даже если они младше меня. |
|
|
|
| ||||
| После каждого урока я провожу рефлексию. |
|
|
|
| ||||
| Я легко воспринимаю критику в свой адрес. |
|
|
|
| ||||
| Я с радостью учусь чему-то новому. |
|
|
|
| ||||
| Я всегда иду в ногу со временем. |
|
|
|
| ||||
| Во время учебного процесса я не отвлекаюсь на социальные сети. |
|
|
|
| ||||
| Я уверенный пользователь ПК. |
|
|
|
| ||||
| Если я в чем-то не уверен, я всегда проверю информацию в книге или интернете. |
|
|
|
| ||||
| Мне не жалко выделить определенную сумму денег на свое обучение. |
|
|
|
| ||||
Ключ: | |||||||||
Вопросы | Баллы за ответ | ||||||||
Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | ||||||
1, 3 – 17, 23, 25 – 60 | 3 | 2 | 1 | 0 | |||||
2, 18 – 22, 24 | 0 | 1 | 2 | 3 |
Профессиональная компетентность – есть неотъемлемая составляющая педагога, обладающего способностями обращаться к творчеству, внедрять современные программы и технологии, умеющего принимать решения в нестандартных профессиональных ситуациях. В структуру этого понятия входит совокупность специальных знаний, умений, значимых личностных характеристик, а также его ценностных ориентаций. При более детальном рассмотрении данной проблемы, было выявлено пять основных критериев, которые позволяют проводить оценку уровня профессионализма педагога: общекультурный, включающий общую образованность, широкий кругозор, культуру речи, информационную осведомленность в области культуры; общепрофессиональный – владение общими знаниями преподаваемых дисциплин, использование на своих уроков ИКТ, модернизация образовательного процесса, владение широким спектром педагогических методик и технологий; коммуникативный – владение профессиональным языком, умением находить контакт с детьми, коллегами и родителями; личностный – зрелость самоопределения, мотивация обучать других, устойчивость нервной системы, умение к самоорганизации, критерий саморазвития и самообразования – готовность к обучению, систематическое прохождение курсов по повышению квалификации, реализуемый план развития на ближайшие 5 лет. Данная авторская диагностика учитывает все эти критерии и позволяет учителю начальных классов самостоятельно определить уровень профессиональной компетентности, а также потребность в повышении его.
Список литературы
1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://xn––80abucjiibhv9a.xn–– i/%D0% %D0%B%BD/543
2. Андреев А.Л. Знания или компетентность? / А. Андреев // Высшее образование в России. – 20018. – № 2. – С. 3–11.
3. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании / В. Байденко // Высшее образование в России. – 2014. – №11. – С. 3–12.
4. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.(учеб.–метод. пособие) / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: – 2015.
5. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. – Л. : Знание, 1985. – 32 с.
6. Макарова Л. Н. Профессиональная пригодность преподавателя вуза // Вестник ТГУ. 2018. №1 (171). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya–prigodnost–prepodavatelyavuza
7. Тонконогая, Е. П. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ / Е. П. Тонконогая. – М.: Педагогика, 1987. – 168 с.
8. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eidos.ru/yournal/2006/0505.htm