Социальная психология | Мир педагогики и психологии №06 (71) Июнь 2022

УДК 159.9.316.6

Дата публикации 30.06.2022

Особенности этнической идентичности молодых людей из моно- и полиэтнических семей

Вркоч Анастасия Сергеевна
студентка 1 курса магистратуры направления «Психология личности» факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет РФ, г. Санкт-Петербург, nastia-vrcoth@mail.ru

Аннотация: В исследование проводится сравнительный анализ этнической идентичности молодых людей из моноэтнических и полиэтнических семей. Используемые методы: шкальный опросник О.Л. Романовой «Этническая идентичность». Для математической обработки был применен сравнительный анализ с использованием критерия U Манна-Уитни. В результате были обнаружены статистически значимые различия в показателях этнической идентичности представителей моноэтнических и полиэтнических семей.
Ключевые слова: этническая идентичность. моноэтническая семья, полиэническая семья, этнос, толерантность.

Features of ethnic identity of young people from mono- and multiethnic families

Vrkoch Anastasiia Sergeevna
student of the Faculty of Psychology, Saint-Petersburg State University, Russia, Saint-Petersburg

Abstract: The study provides a comparative analysis of the ethnic identity of young people from mono-ethnic and multi-ethnic families. Methods used: scale questionnaire O.L. Romanova "Ethnic identity". For mathematical processing, a comparative analysis was applied using the Mann-Whitney U test. As a result, statistically significant differences were found in the indicators of ethnic identity of representatives of monoethnic and polyethnic families.
Keywords: ethnic identity. monoethnic family, polyenic family, ethnos, tolerance.

Правильная ссылка на статью
Вркоч А.С. Особенности этнической идентичности молодых людей из моно- и полиэтнических семей // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 06 (71). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-etnicheskoj-identichnosti-molodykh-lyudej-iz-mono-i-polietnicheskikh-semej.html (Дата обращения: 30.06.2022)

На сегодняшний день проблема этнической идентичности не перестает быть актуальной. В мире постоянно происходят события, запускающие не прекращаемые движения миграционных пластов и потоки беженцев. Люди ассимилируются под другую культуру, теряя связь со своей прежней этнической принадлежностью. Исчезают языки, забываются национальные  традиции и обычаи.  В процессе глобализации границы размываются, людям становится проще взаимодействовать с представителями других этносов, погружаться в их культуру. Становится все больше смешанных браков. В России вопрос этнической идентичности стоит особенно остро, учитывая количество и разнообразие коренных малочисленных народов в стране. Рост межэтнической напряженности заставляет нас возвращаться к данному психологическому феномену.

Этническая идентичность является составной частью социальной идентичности, о которой впервые заговорили Г. Тэшфел и Дж. Тернер. Среди отечественных исследователей этническая идентичность активно изучалась Г.У. Солдатовой, Н.М. Лебедевой, Л.Г. Почебут, В.Ю. Хотинец и Т.Г. Стефаненко.

Л.Г. Почебут определяет этническую идентичность как «диспозиционное образование, разновидность социальной идентичности, установку на принадлежность к определенному этносу, … которая регулирует поведение человека в своей или чужой этнической среде» [3, стр. 181]. Как любая установка, она состоит из аффективного, когнитивного и поведенческого компонентов, некоторые авторы также выделяют коммуникативный компонент. Выраженность этнической идентичности может колебаться от этнической индифферентности до этнофанатизма. Важность доминирования среди населения позитивной этнической идентичности была доказана во множественных исследованиях, посвященных этнической толерантности. Этническая толерантность, необходимая для нормального функционирования межэтнических отношений и отсутствия межнациональных конфликтов, возможна только при наличии положительного отношения к собственной культуре [4,5,6].

На становление этнической идентичности человека во многом влияют особенности этноконтактной среды, в том числе и этнический состав родительской семьи [1,2]. Наше эмпирическое исследование направленно на сравнение показателей этнической идентичности  молодых людей из моно- и полиэтнических семей.

Основная гипотеза звучит следующим образом: имеются различия между показателями этнической идентичности молодых людей из моно- и полиэтнических семей.

Объект: этническая идентичность.

Предмет: влияние принадлежности к моно- или полиэтнической семье на этническую идентичность.

Выборка составила 60 человек, среди которых 30 из моноэтнических семей, 30 из полиэтнических семей. В первой группе – 10 мужчин и 20 девушек, во второй – 11 мужчин и 19 девушек. Возраст испытуемых варьировался от 19 до 28 лет. Средний возраст – 23 года. Этнический состав полиэтнических семей представлен в таблице 1 и таблице 2. Этнический состав моноэтнических семей составляли русские.  

Таблица 1

 

                                                          Отец

Этнос

Частота

Процент

Казах

2

6,67

Армянин

4

13,33

Грек

1

3,33

Грузин

1

3,33

Еврей

2

6,67

Мари

1

3,33

Немец

1

3,33

Осетин

1

3,33

Русский

8

26,67

Татарин

3

10

Украинец

5

16,67

Чуваш

1

3,33

Всего

30

100

Таблица 2

                                                             Мать

Этнос

Частота

Процент

Армянка

2

6,67

Грузинка

1

3,33

Мари

1

3,33

Мордовка

1

3,33

Немка

1

3,33

Русская

19

63,33

Татарка

1

3,33

Украинка

3

10

Белоруска

1

3,33

Всего

30

100

Для исследования этнической идентичности испытуемых использовался шкальный опросник О.Л. Романовой «Этническая идентичность». Эта методика позволяет определить самоидентификацию через осознание особенностей собственной этнической группы и субъективной значимости для человека членства в данной этнической группе. Уровень этнической идентичности определяется по трем показателям: чувство принадлежности к своей этнической группе (когнитивный компонент), значимость этнической принадлежности (аффективный компонент), оценка взаимоотношений большинства и меньшинства (коммуникативный компонент).

Для статистической обработки данных использовалась программа IBM SPSS Statistics версия 23. Для проверки, отличается ли распределение в выборке от нормального, использовался критерий Колмогорова-Смирнова. Было обнаружено, что распределение по многим шкалам отличается от нормального.  В связи с этим, для дальнейшей математико-статистической обработки использовались непараметрические методы статистического анализа. Для оценки различий по показателям этнической идентичности между выборками испытуемых из моноэтнических и полиэтнических семей был проведен сравнительный анализ с использованием критерия U Манна-Уитни.

Результаты сравнительного  анализа этнической идентичности  между выборками испытуемых  из моноэтнических и полиэтнических семей представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатель

Моноэтническая семья (n=30)

Полиэтническая семья (n=30)

Значимость

Среднее

Станд. откл.

Среднее

Станд. откл.

Когнитивный компонент

16,37

3,023

15,37

4,047

0,113

Аффективный

компонент

24,50

7,094

21,57

3,569

0,069

Коммуникативный

Компонент

19,90

4,490

18,63

3,337

0,132

Этническая идентичность сумма*

60,10

12,677

54,47

8,476

0,008

Сравнительный анализ с использованием U критерия Манна-Уитни не выявил статистически значимых различий по показателям когнитивного (p=0,113) и коммуникативного (р=0,132) компонентов, однако были обнаружены значимые различия по показателям этнической идентичности (р=0,008), а также были выявлены тенденции к различиям по аффективному компоненту (р=0,069).

Рисунок 1. Показатели компонентов этнической идентичности в моноэтнической и полиэтнической выборках

Рисунок 2. Показатели этнической идентичности в моноэтнической и полиэтнической выборках

Было установлено, что показатели этнической идентичности, а также показатели аффективного компонента выше у представителей моноэтнических семей, нежели у молодых людей из смешанных семей. Вероятно, такие результаты могут быть следствием того, что у испытуемых, выросших в полиэтнических семьях, присутствует переживание двойственности своей этнической идентичности. Возможно, сложности осознания себя представителем определенной этнической группы у молодых людей из смешанных семей могло повлиять на снижение уровня этнической идентичности. У представителей же моноэтнических семей менее вероятна потенциальная возможность внутреннего конфликта относительно собственной этнической принадлежности. Полученные результаты также могут быть следствием того, что респонденты из моноэтнической группы принадлежат к этническому большинству.

Таким образом,  полученные результаты могут послужить толчком к новым исследованиям, посвященным этнической идентичности людей, выросших в межнациональных семьях. Наша работа подтверждает, что у представителей полиэтнических семей потенциально могут возникнуть проблемы в формировании позитивной этнической идентичности. Требуется более подробное рассмотрение биографии испытуемого, анализ устойчивости идентичности. Необходим более детальный разбор влияющих факторов, например таких, как вовлеченность испытуемого в каждую из культур, возможный конфликт религий в семье, знание языков каждого этноса. Результаты будущих исследований позволят сформулировать ряд рекомендаций по формированию позитивной этнической идентичности для людей, выросших в полиэтнической среде.


Список литературы

1. Верещагина М.В. Этническая идентичность как определяющий фактор в формировании толерантности в поликультурном пространстве.// Современные
технологии обучения. Сборник статей и тезисов / Под ред. Л.А. Кучиевой; Северо-Осетинский государственный педагогический институт. Выпуск No 6. Владикавказ:Издательство СОГПИ, 2008. - С. А2-Л9
2. Карманова Т.М., Медведева И.А. Особенности этнической идентичности и этнической толерантности студентов из моно- и полиэтнических семей // МНИЖ. 2016. №5-6 (47). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-etnicheskoy-identichnosti-i-etnicheskoy-tolerantnosti-studentov-iz-mono-i-polietnicheskih-semey (дата обращения: 29.06.2022).
3. Почебут, Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология : учебное пособие для вузов / Л. Г. Почебут. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 279 с.
4. Шулева Е.И. Исследование взаимосвязи этнической идентичности и этнической толерантности // Интернетжурнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/73PDMN217.pdf (дата обращения:29.06.2022)
5. Drobizheva, L. National identity as a means of reducing ethnic negativism (2017) Mir Rossii, 26 (1), pp. 7-31.
6. Lebedeva, N.M., Tatarko, A.N. Ethnic identity, group status and type of settlement as predictors of ethnic intolerance (2005) Psikhologicheskii Zhurnal, 26 (3), pp. 51-64.

Расскажите о нас своим друзьям: