Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (71) Июнь 2022

УДК 373.24

Дата публикации 15.06.2022

Особенности песочной терапии как предметной области проекта в дошкольной образовательной организации

Редька Владислава Олеговна
магистрант, кафедра педагогики, Вятский государственный университет, Московская обл., г.о.Клин, vladislava.redka@yandex.ru
Научный руководитель Ходырева Елена Анатольевна
профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук, доцент, Вятский государственный университет, Московская обл., г.о.Клин

Аннотация: Актуальность исследования возможностей песочной терапии как предметной области проекта с детьми в дошкольной образовательной организации связана с нуждами современной практики работы в дошкольной образовательной организации, с эффектитвностью использования проекта по песочной терапии для повышения образовательных возможностей организации, ее конкурентоспособности. На данный момент существует необходимость поиска наиболее эффективных методов и направлений управления проектами в дошкольной образовательной организации, так как это позволяет обеспечить новые образовательные услуги для дошкольников, расширить спектр возможностей дошкольной образовательной организации. Цель – рассмотреть особенности песочной терапии как предметной области проекта с детьми в дошкольной образовательной организации. Задачи проекта по песочной терапии – развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком, способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития. Предметная область проекта включает в себя получение результатов по решению таких задач, как стабилизация психоэмоционального состояния детей, совершенствование координации движений, улучшение моторики, стимуляция развития сенсорно-перцептивной сферы, развитие навыков речи и общения, улучшение пространственной ориентации, стимуляция познавательных интересов, расширение кругозора, расширение спектра способов сотрудничества. Песочная терапия как предметная область проекта в дошкольной образовательной организации представляет собой одно из направлений арт-терапии, способ снятия внутреннего напряжения, воплощение через символы бессознательных образов, производимое в условиях безопасности и комфорта.
Ключевые слова: управление проектами, проект, песочная терапия, дошкольный возраст, коррекция психоэмоционального состояния, мелкая моторика, дошкольная образовательная организация.

Features of Sandplay as a subject area of the project in a preschool educational organization

Redka Vladislava Olegovna
MA student, Department of Pedagogy, Vyatka State University, Moscow region, Klin
Scientific adviser Khodyreva Elena Anatolyevna,
Professor of the Department of Pedagogy, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vyatka State University, Moscow region, Klin

Abstract: The relevance of studying the possibilities of sand therapy as the subject area of a project with children in a preschool educational organization is related to the needs of modern practice in working in a preschool educational organization, with the effectiveness of using a sand therapy project to increase the educational capabilities of the organization, its competitiveness. At the moment, there is a need to find the most effective methods and directions of project management in a preschool educational organization, as this allows us to provide new educational services for preschoolers, expand the range of opportunities for a preschool educational organization. The goal is to consider the features of sand therapy as a subject area of a project with children in a preschool educational organization. The objectives of the sand therapy project are the development and correction of the emotional-volitional and cognitive spheres of preschool children using sand games, to promote the mental and personal growth of the child through the creation of a zone of proximal development. The subject area of the project includes obtaining results for solving such problems as stabilizing the psycho-emotional state of children, improving coordination of movements, improving motor skills, stimulating the development of the sensory-perceptual sphere, developing speech and communication skills, improving spatial orientation, stimulating cognitive interests, expanding horizons, expanding the range of ways of cooperation. Sand therapy as the subject area of the project in a preschool educational organization is one of the areas of art therapy, a way to relieve internal stress, the embodiment through symbols of unconscious images, produced in conditions of safety and comfort.
Keywords: project management, project, sand therapy, preschool age, psycho-emotional state correction, fine motor skills, preschool educational organization.

Правильная ссылка на статью
Редька В.О. Особенности песочной терапии как предметной области проекта в дошкольной образовательной организации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 06 (71). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-pesochnoj-terapii-kak-predmetnoj-oblasti-proekta-v-doshkolnoj-obrazovatelnoj-organizatsii.html (Дата обращения: 15.06.2022)

Актуальность исследования.

Актуальность исследования особенностей песочной терапии как предметной области проекта с детьми в дошкольной образовательной организации связана с нуждами современной практики работы в дошкольной образовательной организации, с возможностью эффективного использования этого вида терапии в стабилизации психоэмоционального состояния дошкольников.

На данный момент существует необходимость поиска наиболее успешных направлений и методов управления проектами в дошкольных образовательных учреждениях, в частности, направленных на коррекцию психоэмоционального развития дошкольников, где можно выделить песочную терапию как обеспечивающую успешную адаптацию и социализацию ребенка в период дошкольного детства, в подготовке к школьному периоду.

Цель – рассмотреть особенности песочной терапии как предметной области проекта с детьми в дошкольной образовательной организации.

Проект по песочной терапии включает в себя использование возможностей песочной терапии в контексте работы с дошкольниками. Подразумевает использование проекта по песочной терапии в дошкольной образовательной организации в работе с детьми со следующим спектром проблем [10, c.56]:

  • разные формы нарушений поведения,
  • сложности в общении с взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками,
  •  психосоматические заболевания,
  • усиленная тревожность, страхи,
  • проблемы, связанные с изменениями в семье (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (адаптация к образовательному учреждению и т.п.).

Предметная область проекта представляет собой соединение задач и результатов проекта, проведение работ с использованием необходимых ресурсов.

Специфика предметной области проекта по песочной терапии связана со спецификой организационно-педагогических условий данного проекта, определением круга детей, нуждающихся в проведении песочной терапии, подбором и подготовкой педагогических кадров для реализации данного проекта.

Проект по песочной терапии для дошкольной образовательной организации основывается на необходимости работы с детьми дошкольного возраста по направлениям коррекции различных личностных и поведенческих нарушений, адаптивных особенностей и др.

Еще Л.С. Выготский отмечал особенное значение, которое принадлежит средствам искусства в развитии детей, так как они способны обеспечивать для них процессы познания мира, их развитие в различных направлениях. По сути, арттерапию можно представить как возможность при помощи искусства проводить развитие детей, их воспитание, их оздоровление, коррекцию [2, c.154].

Выбор  песочной терапии как предметной области обусловлен тем, что на современном этапе развития психологической и педагогической науки можно говорить о наличии большого количества исследований в области арттерапии в целом и песочной терапии в частности, показавших ее эффективность для разрешения большого количества психоэмоциональных проблем детей различных возрастных категорий, в том числе дошкольного возраста [1, c.333].

В настоящее время проекты по песочной терапии получили широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов, в связи с чем эти проекты нуждаются в должном управлении в рамках дошкольной образовательной организации.

Проект по песочной терапии в дошкольной образовательной организации представляет собой мероприятие или процесс, имеющий четкую цель, задачи, сроки. При организации такого проекта дошкольная образовательная организация, в первую очередь, должна на всех уровнях уточнить вышеуказанные элементы проекта. В качестве целей проекта по песочной терапии может выступать создание уникального продукта (проведение уникального в данных условиях проекта) либо получение результата (конкретных изменений группы охваченных воспитанников); целью может быть и соединение этих двух составляющих.

В зависимости от целей прописываются задачи проекта по песочной терапии, также соответствующие нуждам и определяющиеся на базе особенностей того или иного дошкольного учреждения. Каждый результат подразумевает своевременную  и точную постановку задачи; под каждую задачу подбираются соответствующие ресурсы – методики, инструментарий, реализаторы, знания, организация условий.

Сроки проекта определяются организаторами в соответствии с целями и задачами, также прописывается начало проекта, определяется момент его завершения в соответствии с разработанными критериями результативности [9, c.15].

Песочную терапию можно назвать одним из используемых инновационных путей для развития и коррекции дошкольников, управление проектом по реализации песочной терапии имеет свою специфику.

На сегодняшний день наблюдается тенденция песочной терапии как одной из разновидностей арт-терапии, или другое название – метод Sandplay, как одного из самых интересных методов психологии, основанный на идеях М. Левенфельд, Д. Калф, К.Г. Юнг [19, c.24]. Опыт работы показывает, что использование проекта по песочной терапии в дошкольной образовательной организации даёт положительные результаты. Возможности данного проекта довольно обширны.

В рамках арт-терапии песочная терапия выступает как невербальная форма психокоррекции с акцентом на творческом самовыражении. В песочной терапии в символической форме проявляются образы, которые позволяют специалисту, руководящему процессом, в безопасной обстановке «песочницы» провести диагностику и коррекцию нарушений. Песочная терапия сочетает в себе невербальную и вербальную экспрессию клиентов – построение песочной композиции и рассказ о ней или описание ситуации по композиции.   Занятия и игры с песком улучшают мелкую моторику пальцев и помогают детям преодолеть логопедические и психологические проблемы.

Песочная терапия существует уже более века, так, в психологической практике ее началом принято считать 20-е года ХХ века, когда впервые был использован поднос с песком. В качестве теоретической основы можно рассматривать технику активного воображения К. Юнга [20, c.111], так как работа с песком способствует активизации архетипа ребенка.

Песочная терапия позволяет [17, c.54]:

  • стабилизировать психоэмоциональное состояние;
  • совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

стимулировать развитие сенсорно – перцептивной сферы, тактильно – кинестетической чувствительности;

  • развивать навыки общения и речи (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;
  • стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
  • разнообразить способы сотрудничества.

Отличительной чертой арт-терапевтической практики выступает работа с песочницей - от традиционного варианта юнгианской песочной терапии «содержится также в возможности применения фокусирующих техник, объединенных с работой на выбранные темы. Они могут относиться к запросу или к актуальной проблеме клиента» [4, c.55]. Пескотерапия как предметная область проекта выделяется простыми манипуляциями, возможностью создания новых форм, непродолжительным существованием создаваемых образов. Способность уничтожения песочной картины, способность реконструирования, многократность формирования новых сюжетов, превращает работу с песком в своеобразный ритуал, которым несложно управлять [6, c.33].

 «Терапия песком», предложенная в свое время К.Г. Юнгом основана на естественном желании детей возиться с песком, что дает широчайшие возможности для работы с ним в этот период. Игра, как основная деятельность дошкольника, песок, как любимый материал, позволяющий реализовать свои эмоции, чувства, переживания, проявить свою уникальность, дают возможности для разрешения различных психологических затруднений. В игре с песком ребенок чувствует себя безопасно, ведь для него мир песка – мир под контролем [8, c.52].

Находясь в естественных игровых условиях, ребенок получает возможность под руководством компетентного педагога обретать знания и жизненный опыт, незаметно для себя производить коррекцию своих особенностей. Таким образом, одним из направлений управления проектом по песочной терапии является подбор компетентных педагогов.

Взаимодействие ребенка с песком обладает возможностями стабилизации его эмоционального состояния. Психоэмоциональные проблемы дошкольников исследуются специалистом в процессе песочной терапии.

Песочная терапия при стабилизации психоэмоционального состояния может выступать как ведущий метод и как вспомогательный. Для понимания особенностей управления проектом по песочной терапии рассмотрим основные направления игр, используемых в песочной терапии [8, c.33].

Таблица 1. Направления игр песочной терапии

Направление игр

Описание игр

Обучающие

Коррекция и стабилизация состояния. Возможность выразить эмоции, чувства, ощущения. Развитие мелкой моторики. Развитие кинестетической чувствительности. Развитие речи (темп, сила голоса, высота голоса, словарный запа). Развитие памяти, внимания и т.д.

Познавательные

Стабилизация психоэмоционального состояния. Расширение представлений о мире. Развитие речи, памяти, внимания, творческих способностей. Развитие мелкой моторики и т.д.

Проективные

Осуществление диагностики. Коррекция нарушений детей. Стабилизация психоэмоционального состояния. Развитие ребенка по различным направлениям. Развитие речи. Развитие мелкой моторики и т.д.

Несмотря на специальные особенности направлений песочных игр, одной из решаемых задач в процессе песочной терапии всегда выступает стабилизация психоэмоционального состояния.

Различные формы песочной терапии используются в рамках проекта, что удобно для работы в детских дошкольных организациях при осуществлении коррекции психоэмоционального состоянии. Проект подразумевает использование различных форм - индивидуальной, групповой, фронтальной.

При практическом использовании песочной терапии в стабилизации психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста цели могут быть различными, в разработке проекта нужно учитывать их максимально широко. В первую  очередь, это создание для дошкольников безопасной среды для проявления творческой активности. Кроме того, это диагностика и проработка психоэмоциональных нарушений дошкольников. Также это развитие познавательных и психических процессов дошкольников, внимания, памяти, воображения, мышления, пространственных представлений. Еще одна цель – снижение психофизического напряжения дошкольников. Также в любом сеансе песочной терапии одной из задач должно быть развитие мелкой моторики, развитие речи, совершенствование коммуницирования, развитие фантазии, эмпатии.

При реализации проекта по песочной терапии в дошкольной образовательной организации используется широкий спектр методов и приемов, среди которых игры различных типов, видов, направленности, беседы, дискуссии, рисование, раскрашивание, использование элементов сказкотерапии, музыкотерапии т.д.

При управлении проектом важно учитывать необходимость создания естественной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, где дошкольник имеет возможности для проявления активности, творчества. Инструктирование проводится в сказочной форме. Полностью исключена должна быть любая негативная оценка действий ребенка, главный инструмент – поощрение любой инициативы, воображения [14, c.57].

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Управление проектами в дошкольной образовательной организации представляет собой совокупность образовательных и управленческих проектов, которые реализуются через последовательное и параллельное встраивание в систему деятельности дошкольной образовательной организации, направленное на достижение поставленных целей, решение задач, обновление практики образовательных услуг.

Управление проектами в дошкольной организации позволяет осуществить оптимизацию внутренних и внешних процессов, проводится с использованием специальных, часто инновационных стратегий, реализовывать основные и дополнительные цели. Результатом становится повышение эффективности конкурентоспособности дошкольной образовательной организации. Управление проектом по песочной терапии имеет свой алгоритм управления. Образовательная направленность может корректировать алгоритм для наибольшего удобства осуществления проекта в рамках той или иной организации.

Песочная терапия как предметная область проекта в дошкольной образовательной организации представляет собой одно из направлений арт-терапии, способ снятия внутреннего напряжения, воплощение через символы бессознательных образов, производимое в условиях безопасности и комфорта.


Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 2016.
2. Грабенко, Т. М, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / СПб. : Речь, 2010. – 69 с.
3. Гранина И.В. Песочная терапия в психотерапии/Екатеринбург, 2012 – 65 с.
4. Забалуева А. Как работает юнгианская песочная терапия? Дата доступа: 08.09.2021. – Заглавие с экрана.
5. Забелло В.Ф. Занятия с детьми «Игры с песком. Пескотерапия» [Дата доступа:01.10.21].
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии / СПб.: Речь, 2002 – 224 с.
7. Зинкевич-Евстигнеева,Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / СПб.: Речь, 2010 – 340 с.
8. Ильина Т.Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. [Текст]/ Т.Н. Ильина // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно –практический журнал. –2018. No 1. – с.15-18.
9. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми / СПб. : Речь, 2014. – 160 с.
10. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ СПб.: Речь, 2016 – 160 с.
11. Конаныхина Е.Ю. Волшебство в песочнике. – М.: Генезис, 2016.
12. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А.. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /Москва: Академия, 2011 – 248 c.
13. Новак Н. Г. Основы песочной терапии : практическое руководство / 2018. – 33 с.
14. Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.maam.ru. – Дата доступа: 17.11.2021.2017.
15. Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / СПб. : Речь, 2006. – 176 с.
16. Трошиниха Е. Развитие эмоционального ресурса личности в психотерапии – М.: Питер, 2014.
17. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия / СПб. : Речь, 2010 – 208 с.
18. Юнг К. Г. Человек и его символы /Серебряные нити, 2013 – 352 с.
19. Яковенко О. Н. Использование песочной терапии в работе психолога с детьми различных категорий [Электронный ресурс] / Режим доступа http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola. – Дата доступа: 08.09.2017. – Заглавие с экрана.

Расскажите о нас своим друзьям: