Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №12 (53) Декабрь 2020
УДК 159.9
Дата публикации 10.12.2020
Психологическое благополучие студентов в условиях дистанционного обучения
Бородовицына Татьяна Олеговна
аспирант кафедры практической психологии, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж, tatyana.borodovitsyna2016@yandex.ru
Аннотация: В статье рассмотрены основные специфические особенности дистанционной формы обучения. Конкретизированы понятия «психологическое благополучие» и «самоотношение». Проведен анализ отечественных и зарубежных исследований психического состояния, копинг – стратегий студентов, а также социально – психологических факторов, определяющих психологическое благополучие в условиях удаленной работы. Предложены рекомендации студентам по повышению уровня психологического благополучия в период онлайн – обучения.
Ключевые слова: психологическое благополучие, самоотношение, дистанционное обучение, пандемия COVID – 19, совладающее поведение, удовлетворенность, самопринятие.
postgraduate student of Practical psychology department, Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh
Abstract: The article discusses the main specific features of distance learning. The concepts of "psychological well-being" and "self-attitude" are concretized. The analysis of domestic and foreign studies of the mental state, coping strategies of students, as well as socio-psychological factors that determine psychological well-being in conditions of remote work. Recommendations for students on improving the level of psychological well-being during the period of online learning are offered.
Keywords: psychological well-being, self-attitude, distance learning, COVID-19 pandemic, coping behavior, contentment, self-acceptance.
Бородовицына Т.О. Психологическое благополучие студентов в условиях дистанционного обучения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12 (53). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskoe-blagopoluchie-studentov-v-usloviyakh-distantsionnogo-obucheniya.html (Дата обращения:10.12.2020)
В настоящее время на фоне пандемии COVID – 19 наблюдается актуализация социально – психологических, экономических и многих других проблем, неизбежно коснувшихся и сферы высшего образования. По справедливому замечанию Н.А. Белякова, В.В. Рассохина и Е.Б. Ястребовой [2, с. 7], в этом тревожном положении находится все население нашей страны независимо от возраста, половой и социальной принадлежности. Сложившаяся ситуация, обладающая высоким стрессогенным потенциалом, активно исследуется как медициной, так и психологической наукой. Е.Н. Ениколопов, О.М. Бойко [4, с. 110] и др. утверждают, что в период пандемии у людей возникает непропорциональная степень страха вследствие быстрого и незаметного распространения вируса. Происходит нарушение их личных прав (например, свободы передвижения), что, несомненно, приводит к повышению тревожности, усилению дистресса и появлению психопатологической симптоматики. В результате подобной социальной изоляции, непривычной и даже опасной, у людей наблюдаются следующие психические реакции: повышение раздражительности и утомляемости, ухудшение концентрации внимания; формируется паническое, избегающее поведение [12, с. 28].
Рассматриваемая проблема изучается и за рубежом такими авторами, как J. Qiu, B. Shen, M. Zhao [15, с. 1] в контексте влияния эпидемии коронавируса на психологическое благополучие населения в странах, имеющих высокий уровень распространения данной инфекции. Исследователи призывают к учету угрозы дистресса при планировании борьбы с эпидемией, в том числе среди молодежи.
Интересными данными, полученными в ходе масштабного онлайн – опроса, располагают и сотрудники НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева [9]. Учеными было установлено, что лица молодого возраста (до 20 лет) являются наиболее подверженными стрессовому состоянию из – за распространения COVID – 19.
Вышеперечисленные факты напрямую касаются и работы высших учебных заведений, перешедших на дистанционное обучение с целью предотвратить заражение коронавирусом. Учитывая сложившуюся эпидемиологическую обстановку в мире, можно сказать, что на данный момент дистанционная форма обучения является наиболее оптимальной. Безусловно, она имеет свои специфические особенности, кардинально отличающиеся от аудиторной формы работы. Процесс удаленного преподавания является более трудоемким, поскольку для этого требуется крайне детальная организация учебных курсов. Наряду с этим, студенты обладают разными возможностями присоединения к видеоконференциям в Skype / Zoom / WebEx и других системах, доступа к высокоскоростному интернету. Нахождение родителей обучающихся на удаленной работе может приводить к перегрузке Сети и возникновению перебоев [12, с. 28].
Необходимо отметить, что главным фактором, влияющим на успешность обучения студента, является состояние психологического комфорта. Резкое изменение условий обучения может сказаться, в первую очередь, на его благополучии, самочувствии, самооценке, удовлетворенности жизнью, самосознании, которые, в свою очередь, имеют большое значение в психологическом здоровье. Негативное влияние дистанционного обучения на психологическое благополучие обучающегося может привести к ухудшению успеваемости по дисциплинам и снижению учебной мотивации. Данная проблема и определила цель нашего исследования: изучить психологическое благополучие, самоотношение студентов в период дистанционного обучения.
В настоящее время феномен «психологическое благополучие» активно изучается многими областями науки, в том числе и психологией. По мнению Я.И. Павлоцкой [6, с. 22], данный конструкт включает в себя такие компоненты, как независимость; умение выстраивать здоровые межличностные отношения; состояние внутреннего психологического комфорта; осознание ценности как собственной жизни, так и жизни других людей; наличие социального интереса; стремление и способность к самореализации; эмпатия; успешная адаптация в обществе.
Одним из первых исследователей психологического благополучия является американский психолог N. Bradburn [13], определивший данное понятие как субъективное ощущение счастья и общую удовлетворенность жизнью. В понимании ученого, психологическое благополучие представляет собой баланс между позитивным и негативным аффектом, которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.
В работе П.П. Фесенко [11, с. 4] психологическое благополучие также рассматривается в качестве субъективного явления, целостного переживания, выражающегося в чувстве удовлетворенности собой и своей жизнью. С точки зрения ученого, оно находится в прямой зависимости от основных ценностей, потребностей и системы внутренних оценок самой личности.
В концепции C. Ryff [14] психологическое благополучие является базовым субъективным конструктом, отражающим восприятие и оценку собственного функционирования при максимальном раскрытии потенциальных возможностей человека. Согласно C. Ryff, психологическое благополучие личности состоит из шести главных компонентов: самопринятия (осознания и принятия своей личности), автономии (независимого оценивания своего поведения, умения сохранять устойчивую позицию под действием общественного давления), позитивных отношений с окружающими, управления окружающей средой (способности к достижению своих целей вопреки имеющимся трудностям), наличия цели в жизни, личностного роста.
Л.Б. Козьмина [5, с. 194], учитывая многокомпонентность психологического благополучия, связывает его с таким интегративным психологическим образованием, как самоотношение. Термин «самоотношение» означает отношение человека к своему «Я». В рамках теории С.Р. Пантилеева [7, с. 208] данное понятие рассматривается в качестве двухуровневого образования, включающего самооценку и эмоционально – ценностное отношение к себе, являющееся в данной концепции доминирующим.
В.В. Столиным [10] была предложена модель строения самоотношения. Согласно этой модели, личность оценивает собственное «Я», свои качества и черты относительно мотивов, выражающих ее потребность в самореализации. В данной иерархической структуре выделяется три уровня самоотношения: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, самоинтересу, аутосимпатии и ожидаемому отношению к себе; уровень готовности к конкретным действиям по отношению к своему «Я».
А.М. Безносенко и М.В. Яворской [3, с. 26] было реализовано исследование самоотношения студентов Приморского края с различным уровнем психологического благополучия в период дистанционного обучения. Согласно проведенному качественному анализу, общий уровень благополучия у всех студентов имеет среднее значение. У обучающихся присутствуют некоторые сложности в организации повседневной деятельности, в том числе учебной. Что касается позитивных отношений с окружающими, то они характеризуются открытостью и доверительностью у студентов данной выборки. При этом уровень их самопринятия остается заниженным, что свидетельствует о наличии неудовлетворенности собственным поведением и уровнем достижений.
Аналогичное исследование специфики психического состояния и копинг – стратегий студентов – клинических психологов и студентов – психологов широкого профиля в условиях дистанционного обучения мы находим у Т.М. Харламовой [12, с. 30]. Согласно данным, полученным автором, студенты – психологи широкого профиля имеют более положительное отношение к себе, нежели клинические психологи, в большей степени критически оценивающие свою личность. Несомненно, позитивное принятие себя приводит к улучшению общего психического состояния, что в стрессовой ситуации пандемии COVID – 19 повышает адаптивные возможности обучающихся. По мнению исследователя, актуальные жизненные события студентов, наличие или отсутствие у них внутренней опоры, готовность или неготовность принять на себя ответственность за происходящие с ними события детерминируют их психическое состояние. Также было установлено, что при избегании испытуемыми контактов с окружающей действительностью снижается их активность в решении вопросов, касающихся ситуации пандемии и необходимости дистанционного обучения. Отмечается наличие и обратной тенденции: при эффективном использовании испытуемыми личностных ресурсов для поиска способов разрешения учебных и других проблем снижается их психологический и физический дискомфорт. Таким образом, стремление к избеганию проблем приводит к снижению уровня удовлетворенности собой и своей жизнью.
На базе Санкт – Петербургского университета Е.Н. Арбузовой и А.И. Семаковой [1, с. 218] также было проведено исследование психологического состояния и ресурсов совладающего поведения на выборке студентов МВД России. Ученые отмечают, что психическое состояние курсантов в условиях самоизоляции в целом отличается спокойствием (ощущением удовлетворенности, благодушия, уравновешенности и беззаботности), поскольку обучающиеся пребывают в комфортной среде по месту жительства; у них отсутствует необходимость в ежедневном посещении общественных мест, пользовании транспортом. В то же время в актуальном психическом состоянии имеют место и такие проявления, как пессимистичность, апатичность, снижение мотивации, раздражительность, тревожность, что практически не характерно для студентов данной группы. Несмотря на нормативные значения выявленных психических изменений, снижение эмоционального фона может приводить к негативному влиянию на эффективность учебной деятельности, что говорит о необходимости своевременного оказания психолого – педагогической поддержки обучающимся. В результате проведения качественного анализа были установлены ведущие формы психологических защит у курсантов, которыми являются компенсация и отрицание. Это означает, что студенты, испытывая отрицательные психические состояния, зачастую неосознанно подавляют неприятные мысли и переживания. Учеными выделяются следующие психологические особенности, способствующие формированию негативных психических состояний: наличие несбалансированных черт характера (эмоциональной нестабильности, чувствительности, прямолинейности, конформности, консерватизма), незрелости механизмов психологических защит (вытеснения, проекции и реактивных образований), несформированных адаптивных просоциальных копинг – стратегий, доминирования неадаптивных стратегий импульсивного и агрессивного поведения в структуре совладающего поведения.
И.Э. Соколовской [8, с. 52] на основании проведенного исследования было выделено несколько социально – психологических факторов, определяющих субъективное благополучие студентов в условиях удаленного обучения: это, в первую очередь, наличие интереса к учебе независимо от формы обучения; возможность поддержания взаимоотношений с одногруппниками; наличие высокого качества взаимодействия с преподавателями.
Несмотря на большое количество дискуссий, касающихся проблемы эффективности дистанционного образования, необходимо отметить один факт. В связи с вынужденным переходом на дистанционное обучение у преподавателей появилась возможность стать ближе со своими студентами. Они могут проявлять себя не только в качестве помощников и цифровых ассистентов, но и инициировать использование новых технологий, платформ; раскрывать возможности разных образовательных сервисов. Реализация профессиональной деятельности преподавателями в удаленном доступе требует глубокого осмысления педагогикой и психологией, поскольку именно в период карантина отмечается появление принципиально новых линий развития и форм реализации образования.
Таким образом, психологическое благополучие, являясь интегральным личностным образованием, играет важнейшую роль в позитивном функционировании человека и выражается в субъективном ощущении счастья, внутренней гармонии, удовлетворенности собой и жизнью в целом. Оно неразрывно связано с самоотношением – самооценкой и эмоционально – ценностным отношением к себе и подразумевает максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности. Проведя анализ эмпирических исследований, мы можем выделить основные трудности, возникающие у студентов в ходе дистанционного обучения: наличие сложностей в организации учебной и повседневной деятельности, низкий уровень самопринятия и критичное отношение к себе, апатия и пессимизм, снижение учебной мотивации, частые проявления раздражительности и тревожности. Наряду с этим, по мнению исследователей, интерес к обучению, поддержание взаимоотношений с одногруппниками и качественное взаимодействие с преподавателями способствует оптимизации уровня психологического благополучия студентов в условиях онлайн – работы.
В соответствии с вышесказанным нами были разработаны следующие рекомендации студентам по повышению уровня психологического благополучия в условиях дистанционного обучения:
1. Первым шагом является принятие тех обстоятельств, в которых мы все вынужденно оказались. Необходимо конструктивно осмыслить возможные причины происходящего и признать, что существуют вещи, неподвластные нашему контролю. Избегание негатива без его принятия усиливает тревогу, стресс и другие негативные психические состояния. Использовать технику Cognitive defusion (когнитивное расцепление) – отсоединять себя от своих мыслей, смотреть на них с позиции стороннего наблюдателя, критически оценивая каждую мысль.
2. Четко разграничивать свое учебное и внеучебное время. Вырабатывать навыки эффективной самоорганизации. Обязательно доводить начатое дело до конца – это укрепляет самооценку. Ограничить время, проводимое в социальных сетях и интернете.
3. Уделять внимание правильному питанию и двигательной активности. Принимать пищу часто (каждые 3 – 3,5 часа) малыми порциями. Сладости и мучные изделия принимать в первой половине дня. Это поможет исключить набор веса. Для профилактики гиподинамии не следует сидеть в одном положении более 1,5 часов; необходимо периодически делать физические упражнения для улучшения кровообращения (приседания, наклоны, аэробика). Обязательна ежедневная прогулка на свежем воздухе вдали от скопления людей (парк, стадион, лес) 7 км в день.
4. Не общаться с людьми, имеющими негативный настрой и постоянно жалующимися на жизнь. При отсутствии возможности полностью исключить такое общение, ограничить его до минимума. Больше общаться с родными и близкими, организовывать совместные беседы, просмотры фильмов, обсуждения различных тем. Общаться с одногруппниками и друзьями по телефону и видеосвязи. Качественное общение улучшает психическое состояние.
5. Уделять время любимому занятию, несмотря на сильную занятость, поскольку хобби улучшает настроение и снижает тревогу. Слушать любимую музыку и танцевать. Во время танца вспоминать свои достижения и обдумывать новые цели. Это способствует повышению уверенности в себе.
6. В каждой ситуации учиться находить положительные стороны и возможности для саморазвития. Это делает нас сильнее.
Список литературы
1. Арбузова Е.Н. Оценка психологического состояния и ресурсов совладающего поведения обучающихся образовательной организации МВД России в условиях самоизоляции / Е.Н. Арбузова, А.И. Семакова // Вестник Санкт – Петербургского университета МВД России. – 2020. - № 3 (87). – С. 218 – 226.
2. Беляков Н.А. Коронавирусная инфекция COVID – 19. Природа вируса, патогенез, клинические проявления. Сообщение 1 / Н.А. Беляков, В.В. Рассохин, Е.Б. Ястребова // ВИЧ – инфекция и иммуносупрессии. – 2020. - № 12 (1). – С. 7 – 21.
3. Безносенко А.М. Самоотношение студентов с разным уровнем психологического благополучия в период дистанционного обучения / А.М. Безносенко, М.В. Яворская // Научный журнал «Студенческий форум». – июнь 2020. - № 24 (117). – С. 24 – 32.
4. Ениколопов С.Н. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID – 19 / С.Н. Ениколопов, О.М. Бойко, Т.И. Медведева и др. // Психолого – педагогические исследования. – 2020. – Том 12. - № 2. – С. 108 – 126.
5. Козьмина Л.Б. Самоотношение и самооценка как предикторы психологического благополучия личности студентов – психологов / Л.Б. Козьмина // Историческая и социально – образовательная мысль. – 2013. - № 1 (17). – С. 193 – 197.
6. Павлоцкая Я.И. Психологическое благополучие и социально – психологические характеристики личности: монография / Я.И. Павлоцкая. – Волгоград: Издательство Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС. – 2016. – С. 22.
7. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально – оценочная система / С.Р. Пантилеев. – Москва: Издательство МГУ, 1991. – 241 с.
8. Соколовская И.Э. Социально – психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID – 19 и самоизоляции / И.Э. Соколовская // Цифровая социология. – 2020. – Т. 3. - № 2. – С. 46 – 54.
9. Сорокин М.Ю. Психологические реакции населения как фактор адаптации к пандемии COVID – 19 / М.Ю. Сорокин, Е.Д. Касьянов, Г.В. Рукавишников, О.В. Макаревич и др. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2020. - № 2. – С. 87 – 94.
10. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – Москва: Издательство МГУ, 1983. – 288 с.
11. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: специальность 19.00.01 «Общая психология. Психология личности»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Фесенко Павел Петрович; Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005. – 24 с.
12. Харламова Т.М. Специфика психического состояния и копинг – стратегий студентов при дистанционном обучении в условиях пандемии COVID – 19 / Т.М. Харламова // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2020. – С.26 – 39.
13. Bradburn N. The structure of psychological well – being / N. Bradburn. – Chicago: Aldine Publishing Company, 1969. – 332 p.
14. Ryff C.D. The structure of psychological well – being revisited / C.D. Ryff, C.L.M. Keyes // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – Vol. 69. – P. 719 – 727.
15. Qiu J. A nationwide survey of psychological distress among Chinese people in the COVID – 19 epidemic: implications and policy recommendations / J. Qiu, B. Shen, M. Zhao et all // General Psychiatry. – 2020. - № 33 (2). – P. 1 – 4.